У нас ЧП: алгоритм взаимодействия со страховой и МЧС
Кто не рискует – тот не пьёт шампанского… не поднимается в горы, не бросается в бездну, не выходит из зоны комфорта и не хвастается захватывающими историями и фотографиями. Отношение к риску и его степени целиком зависит от нас, однако случай и его последствия подобны рулетке – кому не повезет в этот раз?
Что делать, если не повезло: куда звонить и что говорить, чтобы получить реальную помощь, а не сплошные разочарования?
Страховка – это инструмент, который реально работает в критических ситуациях. Если до этого всё было сделано правильно, конечно. И если вы не попали в ситуацию, когда произошедшее нельзя квалифицировать как страховой случай. Тогда страховая не заплатит.
Случайности не случайны
Страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования. Договор не составляют медиумы и экстрасенсы, да и застраховать себя от всего не получится даже за очень кругленькую сумму, но вот предположить, что в горах есть риск попасть в лавину, сломать что-то или попросить об эвакуации – не только можно, но и нужно, заранее.
Чтобы страховая компания и её местный ассистанс смогли вступить в игру, для начала важно подтвердить наступление страхового случая, т.е. доказать причинно-следственную связь между прописанным страховым риском и чрезвычайным происшествием.
Алгоритм взаимодействия со страховой компанией
До отъезда
● Убедиться, что взяли с собой страховой полис со всеми реквизитами и контактами для связи в случае ЧП;
● Обеспечить себя/группу связью с “большой землей” и страховой в частности. Важно заранее проверить, всё ли работает, уточнить места, где связь “ловит”, вовремя оплатить обслуживание и т.п.
● Распечатать копию страхового полиса, подробности маршрута, график движения и все необходимые контакты для связного группы (выпускающей организации, родственников, отвечающих за связь и координацию и т.д.).
Во время ЧП
● Оценить ситуацию, обеспечить безопасность себе и по возможности пострадавшему. Немедленно позвонить в страховую компанию/ассистанс, номер которой указан в полисе. Если группа оказалась вне зоны доступа, то нужно отправить минимум двух участников маршрута к месту, где звонок будет возможен.
● Сообщить точную информацию о пострадавшем (Ф.И.О., номер страхового полиса, характер требуемой помощи, местонахождение клиента, номер телефона для обратной связи).
● Уточнить дальнейшие действия до приезда врачей и спасателей (узнать, кто будет связываться со спасателями). Оказать пострадавшему необходимую помощь, обеспечить теплом и покоем. Важно помнить, что страховая компания не несет ответственности за исход и уровень медицинской помощи, оказанной не через ее сервис, поэтому самостоятельные оказание первой помощи должно быть оправдано ситуацией.
● Продумать и согласовать со страховой график движения, маршрут и/или план транспортировки с иммобилизацией, если это необходимо. До организации спасработ важно сразу выбрать обоснованный способ эвакуации для обеспечения адекватной медицинской помощи: это может быть эвакуация своими силами (если транспортировка не ухудшит состояние пострадавшего или если нет уверенности, что помощь придет достаточно быстро), вызов спасателей “на себя”, по текущим координатам (при невозможности транспортировки по разным причинам) или комбинирование этих двух способов (например, эвакуация своими силами до оговоренной со спасателями точки).
● Подготовить пострадавшего к передаче спасателям и собрать для него необходимые личные вещи (документы, удостоверяющие личность, страховой и медицинский полис, деньги, телефон и т.д.).
После возвращения домой (при возникновении страхового случая)
● Заполнить письменное заявление установленной формы для получения страховой выплаты;
● Предоставить полис и/или договор страхования;
● Предъявить все документы, удостоверяющие личность заявителя (самого застрахованного лица или наследника, представляющего его интересы);
● Собрать весь перечень документов, которые удостоверяют факт случившегося страхового случая.
Комментарий эксперта Muzzy.ru: Желательно иметь координатора, у которого есть копии паспортов, страховок, описание маршрута и график движения вашей команды, чтобы при возникновении непредвиденной ситуации не тратить время на поиск и передачу информации. При «заявке» на маршрут, желательно также дублировать все эти данные сотрудникам МЧС. Номера для связи лучше иметь не только в записной книжке телефона, но и на бумаге, спрятанной в недоступном для влаги месте.
Вперед, спасатели!
С августа 2013 года в любой непонятной, а то и страшной ситуации можно звонить на единый номер вызова экстренных служб – 112. Звонящего перенаправят на линию скорой помощи, полиции, аварийной службы, МЧС, службы газа, спецслужбы «Антитеррор» или на аварийную службу ЖКХ.
Однако уходящему в горы нужно помнить, что мало кто разбирается в его предполагаемом маршруте лучше, чем он сам, особенно если звонить диспетчеру, находящемуся в центре города. Поэтому нелишним будет не только заранее узнать номера телефонов поисково-спасательных отрядов (ПСО), действующих максимально близко к району ваших путешествий, но и встать на учет с присвоением номера при выходе на маршрут.
Например, если вы решили “погулять” по Кавказу со стороны Карачаево-Черкесии, например, по Архызу, отметьтесь у дежурного ПСО по телефону +7 (8782) 23-90-60, 23-90-61 или отправьте заранее заявку со списком группы и маршрутом по электронной почте pso272@mail.ru. Если же вас заманило Приэльбрусье, звоните дежурному ПСО по Кабардино-Балкарии: телефон +7 (8662) 49-3284, 49-3244, электронная почта odevpso@yandex.ru. Телефон оперативного дежурного в поселке Терскол +7 (8663) 87-1489.
Если сомневаетесь, куда звонить, обратитесь в МЧС по номеру горячей линии 8-800-775-17-17 или в Справочную МЧС России 8 (495) 983-79-01.
Комментарий эксперта Muzzy.ru: Зачастую, человек, попавший в критическую ситуацию, должен получить ответ на вопрос «что ему делать?»: ждать помощи спасателей, куда-то перемещаться, оказывать первую помощь пострадавшим и так далее. И если условия не позволяют самостоятельно координировать такие вопросы, нужен надежный «тыл». Это, конечно, близкие люди, друзья и опытные товарищи, готовые оказать не только моральную поддержку.
Чтобы не растеряться при ЧП и сообщить в МЧС все необходимые данные, используйте как памятку формулу 5W или её менее лаконичный русский аналог – КГЧКП.
Кто? / Who?
В первую очередь нужно представиться и сообщить номер для обратной связи (помните, что ваш звонок может оборваться).
Когда? / When?
В стрессовой ситуации многим кажется, что нужно поставить на уши полгорода и ждать помощи сию же минуту, однако в МЧС работают люди с многолетним опытом и холодной головой – фактор времени во многом определяет успех поисково-спасательной операции, но его определяет не момент звонка, а момент произошедшего.
Где? / Where?
Для того чтобы сориентировать спасателей или перенаправить ваш вызов к более близкому к месту происшествия поисково-спасательному отряду, диспетчеру важно знать максимально точное местоположение случившегося. Когда речь идет о горной или иной дикой местности, постарайтесь с помощью карты описать нитку движения (откуда и куда шли до ЧП) с названиями рек, перевалов, ущелий и т.д.
Что произошло? / What?
Кратко и сдержанно сообщите о случившемся: что произошло, какая требуется помощь, есть ли пострадавшие и каково их состояние. При первичном и вторичном осмотре будьте максимально внимательными – лучше предполагать худшее и перестраховаться, чем недооценить характер травмы и потерять товарища. Если у вас пропал человек – сообщите место, где вы его в последний раз видели и куда, по вашему мнению, он мог бы направиться.
Погода? / Weather?
Чтобы не усугубить ситуацию, сообщите спасателям о погодных условиях на месте происшествия (это будет полезным не только при вызове транспорта, но и для самих спасателей и вспомогательных отрядов, которые выдвинутся вам на помощь). Не лишней будет также информация о локальных препятствиях (реках, камнеопасных кулуарах, скальных сбросах и т.д.) и советы по их прохождению.
Берегите себя и пусть ваш риск всегда будет обдуманным и оправданным!
- Где (даже если на этом связь оборвётся, то спасатели будут знать место ЧП),
- Что (понять, какая именно нужна людям помощь),
- Кто (количество пострадавших, возраст, пол и т.п. - важная информация),
- Когда,
- Текущая погода в точке ЧП (актуально в случае скорого прилёта вертушки).
Почему общение со страховой надо переложить на наблюдателя? Все просто. У него должна быть вся информация о страховке, группе и маршруте. И эту информацию придётся долго зачитывать по телефону для ассистанс. В ассистанс не сидят на телефоне и страховых случаях альпинисты и туристы - оператору, вполне вероятно, придется объяснять простейшие вещи, например, разъяснять серьезность случая. Придется связывать их со спасателями. Кроме того ассистанс принимает заявку, а затем может перезванивать для координации действий. Наконец, ассистанс, может быть, придется "пинать", чтобы они что-то сделали.
А теперь представим себе - вы где-то под перевалом, у вас травма, дует ветер, у вас "спутник" на который нельзя перезвонить. Вы достаете распечатаный полис и несколько минут ждете соединения с оператором ассистанса ("ваш звонок очень важен для нас..." и вот это все), а потом пытаетесь прочитать номер полиса на фоне белого снега... ну и так далее. Все это заменяется одним звонком - "Мы на маршрута 3Б на Высокую, под первым жандармом, Вася поломался". Наблюдатель все остальное знает (участников, данные полиса, спасателей и т.д.) и имея нормальную городскую связь организует спасы.
А если АМ - это одна группа, то должен быть наблюдатель (лучше два, чтоб не скучно было )), который, в идеале, знает и умеет действовать грамотно и имеет соответствующее мат. обеспечение.
И, вот, ко всему к этому, обязательно (!) должна прилагаться грамотно выбранная и оформленная страховка.
Ну, а сама по себе бумажка со словом "вертолёт" может ни чем не помочь, даже, если за неё отдали несколько тысяч ...
был передаточным звеном от потерпевшего к страховой
при этом уже в операционной решался вопрос об оплате - по телефону, хотя вроде все динстанции прошел, до нарколога
при этом я так понял что это к только к советикусам относится
Мы такие плохие и нам не верят пока все подтверждения не пришлем или как?
Западники проблем не имеют при этом
Кстати в одном случае не оплатили потом
Когда выяснится что это гражданин другой страны?
Такой опыт был?
Кстати, у нас не возникло проблем с выплатой за операцию и эвакуацию.
Но денег и времени на переговоры с страховщиками у нас ушло уйма. Если бы все переговоры шли с их телефона, то это бы было ценой выплаты страховки. Без приувеличения
Мы, например, много разговаривали со страховой по спутниковому телефону - потом предоставили распечатку и страховая возместила стоимость всех звонков, связанных со страховым случаем.