Турбаза “Высотник” (Лен-АльпТурс) - не на высоте
Каждый, кто был в поселке Тюнгур, ходил на Белуху или к ее подножию, наверняка видел или слышал о турбазе “Высотник” - самой большой и раскрученной местной турбазе. Рекламный щит стоит сразу при въезде в поселок и не заметить его сложно. Мы останавливались на “Высотнике” дважды - в 2017 и в 2018 году. Первое впечатление турбаза производит хорошее - аккуратная и большая территория, различные варианты размещения, улыбчивый персонал, неплохой набор услуг для туристов - заброску организовать, завтрак съесть или машину под охраной оставить. Но, как говорится, первое впечатление часто бывает обманчивым.
Цель дальнейшего повествования не перечислить мелкие пакости жизни, которые и так нас ежедневно окружают, а поделиться фактическим опытом сотрудничества с турбазой “Высотник” и людьми, которые за ней стоят. Возможно, это поможет избежать ошибок тем, кто планирует свое путешествие в район Белухи.
Не пройдет и дня пребывания на турбазе, как вы заметите, что на “Высотнике” все-таки что-то не так. Вроде бы и солнце светит, и бирюзовая Катунь несет неподалеку свои быстрые воды, но почему-то все равно от отдыха остается осадок. Вскоре становится понятно откуда он взялся. Если вы когда-нибудь захотите узнать, что значит слово “коммерция” в своем худшем смысле - обязательно посетите “Высотник”. Хотя бы зайдите на 15 минут - посмотреть и подивиться. Единственное, за что с вас не возьмут там деньги - это за воду из ручья и за туалет. Доходит до смешного: сняв номер в гостинице за несколько тысяч, бесплатно поиграть в волейбол или бадминтон у вас не получится - будь добр заплати. Залить термос кипятком - заплати. Зарядить телефон - заплати. Завтрак, который стоит 350 р, представляет собой настолько мизерную порцию каши, что даже самая маленькая девочка в группе не может наесться, не говоря уже о здоровых мужиках перед выходом на маршрут. Постельное белье в турприюте (стоимость проживания 800-1000 р. с человека) меняют раз в несколько групп - на простыне рассыпаны чипсы, а на подушке чьи-то волосы. Цены в кафе на территории турбазы в несколько раз завышены по сравнению с ценами в любом заведении в поселке, где будут к тому же еще и настоящие местные блюда, а не картошка-фри. Летнего душа на территории турбазы предусмотрительно нигде нет. Хочешь помыться - сними номер в гостинице или закажи баню за несколько тысяч. В противном случае привяжи себя веревкой к берегу и лезь в Катунь.
С набором высоты ситуация усугубляется. В филиале “Высотника” неподалеку от Аккемского озера сходить в туалет получится не иначе как за 50 рублей. Проживание в своей палатке стоит 200 рублей с человека, а кухарка начинает свой рабочий день со сбора жимолости по ближайшим кустам, чтобы затем продавать ее, протертую с сахаром, туристам по 200 рублей за две столовые ложки. Заплатив за проживание, бесплатно оставить мусор на турбазе не получится - будь добр заплати по 100 рублей за килограмм, хотя вертолет делает по несколько рейсов в день и часто обратно летит пустой. Туристы, разумеется, не дураки и выкидывают свой мусор в ближайшие кусты.
Кто-то скажет, что так и должно быть - в России нужно быть рвачом - иначе ничего не получится. Позволю себе возразить. Есть множество мест, ничуть не менее труднодоступных, где все организовано иначе (яркий пример - Кенозерский парк в Арханельской области). Разница в людях, которые за этим стоят. Одним место в пыльном московском офисе - строить коллегам козни и “ходить по головам”, а другим заниматься туризмом, организацией путешествий и другими подобными вещами. Плохо, когда по воле судьбы эти люди меняются местами.
Последней каплей, после которой захотелось написать эти строки, стали не все эти мелкие пакости, а ситуация с вертолетом, с которой мы столкнулись после спуска с вершины Белухи. Про Ивана Храбрых - старшего гида турбазы “Высотник” - мы были наслышаны давно, как про одного из самых опытных гидов на Белухе. Заранее прониклись к нему уважением. Он не был нашим гидом, но мы с ним встретились по дороге к Томским стоянкам, а также и на самих стоянках. Но после первой встречи были немного разочарованы - первым делом Иван стал выпрашивать у нас что-нибудь понести за деньги. Группа, состоящая почти целиком из мужиков с многолетним походным опытом, отнеслась к этому с непониманием. При мимолетном обсуждении маршрута и тактики восхождения, Иван зачем-то каждые несколько предложений добавлял фразы типа “я очень крут”, “я супер профессионал” (дословно) и т.д. Видимо, чтобы добавить веса своим словам. Но мы, в принципе, и так не сомневались в его опыте. Решили, что мы, наверное, чего-то не поняли в Иване, а первое впечатление, как уже говорилось выше, бывает обманчивым.
Прошло несколько дней. Мы успешно сходили на гору и вернулись на Томские стоянки. Иван по-прежнему был там. Не успели мы снять рюкзаки, как Иван подошел к нашей группе и предложил следующее:
“Есть вариант улететь вертолетом до Аккема. Вертолет оплачен туристами, которые забрасываются сюда, а обратно летит пустой. Пилот не против заработать и возьмет на борт человека за 5 тысяч”.
Руководитель нашей группы спрашивает, кто хочет воспользоваться данной возможностью. Лететь решают два человека. Вскоре вертолет прилетает, Иван, оба пассажира и наш руководитель бегут к вертолету. Пассажиры садятся в кабину. За несколько секунд до взлета Иван открывает дверь кабины и кричит пассажирам: “отдадите по 6 тысяч”. За шумом винтов это слышат только пассажиры и пилот. Руководитель стоит в нескольких метрах от вертолета и этого не слышит. Иван после вылета вертолета ему об этом ничего не говорит.
Далее группа за несколько часов спускается на Аккем, где двое ребят, улетевших на вертолете, задают резонный вопрос нашему руководителю: “почему с нас взяли по 6 тысяч, если договор был по 5”. Для руководителя это явный сюрприз и ему ничего не остается, кроме как отдать разницу из своего кармана. А затем задать тот же вопрос Екатерине - администратору филиала “Высотника” близ Аккемского озера. Но Екатерина ничего решать не хочет и переводит стрелки на своего руководителя - Лебедеву Галину Александровну, которая сидит на нижнем “Высотнике” в Тюнгуре. Очевидно, что Иван Храбрых решил подзаработать пару лишних тысяч таким грубым способом, подумав, что ребята, впечатленные полетом на вертолете, не будут задавать лишних вопросов из-за какой-то тысячи рублей. Деньги в самом деле небольшие и устраивать из-за них разборки совсем не хотелось, но слишком уж грубо они были “заработаны”, да еще и при свидетелях - рядом стояла почти вся наша группа, когда Иван и наш руководитель договаривались о цене. Откладываем разрешение ситуации до Тюнгура.
Спустившись вниз, вежливо рассказываем о ситуации Лебедевой Галине Александровне - директору турбазы “Высотник”. Сразу становится понятно, что клиент здесь всегда не прав, но она делает нам большое одолжение и обещает выйти на связь с Иваном и пилотом вертолета, чтобы прояснить ситуацию. Возвращаемся к этому вопросу вечером. В этот раз Галина Александровна зовет себе в помощь какого-то старичка (тоже какой-то руководитель), который с насмешливым видом играет словами и предлагает нам еще раз сходить на Томские стоянки, раз мы хотим получить обратно свои две тысячи. Судя по диалогу, они даже и не пытались разобраться в ситуации и просто решили от нас отделаться, как от очередной “проблемной” группы. Разговор закончился откровенным хамством с их стороны, мы поняли с кем имеем дело и отступили. Недаром говорят - рыба гниет с головы. Какие руководители - такие и сотрудники. Руководство “Высотника” (ЛенАльпТурс) решило, что их репутация стоит двух тысяч рублей. Будь они мудрее, возможно этого текста не появилось бы в сети.
На следующий день мы благополучно уехали, но перед этим руководство “Высотника” умудрилось еще раз плюнуть в нашу сторону. Утром один участник нашей группы пошел на берег Катуни. Сидел на берегу и делал записи в своем дневнике. Неподалеку дотлевал кем-то разведенный с вечера костер. Внезапно из кустов выскочили пресловутый старичок и какой-то рабочий с лопатой наперевес. Не успел наш парень ничего понять, как был обложен трехэтажным и обвинен в разведении костра в неположенном месте. Попытавшись что-то сказать в свое оправдание, в ответ услышал: “чем болтать, бери лопату и закапывай свой костер”. Решив не связываться, он взял лопату, но наезды и рассуждения в его адрес продолжились. Тогда он выкинул лопату и послал обоих подальше.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Только один: больше не иметь никаких дел с “Высотником”. Чтобы не испортить себе отпуск мелкими гадостями - рекомендуем не иметь с ними дела и вам. “Сотрудничество” (если это можно так назвать) с ними чем-то похоже на ситуацию, когда заснул вечером в метро, а проснулся без штанов. Так и люди - приезжают и словно пребывают во сне, очарованные магией гор, романтикой альпинизма и туризма, начитавшись книжек о честных и благородных восходителях, готовых в любой момент к подвигу и самопожертвованию. Им совсем не хочется думать о каких-то пакостях, которых и так хватает в городе. Хочется думать о возвышенном и видеть во всем только хорошее. И тут их встречает Галина Александровна со своей командой.... что происходит дальше - вы уже представляете. Ходят слухи, что в будущем году “Высотник” возьмет в аренду Томские стоянки - основной подход к Белухе - одной из самых значимых вершин России; горе, являющейся всемирным наследием ЮНЕСКО. Мы искренне надеемся, что у “Высотника” не получится провернуть это дельце. В противном случае всем, кто решит в будущем сходить на гору, придется платить “на карман” Галине Александровне и ее друзьям.
P.S. Очевидно, что мы шли по пути наименьшего сопротивления, выбрав в Тюнгуре первую попавшуюся турбазу с самой заметной рекламой. Поняв, что “Высотника” с нас хватит, мы буквально за полчаса нашли еще несколько турбаз с условиями ничуть не хуже, а где-то даже и лучше. Неожиданно всё оказалось на порядок дешевле, чем мы привыкли считать: и заброска лошадьми, и заброска на ГАЗ-66, и питание, и проживание. Местные жители только усмехнулись: “Где же вы раньше были. Это и есть наши обычные цены без накрутки “Высотника”.
"местные сдававшие в аренду лошадей для заброски на аккем уже заводили разговоры о том, что дескать надо ограничить нагрузку на бедную лошадь 30 килограммами и брать больше денег с этих богатых туристов"
А вот это правильно. Действительно, барство - лениться самим дойти с рюкзаками. С таких и надо брать больше.
1) Не говорите мне что делать, и я не скажу куда Вам идти.
2) Если надо объяснять, то не надо объяснять.
Согласно второй, дальнейшее обсуждение этого вопроса с Вами мне представляется бессмысленным.
Так и нанимают, и давно.
Вот пример https://vk.com/tourclub_msu?w=wall-416558_1659%2Fall
Ты просто в совке застрял)
Наверное всё еще за посторонними бабами бесплатно рюкзаки таскаешь )))
Сейчас проще: не обязательно лично носить чужое барахло человеку, которого после похода ты, скорее всего, никогда больше в жизни не увидишь.
Когда руководитель говорит - Эта Ж30 пойдёт с нами, поэтому ты потащишь на 5 кг больше - тащить не обязательно. Просто дай ей денег )))
А зачем его идти? Мы не ходили, наняли в Высотнике плот, забросились к устью Аккема и шли оттуда. Заодно и по Катуни прокатились, с купанием по пути и красивыми видами с воды.
Очень хороший вариант, рекомендую!
но вот про слова от Ивана Храбрых “я очень крут”, “я супер профессионал” (дословно) - могу точно заметить что это откровенная ложь. Нет у него в лексиконе этого, не придумывайте.
Спуск на Робинсоне с Томских до Аккема за 5-6тыр - считаю вполне приемлемой ценой, на фоне 32тыр от Аккема до Тюнгура. Не хочешь - не лети. Вполне допускаю что эти деньги (от Томских до Аккема) вообще шли только "водителю кобылы", а Иван в той ситуации был всего лишь ретранслятором. Вот уж воистину: не делай людям добра - не получишь от них в ответ зла.
Если Томские будут взяты в аренду и при этом очищены от гор мусора, оставленных там туристами - буду рад. Хотя конечно, должна быть и альтернатива.
Дискуссия в комментах про цену и предельный вьючный вес лошадей - позабавила. Вы туристы или где? :-)
А турист, как меня учили, это "человек в любых условиях устраивающийся с максимально возможным комфортом". Я это считаю определением.;-)
Было несогласие с претензиями к местным по этому поводу. Имеют полное право как хотят своих лошадей грузить и сколько угодно за это запрашивать. Нет у них никаких оснований заботиться о туристах больше, чем о своих лошадях и о себе. Вообще ничем никому из нас не обязаны.
Простите, но Ваши два комментария выше лично я воспринял именно как заявление о том, что заброска на лошадях неоправданна. И поэтому как "сочинительство" выглядит именно этот Ваш комментарий. Если хотите что бы Вас правильно понимали - потрудитесь четко формулировать свои мысли.
Лошадь спокойно несет человека, это 60+ кг. И выглядело это не как забота о животных, а как попытка увеличить свои доходы. Есть такой синдром на постсоветском пространстве - если где то появляется вал туристов, то местные жители зачастую начинают активно лениться, типа че бы мы не делали, как бы не косячили и какие бы цены не ломили - все равно какие то люди приедут. В Домбае к примеру сейчас такая история по отзывам...
Для тех, кто считает, что местные слишком много денег просят, всегда есть возможность без нее обойтись.
++И выглядело это не как забота о животных, а как попытка увеличить свои доходы. ++
Совершенно оправданная попытка. Я не понимаю этих претензий. Что плохого в желании увеличить свои доходы? Чем больше желающих пройтись налегке - тем дороже лошадь. Странно, если бы было наоборот. И у нас в городах точно так же с ценами на услуги.
Я это заметил. Увы, но боюcь ничем не могу Вам помочь;-(
2. Цена за полет на вертолете 5-6 тысяч, несомненно, приемлемая. С этим никто не спорит. Но, как Вы могли заметить из текста, речь не о приемлемости цены. А об уговоре, который Иван нарушил из-за каких-то своих соображений. А уговор, как говорится, дороже денег.
Так что - Ваши слова против их слов. Всего лишь.
Вы деньги за место в вертаке именно ему отдавали? Полагаю, что вертолётчику. Вертолёт - не турбазовский, поэтому получить деньги с него Ивану никак. Так что, не придумывайте и не додумывайте. Вертолётчик решил подкалымить, назначил а потом решил увеличить цену. Бывает. В крайнем случае готов поверить что Иван получил с вертолётчика комиссионные, за клиентов. Но то что претензии не к нему - однозначно.
Тогда почему ребята отдали по 6, если им было сказано по 5?
Не нравятся люди, обойди их стороной...
Навязываются, пошли по маршруту...
Пристают, дай в морду...
Но все в пределах УК РФ...
Не нравятся цены, не пользуйся их услугами...
С ценами же просто, все голосуют рублём...
Это не всегда возможно. Возьмут, к примеру, в аренду Томские - куда деваться восходителям на Белуху? Или назвали одну цену, а при расчете потребовали другую, как тут описано.
Тут уж вполне справедливая претензия, если так было.
А если они при этом решат проблему мусора, поставят душ и туалеты - честь им будет и хвала.
При переписке отвечали быстро и по делу. Хотя может все от смены персонала зависит.
А насчет закаконности - так туалеты надо ставить. Или горные туристы с оформленными маршрутками, в отличии от матрасников, испражняются исключительно порхающими бабочками?
Ну а по теме, наслышаны про Высотник. В прошлом году, ребята за забором базы(на приличном удалении), решили палатку на берегу Катуни поставить, прибежал охранник и заставил платить, мотивируя что это их земля.
А по поводу мусора, в 2017 стояли рядом с бочками(выше по склону), дак там просто кучи мусора на стоянке и рядом - пришлось всё почистить в радиусе 100 метров. Так что не особо там кто то заботится.
А Томские в аренду это вообще треш, там приграничная 5-ти километровая зона, это вообще законно? Или деньги решают? На Дорошколе тоже дом уже строят, вроде турбаза будет. Оно конечно вроде и неплохо бы, если б не этот быдло-маркетинг, когда было ваше, стало наше - теперь плати.
В Актру в этом плане лучше и народ приветливей - имхо.
Наезды на конных матрасников улыбают - очень похоже на претензии к владельцам дорогих инормарок (дескать остальных за людей не считают - это мягко говоря не так, быдлячество слабо зависит от достатка). Я бы эти претензии адресовывал к организаторам туров, это их задача объяснить клиентам правила поведения и следить за тем что бы мусор не оставался. В качестве примера могу привести АУСБ Безенги - за 15ть лет что я туда езжу район становиться популярнее год от года, при этом появляются всякие таблички-указатели-лавочки в живописных местах, улучшается маркировка троп, а мусора (включая старый советский) становится все меньше и меньше. В этом году на безенгийском леднике вообще ни одной старой банки не увидели, до того встречались...
Всю тропу засрали, так и шли по конскому говну до самого Чибита.
Как после этого хорошо относиться к использованию лошадей?
Они туристам ходить там мешают.
Самим-то - не смешно, с таких жалоб, здесь?
Погоды Вам!
В итоге решил для себя избегать таких популярных мест и не поддерживать туда массовые поездки матрасников - лучше их напугать, что там медведи и холодно, чем встречать в таких местах стада дикарей, не уважающих природу гор и не умеющих себя на ней вести. Они своим поведением кстати и коренных жителей портят - среди алтайцев все больше становится рвачей, хотя до сих пор встречаются приветливые и спокойные люди.
Для меня, поскольку мы ехали издалека (Москва) и ехали на Алтай по сути первый раз, было важно пользоваться услугами некой надежной конторы "на слуху", которая не "испарится" после того как возьмет деньги. Я знал, что переплачиваю в ряде случаев, за удобство, за то чтобы не бегать самому по Тюнгуру или Кучерле в поисках шишиги или газели. Ну и ок, это мои деньги.
С Иваном Храбрых так уж получилось, что пересекались несколько раз. Я не верю в то, что описываемая топикстартером ситуация - это был какой-то обман, думаю скорее какое-то глобальное недоразумение. Иван оставил очень хорошее впечатление о себе, как профессионал, очень вежливый и веселый парень. Никаких таких понтов и вымогательства денег не было, даже наоборот, Ваня был готов предложить безвозмездную помощь в ряде случаев.
Ну как то так.
В этом году мы остановились на другой турбазе в Тюнгуре, которая больше "Высотника", но менее популярна. И остались очень довольны: цены ниже, условия лучше (комфортабельные номера в национальном стиле с удобствами прямо в номере), кухня сытная, территория турбазы тихая, отношение к постояльцам очень душевное, по всем вопросам идут навстречу - хочется приезжать снова и снова. Чтобы не сочли за прямую рекламу - название турбазы здесь писать не будем. Но если кому интересно - вы ее без проблем найдете на карте. Или напишите в личку и мы поделимся информацией.