Айболиту и не только. И совсем немного об истории. Записки скалолаза.

Пишет Nikolai is Taсhkenta, 27.06.2018 14:17

Айболиту и не только. И совсем немного об истории. Записки скалолаза. (Альпинизм, Для всех.)

Фото.В.К.Ноздрюхина из архива Л.Д.Ноздрюхиной от И.Логачёва.

Здравствуй Борис, здравствуйте друзья, читатели.
Ниже публикую несколько присланных, архивных фото.
Но вначале… Борис, наверное, к твоему посту «Когда раскрываются сердца.», не смог вовремя опубликовать в комментариях.
Память вынимает из души один очень короткий эпизод.
.......
О Вадиме Ашотовиче Эльчибекове.
Эпизод может незаметный, но судите сами...
Май- наверное 86г,может 87г. В закоулках «Мехнатовской спорт базы» я нашёл их. Хорошо, что ещё не уехали, а мне очень нужно было пораспросить о чём-то прошлом , скалолазном.
В маленьком дворике базы готовились к выезду вся сборная Узбекистана- Эльчибековцы.. Я знал их всех .но впервые видел всех вместе.. –А.Лябин, А. Путинцев, В.Воронин, Яхин, кто-то ещё…
…Я распрашивал, стараясь не отвлекать. Благо время позволяло, снаряжения раскидано было много, всё проветривалось, пересмаривалось, ремонтировалось, укладывалось…
...........
Неожиданно, из очень неприметной двери-тренеской или сторожки, появился Вадим Ашотович Эльчибеков.
Он окинул взглядом весь дворик… и вновь как-то исчез.
Через минуту-другую, вновь появился и чуток кивнул мне…
-Николай иди сюда-
Я конечно понимал, что вторгся на территорию альпинистов..
Я на территории сборной, когда она готовится в горы. И с моей строны это неправильно.
Я там, где не место как-бы «посторонним». Да конечно где-то я то-же немного альпинист, да скалолаз, да вроде это то-же горы…
…Я подумал, мне конец.
.......
Конечно, я знал Вадима Ашотовича Зльчибекова!
Конечно, я бывал на заседаниях Федерации, но знал ли меня Вадим Ашотович.
Поздоровались, и почти без предисловий Вадим Ашотович, вдруг протягивает мне две новые ещё упакованные в плёнку верёвки. –
-Возьми, вам скалолазам-
Верёвки с пломбами, Калининградские, только начали их тогда выпускать.
Это было потрясение. Я просто опешил.
Скалолазам ДСО очень редко выдавали верёвки, да и только после сезонов альпинистских восхождений.
Выдавали тренеры в подотчёт и очень редко. Это был ценность и доверие.
А Вадим Ашотович просто поделился… ну как-бы просто , незаметно , не при всех, а при "своих"!
На мои робкие возражения, а хватит ли Вам в горах, - или там где-то расписаться нужно-ли..-
-Он отмахнулся.-
Сейчас я думаю, что Вадим Ашотович тогда вспомнил и своё скалолазание. Тех , далёких -50-х.
В.К.Ноздрюхин и В.А.Эльчибеков- на фото справа.

Так старший брат – альпинист, поделился со скалолазом самым ценным, и горами и снаряжением!
Так, как когда-то в 50-е делился с молодёжью всем своим багажом Владимир Иосифович Рацек.
…….
Одну верёвку я тогда отдал девчонкам сборной.
……

И немного об истории фотографий.

В декабре 2017г, опубликовал я небольшой пост «Скалоазанию-70лет.»
Времени прошло много, и почти случайно прочёл очень интересные комментарии к этой публикации.
Это даже не коментарии, а потрясающее дополнение. Публикую дословно и с удовольствием выставляю почти все фото выставленные И. Логачёвым. Остальные фото в коментариях к посту "70 лет скалолазания."
Благодарю Игоря Логачёва и Л.Д Ноздрюхину.

Комменрарий И.Логачёва.-
"Игорь Логачёв, 27.03.2018 02:26-
Информация автора поста, Николая из Ташкента, о начальном этапе развития скалолазания в Узбекистане находит свое документальное подтверждение. Автору и участникам обсуждения возможно будет интересно увидеть впервые публикуемые кадры из архива В. К. Ноздрюхина, касающиеся первых официальных соревнований по скалолазанию проходивших под руководством В.И. Рацека в 1951г. Фотографии любезно предоставлены Л.Д. Ноздрюхиной."
первые соревнования по скалолазанию среди альпинистов Узбекистана .!951г скалы Ходжикента ,близ "Чайханы у Чинары." Проводит В.И.Рацек.

В.Эльчибеков справа вверху с неизвестным альпинистом(У него ледоруб.).

Спуск дюльфером на курточке (или штормовке?)

Спуск неузнанного спортсмена на "пятой"

Зрители из ближайших селений.

Перерыв на отдых. (Фото добавлено 29июня . 4-40 )

Участники соревнований .Вторая слева Ия Алексеевна Попова ДСО Буревестник. (Фото добавлено 29июня . 4-40 )

Все фото в этой публикации В.К.Ноздрюхина из архива Л.Д.Ноздрюхиной от И.Логачёва.Спасибо.
.............
Остальные фото , что прислал Игорь Логачёв, смотрите в его в комментариях к авторскому посту - "70 лет скалоланию"(в самом низу комментов)
Там Игорь дополнил памятные и душевные моменты с фотографиями из архива Л.Д Ноздрюхиной и возможно своими о наших альпинистах и скалолазах.

Р.S.
Борис это тебе пересылаю-фото юности твоей
Чимган 1975г Впереди Борис Абрамов, далее Наталья Брагина.
Фото от Ивана Гурина.

Источник: Собственное. Все фото-.Фото.В.К.Ноздрюхина из архива Л.Д.Ноздрюхиной от И.Логачёва.

Спасибо Николай!
Знаменитые Ходжикентские скалы у Чинар, сколько там провели тренировок и сами и с детьми...
Чарвакской плотины еще нет...

Сергей , та и скалки те наверное помнят тех , кто их гладил!
А снимки просто исторические. И как хорошо, что мы их увидели.

Эх, Коля, этот бы пост вместо тех тупых репризов. Спасибо тебе за добрую память об этом чутком и легко ранимом человеке. Мы его воспринимали, как обыденность. А спустя время нам всем его очень не хватает. Я помнил этот эпизод с верёвкой.

Значит и ты был там Борис в тот час! Здорово.
Всколыхиваешь ты наши души Борис . И я рад этому.
Будь всегда здоров Борис.

Не имею права судить текст, но снимки потрясающие.
А уж заглавный и Док...

Сколько за таким, казалось бы, небольшим воспоминанием!

Спасибо . Vikzhi. Вы очень в точку.

Спасибо, Николай! Потрясающие фотки!

Без слов... История...

Добавлено фото .
С тех же соревнований....
-29 июня в 4-40 утра добавил в текст ещё два фото-.
Очень извиняюсь, что не сразу получилось.-

Ребята, это история и это здорово что это помнят и что этим делятся со всеми!!!
Николай, здорово, молодец и спасибо, фотографии просто потрясающие!

Спасибо за минутное возвращение в прошлые горные времена, по-альпинистски и по-человечески.

Я кругом и навечно
Виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
Я почел бы за честь.
Но хотя мы живыми
До конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть...
У кого... у кого она есть.

В.Высоцкий.

Не могу сказать наверняка, но последняя строчка звучала так: У Того... у кого она есть.

Стало интересно... проверил по тексту. Таки - "у Кого". Там, где Боря на фото, не Шкондин Толик ли сидит за ним? А на фото, где Попова И.А., левее нее лежит женщина, похожая на Тысячную Галину Григорьевну. Половина скального пояса этих ходжикентских скал сейчас в частном владении.

streb, спасибо.
Строчки прямо за душу зацепили.
Сколько же он успел в жизни для нас!!!

Человек с ледорубом на совместном фото с В.Эльчибековым - военврач и альпинист Владимир Морозов из команды В.И. Рацека.
В.Морозов являлся участником многих экспедиций команды военных альпинистов ТуркВО, и судя по количеству обнаруженных кадров с его участием - был хорош и как врач и как альпинист.
На прилагаемой ниже фотографии В.Морозов возможно ведет протоколы данных соревнований.

Кроме военврача Морозова к организации соревнований В.И. Рацеком был привлечен и другой участник его команды - старший лейтенант Николай Снегирёв, выполнявший судя по сохранившимся фотографиям функции распорядителя и одновременно, как видно из нижней фотографии - не терявший времени даром.

Что касается остальных участников соревнований 1951 года, то по прошествии стольких лет определить удалось к сожалению немногих.
В частности, на первом фото данного блога в первом ряду третья слева - Нелли Авдеева, (1931г/р, студентка филфака САГУ, 3 разряд по альпинизму) а крайняя справа - Марианна Дмитриевна Коноплёва (1930г/р, студентка филфака САГУ, мастер спорта по альпинизму (1967г.), инструктор альплагеря "Урожай-Дугоба" с 1953г., проживает в Москве с 1958г.)

М.Д.Коноплёва - данное фото любезно предоставлено ею самой.

В середине второго ряда девушка невысокого роста - значкистка Ирина Мильман - также студентка САГУ, участница экспедиции 1951г. в киргизский Алатау, дальнейшую судьбу которой установить не удалось.

Спасибо, Игорь! Жива таки память...

Поскольку в посте вновь упоминается имя В.А. Эльчибекова, то осмелюсь внести свою скромную лепту в виде нескольких фотографий его альпинисткой юности с короткими комментариями о нем и окружающих лицах.

В 1952г. команда военных альпинистов ТуркВО под руководством В.И. Рацека проводила тренировочные сборы в Каракольском ущелье в хребта Терскей-Алатау (Киргизия) с восхождением на высшую точку хребта - пик Каракольский (5281м).

Данное мероприятие имело целью подготовить команду к рекогносцировочной экспедиции в район п.Победы с восхождением на пик Чапаева, что и было осуществлено в том же сезоне.

В промежутке между этими экспедициями команда успела посетить соседнее ущелье Джеты-Огуз, отдохнуть на озере Иссык-Куль и возложить венок к памятнику у могилы знаменитого исследователя Н.М.Пржевальского.

Указанная военная-спортивная экспедиция была "разбавлена" всего одним гражданским лицом, участвовавшим в ней от спортивного комитета республики Узбекистан, и этим лицом как раз и был В.А.Эльчибеков, уже имевший к тому времени хороший спортивный опыт.

Июль 1952г. Внутренний двор областного военкомата в г.Пржевальск.
В.Эльчибеков и радист экспедиции Валентин Ковалёв (на переднем плане) примеряют и подгоняют выданное снаряжение.

Примеряемая В.Эльчибековым обувка отнюдь не простая. Это американские лендлизовские горные ботинки вошедшие в историю советского альпинизма под названием "Студебеккеры".

В.Эльчибеков в верховьях Каракольского ущелья.

В.Эльчибеков, А.Королёв и второй врач команды В.И.Рацека - В.Никонов (на переднем плане) на склоне напротив п.Каракольский.

Кстати вполне добродушный с виду Альфред Королёв на деле был бывшим морским пехотинцем уничтожившим во время войны девять фашистов.
Позднее, в 1957-59гг. он был участником знаменитой зимовки на леднике Федченко проходившей в рамках Международного геофизического года, а еще позднее стал специалистом по лавинам и написал замечательную книгу "Лавины не лукавы".

Возложение венка к памятнику Н.М.Пржевальского.
Венок несут Альфред Королев и Эдуард Нагел (справа).
На кадре крайний слева - военврач В.Никонов
Правее Э. Нагела - с часами на руке - В.И.Рацек.

Старший лейтенант Э.Нагел в 1960г. погиб в лавине под пиком Победы.

Два последних кадра - В.Эльчибеков в упомянутой рекогносцировочной экспедиции под п.Победы.

Все приведенные кадры сканированы с негативов из архива В.К.Ноздрюхина любезно предоставленных Л.Д.Ноздрюхиной.

Обалдеть! Спасибо...

Игорю Логачёву.
Игорь письмо ваше получил. И ещё раз благодарю от себя и от читателей, за то, что получил возможность увидеть эти просто уникальные фотографии Виталия Константиновича и за дополнения по тексту.. Огромное спасибо Л,Д,Ноздрюхиной за предоставление фотографий широкому кругу читателей.