вчера был день рождения Юрия Визбора
Вчера был день рождения Юрия Визбора. Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года. В 1960–1980-е годы был популярен как бард. Но кто же в те годы мог предполагать, что спустя много лет в день его рождения в Кремлевском дворце съездов будут проводить концерты, состоящие из его песен? При жизни его в нормальные концертные залы не пускали, в лучшем случае в залы в районных домах культуры. Хотя и при жизни его любили. Но любили в достаточно узких кругах. А теперь на фасаде здания, где он жил, установлен барельеф. А записи концертов песен Юрия Визбора из Кремлевского дворца съездов регулярно крутят на канале «Культура». Профессиональные актеры раскрыли новые грани его мастерства. Прекрасно выглядят мини-спектакли, созданные из песен-диалогов Визбора. Особым хитом сейчас стала песня про технолога Петухова:
Но все ж мы делаем ракеты,
Перекрываем Енисей.
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!
В Кремлевском дворце съездов теперь этот мини-спектакль разыгрывают не только два актера, но и артистки балета. Один актер изображает заезжего гостя из Африки, пытающегося хоть что-то понять в России, другой актер – технолог Петухов, типичный человек из народа, весьма лукавый патриот.
На концертах в Кремлевском дворце съездов раскрылись совершенно цыганские струны души барда. Все-таки «Баллада об укушенном» раньше была мало популярна даже в среде альпинистов и путешественников, из которой Визбор вышел.
Ах, жертва я доверия,
Беды своей родитель!
Тут прямо переборы цыганочки надо наигрывать для монолога улыбающегося до ушей Визбора, изображавшего в своей песне незадачливого влюбленного.
Профессиональные поэты того времени на него просто внимания не обращали. Да и было из-за чего. Рифма у него частенько страдала, стихосложение изяществом не отличалось. А с другой стороны, его работы в жанре песен-монологов и песен-диалогов востребованы и сейчас. Ценят его военные песни, ценят и бытовые зарисовки. Больше всего его любят туристы, альпинисты и люди «суровых профессий» – летчики, моряки, геологи.
Мне повезло. Мой отец, сам инструктор горного туризма, затащил меня на концерт Визбора в районной библиотеке – в большие залы домов культуры его тогда еще не пускали. Мне было 9 или 10 лет, соответственно это был 1966 или 1967 год, а Визбору тогда было 32 или 33 года. Он еще был совсем молодой. Более того, он тогда еще не начал ходить в горы. Именно поэтому мне запомнилось, как он пел про летчиков и моряков.
Та же песня про Серегу Санина – «С моим Серегой мы шагаем по Петровке...». Да ее за рифмы закритиковали бы критики и тогда – в 60-х годах, и сейчас. А ведь какая мастерская зарисовка. К тому же поют ее и сейчас – через 60 лет. Слава богу, что критики эту песню тогда просто не заметили.
Ну и, конечно, песни про горы. Визбору принадлежит фраза: «Горы для того и созданы, чтобы показать человеку, как выглядит мечта!» Это – девиз. А вот, например, его лирическая песня про горы:
Я помню тот край
окрыленный,
Там горы веселой толпой
Сходились у речки зеленой,
Как будто бы на водопой.
Я помню Баксана просторы,
Долины в свету золотом.
Ой, горы, вы синие горы!
Вершины, покрытые льдом.
Обычно Визбор оформлял творческую командировку от журнала «Кругозор», в котором какое-то время работал, и ехал на сборы «Спартака» – московской команды по альпинизму. Команды Владимира Кавуненко, взявшего руководство ею у самого Виталия Абалакова. Вот так и рождались песни:
Однажды весной вдохновенной,
В одной из московских
квартир,
Собрались совсем
не худые спортсмены,
И речь у них шла про Памир...
Еще песня про горы:
Вот это для мужчин,
рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
чтоб не вступать в игру.
Но есть такой закон –
движение вперед!
И кто с ним не знаком,
навряд ли нас поймет!
Грубовато? Пожалуй! По крайней мере излишне прямолинейно. А вот что дальше:
Прощайте вы, прощайте!
Писать не обещайте.
Но обещайте помнить
и не гасить костры!
До после восхождения!
До будущей горы!
Тут воспевается старинная, уже ушедшая традиция, когда в эпоху отсутствия связи группа сопровождения отправившихся на сложное восхождение альпинистов постоянно жгла костер. Костер не гасили, пока группа не возвращалась с восхождения. Да, такая традиция. Красивая. Ушедшая. А не упомяни ее Визбор в своей песне, может быть, сейчас про эту традицию никто и не вспомнил бы.
А как Юрий Визбор воспевал свое одиночество… Это при трех-то женах. Заметим при этом, что кто была «Милая моя! Солнышко лесное!» – так и осталось загадкой.
Что ж, творческие люди всегда одиноки. Хотя бы отчасти. С моей точки зрения, одна из лучших песен Визбора – про закрытие горнолыжного сезона в горах:
Ах, какая пропажа! Пропала зима! Ну не гнаться ж за нею на Север.
Умирают снега, горы сходят с ума, и апрель свои песни посеял.
Ну а что до меня, это мне не дано, не дари мне ни осень, ни лето.
Мой веселый февраль! Три сосны под окном! И закат, задуваемый ветром!
А дальше и следуют лирические переживания неприкаянного человека:
Полоса по лесам золотая легла, ветер в двери скребет, как бродяга.
Я тихонечко сяду у края стола. Никому ни в надежду, ни в тягость.
Творческая натура на гулянке по поводу закрытия горнолыжного сезона ищет и мечется:
Ах, как мало я сделал на этой земле! Не учен, не крещен, не натружен.
Не опасен врагам. Не подобен скале – только детям и матери нужен!
Дорогие мои! Не виновно вино, на огонь не наложено вето!
Вот вам, братцы, февраль! Три сосны под окном! И закат, задуваемый ветром!
А теперь еще немного про признание и про народность. Да, в Кремлевском дворце съездов (или в Театре эстрады) ко дню рождения Визбора приурочены концерты его песен. Но каждый год 20 июня, в день рождения Визбора, в воспетом бардом сретенском дворе собираются люди и начинают петь песни Визбора. Народу не очень много – около 200 человек (не считая того, что кто-то подходит, кто-то уходит). Этот стихийный концерт длится около четырех часов. Кто-то просто заходит минут на 20 посмотреть на людей и отдать дань памяти. А кто-то слушает и поет все время. Поют под гитару. Сменяют друг друга. Как правило, зрители подпевают, и это приветствуется. Жильцы этого дома не протестуют: народ-то собирается хороший. Строго говоря, поют не совсем у дома, где жил Визбор, а метрах в 70 от этого дома. Просто там уютнее и удобнее – во дворе дома № 12 по Панкратьевскому переулку. Строго говоря, жил он не в этом дворе, а совсем рядом. Мемориальная доска – там, где он жил (Ананьевский переулок, 5). Но там собираться петь неудобно: машины ездят и места нет. А во дворике через дорогу удобно.
Вот и вчера, кстати, пели. И через год, видимо, будут. Приходите через год. Лишними не будете.
У Визбора, Вы помните, поют:
«Марка Большая в золоте рассвета…»?
И тронут горы струны наших душ,
И станет ближе дальняя планета...
На Бештау.
Горы мудры и туманны
Встанут выше облаков
И залижут наши раны
Языками ледников...
Но попытки объяснить Визбора бесполезны.
Всё очень и очень просто, однако не пересказывается.
И у каждого есть свои «лыжи» с «непогодой», и «сорокалетье», и «ходики», и…
P.S. Как то было дело, и мы с prussik даже слегка поцапались в далёком 2012-ом, по поводу Визбора: https://www.risk.ru/blog/194065
Так там потом было продолжение (уже не с prussik).
И если б они (prussik с Визбором) знали, как я им благодарен за эту «стычку»...
Но это уже за кадром.
Качества эти для коммунистической диктатуры серости были абсолютно чуждые и враждебные.Но силенки у ей уже не те были. Мешать тормозить не пускать могли- а полностью запретить-нет, слабо, боялись, уродцы.
Битлз кстати тоже оттуда.
Никаким «окном» в другой мир Визбор не был.
Он был органичной частью мира, в котором мы жили (подчеркну, не все, а мы). Вот люди, чуть выше, за одним костром с ним сидели (фраза, кстати, замечательная).
Все «кому полагается» его прекрасно знали и ценили. И популярность его при «режиме» была значительно выше, чем в нынешние времена, когда «всё можно», так как, к сожалению, всё меньше остаётся людей, кому это нужно.
Да и по большому счёту, добавили бы ему что-то концерт на Красной площади и участие в каком-нибудь шоу на телевидении?
Сильно сомневаюсь.
Визбор тоже приложил руку, чтобы сделать в жизни правильный выбор....
Хочется тоже посетить Визборовский двор...
Показать сыновьям....
или это
Еще придет зима в созвездии удачи,
И легкая лыжня помчится от дверей,
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, прожить остаток дней...
Се ля ви:) И это пройдет...
Мои дети может и не поют, но слушают, и это без вариантов.
И как видится, я не одинок.
Хотя тенденция, несомненно, есть.
Мне так подумалось- вошло оно уже все в кровь и в ней растворилось.
И незаметно там присутствует.
На каком то неизвестном нам уровне.
Для восприятия нужна среда, а дети имеют свойство улетать из гнезда.
И как правило, чем выше они поднимаются, тем дальше от него.
Моим обоим не так много за 30, но сын уже высоко и далеко. И некогда ему – вторую очередь завода пускает. Приезжает домой ночевать, и то не всегда.
Я вот больше дочку имел ввиду.
Давеча, кстати, пыталась Ручкина для друзей утащить. Но мы с женой встали единым фронтом и книгу за пределы квартиры не выпустили.
Борис, куда Вы пропали?
Есть сильное подозрение, что последние выходки неадеквата сыграли свою роль.
Хорошо Вас понимаю.
Но помните, здесь Вас любят и ждут.
А придурков в этом мире всегда хватало. Они были, есть и будут.
Но это не повод отказываться от общения с нормальными людьми.
"Вы в ответе за тех кого приручили."
Она для меня перевесила весь концерт, где очень раздобревший Митяев постоянно обзывал Городницкого «Александром Моисеевичем».
И я б на месте «Моисеевича» обязательно вышел к пареньку.
Это то, из-за чего стоить жить и его продолжение в лучшем смысле этого слова.
Но, увы…
Да, и кто не видел:
https://www.youtube.com/watch?v=5flJzfoyqdk
Смотреть стоит до 27-ой минуты.
Попса галимая:)
Не могу удержаться https://youtu.be/fxk8GedJk8E
От "неточеных ножей" вообще крючит:)
Ну, "ужас, ужас...", но не "УЖАС" же.
Я "Как здорово..." тоже без содрогания слушать не могу.
Но песни у него хорошие (и весьма) есть и здесь главное попасть в созвучие.
Он "городской интеллигент с комплексами", а не "из брезентухи" как Визбор или Городницкий, что тоже имеет право на существование.
Хотя последние, случалось, частенько попадали на его территорию. Мир он не чёрно-белый.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=AgPHMgseRrI
Я бы летчиком стал, это знаю я точно!
А ещё он писал замечательные повести и рассказы. Завтрак с видом на Эльбрус перечитывала всё время во время сессии)))
А вообще, поверьте, молодые очень даже поют Визбора, но конечно их сейчас крайне мало. Слишком много разных других направлений, увлекающих молодых своей бесшабашностью, громкими звуками, легкостью ещё чем-то. Среди этого конечно толком не услышишь тихий, проникновенный голос Визбора, как правило сопровождаемый одной только гитарой. Но тем не менее, все ещё есть клубы и детские, и институтские, где поют авторскую, бардовскую песню и Визбора в том числе.
еще конечно "наполним музыкой сердца". А из того, что почему-то меньше поют, "о моя дорогая, моя несравненная леди...", "мы входим в горы, словно входим в сад".
"Ну как мне тебе рассказать, что такое гора, гора - это небо, покрытое камнем и снегом..."
Уже много лет в альплагере "Цей" проводится фестиваль бардовской песни "Цейский вальс" в память о Ю.Визборе и его творчестве. В год тридцатилетнего юбилея с момента первого исполнения Визбором песни "Цейский вальс" состоялся вечер памяти -
http://piligrim-andy.narod.ru/music/cej0314.html
а это запись того самого концерта, весной 1984 года - http://piligrim-andy.narod.ru/music/vizb84.html