Давно забытые маршруты - Чотча по КФ Северной стены, ущелье Гоначхир - ДАЛЕКО НЕ 4Б:))

Пишет Михаил Cемёнов, 26.03.2018 22:20

Давно забытые маршруты - Чотча по КФ Северной стены, ущелье Гоначхир - ДАЛЕКО НЕ 4Б:), Альпинизм, медведь, домбай, теберда, первопроход, Контрофорс Северной Стены, Михаил Семенов, роман губанов, alpexotica)
В этом году Федерация Альпинизма приняла 3 моих первопрохода и один вариант маршрута в моем домашнем районе:)))
Мой отчет о Восхождении на вершину Чотча (передняя) 4Б (Бычков) я подавал на поднятие классификации до 5А (по Домбайским меркам восхождение конечно 5Б, но по моим личным маршрут соответствует 5А, причем 5А достаточно бодрая:)))и как первую ее лучше на рассматривать:)))
Маршрут очень длинный (возможно самый длинный в этом районе), Очень Красивый и логичный:))))
В принципе не приняли справедливо - многие данные у меня небыли указаны, такие как высота начала маршрута и перепад высот и т.п.:))
Списался с Шатаевым В. Н. - получил добро после уточнения в конце сезона подам отчет заново.
Подумал - вдруг у кого-нибудь появиться желание сходить его раньше чем я подам исправленный отчет, поэтому решил его выложить сейчас, может кто сходит и сделает уточнения:)))
И так поехали:
ОПИСАНИЕ РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ

Вершина Чотча 3638 (передняя) в ущелье Гоначхир. По этому ущелью проходить легендарная Военно-Сухумская дорога (бывший 43 маршрут)
От форельного озера (туман-лыкёль) открывается изумительный вид на эту гору, в особенности на маршрут по контрфорсу северной стены.
Гора является внутренней, поэтому погранпропуск на нее не нужен, может понадобиться только пропуск от Тебердинского заповедника.
Идея сходить данный маршрут.
Маршрут очень красивый и его вид с форельного озера, всегда привлекал внимание.
Первая попытка пройти этот маршрут была в сентябре 2011 года в Двойке с Геннадием Скрипко, но пройдя пару веревок, нам пришлось спуститься из-за бушевавшей днем ранее непогоды, весь маршрут был в снегу.
27 сентября 2011 года в двойке в Губановы Романом, мы снова попытались пройти этом маршрут. Веревки шли на усложнении, было много натечного льда, снаряжения для такого сложного лазания не хватало, т.к. маршрут классифицирован как 4Б (на пятерочное лазание не рассчитывали), уже тогда стало понятно, что маршрут гораздо сложнее, его описание очень не точное и его необходимо переклассифицировать.
Маршрут пришлось прекратить из-за срыва участника.
В июня 2015 года в тройке: Семенов М. А. – Попов. М. Л. – Дудкин А. М. была предпринята еще одна попытка пройти данный маршрут, но из-за непогоды снова пришлось отступить. Но нам удалось разведать более хорошее место ночевки под маршрутом и более логичный вариант начала маршрута.
Подробное описание участков маршрута

мы организовали первую ночевку на маршруте на длинной зеленой полке проходящей через контрфорс (≈ 80м длина полки), если смотреть на вершину, то наша площадка была в крайней правой части полки, последнее место на маршруте где можно добраться до воды. Воду можно набрать, если смотреть на вершину, то от нашего места ночевки с полки нужно уйти влево вверх 100-150м под небольшой ледник с которого стекает ручеек, если подойти выше еще 100-150м почти под сам этот ледник, там есть небольшая площадка на которой в 2011 году нами был организован аварийный бивуак на спуске после срыва с маршрута.
R0-R1 –55м 60-65° III- От места нашей ночевки нужно пройти по полке немного влево до простого рельефа похожего на ступенчатый внутренний угол уходящий вверх и переходящий в широкий кулуар по нему простое лазание вверх – веревки до станции не хватило, напарнику пришлось подойти метров 15 (На этом участке контрфорс очень широкий и возможны варианты начала маршрута). Удобная станция.
R1-R2 – 45 м 65° III- продолжаем движение вверх по кулуару (или широкому внутреннему углу) несложное лазание. Удобная станция
R2-R3 – далее по кулуару 20 м – выход на ребро (с этого места видно что влево уходит длинная полка 40-50м) далее по ребру 10 м 65 -70° III+ Удобная станция. С этой станции видно выше в 70-80 метрах нависание на ребре – хороший ориентир далее все движение происходит к нему.
R3-R4 – 35 м 70 -75° IV+ вверх по рельефу ребра преимущественно с правой стороны в направлении нависания. Попадаются живые камни. Удобная станция на якорях.
R4-R5 – 35-40 м 80 -85° V- далее вверх под нависание 30м IV+, нависание обходится с правой стороны, за нависанием выход на ребро контрфорса. Удобная станция.
R5-R6 – 15-20 м 45-50° II+- II- вверх по ребру контрфорса. Удобная станция
R6-R7 – 20-25 м 70° IV+ вверх немного влево по внутреннему углу под жандарм, облаз жандарма слева, далее 15-20 м 50-60° II+ подход под гладкую, монолитную 40 м стену. Удобная станция. (Если с этого места траверсировать в право за угол, то можно выйти на площадку пригодную для ночевки в палатке, мы не проверяли, но с вершины 40м стены видно, что там есть площадка, воды нет).
R7-R8 – 8-9 м 60° II+ подошли под стену еще ближе. Удобная станция.
R8-R9 – 45 м 70-80° V- гладкая монолитная стенка проходится по неявно выраженной щели свободным лазанием (хорошо идут френды), если с вершины стены посмотреть вниз и влево, то можно увидеть площадку под бивуак о которой писалось выше. С вершины стены нужно приспуститься лазанием примерно 3 метра в небольшой провал в ребре между стеной 40м и жандармом со шляпой. Удобная станция.
R9-R10 – 20 м 0-15° III+ обход жандарма со шляпой с права по полке на полке попадается старый железный крюк забитый намертво в нем мы оставили еще с прошлого раза петлю, она очень пригодится второму с тяжелым рюкзаком, по полке до внутреннего угла (по моему второго, точно не помню мог подзабыть) 10 м 65° III+ на лево во внутренний угол и по нему выход обратно на ребро (попадается крюк) и далее по гребню 15 м 30° III+ до выступа. Удобная станция на выступе.
R10-R11 – 45 м 45-50° III- по гребню (ребру) вверх, преимущественно с правой стороны. Удобная станция.
R11-R12 – 15-20 м 50-60° II+ вверх до полки, отдых, чай. Удобная станция. Подошли под ключевую часть маршрута.
R12-R13 – 7-8 м 0-10° I+ - II- траверс в право по полке к основанию крутого широкого внутреннего угла и далее 20-25м 70° IV+ по его левому канту прямо вверх до откола внутри внутреннего угла. Станция полу удобная, петля на этом отколе.
R13-R14 – 40 м 75-85° V+ по внутреннему углу вверх до площадки слева станция на этой площадке, еще левее и выше площадки большое нависание. Удобная станция.
R14-R15 – 40 м 75-85° V+ с площадки обратно в право в как бы продолжение внутреннего угла и по нему вверх до маленькой полочки на одного человека, стоя на ней удобно сделать станцию, мы этого не знали поэтому у нас была неудобная станция на 1-2м ниже. Если следовать рекомендациям удобная станция.

R15-R16 – 40 м 75-80° V+ далее вверх по внутреннему углу выход на ребро контрофорса. Удобная станция.
R16-R17 – 10 м 30° II+ по плечу контрфорса вверх до наклонной площадки на 2-3 человек (на ней нами была организованна лежачая ночевка, палатку тут вряд ли удастся поставить, воды на бивуаке нет, на площадке сложили контрольный тур) чуть выше площадки станция на выступе. Удобная станция. (В этот же вечер обработали еще 20-25м маршрута)
R17-R18 – 20-25 м 80-85° V+ вверх по крутому ребру контрфорса преимущественно правее, сложное лазание этот кусочек мы бы назвали ключевым выход на небольшую удобную полку с травой, в левой части которой удобный выступ под точку страховки, далее 10-15 м 70° IV+ прямо по рельефу вверх. Удобная станция.
R18-R19 – 40 м 70-75° V- далее вверх по ребру в направлении жандарма, подойдя к крутой стене жандарма траверс в право за угол, за углом полка примерно 8м длиной от этой полки вверх по большим ступеням на вторую широкую длинную полку (длина полки примерно 45м), сразу на этой полке удобная станция. На этой полке возможно организовать бивуак на несколько палаток, воды нет. Удобная станция.
R19-R20 – 45 м 0° I по широкой длинной гранитной полке траверс вправо (обход крутого участка на гребне) до широкого кулуара выводящего обратно на гребень контрфорса. Удобная станция.
R20-R21 – 45 м 45-50° II- - II+ вверх по простым скалам кулуара. Удобная станция.
R21-R22 – 30 м 50-55° II+ - III- далее также по кулуару выход обратно на гребень контрфорса в небольшую как бы седловину и далее 10 м 30° II- - II+ прямо по гребню под крутую стенку (от сюда кажется что это очередной жандарм в гребне). Возле стенки есть старая площадка под бивуак, можно поставить небольшую палатку, воды нет. Удобная станция.
R22-R23 – 15-20 м 70-75° IV- крутая стенка обходится слева, сначала траверс метров 5 влево до неявно выраженного внутреннего угла и далее 10-15м по этому внутреннему углу вверх выход обратно на гребень контрфорса, далее 20 м 60° II+ несложное лазание по гребню. Удобная станция
R23-R24 – 15 м 60° III+ дальше также вверх по гребню в монолитный наклонный в право внутренний угол через 25-30м 60-65° III+ выводящий на западный гребень. Удобная станция.
R24-R25 – 150-200 м 35-40° II- по простым скалам гребня придерживаясь правой стороны ниже вершины гребня, до логичного выхода на гребень налево. Есть много полог на которых возможна организация бивуака, воды нет.
R25-R26 – Выход на гребень и по нему до вершины 60м IV- , далее 70м III- - II+, далее 50м I+ - II-. Выход на вершину одна площадка для ночевки на западном гребне 50 м ниже вершины, вторая прямо на вершине, воды нет.
Спуск с вершину по простым скалам пешком в седловину между вершинами Передней и Задней Чотчи. Нам повезло в седловине мы нашли остатки маленького снежника и нам удалось жадно напиться. С седловины спуск по любой из 2Б о которых сведений нигде найти не удалось. Мы спускались по широкому монолитному кулуару в сторону ледника Хаккель. Относительно простой кулуар заканчивается крутыми сбросами. Если смотреть вниз на ледник, то с левой стороны первая станция на потдолбленном выступе. От сюда два крутых дюльфера по 50 м и далее по относительно простым скалам пересекая снежники выход на ледник Хаккель. Ледник очень простой легко проходится даже без кошек. Рекомендуем сразу перейти на правый берег реки, если смотреть вниз. И по правому берегу реки, местами сквозь буреломы до асфальта на военно – сухумской дороге.
Описание подхода.
Можно подъехать на машине до метеостанции в ущелье Гоначхир, либо выйти чуть раньше у шлагбаума, где река Киче-Муруджу пересекает дорогу.
Далее вдоль реки до впадения в нее реки Хаккель, тут нужно найти удобное место для переправы вброд.
Мне показалось, что более удобно подходить по левому берегу кулуара, там простой заход и не трудные скалы, хотя думаю это неважно и это лишь нюансы каждый выбирает для себя, как подходить.
PS:
Спуск с вершины по 2Б в сторону ледника Хаккель, спускался по ней второй раз, но так и не понял где же она идет, все в начале вроде бы просто 2Б не больше, но потом как ни крути кончается тремя дюльферами по отвесным нависающим стенам, которые визуально не обойдешь:)))
К сожалению на многие Домбайские маршруты нет свежих описаний и у многих классификация или завышена или занижена:((((
Ужа надоело снимать своиже или Романа Губанова записки:))
Хочется исправить эту ситуацию
вот ссылка с аккаунта моего Друга Геннадия Скрипко на события 2011 года https://www.risk.ru/blog/190805

Миша, ты - молодец! :)

Спасибо

Спасибо за столь большой труд!Маршрут действительно очень интересен и красотой горы, и протяжённостью, и монолитностью. Хорошие лазуны его оценят достойно.
Да, конечно это твёрдая 5а.

Дерзай дальше Михаил. Только помни, ЖИЗНЬ ОДНА. И не все узлы пригодны для всего. Удачи. Не забудь о летнем проекте.

Спасибо:))))Жизнь одна - а падать можно много:))))))помню))):))))надо всё успеть::)))

К Вам, Михаил, и к Вам, Роман - и предложение, и просьба. Сегодня Вы оба лучше всех знаете Домбай. Может, стоит, подумать о книге с описаниями маршрутов? В продолжение Кропфа и Шипилова, потому как в постах постоянно мелькает ".. снята записка М.Семенова" или "....Р.Губанова". Да и информации от Шипилова нынче уже лет 30. Или еще шире - основать Школу в Домбае. По мне, так Домбай сильно недооценен на сегодняшний день.

Школа это конечно хорошо:)))- вот только вопрос:)))А банкет-то кто оплачивать будет?:))))
Домбай конечно район уникальный, но сверх стен в нем к сожалению нет:(((
У Вячеслав Александровича, к стати очень хорошая информация, глобально там ничего не поменялась:)))
И когда он нас по Двузубке консультировал - все расписал, как будто вчера ходил:)))))))

Миш, не сверхстенами живут школы, точно говорю. =))
Спасибо огромное за труд и описания.

Да я и не оспариваю Вячеслав Александровича. И претензий к его труду никаких - очень толковая книга. НО: есть ведь маршруты, которые в эту книжку не попали. Да и Вашими трудами некоторые известные заметно облагорожены - чего стоят только дюльферные дорожки с Белки и З.Домбая (это то, что известно мне. Может, еще что-то есть).
И не могу удержаться: шестерка на Гл.Домбай не в счет?
А со Школой - так рецепт известен - клиент.

Здорово, спасибо!
Гоначхирское ущелье, классное красивейшее место.
Сильно недооцененное как альпинистами так и туристами.

Да и весь Домбай куда большего достоин.

:)))Спасибо:)))
Мы со Львовичем за год до этого восхождения сходили заднюю Чочту по 4А:))Сняли записку в железной немецкой баночке, помоему от 76 года:)))получается эти ребята ходили маршрут когда еще небыло этого гинантского обвала на гребне и на этом месте был большой жандарм:)))
Сейчас когда на гребне провал 50 на 250 метров - сложность маршрута не изменилась, единственноее как я понимаю описание у Кропфа у этого маршрута немножечко не верное, т.к. вешинная башня в лоб это примерно 4-5 веревок пятерочного лазания:))- судя по описанию идти нужно именно так:))но перед началом предвершинной башни есть широкая длинная полка выводящая на южный гребень и по нему до вершины действительно четверочное лазание:)))И Вячеслав Александрович рассказывал, что когда он ходил они тоже уходили по этой полке:)))
Может когда и найдется время пройти маршрут еще раз и пролезть вершинную башню в лоб:)))

Жду каждую публикацию М.Семенова как праздника. Я сердце оствил в домбайских горах, как Ю.Визбор оставил его в Фанских. Ходил 4б по контрфорсу сев. стены Чотчи где -то в 1976 г. Спускался по знакомому ребру 4а на запад. ! Я альпинист, даже если никуда не иду. В свое время в команде был чемпионом в соревновании спас. отрядов СССР, но не сдкелал ни одного экстрим. восхождения. Мой счет в альпинизма 3/1,5 - трех спас на маршрутах, внизу одного убил, одного покалечил ( они не ожидали, что с ножами против айсбайля делать нечего). Описания маршрутов М.Семенова читаются как замечательная забытая книга, т.к почти все маршруты мне известны в уме с подробностями. По белакае 3б есть возражения в районе выхода наверх к пальцам на уровене балды Сахарова..

:))))Здравствуйте:)))Мне про Вас Рома Губанов рассказывал:)))
А не Вашу ли мы записку с 4А на заднюю Чотчу сняли?
думал поначалу найти и сфоткать, но понял что это дело гиблое:)))
она по моему тоже была как раз 76 года:)))
Про Беллалакаю с удовольствием выслушаю:)))
я написал так как мне объясняли и так как я ходил:)))
первый раз я ходил эту 3Б вместе с Мусачиром Адамовичем и его клиентом:))
он сильно блуканул и мы лезли помоему где-то между 4Б (американский маршрут) и 3Б
местами напоминало шестерку, поймал первую в своей жизни холодную ночевку (это как раз был первый и последний раз когда я не взял с собой пуховку)
Потом мне Ромка Губанов объяснял так как я и написал:))
я же не ошибся что 4Б по Кф С С 5А, а по Домбайским мерка 5Б?:)))по крайней мере многие местные 5Б проще:)))))

Михаил, мы как-то в наших разговорах забыли о Буу- Ельгене. Там то что я помню есть пара первопроходов, да и на Дотах-кая есть варианты не шибко крутые, но есть. По молодости смотрел, Летом промчись стрелой на разведку.

:))))Ага:)))Спасибо:)))
Уже несколько лет всё хочу добраться до Буульгенов:)))