Школа ИТО. Отчет.

Пишет Михаил Ситник, 13.03.2018 08:18

Школа ИТО. Отчет. (Альпинизм, крым, горная школа Категория трудности, михаил ситник, Алексей Ставницер)
Прошла плановая Школа ИТО, проведенная Горной школой "Категория трудности". Краткие итоги.

Участвовал 21 человек. Изучали создание ИТО крючьями, якорями, фифами, закладками, френдами, скайхуками, камхуками, копперхедами, топориками, флажками и прочей дребеденью. Передвигались на лесенках, крюконогах, клифах, зальцугом. Лазали по лежачке, отвесам, навесам, карнизам и потолкам. Погода от мороза со снегом до весеннего тепла. Инструкторы: Ситник М.А. (мсмк, 1 кат), Бойко Л.А. (мс, 2 кат), Ларин А.Г. (кмс, 3 кат). Не интенсив. Но занятия по 10 часов в день без дней отдыха.

Скайхучили, камхучили, срывались, вырывали фифы и копперхэды. Учились.

Показать комментарий

Александр, когда-то Вы просились работать в нашей Школе, и я Вам отказал. С тех пор Вы мстите, гаденько подвякивая из-за угла.

Нет, Александр, не пообламали. Мы бережем НАШИ скалы.

У меня к вам нет претензий, что вы мне когда-то отказали в работе. Я уж и забыл про это.
А вот о том, что вы лазаете с якорями и фифами по скалолазным дорожкам, вы мне напоминаете ежегодно.
И почему из-за угла, когда первым же комментарием? И не анонимно.

Александр Топорков

Михаил Александрович, а по существу, объясните, пожалуйста, как можно работать с якорными крючьями и топориками и при этом никак не влиять на состояние скального рельефа? Тем более, если этим занимаются не инструктора 1 категории, а те, кто только учится? В последние годы появилось много желающих проводить занятия по ИТО в Безенги на Лапе Бабуина. Щелевые скалолазные маршруты при этом заметно пострадали.

Да все проще простого: с крючьями и якорями, топориками и прочим, что бьется и может испортить маршрут, мы работаем на специально созданных маршрутах для ИТО: в нашем распоряжении их больше тридцати. На скалолазных дорожках отрабатываются только алгоритм передвижения на крюконогах, лесенках, клифах с использованием анкеров, без забивки чего либо.

Зачем вы опять врёте? На фото учасник молотит крюк:
"Кра" справа - это "Красноярские катушки" на Уарч-Кае.

Спасибо за исчерпывающий ответ.

Замечательно!
Только с качеством фото поработайте, пожалуйста. У Нефедова куда как красивей фотки выходят)))

Спасибо. А мы с Сережей не соревнуемся: у кого лучше. Без ложной скромности скажу - побольше бы таких школ, как наши. Глядишь, и проблема учебного альпинизма бы решилась.

Согласен)
По сути, в советские времена школ подобных вашим и не было. В альплагерях понятно, что учили, но ИТО не учили точно.

пожалуйста не ломайте фифами и якорями малый Буревестник (последнее фото). В конце декабря 2017 там появились шлямбура, которые Вы явно используете...Классный же сектор скалолазный получился ну)

Миша, задолго до пробивки, еще со времен СССР (с шестидесятых годов), там лазали с крючьями. Всегда. Т.е. это маршруты трэдовые и ИТО-шные, незаконно пробитые, в нарушение Декларации о совместном использовании скал представителями разных направлений скалолазания.

По части широкого внедрения ИТО в массы при СССР в альплагерях. я в 85 в Талгаре сдавал экзамен 5ка в двойке -назывался. на время, в вибрамах по мокрой скале "очень шибко пожилой" инструктор запрещал придерживаться за забитые точки, прихватился не сдал экзамен...еле еле во время уложились. уже в то время неосознанно было понимание что ИТО "не формат" и тратить на него тренировочный ресурс (время-деньги) ни к чему. потом чтото замкнуло.. и поехало. нынче ИТО основная форма лазания!!! возле каждой скалки создана "Школа ИТО"..коммерческая конечно..и база подбита и ЧМ-ЧР в помощь. Да ради бога, нравится лазьте. Только не трогайте скалолазные маршруты. В Красноярске итошники окупировали маршруты для спортлазания и зимнего ДТ, с таким трудом созданные интересные маршрутики расковыряли лет за 5 неузнать хотя разговор в интернете был. Говоришь парням выже расковыриваете мелкий рельф...да мыж чуть чуть "на пол шишечки" через год дыры с кулак. Резюме.... при массовой (постепенной) методике тотального ИТО народ полностью разучивается лазать по скале. превращается в робота -автомата по передвижению.. с рекламным банером на заднице... Авы говорите "декларация -приключенческое лазание".

Не надо передергивать. Я неоднократно высказывал свое отношение к ИТО там, где можно пролезть свободно, и мы с Вами это обсуждали не раз. Но надо понимать, что есть маршруты, которые можно пройти только на ИТО. Или есть обстоятельства, когда участок или маршрут нельзя пролезть свободно, и тогда приходится использовать ИТО. К этому необходимо готовиться. И этому необходимо учить. Чем и занимаемся мы, С.Нефедов, Д.Прокофьев, Е. Дмитриенко и др.

Для того, чтобы ИТО применялось реже, необходимо стремиться повышать уровень лазания, на что и направлены основные усилия нашей Школы и мои лично. Когда я готовил трассы к Чемпионатам по альпинизму , я добивался от судей штрафов за использование каждой ИТО, для стимулирования повышения уровня свободного лазания и отказа от ИТО там, где альпинист может пролезть. Но в любом случае у каждого есть свой предел: у одного 7а, у другого 9а, но он есть. И тогда альпинист вынуждено переходит на ИТО. И этому надо учить.

По маршрутам. Направлений в скалолазании много: это и свободное лазание спорт, свободное лазание трэд, лазание на ИТО, драйтулинг. И приверженцы каждого направления создают свои маршруты. Всем скалолазам надо уважать смежные направления. И не изменять пройденные другими маршруты. По длинным маршрутам как бы консенсус достигнут: были попытки пробивать трэдовые и ИТО-ные маршруты в спортивные мультипитчи, но шлямбурные войны привели к консенсусу- не изменять.

По коротким когда-то была обнародована "Декларация о совместном использовании скал представителями разных направлений скалолазания", где говорилось о необходимости взаимного уважения и не изменении профиля ранее созданных маршрутов.

Но продолжается повсеместно пробивка маршрутов, ранее использовавшихся для трэда или ИТО. Такая картина, например, на Малом Буревестнике (см комментарий выше Миши Лапшина). Маршруты с 60-х годов прошлого тысячелетия ходились трэдом и ИТО, но недавно были пробиты. Так быть не должно. Это новый шаг к возврату в прошлое, к шлямбурным войнам.

Михаил Вы товарищ мотивированный. у вас что называется "любовь за деньги". И вы расскажете нам про "декларацию" и про любовь трудящихся к ИТО на отдельных непроходимых линиях...ну это нормально в наше время. Но!! тенденция такая что наблюдается деградация .. переход скалолазов на верхнюю страховку с натягом вытягом (на ваших фото тоже кстати)..и как следствие - альпинисты повально переходят на ИТО. на реплику в интернете типа ..парни важна не вершина а как вы это сделали..скажут тут вам не Запад чтобы с одним сникерсом и молотками.. у них своё, у нас наше..как свершившийся итог за пять-шесть лет итошников тьма..лазающих нет и не предвидится. ИТО трэнд это как красивое "надувное бревно" быстро и легко и тащить приятно потому как модно....а лазающих ДТ в кошках с нижней я так за зиму на скалах не увидел.

"Лыко да мочало – начинай сначала!"

Мы все эти вопросы обсуждали с Вами неоднократно на этом же Риске пару лет назад, и Вы согласились, что уровень лазания "в среднем по больнице" упал не из-за верхней страховки, а из-за общего упадка в постсоветском альпинизме: в СССР очччень много лазали с верхней страховкой (в т.ч. и Вы), по 1 км в день на сборах, а альпинизм был на недостижимой сегодня высоте, многое, что сегодня ИТО-шится тогда проходилось лазанием. Потому как после 20-25 км пролаза скал за месяц с верхней страховкой тебе становится все равно, идешь ты с верхней, с нижней или вообще без страховки.

А сегодня уровень лазания низкий не из-за проведенных раз в году Школ ИТО. А в первую очередь из-за размытости целей нашего альпинизма, который все дальше уходит от горовосхождений и превращается в мультиспорт. Произошла подмена понятий. Это и препарированное т.н. ледолазание, и кастрированный скальный класс, это спортивные мултипитчи, скайранинг и прочие эрзацы, навязанные нам под названием "альпинизм", где можно выполнить не только мс, но и мсмк по альпинизму, не совершив ни одного горовосхождения.

Еще одна причина низкого уровня лазания- плохо поставленный у нас учебный альпинизм: толком никто никого лазать не учит. Да и зачем: в зачет на разряд идут наборы маршрутов, и не учитывается, как ты их прошел- лазанием или проперилил. Вот повсеместно и перилят.

А Вы как-то мелко плаваете, видя причину низкого уровня лазания наших альпинистов в Школах ИТО.

PS Драйтулить по спортивным дорожкам?!!! Фу, это для зацепок значительно опаснее ИТО!

PS1 про любовь за деньги- это Вы не правильно определяете любовь, путая её с сексом.

Rider, 15.03.2018 20:48
Михаил Вы товарищ мотивированный. у вас что называется "любовь за деньги".

Rider, а можно поподробнее?

Вот, регулярно езжу к Ситнику на Школу, уже для фана но и подучиться меня никогда не ломает. Уже со всеми его инструкторами сдружился, еду как в гости в хорошую семью.
Так вот, любовь там присутствует, да. Любовь к горам и людям в них.
А вот с деньгами - похуже и значительно. Не видно ни у Ситника ни у его инструкторов ни прибавления достатка, ни крутого "железа", ни нового автотранспорта (на старом до сих пор развозят группы по маршрутам).
Может Ситник что-то не так делает? Так Вы подскажите, объясните. Вы же знаете, что это такое - "любовь за деньги"? Так и не держите это в себе! Проведите курс финансового менеджмента, организуйте практические занятия.
А то - как-то некрасиво получается, прям никакого обмена опытом, с Вашей стороны, Rider

!!!

это не так. нынешнее скалолазное племя из тех кто посерьёзней "6с с 5го насоса" лезут в 10 раз серьёзнее и ловчее чем самые чемпионистые в 80тых. НО ИМ ПОЧЕМУТО НЕТ МЕСТА ни вспорте ни в тренерстве чтобы работать с молодёжью...а как видео факт видюшка - ключик маршрута с Китайки..Валерий Балезин тогда сказал что это пробовали вылезти с верхней все никто не смог.. современный паренёк скалолаз сделал это с нижней с первого раза. не напрягаясь и такого сейчас сравниваю много..
рыжий карниз
Популярность современного ИТО. быстрое достижение максимального успеха при минимальной работе + огромное количество любого железа в магазине + стимулирующая мотивация .. Я НЕ ГОВОРЮ ЧТО ЭТО ПЛОХО!! НО.... Хональд в 2009 в Ергаках на ЧР посмотрев на это..шарахнулся.

мы смотрим как Ондра лезет "рассветную стену" как Хирояма 11 лет лезет на Борнео свою стену...и предлагаем молодёжи "Школу ИТО"..да ещё и за деньги. и рассказываем про чемпионов 80тых и 25 км бегов и как устроены потроха нашего альпоскалолазания (разряды этапы).дело то совсем в другом..

Все прекрасно. Все верно говорите. Так как должно быть. Только скажите как нам, современной молодежи достичь этого? Как мне, в Новосибирске набегивать 25 км скалы? именно скалы, а не фанеры. Как засунуть, в свой один отпуск, три выезда в горы? Финансовую составляющую мы не берем, сделаем вид что на три выезда деньги есть. Где найти секцию или тренера, пусть даже платного, чтобы он научил лазить хотя бы 7бе на фанере и потом трэдом на скале (Красноярск, Москву и Питер предлагаю исключить из списка)?
Гипотетически, запрещаем ИТО как метод. Вот просто оно взяло и исчезло. Сколько человек будет в горах в современных реалиях (1ки, 2ки и 3ки ислючаем)? Чтобы лезли только чисто в любых условиях.

Ещё есть другой вариант - ходить то, что можешь.
Описанные об'емы тренировок и уровень лазания не для каждого смертного и сложные маршруты не для каждого смертного. Тренируетесь после работы - смиритесь с тем, что никогда не полезите, как профессионал. Захотите посвятить спорту жизнь - найдете способ, как это реализовать.

Для альпиниста тренировки - восхождения. Выбираете, на какую гору по какому маршруту вы хотите взойти, и выстраиваете тренировочный процесс. Усиливайте свои слабые стороны.
Если маршрут предполагает ИТО - отрабатывайте ИТО. Если хотите лезть - лазайте. Нужно много двигаться по несложному рельефу - ОФП вам в тренировочный план.

С точки зрения бизнеса, конечно легче тренеру преподавать в школе, чем вести участников на вершину. Вот и прижилась идея. Как будто что школа - это сакральные знания какие-то.

Вставлю свои 5копеек, даже рискуя нарваться на очередные наезды "племени младого, незнакомого", у которых аргументы заканчиваются на уровне "а ты вообще к альпинизму отношения не имеешь". "Племя из тех, кто посерьезней 6с с 5 насоса, лезут в 10 раз ловчее и серьезней, чем самые чемпионистые в 80-х". Ну, дык, это настолько естественно и очевидно, что я вообще теряюсь от Вашего пафоса. Каждое следующее поколение лезет лучше предыдущего (закон природы, однако). НО! Если я правильно понял, речь у Вас идет о том, кто и как лезет на пробитых маршрутах? Так это ж совсем другое! Подбежать к очередному стационару, видимому сильно заранее, заранее распланировав расклады, понимая, что вщелкнуться, займет секунду. И, с другой стороны, не зная заранее, где и что удастся заложить, и удастся ли вообще т.к. через пяток метров ничего не видно ("пузо", например, впереди), "облизывая" сложности, осталяя запас сил и не нагоняя молочку в мышцы кистей, чтоб иметь "запас"... Принципиально другая задача и другое лазание. Так что спорите Вы о разном. А аргументы, до боли знакомы: минусы и игноры, "а ты никто и в альпинизме никак", а ты, вообще, "мне места не даешь ни в спорте ни в тренерстве"...Да и "вообще я всегда прав, потому, что у меня ИМЯ, а у тебя нет"... Ох и скучно тут стало... Да что ж такое-то...

Добавлю еще. Уж кого- кого, а Ситника обвинять в предпочтении ИТО над свободным лазанием.. Я с ним не ходил, не довелось, но по отзывам друзей- его с места первого сдвинуть-та еще задача была. И, в основном - именно ЛЕЗ. А знать и уметь работать на ИТО- точно надо. Так что он все правильно делает. Что касается меня самого... Всегда предпочитал лезть, а не ИТОшить. Зачастую, в ущерб безопасности, что сейчас понимаю уже с высоты возраста. Но, когда не мог лезть, о престиже не думал, спокойно переходил на точки, иногда цеплялся за зацепы клювом молотка (когда с утра натечка, и лезть вообще нереально). И понятия тогда не имел, что хождение по заледенелым скалам с помощью инструментов, когда-нибудь станет отдельной дисциплиной. Так что споконЕе, в дискуссии, друзья, больное либидо-плохой помощник в спорах.

Самое плохое что вы оба правы.
У меня был случай что на 4А человек взял скальные фифы, и я понял что у них в коллективе это принято. Молодежь привыкает что ИТО это признак мастерства.
Но с другой стороны общее количество лазающих выше 6С, на порядок выше чем в наше время. Но в альпинизме я их вижу редко. (Хотя может в горы стал ездить реже) И кто то поправит

Марат, то, что "ИТО- признак мастерства" нам вдалбливают в голову со времен СССР (см "Спутник альпиниста" Ануфриков 1970 г "Искусственное лазание расширило возможности альпинистов и сделало реальным преодоление ранее неприступных маршрутов." К этому же мнению нас подталкивает принятая у нас система оценки сложности маршрута, где самые сложные маршруты (6 к.сл) - маршруты проходимые на ИТО.

Поэтому все выше поломанные копья - сотрясание воздуха и не более, до тех пор, пока мы не изменим систему классификации маршрутов с оценочной (наша шестибальная, на которой как на фундаменте, держится разрядная система, учебные программы и пр) на информативную, как во всем мире, например 4810 VI 6b (A2) М4

На самом деле, передвижение на ИТО- одна из форм скалолазания, как свободное лазание, как драйтулинг. И это подтверждается примерами, когда после освоения ИТО альпинисты проходят "шестерки", а "двойку"-"тройку" пройти не могут: там лезть свободно надо, а этого они не умеют. И, как одна из форм скалолазания, имеющая своих поклонников, лазание на ИТО имеет и право на существование, равноправно со свободным лазанием и драйтулингом.

Райдеру.

В Красноярске много хороших скалолазов: было, есть и будет. И то, что сейчас проходятся некоторые маршруты, ранее не проходимые, заслуга не лазания по спортивным дорожкам, а новых методик тренировок (кампусборды, фингерборды, крытые скалодромы, хорошие тренеры) в сочетании с магнезией и хорошей резиной на скальниках (в галошах эти маршруты недоступны).

В своем стремлении доказать свою правоту Вы теряете объективность и логику.

Михаил, наверное разницы от того что будет написано на бумаге 6А или VI 6b (A2) М4 ничего не поменяет. Просто спорт (присуждение разрядов, ранжир) в том виде какой он сейчас есть и приводит что главное пройти, а как не имеет значение. И все получают удовольствие от разного, кому то место в табеле о рангах, кому то гора, а кому то рассвет в этих горах.
И потом, в каждом возрасте свои боги.
Наверное я сейчас редко бываю в Крыму, и поэтому сильно заметно что скалы разбиты железом. Ведь к каждой скале не прикрепишь табличку, что можно.
А в гайд буке этика не преподается.

Я и поставил знак вопроса, неужели этого будет достаточно, если будет другое в головах.
Важно мнение в обществе. Саша Коячев пробывал с Шейновым идти на одних соревнованиях
с приоритетом на лазанье. Вроде получилось.

Марат, мнение в сообществе формируется из-вне. Я пытаюсь повлиять на этот процесс всеми моими статьями, см раньше о трэде, об учебном альпинизме, о проблемах нашего альпинизма и пр.

Михаил Александрович, можно ли узнать мотивацию участников Вашей школы ИТО? Многие ли действительно хотят пролезть Гиперборею или начать ездить на в российские очные Чемпионаты, вооружившись новыми знаниями и умениями? Что движет Вашими воспитанниками? Честолюбие? Желание учиться? А может быть некоторые действительно просто хотят овладеть приемами, которые можно применять на простых маршрутах, когда "не лезется"? Поделитесь Вашими наблюдениями, пожалуйста.

Елена Ивановна, все гораздо проще, чем Вы думаете (а вместе с Вами и Райдер, и еще некоторые). Главная мотивация у большинства - научиться работать со снаряжением: крючьями, якорями, закладками, френдами и пр. Понять, насколько им можно доверять. Для того, чтобы в дальнейшем применять это на восхождениях. Ну и второстепенная цель- научиться передвигаться на ИТО там, где не могут пролезть.

И потом- почему Гиперборею? В Крыму есть много достойных ИТО-маршрутов на Кастропольской стене, Замке, Малом Кильсе и пр.

Михаил Александрович, спасибо. Гиперборея - просто для примера. Правильно ли я понимаю, что появилось много желающих просто учиться? Все попробовать? Раньше было по-другому. Поставленная цель определяла средства тренировки. Едешь на высоту - упор на кроссы и лыжи, планируешь на большую стену - лазаешь по 1 км в день и ходишь маршруты в Крыму.

Понимаете правильно. К нам едут за полноценной подготовкой. Восхождениям предшествует обязательная учеба по программе и сверх программы. И только потом- восхождения. У людей свои мысли по поводу того, как и к чему готовиться, у нас свои. Приходим к общему знаменателю.

Михаил ловко вы по мотивации отстрелялись.. мотивация в Вашем/нашем? случае стимулируется !! и вполне себе носит характер как НАВЯЗАННАЯ МОТИВАЦИЯ..как это? а это когда общество приняло и согласилось с такой парадигмой.. нахрен идти долгим путём от простого к сложному потеть десяток лет ...закупись железками регулярно посещай курсы школы ито ..будь как Вася чемпион ИТО!!..Вася знает у Васи фоточка на Риске и крюконоги. Вася в подштаниках от Рэд Фокса и степон 25 000 от спорткомитета. А ты лошара 15 лет корячишься и недавно вылез на Столбах 8б+ и десяток трэдовых мультипитчей .... и опыта у тебя на десяток таких Вась... но ты упёртый падонок не лезешь ито Это я не про себя а про многих молодых парней. А что дальше? дальше Вася выстроит себе пьедестал из медалей и станет большим начальником в альпоскалолазании..и будет стучать крюконогами по башке следующие поколение. Конечно вы скажете что райдер несёт чушь, у него нарушена логика и тд. а если подумать? но это конечно не проблема Школ ИТО...это я про мотивацию.

Можно и я скажу? нехотел, но скажу. Какова мотивация учеников? Люди современные хотят учиться, это продвигается современным обществом, но если раньше двигали самоучки,то теперь есть другие возможности, обращаю внимание что они есть, но их не так много. Михал Саныч делает что может, низкий поклон. Не всем его подход понятен, но это признак личности, иметь позицию и отстаивать свои принципы. Можете - сделайте лучше. Я против монополии. Вот хотели в альплагерь съездить тургруппой разлазиться- ан нет:"без официального инструктора мы вас не приветствуем!". типа: это наше ущелье и мы народ тут доим! Горы - они для всех. Так о чем это я? Люди, растущие в альпинизме пока не знают как, как это сделать?, развиться, продвинуться и не укататься. Так вот ИТО -такая палочка- выручалочка на случай "если что". Лучше знать и уметь чем без этого. Ну а уж применять постоянно или изредка - дело принципов и совести. Я против насилия - каждый выберет для себя.Но маршруты жалко.

Мне кажется, что имеет смысл учиться, когда есть ЦЕЛЬ. В случае с ИТО - сходить большую стену, где без техники ИТО не обойтись. Такая цель уже предполагает наличие определенного высокого уровня физической и технической подготовки. Есть опасение, что знания полученные в школах ИТО, будут использованы в основном, как набор лайфхаков, позволяющих сложные участки на маршрутах 4-5 к. т. проходить людям с низким уровнем лазания.
Многие школьные задачки по физике и математике, над которыми мы ломали голову в старших классах, решаются элементарно методами математического анализа. Но было правильно, что мы не знали этих методов, то, что мы обходились тем минимумом знаний, который у нас был, пошло только на пользу для общего нашего развития как будущих инженеров, математиков и программистов. Прошу простить мне эту, может быть не вполне удачную аналогию.

ИТО нужно владеть уже при выходе на самостоятельные восхождения. Т.к. и погода может внести серьёдные коррективы в сложность участков, и ошибки в описаниях маршрутоа, которые к тому же сильно поменялись, и аварийные ситуации, от которых никто не застрахован, да и просто ошибки в ориентировании, которые все совершают.
А искуственно ограничить знания в угоду какой-то цели - тупик. По моему, как то упрекать Михаила в пропоганде ито вообще смешно.

Блин, как же хорошо сказано!!

Поддержу.

Нет такой цели - упрекать в чем-то М.А. Он активно участвует в обсуждении тем, интересных нам - альпинистам, инструкторам. Хочется высказаться и узнать его точку зрения. Мнения других участников дискуссии тоже интересны, это их опыт. Некоторые высказываются по-мужски, резко, и это нормально.
По поводу самостоятельных восхождений и применения на них ИТО в случае, если что-то пошло не так. Второразрядники, прошедшие курс обучения, совершившие положенные восхождения и честно сдавшие экзамен по спасам, безусловно и так должны быть знакомы с элементами этой техники, в объёме достаточном, чтобы выйти из ситуации. А знания надо не только накапливать, но и правильно структурировать и получать поэтапно. Поэтому и возникает вопрос о целесообразности проведения Школ ИТО именно ДЛЯ ВСЕХ, независимо от уровня квалификации участников.

Обучение должно быть опережающим, т.е. готовясь к тройкам, готовся на четвёрки.
Не новички же едут на эти курсы.
Ну а вообще люди едут на школу Ситника, потому как между "должны быть" и реальностью подготовки на кратких а/м-ях есть большая разница.

Блин, что за ветка. Тишь да благодать. Все молодцы и лазуны. Один Тороков гад.

Топорков не гад: он заблудший!

Михаилу Ситнику

В своем стремлении доказать свою правоту Вы теряете объективность и логику.ку

да ничего я ни теряю Меня немного огорчает что массовые Школы ИТО. а они становятся очень успешные и массовые это как третья сила ...приземляет людей и напрасно тратит их время жизни.... ИСТОРИЯ..когдато в начале 80 на соревнованиях большого ранга красноярец Дёмин (В КАЛОШАХ И БЕЗ КАМПУС БОРДА) из всех участников этих соревнований пролез инд трассу ..один..остальные упали. и третья сила в лице тренерского состава и начальства приказало облегчить трассу..а позже вообще ввели 30% зачёт по прохождениям скалолазных трасс и ограничили время..приземлили тем самым уровень лазания в СССР трассы стали простыми и скоростными. Дёмин тогда же сказал ну и к чему это "обезьянье лазание" ну и огрёбся за это "неодобрямс" и косыми взглядами. вот сейчас школы тотально шагового ИТО это вариант этой третьей силы. Для оздоровления их нужно закрывать..

Я за такие школы ИТО. Знания лишними не бывают.
Но с другой стороны, когда слышишь, прошел такую стену.... никто не говорит свободным лазаньем или...
Главное прошел.
Но ножом можно и шашлык порезать и пальцы и...
Так же и "болты". Сомневаюсь что кто то 9С со своими точками ходит, да и 7С на "Кошке"
И всегда были прения, что лучше, своя станция или на болтах, НО НАДЕЖНАЯ.
Поэтому многие маршруты после болтов как бы падают в "цене"
Так что этот спор вечен, и часто он зависит от "крутизны лампасов"