Симоне Моро в поисках холода!

Пишет robinsya, 23.01.2018 18:15

Симоне Моро в поисках холода! (Альпинизм, якутия, гора победа, 3003, тамара лунгер, сибирь, оймякон, полюс холода, зимний альпинизм)
Фото к публикации предоставил Симоне Моро

Симоне Моро, Тамара Лунгер, Маттео Занга, Филиппо Валоти Алебарди и Олег Сайфулин на пути в Якутию. Своей целью на эту зиму они выбрали хребет Черского!

Хребет Черского (с ударением на первую «е») расположен на северо-востоке Сибири. Он представляет собой протяжённую (1500 км) горную систему с высшей точкой высотой 3003 м (гора Победа), проходящую по территории Якутии и Магаданской области.

Википедия сообщает, что в западной части горной системы, в междуречье Яны и Индигирки располагаются хребты Хадаранья (до 2185 м), Тас-Хаяхтах (2356 м), Чемалгинский (2547 м), Курундя (1919 м), Догдо (2272 м), Чибагалахский (2449 м), Боронг (2681 м), Силяпский (2703 м) и др. На востоке, в верховьях Колымы, — хребты Улахан-Чистай (высшая точка г. Победа — 3003 м), Черге (2332 м) и др. К хребту Черского часто также относят Момо-Селенняхскую межгорную впадину и поднимающиеся над ним на севере хребты Селенняхский, Момский и некоторые другие.

Хребет Черского образовался во время мезозойской складчатости, во время альпийской складчатости раскололся на отдельные блоки, одни из которых поднялись (горсты), а другие опустились (грабены). Преобладают средневысотные горы до 2000—2500 м хребты (Улахан-Чистай, Чибагалахский и др.) отличаются альпийским рельефом и несут современные ледники. Осевые части горной системы сложены сильно дислоцированными и метаморфизованными палеозойскими карбонатными породами, а окраины — морскими и континентальными толщами пермского, триасового и юрского периодов (сланцы, песчаники и алевролиты); во многих местах эти породы прорваны мощными интрузиями гранитоидов, с которыми связаны месторождения золота, олова и других полезных ископаемых.

Климат региона суровый, резко континентальный. Зимой наблюдается температурная инверсия, когда температура опускается с вершин хребтов (−34 … −40 °C) к понижениям (−60 °C). Вечная мерзлота.

Многие реки, в том числе Индигирка и её притоки, пересекают хребты в очень узких долинах; Мома и Селеннях текут в межгорных котловинах и имеют широкие, иногда заболоченные долины. Реки питаются за счёт таяния снега и летних дождей. Свыше 60 % годового стока приходится на лето, зимний сток — не более 5 % годового. Зимой часты наледи, а небольшие реки промерзают до дна.

Высотная поясность представлена высокоствольными тополево-чозениевыми лесами на дне речных долин, редкостойными лиственничными лесами в нижней части склонов хребтов и зарослями кедрового стланика и ольховника, а также каменистыми, лишайниковыми и кустарниковыми тундрами в высокогорье. На вершинах наиболее высоких хребтов — холодные каменистые пустыни.

Ближайшие населённый пункты к хребту Черского – Якутск и Оймякон (800 жителей) – признанный мировой «Полюс холода».

Симоне Моро со своей командой отправляется в этот регион в самое холодное время года, чтобы совершить первый зимний подъём на вершину Победа (3003 м), что должно, по словам альпиниста, стать «самым холодным восхождением в истории на самую холодную гору планеты».
До сих пор только австрийская двойка альпинистов (Маттиас Майр и Маттиас Ханхолдер) пыталась взойти на эту гору зимой, в 2016 году. Они отказались от зимнего восхождение и в итоге поднялись на вершину в мае. Так что место зимних первопроходцев этой вершины вакантно.

В копилке Моро 4 первых зимних восхождения на восьмитысячники (единственные в истории) и, в целом, 15 зимних экспедиций, так что зимняя Якутия – новая «холодовая высота» для него. И, конечно, участники экспедиции рассчитывают увидеть быт местных жителей и познакомиться с ними поближе.

Как показывает опыт последних лет, иностранные альпинисты всё чаще едут за приключениями в Сибирь и привозят оттуда интересные и красивые истории.

Команда летит по маршруту Бергамо – Москва – Якутск – Усть-Нера.
Оттуда на 13 часов на полноприводном минивэне до Сасыра, последней большой деревни (700 жителей) на пути следования экспедиции.

Дальше 3 часа на снегоходах до края географии (деревня три дома), где живут оленеводы. С их помощью на лыжах экспедиция планирует добраться до базового лагеря пика Победа и забросить снаряжение с провиантом.

В команде есть оператор Маттео Занга и журналист ТАСС Филиппо Валоти Алебарди, который хорошо знает регион, поскольку бывал там не единожды, так что в финале нас ждёт красивый фильм вне зависимости от исхода экспедиции.

Впрочем, учитывая опыт Симоне и Тамары, шансы на успех у них есть. Симоне – четырежды восходитель на Эверест, организатор 55 альпинистских экспедиций, пилот вертолёта, специалист в решении трудных логистических задач. Тамара – участница 10 альпинистских экспедиций, восходительница на К2 без дополнительного кислорода, восходительница на Лхоцзе, чемпионка мира по ски-альпинизму (до 23 лет), дважды победительница трейлраннинговой гонки Transalp.
Местный альпинист Олег Сайфулин – организатор весенней экспедиции на пик Победа в 2016 году, член федерации альпинизма и скалолазания Якутии, его опыт также наверняка пригодится команде!

Фото (с) Instagram Тамары Лунгер

Пожелаем экспедиции тепла (хотя они и хотят самое холодное восхождение!) и удачи!

На Победу несколько раз весной лыжные туристы ходили. Например, 27 марта 2009 года в походе группа Александра Шорикова поднялась. Формально это уже весна, но условия, думаю, не сильно от зимних отличаются. Если кому интересно, вот отчет: http://www.manturs.narod.ru/ot4et/4ers_shor/4ers_shor.htm

Кстати на том же сайте есть отчет Поросятникова 1985г., в котором есть летопись походов:
1981 год
34. (Л) Мышлявцев Э. (Пермь):
пос. Сасыр - р. Тирехтях - р. Джапкапчан - пер. Ю. Чукча - пер. Новосибирский - р. Буордах - пер. Южный - лед. Обручева - г. Победа - (восх. по ю.-в. гребню) - пер. Кюретэр - пер. Буковинский - лед. Сумгина - р. Люнкидэ - лед. Шнейдерова - пер. К. Красноярова - р. Буордах - пер. Буордахский - р. Дарпир - пер. Улахан-Чистай - р. Сетакан - р. Кулумхун - прииск "Победа".
Группа впервые в зимних условиях совершила восхождение на г. Победа по ю.-в. гребню и прошла пер. Красноярова.

Почему-то думал что ту лыжную шестерку вел Мишкевич Ю (Пермь).
В этом же году лыжную шестерку от поселка Сасыр до Бурустаха прошли пермяки во главе с Ю. Мишкевичем. Эпогеем перехода по ледникам стал двойной траверс Победы Восточной и Главной.
Взято отсюда

да, было холодно иногда очень даже:). но климат там стабильный, дубасит по -полной и постоянно, поэтому привыкаешь быстро.

Так Симоне ж жене обещал-больше ни-ни! Опять обманул... Мо-ло-дец! Удачи!

Главное комаров и мошки нет.

...

И Медведи спят))

На тлибе есть лыжные отчеты с восхождением на Победу, вот например 1979г. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32652&page=2 Но скорее всего в сроки календарной зимы декабрь- февраль походов нет. Народ ходил в марте-апреле, световой день подлиннее.
Хотя тот же самый С. Моро спорил с Урубко, говоря что в Гимамаях март это еще зима...а Якутия я думаю не менее сурова чем Гималаи. Любят наши западные коллеги факты под свои хотелки подстраивать. Типа они самые быстрые, смелые и умелые. А то что российские ребята за 40 лет до них уже все сделали (причем в такой амуниции, в которой Симоне даже в Альпах побоится ходить, плюс в полной автономке и без забросок снегоходами) это не считается.

Зачем врагов искать где их нет. Во-первых, Моро- это не все "западные коллеги" (кстати, а кто это вообще). Во-вторых, конкретные сроки "старых" походов пока неясны, кроме одного, 19 марта-20 апреля (ссылка выше на апрельский поход). В-третьих, скорее всего, про восхождение 27 марта он просто не знал. В-четвертых, насчет "самой холодной горы" так это вполне может оказаться и Денали зимой.

Несомненно, ходить в марте-апреле 1979 было труднее, чем в феврале 2018, все это прекрасно понимают. Зато кино кино будет хорошее, наверно.

Ну так на Денали зимой уже поднимались, земляк опять же первым был.
Скорее всего у Симоне просто сведений не было про наше славное советское лыжно- походное прошлое. Отчеты на сайте тлиб ни один поисковик не показывает. Про кино - согласен, интересное наверно будет...если аппаратура у них работать не откажется при таких морозах. Про морозы кстати в википедии верно написано - в долинах часто холоднее чем внизу. На Алтае к примеру когда ходили зимой - внизу в Тюнгуре -50 на градуснике(без ветра правда), а на леднике -30 (с ветерком само собой)... А по сумме температура + ветер - Денали наверно в лидерах.

Кстати, у нас одна лыжная группа в этом году в поход с Победой собирается.

"Якутск (6000 жителей)" - серьезно? :)
Вики хоть гляньте: третий город Дальневосточного федерального округа по численности населения (после Владивостока и Хабаровска). Самый крупный из городов, расположенных в зоне вечной мерзлоты.

Новости об экспедиции ФАиС РС (Я) будет публиковать на своей странице вконтакте: vk.com/alpsakha

Лучше публикуйте их здесь, на Риске. Так в курсе будет намного больше читателей:)

Это вам не катманду. Там помощи не дождешься

++27 марта 2009 года в походе группа Александра Шорикова поднялась. Формально это уже весна, но условия, думаю, не сильно от зимних отличаются...
Любят наши западные коллеги факты под свои хотелки подстраивать...
А теперь смотрим данные о погоде, интернет, слава богу, тут в курсе.
Средняя температура в Сасыре (ближайший населенный пункт к маршруту):
27 марта -минус 20 градусов, 27 февраля - минус 40 градусов.
Ничего себе "не сильно отличаются" - февраль в среднем на 20 градусов холоднее.
Моро имеет полное право считать, что его восхождение - первое зимнее, независимо от того, знает он про "наше славное прошлое" или нет. Не надо к нему придираться.

Придираться, конечно, не надо. У Симоне Моро и компании интересная экспедиция в красивый район. Удачи ребятам!

Когда я писал про схожие условия, то больше имел ввиду снежную обстановку. Так то в феврале и холоднее и темнее. Просто туристы лыжники, думаю, выбирали время похода с точки зрения оптимального для прохождения маршрута и не сильно задумывались о сезоне восхождения на вершины. Мы также ходили зимний траверс Манараги или на пик Революции, не сильно смотря в календарь. И не переживая, зимним или весенним посчитают восхождение.

формально это зима http://alpfederation.ru/news/archive/1579/

цитата:
"1.3. По степени сложности маршруты восхождений подразделяются (в порядке
возрастания) на шесть категорий - от 1Б до 6-й, начиная со второй категории - еще и по полукатегориям. Все маршруты включаются в Классификационную таблицу маршрутов на горные вершины (КТГВ). В КТГВ включаются с индексом «з» маршруты зимнего периода восхождений:
- для горных районов Сибири, Крайнего Севера - с 15 октября по 15 мая;
- для остальных районов - с 1 декабря по 15 марта."

++формально это зима++
Для тех, кто придерживается правил ФАР. А Моро почему должен считать март зимой? Разве он член ФАР?

Ему на аклим надо сейчас в Сибирь, в Красноярск или Новосибирск) как раз за счёт влажности к якутскому 50 ку подготовится))

со сдвигом в февраль там скорее более существенно может лавинная обстановка меняться... как прочитал про Черского зимой, сразу вспомнилась лавина с Синей птицы... ребятам с Северодвинска тогда повезло...

с Архангельска

На на Новый год идти. Полярная ночь не проблема если цель есть

Здесь можно следить за перемещениями Симоне: https://share.delorme.com/simonemoro

Альпинистский классификатор за1981 г: Хребет Черского г.Победа 3147м 4а Мартынов И. 1977 г. (и еще пара вершин). Кажется, это была экспедиция "Труда""
А за 5А по ЮВ стене на Победу в этой же экспедиции дали третье место в скальном классе на Союзе за 1977 г.

Мужики! У меня сложилось впечатление, что Вас волнует проблема первенства Симоне в освоении хребта Черского зимой. Я его поверхностно знал, поверьте, его это проблема не парит, он с удовольствием с Вами поделится золотой чернильницей. Он САМОреализуется.

Тоже с ним встречался и весьма высокого мнения о нем, как о альпинисте, так и просто как о позитивном и хорошем человеке. Что не исключает того факта, что даже если его самого и не парит, но спонсоров явно легче искать на первое зимнее восхождение. Да и сам он довольно активно дискутирует о сроках зимы.

++Я его поверхностно знал, поверьте, его это проблема не парит++
Не может не парить, стремление пройти что-то новое, ранее не пройденное - совершенно необходимое качество для лидера. Иначе какой же из него лидер, если он только за другими повторяет?

Он давно себе все доказал.

В своё время работал там. Исходил в поисково-съёмочной партии добрую половину Улахан-Чистай не делая из этого большого героизма. Правда в летний сезон, так то была обычная рутинная работа. Маршруты по 10-12 км. + подход 10 км + десятка полтора штуфов с дубликатами в рюкзаках. На саму вершину Победы большинство не ходили - считалось баловством, но отдельные люди захаживали.
Где-то так.

Якутия вообще завораживает. Каждый раз снова и снова туда тянет

Как любые СеверА. Объяснять феномен не берусь.

Мне кажется многие Симоне по доброму завидуют. Сходить в такое место, на красивую гору.
Смотришь с высоты полета самолета, очень красиво, не хуже Антарктиды
А по срокам январь круче будет

на странице vk.com\alpsakha опубликовано интервью Симоне Моро и последние новости

Странно, что Моро упорно называет Победу "самой холодной горой планеты".
А как же Винсон и прочие антарктидские?
В целом Антарктида холоднее Якутии.

Полюс холода все таки в Якутии. Антарктида идет в отдельный зачет.

В Якутии северный полюс холода, а не вообще. Рекордсмен- Антарктида.
++Антарктида идет в отдельный зачет.++
Засчитывается как другая планета? :)

Из интервью Симоне Моро на http://sportyakutia.ru/novosti/68-ekstrim/6261-yakutiya-kholod-gora-pobeda-neveroyatnye-priklyucheniya-italyantsev-v-yakutii

"- Насколько ваша экипировка и в целом оснащение соответствуют условиям?
- Экипировка ничем не отличается от тех, что мы использовали ранее для покорения «восьмитысячников». Это на данный момент лучшие и самые современные технологии западных производств. В общем, минимум синтетики. Например, пуховики из натурального пуха, термобелье исключительно состоит из шерстяных тканей"

Минимум синтетики - это и есть "самые современные технологии западных производств."
И носки лучше из шерсти !!! В чем мы и ходили в молодости , и в чем рекомендую ходить и сейчас !

До реинкарнации «брезентухи», по показателю цена/качество остался один шаг.

некоторая брезентуха от фил ревен стоила околоа 500 баксов

Опасаюсь, как бы не упали на голову Симоне и его подруги обломки ракет, запущенных 1 февраля с космодрома Восточный. Надо спросить у него после проведения экспедиции, каково это: находиться под маршрутом взлёта ракет. Думаю, что впечатления удваиваются.

«Опасаюсь, как бы не упали на голову Симоне и его подруги обломки ракет»
Шедеврально!!!
Чувство юмора вызывает зависть (белую).

А если без шуток (для тех, кто всё и вправду воспринял серьёзно).
Как видится, реальная вероятность такого развития событий очень близка к нулю (но не равна!!!).
А факт, как повод взбодрить пост и добавить изюминку в сам процесс восхождения (особенно, в стадии его описания потом) – самое то.

Мы как-то в Матче с приличной высоты видели ночной запуск с Байконура. Потрясающее зрелище! Из-за горизонта вылетает огромный прожектор и летит почти горизонтально "светом назад". Первая мысль была, что песец, кто-то нажал ядреную кнопку. Потом один участник похода, имевший к этому делу какое-то отношение, вспомнил, что планировался запуск.