А где-то очень холодно… Земля Франца – Иосифа. 1991 год.
или Почему на самом Крайнем Севере не пишутся дневники
О Земле Франца – Иосифа наши туристы из «Янтаря» мечтали с 1983 года. Готовились, планировали сделать переход по дрейфующим льдинам с архипелага Северная Земля до Земли Франца – Иосифа. Готовность была хорошая – рации, снаряжение, физическая подготовка. Но по причине пограничных запретов переход не смогли осуществить. В 1983 году впервые встретились на Таймыре с Владимиром Чуковым. Это был первый совместный поход, и с тех пор завязалось знакомство. И вот в апреле 1991 года команда наших туристов вылетела в Москву, чтобы присоединиться к полярной экспедиции В.С. Чукова по Земле Франца – Иосифа. В составе экспедиции было четыре группы из нашей страны, группа из ФРГ, чехи, группа радистов из США, врачи из военно-медицинской Академии, журналисты из журнала «Вокруг света» и других изданий. У каждой группы был свой маршрут, свои задачи.
Участниками нашей группы были: Малышев Борис Дмитриевич – руководитель; Ялин Иван Федорович – зам. руководителя; Шарнин Виктор Владимирович – штурман; Долгополов Юрий Васильевич – радист; Чернорицкий Александр Анатольевич – ремонтник; Кужеливский Иван Иванович – кинооператор; Русский Виктор Иванович – фотограф; Таякин Валерий Андреевич – завхоз.
Фото. Кужеливский И., Ялин И., Чернорицкий А., Малышев Б., Таякин В., Долгополов Ю., Шарнин В.. (слева направо)
Пройденный маршрут: о. Греэм-Белл – полив между о. Ла-Ронсьер и Землей Вильчека – пролив между о. Виннера и о. Комсомольским – о. Хейса – о. Солсбери – о. Чамп – о. Брайса – о. Мак-Клинтока – о. Галля – о. Хейса – о. Винера - Нейштадта – пролив Коллинсона – мыс Вашингтона – о. Угольной Копи – пролив между о. Циглера и Грили – мыс Анучика - скала Брош – пролив о. Куна и Кейна – пролив Березника – залив Матусевича – о. Греэм-Белл.
Фото. Ялин И.Ф.
Из воспоминаний Ивана Ялина: - После экспедиции у нас многие спрашивали, а будут ли публикации дневников с маршрута, что они их ждут семьями. Мне и самому очень жаль, но дневника я не вел, настолько там было холодно. Некоторые из нас, правда, пробовали писать, но потом сказали, что не пишется. Ведь, чтобы вести дневник, нужен хотя бы минимум комфортности, потому как нужно расслабиться, осмыслить события дня, записать их. Ну а то, что написано дома – это уже не дневник, а воспоминания, так как теряется эффект сиюминутности, документальности.
Ну что ж, воспоминания так воспоминания.
Фото. Таякин В.А.
Из записей Валерия Таякина. 15 апреля наконец-то вылетели к острову Греэм-Белл. Даже не верилось, что закончилось это многодневное «заточение» в Воркуте. В иллюминаторе, куда ни глянь, сплошные льды Баренцева моря. Через 3,5 часа подлетели к острову Греэм-Белл. Сразу посадка не получилась, впервые заставили пристегнуться всерьез ремнями. Со второго раза приземлились. На улице около 30 градусов мороза. Нас встретили, поселили в казарме, выделив две комнаты с двуярусными кроватями и комнату под продукты. До четырех часов утра распределяли продукты. Сейчас полярный день и солнце совсем не заходит.
Фото. У нас в гостях ребята из Мюнхена
Иван Ялин. Задачи в экспедиции решались самые разные: выполнялись спортивные маршруты по островам и проливам, испытывалось новое снаряжение, отрабатывалась система связи, опробовались самые экзотические способы передвижения, проводились кратковременные маршруты с участием экстрасенсов. Из нашей страны группы были из Эстонии, Вологды, Томска и сборная «Арктика».
Фото. Долгополов Ю.В.
Юрий Долгополов. Были и иностранцы, связь, например, обеспечивали американцы. У немцев был один профессионал – он снимает фильмы, пишет книги, а в этом походе занимался рекламой снаряжения. Чехи же поставили перед собой такую задачу – достичь Полюса на велосипедах. Это были невообразимые велосипеды: каждый стоил больше, чем у нас автомобиль. Японские горные велосипеды, 21 передача, широкий протектор. Но что-то там не «срослось», техника не выдержала, даже по очень плотному снегу велосипеды не пошли. И чехи просто катались на лыжах недалеко от базы все оставшиеся дни.
Фото. С радистами из Южной Калифорнии
Фото. Экстрасенс-приемник готов к эксперименту
Фото. Начало пути
Из записей Валерия Таякина. 16 апреля в 10 часов вышли. Провожали нас москвичи, фотокорреспонденты. Идем вдоль острова Греэм-Белл на юго-запад. Ход обычный, сплошные заструги на пути. Ветер постоянный 10-15 м/сек, температура – 28. Видели следы и помет белого медведя.
Фото. Пурга при ясной погоде
Фото. Так начинается очередной день
Иван Ялин. Начинался день с черного кофе прямо «в постель», который подавал дежурный. Потом завтрак, пять часовых переходов, потом обед в палатке. Снова четыре-пять переходов. Остановка на ночевку. Дежурный готовит ужин, а остальные строят защитную стенку вокруг палатки. Это 160-180 снежных кирпичей. Около часа на нее уходило. До ужина традиционная чашка горячего молока. Ужин – и спать под звуки палаточных оттяжек, которые гудят на ветру, как струны.
Фото. Две крепости.
Из записей Валерия Таякина. 18 апреля. До обеда все было, как обычно. После обеда усилился ветер до 25м/с, буран, идти стало очень трудно. Начались небольшие обморожения щек, носов – результат не сразу надетых масок. Прошли сегодня 35-40 км. В 19 часов встали на ночевку, стали делать двойную снежную стенку.
Фото. Чернорицкий А.А.
На следующий день ветер немного ослаб, температура днем – 22 градуса. Продолжаем идти по застругам. Вечером видели на расстоянии 300 метров белого медведя, который вел себя миролюбиво.
Фото. На остров Винера вдоль берега
Иван Ялин. Чтобы преодолевать трудности такого похода надо хорошо готовиться. У нас обошлось без ЧП, а это признак высокого профессионализма участников экспедиции. Ну вот, пожалуй, к морозу нелегко было адаптироваться. Север есть север. Средние минус 32 да ветер 10-12 метров в секунду – это ощущается, как все 45 градусов. Порывы ветра были такие, что сбивали с ног. И это с рюкзаком и санками! В спальники укладывались в полном обмундировании. Уже позднее, когда привыкли к морозу, смогли, наконец, во время обеда в палатке снимать ненадолго шапку и рукавицы, и это воспринималось как великое благо.
Из записей Валерия Таякина. 20 апреля. Сегодня погода ясная, ветер небольшой. К обеду подошли к могиле 1898 года двух норвежцев Бьервига и Бент Бентсена, которые здесь на мысе Геллера (Земля Вильчека) зимовали. Через некоторое время увидели на горизонте о. Хейса. Мачты, дома, вроде близко, но пришли в 22 часа уже на исходе сил. Прошли за день 50 км.
Фото. Полярная могила норвежцев
Фото. Мед.обследование
На следующий день выспались, провели небольшое мед. обследование. Потом душ, обед, пресс-конференция с сотрудниками станции, экскурсия в ракетную лабораторию, где метеорологические ракеты.
Фото. Черная вода у острова Грилля
Фото. Температура воды -4 гр., воздуха - 20 гр.
Фото. Пляж у острова Солсбери
22 апреля. В 9 часов вышли с обсерватории острова Хейса в юго-западном направлении. Погода солнечная. После обеда вошли в пролив, где видели уток. Борис Малышев ради случая окунулся в воды Ледовитого океана. Хода дальше нет, пошли через ледник, который весь в торосах. К вечеру выбрались с него и поставили палатку. Оглядываемся назад, а там по нашим следам идет белый медведь. Подошел метров на 50, понюхал и, обойдя наш стан, ушел. Карабин был наготове, но все обошлось.
Фото. По тонкому льду в проливе у о. Солсбери
Иван Ялин. В экспедиции мы испытывали самодельное снаряжение нашего турклуба: одежду из синтетических материалов, лыжные ботинки (по нашим эскизам изготовила местная мастерская «Сапожок»), металлические санки. Санки себя оправдали, но в дальнейшем внесли в их конструкцию некоторые изменения. Все испытания выдержали и ботинки. А вот от одежды из отечественных синтетических материалов решили отказаться: они уступают по своим теплофикационным качествам зарубежным материалам. Иностранцы к нашему самодельному снаряжению отнеслись с удивлением и уважением. А вообще-то, иностранцев у нас многое поражало. Американцы, например, никак не могли понять, почему они не могут поговорить по телефону из Воркуты с Южной Калифорнией сразу же после заказа, а почему-то должны ждать целую неделю. Надо было видеть их в те дни, когда мы ждали самолет для заброски на Землю Франца-Иосифа. Несмотря на предварительную договоренность с министерством обороны, вместо планируемых четырех дней на заброску и выброску у нас ушло две недели. Первые два дня они вежливо улыбались, а потом стали нервничать, говорить, что день простоя обходится для них потерей нескольких сот долларов.
Фото. Остров Чамп
Из записей Валерия Таякина. 26 апреля. В предыдущие дни обошли южные острова о. Солсбери – о. Чамп – о. Брайса – о. Мак-Клинтока – о. Галля. И вечером снова пришли в обсерваторию острова Хейса. А здесь уже все собрались команды: из Москвы, Вологды, американцы, немцы, чехи. Еле разместились в спортзале.
Фото. Дружеский ужин с "Арктикой"
Фото. Юра из Киева и корреспондент журнала "Вокруг света" Валерий Орлов
Фото. Малышев Б.Д.
Борис Малышев. Нужно упомянуть еще о двух участниках нашей северной эпопеи – это экстрасенсы из Донецка. Они проверяли гипотезу, что человек может получать космическую энергию через другого человека, который находится где-то очень далеко. И при этом идти к какой-либо цели, не затрачивая особых сил и даже обходясь без пищи. Но что-то им постоянно мешало, и их эксперимент мы посчитали неудавшимся. Это очень интересные и увлеченные люди, по их рассказам, они запросто контачат с иными цивилизациями. Там на Земле Франца-Иосифа, в заброшенном поселке они искали «барабашку». И хоть по нашему мнению у них ничего не вышло, они пользовались всеобщим уважением за преданность своей идее.
Фото. Экстрасенс передает энергию руководителю экспедиции
Из записей Валерия Таякина. 29 апреля. Сегодня с нами идет Лукоянов Петр Иванович. Ход был против ветра. 17 км до острова Винера, где стоит балок. С грузом на 8 дней прошли это расстояние за 4 часа. Рядом с балком стоит палатка команды «Арктика». Поставили рядом свою, соорудив вокруг снежную стенку.
Фото. Лукоянов П.И.
Юрий Долгополов. Меня больше поразил другой человек. Ему 72 года, а он с нами наравне совершил несколько дневных переходов с рюкзаком, который весил тридцать килограмм. Петр Иванович Лукоянов! Он – старейший лыжник страны, начинал еще в тридцатые годы. И в то время каждый год совершал походы на Север, по тайге.
Фото. Идем к острову Угольные копи.
Фото. Шарнин В.В.
Из записей Валерия Таякина. 30 апреля. С утра ушли на ледник острова Винера. Пересекли его и спустились к берегу, где полыньи с обрывистыми льдами. Впечатляет ледник острова Солсбери. Погода благоприятствует ходу. Прошли до острова Угольные копи по мокрому снегу-наледи.
Фото. Русский В.И.
1 мая. Сегодня полудневка. Художники ушли фотографировать моржей, тюленей, уток. Борис снова искупался в морской воде. Вышли на лыжах только после обеда. Обогнули остров Грили и вплотную встретились с белым медведем. Он подошел к нам на 6-7 метров, обнюхал, постоял мирно. Но у Петра Ивановича нервы не выдержали, застучал по санкам. Мы решили хором крикнуть мишке, он очень удивился, отвернулся и ушел. Фотографы наши были в восторге от съемок.
Фото. Остров Брош
На следующий день шли на лыжах проливом, и вышли на остров-скалу Брош, на котором много птиц.
Борис Малышев. Там удивительная природа, кроме медведей полно другой живности. Особенно много птиц. Посреди льда стоит скала, а над ней черный круг, и движется… Мы уж подумали, что летающая тарелка. Подошли ближе – птицы. И айсберги рождаются именно там.
Фото. Так рождаются айсберги
Юрий Долгополов. В бухте «Опасной» со скалы сползает ледник, обламывается, и эти огромные глыбы, сейчас вмерзшие в лед, тянутся цепочкой до самого горизонта. Весной лед растает, и они поплывут. Все это можно увидеть только на Крайнем Севере.
Из записей Валерия Таякина. 3 мая. Сегодня вышли в открытый большой пролив Березника, сплошь торосы, заструги. И снова встреча с белыми медведями. В метрах 300 от нас прошли медведица и годовалый медвежонок. Малыш любопытный, все норовил к нам направиться, но мать ему не дала.
Борис Малышев. Вообще, Север требует выдержки и еще раз выдержки, потому что это – постоянный риск. Взять, хотя бы белых медведей. К нам они 6 раз подходили на расстояние до 10 метров. Медведь же на Севере – самый сильный и никого не боится. И вот он видит движение, заходит с подветренной стороны и спокойно идет к тому, что движется, то есть к нам. Идет спокойно. Потом почувствует – что-то незнакомое – постоит и заходит с другой стороны. И мы за ним поворачиваемся. Довольно неприятно.
Юрий Долгополов. С медиками был случай. Построили они ледяное иглу. И сидят внутри, проводят эксперимент на комфортность. Медведь проломил стену, засунул в пролом голову и смотрит на них. А у тех карабины в балке. Хорошо, медведь оказался не голодный.
Фото. На подходе к о. Греэм-Белл
Из записей Валерия Таякина. 5 мая подошли к базе о. Греэм-Белл. Нас встретили корреспонденты «Воздушного транспорта» и «Собеседник». Врачи из Москвы стали проверять пульс. Вечером пришли вологжане. Чуков еще на леднике, где-то недалеко, в 10 километрах. Обмен впечатлениями.
9 мая устроили спортивный праздник, лыжные гонки, футбол. Борис с Виктором пекли лепешки. Вечером все пели песни. Самолет задерживается, где-то сидит в Печоре.
В рамках экспедиции побывали (на вертолете) на самом северном острове Земли Франца-Иосифа - острове Рудольфа, на котором в то время еще действовала советская полярная станция. В 1995 году она была законсервирована.
Фото. На острове Рудольфа (82 сев. широта)
Фото. На острове Рудольфа
Иван Ялин. Нас часто спрашивают: зачем нам это надо, почему дома не сидится? Вопрос банальный, который задают очень часто путешественникам. Но, пожалуй, никто еще не дал на него точного ответа. Вот говорят, например, зов Севера, зов пустыни. А есть люди, которые настроены на эту волну. Они чувствуют какой-то внутренний зов. Тянет, и все. Пожалуй, ближе всех, на мой взгляд, подошел к пониманию этого явления Паустовский. «Скитальчество, - сказал он, - это кристальнейшее выражение большой человеческой тяги к таинственному и загадочному, к жизни, овеянной ветрами, где поет каждый час, каждый миг». Видимо, это у человека от какой-то внутренней неудовлетворенности. Он уловил здесь общую закономерность.
За 18 ходовых дней «Томский экспресс», так называли наших туристов другие участники экспедиции, прошел 600 километров.
Фото. Кужеливский И.И.
А теперь предлагаю запастись чаем, сесть по-удобнее и посмотреть интересные кинокадры с похода, сделанные в экстремальных условиях Кужеливским Иваном Ивановичем.
Место: Земля Франца-Иосифа
73
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Лукоянов П.И. - преклоняюсь!
Завидую и восхищаюсь!
А на ЗФИ я был по работе в 2007-м. Правда западнее, как я понимаю, на о. Александры. Строили погранзаставу - наш самый северо-западный рубеж. Был под новый год, т.е. полярной ночью. Впечатлений много, но самое сильное - это полет. Вылетали из Мурманска, на транспортнике Ан-26. Четыре часа полета в темноте над океаном. К подлету меня пилоты позвали в кабину - посмотреть посадку. Вот она, работа штурмана - идешь в темноте - и тут появляется световая дорожка посадочных огней... Ну и звук посадки на обледенелый гравий - то еще впечатление. Ну, мы хоть садились в приличную погоду и при умеренном ветре...
Местная живность. Эти птички летают здесь полярной ночью. Но если падают - совершенно беспомощны. Похожи на маленького пингвина.
наконец-то лето... Где-то август 2008-го.
Весна. Добираемся до коммуникаций и входов...
Наша стройка полярной ночью.
Домой, уже на АН-72