Казбек – в сердце моем

«...Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный над горами...»
А.С. Пушкин

После своего первого восхождения на Эльбрус, которое откровенно и самокритично я описал в своей статье «Преодоление» (см. Risk.ru; Mountain.ru), прошло совсем немного времени, а мое тело и все нутро уже требовали от меня опять чего-то экстремального. Наверное, метастазы первого негативного опыта стали давать свои первые, но положительные всходы. Я неизгладимо ощущал непреодолимую необходимость опять испытать себя, а может быть и доказать себе что все-таки способен на что то большее. Внутренний подкожный зуд во всем теле не давал мне покоя. Что это – болезнь, эпидемия? Хотя отчетливо помнил свои же слова, сказанные тогда после спуска с Эльбруса в 2012 году. На вопрос к самому себе: - Вернешься ли ты сюда еще раз? Я тогда, почти не раздумывая, ответил: - Никогда!!! Наверное, с подобным сталкивались многие альпинисты на начальных этапах своего становления. Тогда на Эльбрусе во время одного из наших акклиматизационных походов я познакомился с очень симпатичной и красивой альпинистской из Ирана (не помню уже как её звали). Она тогда мне рассказала, что одним из этапов подготовки к восхождению на Эльбрус у нее был подъем на гору Казбек, но только с юга с Грузии. Конечно, кто из нашего поколения не помнит знаменитые папиросы Казбек и стихи Твардовского:
И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
Вот и я подумал, а не достать ли мне до вершины Казбека. Что ж, спасибо этой гордой и красивой девушке за подсказку. Да прибудет с ней всевышний.
Я начал вспоминать из своего «географического» и «исторического» образования, которое в основном получал через свои ноги, что такое этот Казбек. Культовая гора – стратовулкан в Северной Осетии. Всем знакома. Высота 5033 метра, т.е. – пятитысячник, что очень важно и престижно. Грузины ее называют Мкинвари - «гора с ледовой вершиной» или «ледяная вершина». Одно из осетинских названий Казбека - Урсхох, дословно означает «белая гора». Кабардинское название: Къазбэч- «Малый Эльбрус». Русские же в 19 веке назвали ее по названию селения у подножья – Казбеги. Так и повелось – Казбек. По легенде именно к Казбеку приковали боги Прометея, который похитил у них огонь и отдал его людям. Первое восхождение на эту вершину совершил известный геодезист и исследователь Кавказа А.В.Пастухов в 1898 году. Уже в нынешнее время все мы помним катастрофу в Кармадонском ущелье, произошедшую 20 сентября 2002 года. Когда ледник Колка полностью уничтожил несколько сел и селений, а вместе с ними и съемочную группу режиссера Сергея Бодрова. Получившего всенародное призвание по таким фильмам как «Брат» и «Брат-2». Что ж довольно интересно и с точки зрения альпинизма, а также с точки зрения географического и исторического познания и изучения. Хотелось воочию увидеть последствия того трагического события 2002 года, понять масштабы катастрофы и побывать в эпицентре этих событий.
В свое время умные люди нас учили, если уперся в стену и дальше путь не понятен, сделай шаг назад, перегруппируйся, осмысли ситуацию, оцени обстановку, уясни предстоящую задачу или цель. Выработай дальнейший план (дорожную карту) действий по подготовке к реализации своей цели – мечты. Определи элементы всестороннего обеспечения. И будет тебе все норм.
Что ж – цель очерчена. Идем на Казбек. Хоть и ниже на 600 м Эльбруса, но выше 5000 м, т.е. делаем небольшой «высотный» шаг назад, но в техническом плане получаем уже что то новое и ранее неизведанное. Вполне достойно, да и престижно. Опыт, пусть и не вполне удачный, по подготовке к восхождению на Эльбрус уже есть. Имеется определенное осмысление предыдущих ошибок и недоработок при подготовке. Есть над чем поработать. Хочется прежде всего себе доказать, что ты можешь и сможешь теперь уже вполне осознанно подготовиться и взойти на пятитысячник с более позитивными последствиями. Вот и мотивационные формулировки вычерчиваются.
Опять садимся за справочники и интернет. Изучаем, оцениваем. Грузия отпадает сама собой. Невыездное состояние после предыдущей «казенной» жизни пока никуда не денешь. Остается северная сторона с Осетии. Погружаясь в информационный простор относительно восхождений на эту гору, стал ясно для себя понимать, что хоть высота и меньше, но с технической точки зрения подъем с севера будет намного сложней и трудней. И самое главное и отличное от моего предпочтения – это никаких гостиниц и приютов, только палатки и все прем на себе. Это необходимо учесть при подготовке.
Итак, цель определена, мотивация сформулирована.
Подготовка
В этот раз начал подготовку почти за год. Вопросов больше чем при подготовке к Эльбрусу. Все необходимо учесть и охватить.
1. Определить турфирму, с которой пойду на Казбек. Теперь уже никаких блиц-восхождений.
2. Из снаряжения нужен хороший ходовой рюкзак на 100 л.
3. Спальный мешок.
4. Палатка, где взять.
5. Качественная, разношенная трекинговая обувь, т.к. предстоит долгий путь на ногах с грузом.
6. Техническая подготовка. Это уже что-то новое и незнакомое.
7.Физическая, функциональная подготовка. Учесть предыдущие недоработки.
8. Трансфер, личное авто отпадает.
9.Погранпропуск (зона г.Казбек пограничная, без пропуска уже не пройдешь, как на Эльбрусе).
10. Усовершенствовать состав личной аптечки (снотворное).
Анализируя то, что мне предстояло, можно было понять только одно – это не Эльбрус с юга, а совсем иное более сложное предприятие и некоторые аспекты подготовки должны быть скорректированы по сравнению с предыдущим походом.
Финансово-организационная подготовка
Бюджет
Турфирма, стоимость тура
Сроки
Теперь по порядку. Бюджет всей своей поездки определил (со всеми попутными расходами) не более 40 000 руб. (Все, что смог заныкать от любимой женушки, налоговая, таможня и счетная палата в одном лице, но все-равно любимая).
Турфирму искал очень долго и кропотливо.
Основные требования:
Полноценное восхождение, не блиц.
Четко очерченная подробная программа восхождения по дням.
Предоставление трансфера от автовокзала МинВод и обратно (мне так удобнее).
Питание (полноценное от турфирмы, свое тащить влом).
Предоставление снаряжения, палатки, ботинки и т.д.
Оформление всех разрешений и пропусков.
Естественно, адекватные и реальные цены.
Страховка (входит в цену или не входит).
Положительные отзывы в инете.
Продолжительное присутствие на этом рынке услуг (не фирма однодневка).
Гиды (фото, квалификация, опыт), отзывы (нужно знать, кому доверяешь свою жизнь, от них многое зависит).
Под мои критерии подошла только одна украинская фирма. Название не буду публиковать, дабы не заподозрили в рекламе. Хороший, креативный и информативный сайт. Возможность оплаты частями. Наличие скидок и разные акции. Если заказываешь и вносишь предоплату заранее, а также если пользуешься услугами этой фирмы неоднократно, то получаешь приличную скидку. Коллективное снаряжение: палатки горелки, газ, бензин, посуду предоставляют бесплатно, индивидуальное: ботинки, кошки, с/страховку, карабины, жумары, пуховки и т.д. за плату, но демократичную. Имеется обратная связь с диспетчером, что очень важно. Звонят, присылают на e-mail необходимую инфу, программу восхождения по дням, список снаряжения, меры безопасности, сами оформляют погранпропуска и т.д. Есть даже веб-лекции по подготовке к восхождениям. По завершению похода – обязательная майка с логотипом Казбека и сертификат. Звучит неплохо. По отзывам все тоже вроде бы нормально. Впоследствии, время, потраченное мной в инете на ее поиск, себя и оправдало. Попал в точку. Спасибо ребятам (особенно гидам) одно слово РЕСПЕКТ.
Почему в списке очередности при подготовке я прописал первоочередным мероприятием выбор турфирмы? Т.к. от перечня услуг, снаряжения, программы (плана) восхождения, которые она предоставляет или не предоставляет и зависит в дальнейшем построение и формирование уже вашей дальнейшей финансово-организационной, материально-технической и функционально-мотивационной подготовки. И так, бюджет поездки и турфирма определены.
Сроки похода. Так как график (расписание) восхождений в выбранной фирме были строго регламентированы и уже утверждены, то пришлось свой отпуск увязывать с этим расписанием и, естественно, с загруженностью и задачами выполняемыми на основной работе. Благо, как одна из опций у этой фирмы была возможность после предоплаты выбирать из расписания наиболее приемлемые для тебя сроки и переносить свое восхождение между сроками с сохранением предоплаты. Что, не скрою, очень удобно для работающего люда, которому из-за загруженности и плавающего рабочего расписания трудно угадать со сроками реализации своих подобных «безумных» идей и мечтаний.
Физическая подготовка
Опыт подготовки уже был. Эльбрус занесен в актив. Есть понимание, что в подготовке надо усовершенствовать, ужесточить, увеличить сроки, добавить новые упражнения. Начал подготовку уже за восемь месяцев. График и режим работы все равно накладывали свои отпечатки и вносили свои негативные коррективы в ходе всего периода подготовки. Особенно выбивали из тренировочного ритма длительные командировки и поездки. Ну что ж, невзирая ни на что все равно идем к намеченной цели. Старался минимум три дня в неделю посвящать тренировкам. Но все же опять, как и при подготовке к Эльбрусу системности и методичности не было по причине плотного рабочего графика на нашем «оборонном» предприятии. Продолжал бегать не менее 10 км. Добавил к бегу по стадиону периодический бег в гору с рюкзачком по серпантину с набором высоты 500 м и протяженностью маршрута около 10 км. Дополнительно ввел упражнения для ног: наступ на упор высотой 30 см со сменой ноги не менее 100 раз. Перестал пользоваться лифтом, живу на 12 этаже, хотя надо признать это самое «обломное» упражнение, особенно после напряженного рабочего дня. Тем более, все чаще стал встречать недоуменные и удивленные взгляды со стороны своих близких и соседей. Что ж, с чем-то надо поступиться, если поставлена цель и есть мотивационные установки. Хвастаться не буду, времени не хватало. Постоянный цейтнот: работа, работа, работа, семья, дети, заботы, заботы, заботы…. Слышал «мудрые» слова и фразы: Если работа или что то другое мешает заниматься любимым делом – страстью всей жизни, брось эту работу ко всем чертям и иди к своей цели невзирая ни на что. Правильно, но, к сожалению, не всегда приемлемо, особенно по отношению к семье и детям. Всегда приходится с чем-то считаться и чем-то жертвовать. Вечная жизненная аксиома и человеческое правило. Хотя, в последующем, с работой так и получилось – она меня сама БРОСИЛА, ну х…. с ней.
В ходе подготовки старался себя уже не жалеть. Если выходил на стадион, на холмы или на спортплощадку, то доводил себя до такого состояния, что обратно еле доходил до дома, практически доползал. Всегда помнил то свое состояние на Эльбрусе, когда мозг работал отдельно от своего тела, которое практически отказалось дорабатывать до конца восхождения, особенно на спуске. Теперь, когда ноги и руки говорили тебе что все хватит и мы больше не можем, то ты говорил им – продолжаем, идем дальше скрипя зубами, но идем. Когда казалось, что вроде бы все больше не могу, надо останавливаться, то опять сам себе повторял и приказывал: Ты че, блин, это была только разминка, а только теперь и начинаем основную часть! Вперед и только вперед! Я старался в ходе подготовительного процесса доводить себя до такого состояния, когда мозг и тело начинали расставаться и отрываться друг от друга. Постепенно отодвигая этот порог, рубеж, границу все дальше и дальше от того уровня, которое было на Эльбрусе.
Жалость к себе самый худший союзник при подготовке к такому мероприятию. Если вы хотите чего-то достичь и правильно себя подготовить, то с таким попутчиком надо немедленно и безжалостно расставаться, разрывать всяческие с ним отношения и полностью про него забыть. Не буду утверждать, что в этом очередном «самопознании» и «самоистязании» я полностью преуспел, но все же немного продвинулся к новому для себя уровню физического состояния, что впоследствии и сказалось на последующих результатах. Ну вот как то так. Честно и откровенно.
Снаряжение
В ходе подготовки я для себя окончательно уяснил: Казбек – не Эльбрус, здесь снарягу непосредственно на горе уже в прокат не возьмешь, что-то в ходе экспедиции уже поправить или изменить будет нельзя. Все очень тщательно и заранее нужно подготовить и предусмотреть. Иначе, просто какая то непредусмотренная и неподготовленная мелочь может сорвать тебе конечный результат почти годовой подготовки. Как то это нездорово звучит и этого не хотелось бы допустить.
Первое – рюкзак. Нужен хороший ходовой девайс. С правильным поясным обхватом и совершенной передовой системой фиксации и поддержки спины, «грузоподъемностью» не менее 90 кг. Иначе просто можно превратить этот поход в пытку и издевательство над собой и в последующем вместо восхождения попасть на медицинскую кушетку мануального терапевта и массажиста для восстановления и постановки на место позвоночных дисков и избавления от последующей неудержимой боли в спине, а еще хуже опять вернуться и подсесть на дихлофенак. С моим остерохондрозом это было особенно актуально. На тот момент моему бывшему «хозяйству», где я добросовестно «отслюнявил» моему «благодарному» государству несколько десятков лет своей жизни, прилопатили наименование «горное», как благородное седло арабского скакуна надели на позорного и плохопахнущего осла. Но все же есть и плюс – дали (выдали) горное снаряжение, правда как всегда разработанное и пошитое бухгалтерами и экономистами для неизведанного и непонятного для этих «разработчиков» дела. Хотя некоторые элементы снаряжения все же были достаточны приемлемы для горного применения. Это скорей результат того, что эта снаряга не была произведена в нашем государстве с ее квази-промышленностью, а просто тупо (другого не умеем) закуплена у зарубежных европейских производителей. Рюкзак, кошки, фонарики. страховку, жумар, карабины, ледобуры, ледоруб, каску, снежную лопату взял у знакомых ребят из «горных» хозяйств. Это существенно впоследствии сэкономило мне бюджет поездки. Даже можно было и палатку прихватить, но так как ее бесплатно предоставляла тур-компания, то заморачиваться не стал. Рюкзак взятый у ребят себя полностью оправдал. Единственное, наши отечественные горе-разработчики забыли предусмотреть такую опцию для этого рюкзака как противодождевой чехол. В результате при сильных дождях пару раз внутреннее имущество промокло. Этот чехол для рюкзака обязательно должен быть, причем на более больший размер, чем сам рюкзак. Т.к. привязанные с верху коврик, палатка и др. имущество заметно увеличивают его номинальный размер и делают бесполезным стандартный штатный противодождевой чехол. Это нужно учитывать и предусматривать. Более того, сама ткань рюкзака должна быть обязательно с водоотталкивающим эффектом.
Ботинки. Предложенные ребятами из моего «хозяйства военизированные «шузы» под понятие горные не подходили, скорей всего эти боты подходили для тяжелого треккинга. Тем более, после тестирования в сырую погоду просто промокли. Вот так наши «бухгалтеры-счетоводы» готовят милитаризированных ребят для горных походов. Поневоле, Сталина вспомнишь. Решение одно – опять прокат, благо тур-фирма по желанию и по предварительному согласованию предоставляла свои обкатанные и разношенные ботинки по бюджетной цене. Одно плохо, что заранее померить и в последующем поменять возможности не представится. Поэтому, выбрал уже проверенную Скарпу-вега 44 размера, как и при походе на Эльбрус. Что было на тот момент правильным решением. Таким образом на период восхождения у меня были три обувки: сандалии (тапочки) типа «Сахабы», трекинговые ботинки CATепиллеры и высотные Скарпа Вега. Все пригодилось и было в точку.
Каска. Скажу только одно: - в отличие от Эльбруса горный шлем на Казбек брать нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО и без всяких условий и оговорок. Фирма-производитель не важна. Главное что бы он был. Его наличие помогло мне остаться вполне здоровым человеком и не получить гарантированной травмы. Знаете, игра головой камнями, то еще занятие. Поэтому не рекомендация, а четко сформулированная установка – брать обязательно и еще раз обязательно. Больше сказать тут нечего.
Спальник. К тому времени прикупил а магазине свой спальничек от фирмы JACK WOLFSKIN на -15оС. Спать в чужих прокатных без предварительной дезинфекции и санобработки уже не хотелось, лучше что то свое. До сих пор пользуюсь им, в целом доволен. Единственный совет, если будете брать свой, то берите с верхней мембранной оболочкой, что б не промокал от внешних осадков и конденсата в палатке. Мой без мембраны, пару раз хапнул воды, что придавало ненужный и неудобный дискомфорт при высокогорных ночевках. Как то так.
Самостраховка. Нижняя - обязательно, можно и с грудной обвязкой. Фирма не важна, главное без дефектов, желательно проверенная. Обязательно, если нет собственного опыта, при выборе в прокате или приобретении самостоятельно проконсультируйтесь со своими будущими гидами, которые вас поведут к вершине. Можно онлайн по скайпу, благо интернет сейчас позволяет и предусматривает подобное общение. Т.к. у «специалистов» в магазине или в прокате главная задача – это «впарить» вам любой ценой свой продукт, а за конечный результат и соответственно за вашу жизнь отвечать будут именно гиды.
Железо. Жумар, спусковое устройство (восьмерка), карабины, ледобуры, ледоруб, горная складная лопата – все это не просто необходимо иметь как снаряжение согласно перечня, но и реально будет вами использоваться как при восхождении, так и при спуске, опять же в отличие от Эльбруса. Поэтому все это желательно тщательно проверить, если не хватает опыта дать для осмотра опытному человеку и перед восхождением предоставить для осмотра гиду. Более того, в ходе подготовки к восхождению на Казбек необходимо реально поработать с этими принадлежностями, особенно с жумаром и со спусковым устройством.
Мембрана (Gore-Tex или что-то иное) Кармадон в начале лета славится дождливой погодой. Мы как раз и попали в такой дождливый период в июне месяце. У меня тогда никакой мембранной одежды не было. Обычная горнолыжка плюс пончо (дождевик). Вот и вся защита от непогоды. В результате промок до трусов, просушиться было естественно проблематично. Шмотье в рюкзаке тоже намокло, как не укрывал (рюкзак тоже без защиты от H2O – военный бюджетный девайс). Так впоследствии и дошел до вершины с «подмоченной» нижней «репутацией», хорошо колокола у «лютиков» не зазвенели. Правильно говорят: опыт, как половое бессилие, приходит с годами хождения по горам, но только в Gore-Tex.
Мусорные мешки Возникает сразу вопрос: зачем? Ответ очевиден. Все вещи в рюкзаке лучше упаковывать в такие мешки. Также, часть ненужного в ходе восхождения имущества мы укладывали и оставляли в потайном месте возле так называемых термальных ванн. Его, естественно, тоже тщательно упаковывали в такие импровизированные контейнеры. В случае крайней необходимости из них можно соорудить чехол на рюкзак (что вынужденно я и делал в конечном счете), дождевик или провести экспресс – ремонт протекающей палатки. И не забываем об экологической составляющей каждого восхождения. Мусор после себя принято у уважающих себя горовосходителей в природоохранных зонах не оставлять, а выносить с собой и в дальнейшем выбрасывать только в отведенных для этого местах. Поэтому мешки нужны в достаточном количестве. Я брал обычный покупной рулон 100 л. мешков, в принципе хватило на весь период похода. Конечно, кто то обязательно может вмешаться и меня поправить (посмеяться), что ведь есть для этого гермомешки и всякие супер-пупер чехлы покупные, но мы здесь рассуждаем о бюджетном мероприятии.
Фотографии 3*4 Естественный и логичный вопрос ЗАЧЕМ? Напомню – г.Казбек и практически весь маршрут восхождения находится в приграничной зоне. Район не очень спокойный в плане нынешних наших отношений с «грузинским руководством», не путать с «грузинским народом», который был, есть и будет для меня всегда примером гостеприимства, доброжелательности и добрососедства. Да будет так всегда. Поэтому, нормальные туркомпании берут на себя оформление погранпропусков в приграничную зону. А для этих целей и нужны фотографии. Свои «фейсы» и паспортные данные мы направляли нашему агенству по E-mail. Они уже впоследствии сами все оформляли. ОЧЕНЬ ВАЖНО: правильность заполнения паспортных данных, ФИО, соответствие фото, проверяйте, как говорят, «не отходя от кассы» заранее. Паспорт иметь при себе при восхождении именно тот, по которому и оформлен пропуск. В противном случае вы можете пополнить статистические данные пограничной службы ФСБ РФ как злостный «террорист» и «нарушитель» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. Это я немного «кошмариков» напустил – просто не пустят в погранзону и отправят восвояси, будет тебе полная «обломуха» и «обидон» конечно.
Газ или бензин Имеется ввиду какой вид топлива предпочтительнее использовать при приготовлении пищи в ходе подобной экспедиции. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждая экспедиция, как правило, ориентируется на местные условия и возможности приобретения топлива и его дальнейшего пополнения. Так как перевозить любое топливо в самолетах запрещено, да и в поездах это не приветствуется и при проходе на некоторые вокзалы при обнаружении подобного груза при просветке его у вас могут попросту изъять из багажа. Конечно, всем известно, что количество (объем) бензина на весь период похода нужно намного меньше, чем газа. Но, учитывая тот факт, что при подготовке к розжигу мультитопливной горелки на бензине нужно заранее поджинать саму горелку, что бы прогреть ее и получить надлежащий эффект дальнейшего горения, то при этом периодически, особенно в неопытных и неумелых руках, возникают различные проблемки и мелкие поломки. То шланг засорился, нужно прочищать, то форсунка забилась, то качество бензина плохое, то насос не создает необходимого давления. Ну а запах пролитого бензина в рюкзаке создает дополнительный дискомфорт и так при недостаточном количестве кислорода в воздухе. А если это топливо попало еще и на продукты, то и с качеством питания тоже могут естественно наступить определенные трудности. Хотя многие туристы используют «Галошу», которая практически не воняет и не засоряет форсунки со шлангами. Плюсы бензина: самый главный и важный – это то, что при низких температурах, особенно в высокогорье (выше 4000 м) у него нет проблем с воспламенением. А вот газовые баллоны при температурах ниже -15оС уже бывает отказывают (замерзают), особенно в «ловких и умелых» ручках «опытных и самонадеянных» умельцев. Это самое главное отличие этих двух систем, которые необходимо учитывать при подготовке к походу. Все – индивидуально. Я стараюсь использовать пока только газ. Но это, как говорят - ИМХО.
Но в поход к Казбеку наши гиды предпочли именно бензин, именно «Галошу» по причине, прежде всего, дешевизны и доступности покупки в любом хозяйственном магазине. В принципе проблем не было.
Восхождение
Ну а теперь, как говорят, о самом интересном. С приближением даты отъезда мое сердце начинало биться все чаще и чаще. Или от волнения или от того, что мысленно я уже был там. Мое тело еще перемещалось по улицам моего города, а сердце уже начинало предвкушать предстоящую нагрузку как физическо-эмоциональную, так и недостаточность кислорода в предстоящем горном походе. Оно по неведомому мне закону горного притяжения уже стремилось туда, оно уже было там. Наверное, именно там зона его комфортного состояния, а телесная оболочка этого пока не поняла. Мне просто нужно было проследовать за ним в те неизвестные и незнакомые для меня места, что бы произвести воссоединение этих двух частей которые и представляют меня как единое настоящее целое. Здесь на равнине после моего того «преодоления» на Эльбрусе я все более осознанно ощущал, что во мне уже чего-то не достает, чего то не хватает. Мне пришлось заплатить цену за свое благополучное возвращение частичкой себя, которая так и навсегда осталась там в горах. И теперь только здесь (в горах) я себя ощущал единым целым. Только здесь в горах происходило воссоединение моих разорванных частей самосознания и только здесь я мог наконец то почувствовать свое умиротворение. Что-то, блин, меня понесло. Но зато откровенно.
С точки зрения логистики я бы разделил все свое путешествие в это горное снежное безмолвие, где я оставил частичку своего сердца, на несколько этапов.
Первый этап - маршрут до пункта сбора всей группы.
В нашем случае это Минеральные воды. В принципе ничего необычного и супер-пупер интересного. Добрался из своего города на автобусе до автовокзала МинВод, затем на маршрутке на жд вокзал. Там в сквере и дожидались сбора всей нашей компании и гидов. После сбора гиды дозакупили необходимые продукты, бензин исходя из собранного количества участников. В принципе, как я понял, они делают так всегда, что только после окончательного формирования, сбора групп и подсчета участников (вдруг кто то из заявленных не приедет) покупают продукты и топливо. Это в принципе целесообразно и абсолютно правильно с точки зрения экономии и правильного расходования выделенных средств, чтобы не набирать ничего лишнего, и, естественно, на сэкономленные средства увеличить себе итоговый гонорар. Затем мы заполнили необходимые бумаги, доплатили оставшиеся средства. Ну, вот вроде бы и готовы. Можно ехать. Здесь как совет: после встречи с гидами тщательно еще раз обсудите все интересующие проблемные вопросы. Возможно, вскроется какая либо недоработка или недостаток в вашем снаряжении или экипировке, что можно будет сразу поправить (докупить, взять в аренду) в Минводах. Гид, как говорят, он и в Африке – ГИД. У них опыта поболее вашего будет, если парень (или девушка, что тоже очень часто бывает) в «адеквате» – то обязательно поможет квалифицированно разрулить вскрытую проблемку. Впоследствии это будет стоить вам взятием вершины. Думайте сами, решайте сами…. Главное, если что-то не так и вы сомневаетесь, то не стесняйтесь обращаться – советуйтесь, консультируйтесь, набирайтесь опыта. Идите к своей мечте, достигайте цели. При отъезде я забыл дома крем от загара, гиды нам это напомнили. Благо по дороге были соответствующие магазины и я успел купить этот крем.
Второй этап – от пункта сбора группы в МинВодах до отправной точки пешего маршрута в КАРМАДОНЕ.
Дождались арендованной «Газелюхи». Всегда боялся этого металлизированного дикого коня на четырех резиновых копытах, страшное и удручающее зрелище. Благо водитель оказался без любви к кавказской «джигитовке» по местным дорогам и серпантинам, с правильным пониманием и наличием ответственности за жизни вверенных ему пассажиров. Кто знает отдельные маршруты и направления на Кавказе (дорогами их трудно назвать), то прекрасно понимает, что по ним могут проехать только наши отечественные Газели, Газы, УАЗы, Уралы, Камазы и прочие исторические артефакты автомобильного «зодчества» бывшего СССР. После известных событий сентября 2002 года, когда ледово-грязевая масса ледника Колка объемом в миллионы кубометров попросту накрыла Геналдонское ущелье, поселок Кармадон, перекрыв тоннели и подъездные пути, то соответственно и изменился сам маршрут подъезда к начальной точке предстоящего похода. Выехав из Минеральных Вод, мы направились сначала в Нальчик, где у компании находилось специально арендованное помещение с имуществом и групповым снаряжением, а попросту простая комната в общежитии. Здесь мы получили свои предоставляемые компанией ботинки, общественное снаряжение, палатки и другое снаряжение. Погрузившись, направились к Кармадон. Маршрут был довольно сложен и извилист, но красив. Ехали через Беслан, Владикавказ, Дзуарикау, Верхний Фиагдон, Фазикау, Даргавс, Кармадон. По пути наше «руководство» заехало в отряд МЧС для регистрации группы и к пограничникам за пропусками. Добравшись до Кармадона, в районе деревни Кани выгрузили вещи, отпустили «с богом» нашего водителя с машиной, осмотрелись вокруг. Прошло уже почти 12 лет после трагедии 2002 года. Следы этой гляциальной катастрофы, унесшей жизни как минимум 125 человек, в том числе 42 человека из съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего, поражали воображение. Ледово-грязевой поток сорвавшегося ледника Колка 20 сентября 2002 года, стартовав в 20 часов 08 минут, стремительно продвинулся почти на 20 км по долине реки Геналдон со скоростью 150—200 км/час, разрушив строения, базы отдыха, линии электропередач и уничтожил все живое. Перед нами предстала печальная траурная картина. Некогда цветущее и полное жизни ущелье вмиг превратилось в общую братскую могилу. До сих пор на склонах окрестных гор хорошо видны следы движения этой смертоносной массы. Словно большим безжалостным тесаком срезало огромные отроги и каменные гранитные глыбы, изменило до неузнаваемости эти места. По-прежнему видны зияющие черные раны, нанесенные ледником. Все увиденное приводило в легкий трепет. Приходило понимание ничтожности и беспомощности человека перед природной стихией. А ведь нам предстояло идти по этому ущелью по следам движения селевой массы. В голове неизбежно возникали неприятные мысли и сомнения.
Мы разбили свой первый лагерь на окраине поселения под названием Кани на территории бывшего дома отдыха недалеко от погранзаставы. Поселок тоже как и все вокруг пострадал в результате той трагедии. Переночевали. Июньские запахи расцветающего Кавказа, горный воздух одурманивали и пьянили. Спали хорошо. Геналдон встречал нас моросящим дождем и вполне комфортной не жаркой погодой. На запах приготавливаемой пищи к нам прибилась серая неказистая и беспородистая дворняжка. Я назвал ее Жучка или Жуча – ей, как я понял, это сокращенное имя было более по душе. Она была небольших размеров, с чернеющей холкой, живым виляющим хвостиком и какими то особенными, умными глазами. Вела себя прилично, я бы даже сказал, с чувством собственного достоинства и самоуважения. Еду не клянчила, но и не отказывалась, если предлагали. Брала из рук не у всех. Держалась чуть поодаль, но рядом. Когда кто то выходил из лагеря за водой или еще куда, то постоянно сопровождала туда и обратно, как ангел-хранитель. С ней даже было особенно интересно, она как бы предугадывала наши шаги и дальнейшие поступки. Наверное, она уже знала конечную цель нашего похода и старалась нам чем-нибудь помочь. Местных псов к нам не подпускала, отгоняла, хотя те были в разы больше и мощней ее. Постепенно Жуча стала нашим своеобразным талисманом экспедиции и службой охраны в одном лице (или в одной собачей мордочке). Без нее не обходилось ни одно важное мероприятие (особенно приемы пищи). Впоследствии пожилая женщина из села Тменикау нам расскажет, что эта собачка появилась здесь почти сразу после известных трагических событий. Никто не знает, откуда она взялась и почему до сих пор никуда не уходит. Местные жители (кто остался) предполагают, что, наверное, в нее вселилась душа одного из погибших или дух горы. Теперь «он» или «она» выполняют своеобразную миссию, встречают и оберегают по кавказскому обычаю всех тех, кто с добрым сердцем и добрыми намерениями приходит в эти края, что бы вспомнить, почтить и помянуть тех, кого забрала стихия, кого уже нет вместе с нами. Местные утверждают, что те группы, которых она сопровождает всегда заходят на гору и благополучно спускаются обратно. Поневоле, поверишь в мистику. Так в нашей команде стало на одного участника больше и мы были несказанно рады этому прибавлению. Она (Жуча) каким-то образом во всех нас вселила уверенность в успехе предприятия. Добавила нам всем оптимизма, сплотила нас всех и подружила. Она была проводником дружелюбия и взаимоуважения среди нас.
Ночь прошла в целом спокойно, спали под убаюкивающие звуки легкого дождя. Беспокоился, чтобы вещи не промокли, опять же спасли мусорные мешки.
Одна из проблем в низшей части маршрута от Кармадона до 2500 м – это нормальная питьевая вода (во всяком случае, в наш период). После схода ледника многие, если не все, старые источники и колодцы пришли в негодность. На первое время лучше брать с собой запас воды или набирать воду из местных источников только по согласованию с местными жителями и обязательно ее кипятить.
Третий этап Кармадон (Кани) – термальные ванны 2300 м.
Проснулись утром в 6.00. Вскипятили чай, приготовили нехитрый туристический завтрак (каша - радость наша гречневая). Собрали слегка намокшие за ночь вещи и снаряжение. Утренняя погода давала надежды на солнечный день и благоприятный путь. Коллективного снаряжения и продуктов было много. Наши гиды договорились довести его до пограничного поста на местном уазике. Водитель был, естественно, не против, тем более, за плату. Некоторые ушлые из нас, ну и я, конечно, подбросили в машину свои рюкзаки, которые после попадания туда справедливо поделенных (девчонкам меньше) части продуктов, палаток, бензина, посуды, веревок превратились во что то неподъемное и непосильное. Примерный вес рюкзаков в начале нашего похода составлял около 32 кг. Честно говоря, к такому мои ноженьки были не совсем готовы. Некоторые даже залезли в бедный «резиновый» УАЗик и доехали до поста. Предлагали и мне, как самому возрастному участнику этого предприятия (а было мне на тот момент уже 46 лет), поехать на машине. Но я посчитал это немного нечестным, прежде всего, по отношению к самому себе. Если решил идти ноженьками весь путь, то и иди. Хватит того, что рюкзачек, перевозимый не тобой, а этим «усталым» раритетом сэкономит тебе силенки. И я гордо отказался, но не скрою, в душе сомнения и разного рода мысли все-таки присутствовали – А вдруг силенок не хватит? Но наш мохнатый «секьюрити» посмотрел на меня таким «укоризненным» взглядом, что я отбросил все эти крамольные мысли и бодро пошагал вверх по маршруту вслед за собратьями по треку вместе. Окружающие виды вокруг завораживали, красота, красота, красота… Дорога то петляла по крутому горному склону, то выполаживалась. Шли неспеша. Гиды – молодцы, дали нам сразу правильную установку: никакого бега и рывков, только спокойный размеренный шаг, ориентируясь на самого «медленного», т.е. на меня. Я шел спокойно, опираясь прежде всего только на свое самочувствие и ни на кого из окружающих. Дышал, дышал, дышал, старался постепенно развернуть легкие, продышаться. Помнил советы своего первого гида на Эльбрусе про дыхание. Так как наша поклажа отправилась к погранпосту без нас, то шлось в принципе легко. Ничего не давило на плечи. Вокруг царило изумрудно-зеленое расцветающее царство июньского Геналдона. Запахи трав и цветов пьянили и одурманивали. Таких ощущений там внизу не получишь. Только здесь и только здесь в горах можно встретить подобное. Прекрасные виды хрустально-белых гор, черных скал с изумрудным отблеском зеленых лугов, на которые накладывается еще и этот незабываемый аромат расцветающих цветов и трав – это, наверное, и есть гармония. Сердце начало как то по-особенному биться, не от усталости, а скорей всего от предвкушения предстоящего воссоединения с чем то для него важным, особенным. Жуча неотступно следовала вместе с нами немного впереди, как бы указывая дорогу, как будто бы она точно знала куда мы идем. Удивительное животное. Так постепенно, наслаждаясь видами, и с таким мохнатым «гидом» впереди дошли до деревни Тменикау. Высота 1700 м. Поселение после той трагедии не пострадало. Но местных жителей не видно. Деревня выглядела удручающе мрачно. Расположились на окраине на привал. Передохнули, попили чаю. Наш хвостатый «секьюрити», как только дошли, куда-то исчез. Наверное, у нее здесь где то лежбище, укрытие, а может и щенята. Наконец, увидели местных жителей. Это была очень старая женщина и пожилой мужчина. Больше на тот момент не было никого. Они нам и поведали историю про эту собаку. Также от них я узнал, что именно из этой деревни был родом один из первых восходителей на Казбек Тепсарико Царахов, который в 1889 г. с А.В.Пастуховым впервые взошел на эту гору. В глазах у стариков просматривалась какая то грустно-мудрая обреченность. У каждого уцелевшего в той трагедии кто-то из родных погиб или пропал без вести. Мы старались не шуметь, не нарушать их скорбного одиночества. Они дали нам воды и угостили вкуснейшим сыром. Мы продолжили путь. Жуча, как будто бы из-под земли, сразу возникла впереди нас. Своей изящной походкой указывая нам дальнейший путь. Я не переставал ей удивляться. Пройдя огромные горные луга, мы зашли в зону поросшую кавказской березой, рододендроном, боярышником и еще какими то деревьями, название которых мне было не известно. Травяной покров был здесь намного плотнее и выше, чем на лугах, где мы шли до этого. Время уже приближалось к полудню. Мокрая листва деревьев, влажная трава, пропитанный сыростью воздух плюс несносная жара сделали свое дело. Буквально за несколько минут движения по этим зарослям я был полностью мокрый. Вот и пограничный пост. Здесь уже находились наши вещи и те «хитрые» сопровождающие, которые умудрились втиснуться в этот старый автомобиль. Разобрали рюкзаки, приготовили пропуска для проверки. Нас встретили два брутально-калоритных местных пограничника. Один был настолько толст, что я поневоле подумал, как этот страж догонит нарушителя границы, да еще по этим горным тропам, если потребуется. Но этот вопрос, наверное, нужно адресовать не к нему, а к тому руководителю который «допустил» подобное. Наверное, такие нужны для того, что бы ими бреши в этой границе затыкали, может быть. А что – это идея. Надо ихнему руководству подсказать. У меня на пропуске были ошибки при написании моей фамилии и отчества, я очень беспокоился, что могут быть осложнения при проходе. Но этот брутальный «контролер» был еще и слабоват в грамматике, не заметил и спокойно пропустил. На этом мое волнение не угасло, т.к. я знал, что пропуска периодически проверяют и на ваннах. Понимая, что дальнейший путь будет таким же сырым, я решил накрыть чем-нибудь рюкзак, что бы вещи не промокли. Для этого, кстати, и пригодились заранее заготовленные 100 л мусорные мешки. Из одного я и соорудил нечто подобное дождевой накидки. При этом, естественно, мысленно поминая по нашей матери всех этих «милитаризированных» горе-производителей, будь они не ладны. Только у меня у одного рюкзак был без этой принадлежности. Но опять же спасибо гидам, ребята вовремя подсказали и я прикупил эти мешочки. Что значит правильный менеджмент турпохода. Подняв и напялив кое-как на себя свой рюкзак, я блин грешным делом, заподозрил пацанов, что они мне туда гирю или камней подложили пока ехали на УАЗике для хохмы. Вот это тяжесть. Читал, что такое бывает, когда тренеры в рюкзаки своим подопечным тайком пиво или другие горячительные напитки подкладывают, а потом на горе после восхождения достают и поздравляют удачливого горовосходителя им же принесенным «продуктом». Но внутри ничего подобного не было. Понял, что дальнейший путь будет не простым, так как тропа шла через густые сырые заросли, да еще с этим нелегким «другом» за спиной. Благо фиксация спины и поясная обвязь были надлежащего качества, рюкзак сидел как влитой, при ходьбе дискомфорта я не испытывал, просто было тяжело. Пробираясь через эти кармадонские джунгли я промок уже не просто до трусов, а уже «по самое немогу». Вода уже хлюпала и в ботинках, просочилась сквозь фонарики. Этого я опасался больше всего, так как шел в своих скарпах и понимал, что окончательно просушить в дальнейшем их уже не смогу. Фонари на ботинки тоже были «аля-миллитали», одним словом гавно. Что ж опять есть повод помянуть «такой-то мамой» всех этих производителей. Это тоже опыт, хоть и не положительный. Так, хлюпая своими трусами и ботинками дотащились до всем известных термальных ванн. Высота 2300 м. Тут, в дополнение ко всему, еще и дождь начал накрапывать. Я ж вроде в горы идти подписался, а тут уже натуральный дайвинг, едрен батон, везде сыро! Поставили палатки, натянули тент для вещей и снаряги, что б не мокли. Собрали кое-каких досок и деревяшек, разожгли костер, что бы хоть как то просушиться. Все понимали, что как говорят с «мокрой жопой» наверх не полезешь и это последняя точка, где еще можно что то разжечь и просушиться. Поневоле вспомнишь слова В.Высоцкого – «…Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»
Жуча стоически переносила все тяготы и лишения нашей походно-полевой жизни. Никуда не уходила. Чего то ждала. Вся мокрая, с обвисшими ушами, но не сломленная и по-прежнему активная. Её присутствие вселяло в нас надежду на дальнейший успех этого пока что «подмоченного» предприятия.
Разожгли горелки, приготовили экспресс-ужин. Импровизированный суп из сублиматов (секретный рецепт турфирмы), каша гречневая с тушняком и кисель. Про кисель отдельно. Никогда в себе не замечал тягу к этому продукту. А тут на высоте, как говорят, пробило и понесло. Он в меня не просто входил, он в меня стремился, лился и лился. Я его не выпил, а попросту сожрал, даже сам этого испугался. Правильно говорят и это доказано, что на высоте рецепторы у человека работают иначе и вкусовые предпочтения меняются. Ну что ж запомним на будущее. Поели, попили. Уважая природу «мать вашу» и соблюдая альпинистские законы, мусор аккуратно собрали опять же в те приготовленные мусорные мешки. Мешки собрали и оставили на видном месте, что бы на обратном пути забрать и донести до ближайшей законной мусорки. Это хорошо и правильно. Нельзя мусорить там, где погибло столько людей и почти каждый квадратный километр можно считать братской могилой. Как то не по-божески. Тем более, вспомнив глаза тех стариков из Тменикау, просто рука не поднимется что то бросить или оставить на этой священной земле. Может быть и за этим следила наша Жуча, т.к. в ее глазах после сбора отходов нашего пребывания, мы воочию увидели взгляд благодарности и одобрения.
После ужина решили все-таки искупаться в ваннах. Хотя знаю, что многие опытные восходители советуют до подъема на вершину этого не делать. Так как расслабляющий эффект ванн неблагоприятно влияет на исход будущего восхождения, тем более можно просто простыть от перепада температур при купании. Но дурной пример заразителен. Как только первый пошел, так и все полезли. Я тоже был не исключение. Рискнул. На тот момент, а это был июнь 2014 года, ванны представляли из себя три основные купели: горячая, очень горячая и очень-очень горячая. Как то так можно было охарактеризовать этот оазис на этой горной тропе. Здорово. Вода, выходя из горного родника, перетекала постепенно охлаждаясь из одной ванны в другую, а затем стекала в реку Геналдон. После этой процедуры спалось просто убийственно, во всяком случае, я проспал всю ночь как младенец.
Проснулись утром, с приятными ощущениями отдохнувшего организма. Быстро приготовили завтрак: овсянка со сгущенкой, чай, бутерброды, колбаса. Опять вкусовые рецепторы отработали немного по-другому, чем на равнине. Опять, ранее не особо любимая сгущенка, принималась организмом довольно благоприятно и тонизирующе. Что ж занесем опять в архив для дальнейшего возможного применения в последующем. С целью облегчения рюкзаков, гидами было предложено оставить часть не нужных на высоте вещей здесь на ваннах. Сложить и спрятать в укромном месте. Опять пригодились наши волшебные мешочки. Я отобрал треккинговые ботинки и еще часть шмоток, что бы переодеться после спуска в более сухое и немного лучше пахнущее, чем то, что будет на тебе после спуска (если бог позволит) с вершины горы. Помнил опыт Эльбруса.
Третий этап Термальные ванны 2300 – ночевки 2800 м
Надел на себя рюкзак в надежде, что будет теперь намного легче после сброшенного и припрятанного здесь на ваннах имущества. Но должного эффекта почему то не получилось. Как тянул мой «друг» меня к земельке, так и продолжал тянуть, ноженьки это реально ощущали. Что ж делать нечего, терпим и идем дальше. Дальнейший путь пролегал в направлении морены ледника Майли. Самый стремный участок – это, пожалуй, переправа через реку Колка, названную по одноименному источающему ее воды леднику или того, что от него осталось. Ведь именно он и стал виновником, точнее сказать, орудием той трагедии. Переправа далась нелегко, рюкзак заметно изменил центр тяжести и пришлось прилагать дополнительные усилия для поддержания равновесия. Опять спасибо нашим гидам, натянули страховочные перила и страховали таких как я неуклюжих «горопроходимцев». Мостик был очень хлипкий и шатающийся, возможность искупаться в горной ледяной реке была настолько реальна, что немного «подморозило хвост». Но все обошлось. Пронесло. Постепенно поднялись выше, подошли к морене ледника. Я даже сначала и не понял, что это лед. Какое то черное г…. , сползающее от куда то сверху. Мерзкое зрелище. Оказалось, именно по нему мы и будем карабкаться как чудики вверх. Другой, приемлемой для таких как мы горемыковосходителей – пока нет. Наши «вожатые» для нас «пионеров» провесили две веревки, поставили наверху станцию. Грамотно и умело нас заинструктировали «до слез», проверили нашу снарягу и экипировку. Мы, как «заправские» альпинисты подтянули свои страховочные пояса, надели кошки, достали ледорубы и жумары. Трекинговые палки сложили и прикрепили к рюкзакам, что б не мешали. С выражением лица как у бывалого альпиниста-горовосходителя, но внутренне очкуя и боясь, начали карабкаться по почти отвесному языку морены. Вот это уже что то более похоже на настоящий альпинизм. Рачком на четырех костях с колотящимся внутри сердцем, трясущимися от напряжения, а может быть и от животного страха, руками и ногами, вот так и работаешь ледорубом, жумаром, ногами в кошках попеременно. Не все сразу у меня стало получаться, ну наверное кроме как состроить морду «бывалого» альпиниста – это мы умеем, жизнь, как говорят, всему, блин, научит. До этого момента была обычная ишачка. Напялил на себя рюкзак, вытащил язык, положил его на плечо, отключил часть мозга, который отвечает за усталость и нытье и попер солнцем палимый и ветром гонимый, пока не остановят. Как то так это выглядит. А здесь как говорит один известный альпинист: - «Это вам не шахматы, здесь уже думать надо». И точно, мозг должен уже идти впереди вас, оценивать местность, ситуацию, погоду, склон, риски и правильно вырабатывать дальнейшее решение на передвижение с минимальным риском для жизни. Так и лезли. Интересный опыт. Но самое пакостное в этом было то, что как раз по этой морене почти нескончаемым потоком стекала тающая вода с грязью. И пока я лез, да и другие тоже, в штаны, в рукава, в ботинки через фонарики затекала вода и надо отметить не теплая как в душе, а ледяная с грязью. Едрен батон, опять подмочил репутацию до самых бл….. труселей. Что значит – опыта маловато, надо набирать. Когда, наконец, залезли на морену, собрались, проверились все ли добрались, сделали небольшой перекур, что б собрать и уложить веревки и снаряжение. И тут опять (ну откуда) как черт из табакерки появилась Жуча. Как она залезла на морену, как здесь оказалась, если бы она могла говорить. Посмотрев на нас укоризненным взглядом, она, как ни в чем не бывало, встала впереди и во всем ее взгляде читалось только одно: - Ну вы, блин, ледолазы, сколько можно ждать, пошли уже. Ну как откажешь этой даме. Мы все встали и потихоньку, согнув спины, взяв в руки палки, пошли в указанном нашим «четвероногим» гидом направлении. Здесь на морене ледника Майли уже не было ни травы ни деревьев, одни камни, камни и камни. Шлось тяжело. Тропы в ее обычном понимании не было, только направление. Погода пасмурная, видимость метров 100, не больше. Гиды через определенные промежутки сооружали нечто подобие туров или вешек из камней, что бы найти этот путь, когда пойдем обратно. Так как, если туман или снег с ветром, то найти обратную дорогу будет проблематично. Конечно, ребята были опытные и периодически еще доставали навигатор и отмечали маршрутные точки – это меня порадовало. Также у них были знакомый мне военный компас и карта в обычном бумажном понимании, на которой они делали свои какие то пометки. Что по нынешним временам даже удивительно, но очень ценно. Т.е., старые и новые навигационные технологии в нашем скромном коллективе присутствовали, мелочь, но приятно и надеюсь в дальнейшем надежно. Постепенно наша группа растянулась, «айронмены» и молодежь ускакали вперед. Я принципиально не стал придерживаться их скорости. Держал свой темп, старался на начальном этапе акклиматизации не загонять себя, экономил силы. А, если честно, то этот «бек баг», сидящий на моей уже поношенной спине, меня просто доканал, тяжелый гад. Та часть мозга, которая воспроизводит нытье и слюни, начала просыпаться, лезли всякие гадосливые мысли типа – а зачем мне старому дураку это надо, че ты прешься сюда, горопроходимец. Начал ее (эту часть мозга) глушить или отключать, но она все-равно вылезала. В этой борьбе, даже не заметил, как дошел до этих ночевок на 2800 м. Здесь ребята с гидом уже завершали установку лагеря, и я с походкой «победителя» как в мульфильме «Бременские музыканты»: - «…последним вошел петух, порядком ощипанный, но не побежденный», это, в данном случае, как раз было про меня, затащился в лагерь. Стащил с себя этого ненавистного «наездника» и ощутил просто блаженство. Как без него здорово. Только в горах понимаешь, как бренному челу бывает мало надо для получения истинного наслаждения. Это просто, надо снять тяжеленный рюкзачище с плеч, сесть на него и взять в руки кружку с обычным чаем. В сочетании с незабываемыми окружающими пейзажами и видами – неописуемое внутреннее ощущение. Это, наверное, и есть тот кайф, за которым и прутся в горы такие как я «чумачечие» «горопроходимцы-любители». Опять на лирику потянуло, будь она неладна. Ну все, вроде доползли до очередного промежуточного лагеря на 2800 м. Высота уже чувствовалась. Присоединился к ребятам, оборудующим лагерь. Установили палатки, тщательно закрепили и натянули растяжки. Соорудили ветрозащитные стенки. Закинули внутрь коврики, спальники и рюкзаки. Гиды колдовали над импровизированной полевой кухней. Приготовили ужин. Греча, сублиматы, чай, колбаса – нехитрая трапеза туриста. Теперь, когда отдышался, закинул внутрь нехитрый ужин, напился до отвала чаю, можно и слегка оглядеться. С одной стороны наш лагерь окружают почти отвесные скалы, с другой ледник Майли с его ужасающим ледопадом, бергшрундами и трешинами. Сразу в голове возник логичный вопрос: - а нам потом куда? Как не посмотришь, везде полная жо…а. На мой вопрос, гид показал мне рукой будущее направление. Я сначала даже не понял, думал - парень пошутил. Как не всматривался, видел только почти отвесную стену с сыпухой. Понял, что как говорят: «чем дальше в лес, тем толще партизаны». Дальше будет не просто нелегко, а очень и очень нелегко. Все, что было до этого – это просто легкая туристическая прогулка. А теперь все только и начинается. Именно дальнейший путь, пожалуй, можно уже назвать альпинизмом. Поневоле задумаешься. В голову опять полезли всякие мерзкие и пакостные мысли из той заглушенной «гнусавой» части мозга. Пришлось опять душить на корню все это нытье. Вроде получилось. Вечер и последующая ночь прошли под унылое накрапывание дождя по тентам палаток. После тяжелого ходового дня практически сразу все уснули.
Четвертый этап ночевка 2800 м – ночевка 3400 м
Утром подъем в 6.00. Нехитрый завтрак туриста-оптимиста. Напиваемся жидкости побольше, сколько влезет. Заливаем чаем термосы. День, судя по всему, предстоит нелегкий. Постоянно всматриваюсь в том направлении, которое накануне указал мне гид. Никак не могу определить хоть какой-нибудь намек на тропу. Одни скалы и скалы. Собрали нехитрый скарб и снаряжение, упаковали по рюкзакам. Наши руководители ушли раньше нас для провешивания перил. При этих словах я понял, что мои худшие предположения оправдываются. Из туриста-оптимиста постепенно начал преображаться в пессимиста. Вспомнил свои телесные «дрыгания» на веревке при преодоления ледового языка морены в начале вчерашнего дня. Ну, что ж, пошли. Пройдя первые метры по сыпухе с рюкзаком, я уже через пару десятков метров почти выбился из сил. Затем пошли перила, страховка, жумары, веревки. Все было довольно опасно и необычно. Адреналин периодически зашкаливал, раза два реально подмораживало хвост до крайней степени заморозки. После почти двух часов борьбы со скально-ледовой стихией вылезли на более-менее относительно пологий участок. Но все-равно, периодически приходилось вставать в неприличную позу «накарачки» и пытаться изображать из себя «супер-пупер» альпиниста. Не скажу, что все сразу получалось, но уже стало постепенно приходить относительное понимания техники такого передвижения и самое главное основ безопасности в горах, что особенно важно. Ребята-гиды молодцы, всегда подсказывали. Если нужно, то сами помогали на первых порах вщелкиваться и выщелкиваться жумаром и страховкой. Показывали правильные движения и технику преодоления различных сложных участков. Интересный и познавательный опыт. Несколько раз получил приличными камнями по голове, если бы не шлем, то наверное все восхождение на этом и закончилось. Только таким, наверное, эмпирическим путем и приходит понимание в необходимости наличия и использования этого очень важного снаряжения как альпинистская каска. Рюкзак нестерпимо тянул к земле, высота уже сказывалась и постепенно начинала напоминать о себе. С набором высоты начинало и холодать. Уже чувствовалась непосредственная близость ледника с его холодно-ледовой белизной. Постепенно распогодилось. Я из всей группы шел последним. Темп по-прежнему не форсировал, за нашими «айронменами» не гнался. Они добежали до следующей ночевки, где то за часа четыре, я карабкался и царапался все пять. Сил потратил много, было тяжело, но шел и шел. Наконец то вылез на площадку, на которой нам и придется ночевать, высота где то уже 3400 м. Ребята с гидами уже почти установили лагерь, молодцы. Мне, конечно, было немного неудобно перед этими «быстрыми» ребятами. Поэтому, сразу почти без передыха (только чаю попил) присоединился к коллективу, который дружно колдовал над обустройством нехитрого уюта в этих суровых горных условиях. Здесь на поляне уже были старые площадки для палаток, но приходилось очищать их ото льда и снега. На такой высоте эта работа уже вызывала определенные затруднения. Периодически приходилось останавливаться и переводить дух. Часа через два плодотворной работы лагерь был поставлен, даже умудрились смастерить подобие ужина. Перевел дух, осмотрелся вокруг. Погода и природа, наконец, позволили более-менее осмотреться и понять все-таки куда тебя «горопроходимца-дуремара» занесло. Виды завораживали и радовали глаза. На фоне угасающего солнца отчетливо был виден ледник Майли, гора Джимарай (4780), Шау-Хох (4636) - п. Геодезист, пик Тухачевского (Ростовчан). Взгляд неизбежно остановился на том месте, которое до недавнего времени именовалось ледником Колка. Только сейчас, когда прояснилось, отчетливо просматривался чернеющий контур сошедшего в 2002 году ледника. Поневоле, опять нахлынули неизбежные мысли о ничтожности человека по отношению к природе.
Ребята обнаружили свежее кем-то заботливо сложенное снаряжение. Перечень имущества и снаряжения, а также как оно было уложено, все это явно указывало на трагедию, которая произошла совсем недавно. Как потом выяснилось, буквально за два дня до нас здесь погиб парень из Краснодарской группы. Поленились провесить перила через ледник при движении по контрфорсу c пика ОЖД. В результате сорвался и пролетел метров 500 вниз. Что от человека осталось в таком варианте, трудно даже представить. Был человек, жил, может быть любил, был любим – и его уже нет и больше не будет. А мы тут ходим и ходим. Нужно быть предельно осторожным и как говорят в таких случаях: Тянутся в горы люди большой души, не забывайте тех, кто не пришел с вершин…
Увидел на скале надежно закрепленный крест. Неудержимо потянуло к нему. Залез на скалу, присел возле креста. Нахлынуло ранее неведомое чувство умиротворения и какого-то внутреннего блаженства. Даже немного вздрогнул. Такого ощущения раньше не испытывал и не встречал. Что это? Сердце работало как то странно, непонятным образом. Стучало не надрывно и тяжело, а как то облегченно легко, как будто бы находилось в своей зоне комфорта, а не на высоте почти 3500 м. Непонятно, удивительно и странно.
Спустился вниз к палаткам. От нашей импровизированной кухни вкусно пахло свежеприготовленным ужином. И вдруг из за камня вышла и посмотрела на меня своим неподражаемым иронично-собачим взглядом наша Жуча. Я даже сначала не поверил глазам своим. Подумал – фантом или горное приведение. Обрадовался – наш талисман с нами, значит, все будет норм. Можно, невзирая на все эти неприятные составляющие, идти дальше к неизведанному и непознанному для себя. В этом и заключается, наверное, смысл жизни нормального, ищущего, активного человека, который не хочет прозябать свое отпущенное время на диване перед телевизором с пивом в руках в полуобморочном, дрёмном состоянии. А хочет, может быть и осознанно рискуя, насытить свое бытие чем то новым, интересным, захватывающим, неизведанным до селе ощущением и опытом. Понять внутренне себя, чего ты стоишь, что ты можешь. Отодвинуть грань своих возможностей, физического и духовного состояния на новый непознанный уровень. А впоследствии и на нем не останавливаться – идти и идти дальше, превратить свое простое увлечение в страсть и в религию жизни. Насытить свое сердце горами, хрустальным светом их вершин, дыханием ветра, мощью солнечного излучения и крепостью морозов. Опять на ум приходят слова известного альпиниста:
Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции,
Горы – храмы, где я исповедую свою религию…
Я бы на каждой горной тропе вывесил эти строки для всех туристов и восходителей в назидание и как добрый совет для дальнейшей жизни. Так прошел еще один день горного бытия и раздумий. Грустные и прискорбные составляющие нашего восхождения постоянно присутствовали рядом. Это накладывало неизгладимый отпечаток на общую картину восприятия происходящего вокруг. Предстоящий дальнейший путь был виден отчетливо. «Жандарм» на 3700 уже ожидал нас, что бы дать «высокое соизволение» на дальнейший путь. Казбек еще был не виден. И это придавало ситуации особенное, какое-то заинтригованное положение. Впереди ждало что то неизведанное, непознанное, какая то загадка, которую предстояло разгадать познать или разочарованно повернуть вспять обратно.
С вечера гиды сходили до так называемого «жандарма» (каменной скалы) на 3700 на разведку маршрута. Забросили часть снаряжения, продуктов, бензина (что б не тащить на следующий день) и параллельно провесили перила на том участке ледника, где сорвался тот парень из краснодарской группы.
Ночью было уже порядочно холодно, температура явно ниже нуля. Спали хорошо. Погода пока нам способствовала. Ветра не было, дождь и снег беспокойства нам не доставляли. Гора явно звала нас к себе, она была к нам благосклонна, потому что, наверное, наш четвероногий талисман был с нами. Ну, что ж надо идти дальше вперед к своей цели.
Пятый этап Ночевки 3400 м - штурмовой лагерь 4200 м
Следующий день выдался еще лучше предыдущего. Погода явно нам благоволила. Солнце с самого утра баловало нас своим ослепительным светом. Пришлось, что бы не обгореть, обильно мазаться кремом и закрываться буфом или банданой. Как всегда нехитрый, но калорийный завтрак. Полюбившийся кисель, овсянка с медом, сало и хлеб полностью пробудили организм и насытили его энергией, так необходимой для последующего тяжелого ходового дня. Все надели кошки, страховки, каски, взяли в руки ледорубы. Наши «скакуны» сразу после команды вперед сорвались с места и ускакали вперед. Здоровые ребята. Конечно, я им немного завидовал. Но поддерживать скорость, которую они задавали, уже не мог и упорно продолжал идти в своем уже обкатанном темпе. Маршрут был довольно крут и еще более опасен. Поза на «четырех костях» здесь была основным способом выжить и не сорваться в низ. Шли очень медленно, высота наступала. Дышалось уже труднее. Через каждые метров 50 пути небольшая «передышка-отдышка». Потеплело, полетели и камни. Один такой «друг» диаметром около 50 см явно хотел со мной «подружиться», вернее с моей головой. Но инстинкт самосохранения и боевые рефлексы из прошлой жизни все-таки спасли от неминуемой встречи. После этого понял, что надо держать ухо востро, крутить головой и постоянно смотреть вверх. Так и старался идти. Подошли к ледовому участку, где, как говорят, и сорвался парень из Краснодара. Траверс был напряженный, уклон ужасающий, лед на этом участке был обнажен. Благо перила были уже провешены заранее. Перемещался в «упоре лежа», признаюсь было тяжеловато, рюкзак за спиной жил своей невыносимой жизнью. То перевешивал на сторону, то тянул вниз. Еле-еле преодолел этот важный психологический рубеж. Дотащились до «жандарма», который нас поприветствовал безукоризненной строевой стойкой на фоне горного склона. Сфотографировались группой на память. Передохнули, попили чаю. Теперь дальше, вперед. Склон не выполаживался, практически на всем маршруте был достаточно крутым. Сыпуха, лед, снег, камни – все вперемежку. Постоянно нужно быть начеку, не расслабляться и смотреть внимательно вверх, а то жди «гостя» в голову. Так постепенно и добрались до нашей последующей стоянки – штурмовой лагерь на 4200 м. Казбек, к сожалению, был не виден, интригующе скрывался за пеленой облачного тумана. С удивлением заметил, что практически в этот раз не отстал от основного костяка нашей группы, а даже догнал ранее вышедших ребят. Это меня несколько порадовало, т.е. есть еще порох в пороховницах. Погода здесь уже была достаточно ветреная, несмотря на июнь месяц, здесь уже довольно холодно.
Начали оборудовать лагерь. Работы много. Прежние площадки под палатки занесены снегом и льдом. Пришлось много работать ледорубом и снежными лопатами. Строить ветрозащитные стенки из снега, камня и льда. После десяти взмахов ледовым инструментом начинаешь задыхаться, секунд тридцать стоишь и приводишь дыхание в норму. Через часа два работу вроде завершили. Затем обед, переходящий в ужин. Аппетита особо на этой высоте нет. Вкусовые рецепторы опять преподносят сюрпризы. Прежние кулинарные предпочтения уже не работают. Хочется чего то совсем другого, более легкого, легкоперевариваемого и легкоусваиваемого. Только «его величество» чай с сахарком и сало тебе не изменяют и всегда с тобой, идут хорошо при любых условиях.
После обеда всей группой сходили на пик ОЖД, который примерно 4300 м. На старых картах обозначен как п.Орджоникидзе. Продолжаем цикл акклиматизации. Опять из соскучившегося по кислороду мозга лезут всякие пакостные мысли типа: - лучше бы я сдох вчера и больше не мучился. Мягко сказать, было сложно. Но дошли. Виды, что за виды вокруг!!! Усталость, одышка, боли в ногах и в натруженной спине все отходит на задний план. Получаемая от окружающей тебя в данный момент действительности энергия компенсирует все предыдущие физические и моральные страдания и потери. Ответ на извечный вопрос: - зачем вы ходите в горы? Только, наверное, здесь и в таком состоянии начинает приходить частичка понимания ответа на него. Но только частичное осознание. До полной ясности ответа нужно не на одну вершину залезть и не одно ведро пота на здешние места пролить.
В палатку после ОЖД залез еле живой. Даже кошки с ботинками не хотелось снимать, думал так, затихну и все. Но было стыдно перед младшим поколением, набрался сил, стащил с себя это на тот момент ненавистное снаряжение, кое-как забросил в тамбур палатки. Залез в уже ставший родным спальник, закинул в себя порцию колес: витамины и снотворное, а вы что подумали. Даже не пошел на вечерний чай. Сон на такой высоте, как правило, уже только одно название. Снотворное помогало немного. Ночь спал беспокойно, ворочался. Перед рассветом вылез из палатки по нужде (извините за подробности) и обомлел. Даже поначалу забыл, зачем вылез на свет божий. Казбек приготовил нам удивительный утренний сюрприз. Полностью очищенный от туманно-облачной мглы на фоне звенящего звездного неба, подпираемый луной, двуглавый исполин взирал на нас со своей величавой высоты – это просто удивительное зрелище. Даже фотография самого высокого разрешения этого не передаст. Здесь в этот момент просто надо быть и это видеть. Там внизу такое не увидишь, такое не встретишь. А какая тишина вокруг, аж уши закладывает. Вот так постепенно и накапливается объем ответа на вечный и главный вопрос горовосходителя-горопроходимца. Я, заколдованно-завороженный увиденным, присел на камень и долго, даже не помню сколько (чувство времени потерял, внутренний хронометр остановился), созерцал на это волшебное зрелище. Именно сейчас, наверное, этот могучий исполин рассматривал нас своим грозным взором и принимал решение пускать или не пускать нас к себе. Сердце опять как то по-особенному начало биться внутри. Ощущало какое-то единение с этим могучим богатырем. Я как батарейка заряжался внутренней энергией от него. Все больше приходило убеждение, что смогу осуществить свою мечту и взойти на эту красивую гору. Именно взойти, поравняться с ее высотой, если дозволит, а не покорить, как любят говорить многие альпинисты-туристы. Вы посмотрите на этого монстра, как вы представляете себе его покорение. Это он уже давно покорил вас, раз вы приползли к нему издалека, преодолев такой нелегкий путь. Что вас сюда привело, зачем вы здесь? Задайте сами себе этот вопрос. И постарайтесь честно, искренне на него ответить.
День шестой Отдых, подготовка
Проснулись поздно, часов в 8.00. Гиды дали нам поспать по-больше. Благо, этот день был спланирован как день отдыха и подготовки к штурму. Завтрак был почти праздничным или предпраздничным, если считать предстоящее восхождение праздником, вершиной всего мероприятия. Но аппетита особо не было. Опять чай, сало, немного овсянки смог почти насильно запихнуть в свой организм. Он все это принял с достоинством, обратных рецидивов не было.
День занимались дооборудованием лагеря, натягивали оттяжки, укрепляли ветрозащитные стенки, готовили снаряжение к штурму. По совету гида заточил зубья на кошках и на ледорубе, благо такая опция как напильник у них тоже присутствовала. На кошках проверил и надежно закрепил антиподлипы – это очень важно. Проверил все карабины, отрегулировал усы самостраховки, предыдущая длина меня не устраивала, была слишком длинная. Подготовил термос и бутылку на один литр к заполнению чаем до предела. Прекрасно помнил свой негативный опыт на Эльбрусе, когда поперся наверх имея только 0,5 л жидкости. На этот раз планировал взять с собой не менее 2 литров. Надел заранее подготовленное сухое (почти сухое) термобелье, сухие носки. Подготовил и сложил в штурмовой рюкзак запасные перчатки и рукавицы. Достал новые батарейки, зарядил их в фонарик, проверил. Внимательно еще раз осмотрел шнурки на ботинках, помня из предыдущего опыта как «неудобно» завязывать узлы на порвавшихся шнурках на высоте более 5000 м. На фонариках осмотрел не сломаны ли крючки на лицевой части. На старых был такой косяк и при длительной ходьбе по снегу и сыпухе сползали с ботинок. Соответственно, снег, камни, сырость были внутри обувки. Приходилось постоянно останавливаться и поправлять девайс, что не очень удобно. Прогноз погоды был благоприятным, это радовало и придавало надежды на успех всего дальнейшего мероприятия. Попытался в очередной раз запихнуть в себя хоть какую-нибудь еду. Организм отказывался принимать обильную пищу, опять чай со сгущенкой, немного каши. Были сомнения в чем идти на вершину. Или напялить мощную, тяжелую, сковывающую движение пуховку или надеть две теплые флиски и горнолыжную куртку. Опять вспоминая предыдущий опыт, выбрал второе. Достал горнолыжную маску, по совету гида уложил ее в штурмовой рюкзак. Если поднимется сильный ветер, то она будет как нельзя кстати. На тот момент у меня еще не было в личном перечне таких необходимых при последнем штурмовом рывке аксессуаров как химические одноразовые грелки для рук и ног. В последующем нужно обязательно восполнить этот пробел. Очень необходимая вешь для страховки на случай непогоды. На лыжных палках установил оперение для движения по снегу, очень важный момент. Когда прошлый раз ходил без них палки в снегу просто проваливались в рыхлый снег. Сбивалось дыхание и темп движения. Следующий вопрос – это брать с собой все документы или оставить в палатке. Ответ однозначен – брать все и обязательно пропуск в погранзону не забыть. Не факт, что на вершине вы встретите пограничников с нашей или грузинской стороны, вспоминая того «стройного» брутального стража с погранзаставы. Но иметь с собой в отрыве от базового лагеря наличные деньги и документы необходимо. Не дай бог что, вас по ним идентифицируют, а это уже упростит дальнейшую организацию вашей эвакуации со склона. Но лучше конечно этому не быть. С вершины необходимо спускаться на своих ноженьках и при полном ясном сознании. На флисках, куртке и на карманах проверил наличие специальных удлинителей на бегунках молний, особенно в зоне подмышек. В двух местах заменил, смастерил из ленты самодельные. Прошлый раз замерзшими руками в перчатках без них не смог расстегнуть молнию, без перчаток руки замерзали мгновенно, отогревать приходилось потом очень долго. На горные очки надел специальную тесьму, что бы ветром не унесло, если снимаешь с глаз при сильном ветре (очень важный девайс). В фотоаппарате заменил батарейки, проверил флеш-карту. Блин, прошлый раз на Эльбрус поперся без нее. В результате сделал только шесть кадров, но правда каких!!! Прикрепил к фотику длинную тесьму, что б можно было прикрепить к карабину и случайно не потерять. Вот так и прошел день в сомнениях и в подготовке. Старался все предусмотреть, все подготовить, что бы какой-нибудь мелочью не омрачить, а хуже того, сделать невозможным дальнейшее движение к мечте.
Ужин сделали ранний. Отбой в 19.00. Расползлись, улеглись по палаткам. Закинул порцию колес, попытался уснуть, в принципе получилось. Немного поспал – это очень важно перед таким ответственным мероприятием как восхождение.
День седьмой Восхождение
Поднялись в 2.00. Скорый завтрак. Собрались. Связались веревкой, пошли. Движение начали в 3.00. Налобные фонари даже были и не нужны, лунный свет был изумительный, освещал весь наш дальнейший путь. Погода, гора, звезды с луной нас к себе призывали. Но когда еще и увидели нашу собачку впереди, то поняли – успех у нас в кармане и мы постараемся свою мечту сегодня превратить в реальность. Внутренний мотор начал как то радостно биться, предвкушая предстоящее единение с чем-то уже ему необходимым и родным. Сначала шли не вверх, а немного вниз – это поначалу меня даже удивило. Ледник Майли казался необъятным. Луна подчеркивала его просторы. Шли в связке – это непреклонное условие, в начале пути много трещин, сюрпризы нам не нужны. Затем затяжной подъем. Позади оставался пик ОЖД, немного правее грозно возвышались гора Майли, пик Спартак. Постепенно перевалили через Майлинский перевал и вышли на Казбекское плато. Дальше тропа шла в направление перевала Казбекский, от куда обычно шли группы с грузинской стороны. Шел как всегда последним, не потому что слабак, а потому, что мне так почему то всегда комфортнее. Привычка из «казенной» юности. Вверенное подразделение должно быть всегда в поле твоего обозрения и контроля. Висеть на поводке спереди и сзади как собачонка мне всегда не нравилось и раздражало. То веревка под ногами мешается, в кошках путается, то тебя тормозит сзади идущий, то дергают тебя спереди. Постоянно сбиваешься с дыхания и набранного темпа. Но безопасность превыше всего. Надо терпеть. Идем дальше. Самочувствие нормальное, стараюсь держать свой темп, дыхание и еще раз дыхание, помню напутствие своего первого гида на Эле. Стараюсь соблюдать комфортную для себя технику передвижение по склону. Нога после шага должна выпрямляться, вес переносим на неё, мышцы в этот момент немного расслабляются и отдыхают. Если не сбивать темп, то так можно идти долго с сохранением сил. В одной руке лыжная палка, в другой ледоруб. По возможности опираюсь на них, так тоже можно сэкономить силы. Начало расцветать. До этого был морозец до минус 10 градусов. Постепенно с продвижением организм прогрелся. Солнце начало прогревать и окружающую среду. Руки вспотели, снял горнолыжные перчатки, надел обычные рабочие, которые продаются в любом хозяйственном магазине. Так стало комфортнее. Так в них и шел весь путь. Шли по Казбекскому плато, слева виднелись трещины, огибали их слева, делая при этом значительный крюк. Дальнейший путь был уже полностью виден, узкая лента тропы явно указывала направление движения. Все это отдаленно напоминало маршрут на Эльбрус с юга, начиная с косой полки. Т.е., также идешь по склону одной вершины до седловины, а затем на другую - главную вершину. Так постепенно дошли до бергшрунда Казбекского ледника. Издали он не казался таким большим, но когда подошли поближе, поняли, что без снаряжения будет довольно опасно лезть по нему. Гиды провесили веревку. Мы отстегнули жумары и усы с карабинами. Так, по-одному, аккуратно пролезли этот стремный участок. Дальше путь становился все круче в направлении седловины. Идти становилось труднее. После бергшрунда мы уже отстегнулись от страховочной веревки и шли уже каждый своим темпом в меру сил. Наши «спортсмены» ускакали вперед с одним из гидов. Я же опять даже и не стал гнаться за ними. Помнил: никаких рывков и никакого бега на высоте, только размеренный, привычный темп и глубокое дыхание в сочетании с правильной техникой «горного» шага по склону. Вот так размеренно добрался до седловины, не скрою, силенок ушло много. На седловине передышка, попил чаю. Посмотрел на дальнейший маршрут. Голову уже надо было задирать до хруста в шейных позвонках. Подъем был не просто крутой, а очень крутой. Даже виднелись провешенные веревки от предыдущих групп. Палки здесь будут только мешать, дальнейшее передвижение лучше осуществлять с ледорубом. Была мысль оставить рюкзак на седловине, как это делали на Эльбрусе. Но большое количество горопроходимцев со стороны сопредельного государства отогнали от меня эту мысль. Не хотел, что б какой-нибудь импортный чел с шелудивыми ручонками превратил мой «драгоценный» рюкзак в межгосударственную контрабанду. Так , груженый, со словами песни А.Розембаума «Камикадзе»

Я по совести указу
Записался в камикадзе.
С полной бомбовой загрузкой лечу.
В баках топлива до цели,
Ну, а цель, она в прицеле,
И я взять её сегодня хочу…

я и попер на вершину своей очередной ЦЕЛИ, бормоча слова этой песни.
Мимо меня вниз проскочила наша парно-копытная группа скакунов-спортсменов. Они напущено, по-мальчишески, в прямом смысле слова бежали вниз, показывая свое превосходство над такими как я «горными тихоходами». Затем на встречу мне шла возвращавшаяся с вершины всем полюбившаяся Жуча. Она остановилась возле меня и внимательно посмотрела в мою сторону. В глазах у нее я прочел: «Не бзди, мужик, ты дойдешь до вершины и спустишься вниз. С тобой все будет хорошо, а вот за этими «горными бегунами» нужен глаз да глаз». С этим собачим напутствием и благословением я и пошел дальше. Периодически мне приходилось опять использовать известную позу «накарачках», что б хоть как то не снижать набранную скорость передвижения вверх при соблюдении известных правил безопасности в горах. Очень интересный завершающий восхождение взлет на вершину. Как будто боги проложили эту небесную дорогу, которая справа и слева аккуратно очерчена и выделена горной грядой как бордюром. Не зря предание гласит, что здесь и был прикован Прометей в наказание. И я, как Сизиф, тащил свой камень по богом проложенной дороге к своей намеченной цели. Наконец, я на вершине, чувство неописуемого восторга охватило меня. Внутреннее блаженство на фоне запредельного утомления – наверное, за этим мы и стремимся сюда в эту суровую снежно-ледовую страну. Сердце радостно стучало в груди. Наконец-то, оно достигло того, к чему стремилось. Получило свое удовлетворение. Осуществило внутреннее единение с окружающей реальностью. Уже по традиции нашел и положил в карман красивый камень для своей коллекции. Сделал положенные в таком случае фотографии. Постоял, вернее, полежал на вершине, попил уже начинающий остывать чай. Есть не хотелось. Напряжение еще не спало. Посмотрел на северо-запад. Там в вдалеке возвышался старший брат – Эльбрус. В 2012 году вот также я стоял на его вершине и озирался вокруг. Думал ли я тогда, что через два года вот так же буду смотреть на него с другой не менее известной горы. Теперь у меня в активе успешные восхождения на эти две культовые горы. Здорово!!! Внутренне давал сам себе установки: не расслабляться, собраться, мозг в эйфорическом экстазе не отключать, еще предстоит не менее опасный спуск. И только там внизу в Кармадоне можно будет воскликнуть: Едрен батон, я это сделал, я это смог!!! А пока, жопу в кулак и пошли вниз.
Обратный путь был не менее сложен. Благо, везде на опасных участках остались провешенные веревки. Старался их использовать. Страховался, как мог. Ледоруб из рук не выпускал. Мозги работали напряженно. Благо тропа была утоптана достаточно и видна хорошо, ошибиться с маршрутом было бы трудно. Главное, в эйфории своего успеха и в радостном задоре, не пропустить свой поворот в Россию-матушку и не уйти в сопредельное государство. Не надо забывать, что на вершине Казбека ты уже несколько раз «нарушил» государственную границу. Больше не стоит. На Родине тебя не поймут. На Родину и только на Родину, вперед. Грузия, конечно, одна из любимых твоих республик бывшего «ушедшего в историю» Государства. Но нельзя забывать, что по ней ты не только в туристическом костюме хаживал, но и на танке въезжал. Не думай, что теперь тебе будут там сильно рады. С этими грустными мыслями и отправился в обратный путь. На бергшрунде немного задержался, стремный участок. Собрался с силами, попил чаю, благо его на этот раз почти на весь маршрут хватило (правильный расчет). Карячась и кряхтя, еле слез, благо веревка на месте. Немного побил колени об лед. Сразу вспомнил одного гида, ходившего с какими то наколенниками, нужно тоже в дальнейшем что то продумать. Дальше уже просто, иди и иди. Единственное, это нужно быть вдвойне осторожнее при прохождении потенциальных трещин. Поверхностный снег под воздействием солнечного света протаял. Ледово-снежные мостики, которые проходили ночью при холоде без проблем, сейчас уже могли таить в себе реальную угрозу здоровью и жизни горопроходимца. Поэтому, мы с помощником гида и с другой участницей нашей группы связались и опасную часть маршрута прошли в одной веревке. И это правильно. На завершающем этапе мы все-таки развязались, т.к. уже окончательно выбились из сил. И решили идти каждый своим темпом, что б не раздражать друг друга. Я шел неплохо, для той высоты, моего возраста и подготовки. Двигался по привычке в замыкании. Женщина впереди периодически присаживалась на снег и низко опускала голову, я начал беспокоиться за ее состояние. Но как только я приближался к ней, что б хоть как то помочь она вставала и шла дальше. Так, в таком «эстафетном» режиме и шли. Наконец, долгожданный и уже ставший почти родным лагерь. Дойдя до палатки, сначала присел на давно приглянувшийся камень, допил крайнюю порцию чая из термоса, одно слово правильный расчет. Перевел дух, снял кошки. И только по прошествии некоторого времени, которое понадобилось, что бы прийти в окончательное сознание происходящего вокруг, сам себе пробурчал: Японский бог, я дошел, я это сделал, вершина моя!!!
Затем, приняв витаминов и влив в себя порцию свежеприготовленного чая, улегся на коврике на солнце. Закрыл глаза и «ушел в себя». Пытался в таком полукоматозном состоянии вместе с солнечным излучением восстановить жизненные силы. Так пролежал где то около часа. Но забыл, что вместе с потом с лица был смыт и весь крем против загара. В результате «хомячек подпалил пятачек». Это был косяк. Рожа, впоследствии, горела, губы опухли. За все в жизни надо платить. Это и было часть платы за успех в восхождении.
Возвращение в реальность
Некоторые «парнокопытно-борзые» участники нашей группы, выбивая искры из-под своих «копыт», предлагали сразу в этот день двинуть вниз, что бы быстрей уехать во Владикавказ. Безумное и безрассудное предложение. Пришлось их немного остудить статистическими данными, которые и подтверждают тот факт, что большая, значительная часть трагедий и несчастных случаев при восхождениях происходит во время спуска. Самый свежий пример мы сами лицезрели при подъеме. Краснодарский парень как раз и погиб при спуске. Не было уже, наверное, сил крепить перила. Да и это же желание быстрей спуститься и начать праздновать Победу привело к таким последствиям. Не стоит повторять этот негативный опыт. В альпинизме все жизненные и технические постулаты пишутся кровью трагически погибших альпинистов. Давайте не будем добавлять в эту летопись своих страниц. Гиды, молодцы, сразу меня поддержали. В результате, мы переночевали здесь на 4200 м, отдохнули, подготовили снарягу на обратный спуск. Получили дополнительный инструктаж по безопасности, что очень важно. Убрали за собой все следы пребывания – природу надо уважать, тем более такую. Собрали мусор и отходы в мусорные мешки. Даже желтый снег замели. Очень важный атрибут перед спуском – это совместная благодарность горе за благосклонное к нам отношение. Мы все повернулись лицом к ней, мысленно попрощались, прочитали молитву (каждый свою) с поклоном поблагодарили гору за относительно комфортное здесь пребывание. Заранее попросили разрешения и благословения на будущие восхождения. Гора белым отблеском своих вершин нам ответила, что отпускает нас с миром. Мы начали спуск.
На спуске я окончательно убедился, что решение переночевать и отдохнуть перед спуском было абсолютно правильным и выверенным. Даже отдохнувшим, идти вниз было тяжело, наверное, даже сложней, чем подниматься. Пару раз чуть не сорвался, благо перила страховали. Так, тихим сапом, и с «такой-то матерью» на устах доташились до ванн. Единогласное решение искупаться после такого похода, всех вдохновило. Без всякого стеснения заполнили своими похудевшими организмами эти «божьи» ямы. И с возгласом «Боже мой! Как за…….ь (хорошо)!!» продолжали наслаждаться предоставленной самой природой наградой за эти трудные и напряженые дни. Нужно пройти весь этот наш путь, преодолеть порой непреодолимое, а порой самого себя. Пролить не один литр пота, натереть кровавые мозоли. Наочковаться вдоволь на крутых склонах, сгореть к чертям на солнцепеке. Пободаться с летящими сверху камнями. Что бы понять то ощущение, которое приходит к горопроходимцу в этих резервуарах с оживляющей водой. А если в руке еще и бутылочка пива, то вообще пи………ц (здорово) !!! Все, больше продолжать не буду, а то, блин, куда-нибудь опять занесёт. Сходите и поймете все сами.
Спали как омытые младенцы после рождения. Аппетит пробудился, за вечер и утро съели, наверное, больше, чем за все предыдущие дни. У кого-то оказалась заныканная фляжка со спиртным, я даже так и не понял, что это было. Выпили все. Забрали свои веши из потайного места, распаковали. Переоделись в более-менее чистое. Кое-кто даже умудрился устроить завершающую постирушку. Я свои носки-карасики и трусы, в которых ходил упаковал плотно в гермомешок из мусорных пакетов и выбросил потом на ближайшей (естественно, законной) мусорке, такое «амбре» домой везти не решился. Дошли к обеду следующего дня до Кани. Надо отдать должное нашей полюбившейся всем собаке. Довела до самого поселка, где мы ночевали в первый день. Нет предела удивлению. А поначалу, мы скептически отнеслись к рассказу той пожилой женщины из Тменикау. Здесь нас ожидала родная Газель с «уважаемым» водителем. Еще раз, поблагодарив здешние края за полученные ощущения, мы с болью в сердце отправились во Владикавказ. Сердце по мере удаления от Казбека щемило и щемило. Не давало мне покоя. Как будто бы оно оставило там свою частичку и не хотело с ней расставаться, как человек со слезами и болью расстается с кем-то любимым и ставшим ему родным.
Во Владике перед тем как разъехаться, остановились в гостинице переночевать, так как на один день опережали график. У многих обратные билеты были только на завтрашний день. У меня вообще никаких билетов не было. Так как в мою сторону автобусы ходят регулярно и проблем уехать не возникает. Разместившись в гостинице, мы решили отметить наш успех совместной посиделкой с поеданием осетинских пирогов. Грех, побывать в столице Северной Осетии и не отведать этого национального блюда. Что мы с особой помпой и сделали. Было здорово и вкусно. На утро мы все тепло попрощались и разъехались по своим направлениям. Я только утром, увидев себя в зеркале, понял, что своим «фейсом» и заплатил за успешное восхождение. Вот это рожа, а губы, а носяра. Тот час на солнце на высоте 4200, как говорится, на лице. Косяк. За мной заехал мой однокашник по академии, с которым мы посидели у него дома, добавили по рюмашке. По округленным глазам его супруги, я понял, что выгляжу «здорово». Затем он отвез меня на автовокзал, где мы с ним тепло попрощались. Приятные воспоминания о совместной учебе. В автобусе уже к утру следующего дня у меня припухла правая ступня, неприятный симптом. Наверное, последствия этого гороброжения в жестких пластиковых ботинках. Надо учесть на будущее. Так с тяжелым и ноющим сердцем доехал до дома.
Заключение
Не хотел писать этот раздел. Но привык все доводить до логического завершения. Культовая и известная гора Казбек записана в актив. Здорово! Причем, с первого раза. В нашей группе были ребята, которые взошли на нее только с четвертой попытки. В целом, надо признаться, все получилось достаточно неплохо. Больше позитивных моментов, чем отрицательных. Подготовка, спланированная изначально, была в целом правильной и дала такой положительный результат. Теперь по порядку.
Краткие итоги
1.Фирма туроператор была выбрана правильно, стоимость, сервис, прокат, общее внимательное отношение – молодцы.
2.Гиды. Только, в основном благодаря им, все так благополучно и прошло. Технически, физически, а самое главное психо-эмоционально подготовлены хорошо. Ведь правильно принимать своевременные, взвешенные решения в горах при таком плюрализме мнений своих чересчур «опытных» клиентов – это тоже надо уметь. С ними было как то комфортно и надежно, но это мое субъективное мнение.
3.Погода. Откровенно, нашей группе повезло. Может быть, правильное увязывание прогноза со сроками восхождения, а может быть и случайное стечение обстоятельств. Это, пожалуй, самое главное в любом восхождении.
4.Физическая подготовка. В целом мне мои кондиции позволили благополучно взойти и также благополучно спуститься. Но ноги подводили. Хождение с тяжелым рюкзаком, да еще по сложным техническим склонам, показали недостаточную выносливость того, что растет из ягодиц. Надо ввести новые упражнения для ног при дальнейшем тренинге. Ну и спина – это уже профессиональное. Прошлые многократные удары об землю при приземлениях пользы для здоровья не принесли. Надо качать и укреплять спину.
5.Техническая подготовка. Здесь вообще полный ноль. Узлов не знаю, забыл, наверное. Хотя в свою лихую юность даже проходил какую то «горную» подготовку в горах Азербайджана и Киргизии, но все в прошлом. Надо восполнять.
6. Снаряжение. Здесь вскрыто много проблем. Ботинки надо покупать свои. Ходить в прокатных, как показал Казбек – убивать свои ноги. Во-первых с точки зрения гигиены, а во-вторых, постоянно привыкать к новой колодке даже одного и того же размера ботинка – это для ноженек не здорово. Тем более, Скарпа-Вега, конечно, уникальные ботинки, но уже хочется чего то по-мягче и по-комфортнее. По техническим скальным маршрутам в пластике ходить еще то занятие. Будем думать. Пуховка, мембранная куртка и штаны самосбросы нужны свои. Кошки тоже поставить на плановую покупку, т.к. от этого девайса зависит порой наша жизнь. Обвязку, карабины, каску, жумар, ледобуры с ледорубом – это пока можно будет брать у своих ребят из «горных» подразделений.
7.Горелка, газ, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). С одной стороны вроде бы мелочи, но от них тоже многое зависит. Порой дожидаться пока вскипит вода на общей горелке, бывает невыносимо, тем более всегда привык надеяться только на свои силы и свою снарягу. Горелка и баллон с газом всегда нужно иметь свои личные.
8.Рюкзак. Однозначно нужен свой. И желательно самый передовой и водоустойчивый с противодождевой накидкой литров на 100. А то шлепать по горам с мусорным мешком за спиной как то уже позорно.
9.Термобелье, термоноски, термотрусы. Нужно иметь с собой желательно два комплекта. У меня было только термобелье. Остальное все обычное хб, которое отсыревает, не высыхает и плохо пахнет. Тоже учесть при дальнейшей подготовке. Шапки, банданы, балаклавы, перчатки тоже желательно иметь по два комплекта, на случай утраты или если намокнут. У меня все было в одном экземпляре.
10. Пульсооксиметр. Очень полезная штука в горах для контроля своего состояния при прохождении акклиматизации. На тот момент у нас этого прибора не было. Нужно прикупить на Алиэкспрессе. В совокупности с высотомером очень здорово помогает трезво и объективно оценивать свое качество акклиматизации.
11. Часы с альтиметром, барометром и компасом. Абсолютно необходимая вешь в горах. Или хороший туристический навигатор типа Гармин. На гида надейся, а сам не плошай.
12. Химические грелки для рук и ног. Мое мнение таково, что у каждого горомыкаря-горопроходимца они должны быть в достаточном количестве в своем рюкзаке.
13. Радиостанции. Нужный девайс для обеспечения безопасности в горах. Порой не везде есть сотовая связь и только наличие радиостанции необходимого диапазона частот позволит вовремя связаться со спасателями и спасти человека. Надо это учитывать.
14. Термос, вода. Термос нужно иметь емкостью не менее литра. На восхождение я взял два литра воды – в целом хватило. В термосе было около литра и плюс обычная пластиковая литровая бутылочка из-под Кока-колы. Два термоса – это уже тяжеловато. Пил смешивая горячий чай с холодной водой. Кто пил кипяток на морозе, меня поймет. В последующем стал брать к литровому термосу чая литровую бутылку настоящей Кока-колы. Смешивая, получалась неплохая «тонизирующая», «бодрящая», особенно на спуске, жидкость. Но опять же ИМХО.
Ну и совет всем «хомячкам» - не попаливайте «пятачки» в горах. Берегите здоровье.
Казбек навсегда остался в моем сердце.
Ну вот, как то так. Хочу еще раз подчеркнуть, что все это мыслеизвержение не для профессионалов-альпинистов с огромным опытом хождения и лазания по горам. Не надо строго судить, на Пулитцеровскую премию в области литературы не претендую. Он для таких, как и я простых, очарованных этими удивительными и красивыми местами начинающих любителей-горобродителей. Может быть, кому то будет интересно и поучительно.