Р-р-р-р!!!! Вы GPS вообще использовать умеете, а? Неясно...
Последние пару месяцев читаю кучу отчетов - идет защита отчетов и судейство чемпионатов разного уровня. И не то, чтобы очень часто, но иногда по-прежнему попадаются отчеты, в которых нет координат даже перевалов, я уж не говорю про прочие полезные точки и про треки. И ладно бы речь шла о хорошо известных, постоянно ходимых маршрутах. Но, бывает, вижу, что люди прошли малоизвестные или просто давно забытые перевалы. Описания дали - молодцы! Но координаты-то где??? И ведь видно из текста, что GPS у группы с собой был (он теперь практически у всех есть, 21 век давно уже идет). А координат в отчете нет! Вы, когда готовили маршрут - наверняка их искали и не нашли. Так пусть хоть следующая группа найдет!
Граждане! В 100500-й раз напоминаю! Вносите в отчеты координаты точек и треки! За вами же другие группы пойдут! Вы же для них эти отчеты пишете! Им это очень пригодится! Это вопрос безопасности. И записывать точки и треки и выгружать их потом из гаджета в компьютер совсем не сложно.
Удачи в горах всем и успешного ориентирования на маршруте! И благодарность всем, кто включает в отчеты точки и треки!
В теории проблем нет, как бы всё просто. На практике - как всегда.
Есть непонимание необходимости и отсутствие навыков. Это мой личный горький опыт. Поставить точку - только часть задачи. С этим меньше всего проблем. А дальше?
Далеко не все умеют сливать снимать точки-треки с приборов Garmin (самых ходовых) и потом как-то смотреть-обрабатывать их на компьютере. Когда сам это делаешь в сотый раз, всё кажется проще простого. Но поставьте себя на место человека, который ни разу этого не делал и не имеет даже представления, с чего начать. Вот тут в этом тонком месте и рвётся. Дальше - больше. Сейчас уже очень много у кого дома нет компьютеров с Windows, а только смартфоны-планшеты. Для доступа в интернет и игрушек этого большинству достаточно и как тут быть с навигаторами Garmin? В общем, простому туристу в этом деле есть где встрять и не всё так просто, как кажется на первый взгляд...
Мне, например, иногда привозят/присылают данные только для того, чтобы посчитать километраж/перепады, так как самим разбираться в программах работы с данными GPS-навигатора лениво (а то и компа просто нет, только планшет), а я это делаю быстро и никогда не отказываю. В результате что получается? Мало слить, надо ещё эту точку с перевала из слитых данных извлечь и это отдельная, порой непростая задача. Я же с ним в поход не ходил, точки сам не подписывал. И откуда мне знать что это за точки такие слились и которая из них перевал? Сидишь вот и разбираешься сам в этом мусоре...
Ну а в целом, судя по фактическому положению дел, получается, что грамотных (владеющих технологией) самостоятельных пользователей или их опытных знакомых в стране катастрофически не хватает))))
Пи.Си. скажу банальность... учите мат.часть! Готовьтесь, карты (бумажные) пока не отменяли и учитесь ориентироваться на местности. Ну, или сидите у монитора и смотрите чужие картинки. И ещё!!! У карты не содяться аккумуляторы и батарейки менять не надо ;))
В горном туризме все по другому. Я много лет ходил в горы "раньше". У нас 50 и даже 100 метров в сторону - это обычно совершенно не существенно для определения местоположения перевала. Иногда путь к нему запросто может отклоняться и намного сильнее даже при самых точных координатах. Например, у нас бывают ледопады. Они могут меняться год от года очень сильно. Идти строго по треку удается далеко не всегда. Да и это редко бывает нужно и не всегда безопасно. Да и седловины бывают весьма широкие.
Поэтому, естественно, и фотографии и описания необходимо иметь даже при наличии GPS. Просто этот пост написан совершенно не о них. Координаты перевала нужны не столько для поиска пути, сколько для понимания, "где примерно" находится перевал. А путь к нему определяют по "пролетарскому чутью", подкрепляя его описаниями и фотографиями, если они есть (причем они запросто могут устареть).
С картами все сложнее. Не существует в природе официальных карт, на которых указаны наши перевалы. Есть только самоделки, на которые люди их наносят сами, пользуясь чем? Правильно, координатами, снятыми с GPS + фотографиями. И карты и космоснимки (при наличии описаний, фотографий и координат) на месте в первую очередь нужны для того, чтобы понимать, что находится вокруг тебя в разных направлениях. Кстати, их тоже весьма полезно привязывать и загружать в GPS.
При движении в режиме первопрохождения все, конечно, сложнее. Там главную роль играют "пролетарское чутье" и иногда космоснимки (если есть хорошие). Ну, и иногда какие-нибудь панорамы удается найти, которые включают нужный кусок (когда это не первопрохождение района).
Так что давайте не будем призывать людей отказаться от GPS и ходить "как раньше". Это понижает безопасность. Лучше напомнить им, что хорошо бы запасные батарейки взять с собой. Или зарядить аккумуляторы от солнечной батареи.
Ну например так:
1. При заявке походов, которые претендуют на участие в ЧР и т.п., выдавать вместе с подписями-печятами в маршрутке краткую инструкцию, КАК это сделать правильно и в каком виде прилагать к отчёту.
2. При судействе ЧР и т.п. учитывать наличие/отсутствие данных GPS в предоставленных материалах. Есть данные GPS - получи баллы в плюс, нет - в минус )))
Вариант №1 - излишне жесткий. Каждый делает это по-своему. Мы даже по более критичным данным (категории перевалов, километры, описания примененных в каждом случае технических приемов) такие жесткие требования не выставляем. Нет жестких требований, что должно быть в отчетах, где и как. Максимум - книжка Алексеева, имеющая рекомендательный характер. А дальше - традиции клубов и личные предпочтения.
Вариант №2 мне нравится больше и я уже думаю о нем серьезно. Надо в "Методике судейства" в критерии "Полезность" дополнить формулировку. В принципе это возможно сделать при обновлении ее на 2019-2021 годы. Я уже дозрел по результатам судейства этого сезона поговорить с отцами-основателями об этом. Единственный вопрос, не вынудим ли мы тем самым людей, не снявших эти точки и треки на месте, рисовать их потом просто по карте? Потому что оценить их достоверность членам МКК при защите отчета и судьям-экспертам при судействе значительно сложнее, чем достоверность описаний, например.
Но пока хотя бы агитировать надо. Многим и этого должно быть достаточно.
Во-первых, тем самым до руководителя будет доведена мысль, что данные GPS это уже не просто так, а это полезно и реально нужно сообществу для дела.
Ну а во-вторых тезис о том, что всё просто и это может сделать каждый дурак, мне видится не верным. Многие даже на прямой вопрос могут постесняться признать, что понятия не имеют, как получить реально полезный результат. А вот памятку с инструкцией легко возьмут, а потом может быть изучат и даже может быть сделают по ней всё правильно )))
Может быть, возьметесь? А я возьму на себя ее проталкивание. Для начала в нашей городской МКК, потом можно и в ЦМКК, а параллельно и по регионам.
Если возьметесь - можем перейти в личку для подробностей.
В техническом описании дня включать таблицу с координатами и высотами полезных точек. Часто общую таблицу выносят в конец отчета, но это очень неудобно при переносе точек.
1. Седловина перевала или вершина, промежуточные точки траверсов
2. Тур, по необходимости, если седловина перевала широкая, протяженная или платообразная, если тур находится далеко от перевальной точки.
3. Одно-два ближайших места для стоянки на подходах к перевалу.
4. Другие полезные точки на усмотрение группы, места бродов, родники, мосты, коши, строения, начало-конец дороги, тропы, места появления сотовой связи
К электронной версии приложить:
Все содержимое папки Garmin/GPX с навигатора в необработанном виде.
Для выгрузки данных на ПК нужно всего лишь скопировать содержимое Garmin/GPX.
В папке расположена куча фалов с расширением gpx. В имени фала обычно присутствует дата. Еще есть специфический файл current.gpx - обычно это файл треком за последний день.
Далее, чтобы посмотреть треки и точки на компьютере надо использовать какую-либо программу.
1. Google Earth
2. SasPlanet
Обе программы весьма полезны для руководителей при планировании маршрута.
А уже из этой программы можно перенести координаты в текст отчета.
В результате немаленькая такая методичка получится. Причем рассчитанная на пользователя с минимальными навыками. А иначе большинство из тех, кто не вносит координаты сейчас, делать это по ней тоже не сможет или не захочет и мы, наоборот, отпугнем людей и замедлим процесс, который хотим ускорить.
В общем, нужен мини-учебник из серии "для чайников". За его написание я не возьмусь. Если ты или Андрей или кто-то еще сделает это - Родина его не забудет!
На мой взгляд, того, что я написал достаточно. На половинку А5 влезет.
Я назвал цель и описал возможные средства.
Предположив, что человек, отруководивший группой и пишущий отчет умеет
0. Включать компьютер
1. Пользоваться интернетом
2. Перекидывать фотографии с фотоаппарата
3. Писать в ворде
я скорее всего не ошибусь.
P.S. Gpx файлы обычно не редактируются. Большинство программ импортирует данные из них. Данные потом можно изменить и экспортировать в любой формат.
Обычный человек умеет пользоваться уже настроенными программами. А вот ставить - далеко не всегда. Мне регулярно приходится помогать другим научным сотрудникам со всякими программами и гаджетами. Не самые тупые люди, уверяю :-). И далеко не все они пенсионного возраста. Но вот с этим всем - часто проблемы.
И в любом случае - предлагать людям выкладывать исходные gpx - это, ИМХО, неправильно и по отношению к донору информации и к акцептору. Либо их редактировать прямо в GPX, либо экспортировать, редактировать и (необязательно) импортировать обратно. Все зависит от того, какое их использование мы считаем основным - отрисовка на том же GE или загрузка в прибор.
Смысл в чем. Если уж мы принимаем версию Андрея, что народ просто не умеет, а не ленится, то мы должны подготовить такую инструкцию, чтобы все, кто не умеет, легко справились по ней с задачей! Мое мнение о том, какой для этого должна быть эта инструкция, я изложил.
Ну а со второй частью совсем всё не просто. Я, например, использую совсем другие программы. И наверняка есть другие. Нужно перепробовать все и выбрать наиболее удобные и простые в использовании, а главное бесплатные и доступные, и для них подробненько по шагам со скриншотами...
Жду черновика.
И ещё вопрос...: о каком регионе речь, где не указаны перевалы на картах...
Что касается моего опыта, то ходил я в молодые годы в походы разных категорий... Это был Советский Союз, про GPS мы даже не слышали, да и не было тогда. Сейчас я катаюсь на сноуборде в основном по хорошо знакомым мне Хибинам, и да, GPS помогает на работе, чаще всего чтобы не разглядывать карту ориентируя её по местности а тупо посмотреть куда меня занесло на этот раз )))
Короче, не валяйте дурака в этой теме или мне придется внести Вас в игнор.
А теперь ПОКА! Мусольте тему про "как работать с GPSом" и думайте что до ВАШЕГО рождения планета была пустой и ни кто ни куда не ходил...
Пи.Си. про дедушку Абалакова слышали? И как ОН перевалы находил без навигатора?
Ха, топокарты с отмеченными перевалами в библиотеке ЛКТ! Вы в ней бывали вообще? Да там из половины старых отчетов даже рисованные схемы, и те давно выдраны. Некоторые - людьми из Большого Дома (была в истории ЛКТ такая неприятность), некоторые, видимо, вот такими же пакостниками. Но даже если бы схемы там уцелели - НИКТО В СССР И В РОССИИ НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛ ОФИЦИАЛЬНЫХ ТОПОКАРТ СО "СПОРТИВНЫМИ" ПЕРЕВАЛАМИ. В лучшем случае - так называемые туристские топосхемы на отдельные районы. С непредсказуемыми искажениями, без сетки и т.п. В которые перевалы вносились местными энтузиастами БЕЗ ТОПОСЪЕМКИ. Раньше - "по понятиям", сейчас - по столь нелюбимым вами GPS или по космоснимкам "на глаз".
Я ходить начал намного раньше вас и все это еще застал. А еще застал синьки -хребтовки, и прочее народное творчество. По которым мы и наши предшественники тогда на самом деле и ходили.
Главное, чтобы нашелся кто-то, кто будет их собирать, систематизировать и выкладывать.
В туризме мы эту проблему потихоньку решаем.
При наличии GPS мерить расстояние можно в любой системе координат. Верно.
А по бумажной карте, снимку или схеме можно делать это пальцем. Каким образом, если масштаб при печати не сохранился?
А сетка на хребтовках... Да там даже масштаб не всегда одинаковый по всей площади и хребты не все нарисованы правильно.
Вон, на сайте Вестры лежит привязанная пачка "Беломора". Есть ли смысл на нее сетку накладывать?
Наверное, можно навигатор научить показывать метры в проекции Гаусса-Крюгера какой-то-там зоны, но у нас тут у чайников проблема с перекачивание треков и точек, а вы про проекции.
А ведь потом эти метровые координаты надо будет еще обратно в прибор переносить.
Если при включении нового навигатора расстояние измеряются в милях, то так и будем пользоваться или переключим в удобную нам метрическую систему?
Написать памятку для пользователя, какие настройки выбрать в приборе, нет разницы, какая будет система координат и проекция. Скажите, пожалуйста, в чем разница для пользователя, в каком формате выгружать/загружать координаты в прибор?
2. Добавляет множество возможностей для совершения ошибки