Наверное
Наверное, много кто задавал себе вопрос – почему люди мечтают о покорении вершин? Зачем? Какой в этом смысл? Мотивация альпинистов напоминает мотивацию ребенка, который во что бы то ни стало хочет залезть на самый верх песочницы. Только люди взрослее, а горы выше. И в первый раз многие лезут туда из любопытства. Хочется узнать, что же такого на вершине? Что за чувство, ради которого люди добровольно терпят мучения? По пути наверх впервые появляется страх: «А если я зайду и подумаю, ну и что тут такого?».. Но там, наверху, такой мысли нет. Там только слезы. Одновременно от счастья и от страха от мыслей о пути назад..
Эльбрус – высочайшая вершина Европы и России. Ее высота 5642м. Для сравнения – другая высочайшая вершина Европы, Монблан, находится в Альпах, а высота ее составляет 4810м. Эверест, самая высокая точка мира, имеет высоту 8848м.
Эльбрус является частью Кавказского хребта и находится в Кабардино-Балкарье. Прямо у его подножия располагаются несколько поселков с местными жителями, которые обеспечивают условия проживания для туристов. В одном их них, поселке Терскол, началась наша подготовка к восхождению.
Поселок находится на высоте 2200м. От такой высоты не по себе становится уже там: голова становится ватной и появляется головокружение.
Здесь нет горизонта. Со всех сторон только горы. Темнеет очень рано и очень быстро.
Наш лагерь был в виде кемпинга. Палатки плюс небольшое сооружение, напоминающее беседку и выполняющее роль кухни. Электричества нет, за исключением генератора, который гудит неимоверно, но зато горит лампочка и можно зарядить телефон.
Поэтому в горах все просто: стемнело – легли спать.
Один с виду опытный человек, сказал что залог успешного восхождения – это акклиматизация и погода. И если второе воля случая, то над подготовкой организма к высоте нужно поработать.
На большой высоте у неподготовленного человека есть риск развития горной болезни. Это состояние нехватки кислорода из-за низкого его содержания во вдыхаемом воздухе. Зачастую случая горная болезнь может привести к отеку мозга и смерти.
Для адаптации организма все альпинисты используют старый и проверенный метод: подъем на определенную высоту, спуск, подъем повыше, опять спуск и т.д. Удивительно, но это работает. Наша адаптация началась с подъема до 2800м, т.е. нам предстояло преодолеть всего 600м по высоте.
Вооружившись палками и рюкзаками, мы пошли покорять первую высоту.
Жара, палящее солнце и многочасовой подъем, пусть и пологий, стали селить сомнения и мысли о смысле происходящего. Сказать, что было тяжело уже здесь – это ничего не сказать. Порой, хотелось лечь прямо на эту пыльную горячую дорогу и лежать, пока тебя не заберут те, кто спускается вниз.
Но собрав все силы в кулак мы дошли сначала до первой цели, водопада «Девичьи косы» с чистейшей горной водой, а затем и до обсерватории (кстати, действующей).
И здесь, ранее спрятанный за пологими склонами ближних гор, нам впервые показался Эльбрус. Величественный, но в то же время кажущийся таким близким и не особо высоким. Ах, как обманчиво это чувство.
Во второй день акклиматизации мы пошли в другую сторону на гору Чегет, известную своими крутыми склонами для опытных лыжников и сноубордистов. Здесь перед нами стояла цель доползти до 3200м, что после вчерашнего выхода на 2800м казалось абсолютно нереальным.
Всю дорогу недалеко от тропы шуршал подъемник. Едущие на нем люди, весело болтая ногами, недоуменно смотрели на нас, красных, втыкающих палки в камни под ногами, но ползущих наверх «альпинистов». Иногда по пути встречались местные животные, которые ходят везде сами со себе. Лошадей встречать не так обидно как коров, которые туда, куда ты дополз из последних сил, спокойно ходят пожевать травку.
На высоте 3200м уже можно увидеть снег, который летом не тает. При этом на улице вполне тепло. Здесь мы подслушали гида туристов, приехавших на подъемнике. Он говорил, что большое видится на расстоянии. И это так. Отсюда Эльбрус казался невероятно огромным.
Вот здесь на заднем плане справа видна дорога, по которой мы ходили днем ранее
Кстати, наверху есть кафе, где можно перекусить и даже выпить.
На третий день решено было выдвигаться к вершине. План был следующий: добираемся до высоты 3800м, разбиваем лагерь, около двух дней привыкаем к высоте. Потом выходим на вершину.
Все амбициозные мысли о том, что на вершину нужно зайти ногами с самого основания, как рукой смело. Если бы предложили залететь на нее на вертолете, «зачекиниться» и спуститься, то большая половина группы уже согласилась бы.
Посчитав количество и вес вещей (включая палатки и продукты), которые необходимо было поднять наверх, приняли решение ехать на подъемнике.
Две очереди подъемника были в виде вагончиков типа трамвая. А третья – кресельная. Там едут отдельно люди, отдельно рюкзаки. Замыкающий проверяет, не упало ли что-то в ущелье.
Кстати, зону с лесом и травой альпинисты называют «зеленкой». Выше, когда «зеленка» заканчивается, пейзаж напоминает промышленный карьер. Камни, камни…
Когда заканчивается подъемник, начинаются ратраки. Это вездеходы, которые зимой укатывают снег на трассе, а летом работают как такси.
Здесь же, у третьей очереди подъемника, расположен знаменитый приют «Бочки». В них живут люди, которые не хотят спать в палатках.
Лагерь мы разбили прямо на обочине дороги, поднявшись около 100м от «Бочек». Многие ставят лагерь выше. Но там на организме сильнее сказывается высота. Поэтому каждая группа определяет для себя приоритет – сократить расстояние при восхождении, поселившись выше, или обеспечить более плавную акклиматизацию.
Железный ящик – это тоже отель. Заплатившие за повышенную комфортность при восхождении живут в таких апартаментах по 10 человек.
Рядом стоит еще не работающая очередь нового подъемника и кафе. Одно из самых высокогорных в мире.
Кстати, здесь очень сложно готовить еду. Из-за низкого давления вода кипит при температуре около 85 градусов, и ничего не варится.
Здесь, на высоте, все по-другому. При подъеме в горы, на каждые 1000 м количество кислорода в воздухе уменьшается в среднем на 10% и возникает риск развития горной болезни, которая является основной опасностью при восхождении. Организм начинает страдать от нехватки кислорода.
Нехватка кислорода не проявляется в том, что человек задыхается, хватается за горло и хрипит. На высоте дует ветер и дышится, на первый взгляд, совершенно обычно. Оценить степень нехватки можно только по косвенным признакам. Сначала начинает сбиваться дыхание от пары шагов. На элементарные вещи, такие как смена обуви или пеший переход в 20 шагов, уходит в разы больше времени. После каждого движения требуется останавливаться и восстанавливать дыхание. Мы это сполна ощутили уже в базовом лагере. Свои ощущения на вершине представлять не хотелось.
Позже у человека может начать появляться необоснованная агрессия или, наоборот, эйфория без причины. Множество несчастных случаев происходит вследствие того, что человек теряет чувство опасности, перестает ощущать холод и начинает делать безумные вещи.
За два дня акклиматизации мы должны были подняться до 4500м, пройти курс по использованию ледоруба и немного отдохнуть. Тяжело было с самого начала. Но с каждым днем мы могли подняться выше. Акклиматизация давала свои плоды. Ту высоту, куда накануне мы доползали, хватаясь зубами за снег, на следующий день мы брали без особых усилий. А вершина смотрела на нашу возню с высока. До нее было очень далеко.
На горе, если солнце светит, то лето, а если спряталось, то зима.
В один из дней погода устроила нам подарок: когда внизу бушевала гроза, мы оказались над облаками. Да, и вертолеты летали тоже где-то под нами.
А потом наступил долгожданный день – день выхода на вершину. Вернее это была ночь. Альпинисты при штурме вершин всегда выходят в ночь, чтобы достичь вершины самое позднее к обеду и успеть вернуться обратно до темноты.
Часть экипировки была куплена, а часть взята в прокат. Специальные горные ботинки, весящие в сборе с кошками несколько килограмм, состоят из двух частей: верхней пластиковой и внутреннего сапожка. Сколько человек в них поднялось на гору – неизвестно, но по запаху казалось, что много..
Выход был назначен на 11 вечера. Собравшись, мы выстроились в колонну и пошли наверх. Около 3-х часов пути никто не видел ничего, кроме обуви впереди идущего товарища. Вокруг темнота. Только такси-ратраки обгоняли нашу группу. На них можно преодолеть первые 1000м по высоте, но стоит это 4000р с человека. Несмотря на цену, нас их обогнало около десятка. В каждом по 10 человек.
При подъеме очень важно выбрать нужный темп. Его определяет главный гид. Говорят, что идти нужно с такой скоростью, которая позволит не останавливаться. По факту это получается один шаг в 2-3 секунды. Гидов в группе должно быть несколько: через некоторое время группу могут разбить на несколько в зависимости от скорости ходьбы участников, а кто-то из гидов может быть вынужден спуститься с человеком, которому стало плохо. У одной из девочек в нашей группе горная болезнь спровоцировала рвоту и ей пришлось вернуться.
Подъем от базового лагеря Эльбруса до вершины можно условно разбить на три части: широкий подъем, «косая полка», подъем на западную вершину.
По широкому подъему люди идут практически толпой, туда-сюда снуют ратраки и все кажется сложным, но безопасным.
«Косая полка» же, это часть пути практически без вертикального подъема, представляет собой тропу вдоль восточной вершины.
Дойдя до косой полки, мы встретили рассвет. Это был самый волшебный рассвет в жизни. Только после восхода солнца мы обернулись назад и увидели, как далеко мы забрались.
День, когда мы совершали восхождение, был последним благоприятным по прогнозу погоды, поэтому за нами была еще куча желающих подняться.
Везде принято писать, что восхождение на Эльбрус пешее, и на него поднимались даже японские пенсионеры. Что кто-то затащил туда квадрацикл, кто-то заехал на инвалидной коляске.. Мы ожидали, что это будет безопасный подъем по широкой натоптанной дороге.
Но дойдя до «косой полки», мы поняли, для чего нам выдали ледорубы и зачем всех сцепили страховкой. Широкий подъем закончился и началась тропа: справа восточная вершина, слева – пологий скат длиной в несколько километров, заканчивающийся «трупосборником». Штормовой ветер так и норовил сбить с ног, сил уже не было, а впереди еще полпути. Не считая обратного.
Дойдя до седловины горы наша команда выглядела так:
Находясь внизу, кажется, что дойдя до седловины горы, останется совсем немного до вершины. Но она оказалась просто огромной, а предстоящий путь казался бесконечным. Люди идущие впереди, были так далеко, что казались точками.
И уклон здесь стал совсем серьезным.
Одну участницу нашей группы сдуло ветром с тропы. Она повисла на страховочной системе, спасшись как минимум от многочисленных переломов.
Но путь был преодолен. Со слезами на глазах мы дошли до вершины Эльбруса.
Это удивительное чувство – быть на вершине горы. Нет вопроса зачем пришел сюда. Есть чувство искреннего переполняющего детского счастья. Частично оно обусловлено тем, что больше не надо карабкаться вверх. На вершине удивительно синее небо. Видимо, из-за разреженного воздуха отсюда уже виден космос.
Нам повезло в очередной раз. Хотя и был штормовой ветер, небо было ясным. Мы увидели как высоко забрались. Где-то внизу был лагерь, Кавказский хребет и вся Европа…
Зачем лезть на гору? На этот вопрос нет ясного ответа. По пути на гору многие проклинают тот день, в который решили туда полезть. Но, вернувшись обратно, думают о следующей вершине.
(c) Волошенко Мария, 2017
Только вот если "на каждые 100м количество кислорода в воздухе уменьшается в среднем на 10%" , то уже на высоте 1000м нум воздуха не будет совсем )))). Что-то у вас с математикой не заладилось))))
"и ничего не варится." - ну не правда ))) варится. Только дольше.
"Рядом стоит еще не работающая очередь нового подъемника" - что это там от бочек не работает?
Должна была быть 1000.
Поправил. Спасибо.
В августе как раз ремонтировали. Новый верхний подъемник не работал.
А варится, действительно, отвратительно..
Почитайте внимательно статьи на эту тему. Здесь важно не количество кислорода, а его парциальное давление.
Если поумничать, то атмосферное давление от высоты падает. Если совсем грубо, то примерно на 10% на каждый км. Вместе с ним падает и парциальное давление. То есть в абсолютном значении количество атомов кислорода также уменьшается. Примерно на 10% на каждую тысячу метров н.у.м.
Забавляют цифры в текстах. Особенно на этом ресурсе. Особенно из уст горных новичков типа меня))). Поэтому и прицепился. Оставили бы в тексте одни эмоции - не было бы темы для беседы ))), одни поздравления. А так - вот дискуссия выходит))). Рейтинг статье накручиваем))).
Доброго вечера!
Сходите на Эльбрус когда там никого не бывает
Иные ощущения
Можно, конечно, с другой стороны, кроме юга, карабкаться. Может, так оно было бы даже и лучше, чем пить воду с соляркой из ручьёв и нюхать выхлопные газы ратраков и снегоходов на подъёме.
Я так слышал, что еще ходят с севера на восточную, потом сразу на западную, а потом на юг. Но это всё своё барахло аж на седловину тащить.
А как соберусь на крестный ход, может уже и не новичком буду ;)
Покорность? Горы покорными не бывают, наверное будет правильнее говорить о том, что они иногда позволяют людям подняться на них. Вот как-то так выходит, что мы считаем их одушевлёнными существами... Пусть даже кому-то это кажется мистикой.
С горой и улыбок удачи в будущем!
Да, у Эльбруса просили, чтоб пустил.
У Маши это первый опыт восхождения на Эльбрус. У меня второй. В первый раз Эльбрус как раз не пустил. Видимо, плохо просил :)
В которой Европе - Эльбрус, а в которой - Монблан.
Вот ваша цитата: Эльбрус – высочайшая вершина Европы и России. Ее высота 5642м. Для сравнения – высочайшая вершина Европы, Монблан, находится в Альпах, а высота ее составляет 4810м.
Есть две версии определения границ Европы.
По одной из них Эльбрус находится в Европе, а по другой - в Азии.
Поэтому и высших точек - две. Эльбрус и Монблан (или Монте Бьянко - кому как больше нравится).
2. Если захотите продолжать ходить в горы - сильно советую пройти курс обучения, и не однодневного как у вас, а полноценного, хотя бы двухнедельного. Тогда ваши шансы остаться живыми в таких приключенческих восхождениях - сильно повысятся. На этот раз вам повезло, очень.
Проблема в том, что мы живем в очень плоском районе - в Белгороде.
Я не нашел ни одного альпклуба или секции в радиусе ну хотя бы 200 км.
Поиски привели к скалолазам.
Попробовал.. Ну не моё это по фанерным стенам лазать в кедах размера на 3 меньше, чем мне удобно.
Я спросил, можно ли к ним прийти с кошками и ледорубом, посмотрели на меня косо и сказали что лучше не надо.
Если подскажете путь получения теоретических знаний и практического опыта, буду благодарен. То, чем сейчас владею - со школы: турслеты, ориентирование и т.п. Ну и Крым-Кавказ - наше всё.
Есть разные, в зависимости от потребностей и характера.
Например,
- в УВК "Горец" - минимум теории и тренировочных занятий, максимум - на маршруте,
- в Горной Школе "Категория трудности" - наоборот (для новичков, разумеется)
Есть и другие, но эти - наиболее демократичные по ценам без потерь в качестве. Знаю, потому что и бывал там и знаком с их руководителями.
Сразу предупреждаю: учёба в любой из Школ - не освобождает от тренировок по месту жительства. Хотя бы, по физподготовке.
Ссылки давать не буду. Если действительно интересно - найдёте сами, даже хотя бы здесь, на РИСКе. Здесь же и много отзывов в виде рассказов. Ругань - лучше не читайте, это здесь так модно. Если будут детальные вопросы - пишите в личку, отвечу как смогу.
Удачи.
Как раз в планах был и пик Ленина летом 2018, и Белуха, и Монблан, и Мера Пик - уже в более долгоиграющих.
Обязательно спишусь с Ермачеком.
Про ругань и похвалы на сайтах я давно уже понял, что если человеку гадость сделали, то в ответ он не поленится сделать гадость, а вот за добро добром редко платят.
Однако, Вам нужен базис, фундамент.
Поэтому, я бы порекомендовал всё же на самом начальном этапе съездить в Школу "Категория трудности". Чтобы была изначально очень правильно поставлена техника. Особенно - ледовая (она для Ленина, Белухи, Монблана - очень пригодится потом).
На НГ каникулы как раз будет ледовый курс на Кавказе, рекомендую.
В Туюк-су новичком ходить жестковато, да и технику поставить там будет некогда и негде.
"Цвет автомобиля может быть любым при условии если он будет черным" (Г.Форд-старший)
Но есть 2 ограничения: время и деньги.
До Туюк-су еще и добраться надо. А это примерно 35 тыр за туда-обратно на одного. Помимо того, что еще и за сам Туюк-су 25 тыр. А если еще и на двоих, то уже 120 тыр.
+ аренда снаряжения (не всем ещё разжились). В общем, готовиться надо к 150-200 тыр на поездку.
Ну и по времени. Отпуск, к сожалению, не резиновый. В год только 28 дней дают.
Можно еще к дайверам с таким же успехом!)) Шучу!
Зря вы. Человек искренне поделился пережитым. Как умеет.
Сами же не являетесь идеальным во всех сферах деятельности? Или я ошибся ))))?
Раньше выходили на Гору с 1 до 6 утра. Теперь в 11 вечера.
Группа была очень разношерстная. Вышли около пол-двенадцатого. Часть поехали полутора часами позже на ратраке. Перед косой полкой на брошенном ратраке мы догнали тех, кто доехал до верха скал Пастухова и разбились на 3 группы. С 4-мя инструкторами. Мы попали в первую группу и около 9 утра были на вершине. 3-я группа была на вершине чуть за полдень, примерно в пол-первого.
Я ничего против не имею восходителей, коммерческих восходителей, просто нужно называть все своими именами, ну и лишь бы все живые и мусора по-меньше на горе!
Как по мне, то альпинизма там было не много. Коммерческий - тоже громко сказано.
Еду готовили сами по очереди, спали в палатках, в том числе и на Гара-баши.
Да, были в группе опытные товарищи, которых называли гидами или инструкторами. Были с нами и коммерческие, которые на Гара-баши в вагончике жили и таскать общие баулы и готовить еду отказались.
Вот, прокачаемся до альпинизма, тогда и будем с женой туда писать :)
Это что же это, теперь я альпинист?
Нас, горовосходителей, всё время пытаются поделить
Не получится
То есть это как получается. Гуляет человек в горной местности. Он уже турист? Или турист, когда несколько дней?
А если он зашел на вершину, то уже альпинист? Или если вернулся тем же маршрутом, что и пришел, то альпинист, а если пришел из точки А в точку Б, по пути взойдя на вершину, то уже турист?
Или если он использует снаряжение, то только тогда альпинист? а если просто в трекерах, то турист.
А если уж надевает скальные туфли и использует веревку, то уж точно скалолаз. Но если до скалы идти пешком 150 км? Турист-скалолаз? А если по скале с веревками добираешься до вершины? Уже альпинист?
Извините за много букв и знаков вопроса. Вопросы риторические.