Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)
Наверное, много кто задавал себе вопрос – почему люди мечтают о покорении вершин? Зачем? Какой в этом смысл? Мотивация альпинистов напоминает мотивацию ребенка, который во что бы то ни стало хочет залезть на самый верх песочницы. Только люди взрослее, а горы выше. И в первый раз многие лезут туда из любопытства. Хочется узнать, что же такого на вершине? Что за чувство, ради которого люди добровольно терпят мучения? По пути наверх впервые появляется страх: «А если я зайду и подумаю, ну и что тут такого?».. Но там, наверху, такой мысли нет. Там только слезы. Одновременно от счастья и от страха от мыслей о пути назад..

Эльбрус – высочайшая вершина Европы и России. Ее высота 5642м. Для сравнения – другая высочайшая вершина Европы, Монблан, находится в Альпах, а высота ее составляет 4810м. Эверест, самая высокая точка мира, имеет высоту 8848м.

Эльбрус является частью Кавказского хребта и находится в Кабардино-Балкарье. Прямо у его подножия располагаются несколько поселков с местными жителями, которые обеспечивают условия проживания для туристов. В одном их них, поселке Терскол, началась наша подготовка к восхождению.
Поселок находится на высоте 2200м. От такой высоты не по себе становится уже там: голова становится ватной и появляется головокружение.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Здесь нет горизонта. Со всех сторон только горы. Темнеет очень рано и очень быстро.
Наш лагерь был в виде кемпинга. Палатки плюс небольшое сооружение, напоминающее беседку и выполняющее роль кухни. Электричества нет, за исключением генератора, который гудит неимоверно, но зато горит лампочка и можно зарядить телефон.
Поэтому в горах все просто: стемнело – легли спать.

Один с виду опытный человек, сказал что залог успешного восхождения – это акклиматизация и погода. И если второе воля случая, то над подготовкой организма к высоте нужно поработать.

На большой высоте у неподготовленного человека есть риск развития горной болезни. Это состояние нехватки кислорода из-за низкого его содержания во вдыхаемом воздухе. Зачастую случая горная болезнь может привести к отеку мозга и смерти.

Для адаптации организма все альпинисты используют старый и проверенный метод: подъем на определенную высоту, спуск, подъем повыше, опять спуск и т.д. Удивительно, но это работает. Наша адаптация началась с подъема до 2800м, т.е. нам предстояло преодолеть всего 600м по высоте.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Вооружившись палками и рюкзаками, мы пошли покорять первую высоту.
Жара, палящее солнце и многочасовой подъем, пусть и пологий, стали селить сомнения и мысли о смысле происходящего. Сказать, что было тяжело уже здесь – это ничего не сказать. Порой, хотелось лечь прямо на эту пыльную горячую дорогу и лежать, пока тебя не заберут те, кто спускается вниз.

Но собрав все силы в кулак мы дошли сначала до первой цели, водопада «Девичьи косы» с чистейшей горной водой, а затем и до обсерватории (кстати, действующей).

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

И здесь, ранее спрятанный за пологими склонами ближних гор, нам впервые показался Эльбрус. Величественный, но в то же время кажущийся таким близким и не особо высоким. Ах, как обманчиво это чувство.

Во второй день акклиматизации мы пошли в другую сторону на гору Чегет, известную своими крутыми склонами для опытных лыжников и сноубордистов. Здесь перед нами стояла цель доползти до 3200м, что после вчерашнего выхода на 2800м казалось абсолютно нереальным.
Всю дорогу недалеко от тропы шуршал подъемник. Едущие на нем люди, весело болтая ногами, недоуменно смотрели на нас, красных, втыкающих палки в камни под ногами, но ползущих наверх «альпинистов». Иногда по пути встречались местные животные, которые ходят везде сами со себе. Лошадей встречать не так обидно как коров, которые туда, куда ты дополз из последних сил, спокойно ходят пожевать травку.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

На высоте 3200м уже можно увидеть снег, который летом не тает. При этом на улице вполне тепло. Здесь мы подслушали гида туристов, приехавших на подъемнике. Он говорил, что большое видится на расстоянии. И это так. Отсюда Эльбрус казался невероятно огромным.

Вот здесь на заднем плане справа видна дорога, по которой мы ходили днем ранее

Кстати, наверху есть кафе, где можно перекусить и даже выпить.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

На третий день решено было выдвигаться к вершине. План был следующий: добираемся до высоты 3800м, разбиваем лагерь, около двух дней привыкаем к высоте. Потом выходим на вершину.

Все амбициозные мысли о том, что на вершину нужно зайти ногами с самого основания, как рукой смело. Если бы предложили залететь на нее на вертолете, «зачекиниться» и спуститься, то большая половина группы уже согласилась бы.
Посчитав количество и вес вещей (включая палатки и продукты), которые необходимо было поднять наверх, приняли решение ехать на подъемнике.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Две очереди подъемника были в виде вагончиков типа трамвая. А третья – кресельная. Там едут отдельно люди, отдельно рюкзаки. Замыкающий проверяет, не упало ли что-то в ущелье.

Кстати, зону с лесом и травой альпинисты называют «зеленкой». Выше, когда «зеленка» заканчивается, пейзаж напоминает промышленный карьер. Камни, камни…

Когда заканчивается подъемник, начинаются ратраки. Это вездеходы, которые зимой укатывают снег на трассе, а летом работают как такси.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Здесь же, у третьей очереди подъемника, расположен знаменитый приют «Бочки». В них живут люди, которые не хотят спать в палатках.

Лагерь мы разбили прямо на обочине дороги, поднявшись около 100м от «Бочек». Многие ставят лагерь выше. Но там на организме сильнее сказывается высота. Поэтому каждая группа определяет для себя приоритет – сократить расстояние при восхождении, поселившись выше, или обеспечить более плавную акклиматизацию.
Железный ящик – это тоже отель. Заплатившие за повышенную комфортность при восхождении живут в таких апартаментах по 10 человек.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Рядом стоит еще не работающая очередь нового подъемника и кафе. Одно из самых высокогорных в мире.
Кстати, здесь очень сложно готовить еду. Из-за низкого давления вода кипит при температуре около 85 градусов, и ничего не варится.

Здесь, на высоте, все по-другому. При подъеме в горы, на каждые 1000 м количество кислорода в воздухе уменьшается в среднем на 10% и возникает риск развития горной болезни, которая является основной опасностью при восхождении. Организм начинает страдать от нехватки кислорода.

Нехватка кислорода не проявляется в том, что человек задыхается, хватается за горло и хрипит. На высоте дует ветер и дышится, на первый взгляд, совершенно обычно. Оценить степень нехватки можно только по косвенным признакам. Сначала начинает сбиваться дыхание от пары шагов. На элементарные вещи, такие как смена обуви или пеший переход в 20 шагов, уходит в разы больше времени. После каждого движения требуется останавливаться и восстанавливать дыхание. Мы это сполна ощутили уже в базовом лагере. Свои ощущения на вершине представлять не хотелось.
Позже у человека может начать появляться необоснованная агрессия или, наоборот, эйфория без причины. Множество несчастных случаев происходит вследствие того, что человек теряет чувство опасности, перестает ощущать холод и начинает делать безумные вещи.

За два дня акклиматизации мы должны были подняться до 4500м, пройти курс по использованию ледоруба и немного отдохнуть. Тяжело было с самого начала. Но с каждым днем мы могли подняться выше. Акклиматизация давала свои плоды. Ту высоту, куда накануне мы доползали, хватаясь зубами за снег, на следующий день мы брали без особых усилий. А вершина смотрела на нашу возню с высока. До нее было очень далеко.

На горе, если солнце светит, то лето, а если спряталось, то зима.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

В один из дней погода устроила нам подарок: когда внизу бушевала гроза, мы оказались над облаками. Да, и вертолеты летали тоже где-то под нами.

А потом наступил долгожданный день – день выхода на вершину. Вернее это была ночь. Альпинисты при штурме вершин всегда выходят в ночь, чтобы достичь вершины самое позднее к обеду и успеть вернуться обратно до темноты.

Часть экипировки была куплена, а часть взята в прокат. Специальные горные ботинки, весящие в сборе с кошками несколько килограмм, состоят из двух частей: верхней пластиковой и внутреннего сапожка. Сколько человек в них поднялось на гору – неизвестно, но по запаху казалось, что много..

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Выход был назначен на 11 вечера. Собравшись, мы выстроились в колонну и пошли наверх. Около 3-х часов пути никто не видел ничего, кроме обуви впереди идущего товарища. Вокруг темнота. Только такси-ратраки обгоняли нашу группу. На них можно преодолеть первые 1000м по высоте, но стоит это 4000р с человека. Несмотря на цену, нас их обогнало около десятка. В каждом по 10 человек.
При подъеме очень важно выбрать нужный темп. Его определяет главный гид. Говорят, что идти нужно с такой скоростью, которая позволит не останавливаться. По факту это получается один шаг в 2-3 секунды. Гидов в группе должно быть несколько: через некоторое время группу могут разбить на несколько в зависимости от скорости ходьбы участников, а кто-то из гидов может быть вынужден спуститься с человеком, которому стало плохо. У одной из девочек в нашей группе горная болезнь спровоцировала рвоту и ей пришлось вернуться.

Подъем от базового лагеря Эльбруса до вершины можно условно разбить на три части: широкий подъем, «косая полка», подъем на западную вершину.

По широкому подъему люди идут практически толпой, туда-сюда снуют ратраки и все кажется сложным, но безопасным.
«Косая полка» же, это часть пути практически без вертикального подъема, представляет собой тропу вдоль восточной вершины.

Дойдя до косой полки, мы встретили рассвет. Это был самый волшебный рассвет в жизни. Только после восхода солнца мы обернулись назад и увидели, как далеко мы забрались.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

День, когда мы совершали восхождение, был последним благоприятным по прогнозу погоды, поэтому за нами была еще куча желающих подняться.

Везде принято писать, что восхождение на Эльбрус пешее, и на него поднимались даже японские пенсионеры. Что кто-то затащил туда квадрацикл, кто-то заехал на инвалидной коляске.. Мы ожидали, что это будет безопасный подъем по широкой натоптанной дороге.
Но дойдя до «косой полки», мы поняли, для чего нам выдали ледорубы и зачем всех сцепили страховкой. Широкий подъем закончился и началась тропа: справа восточная вершина, слева – пологий скат длиной в несколько километров, заканчивающийся «трупосборником». Штормовой ветер так и норовил сбить с ног, сил уже не было, а впереди еще полпути. Не считая обратного.
Дойдя до седловины горы наша команда выглядела так:
Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Находясь внизу, кажется, что дойдя до седловины горы, останется совсем немного до вершины. Но она оказалась просто огромной, а предстоящий путь казался бесконечным. Люди идущие впереди, были так далеко, что казались точками.

И уклон здесь стал совсем серьезным.

Одну участницу нашей группы сдуло ветром с тропы. Она повисла на страховочной системе, спасшись как минимум от многочисленных переломов.
Но путь был преодолен. Со слезами на глазах мы дошли до вершины Эльбруса.

Наверное (Альпинизм, эльбрус, горный туризм, альпинизм)

Это удивительное чувство – быть на вершине горы. Нет вопроса зачем пришел сюда. Есть чувство искреннего переполняющего детского счастья. Частично оно обусловлено тем, что больше не надо карабкаться вверх. На вершине удивительно синее небо. Видимо, из-за разреженного воздуха отсюда уже виден космос.
Нам повезло в очередной раз. Хотя и был штормовой ветер, небо было ясным. Мы увидели как высоко забрались. Где-то внизу был лагерь, Кавказский хребет и вся Европа…

Зачем лезть на гору? На этот вопрос нет ясного ответа. По пути на гору многие проклинают тот день, в который решили туда полезть. Но, вернувшись обратно, думают о следующей вершине.

(c) Волошенко Мария, 2017

Я больше 20 лет занимался альпинизмом, за плечами 4 руководства маршрутами 6-ой кт, но ни одну вершину я не покорил. Выбирайте, пожалуйста, слова и выражения.

Геннадий, что именно Вас так обидело?

Ниже уже дали ответ на это. Покоренных гор не было, нет и не будет, а вот количество "покорителей" с каждым годом растет: и Эльбруса, и Эвереста и т.д. и т.п., особенно коммерческих и я просто ненавижу слова: покорители, покоренные применительно к альпинизму

С Горой!
Только вот если "на каждые 100м количество кислорода в воздухе уменьшается в среднем на 10%" , то уже на высоте 1000м нум воздуха не будет совсем )))). Что-то у вас с математикой не заладилось))))
"и ничего не варится." - ну не правда ))) варится. Только дольше.
"Рядом стоит еще не работающая очередь нового подъемника" - что это там от бочек не работает?

Да, недоглядел :(
Должна была быть 1000.
Поправил. Спасибо.
В августе как раз ремонтировали. Новый верхний подъемник не работал.

А варится, действительно, отвратительно..

Откуда вы эти данные по кислороду берете? Выходит, что на Джомолунгме содержание кислорода на вершине 11%?
Почитайте внимательно статьи на эту тему. Здесь важно не количество кислорода, а его парциальное давление.

Да, конечно.
Если поумничать, то атмосферное давление от высоты падает. Если совсем грубо, то примерно на 10% на каждый км. Вместе с ним падает и парциальное давление. То есть в абсолютном значении количество атомов кислорода также уменьшается. Примерно на 10% на каждую тысячу метров н.у.м.

Сегодняшние очереди впечатляют
Сходите на Эльбрус когда там никого не бывает
Иные ощущения

На Эльбрусе, наверное, круглый год полно народу. Летом - пешеходы, зимой - лыжники.
Можно, конечно, с другой стороны, кроме юга, карабкаться. Может, так оно было бы даже и лучше, чем пить воду с соляркой из ручьёв и нюхать выхлопные газы ратраков и снегоходов на подъёме.

С севера сходите. Не пожалеете. Там по-другому.

Спасибо за рассказ! Занятно изложено, особенно в сравнении с так называемыми "безгидовскими", самодеятельными восхождениями на Эльбрус, которые традиционно совершал со своими друзьями по окончании горных походов. Полагались на свою интуицию и на не всегда подтверждавшиеся прогнозы погоды. Около десятка раз приходилось возвращаться с седловины и примерно столько же раз удача улыбалась нам, как она улыбнулась и вашей группе.

Покорность? Горы покорными не бывают, наверное будет правильнее говорить о том, что они иногда позволяют людям подняться на них. Вот как-то так выходит, что мы считаем их одушевлёнными существами... Пусть даже кому-то это кажется мистикой.

С горой и улыбок удачи в будущем!

Спасибо.
Да, у Эльбруса просили, чтоб пустил.
У Маши это первый опыт восхождения на Эльбрус. У меня второй. В первый раз Эльбрус как раз не пустил. Видимо, плохо просил :)

C горой!

Нельзя ли уточнить в какой Европе, что находится.
В которой Европе - Эльбрус, а в которой - Монблан.
Вот ваша цитата: Эльбрус – высочайшая вершина Европы и России. Ее высота 5642м. Для сравнения – высочайшая вершина Европы, Монблан, находится в Альпах, а высота ее составляет 4810м.

Ай, опять недосмотрел... Непонятно получается...
Есть две версии определения границ Европы.
По одной из них Эльбрус находится в Европе, а по другой - в Азии.
Поэтому и высших точек - две. Эльбрус и Монблан (или Монте Бьянко - кому как больше нравится).

1. Давление воздуха и парциальное давление кислорода с высотой уменьшаются не линейно а экспоненциально. Поэтому, На Эвересте будет не 10% от уровня моря а значительно больше. Но, всё равно будет меньше чем нужно нормальному человеку. Даже акклиматизированному.
2. Если захотите продолжать ходить в горы - сильно советую пройти курс обучения, и не однодневного как у вас, а полноценного, хотя бы двухнедельного. Тогда ваши шансы остаться живыми в таких приключенческих восхождениях - сильно повысятся. На этот раз вам повезло, очень.

Очень хочется пройти курс обучения. И не однодневного, а полноценного.
Проблема в том, что мы живем в очень плоском районе - в Белгороде.
Я не нашел ни одного альпклуба или секции в радиусе ну хотя бы 200 км.
Поиски привели к скалолазам.
Попробовал.. Ну не моё это по фанерным стенам лазать в кедах размера на 3 меньше, чем мне удобно.
Я спросил, можно ли к ним прийти с кошками и ледорубом, посмотрели на меня косо и сказали что лучше не надо.
Если подскажете путь получения теоретических знаний и практического опыта, буду благодарен. То, чем сейчас владею - со школы: турслеты, ориентирование и т.п. Ну и Крым-Кавказ - наше всё.

Если в Белгороде нет нет ни секции ни клуба - тогда на Школы.
Есть разные, в зависимости от потребностей и характера.
Например,
- в УВК "Горец" - минимум теории и тренировочных занятий, максимум - на маршруте,
- в Горной Школе "Категория трудности" - наоборот (для новичков, разумеется)
Есть и другие, но эти - наиболее демократичные по ценам без потерь в качестве. Знаю, потому что и бывал там и знаком с их руководителями.
Сразу предупреждаю: учёба в любой из Школ - не освобождает от тренировок по месту жительства. Хотя бы, по физподготовке.
Ссылки давать не буду. Если действительно интересно - найдёте сами, даже хотя бы здесь, на РИСКе. Здесь же и много отзывов в виде рассказов. Ругань - лучше не читайте, это здесь так модно. Если будут детальные вопросы - пишите в личку, отвечу как смогу.
Удачи.

можно ли к ним прийти с кошками и ледорубом, посмотрели на меня косо и сказали что лучше не надо.-я бы тоже косо посмотрел=)))
Можно еще к дайверам с таким же успехом!)) Шучу!

С Горой!! Внимательнее в Горах,удачи!

А еще можно написать- "как я первый раз съездил в Турцию"

2 listopad2000.
Зря вы. Человек искренне поделился пережитым. Как умеет.
Сами же не являетесь идеальным во всех сферах деятельности? Или я ошибся ))))?

С горой!
Раньше выходили на Гору с 1 до 6 утра. Теперь в 11 вечера.

Это, наверное, смотря откуда выходить. Мы были прямо над бочками на Гара-баши.
Группа была очень разношерстная. Вышли около пол-двенадцатого. Часть поехали полутора часами позже на ратраке. Перед косой полкой на брошенном ратраке мы догнали тех, кто доехал до верха скал Пастухова и разбились на 3 группы. С 4-мя инструкторами. Мы попали в первую группу и около 9 утра были на вершине. 3-я группа была на вершине чуть за полдень, примерно в пол-первого.

Для меня не понятно почему это восхождение относится к разделу "горный туризм"? это "альпинизм", возможно коммерческий. А вот если бы группа прошла вначале от Хурзука до перевала Фрунзе, затем совершив ТССЭ (траверс северных склонов Эльбруса) от Фрунзе до Приюта Одиннадцати, ну и вконце завершая путешествие взойти на Эльбрус - такое путешествие можно было бы назвать горным туризмом. А так приехали акклиматизировались, поели, попили пива и сходили на вершину.

Я ничего против не имею восходителей, коммерческих восходителей, просто нужно называть все своими именами, ну и лишь бы все живые и мусора по-меньше на горе!

Я-то, могу и поменять категорию, если Вы настаиваете :)
Как по мне, то альпинизма там было не много. Коммерческий - тоже громко сказано.
Еду готовили сами по очереди, спали в палатках, в том числе и на Гара-баши.
Да, были в группе опытные товарищи, которых называли гидами или инструкторами. Были с нами и коммерческие, которые на Гара-баши в вагончике жили и таскать общие баулы и готовить еду отказались.
Вот, прокачаемся до альпинизма, тогда и будем с женой туда писать :)

То чем вы занимаетесь и есть альпинизм. Есть гора, взошли на вершину и назад. Горный туризм - это не только поспать в палатке, это маршрут в первую очередь, переноска грузов на расстояние из точка из точки А в точку Б, желательно по горам, через вершины и перевалы.