Хрустальный пик-2017. Восхождение года. Сабах
Последние в нашем списке, но не последние в сердце. Мы заканчиваем представлять вам номинантов премии "Хрустальный пик".
Константин Маркевич, Дмитрий Скотников и Александр Парфёнов в этом году попали в число номинантов дважды с разными маршрутами. Восхождение на Сабах они совершили ещё прошлой зимой. Так что давайте вспомним, как это было!
Красная линия - маршрут команды
Информация о маршруте
Пик Сабах (5300 м), директ северной стены по снежно-ледовой лопате и ледовым ручейкам, 6А;
Район: Гиссаро–Алай, Туркестанский хребет, Ущелье Ашат;
Характер маршрута – комбинированный;
Перепад высот маршрута – 1600 м; протяженность всего маршрута – 2100 м; основной стенной части (R20–R39) – 925 м; протяженность участков V-VI к. сл. – 850 м; средняя крутизна маршрута (бергшрунд–гребень) – 68⁰; стенной части (R20 – R39) – 78⁰; средняя крутизна участка R20–R30 – 84⁰.
Ходовых часов команды: 52 часа; 4,5 дня до вершины; 17 часов; 1,5 дня спуск;
Выход на маршрут – 10 января в 7:00;
Выход на гребень – 14 января в 15:45;
Выход на вершину – 14 января в 16:00;
Спуск в платформу на R32 – 14 января в 19:00;
Спуск на ледник – 15 января в 22:00.
Ночёвки: 5 в платформе на стене
Команда:
Константин Маркевич
Дмитрий Скотников
Александр Парфенов
О восхождении на Риск.ру:
Сабах зимой
На вопросы Риск.ру отвечает команда
- Почему вас так манит в этот район? Раз за разом? Ашатская стена заколдованная что ли?
Дима: Почему поехали первый раз в Ашат и в итоге залезли на Сварог, мы уже писали. Дальше была попытка на Сабах зимой (ну нравится нам зимний альпинизм). Ну а раз уж остался должок, то и есть повод поехать еще раз, тем более что дорожка проторена и районов для сложных зимних первопроходов в относительной доступности не так много.
Александр: А я первый раз побывал в этом районе. Хотя много раз слышал о нём. Это мощный технический район с большим потенциалом для первопроходов, а значит и для самовыражения как альпиниста.
- Этот район переживает своего рода ренессанс. Это в стиле «все побежали и я побежал» или есть и объективные предпосылки?
Дима: У района большой потенциал сложных, логичных и красивых линий, он не так захожен, заброска туда по трудности сравнима с Ляйляком и Каравшином, в которых гораздо меньше вариантов для новых маршрутов.
Александр: Я думаю, ренессанс переживает не только район, но и российский альпинизм (надеюсь!), а значит появляется интерес не только к соревновательному альпинизму, который у нас усиленно пропагандируется, но и к серьезным экспедиционным районам, некогда забытым в силу духа времени.
- Вы в последние годы удачно выступаете – выбираете интересные цели, делаете красивые маршруты. Как вам это удаётся? В чём ваш секрет?
Дима: Думаю, что хорошая схоженность в команде и творческий подход к выбору цели способствует успеху. Ну и некий авантюризм присутствует.
Александр: У Кости с Диманом уже сформировавшаяся команда, свой стиль. А я только учусь! Стараюсь перенимать всё лучшее у тех, с кем удаётся походить в горах.
- По какому принципу вы выбираете будущую нитку маршрута? Каким важным для вас критериям должен отвечать будущий маршрут? Насколько в этот раз удалось придерживаться первоначального плана?
Дима: Зимой хочется полазать хорошего микста и льда, поменьше ито. В этот раз в принципе всё пошло по первоначальному плану и задумке, исключая пару веревок, где лёд не особо держался на скале, и пришлось встать в крюконоги. Критериев выбора будущей нитки несколько: логичность, без блужданий по горе, самостоятельность, максимально лазанием и желательно сразу на вершину.
Константин: После восхождения на Сварог мы с Димой как-то слово за слово решили, что нужно залезть на Сабах зимой. А если зимой, то нужно лезть лёд, мы наметили несколько ниток и в марте 2015 года предприняли первую попытку. Fast and light сработал только до половины маршрута, дальше мы спустились из-за непогоды. А была бы погода… тоже спустились бы... Без платформы там делать нечего. В этот раз мы подошли к вопросу более основательно.
Маршрут, как и задумывался, получился практически полностью снежно-ледовым. Из 40 верёвок по скалам в общей сложности только две.
- Вообще, как с годами менялось и меняется ваше представление об идеальном маршруте? Этот маршрут – идеальный?
Дима: С точки зрения зимнего альпинизма можно сказать, что да, маршрут идеальный. Достаточно высокая гора, логичная, сразу бросающаяся в глаза линия, много крутого льда. Ну а вообще идеальный маршрут, это тот, который мы еще сходим!
Александр: Было время, когда я ходил только те маршруты, которые мог пролезть лазанием. Поэтому я лазил много льда, на скорость. Мне до сих пор нравится «бегать» лёд. Потом съездил на Школу ИТО к красноярцам, и это надолго определило мой стиль: я почувствовал в себе талант и интерес к ИТО. В прошлом году мне удалось на Кызыл-Аскере пролезть пару веревок микста, понравилось! Но я не сноб, я ничего не выделяю, ни от чего не отказываюсь. Но всё-таки каких-то понятий о чистоте и красоте стиля придерживаюсь. Да, этот маршрут близок к идеалу в моем сегодняшнем представлении. Что очень важно, это маршрут «под команду». Не имея определенных технических навыков его не пройти, даже не ограничивая себя во времени.
- Какое название дали линии?
Дима: Мы не особо заморачиваемся в специфических названиях наших маршрутов, но если бы я называл, то было бы что то типа: «Минус кошка», так как Саня потерял кошку ещё в начале, и это было весело. Хотя там ещё и реактор, и go pro тоже «минус»!
- На Сабах лучше лезть зимой, чем летом? Насколько объективно/субъективно опасен ваш маршрут в разных условиях?
Дима:Думаю, что наш маршрут не нужно лезть летом, т.к. снежная «лопата» в нижней части маршрута летом будет опасна вдвойне. Ну и льда после лопаты летом точно не будет. Так что это уже будет другой маршрут.
Константин: Летом этого маршрута точно не существует, а зимой как повезет. В 2015 году в средней части стены в этом месте льда не просматривалось...
Александр: Зимой это тоненькая корка льда, летом она стаивает. Даже если соблюсти нитку маршрута, это будет совершенно другое восхождение… Маршрут зимой достаточно безопасен, чтобы его можно было рекомендовать!
Константин: Что касается безопасности и сложности маршрута, процитирую Сашу: «Ледовая сосулька, она же сопля, она же натечный лёд сложностью WI 6-7, практически везде вертикальная или даже чуть нависающая. Лёд "выполаживался" местами, примерно раз в верёвку, до состояния 75 °. А потом он снова "вставал", натекая на элементы скального рельефа. Местами толщина корки льда была 2,5-3 см и настолько же лёд отстоял от скалы. Если бур, разогнавшись, упирался в скалу, корка льда в этом месте вспучивалась. Серьёзно влияло на скорость отсутствие нормальной страховки на многих участках. Если на первых трёх верёвках стены можно было страховаться за скалу рядом с сосулькой, то выше рельеф стал монолитным (фактически плиты, залитые льдом), в основном шли 10-13 см буры, редко 17 см. Постоянное напряжение. В самом пикантном месте Костя забил шлямбур, но это когда совсем стало невмоготу: 90 °, уже метров 10 нет страховки, ледовая корка 3 см, под ней плита, а тут она становится ещё тоньше, лёд под ногами полностью откалывается от скалы…»
- Вообще, тяжёлое вышло восхождение или всё прошло штатно?
Дима: Скажем так, штатно тяжело. Думали, что залезем побыстрее, но планов заскочить за 2 дня, как в прошлый раз, уже не было, так что были морально и материально готовы к длительному пребыванию на горе. Экстремально низких температур и сильной непогоды не было, всё в пределах разумного.
Александр: И да и нет. Я думаю, каждый на этом восхождении расширил границы возможного для себя, и в то же время ничего критического, ничего «на грани фола» с нами не происходило. Да и с погодой, в общем-то, повезло. Но это зима, пятитысячник, и на маршруте были сложные участки льда, так что не расслаблялись, не Турция!
- Долгими зимними вечерами на ночёвках чем занимались? Только «хлеб» или «зрелища» тоже были? Что брали наверх в качестве моральной поддержки? Книжки читали?
Дима: На ночёвку вставали уже по тёмному, слушали киргизское радио, ели и спать ложились. Сил на «зрелища» уже не хватало. Вот утром подъём и подготовка к дальнейшему движению – это действительно весело и бодро!
Александр: Радио слушали прямо по рации. Это создавало настроение: Новый год, всё-таки, были мелодии из «Иронии судьбы» и ещё чего-то там давно знакомого. Книжку читать как-то не хотелось: холодно, да и устали…
- Насколько тяжело в российских реалиях организовать такую экспедицию? Вообще экспедицию? Или экспедиции в духе «с голой ж… на большую стену» снова скоро войдут в моду?
Дима:Район не столь отдалён от цивилизации, да и Киргизия не самая дорогая страна, так что экспедиция не особо напрягла с финансовой точки зрения, а времени из города в город мы затратили 17 дней, так что вполне по силам большинству ходящих альпинистов. Вот выехать в Гималаи или Патагонную – это гораздо более напряжное мероприятие. Хотя везде можно достаточно неплохо экономить, главное разузнать всё заранее и не наступать на стандартные грабли.
Александр: Это скорее особенность района: идти 1,5 суток и подъезды хорошие. А вот в следующий год, думаю, будет и стена и голая ж..па на ней, уже начал копить! Сейчас время огромных возможностей, доступен весь мир: едь не хочу! А наличие средств на такие мероприятия, отчасти, дело самоорганизации: как ты выстроишь свои приоритеты. Но, конечно, сибирякам в этом плане сложнее, потому что уровень зарплат ниже, чем в центре, а хотелось бы всё же заниматься любимым делом (авиация), а не подаваться в бизнес в погоне за длинным рублём. У нас здесь зачастую случается ситуация, когда есть сильный спортсмен, но нет под него горы, потому что нет денег.
- Вам самим приходится часто ужиматься и идти на компромиссы в сторону удушения своих потребностей?
Дима: Ну, всё по стандарту: не самый дорогой отель и перелёт, минимальные промежутки между самолётом и горой, ну и без излишеств на отдыхе.
Александр: Ужиматься. Для меня на данном этапе развития стоит вопрос, скорее, времени нежели денег. Один отпуск в году .Остальные выезды правдами и неправдами. Вот здесь настоящая игра на грани фола!
- Что происходит, на ваш взгляд, в российском альпинизме? Чего нам ждать в ближайшие годы?
Дима: Хотелось бы побольше серьёзных первопроходов или первовосхождений в неосвоенных горных районах. Лучше сходить что-нибудь чуть проще, но нехоженое и в непопулярном районе. Думаю, что всё больше людей будут стремиться к чистому стилю, это сейчас в тренде.
- Вы видите в себе потенциал для чего-то большего?
Дима: Конечно, вижу, есть много потенциальных целей и районов, куда хочется сходить. Летом мы впервые посетили Каракорум, и планируем развиваться в этом направлении.
Александр: Где-то спад, где-то стагнация, где-то прорыв, короче, «Жизнь. Всё что не убивает, делает меня сильнее». С каждым таким маршрутом в горах мы становимся сильнее технически, морально, переходим на следующую ступень мастерства. Главное, чтобы было желание ходить в горы, сильное как страсть!
- Вы много внимания последние годы уделяли Ашатской стене. Сравните её с массивом Транго.
Константин: Я бы сказал, что рельеф на безымянной башне Транго похож на рельеф на Свароге. Всё достаточно монолитно, круто, и там и там почти нет «Крыши».
Из отчёта:
Идея пройти новый зимний маршрут на п. Сабах возникла у нас в 2014 году во время
акклиматизационного выхода на п.Сочи перед восхождением на п. Сварог. Просматривалось
множество потенциальных зимних маршрутов, да и на тот момент еще не было ни одного успешного
зимнего восхождения на Ашатскую стену, что, безусловно, добавляло интереса. Первая наша попытка была в начале марта 2015 года. Тогда мы (Маркевич и Скотников) пробовали пройти стену в двойке налегке, без платформы, но, пройдя за день всю лопату, были вынуждены спуститься из-за очень плохой погоды. За это время был еще ряд попыток зимних восхождений, но все они оказывались неудачными по тем или иным причинам.
Краткое описание восхождения
Главная идея маршрута - попытаться максимально пройти по льду с минимумом ИТО (90 %
маршрута идёт по льду), сделать директ основного бастиона, с выходом прямо на вершину.
Маршрут начинается со снежного склона, который после преодоления бергшрундов и небольшого
скального пояса выводит на снежно-ледовую лопату, крутизной около 60°. Прохождение
снежно-ледовой лопаты затруднялось высокой лавиноопасностью склона на некоторых участках,
невозможностью в течение нескольких веревок организовать страховку на ледобурах и глубоким
снегом на выполаживаниях. Для прохождения таких участков приходилось наращивать страхованную
веревку до 150 метров, чтобы организовать страховку на ледобурах.
Лопата подходит под основную стену, по которой течет ледовая речка. От верха лопаты до низа
речки 2 комбинированные веревки. Ледовая речка сложностью WI 6-7, практически везде
вертикальная или даже чуть нависающая. Лёд «выполаживается» местами, примерно раз в верёвку,
до состояния 75°. А потом снова «встает», натекая на элементы скального рельефа. Местами толщина корки льда была около 3 см и настолько же лёд отстоял от скалы. Если бур, разогнавшись, упирался в скалу, корка льда в этом месте вспучивалась. Серьёзно влияло на скорость отсутствие нормальной страховки на многих участках. Если на первых двух верёвках стены можно было страховаться за скалу рядом с сосулькой, то выше рельеф стал монолитным (фактически плиты, залитые льдом), в основном шли 10-13 см буры, редко 17 см. В верхней части сосулька, становится помонолитнее, почти везде закручиваются 17-сантиметровые буры. Речка выводит в снежно - ледовую чашу, по ней под вершинную башню.
Вершинная башня представляет собой 70-80 градусный скальный пояс, длиной в 6 веревок со
сложным рельефом: нагромождение внутренних углов, карнизов, скальных плит. Вершинная башня
пройдена по ледовому ручейку, начинающемуся в 1,5 веревках от верха снежно-ледовой чаши.
Ручеек выводит на гребень в 60 метрах от вершины.
Маршрут был пройден в капсульном стиле, все ночевки в висе, в платформе. Стенная часть с тонким
натечным льдом пройдена на ледовых фифах, остальные участки с ледовыми инструментами. Для
страховки лидера на всех участках применялась двойная веревка. Третий жумарил с баулом и
параллельно вытягивал платформу через блок-зажим закрепленный на платформе.
На участках R0-R16 лидировал Парфенов Александр
На участках R20-R31 лидировал Маркевич Константин
На участках R16-R20 и R31-R39 лидировал Скотников Дмитрий
Схема UIAA
Описание маршрута по участкам
R0-R4. Снежный склон. На участках R1-R2 и R3-R4 бергшрунды, проходятся по снежным мостам, затем
лазанием через чуть нависающие стенки разрывов. На участке R0-R4 невозможно организовать
страховку и станции, из-за большой глубины снега. Движение попеременное, пункты приема на
вытоптанных в снегу площадках. Станция R4 у основания скальной стенки на якорях. (300м, 30-45 град. III-IV).
R4-R5. Скальная стенка, залитая льдом (10м, 70 град. V). Затем плиты (40 м, 50 град. IV). Участок
проходится лазанием с инструментами, страховка якорными крючьями, станция на скальном выступе
на якорях.
R5-R6. Снежный склон, участок проходится без промежуточных точек страховки, станция под
нависающим слева скальным выступом на якорях. (50м, 50 град. III).
R6-R7. Снежный склон, страховка якорями за скальные выступы (40м, 60 град. III). в конце участка-
внутренний угол, залитый натечным льдом, проходится лазанием с инструментами. Станция на
якорях. (10м, 60 град. IV).
R7-R8. Снежный склон, проходится без промежуточных точек страховки, станция на якорях под
нависающей скальной плитой слева. (50м, 60 град. III).
R8-R12. Снежный склон, снега местами по пояс, лавиноопасно. Проходим с попеременной
страховкой, пункты приема на вытоптанных и утрамбованных в снегу площадках. Страховку на
ледобурах организовать невозможно. Движемся по одной линии вверх, стараясь не подрезать склон.
На R12 станция на ледобурах. (200м, 60 град. III)
R12-R14. Ледовый склон, крутизна постепенно нарастает. Участок проходится попеременно, с
применением перил. Станции и промежуточные точки на ледобурах. (100м, 60-70 град. IV-V).
R14-R16. Ледовый склон, крутизна постепенно нарастает. Участок проходится попеременно, с
применением перил. Станции и промежуточные точки на ледобурах. (90м, 70-75 град. V). В конце
участка ледовая стенка (10м, 90 град. VI). На R16 ночевка.
R16-R19. Снежный склон, снега местами по пояс, лавиноопасно. Наращиваем веревку на весь участок.
R16-R19, чтобы выпустить лидера с надежной станции на бурах на 150м. до бергшрунда на R19.
Станция в бергшрунде на бурах. (150м, 60 град. III).
R19-R20. Снежный склон (50м, 55-60 град. III). Станция под скалами на ледобурах.
R20-R21. От станции вверх по льду, справа от скальной плиты до снежно - ледовой полки (5м, 80 град. V). По полке влево в обход скальной плиты до системы отколов залитых льдом (25м, 60 град. IV). Вверх по ледовой нашлепке (10м, 85 град. VI), затем переход вправо на систему отколов, по ним вправо вверх лазанием (10м, 85 град. V). Станция на якорях.
R21-R22. Одна из ключевых веревок маршрута. Сначала по отколам лазанием вправо, в основание
внутреннего угла (5 м 85 град. V), затем по внутреннему углу вверх, (7м, 90 град. А2-А3, VI). Внутренний угол заканчивается карнизом, здесь переход налево на плиту, залитую тонким слоем льда. Далее 20 метров влево вверх по ледовой корке толщиной 3-4 см, местами отстоящей от плиты. (20м, 90 град. WI7, VI). Отвесная стена, покрытая ледовой коркой упирается в карниз с вылетом полтора метра с трещиной под средние френды и короба (1,5 м, 120 град. ИТО А2, VI). За карнизом плита с трещиной под мелкие френды. По щели 5 метров вверх (5м, 80 град. А2, VI), затем маятник в залитый льдом внутренний угол, по углу вверх (10м, 75 град. WI5, VI) в 10 метрах станция на скальном рельефе +1 анкерный болт 8x60мм. Здесь вторая ночевка.
R22-R23. Система внутренних углов, залитых льдом. Передвижение на ледовых фифах и ИТО,
страховка на френдах и якорях в расчищенные трещины. (40м, 75 град. A2, VI) Внутренний угол
выводит на плиты, залитые льдом, здесь начало ледовой речки (10м, 75 град. WI5, VI). Станция на
ледобурах.
R23-R24. По ледовой речке вверх, толщина льда не более 10 см, страховка на коротких ледобурах
(25м, 85 град. WI5, VI), на второй части участка речка натекает на скальный лоб, толщина льда 3 см,
кое-где лед отстоит от скалы. Движение на ледовых фифах, после прохождения лед под ногами
полностью откалывается. Для страховки за несколько метров до станции забили шлямбур 8х40. (25м,
85-95 град. WI7, VI). Это второй ключевой участок маршрута. Станция на ледобурах на небольшом
выполаживании.
R24-R28. По ледовой речке вверх. Средняя крутизна 80-85 градусов, местами, где лед натекает на
скальные лбы, крутизна доходит до 95 градусов, как правило в этих местах лед становится тоньше, до 3-5 см. Страховка на R24-R28 достаточно ненадежная 10-и сантиметровые ледобуры и 17-и
сантиметровые ледобуры, закрученные не до конца. (190м, 80-95 град. WI6, VI). Все станции на
ледобурах. На R26 ночевка.
R28-R30. Перед выходом в чашу ледовая речка становится круче 90-95 градусов. Периодически 17-и
сантиметровые буры закручиваются не до конца, но в целом страховка лучше, чем на предыдущих
участках. Станции на ледобурах. Станция R30 через 10 метров после выхода в чашу. (90м, 90-95 град. WI5, VI; 10м, 65-70 град. IV)
R30-R33. По снежно - ледовой чаше, забирая влево. R30-R31 - ледовый склон, станция R31 на
ледобурах. Участок R31-R33 проходится с наращиванием веревки до 100 метров, т.к. из-за глубокого
снега невозможно организовать станцию и страховку. (150м, 65 град. IV).
R33-R34. От ночевки, обходя большой камень, на котором установлена платформа, справа по
внутреннему углу (5м; 70 гр; V) выходим на плиту, залитую льдом - микстовый участок. По плите
придерживаясь правой стороны (обходя большой откол справа), подходим под основание большого
вертикального камина, залитого льдом. Станция на френдах и якорных крючьях в основании камина.
(40м, 65 град. V)
R34-R35. Вертикальный камин, залитый льдом проходится лазанием с инструментами и ИТО А2 (25м,
90-95 град. А2, М6, VI), затем покрытая натечным льдом плита, станция на якорях и френдах в
расчищенные трещины. (25м, 75 град. M5, VI)
R35-R37. По ледовой речке, текушей по узкому скальному желобу 75-80 град., правее основного
кулуара, т.к. он заканчивается снежными карнизами на гребне. В верхней части желоб выводит на
правый борт кулуара. Местами, где лед натекает на скальные лбы угол доходит до 90 град. Страховка
на коротких бурах, френдах и якорях. Станция R37 в желобе под скальным написанием на ледобурах.
(100м, 75-90 град. M5, VI)
R37-R38. Между снежным грибом и стенкой (20м, 85 град, M5) по узкому желобу выходим на ледовый
склон и держимся его левой стороны. (30м, 65 град. V)
R38-R39. Ледовый склон, выводящий на вершинный гребень (30м, 65-70 град. IV)
R39-R40. Пешеходный гребень до вершины без набора. (60м, 0 град. I)
Фото © архив команды
Интервью подготовила Елена Дмитренко
Номинанты Хрустального пика!
Оставайтесь с нами!
Готовьтесь голосовать!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр: Black Diamond
Партнёр номинации «Восхождение года»: компания Альпиндустрия