Хрустальный пик-2017. Восхождение года. Транго Неймлес
Мы уже близки к финишу. Осталось представить вам всего трёх номинантов!
И начинает этот отсчёт до голосования команда москвичей со своим этюдом на стене Безымянной башни Транго в Пакистане!
Информация о маршруте
Безымянная Башня Транго (Trango Nameless, 6239 м), по центру Юго-Западной стены / Claire De Lune (1999 г.), комбинация маршрутов;
Район восхождения: Каракорум. Пакистан;
Характер маршрута – комбинированный;
Перепад высот маршрута – 1290 м; протяженность маршрута – 1620 м, протяженность участков V–VI к.сл. – 1165 м; средняя крутизна маршрута – 75⁰; средняя крутизна участка R17–R24 – 89⁰;
Использовано точек (через дефис для страховки, для ИТО, оставлено на маршруте*1):
- Якорные крючья – 105 - 57 - 4
- Закладки, Френды – 146 - 180 - 0
- Шлямбурные крючья – 27 - 3 - 21
- Скайхуки – 0 - 34 - 0
- Всего – 278 - 274 - 20
*1 – 12 шлямбуров, 4 якорных крюка для оборудования дюльферных станций
Ходовых часов команды: 56 (6,5 дней) до вершины и 13 часов (1,5 дня) спуск;
Выход на маршрут – 15 июля в 8:00
Выход на вершину – 21 июля в 14:00
Спуск в платформу на R20 – 21 июля в 19:30
Спуск с маршрута – 22 июля в 16:00
Команда:
Константин Маркевич
Дмитрий Скотников
Алексей Курочкин
О восхождении на Риске:
Новый маршрут на Безымянную башню ТрангоХроника экспедиции
На вопросы Риск.ру отвечает Алексей Курочкин
- В Пакистане большой или очень большой выбор вершин, куда можно податься. А Неймлесс с первого взгляда не кажется горой, на стенах которой ещё осталось свободное место. Так почему она?
Когда обсуждали, куда лезть, исходили из безопасности, сроков поездки и красоты горы! Стеновое восхождение (первопроход) на Большую башню Транго заняло бы больше двух недель. Ули-Бьяхо выглядит объективно небезопасной. До Шиптона ещё надо дойти, чтобы разглядеть линию под новый маршрут! Безымянная башня (Nameless Trango) — самая привлекательная и дружелюбная.
- Расскажи в нескольких словах о маршруте, который у вас получился? У него есть своя изюминка?
Конечно, есть! У нашего маршрута самый короткий подход от базового лагеря! Если серьёзно, маршрут с самого низа южной стены как-то напрашивался. Ведь эта сторона горы чаще всего бывает на фотографиях, а линии там не было. Кроме того, у нас получился ещё и самый длинный маршрут на Безымянную Башню. Ну и 2 веревки ИТО А4!
- Как оцениваешь трудность линии? Если говорить неформально, а не в численных величинах.
Я бы сказал, что было сложно, но не перебор. Порадовало, что рельеф вносил разнообразие. Долбёжки было не много. А южная экспозиция дала возможность полазать в скальных туфлях.
- Как думаешь, кто-нибудь стал бы повторять вашу линию? Или судьба большинства новых комбинаций и маршрутах в больших горах – разовое прохождение?
Хоть линия и не прямая, но по рельефу маршрут получился очень логичным. Забуриться куда-то не туда невозможно. Начало маршрута — от подножия стены. Все станции – надёга. Рельеф — 95% монолитный. Самая протяженная линия на горе. Нет необходимости тащить воду более чем на 2 дня. При хорошей погоде, с учетом вышеперечисленного, второе прохождение может занять сильно меньше времени. В общем, я бы его рекомендовал, а уж захотят ли люди лезть существующий маршрут или будут прокладывать свой путь на вершину — это каждый сам решает.
- Какую тактику и стратегию вы выбрали для восхождения? Как действовали на горе?
Особенной тактики не было. Использовали две веревки, и для лидера, и для жумарящих. Где позволял рельеф, лезли свободным лазанием. Кошки и инструменты были только у того, кто ими умеет пользоваться. Ночёвки все в платформе.
- Вы прошли именно ту нитку, которую планировали или пришлось по ходу вносить коррективы? Вы хотели более самостоятельный маршрут?
Хотели вершинный бастион пройти по правой части огромного серого скола. Но на деле рельеф оказался совершенно глухой. Вышло бы минимум две верёвки дырочек в 40 метрах от логичной щели Швейцарского маршрута. Лучше пролезть по чужой линии, чем создавать рядом свою искусственную.
- Много снаряжения/воды/провианта брали с собой? Облегчались? Была задача пройти гору быстро?
На старте воды брали на 3 дня. По снаряжению экономили, но умерено. Еда вся сублимированная. Была задача залезть клёвый маршрут на красивую гору в новом для нас районе.
- Оставили ли на стене какое-либо железо?
Что-то оставляли, конечно. В нижнем кулуаре несколько шлямбуров набили, т.к. там рельеф разрушенный.
- Какие впечатления оставила после себя эта гора?
Положительные. Спустя время забываются сложные или неприятные моменты. Выживания не было, было в удовольствие.
- Острые моменты на горе были?
Острым моментом была острая грань, которая хотела попилить мою перильную веревку.
- Как справляетесь в команде с минутными слабостями или страхом?
Немножко поплачем и успокоимся…
Описание района, подходов, вершины (из отчёта команды)
Все вершины Транго входят в состав хребта Балторо Музтаг (Baltoro Muztagh). Хребет с трёх сторон окружён ледниками: Транго (Trango Glacier) с запада, Балторо с юга и Дунг (Dunge Glacier) с востока.
В группу Транго входят: Большая башня Транго (Great Trango), Безымянная Башня (Nameless Tower),Транго Монах (Trango Monk), Малое Транго (Little Trango), Транго II, Транго Ри (Trango Ri), Замок (Castlе Trango). Почти все они высотой больше 6000 метров.
Первое восхождение на Безымянную Башню было совершено в 1976 году командой английских
альпинистов под руководством Джо Брауна (Joe Brown) в составе: Mo Anthoine, Martin Boysen,
Malcolm Howells. Они проложили маршрут по Западной стене. Российские альпинисты появились
под стенами этой горы только летом 2011 года. Было совершено три восхождения. Две двойки
альпинистов сходили в альпийском стиле по Западной стене: связка Башкирцев-Веретенин (Иркутск) пролезла комбинацию британского и испанского маршрута, связка Савельев-Козлов (Москва) прошла словенский маршрут. Вторая московская команда под руководством Виктора Володина проложила новый маршрут по Северо-Западной стене. Всего на данный момент на Безымянную башню Транго проложено около 15 маршрутов.
4 июля 2017 наша команда прилетела в столицу Пакистана – Исламабад. В тот же день выехали на микроавтобусе в небольшой городок Скарду. Он находится в северной области страны в Балтистане. Дорога до туда занимает два дня с ночевкой в Чиласе (Сhilas). Далее на внедорожниках еще за один день доехали до посёлка Асколе (Askole). Присутствуют опасные участки, за день до нашего возвращения из Асколе, сполз осыпной участок склона, к сожалению вместе с автомобилем, обрушившись в реку. От Асколе передвижение было уже пешеходным. Весь основной груз несли мулы и пакистанские носильщики – портеры. Трекинг до Базового лагеря Транго занимает 3 дня. По пути было два ночёвки в кемпингах Юла (Jula) и Паю (Paiju). В среднем по времени дневной переход составлял 7-8 часов. Выше Паю тропа перешла на морены и льды ледника Балторо. Общая длина ледника составляет 62 км. В его нижней части поворот в боковое ответвление – ледник Транго. Здесь располагается группа вершин Транго и соответственно цель экспедиции – Безымянная Башня Транго (Nameless Tower). В итоге путь от Исламабада до Базового лагеря составил 6 дней. Выброска из района занимает столько же времени...
Базовый лагерь под Транго расположен в боковом кармане морены на берегу небольшого озера. Высота Базового лагеря 4000-4100 м. В районе базового лагеря есть некоторое количество линий под трэд лазание со спусковыми станциями, в том числе и много-веревочные.
Подход под стену Безымянной Башни идёт по узкому крутому ущелью-цирку, образованному
вершинами Транго Ри, Монах, Малой и Большой Башней Транго. Ночевка под маршрутом
расположена под большим камнем в верхней левой части ущелья у осыпных отрогов Транго Ри.
Здесь есть места под 2-3 палатки. Высота ночёвок около 4800 м. Подход от Базового лагеря у озера 2-4 часа. Подход от ночевок до начала маршрута около часа.
Погода в районе в целом была благоприятной практически все время. Осадки были не очень
часто и не очень продолжительными. Температура в БЛ днём была около +25, ночью около +5. На
маршруте в ясную погоду около +10…+15 в непогоду до -10…-15.
Перед восхождением команда совершила акклиматизационный выход на перемычку между
Безымянной Башней Транго и Транго Ри. На самой перемычке ночевок не оказалось, поэтому
пришлось подняться чуть выше на Транго Ри до высоты около 5400.
Описание маршрута (из отчёта)
Маршрут проходит по центру Юго-Западной стены. Нижний бастион проходится сначала по серии наклонных полок и щелей протяженностью 5 веревок, затем траверсом под огромным серым сколом влево к системе внутренних углов, выводящих на полку. Сюда же выводит маршрут первопроходцев по большому кулуару. От полки 6 веревок под основной бастион по плите, с трещинами и промоинами. Основной бастион – 7 веревок, крутизной 85-95 градусов, проходится по ярко выраженной системе трещин и внутренних углов. Крыша – 5 веревок сравнительно простого рельефа, однако здесь необходимы кошки и ледовые инструменты.
Участки R0-R11 – Первопрохождение. 650 метров. Максимальная сложность – VI, ИТО А4. На
станции R11 наш маршрут сходится со Швейцарским маршрутом 1999 года «Claire de Lune». (VI, 5.10d A3, 1230m, Gabriel Besson, Claude-Alain Gaillan, David Maret, Frederic Roux (Swiss), 1999, approximately 900-1000m of the route was new, eight days snat on the wall (two fixed camps with portaledges), )
Эта линия показалась нам наиболее логичной и интересной, и мы отказались от идеи лезть свою, полностью независимую линию, хотя такая идея изначально была.
На данный момент комбинация нашего маршрута со Швейцарским - наиболее протяженная
линия на Безымянную башню Транго.
Маршрут пройден в альпийском стиле, все ночёвки в висе, в платформе. Для страховки
лидера на всех участках применялась двойная веревка. Третий жумарил с баулом и параллельно вытягивал платформу через блок-зажим закрепленный на платформе.
На участках R0-R5 и R11-R17 лидировал Курочкин Алексей.
На участках R5-R10 и R17-R21 лидировал Маркевич Константин.
На участках R21-R29 лидировал Скотников Дмитрий.
Схема UIAA
R0-R5 (IV-V) 300 м. По осыпному склону подойти под основание стены ориентируясь на серию
наклонных полок и щелей протяженностью 5 веревок. Начало по стене с большим количеством
живых отколов – «перьев», движение все время вверх и вправо.
R5-R6 (VIA2) 55 м. С полки, не уходя на право за перегиб, двигаться вверх по крутому внутреннему
углу в направлении большого, нависающего, серого скола. Двигаться до горизонтальной полки,
шириной 20-40 см уходящей налево. Станция, есть шлямбур.
R6-R7 (VA4) 50 м. Траверс влево по полке – 20м. Затем вверх на дырочных скайхуках и лазанием под большое нависание – 30м. Возможность положить точки есть только в начале участка, и те
ненадежные. ИТО А4. Станция, есть два шлямбура. Место первой ночевки в платформе.
R7-R8 (VI A4) 50 м. Со станции маятником влево, затем влево – вверх лазанием и на скайхуках 25
метров, там еще один шлямбур, от него снова маятник и траверс влево, на дырочных скайхуках и
лазанием под основание монолитного нависания, в конце участка перед станцией появляется
возможность положить точки страховки. Станция, есть шлямбур.
R8-R9 (VI A3) 60 м. Вверх через карниз на ненадежных ИТО, за карнизом шлямбур. Далее вверх,
рельеф глухой, ИТО чередуется с подлазами. Станция на маленькой наклонной полочке на своих
точках.
R9-R10 (VI A2) 60 м. Вверх по ярко выраженному внутреннему углу с щелью – 35м. далее рельеф
немного выполаживается и по серии стенок и полок до наклонного внутреннего угла. Станция, есть шлямбур. На левой стене угла вторая ночевка.
R10-R11 (IV-II) 80 м. Стенка – 10м. Далее выход на гребень и по гребню до откола у основания стены. Станция на отколе два местных шлямбура. Слева вниз уходит широкий спусковой кулуар, по которому идет маршрут первопроходцев.
R11-R12 (V+) 60 м. Выход на маршрут Claire de Lune. Вверх и немного вправо по внутреннему углу,
далее по системе стенок и полок. Много живых блоков, рельеф ненадежный. Иногда встречается
местное снаряжение. Станция на полке, на своих точках.
R12-R13 (VI A2) 55 м. Траверс вправо 3 метра, затем вверх по двум параллельным щелям на ИТО,
затем лазанием по стенкам и полкам в направлении большой промоины. Станция в щели, есть
шлямбур.
R13-R14 (V+) 55 м. По разноширокой щели вверх, выйти в промоину, много живых камней, станция в промоине на своих точках.
R14-R15 (V+) 55 м. Вверх по системе щелей в большой плите выйти под нависание. Станция перед нависанием на своих точках.
R15-R16 (VI A2) 40 м. По вертикальному внутреннему углу – 10метров под карниз (порода
разрушенная). Под карнизом траверс влево за угол, потом влево и вверх по косой щели на
наклонную полку. По полке на право на стенку. Станция есть шлямбур.
R16-R17 (VI AI) 65 м. Стена с глухими щелями, страховка якорными крючьями. Большая часть участка мокрая. Ориентировочно посередине участка есть шлямбур, после него «бараньи лбы»,
организация страховки затруднительна. Далее по разрушенным плитам выход к снежнику в
основании вершинной башни. Станция выше снежника на стене на 2-х шлямбурах. Место ночевки.
Есть промежуточная станция не доходя до снежника при выходе со стены.
R17-R18 (VI A2+) 60 м. Вверх по ярко выраженной щели. Ширина щели постоянно меняется. Для ИТО используются все размеры закладных элементов. Очень трудоемкое ИТО. Станция по середине серого скола на шлямбурах.
R18-R19 (VIA2) 60 м. Вверх по раздваивающейся щели, заканчивающейся отколом – пробкой, затем вверх по щели. Чуть выше карниза справа нужно сделать маятник и переход на скайхуках направо в соседний внутренний угол, начинающийся за крнизом. Внимание! Перила для 3-го ложатся на грань карниза. Грань острая. Станция чуть выше огромного серого скола на шлямбурах.
R19-R20 (VI A2) 60 м. Внутренний угол с щелями, идут все размеры камалотов. Вверх под карниз с
выносом 3 метра. Не долезая до потолка 7 метров, станция на своих точках. Место ночевки №5,6,7.
R20-R21 (VI A2+) 50 м. По внутреннему углу-камину 7метров, скалы залиты льдом, под потолок.
Затем по косой, тонкой щели, прорезающей потолок справа на лево. Хорошо идут мелкие закладные элементы. После потолка по щели вверх, через небольшой карнизик к нашлепке «Перо». За нашлепкой станция на двух шлямбурах.
R21-R22 (VI A2+) 40 м. Вверх по неудобной расширяющейся щели залитой льдом. Далее внутренний угол с щелью выводящей на полку. Станция на своих точках.
R22-R23 (VI A2) 55 м. От станции 5 метров вверх, затем траверс вправо по заснеженным и залитым льдом полкам – 10 м. Далее по щелям вверх на ИТО – 25м. После щели лазанием по обледенелым полкам до станции. Есть шлямбур.
R23-R24 (VI A2) 60 м. Вправо и вверх по наклонному внутреннему 15м. Далее вверх по монолитной
стене на скайхуках и прижившихся съемных шлямбурах. – 15м. Затем лазанием выйти на контрфорс. Станция на своих точках.
R24-R25 (V) Лазанием по контрфорсу в направлении снежно-ледового склона. Порода монолитная, щели глухие. По снежно-ледовому склону вправо и вверх до скального бастиона. Станция на своих точках.
R25-R28 (IV) 200 м. Обходя справа скальный бастион двигаться по снежно-ледовым склонам с
скальными островами в направление гребня. Станции организовываются на скалах.
R28-R29 70 м. По заснеженному гребню двигаться направо. Вершина.
Спуск с маршрута
С вершины до R25 по пути подъема (3 дюльфера). Дальнейший спуск проходит немного левее линии подъема, Ориентировочно в 20-30 метрах, напрямую к R22, (2 дюльфера по 60 метров). Затем по пути подъёма до R17 (5 дюльферов по 60 метров). От R17 левее линии подъема по плите напрямую к R11 (7 дюльферов). После спуска на гребень (R11) спускаться по кулуару маршрута первопроходцев.
Еще 6 дюльферов по 60 метров. В кулуаре много живых камней. Все спусковые станции
организованны на шлямбурах. В общей сложности 23 дюльфера.
График восхождения
15 июля - Выход из штурмового лагеря под стеной в 6:00. Начало работы на маршруте в 8:00. Прохождение участков R0-R7. Ночевка на R7. Всего 11 часов работы на маршруте (8:00-19:00)
16 июля – Прохождение участков R7-R10. Обработка 10 метров до выхода на гребень. Ночевка на R10. Всего 10 часов работы на маршруте (9:00-19:00)
17 июля – Прохождение участков R10-R17. Ночевка на R17. Всего 10 часов работы на маршруте (9:00-19:00)
18 июля – Выход на обработку в 14:00 из-за непогоды, обработка участка R17-R18 и половины участка R18-R19. Ночевка на R17. Всего 5 часов работы на маршруте (13:00-18:00)
19 июля – Прохождение обработанных участков, и далее до R21. Ночевка на R20. Всего 10 часов работы на маршруте (9:00-19:00)
20 июля – Планировали выход на вершину, но в итоге большую часть дня пережидали непогоду, в
итоге удалось только обработать участок R21-R22. Всего 3 часа работы на маршруте (15:00-18:00)
21 июля – Прохождение обработанных участков, и далее до вершины. Выход на вершину к 14:00.
Начало спуска в 14:30. Спуск в платформу на R20 к 19:30. Всего 7 часов работы на маршруте на подъём и 5 на спуск (7:00-20:00).
22 июля – Спуск с R20 до БЛ. Спуск со стены к 16:00. Спуск в штурмовой лагерь к 18:00.
Спуск в базовый лагерь к 21:00. Всего 8 часов работы на маршруте на спуск (9:00-17:00)
Фото © архив команды
Интервью подготовила Елена Дмитренко
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр: Black Diamond
Партнёр номинации «Восхождение года»: компания Альпиндустрия