Хрустальный пик-2017. Восхождение года. «Иншалла»
За борьбой сибиряков на Транго мы следили минувшим летом и каждый день ждали новостей. Парни пролезли стену, оставив маршрут недосказанным. А гештальт по основной вершине закрыли другим путём.
Предвосхищая вопрос, почему мы включили маршрут в список номинантов, отвечу, что у нас уже были подобные прецеденты. Так что мы посчитали опыт этой тройки интересным и заслуживающим внимания.
Информация о маршруте
Большая Башня Транго по Северо-Западной стене Южного бастиона;
Первопрохождение, "Иншалла", ориентировочно 6Б, не до вершины;
Район восхождения: Каракорум, группа вершин Транго;
Характер маршрута скальный;
Перепад всего маршрута – 1650 м; основной части стены – 810 м;
Протяженность маршрута –1850 м; средняя крутизна всего маршрута – 70°, основной части стены – 83°;
Протяженность участков VI к.сл. – 1220 м; V к.сл. – 380 м;
Использовано на маршруте: забито 16 шлямбуров на подъёме, в т.ч. для установки платформы 5 шт.; закладных элементов – 457; скайхуки дырочные и рельефные – 130; якоря и скальные фифы - 595. Использовано всего ИТО – 1198.
Количество ходовых часов – 129; дней – 11(+2) +22 часов на спуск
Команда:
Иван Темерев
Егор Суздальцев
Антон Кашевник
Вид с морены под Транго на Северо-Западную стену
На Риск.ру об экспедиции:
Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла"
На вопросы Риск.ру отвечает команда
- Вы не дошли до вершины. Остановились наверху стены. Почему?
Иван: Потому что совокупность факторов в виде рельефа, погоды, состояния, продуктов и прочего не позволяли безаварийно продолжить борьбу за финальную точку в этом маршруте. Но мы же хотели взойти на Транго, поэтому мы сходили с другой стороны. . По так называемой снежно-ледовой классике.
Фото в Базовом Лагере на фоне легендарной горы
- Это восхождение на Транго стало приключением? Вы любите приключения? Где в альпинизме проходит грань между приключением и историей в стиле «что-то пошло не так»?
Антон: «Грань»? Она где-то в Пакистане, но лучше её не искать.
Иван: Любим приключения. Это было не такое острое, как на Чон-Торе, но тоже пощекотало нервы. Грань между приключением и историей проходит там, где из «пике» выйти уже нельзя без резаных конечностей, например. Грань тонкая, факт. Мы очень постарались ее не переходить.
Егор: Про себя могу сказать, что я в горы хожу не за приключениями. Просто они делают тебя сильнее и дают много интересных уроков. Сами по себе приключения – вторичны. Ты просто познаёшь мир и свое место в нём в самых жёстких условиях, а на диване это просто невозможно.
Подход по кулуару под начало маршрута на Большую башню
- Почему не удалось пройти изначально задуманную линию? В чём видите очарование получившегося маршрута?
Иван: Почему не удалось? Удалось. Снизу мы примерно так себе маршрут и представляли. Мы собрали довольно тяжелым стилем рельеф, который есть на стене. Можно было прогрести правее, по огромному внутреннему развальному углу. Длина участка первопрохода была бы существенно меньше. Как и его трудность.
Здесь прямее и бескомпромисснее.
Первая верёвка маршрута
- В какой части маршрута получился его ключ – это самостоятельная часть или кусок уже ранее существовавшей линии?
Иван: С верхней части «подошвы» и до верха хедвола – самостоятельная часть. Ключ на хедволе и после него четыре очень серьёзных участка на вершинном бастионе, которые уже совпадают с американским маршрутом.
Егор: Ключ получился протяжённостью 600 м. Рельеф на этом участке лишь незначительно отклонялся от 90°, причем как в одну, так и в другую сторону. И это совсем не то, что нам грезилось. Никакого свободного лазания, сплошное жёсткое ИТО по граниту, покрытому песчаной коркой.
Маршруты на стене. Места ночевок на "Иншалла"
- Какую тактику и стратегию выбрали для восхождения?
Иван: Работали без предварительной обработки до удобного места для ночёвки. Если было время, провешивали перила выше. Хедвол оказался очень трудоёмким. Надеялись за 1 день провешать 3 участка, переехать. Однако ушло три дня. Следующая за этим верёвка жёсткого скайхукинга тоже попила силы и время. Жили на стене в платформе, вешали перила выше.
Антон: Тактику? Постараться не убить напарников (а они ещё и в большинстве) за частое употребление глаголов «повешать» и «провешать», вот прямо как сейчас!
Иногда «зашивание крестиком» (когда протирались баулы) помогало психологически разгрузиться.
Егор: Внизу мы надеялись, что будем передвигаться одновременно, но при таких размерах стена внесла свои коррективы. Груза было много (на старте было килограмм 70, не считая железа с веревками), тащили мы его с трудом. В первый день сразу же протерли один баул насквозь и новую платформу в одном месте (лежачий рельеф – зло). В итоге лезли долго и медленно, а на хедволе ещё и с лазанием не заладилось.
Нижняя треть хедвола. Выход "на работу" поутру
- Почему вы назвали маршрут «Иншалла»?
Иван: Под хэдволом скудность рельефа заставила нас много спорить о стиле и необходимости такой траты времени на скайхукинг и соединение «дырочными» дорожками скуднейшего рельефа. Однако решили пробовать. Мало кто часто бывает на Транго (точно не я) и мы себе не простили бы потерю шанса проложить свою линию. До середины хэдвола добирались долгих и нудных 4 дня. Поломанный бур на 8 мм, сыпучая корка на скале и тупящиеся в граните спиты ни разу не добавили нам скорости. Появление рельефа, хоть и обрамленного сыпучим песком, принесло огромную радость и проблеск надежды на успешное прохождение хэдвола. Настроения этих дней сказались на вариантах для выбора названия маршрута – «Отчаяние и надежда». Однако остановились на более традиционном для Пакистана «Иншалла», очень уж характерно – «Иншалла, пролезем».
Егор: А вообще выражение это восходит к Корану, где в суре Аль-Кахф 23, 24 написано: «И никогда не говори: „Я сделаю это завтра“, а говори: „Если только этого не пожелает Аллах!“»
Вторая ночевка на "подошве"
- Почему экспедиции, вырывающиеся наконец в Пакистан, так часто выбирают Большую Башню Транго? И сталось ли на этой горе ещё место для полностью самостоятельных маршрутов?
Иван: У меня была мечта о Транго. Большая башня менее захоженная, чем Нэймлес. Тот почти как Асан в Каравшине – «живого» места почти нет.
Но большая часть логичного и «вкусного» и на Большой башне уже окучена.
Антон: Гора-то большая, можно ещё что-то придумать. Вопрос в количестве вёдер со шлямбурами, которые вы готовы тащить, ну и в приемлемости такого «стиля».
Егор: Когда я только начинал заниматься альпинизмом, люди покупали карабины только за название Trango. Эта гора неизменно фигурирует в списке классических стенных маршрутов. Как тут не выбрать её в качестве объекта восхождения. Это веха в истории технического альпинизма. Такая же как Маттерхорн в Европе или Эль-Капитан в Америке.
Для полностью самостоятельной и логичной линии, наверное, места там больше нет. Зато линия Украины-Красноярска выглядит невероятно эстетично.
Самая скайхучно-дырочная верёвка на маршруте. Хедвол
- Насколько опасной-безопасной получилась линия, которую вы пролезли, и в каких условиях её будет проще пройти?
Иван: Безумно безопасная. Я очень напрягался на «подошве», потому что всё, что падает сверху, перекрывает весь низ, а ночёвки под адекватным прикрытием сделать не получалось.
Но у нас было супер-спокойно. Разок сыпануло после грозы на полку, где мы стояли до этого, но мы уже на хедволе болтались.
Егор: Карокорум – горы молодые и там всё время что-то откуда то падает. Пошли на акклиматизацию и в 4 часа утра попали под сильнейший камнепад. Ещё при нас по самому центру хедвола камнепад сошел. В целом же наша линия представляется вполне безопасной, если это слово вообще применимо к горам.
Утро в платформе
- Чем вам запомнилось это восхождение?
Иван: Бесконечной протяженностью. Неверием в то, что мечта сбывается и мы лезем маршрут на легендарную башню Транго.
Антон: «Болты» и «дырки», «болты» и «дырки»...
Разговор после моего рабочего дня (мы обычно менялись ежедневно).
- Антон, ты же обеими руками «дырки» бьёшь?
- Да, так устаёшь меньше, и тело в одном положении не находится постоянно.
- Отлично! В таком случае, завтра опять ты «долбишь».
Егор: Оно во всех отношениях было для нас САМЫМ. Предельная сложность, крутизна и протяжённость.
Вершинный бастион
- Пакистан – уникальный горный край. Вы хотите туда вернуться? Присмотрели новые цели?
Иван: Как только выплачу весь кредит за эту поездку, сразу начну думать о следующей в Пакистан!
Егор: Новые цели мы присмотрели еще до того как поехали туда! Вопрос соответствуем ли мы им. Надо немного подкопить сил, и тогда можно снова туда вернуться. Иншаалла, это нам удастся!
Антон: Воистину, Иншалла.
Тактические действия команды
Над маршрутом мы начали работать без предварительной обработки, переночевав на 4800 в ABC под Транго Безымянной и поднявшись на перевал.
Мы занесли все наше снаряжение под стену. Базовый лагерь расположен на высоте 4000.
1 день – В 7:00 мы начали работу на маршруте. Первым работал Темерев ИМ. После прохождения участка R2-R3 в 14:00 нашли удобную полку для ночевки. До 18:00 обрабатывали участки R3-R6.
2 день – В 8:00 поднялись по заранее обработанным перилам и приступили к обработке маршрута. Движение по маршруту Хвостенко, постоянно пытались свернуть направо под заранее намеченную линию, но рельеф не позволял. В 14:00 закачнули маятник через снежный кулуар т.к. снег оказался крутым и преодолеть его без кошек не представлялось возможным. Первым работал Суздальцев ЕЕ.
3 день – В 7:30 приступили к обработке маршрута. Участки R20-R22 очень сильно разрушены, много свободно лежащих живых камней, требуется передвигаться крайне внимательно! В этот день отработали участок R22-R23 на хедволе. Первым работал Кашевник АА.
4 день – В 8:00 вышли на обработку хедвола, в 9:00 приступили к обработке. В этот день пройдены участки R23-R25. Первым работал Суздальцев ЕЕ.
5 день – В 8:00 приступили к обработке. За день доработали участок R25-R26 и начали обработку участка R26-R27. Первым работал Кашевник АА во второй половине дня Темерев ИМ. Занесли воду на станцию R25.
6 день – Обработка участка R26-R27. Первым работал Темерев ИМ во второй половине дня Кашевник АА.
7 день – Перенесли платформу на станцию R26. Обработка участка R26-R27. Первым работал Кашевник АА во второй половине дня Темерев ИМ.
8 день – Темерев ИМ доработал ранее начатый участок и приступил к обработке следующего. Обработали участок R27-R28.
9 день – R28-R31 Обработка R31-R32 Первым работал Суздальцев ЕЕ.
10 день – R31-R34 Платформа R33 Пролезли R32-R34. Первым работал Кашевник АА.
11 день – Прошли хедвол и перенесли платформу под вершинный бастион на R35 Обработали R34-R37. Первым работал Темерев ИМ
12 день – Вышли на штурм вершины прошли R37-R42. Первым работал Темерев ИМ
В 16:30 повернули ввиду несовпадения Красноярского описания и реальной обстановки (По Красноярскому описанию мы должны были стоять на вершине)
13 день – Спустились к полке под основанием хедвола.
14 день – Спустились вниз.
Схема UIAA
Описание маршрута по участкам
R0-R1 Внутренний угол, уводящий направо на скальный гребень, разделяющий два кулуара, простое лазание. Станция на полке.
R1-R2 Серия углов, забирающих вверх.
R2-R3 Серия углов и стенок, петляющих между небольшими карнизами. Очень сложно организовать транспортировку грузов. Станция на большой полке.
R3-R4 Скальная стенка, уводящая за угол к основанию внутреннего угла. По углу висит старая брошенная верёвка.
R4-R5 Монолитная скальная стенка с серией щелей, пригодная для свободного лазания. Сложное лазание. Станция висячая.
R5-R6 Стенка становится круче. Предельно сложное лазание. Страховка надежная. Станция под небольшим карнизом.
R6-R7 Движение направо по скальной стенке, выводящей к щели местами забитой травой. Лазание сложное. Станция на большой полке.
R7-R8 Большой мокрый внутренний угол.
R8-R9 Серия скальных стенок. Выводят на большую полку с травой. Полка закрыта карнизом. Здесь была первая ночевка команды Хвостенко.
R9-R10 Скальная стенка, выводящая под лежащие плиты.
R10-R11 Предельно сложное лазание по плитам на трении. Бедная страховка пришлось сделать 2 шага на скайхуках. Станция на стационарном шлямбуре Petzl и крюке забитых предыдущими восходителями.
R11-R12 Маятник направо через снежный кулуар.
R12-R13 Простое лазание по серии скальных стенок выводящих к неявно выраженному контрфорсу. Движение вправо.
R13-R14 Продолжаем движение вправо к большой полке. Простое лазание.
R14-R15 Скальная стенка с несложным лазанием выводящая к основанию монолитной скальной стенки.
R15-R16 Серия монолитных трещин с закругленными краями. Предельно сложное лазание. Трещины забиты землей.
R16-R17 Камин между двумя карнизами выводящий в основание внутреннего угла.
R17-R18 Движение по внутреннему углу. Переодически приходится делать шаги на ИТО.
R18-R20 Внутренний угол с неявной щелью. Иногда приходится подшагивать на ИТО.
R20-R21 Движение направо по плитам через большой внутренний угол к большой полке. Бедная страховка. На полке очень много свободно лежащих живых камней.
R21-R22 Очень разрушенный рельеф. ИТО по трещине выводящей к внутреннему углу наклонно уводящему на право на огромную полку у основания хедвола.
R22-R23 Серия внутренних углов незначительно забирающих направо.
R23-R24 Движение на ИТО по монолитной трещине в основание узкого внутреннего угла. Станция на маленькой полочке.
R24-R25 ИТО на скайхуках по плите к правому нижнему краю серповидного карниза. В верхней части с него снова выходим на монолитную плиту. Станция висячая.
R25-R26 По монолитной плите ИТО на скайхуках сильно забирая налево к неявно выраженному отколу-трещине. Станция висячая.
R26-R27 Предельно напряженное ИТО на скайхуках по слегка подвисающей плите. Крайне ненадежная крошащаяся порода, покрытая нашлепками. Станция висячая.
R27-R28 Сначала ИТО на скайхуках под основание трещины. Далее ИТО по трещине. Трещины забиты крошащейся породой с песком. Затем по вкутреннему углу к закрывающему его длинному карнизу. Станция справо от карниза на неявно выраженной полочке.
R28-R29 Сложное ИТО по 2 параллельным глухим щелям.
R29-R30 ИТО по глухим подвисающим щелям. Края трещин крошатся. Станция на небольшой полке.
R30-R31 Серия монолитных внутренних углов заткнутых карнизами. Выводит к основанию обледенелого камина заткнутого огромной пробкой.
R31-R32 ИТО по стенке справа от камина по серии глухих трещин к основанию огромного камина. Крайне ненадежная страховка.
R32-R33 ИТО по залитой льдом трещине в обход карниза. Карниз обходится слева по стенке. Далее по залитому льдом внутреннему углу.
R33-R34 ИТО по правой стенке камина в обход затыкающей его живой пробкию. Далее по стенке на скайхуках направо к трещине и затем сложное ИТО на маленьких закладках.
R34-R35 По простому внутреннему углу к основанию вершинной башни. Ночевка справа на большой полке со снегом.
R35-R36 Сначала сложный траверс налево по плите к основанию монолитной трещины. Далее сложное ИТО по трещине. Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R36-R37 ИТО по трещине. В верхней части она расширяется превращаясь в узкий камин. Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R37-R38 ИТО по трещине. Местами сложные подлазы. Станция висячая на стационарных шлямбурах.
R38-R39 Внутренний угол выводящий на гребень.
R39-R40 Пересекаем неявно выраженный кулуар налево и выходим на скальную стенку выводящую к трещине проходимой на ИТО.
R40-R41 ИТО по гребню.
R41-R42 Лазание по внутреннему углу. Высшая точка достигнутая нами. Далее следует стенка с карнизом снова возвращающая нас на гребень.
Вид с цоколя на хедвол
Фото © архив команды
Интервью подготовила Елена Дмитренко
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр: Black Diamond
Партнёр номинации «Восхождение года»: компания Альпиндустрия