Хрустальный пик-2017. Социальный проект. Центр первой помощи и добровольчества "Вершина"
Как не растеряться и начать оказывать помощь: в одиночку, в темноте или, например, в горах, имея под рукой лишь походную аптечку, пенку да ледоруб? На своих курсах команда инструкторов общественной организации "Вершина первая помощь" не только помогает довести действия, от которых зависит жизнь и здоровье человека, до автоматизма, но и моделирует разнообразные сценарии оказания помощи в самых неожиданных условиях.
Ребята уже были номинированы в прошлом году, однако их достижения в 2017 снова впечатляют и достойны всеобщего внимания!
О проекте
"Центр первой помощи и добровольчества "Вершина" - некоммерческий волонтерский проект. Основная его цель - увеличить количество людей, способных и готовых оказывать первую помощь.
"Мы - волонтеры и энтузиасты своего дела. Мы сами ищем новых волонтеров и готовим инструкторов первой помощи и помощников инструкторов. Силами добровольцев мы проводим занятия по первой помощи, мастер-классы и соревнования. Мы переводим полезные материалы и распространяем информацию в соц. сетях. Да, мы не предотвращаем ЧП, но делаем все возможное, чтобы последствия были минимальны - пострадавшие выживали, получали минимум осложнений и максимально быстро возвращались к обычной жизни".
Значительная часть аудитории курсов - туристы - горные, водные, спелео... Это и неудивительно: проект родился в среде туристов и все прошедшие годы развивался благодаря широчайшей поддержке клуба горного туризма "Вестра" и Федерации спортивного туризма России. В настоящее время ребята проводят занятия для различных турклубов Москвы и ближайшего Подмосковья и старается расширять свою географию!
Чем первая помощь отличается от доврачебной, как перестать беспокоиться и начать помогать нам рассказали Наталия Ярлыкова и Георгий Бударкевич.
Наталия Ярлыкова - руководитель проектов АНО «Вершина первая помощь», старший инструктор, инструктор-методист.
Георгий Бударкевич - старший инструктор АНО "Вершина первая помощь", главный судья соревнований "Кубок Вершины", координатор проектов.
Научиться оказывать доврачебную помощь может каждый или должна быть какая-то предрасположенность?
Наталия: Для начала хочу скорректировать: когда мы говорим о действиях, которые может выполнить человек без медобразования для помощи пострадавшему, мы говорим не о «доврачебной», а о «первой» помощи. Ее объем известен, конечен и закреплен законодательно. Оказывать первую помощь может каждый человек, включая детей от 10-12 лет. Технически это навык не более сложный, чем завязывание шнурков или езда на велосипеде. Но есть две сложности.
Первая: осознать необходимость получения/повторения этих навыков до того, как случится ЧП. Мы все склонны надеяться на лучшее: что уж с нами или нашими близкими такого никогда не случится. При этом многие посетители наших курсов – люди, с которыми «уже случилось». Те, кто в полной мере ощутил нехватку знаний, чувство бессилия, неспособности помочь другому.
Вторая сложность: психологическая неготовность. Можно посмотреть десятки роликов, прочитать сотню статей и даже сделать на товарище множество различных повязок. Но все это окажется мертвым грузом, если при виде пострадавшего «спасатель» замрет в растерянности – куда бежать, с чего начать, что из прочитанного применить. Мы учимся всему, выполняя нужные действия в «тепличных» условиях. То же требуется и для первой помощи.
Итого: каждый может освоить этот простой навык. Но, как и любое другое умение, он потребует некоторого количества времени и сил.
Георгий: Моё личное мнение, что и может и должен научиться каждый, за исключением редких случаев. Это как научиться ездить на велосипеде. В жизни, практически каждый может это освоить, за очень небольшим исключением.
Кто проводит занятия на курсах «Вершины»? Как появляются новые кадры?
Наталия: Занятия в АНО «Вершина первая помощь» проводят инструкторы-волонтеры. Люди, которые осознают важность максимального распространения знаний и навыков первой помощи. Люди, которые готовы вкладывать свое время и силы в то, чтобы сделать мир вокруг чуть-чуть добрее и безопаснее.
Многие наши волонтеры – слушатели наших курсов. Люди приходят на занятия и остаются в коллективе, помогают на соревнованиях, "вырастают" в инструкторов первой помощи. Время от времени мы целенаправленно открываем «Школу инструкторов» и приглашаем всех желающих присоединиться к нашей деятельности. При этом не обязательно становиться именно инструктором: можно помогать проекту, делая фото и видео, участвуя в создании грима и бутафории, переводя англоязычные материалы или создавая дизайн/отрисовывая обучающие материалы.
Места на курсы по оказанию доврачебной помощи в горах, особенно в преддверии сезона, разбирают, как горячие пирожки. Кто преимущественно записывается? Турклубы, самостоятельные путешественники? Ведете ли вы какую-то статистику?
Георгий: Записываются и клубы, и самостоятельные путешественники и лица, не имеющие к туризму никакого отношения. Статистика будет не показательна, поскольку спрос на курсы всегда превышает наши возможности. В цифрах мы можем показать только тех, кого обучили, но не тех, кто хотел бы обучиться.
Наталия: Спрос на курсы первой помощи в походе, действительно, большой. Трудно оценить – кого записывается больше, поскольку ни в той, ни в другой категории нам не удается пригласить всех желающих. Мы стараемся регулировать запись так, чтобы на занятия могли попасть не только централизованные группы от турклубов, но и стихийные туристы.
При этом для двух категорий наблюдается разная сезонность: наиболее востребованное время для турклубов – зима и начало весны. На этот период приходится середина обучения в школах туризма, к этому моменту отсеиваются совсем случайные слушатели и остается более-менее надежный костяк.
Пик активности самостоятельных путешественников приходится на апрель-май, когда люди активно готовятся к уже запланированным походам и вспоминают про первую помощь. Но в целом, интерес у них сохраняется и в течение остального года.
На курсах вы очень сжато говорите о теории и сразу переходите к практике: от отработки простых приёмов до ситуационных игр с условными пострадавшими. Почему это так важно?
Наталия: На каждом занятии мы неустанно повторяем, что первая помощь – это не набор знаний, это не то, что мы читали, слышали или видели. Первая помощь – это навык. Который должен работать, когда голова «не варит», когда человек находится в состоянии сильнейшего стресса, устал, ослаблен, травмирован. Очень характерное описание дают очевидцы несчастных случаев: «Это случилось внезапно. Я не думал, что это может произойти с нами. Голова отключилась, я ничего не соображал, я не мог вспомнить простейшие вещи». Забывается все: правила, алгоритмы, номера телефонов, даже имена. А навык первой помощи – то, что при этом остается.
Георгий: Невозможно научиться ездить на автомобиле в теории. Можно сколько угодно рассказывать про правила дорожного движения, алгоритм управления машиной и т.п. Но, сев в автомобиль после всей этой теории, уверенно выехать на дорогу ни у кого не получится. Так и в первой помощи. Пока слушатель не попробует выполнить приём сам, пока не почувствует своими руками, пока не погрузится в атмосферу стрессовой ситуации – теория будет бесполезна.
Поддерживаете ли вы обратную связь с вашими слушателями?
Георгий: Да, бывает, что наши слушатели делятся с нами историями из личной жизни. Часто это очень эмоциональные для них события. Иногда, слушатель, рассказывая это, хочет убедиться, что он всё сделал правильно. Иногда, ему просто необходимо проговорить ситуацию.
…С вами наверняка делятся реальными историями об оказании помощи. Это уже получается взаимный обмен опытом?
Наталия: Безусловно. Для нас это не только обмен опытом, но и самый мощный мотиватор. Читая или слушая истории, мы с предельной ясностью понимаем, что тысячи человекочасов были вложены не зря.
Расскажите о соревнованиях по оказанию первой помощи. Насколько популярен и востребован этот формат?
Георгий: Соревнования востребованы, это показывает и наш опыт, и опыт наших коллег. Но есть ряд проблем, связанных с тем, что пока и количество людей обученных первой помощи в России невелико, и большинство соревнований по первой помощи имеют закрытый формат: только для студентов, только для туристов, только для спасателей, только для школьников и т.п. В прошлом году мы провели первые открытые соревнования по первой помощи «Кубок Вершины», в которых мог принять участие любой желающий. Соревнования показали, что предложенный нами формат крайне востребован. И теперь Кубок Вершины будет проводиться ежегодно.
Наталия: Соревнования по первой помощи – относительно новый и непривычный для большинства людей формат. Все знают о спортивных состязаниях, многие участвовали в соревнованиях по ПСР, технике горного туризма, сплавах и проч. А соревнования по первой помощи воспринимаются как прерогатива спасателей, пожарных или, в крайнем случае, медиков.
Отчасти, это обосновано: дистанции на таких соревнованиях обычно ставят достаточно сложные, с большим количеством пострадавших и дополнительными неожиданностями. Справиться с такими условиями могут (да и должны) далеко не все. Только те, кто в силу профессии или личного интереса много и тщательно занимается вопросами первой помощи.
Кто придумывает сценарии и роли для условных пострадавших?
Наталия: Сами, все сами. Сценарии задач, роли для условных пострадавших, протоколы соревнований, грим, бутафория для этапов – над всем этим днями и ночами трудится команда организаторов, гримеров, судей, статистов.
Их раны и травмы выглядят довольно натуралистично…
…за что нужно благодарить нашу команду гримеров во главе с Борисом Оводовым. Именно благодаря их трудам и экспериментам мы раз за разом получаем муляжи травм, близкие к реальности.
Где вы проводите соревнования? Какие сложности при этом возникают?
Наталия: Поиск площадки под соревнования – очень непростая задача, поскольку площадка должна удовлетворять множеству требований: большой размер, возможность шуметь, возможность приехать заранее для постановки этапов, наличие теплых и холодных локаций, возможность разделения на отдельные зоны и – поскольку мы были и остаемся некоммерческим проектом – финансовая доступность.
В Москве можно найти множество арт-пространств и дизайнерских лофтов, но все они либо малы, либо безумно дороги. Если в детско-юношеских соревнованиях заинтересован ряд школ или колледжей, во взрослых соревнованиях не заинтересован практически никто.
Есть ли способ сделать курсы первой помощи ещё более адаптированными к туризму?
Наталия: Если говорить о туристах, то гораздо более полезным выглядит вариант включения этапов по первой помощи в регулярно проходящие туристические соревнования. Очень часто на них отрабатывают перемещение и транспортировку пострадавшего. Но любая работа с пострадавшим неразрывно связана с вопросом оказания первой помощи. А в головах она почему-то идет отдельной необязательной «статьей». Но мы рады, что с каждым годом становится все больше туристов, осознающих, что навыки первой помощи так же (или даже более) необходимы, как и техника вытаскивания пострадавшего из трещины или вязание носилок.
Курсы доврачебной помощи в горах ведь не единственное ваше направление? Какие ещё курсы и семинары вы проводите?
Наталия: Мы занимаемся двумя основными направлениями: первая помощь в походе и базовый курс первой помощи. Первая помощь в походе применима далеко не только к горам: у большинства туристов схожие проблемы, меняется частота встречаемости тех или иных травм и подручные средства, но суть остается та же.
Базовый курс первой помощи предназначен для людей, не занимающихся туризмом и не сталкивающихся с ситуацией «у нас пострадавший, а до медиков три дня пути». В нем рассматриваются ситуации, более характерные для городских условий и соответственно корректируются меры первой помощи.
А помощи самому себе вы обучаете? Ведь и такое случается, что помочь некому…
Георгий: Хороший вопрос. На самом деле наши алгоритмы и методики универсальны и вполне применимы при оказании помощи самому себе. Но курс изначально был разработан под горные условия, что подразумевает наличие группы, и отдельно акцента на оказание самопомощи не содержит. Возможно, действительно, в данном аспекте курс требует некоторой доработки.
Наталия: Если человек находится в ясном сознании, он вполне может воспользоваться известными и отработанными на других навыками; если же состояние не очень – тут помогут только очевидцы. Статистика утверждает, что рядом с подавляющим числом пострадавших очевидцы обычно есть. Дело за малым – обрести уверенность, что ближайшее окружение знает, что делать в экстренном случае.
У вас достаточно плотное расписание и широкий спектр плановых мероприятий и при этом занятия по-прежнему проводятся на безвозмездной основе. Это ваша принципиальная позиция?
Наталия: Первая помощь – навык, который чаще всего применяют, чтобы помочь другому. Порой – незнакомому. Это – дополнительные гирьки на чашу весов выживания каждого. На улице или в горах, дома или на реке, в тундре или посреди супермаркета. Прекрасно, что все больше людей готовы вкладывать свои время и силы в то, чтобы освоить этот полезный, а порой такой необходимый навык. И нам кажется не очень правильным то, что люди должны вкладывать еще и свои деньги. Чтобы мочь помочь другим. Чтобы сделать мир вокруг безопаснее.
Однако, как у любой организации, у «Вершины» есть свои обязательные траты: канцтовары, перевязочные материалы, манекены для тренировок, печать сертификатов и дипломов, и многое другое. И мы благодарны каждому, кто дает нам возможность нести неизбежные траты, не переводя даже часть курсов на коммерческую основу. В первую очередь - нашему давнему партнеру, клубу горного туризма «Вестра» за постоянную многолетнюю поддержку, без которой развитие проекта было бы гораздо более сложной задачей.
В любом случае мы и далее будем искать возможность проводить максимальное количество бесплатных курсов, чтобы первая помощь была действительно доступна каждому.
Вы прошлом году уже номинировались на премию «Хрустальный пик», впечатлив своей работой очень многих. Расскажите, как эволюционировал проект в этом году?
Наталия: Прошедший год оказался для «Вершины» крайне непростым. Произошли существенные организационные изменения, потребовавшие от команды максимального напряжения сил. И, тем не менее, 3300 человекочасов 50+ волонтеров «Вершины» были вложены в то, чтобы более 2000 человек узнали, научились, натренировали, вспомнили и повторили жизненно важные навыки.
Кроме того, этим летом был выигран конкурс Фонда президентских грантов, что позволило не только планировать дальнейшее проведение бесплатных курсов, мастер-классов и соревнований, но также работать над расширением поля деятельности и на другие города. Надеемся, что в будущем году мы сможем вооружить актуальными знаниями и навыками не только московских туристов.
Какой вы видите «Вершину» через пять лет?
Георгий: Хотелось бы видеть Вершину в лидерах организаций обучающих первой помощи. Чтобы у потенциальных слушателей ценился и наш сертификат о прохождении обучения, и статус инструктора организации.
Наталия: В ответ на этот вопрос легко приходят фразы а-ля «множество филиалов», «тысячи слушателей», «сотни инструкторов» и пр. Но наилучший исход для всех нас – качественная программа обучения первой помощи в рамках уже имеющихся систем: уроков ОБЖ, занятий по БЖД, автошкол, школ туристической и альп. подготовки, нормативов ГТО и прочих, и прочих. Чем должна стать «Вершина» для максимального приближения этого светлого будущего – непростой вопрос. Пока что – мы видим его и почти на ощупь ищем пути и решения. Найдем ли? Справимся ли? Будущее покажет.
Фото из архива команды
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Социальный проект": онлайн-сервис Instore.travel
- именно поэтому я считаю, что в данной номинации голосовать только за "Вершину", поскольку жизненно важные для нас знания они несут бесплатно, качественно и т.д.
Если что, я к ним не имею никакого отношения. Я за идею.