Хрустальный пик-2017. Социальный проект. «Подари Жизнь: Калининград–Владивосток»
Алексей Самбуров почти полгода провёл в седле, рассказывая людям, которых встречает, о фонде «Подари жизнь». Теперь он рассказывает о том, что увидел в своём путешествии и сколько раз за это время был на грани, в материале для номинации «Социальный проект».
Информация о велопробеге:
- Протяжённость: 18 426 км.
- Время в пути: 169 дней (5 1/2 месяца).
- Количество полных дней отдыха: 38 дней.
- Максимальный пробег за день: 267 км.
- Маршрут пролегал по 8 странам: Россия, Литва, Латвия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.
- 22 Субъекта РФ (Калининградская обл., Псковская обл., Тверская обл., Смоленская обл., Московская обл., Москва., Владимирская обл., Нижегородская обл., Республик Мордовия, Ульяновская обл., Самарская обл., Оренбургская обл., Алтайский край, Кемеровская обл., Красноярский край, Иркутская обл., Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская обл., Еврейская автономная область, Хабаровский край, Приморский край).
- Крайние точки маршрута: Запад – Калининград; Север – пос. Новый Уаян, Бурятия (р-он Севера Байкала); Восток – Хабаровск; Юг – пос. Ишкашим, Таджикистан.
- Высшая точка маршрута: перевал Ак-Байтал, Памир, Таджикистан 4655 м.
- Температурный режим велопробега от -12° до +55°С.
О проекте на Риске:
По горам на велосипеде!
На вопросы Риск.ру отвечает Алексей Самбуров
- Почему вы решили отправиться в благотворительный велопробег? Как с его помощью вы поддержали фонд «Подари жизнь»? В чём это выражалось?
Раньше постоянно помогал фонду пожертвованиями и собравшись в этот велопробег решил так же помогать фонду и привлечь внимание людей к проблеме наших детей и к тому что каждый из нас (в том числе и в одиночку) может помочь сделать мир лучше и подарить жизнь нуждающимся. Я создал страницы в социальных сетях, где по ходу движения по маршруту вёл фото-блог и рассказывал о ходе путешествия.
Каждый посетитель блога мог оставить пожертвования в адрес БФ «Подари жизнь». В свою очередь я высылал открытки с фотографиями, сделанными мною по ходу движения по маршруту. Так же людям, которые встречались мне по дороге, я рассказывал о миссии велопоездки. Они так же могли зайти на сайт проекта и оставить пожертвование. Основная цель, конечно, собрать побольше пожертвований, но и сам факт того, что люди узнают о фонде, о детях, о том, что нужно помогать друг другу, заставит их задуматься и, возможно, в будущем они так же смогут помочь тем, кому это нужно.
- Как правило люди путешествуют просто для того чтобы получить новые впечатления. Вы решили извлечь из своего путешествия пользу. Это для вас первый такой опыт или вы уже делали подобное раньше?
Такой опыт впервые. Этот проект охватывает много людей, и это хороший способ донести людям свою идею. Ранее мои путешествия охватывали не так много людей.
- По какому принципу вы построили свой маршрут? И как его частью стали горы Памира?
Принципа особого не было. Владивосток – условная крайняя точка России на востоке, а Калининград – западная точка России, да и живу я в Калининграде. Памирский тракт – одна из самых красивых дорог мира, и я не мог обойти её стороной – маршрут был бы не так интересен. Да я сам больше горный турист, чем велосипедист. Я очень люблю горы!
- Была ли у вас группа поддержки? Или это было полностью самостоятельное путешествие?
Это было самостоятельное путешествие.
- Насколько трудно такой путь преодолеть в одиночку? С какими трудностями вы столкнулись в дороге?
Я хорошо себя чувствую в одиночестве и переношу такие физические нагрузки, которые были в поездке. Каждый день встречал меня новыми трудностями, но они – тоже часть интересного квеста на дороге. Когда в рутине кручения педалей появляется трудность, её интересно преодолевать.
- Самый трудный участок пути?
Неприятным участком был Западный Казахстан с ужасным встречным ветром, когда скорость движения падала до 8-12 км/ч, а порывы ветра кидали то под машину, то на обочину.
- А самый красивый?
Памирский тракт с великолепными горами!
- Были опасные ситуации? Или всё прошло штатно? А моменты удачи?
В Улан-Удэ меня сбила машина, к счастью, отделался гематомами и отбитыми ладонями, а также порванным рюкзаком. И ещё пару раз в Азии чуть не сбили.
- Перемещение по российским трассам на велосипеде ужасно настолько, насколько его малюют?
Есть узкие участки трассы, где нетерпимые водители могут проехать очень близко от велосипедиста, тем самым поставив его в опасное положение, к счастью, таких участков не много, а таких водителей – ещё меньше. А за Иркутском вообще очень мало машин и ехать по трассе не страшно. Ну и конечно нужно быть предельно осторожным на дороге. Твоя безопасность в большинстве случаев зависит только от тебя.
- Вам удалось пройти тот маршрут, который вы задумали с самого начала, или жизнь вносила свои корректировки?
Без корректив не обошлось. Изначально я планировал проехать 15000 км, а в итоге проехал 18426 км. До выезда я думал, что смогу проезжать в день от 80 до 150 км, а в итоге я мог спокойно проезжать от 150 до 250 км. В связи с этим я увеличил маршрут, чтобы посмотреть как можно больше интересных мест.
- Это было длительное мероприятие. Насколько трудно психологически быть в дороге соло столь долгое время?
Трудно не было, да и все равно немного с людьми по дороге общался, я же ехал не все дни по глухой тайге.
- Основные уроки, которым научило вас это путешествие?
Ценить и радоваться каждому прожитому дню.
- С точки зрения благотворительности это был успешный проект, как вы считаете? Что можно было сделать, чтобы собрать больше финансовой помощи детям?
Если сравнить с благотворительным проектом, к примеру, Первого канала, то, конечно, мой проект не так успешен. Если сравнить с тем, что я делал раньше для фонда, то за эти полгода я сделал больше, чем, наверное, за всю свою жизнь. Для сбора большего количества средств нужно больше информации в СМИ.
- Почему вы занимаетесь благотворительностью и ждут ли нас в будущем подобные благотворительные акции в вашем исполнении?
Я считаю что мы обязаны помогать друг другу, иначе мир будет ужасен, и в конце концов люди вымрут как мамонты. Кто-то сказал, что любовь порождает любовь, так же как и зло порождает зло. Вот поэтому я и помогаю людям.
Этапы путешествия
1. Старт велопробега Калининград 1 апреля 2017 г. Друзья и коллеги пришли проводить меня в долгий путь!
2. Куршская коса – уникальное место в Европе! Узкая песчаная полоса между Балтийским морем и Куршским пресным заливом. Пролегает в двух странах России и Литве. На литовской её части по всей косе есть велодорожка, чего не скажешь про российскую строну!
3. Выезжая из Саранска, попал под дождь со снегом, проехал всего 20 км от города, когда одежда покрылась коркой льда, мороз крепчал! Человек с морозом справиться может, а вот техника не всегда! Кассета обледенела, и цепь при переключения скоростей просто слетала с неё, кассета превратилась в кусок льда! Пришлось возвратиться пешком 5 км обратно по трассе до ближайшего отеля. Но на следующий день стало ещё хуже – выпала куча снега на трассе, ехать было очень опасно! Резина на велосипеде не для таких дорог! Пришлось ещё день ждать погоды.
4. Бескомпромиссные степи Западного Казахстана, наверно, самый неприятный участок моего пути! Постоянный ветер который давит на тебя, и как бы ты не хотел ехать больше 10-12 км/ч не получается, а порывы пытаются кинуть тебя либо под колёса автомобили, либо в кювет! И прямая как линейка дорога уходящая за горизонт без поворотов и без надежд.
5. Около 500 км дороги по пустыни Кызылкум (Узбекистан) пришлось проехать под палящим солнцем, воздух прогревался до +55°С. В один день подсчитал количество жидкости, которое выпивал за день, выходило около 13 литров! Радовало то, что некоторые автомобилисты останавливались и давали мне воду! Как и в степях Казахстана, приходилось возить много воды с собой, так как рек, озёр или другой воды для приготовления еды взять было неоткуда!
6. Горный Таджикистан встречает красивый озером Искандеркуль, который находится по дороге от Худжанта в Душанбе! Место невероятной красоты в горном массиве Фанских гор на высоте 2195 м.н.у.м.
7. Памирский тракт – одна из самых красивых дорог в Мире. И самая высокогорная дорога бывшего СССР, высшая точка которой – перевал Акт-Байтал ( 4655 м). На высоте из-за нехватки кислорода обмен веществ замедляется и остальные функции человека работают иначе. Крутить педали на высокогорье нелегко, а забираться в горку приходится с частыми остановками и порой проходить участки пешком. На этом участке маршрута произошла самая большая поломка велосипеда, обод на заднем колесе начал трескается от нагрузки рюкзака и плохой дороги. Пришлось менять полностью заднее колесо!
8. Киргизия отличилась самой отвратительной культурой вождения автомобилей, за первый день моего пребывания там 3 раза покушались на мою жизнь местные «шумахеры». Перед одним из таких шумахеров, выехавших на встречку, поворачивая с заправки через две сплошные полосы, я успел затормозить, но не успел выстегнуть ноги из контактных педалей, и в итоге упал прямо перед машиной. Водитель не вышел и не поинтересовался, всё ли у меня в порядке. Подождал, пока я встану, и уехал! Горы тут ниже, чем на Памире, и много зелени, природа восхитительно прекрасна!
9. Иногда дороги преподносят сюрпризы. Так в Алтайском крае в районе пос. Целинное, выезжая на трассу Бийск-Новокузнецк, я был слегка удивлён указателю, показавшему мне, что трасса – это тракторная колея без видимого наличия асфальта.
10. После Красноярска я решил изменить маршрут и поехать от Тайшета по северу БАМа до Северобайкальска. Дорога в основном – сложный грунт, иногда появляется асфальт. Пыль от проезжающих лесовозов за день покрывает тебя слоем дорожной пыли! Постановка лагеря напоминала «Веселые старты» кто быстрей: я поставлю палатку в тайге или меня съест мошка с комарами.
11. 110-й автозимник – дорога, которая проложена в 70-х годах прошлого века и должна была соединить БАМ с Транссибом, сейчас по нему ездят иногда Уралы или туристы на джипах! Самый труднопроходимый участок дороги – от пос. Кумора до второго брода через реку Баргузин (недалёко от пос. Улюнхан). Протяженность участка составляет около 150 км. Из них около 100 км пришлось идти пешком. Дорога представляет собой грязевые грунтовые участки с глубокими колеями, лужами, два серьёзных брода через р. Баргузин и множество бродов через другие речки и лужи. Порой дорога и есть русло реки. Лужи сначала пытался обойти, потом уже перестал – шёл по дороге между колеями, там лужи не так глубоки. По дороги около шести перевалов, самый высокий 1420 м. Этот участок полностью автономен!
12. Байкал как всегда великолепен, красочные закаты, песчаные пляжи сменяют каменистыми берегами, запах сосен на берегу радует все органы чувств велосипедиста.
13. Столица Бурятии встретила 30-километровым подъёмом на перевал и таким же спуском, в конце которого со встречной полосы движения водитель Toyota Camry совершил поворот налево, на этот раз я затормозить не успел и в итоге красиво пролетел через капот автомобиля. Слава Богу, отделался гематомами и ушибами в некоторых местах и оторванной стропой на рюкзаке.
14. От Читы до Хабаровска почти 2200 км бесконечной дороги без населённых пунктов, изредка попадались кафе, перегоны между кафе составляли до 100 км. Тут уже наступила осень и ночью температура около 0°С.
15. Финиш велопробега состоялся 16 сентября 2017 года, пять с половиной месяцев и 18426 км позади. Много эмоций и огромная работа над собой!
Фото Алексея Самбурова
Публикацию подготовила Елена Дмитренко
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Социальный проект": онлайн-сервис Instore.travel