Хрустальный пик-2017. Социальный проект. «Виртуальные горы Mt360.ru»
Номинация «Социальный проект» уже третий год объединяет, пожалуй, самые необычные и самые интересные инициативы. Потому что для их исполнения часто нужен не только высокий профессионализм, но и большая любовь к людям.
И сегодня мы представляем социальный проект, который открывает горы бесконечно широкому кругу людей.
В Приэльбрусье
О своём детище рассказывают его создатели
Команда проекта mt360.ru ходит по горам Кавказа более 20 лет. Оказавшись в далёком 1997 г. на склонах Эльбруса и Чегета, мы «заболели» горами. Тогда для нас специально включали канатные дороги, т.к. альплагеря, турбазы и гостиницы обезлюдили, и мы были практически единственными постояльцами. Больно было от мысли, что нетронутая природа и красота гор не находят применения: зарастают тропы и альпинистские стоянки, горы обезлюдили и осиротели. Но понемногу туристы-альпинисты возвращаются на «насиженные» места, и остро встал вопрос об информации. Члены нашей команды вплотную столкнулись с этой проблемой при разработке маршрутов фотоэкспедиций.
Информацию приходилось порой собирать по крупицам, но чаще всего её не было совсем. Но и те сведения, почёрпнутые из немногочисленных отчётов, порой вносили путаницу на местности, т.к. описания одних и тех же маршрутов различными группами кардинально отличались. К тому же с годами рельеф местности (таяние ледников, сели, обвалы и т.д.) сильно изменялся, исчезали указанные ориентиры, а «свежие» данные не появлялись.
Архыз
Выше приведенные причины и натолкнули на мысль создать удобный для путешественников фотопродукт. Проект был задуман в 2012 году, тогда же мы провели первые съёмки в районе Безенги. Сайт появился позднее в 2015 году, когда накопился материал, и получил имя mt360.ru – mountain travel (горные путешествия).
Мы хотели популяризировать outdoor, активный и пассивный отдых в горах, поделиться увиденными красотами и, как нам кажется, формат 360 для этого очень подходит.
Денис Пылаев – автор проекта, Специалист широкого профиля. Профессионально разбирается в самых различных не связанных между собой областях. Как и любой руководитель, любит раздавать указания – ценные и не очень. Не боится браться за сложные идеи и что-то начинать с нуля. В общем, креативная персона. Благодаря таким качествам проект реализуется под девизом: «Задача сложная, но нам по силам».
Денис и Светлана
Светлана – загадочная личность, известная на просторах интернета под ником kozandrevna. Любит неторопливые прогулки на лоне природы. Во время фотоэкспедиций выполняет роль штурмана – Ивана Сусанина – заведёт «куда надо», правда, не всегда самым простым и коротким маршрутом. Предложение использовать навигатор может расценить как личное оскорбление (шутка). Вне экспедиций занимается тестированием внедряемого программного кода и оформлением панорам. Работа сложная и ответственная, поэтому иногда во сне начинает перечислять в алфавитном порядке вершины на панораме, которую не успела до конца оформить перед сном. Если найдёте неточности в наименованиях вершин и перевалов – всю вину мужественно взвалит на свою хрупкую фигуру.
Артур
Артур Пачин – айтишник с большой буквы. В горах предпочитает кататься на сноуборде или купаться в термальных источниках. Иногда участвует и в фотоэкспедициях, где главной своей задачей считает отвлечение фотографа от съёмочного процесса. Большие и серьезные IT-проекты – это серые будни, поэтому в свободное от работы время принимает активное участие в разработке новой платформы для mt360.ru.
В проекте так или иначе участвует множество других людей. Родственники и друзья оказывают помощь в организации фотоэкспедиций. Местные фотографы, альпинисты помогают в создании контента. Например, Эдуард Манукянц с беспилотника снимает не только замечательное видео, но и панорамы для проекта.
Несмотря на то, что сайту не исполнилось и 3-х лет, о нем знают в десятках стран. На e-mail проекта регулярно приходят письма с благодарностью, а также с вопросами как попасть в те или иные места.
Турица (самка горного тура), Безенги
Mt360.ru сегодня – это несколько сотен панорам с информацией не только на русском, но и на английском языках. Панорамы привязаны к спутниковой карте, что делает удобным для «прочтения» рельеф местности при планировании путешествий. Активно добавляются новые панорамы и готовится к внедрению технологическая платформа, которая создаст технический задел на будущее.
На вопросы Риск.ру отвечает основатель проекта Денис Пылаев
- Денис, как давно вы увлечены фотографией? В какой момент вы решили, что просто фото вам уже недостаточно?
Честно говоря, до увлечения панорамами фотоболезни не наблюдалось. Просто снимал природу в горах. Однажды решил попробовать формат 360 и понеслось…
- Как увлечение оформилось в новый проект и какие задачи вы себе, реализуя его, поставили?
Проект mt360.ru скорее появился на свет в результате увлечения горами Кавказа, а не фотографией. И задача была одна – показать этот удивительный мир гор таким, каким видит его турист во время похода.
Суслик, Эльбрус с севера
- Кто работает вместе с вами над панорамами?
Родственники и друзья. (О них читайте выше – прим. ред.)
- В каких районах вам уже удалось побывать? Сколько фототуров вы на сегодняшний день сделали?
За 20 лет «горной жизни» посчастливилось облазить практически весь Центральный Кавказ. Панорамы для проекта снимаются только с 2012 г. Сейчас сделаны виртуальные туры по Безенги, Архызу, узлу Казбек-Джимарай с российской стороны, Тепли и в активной работе Дигория Западная и Восточная. Деление на фототуры очень условное. А на новой платформе (на данный момент в разработке – прим. ред.) все панорамы и виртуальные туры будут объединены в один глобальный.
Аманаузское озеро и ледник, Архыз
- Опишите процесс создания одного виртуального фотопутешествия от идеи до реализации – сколько времени и сил для этого нужно? Какие этапы работы необходимо выполнить?
Начинается всё с планирования фотоэкспедиции, которая практически ничем не отличается от обычного горного похода. Строится нитка маршрута и его подробное описание, оформляются необходимые документы, готовится снаряжение… Далее собственно сам поход и съёмка. И как завершающий этап – работа над отснятым материалом. Всё это довольно сильно растянуто по времени, а как количественно оценить затраченные силы я не знаю, наверное, зарплатой, но у нас её нет.
- Что из техники нужно для того, чтобы попробовать создать такой фототур? Хотя бы просто на коленке!
Всё зависит от качества результата, которое хотим получить. Если устраивает гугл качество – можно и на коленке! Смартфоном с использованием специальной программы сразу снимаем панораму и добавляем на гугл карты. Несколько панорам и вуаля, виртуальный тур готов. Правда в горах проблемы с интернетом и розетками для подзарядки смартфонов, а качество будет оставлять желать лучшего.
Мы же для съёмки используем фотоаппарат со сменной оптикой, штатив, панорамную головку и солнечную электростанцию. Для создания качественных панорам требуется куча программного обеспечения – для работы с RAW и HDR форматом, для сборки панорам и, естественно, фотошоп. Объединение множества панорам в виртуальный тур – это уже отдельный серьёзный трудозатратный этап работы. Да и техническая сторона вопроса здесь не проста. У нас в команде профессиональные IT-специалисты, которые сейчас заканчивают работу над новой платформой. Но это очень дорогое удовольствие.
Простому обывателю ничего не остаётся как пользоваться или готовыми программами/сервисами для создания виртуальных туров, или использовать «облегченное» программирование для панорамных движков.
- Я знаю, что вы поставили во главу угла некоммерческое использование ваших фототуров. Почему так? Что вами движет? Ведь создавать такие виртуальные туры – большой труд?
Большой труд? Это не просто большой труд. Это колоссальный объём работы, причём высококвалифицированной. Пользователь видит только верхушку айсберга. Техническая составляющая просто не заметна, а порой, она занимает не меньше времени, чем создание самого контента.
Теперь вернёмся к любимому русскому слову – «халява». А какие будут предложения? Ввести плату за просмотр? А если серьёзно, да, финансовая сторона вопроса давит на проект. Возможно, найдутся спонсоры, м.б. появится ненавязчивая реклама. Время покажет. Спонсоры, ау!
Эльбрус с севера
- Всегда ли задуманное удаётся осуществить или у вас есть и «долгострои»? Проекты не до конца отснятые или почему-то несмонтированные?
Иногда не получается полностью отснять то, что планировалось. Обычно по объективным причинам – погода в горах, как известно, очень непредсказуемая. Но с пустыми руками мы ни разу не возвращались. Что-то вот-вот будет опубликовано на Риске, но за самыми свежими новостями лучше следить в наших социальных группах ВК и ФБ.
Технические задачи обычно решаются без особых проблем по понятным причинам. Если проблемы и возникают – или из-за нехватки времени, или из-за ограничений хостинга. К сожалению, спонсоров у нас нет, арендовать выделенный сервер для нас дорого, а на обычном хостинге или виртуальном сервере особо не развернёшься, поэтому не все технические задумки сейчас можно реализовать. Есть и «долгострои» – отснятый материал лежит и ждёт, когда до него «руки дойдут». Так же есть много одиночных панорам, которые дополняют уже сделанные виртуальные туры. Но в связи с переездом на новую платформу – будут ждать своей очереди.
В Дигории
- Насколько востребованы ваши панорамы? Вообще технологии не стоят на месте. Как считаете, пик интереса к виртуальным турам ещё впереди или они уже воспринимаются как само собой разумеющееся?
Проект популярен, контент востребован в десятках стран мира, ссылки на сайт размещают не только пользователи, но и государственные структуры, альплагеря и спортивные клубы на своих официальных ресурсах.
Что касается технологий…да, они не стоят на месте, едва успеваешь за ними следить. Музеи и самые разные компании в большинстве случаев уже имеют свои виртуальные туры. Именно поэтому они воспринимаются как само собой разумеющееся явление.
Делу время, потехе - час в Кармадонских ваннах!
- Что ждёт нас дальше в мире виртуальной реальности?
Для создания виртуальной реальности требуется большое количество материальных затрат и усилий. Эти затраты способна окупить, в первую очередь, индустрия развлечений – кино и компьютерные игры. Шлемы, джойстики, костюмы воздействуют на органы чувств и восприятие человека, чтобы максимально погрузить в виртуальную реальность. Так же эта технология активно используется в архитектуре для визуализации будущих проектов, в искусстве – это виртуальные театры и музеи, а так же позволяет получить реальные навыки представителям самых разных профессий (летчикам, военным, врачам и т.д.). Технологии развиваются так быстро, что невозможно сказать, что будет через 10 лет. Сказать можно только одно – будет интересно.
Софийские водопады, Архыз
Риск.ру уже имел радость сотрудничать с проектом Mt360.ru в дни выставки Alp-Expo, когда все желающие могли побывать в горах с помощью очков виртуальной реальности. Надеемся, нам ещё представится возможность поработать вместе!
Кратерное озеро, Архыз
Фото из архива команды
Публикацию подготовила Елена Дмитренко
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Социальный проект": онлайн-сервис Instore.travel