Александр Абрамов: К обсуждению документального фильма РД Студии Валдиса Пельша «Ген высоты, или Как пройти на Эверест»
Документальный фильм РД Студии Валдиса Пельша «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» снят во время экспедиций Клуба 7 Вершин. Мы гордимся этой работой! Спасибо авторам!
Вы можете всегда посмотреть фильм в сети:
Серия 1
Серия 2
Серия 3
Просмотров уже сотня тысяч. Комментариев очень много. И хвалебных и ругательных, часто нелепых. Но если говорить о самых острых, то они направлены против коммерческого альпинизма. Вот как по этому поводу высказался один главных героев фильма, руководитель эверестовских экспедиций и президент «Клуба 7 Вершин» Александр Абрамов...
Александр Абрамов о коммерческом и спортивном альпинизме
Разрешите вставить 5 копеек. Так как много обсуждается отличие коммерческого и спортивного альпинизма. Я так разумею, что и обсуждать нечего, что у них мало общего. Так же как у спортивного и у промышленного альпинизма, например.
В спортивном альпинизме спортсмены участвуют в соревнования и удовлетворяют собственное эго. Поверьте Мастеру спорта и Чемпиону СССР. А в коммерческом альпинизме есть клиенты, которые не хотят участвовать в соревнованиях и быть спортсменами. Они просто хотят безопасно взойти и спуститься. Для этого есть профессиональные гиды обеспечивающие безопасность клиента и получающие за качественную работу адекватные деньги. То есть спортивный альпинизм во многом деятельность для самого себя любимого, а работа гида - это работа. Просто работа в горах. И за нее люди - гиды получают зарплату. В общем, спортивный и коммерческий альпинизм, как Северный и Южный полюс. С виду похожи, но ничего общего. Поэтому я думаю, нет смысла сравнивать их. Или ругать, что кто-то хочет заплатить гиду за восхождение.
Тут услышал мнение, что коммерческий альпинизм убил спортивный альпинизм. Во всем мире профессиональных альпинистов - 1%. А 99% это люди, которые хотят приезжать в горы. И совершать восхождения. Большинство из них платят гидам, которые и составляют этот 1% профессионалов. Работников горных курортов. Таких же, как лыжные гиды. Или, например, таксисты. Вы же не будете сравнивать горнолыжников туристов и горнолыжных гидов, что якобы горнолыжная индустрия убила горнолыжный спорт. Нет. Все наоборот, коммерческий альпинизм дает возможность огромному количеству людей попробовать себя на восхождениях. При том, что профессионалы гиды обеспечивают их безопасное и комфортное существование в горах. Скажите новичок в альплагере приехавший за свой счет: это альпинист или коммерческий клиент?
(Фото из экспедиции на Эверест 2017)
45
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
UPD: Нашёл, это титры в начале 1-ой минуты 1-ой серии.
Благодаря коммерческому альпинизму у спортсменов появилась возможность покупать снаряжение за более-менее адекватные деньги.
Фильм посмотрел на одном дыхании.
и возможности такой мощной и крутой кампании, как Дискавери?
Ясно что у Дискавери при любых раскладах будет лучше, даже просто из за несопоставимости бюджетов.
А про коммерческий альпинизм... Вот во времена былые, до 2 разряда, рублей за 40-ок, к тебе приставляли инструктора, выдавали снарягу, питание и кучу прочих ништяков. Это ведь тоже коммерческий альпинизм?
Да нет никакого пренебрежения, просто все люди разные, все со своим мнением.
Но как-то говорить, что пассажир такси едет не принято - его везут! Профессиональных бегунов - 1%, а остальные 99% бегают для себя, но никто из них не требует, чтобы его взяли на спину и бежали с ним... Не надо смешивать совершенно разные понятия: инструктор и гид, альпинист и клиент...
"Все наоборот, коммерческий альпинизм дает возможность огромному количеству людей попробовать себя на восхождениях."
Точнее поиграть в восхождение! Ручки замерзли - шерпа прощелкнет тебя в перила! ....
Гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние
Номер 3 по списку. ;)
А, ну-да, конечно, виноград -- зелёный.
Кому-то не нравится фильм. Кому-то не нравится коммерческий альпинизм.
И все друг другу чего-то доказывают.
А Пельш с Абрамовым просто зарабатывают деньги на том что они умеют делать. То есть, совмещают приятное с полезным.
И да,
как есть самодеятельный альпинизм, спортивный альпинизм и коммерческий альпинизм,
так же не надо путать учебный альпинизм и эрзац-альпинизм, в котором у клиента вместо мозгов - гид.
Помню по поводу матча Фишер-Тайманов, однокурсник сказал, что он смог бы сыграть с Боби не хуже чем Тайманов. Не буду обременять молодёжь догадкой: Тайманов сыграл с Фишером 6 партий; проиграл все.
:)
А в общем, не часто нас балуют фильмами про горы.
А команде Абрамова удачи и безаварийности.
Этот фильм должен дать толчок развитию коммерческого альпинизма. Романтики попрутся на доступные им вершины, начнут скупать экип, да и гиды в прогаре не останутся.
По мне так плохо то, что обыватель будет ровнять героев этого кино и великих восходителей под одну гребёнку. Да и очереди например на Эльбрус вырастут скорее всего, и спасов больше станет.
Популяризация альпинизма без должного регулирования может выйти боком.
Ведь это тоже самое, что популяризировать автоспорт, отвенив ПДД (хотя и наличие ПДД не спасает, как показывает практика).
Ведь на доступных($) вершинах не будет шерпов, кто поможет надеть кошки...
Если, посмотрев этот фильм, в горы ломанутся толпы неподготовленных людей, это создаст много бед и много проблем подготовленным. Чайники( будут спускать камни и лавины, срывать график восхождения.
Коммерческий альпинизм, как песочница, должен быть. Но должно быть и регулирование.
Коммерческие восходители(в первую очередь потенциальные) об ответственности не задумываются. И о правах других восходителей тоже.
Мысль пронизывает фильм - я заплатил, я делаю что хочу.
И дай бог чтоб организацией коммерческого альпинизма занимались такие люди, как Абрамов (низкий поклон), или хотя бы чистые на руку.
С коммерческим альпинизмом ситуация немного иная.
Что по поводу коммерческого альпинизма, то я за него. Сам при восхождении на Эльбрус предпочел идти с опытным гидом. Гид лет 30 проработал на Эльбрусе спасателем, два раза успешно поднимался на Эверест. Мне было с ним спокойно идти. Оба остались довольны друг другом и восхождением.
1. Пельш - снял фильм, правда с помощью высотных операторов Абрамова
2. Абрамов - получит клиентов, а их будет не мало, так как посмотрев данное "кино" народ подумает: раз смогли подняться те, то я то вообще "задом" поднимусь....
3. РедФокс - получит также новую клиентуру, на фоне туристов, которые после фильма пойдут в горы...
Хорошо это? Каждый сам решает...
Отсюда выходит, что направление этого фильма - популяризировать тему, показать возможность максимально возможной (потому что снятое восхождение даже не пяти а пятидесятизвездочное) и в итоге увеличить приток людей. А вот нужно ли это делать? Те, кто любит походы и горы все равно в них придёт, а те у кого есть деньги и желание удовлетворить амбиции найдут и кучу более безопасных и полезных способов это сделать.
Главные герои этого фильма - шерпы. Грустно конечно, что у целого народа и страны так мало способов зарабатывать, кроме как на Горе и обслуживании восходителей.
Так можно и в формулу билеты продавать. Заплатил 15 косарей - выслушал инструктаж, права посмотрели и вперёд, на трассу с Шумахером. Уверен - желающих море будет погонять под триста. Только пойдёт ли туда Шумахер гонять с этими людьми?
Ребята, которых в фильме показали, тоже в большинстве не чайники, есть чем похвастаться и готовились. Вот только показано так, что главный критерий участия - деньги и желание быть первыми. Если это есть, то все возможно. Все остальное - и опыт, и опасности - так, по заднему фону несерьезно.
Некоторым хочется на Эверест-и деньги позволяют- вот и все.
Чем желания такого человека менее ценны чем стремления альпиниста,"посвятившего горам жизнь"- да ничем абсолютно.
Страсть к горам- личный бзик каждого отдельного персонажа.
Остальные вовсе не обязаны этим восхищаться.
Учитывая стоимость попытки восхождения на Эверест и ежегодное кол-во поднявшихся людей на него, может такой проект окажется не совсем фантастичным.
Люди хотят подняться сами, а использовать для этого гидов и носильщиков- обычная практика испокон веку.
Вы любой альпинистской экспедиции в Гималаи можете это предъявить. Включая экспедицию Джона Ханта и Советскую 82г.
Использование труда сотен носильщиков и десятков шерп.
А самим слабо тащить всю свою требуху к горе и на гору?
Очевидно что слабо.
Так чего тогда пальцы гнуть?
Вроде, абрамовские клиенты не предъявляют претензий на места на пьедестале рядом с Хиллари и Месснером.
Где же Вы видите, что сами? Носильщики, шерпы, повара, гиды, кислород…
Если так ходить, то это экскурсия и подниматься удобней при помощи фуникулера.
Почему кислород с 7000? Можно идти на нем с BC. Китаец плохо ходит? Можно его нести, просто нужно «больше шерпов».
На Эльбрусе большинство поднимается по канатке, далее на ратраке, как можно выше.
Была бы возможность, доезжали бы на ратраке до седла. Разве не так?
Если самим ходить, то без кислорода и гидов, как Месснер, при этом никаких очередей на ступенях не будет. Если сложно на 8 тысяч, то всегда можно найти высоту пониже, под свои возможности и терпелку.
Если человеку не пробежать марафон и последнюю часть он доезжает на велосипеде или автомобиле, можно ли сказать, что он пробежал дистанцию?
Уважаю Ваш радикализм, однако же есть некоторые стоп-линии.
Тому старому китайцу (КМП) помогали 3 шерпа: один его тяянул вперед, другой подталкивал сзади, третий лестницу под ногами держал.
НО, ноги китаец переставлял сам. В этом всё же отличие от фуникулёра.
А чтобы довести эту (как любую другую) идею до абсурда, надо требовать чтобы все ходили не только без гидов и кислорода, но и только пешком , от уровня моря. Для Гималаев это либо Индийский либо Тихий океан.
«НО, ноги китаец переставлял сам. В этом всё же отличие от фуникулёра»
На двух фрагментах, хорошо видно, что китаец едет на шерпе, это не спасательная операция. Не понимаю, почему в 21 веке, нельзя было сделать удобные сидения-седла, а не подкладывать мешок под зад?
Говорят, мораль отсутствует выше 8000, так как видим, ее и ниже нет. Может, имеете ввиду, разницу между «занесли» и «завезли»?
Абсурд коммерческого альпинизма хорошо виден без утрирования и подходов. Учитывая здравый смысл и построенную китайцами хорошую дорогу, по-видимому, можно начинать подъем не с уровня моря, а с BС, куда можно доехать на машине.
Я сильно извиняюсь, но мы - каждый о своём.
Я имел в виду того японца которого таки затянули на вершину Эвереста с юга, а Вы - про одного из "героев" фильма.
Да, конечно, этого китайца несли. Но, он ведь только до стены под седлом так попал. Какое же тут восхождение?!
А вот с тем японцем и другими кто с помощью шерпов дошли - действительно, вопрос "чистоты восхождения стоит". Но, ИМХО тут есть здравая логика. Как глупо требовать чтобы восходитель пешком шёл от уровня 0м, так же глупо требовать чтобы он сам всё нёс на себе если считает допустимым чтобы часть его вещей несли шерпы.
И, хорошо если шерпы. А вот Ван Цзин в 2014 шла не только с шерпами, но и сразу из С2, а туда - забрасывалась вертолётом. Но, вершины достигла и сертификат получила. И даже мисс Хоули согласилась внести этот подъём в свою статистику.
Так что, ждём "супербройлеров", заброшенных прямо на Южное седло вертаком (предварительно конечно саклиматизированных до7к), сходивших по-быстрому туда-сюда и забранных тем же вертаком прямо вниз, в Катманду (или на крайняк в Луклу)
Чтобы всё же не валить в одну кучу с фуникулёром
На мой взгляд, наличие и использования фуникулёра выглядит привлекательно для тех, кто хочет побывать на вершине.
Сейчас подъемника нет, идет жесткая эксплуатация людей и животных для осуществления фикс идеи, пиара и поднятия собственного Эго.
На всякий случай замечу, что рассуждения не идут о людях какой-то определенной коммерческой группы. В фильме хорошо показано, что участники были разные, с разной подготовкой и с разными задачами восхождения.
"Эльбрус
1Б с Юга
Описание маршрута
Классический альпинистский маршрут 1Б с юга начинается от "Приюта 11""
Канатка получается на подходе.
Откуда описание, если не секрет?
То есть, альпинистам на Эльбрусе пользоваться фуникулёром позволительно, и это будет спортивно. А альпинистам на Эвересте пользоваться "фуникулёром" из шерпов, О2 и геликоптера до С2 - неспортивно. Замысловато ;-)
Я согласен лишь с одним, с Вашим вопросом: Какое минимальное расстояние необходимо пройти до вершины, что бы подъем считался восхождением, а не заброской, в таком случае? И, добавил бы к нему: при помощи каких сторонних средств?
Но, в таком случае, эти критерии надо бы применять не только к восхождениям на Эверест, но и к восхождениям на Эльбрус (например), А то как-то двояко получается, ИМХО
Попробуйте прочить пост выше еще раз.
Если Вы не признаёте возможной помощь носильщиков и транспорта для щирых спортсменов-альпинистов на Эвересте -значит это неприемлемо для таких и на Эльбрусе.
И то же самое - к коммерсам. Если их ведут и везут к БЛ Эвереста до высоты 5300, то почему их нельзя везти до 5300 на Эльбрусе?
А если хочется в олдскуле - то вэлкам, с палаточкой от асфальта и своими ножками, со всей едой в рюкзаке. Только, что-то я таких не встречал уже, давно и нигде
А если это так важно, то напишите именно пост. Что мешает?
Для открытия новой темы, необходимо хорошо владеть данным вопросом. Пока пишу только свои рассуждения, на основании небольшого опыта и увиденного в данном фильме, в надежде на то, что если ошибусь, меня поправят участники форума, разбирающиеся в данной тематике.
там еще "хуже" ситуация.
Тенцинг сам шерпа был... :)))
Точно так же альпинистам в тч Мэллори, Хиллари или Мысловскому с Балыбердиным шерпы грузы таскали и завтраки готовили.
"Носильщики шерпы повара гиды кислород"
P.S. Comment люди, не уважающие русский язык, и / или не владеющие им трансформируют до "камент"... Может пойти в школу?
Русскому языку, как правило, учат незнакомых людей без спросу те, у которых с собственными мыслями совсем плохо.
Вы здесь, фактически, пытаетесь показать свое превосходство перед клиентами Абрамова на Эвересте.
И это гораздо больше говорит о вас, чем о них.
Меня эта тема не интересует.
В школе недоучились, ностальгия ?
Вы же чемпион склочности.
Медаль имеете полное право попросить у администрации:)
Интересно вы в походах с участниками тоже непрерывные войны ведете?
xron-В игноре у (9)Игнор-лист (5)
СтарыйЧайник2, В игноре у (15)Игнор-лист (8)
entv, В игноре у (15)Игнор-лист (48)
:) Вопросы есть еще?
Тут некоторые аж на говно исходят от этой зависти.
Но вот, ничего не поделаешь, некоторые даже в альплагеря не ездили, а на Эверест сходили.
жизнь несправедлива, да:)
ну да, не бином Ньютона:)
Как говорил мой знакомый Ваня Сучков, кто любит лимоны- а кто ящики с под лимонов:)
Просто немного удивляет желание некоторых взгромоздить себя повыше, опустив для этого других пониже.
Впечатление будто клиенты Абрамова от их котлеты откусили.
Если возникнет потребность, то не только подадут, но и подотрут.
А если приспичит, то и биде с ручным насосом и электроподогревом воды от батарей затащат.
Всё решает спрос на услугу и количество денежных знаков.
Если я завтра вернусь из отпуска на работу и скажу, что был на Эвересте, что у меня спросят на работе?
Красиво ли там? Сколько это стоило? Может быть, кто-то, посмотревший этот или другой фильм, спросит, холодно ли было или было ли там чем дышать? Никому и в голову не придет спросить, сколько было шерпов, шел ли я сам или меня несли, с какой высоты я использовал кислород и на каком расходе, кто ставил палатки, готовил еду, считаю ли я себя восходителем и т.д. Это не интересует никого, кроме считанных единиц.
Знаковые горы - коммерческий продукт, который вполне успешно продается.
Например, Абрамов в фильме объясняя суть своего эксперимента с ночным кислородом обосновывал его "как бы спуском" до уровня предыдущего лпгеря.
Есть у кого-нибудь адекватная информация?
Ничего иного на высоте кроме как ступенчатая акклиматизация - не придумано, но если идешь с О2, (а нужен он не ранее чем с 7000), то акклиматизационная пила не обязательна, все равно идешь с соской. Вот только если О2 по какой-то причине заканчивается, все может печально закончится. Букреев когда-то на эту тему написал статью "Кислородные иллюзии".
Тем, что они не фанатики. они свободны.
В отличие от "обычных альпинистов" . как правило помешанных на горах.
Про них собственно можно сказать, что они идут в горы насильственно, потому что это фактически, жестокая потребность, без гор им реально херово в этой жизни.
А эти- нет, они свободны.Захотели- пошли на Эверест.
Захотели- забили на это дело и живут счастливо, не изнуряемые мечтами о горах, вообще о них забыли.
Это круто.
ТО есть, они смогли найти такую сумму вполне не напрягаясь. Это - примерно 400тыр/месяц.
Разумеется, люди с такими доходами вполне себе могут жить счастливо не изнуряя себя навязчивыми мечтами. И не только о горах-восьмитысячниках, но и других "плюшках" про которые нам только и остаётся, что мечтать.
Потому что, экономическая и внутренняя свободы - это 2 необходимые предпосылки для счастья. В соразмерной степени.
«Деньги не пахнут. Особенно, когда их нет совсем или очень много.»
"Ты мертв без денег" (с) :))
Мне было бы очень интересно посмотреть те кадры, которые "вырезаны" и не вошли в фильм, чтобы более объективно сформировать свое отношение к участникам экспедиции. Особенно это интересно в плане их мотивации и отношениях между собой.
Ну и, конечно же, большое уважение, в первую очередь, к Абрамову, а также ко всем организаторам этой экспедиции, включая шерпов. Обслуживать людей, заплативших за это деньги, сохраняя при этом самообладание, и, главное, обеспечить им безопасность в экстремальной обстановке - это что-то! С мужским составом это делать проще, а вот с женщинами - вдвойне сложнее.
100%.
С точки зрения раскрытия этой темы - фильма замечательная.
С клиентами на любой работе надо отношения строить, а не о своем "Я" беспокоиться.
Тут хотя бы деньги мотивируют а вот как бесплатно друг друг терпеть- не всегда это легко
Ничего против не имею и не понимаю, что надо отвечать на «а какая по сути разница?» и надо ли вообще.
Просто отметил, что фильм неплохо раскрывает тему взаимоотношений гидов-клиентов.