Пишет ayelkov, 12.07.2017 21:46

Документальный фильм РД Студии Валдиса Пельша «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» снят во время экспедиций Клуба 7 Вершин. Мы гордимся этой работой! Спасибо авторам!

Александр Абрамов: К обсуждению документального фильма РД Студии Валдиса Пельша «Ген высоты, или Как пройти на Эверест» (Альпинизм, клуб 7 вершин, коммерческий альпинизм)

Вы можете всегда посмотреть фильм в сети:

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Просмотров уже сотня тысяч. Комментариев очень много. И хвалебных и ругательных, часто нелепых. Но если говорить о самых острых, то они направлены против коммерческого альпинизма. Вот как по этому поводу высказался один главных героев фильма, руководитель эверестовских экспедиций и президент «Клуба 7 Вершин» Александр Абрамов...

Александр Абрамов о коммерческом и спортивном альпинизме

Разрешите вставить 5 копеек. Так как много обсуждается отличие коммерческого и спортивного альпинизма. Я так разумею, что и обсуждать нечего, что у них мало общего. Так же как у спортивного и у промышленного альпинизма, например.

В спортивном альпинизме спортсмены участвуют в соревнования и удовлетворяют собственное эго. Поверьте Мастеру спорта и Чемпиону СССР. А в коммерческом альпинизме есть клиенты, которые не хотят участвовать в соревнованиях и быть спортсменами. Они просто хотят безопасно взойти и спуститься. Для этого есть профессиональные гиды обеспечивающие безопасность клиента и получающие за качественную работу адекватные деньги. То есть спортивный альпинизм во многом деятельность для самого себя любимого, а работа гида - это работа. Просто работа в горах. И за нее люди - гиды получают зарплату. В общем, спортивный и коммерческий альпинизм, как Северный и Южный полюс. С виду похожи, но ничего общего. Поэтому я думаю, нет смысла сравнивать их. Или ругать, что кто-то хочет заплатить гиду за восхождение.

Тут услышал мнение, что коммерческий альпинизм убил спортивный альпинизм. Во всем мире профессиональных альпинистов - 1%. А 99% это люди, которые хотят приезжать в горы. И совершать восхождения. Большинство из них платят гидам, которые и составляют этот 1% профессионалов. Работников горных курортов. Таких же, как лыжные гиды. Или, например, таксисты. Вы же не будете сравнивать горнолыжников туристов и горнолыжных гидов, что якобы горнолыжная индустрия убила горнолыжный спорт. Нет. Все наоборот, коммерческий альпинизм дает возможность огромному количеству людей попробовать себя на восхождениях. При том, что профессионалы гиды обеспечивают их безопасное и комфортное существование в горах. Скажите новичок в альплагере приехавший за свой счет: это альпинист или коммерческий клиент?

(Фото из экспедиции на Эверест 2017)

Вы уж извините, можете обижаться, но слабоват фильм, слишком много "слюней и срача".

Я не нашёл конкретной минуты, к сожалению, но в одной из серий ведущий чётко говорит, что это реалити-шоу, собственно, от реалити-шоу ничего другого ждать не стоит.
UPD: Нашёл, это титры в начале 1-ой минуты 1-ой серии.

8ART, ты мало каши съел, чтобы понимать и оценивать сделанное другими.

Фильм понравился.

Вставлю и я свои 5копеек за альпинизм.
Благодаря коммерческому альпинизму у спортсменов появилась возможность покупать снаряжение за более-менее адекватные деньги.
Фильм посмотрел на одном дыхании.

Фильм посмотрел с интересом, но...еще 11 лет назад Discovery снял первый сезон "Эверест: За гранью возможного", где также показывается жизнь коммерческой группы с первого и до последнего дня экспедиции. Так что по сути мы имеем очередной плагиат нашего телевидения- взяли идею, имевшую успех и сделали по ней свой фильм. Наверное на неискушенного зрителя центрального канала проект Пельша произведет большой эффект (особенно интересны все эти "научные" вставки про высоты, горную болезнь и тд), но те, кто видел подобные документалки про Эверест ничего нового не будет.

Согласен на 100%, тот фильм был куда интереснее.

Ну а как равнять возможности студии Пельша,
и возможности такой мощной и крутой кампании, как Дискавери?

Ясно что у Дискавери при любых раскладах будет лучше, даже просто из за несопоставимости бюджетов.

Замечательный фильм.
А про коммерческий альпинизм... Вот во времена былые, до 2 разряда, рублей за 40-ок, к тебе приставляли инструктора, выдавали снарягу, питание и кучу прочих ништяков. Это ведь тоже коммерческий альпинизм?

Нет, это учебный альпинизм, никто на новичках не зарабатывал. Обучали, давали вырасти до спортивного этапа, потом выпускали на самостоятельные восхождения. Путевка была профсоюзная, т.е. разницу с затратами участника оплачивал ВЦСПС, получавший средства за счет членских сборов работников. Лагерное снаряжение было отстой, все новое кладовщики отдавали либо по знакомству, либо вовсе занимались чистой продажей дефицита, списывая как старое, а старое использовали по максимуму. Вот где коммерция была (уголовно наказуемая). Питание в лагере было обычным, из дефицита - разве что сгущенка. А какие такие ништяки Вам выдавали? У нас ничего не было. И инструктор в лагерь приезжал не зарабатывать на клиентах, он надеялся между делом походить чего-нибудь для себя, а работу с участниками воспринимал как ненужную, но необходимую обязанность - плату за удовлетворение своей страсти к горам. Не, были конечно среди них и талантливые педагоги, но это скорее как золотник.

Хороший фильм

Согласен. Я сам в молодости был альпинистом-спортсменом, и этот фильм посмотрел с удовольствием. Отлично снято. И у меня вызывают уважение люди, которые своими ногами зашли на Эверест, не положив на это всю жизнь, им было достаточно трудно. Им тоже нравится в горах. Почему такое пренебрежение со стороны более опытных альпинистов? В молодости я любил стенные маршруты и мне не приходило в голову тратить время на горы типа Эльбруса или пика Ленина, но это красивые горы и я понимал людей, которые на них ходили. Хотя там просто идешь пешком.

"Почему такое пренебрежение со стороны более опытных альпинистов?"
Да нет никакого пренебрежения, просто все люди разные, все со своим мнением.

"А 99% это люди, которые хотят приезжать в горы. И совершать восхождения. Большинство из них платят гидам, которые и составляют этот 1% профессионалов. Работников горных курортов. Таких же, как лыжные гиды. Или, например, таксисты."
Но как-то говорить, что пассажир такси едет не принято - его везут! Профессиональных бегунов - 1%, а остальные 99% бегают для себя, но никто из них не требует, чтобы его взяли на спину и бежали с ним... Не надо смешивать совершенно разные понятия: инструктор и гид, альпинист и клиент...
"Все наоборот, коммерческий альпинизм дает возможность огромному количеству людей попробовать себя на восхождениях."
Точнее поиграть в восхождение! Ручки замерзли - шерпа прощелкнет тебя в перила! ....

Да ладно. При СССР был такой плановый туризм. Ну, да, уровень комфорта там был ниже. И высота ниже. Но в основном требовалось только переставлять ноги (за исключением нескольких "как бы плановых" :-) маршрутов). И тоже некоторые самодеятельные туристы возмущались, что это нельзя называть туризмом. Почему - я никогда не понимал. Пусть каждый ходит как хочет и называет это как хочет. Хоть дайвингом. Все равно для занятия "настоящим", то есть привычным нам туризмом-альпинизмом требуются некие специфические свойства характера. И те, кого это интересует, кто "пригоден" и имеет материальную возможность - пойдут. А те, у кого одного из этих аспектов нет - не пойдут. Или пойдут, "обожгутся" и будут долго плеваться. Ну так пусть ходят хоть так и получают от этого удовольствие. Хотят гордиться своими достижениями - тоже имеют право.

Но плановые туристы хоть ставили палатки, носили продукты, готовили сами и т.д. А этим носики утирают... Им действительно остается только одеться да ножки переставлять.

Слава богу, насколько я понял фильм, совсем нулей там почти не было. Люди как минимум сходили на Эльбрус, а некоторая дама говорила что перед Эверестом была на Чо-Ою. Следовательно хоть кошки одевать умеют и карабины муфтовать. Но эпизоды со срачем, слюнями, и соплями не доставляют удовольствия. Ведь большинство понимало куда они идут.

Как всегда, обычный срач ниочём.
Кому-то не нравится фильм. Кому-то не нравится коммерческий альпинизм.
И все друг другу чего-то доказывают.
А Пельш с Абрамовым просто зарабатывают деньги на том что они умеют делать. То есть, совмещают приятное с полезным.
И да,
как есть самодеятельный альпинизм, спортивный альпинизм и коммерческий альпинизм,
так же не надо путать учебный альпинизм и эрзац-альпинизм, в котором у клиента вместо мозгов - гид.

Насчет критики фильма и критики коммерческого альпинизма.

Помню по поводу матча Фишер-Тайманов, однокурсник сказал, что он смог бы сыграть с Боби не хуже чем Тайманов. Не буду обременять молодёжь догадкой: Тайманов сыграл с Фишером 6 партий; проиграл все.

За фильм спасибА! Первый раз увидел маршрут с севера, а то все классика через южное седло. И как-то в тему пошла публикация дневника Валерия Хрищатого. Хорошо бы об экспедиции на Канченджангу что-то подобное.

А в общем, не часто нас балуют фильмами про горы.

А команде Абрамова удачи и безаварийности.

Фильм хорош. У нас для обывателя такого ещё не делали.
Этот фильм должен дать толчок развитию коммерческого альпинизма. Романтики попрутся на доступные им вершины, начнут скупать экип, да и гиды в прогаре не останутся.
По мне так плохо то, что обыватель будет ровнять героев этого кино и великих восходителей под одну гребёнку. Да и очереди например на Эльбрус вырастут скорее всего, и спасов больше станет.
Популяризация альпинизма без должного регулирования может выйти боком.
Ведь это тоже самое, что популяризировать автоспорт, отвенив ПДД (хотя и наличие ПДД не спасает, как показывает практика).
Ведь на доступных($) вершинах не будет шерпов, кто поможет надеть кошки...
Если, посмотрев этот фильм, в горы ломанутся толпы неподготовленных людей, это создаст много бед и много проблем подготовленным. Чайники( будут спускать камни и лавины, срывать график восхождения.
Коммерческий альпинизм, как песочница, должен быть. Но должно быть и регулирование.
Коммерческие восходители(в первую очередь потенциальные) об ответственности не задумываются. И о правах других восходителей тоже.
Мысль пронизывает фильм - я заплатил, я делаю что хочу.
И дай бог чтоб организацией коммерческого альпинизма занимались такие люди, как Абрамов (низкий поклон), или хотя бы чистые на руку.

Горнолыжный спорт не лучший пример. Перед тем, как брать гидов и уходить на целину клиенты учатся хорошо кататься. С инструктором в лягушатнике. В цивилизованных странах ещё и начинают обучение с 10 правил fis. После чего ещё долго выкатывают по трассам.
С коммерческим альпинизмом ситуация немного иная.

Фильм понравился, мне интересно было посмотреть на работу команды 7 вершин. Организация экспедиции от и до на высоком уровне, а финиш- перфект! Есть чему поучиться.

Фильм понравился. Спасибо за него. После фильма лучше понимаешь, что происходит на высоте.
Что по поводу коммерческого альпинизма, то я за него. Сам при восхождении на Эльбрус предпочел идти с опытным гидом. Гид лет 30 проработал на Эльбрусе спасателем, два раза успешно поднимался на Эверест. Мне было с ним спокойно идти. Оба остались довольны друг другом и восхождением.

Про фильм, может и повторюсь, но мне кажется от этого выиграли все:
1. Пельш - снял фильм, правда с помощью высотных операторов Абрамова
2. Абрамов - получит клиентов, а их будет не мало, так как посмотрев данное "кино" народ подумает: раз смогли подняться те, то я то вообще "задом" поднимусь....
3. РедФокс - получит также новую клиентуру, на фоне туристов, которые после фильма пойдут в горы...
Хорошо это? Каждый сам решает...

кагоцел еще.

Не все. Проиграли подготовленные спортсмены, которые вынуждены выбирать менее хоженые и более опасные маршруты, чтобы не видеть свалок мусора, много времени искать места под палатки и не стоять в пробках на узких местах. И которым приходится вести спасработы все чаще и чаще. Должно все-таки быть какое-то регулирование в этой "отрасли" или правильно поставленное информирование, которое бы формировало в голове романтиков все-таки правильную картину ориентиров : сначала горная школа, потом горы, не был на Казбеке, Белухе, Эльбрусе, нельзя на Ленина, не был на Коммунизма, Победе, нельзя на восьмитысячники. Причём сам, не на шерпах, сам должен тащить свои 25-30 кило в рюкзаке. Не можешь - тренируйся. Иначе - в ящик сыграешь, причём показывать реальную опасность, чтобы она выглядела и на подкорке откладывалась опасностью. Это как фильмы о войне, посмотри "Сталинград" - и ничего не ёкнет, а посмотри Элема Климова "Иди и смотри" - и неделю потом просыпаться будешь в ужасе от сцены, когда герои через болота пробирались. И фиг потом ты войну захочешь и красную кнопку ни за что не нажмёшь.
Отсюда выходит, что направление этого фильма - популяризировать тему, показать возможность максимально возможной (потому что снятое восхождение даже не пяти а пятидесятизвездочное) и в итоге увеличить приток людей. А вот нужно ли это делать? Те, кто любит походы и горы все равно в них придёт, а те у кого есть деньги и желание удовлетворить амбиции найдут и кучу более безопасных и полезных способов это сделать.
Главные герои этого фильма - шерпы. Грустно конечно, что у целого народа и страны так мало способов зарабатывать, кроме как на Горе и обслуживании восходителей.

Ну как-то странная последовательность Победа - восьмитысячники... В Эвересте-82 было только два участника (на тот момент) побывавших на Победе...

А всем участникам экспедиции конечно, большое уважение. Абрамову вдвойне. Коммерческой экспедицией в психологическом плане наверное гораздо сложнее рулить, чем спортивной.

Я об уровне говорю. На Эвересте-82 не было случайных. У каждого бекграунд - мама не горюй, и отбор как в космонавты был. Эти люди жизнь посвятили, чтобы карабкаться на большие горы.
Так можно и в формулу билеты продавать. Заплатил 15 косарей - выслушал инструктаж, права посмотрели и вперёд, на трассу с Шумахером. Уверен - желающих море будет погонять под триста. Только пойдёт ли туда Шумахер гонять с этими людьми?
Ребята, которых в фильме показали, тоже в большинстве не чайники, есть чем похвастаться и готовились. Вот только показано так, что главный критерий участия - деньги и желание быть первыми. Если это есть, то все возможно. Все остальное - и опыт, и опасности - так, по заднему фону несерьезно.

Про отбор и "издевательства" (как-то наиболее подходящее слово :-) ) над кандидатами в "Э-82" написано в "Физиология человека в условиях высокогорья"... А в фильме "не чайников" видно: Абрамов и Мороз. Кто еще? Ах, да, шерпы... :-)

Абсолютному большинству людей нафиг не надо "жизнь этому посвящать".
Некоторым хочется на Эверест-и деньги позволяют- вот и все.

Чем желания такого человека менее ценны чем стремления альпиниста,"посвятившего горам жизнь"- да ничем абсолютно.
Страсть к горам- личный бзик каждого отдельного персонажа.
Остальные вовсе не обязаны этим восхищаться.

Для таких людей больше подойдет канатная дорога к вершине.
Учитывая стоимость попытки восхождения на Эверест и ежегодное кол-во поднявшихся людей на него, может такой проект окажется не совсем фантастичным.

Если сейчас возможно строить стратосферные дирижабли, которые будут подниматься на высоту до 30 км, то почему бы не забросить материалы, кислород и капсулы для проживания на высоту 6000-8848 метров? Думаю, вопрос времени и рентабельности данного мероприятия.

Исходный вопрос для каждого - а чего он стоит. Ответили участники фильма? Да или нет? Ау...

Повторю вопрос который ранее задал не я: какой расход кислорода из баллона какому "снижению высоты" соответствует?
Например, Абрамов в фильме объясняя суть своего эксперимента с ночным кислородом обосновывал его "как бы спуском" до уровня предыдущего лпгеря.
Есть у кого-нибудь адекватная информация?

Это, видимо, личные ощущения Абрамова. Зачем Абрамов использовал О2 внизу? Да кто его знает, эксперимента ради, вероятно. Вот все надышатся внизу и как побегут :).
Ничего иного на высоте кроме как ступенчатая акклиматизация - не придумано, но если идешь с О2, (а нужен он не ранее чем с 7000), то акклиматизационная пила не обязательна, все равно идешь с соской. Вот только если О2 по какой-то причине заканчивается, все может печально закончится. Букреев когда-то на эту тему написал статью "Кислородные иллюзии".

Абрамов, как артист, очень понравился, Пельш, как турист, тоже молодец. Тетки зря так напомадились, на высоте это воспринимается как диссонанс. В целом, из такого нудного занятия как коммерческий альпинизм получился весьма смотрибельный фильм.

Понял чем мне нравятся эти люди, идущие на Эверест с гидами за большие деньги.

Тем, что они не фанатики. они свободны.
В отличие от "обычных альпинистов" . как правило помешанных на горах.
Про них собственно можно сказать, что они идут в горы насильственно, потому что это фактически, жестокая потребность, без гор им реально херово в этой жизни.

А эти- нет, они свободны.Захотели- пошли на Эверест.
Захотели- забили на это дело и живут счастливо, не изнуряемые мечтами о горах, вообще о них забыли.

Это круто.

Клиенты Абрамова - ничего плохого про них не думаю и не пишу - смогли себе позволить заплатить 4-5 млн.рублей за эту экспу. Некоторые - повторно.
ТО есть, они смогли найти такую сумму вполне не напрягаясь. Это - примерно 400тыр/месяц.
Разумеется, люди с такими доходами вполне себе могут жить счастливо не изнуряя себя навязчивыми мечтами. И не только о горах-восьмитысячниках, но и других "плюшках" про которые нам только и остаётся, что мечтать.
Потому что, экономическая и внутренняя свободы - это 2 необходимые предпосылки для счастья. В соразмерной степени.

В тему.
«Деньги не пахнут. Особенно, когда их нет совсем или очень много.»

Ну да...

"Ты мертв без денег" (с) :))

С интересом посмотрела фильм, понравился. Не хочу критиковать ничего и никого. Считаю: нравится - смотри, не нравится - не смотри. Во всяком случае, ребята, создававшие фильм, старались, много труда положено. Мне было интересно смотреть и на бытовые условия, и на экипировку, и на питание, и на общее обслуживание тех, кто имел возможность заплатить за все это. Какие могут быть вопросы по этому поводу? Я ехала по профсоюзной путевке в альплагерь: снаряжение - соответствующее, питание - тоже. В столовой мы, девчонки, старались взять порцию поменьше, чтобы ребятам больше досталось. Уж если нам не хватало, то ребятам было еще труднее.
Мне было бы очень интересно посмотреть те кадры, которые "вырезаны" и не вошли в фильм, чтобы более объективно сформировать свое отношение к участникам экспедиции. Особенно это интересно в плане их мотивации и отношениях между собой.
Ну и, конечно же, большое уважение, в первую очередь, к Абрамову, а также ко всем организаторам этой экспедиции, включая шерпов. Обслуживать людей, заплативших за это деньги, сохраняя при этом самообладание, и, главное, обеспечить им безопасность в экстремальной обстановке - это что-то! С мужским составом это делать проще, а вот с женщинами - вдвойне сложнее.

«Обслуживать людей, заплативших за это деньги, сохраняя при этом самообладание … это что-то!»

100%.
С точки зрения раскрытия этой темы - фильма замечательная.

а какая по сути разница?
С клиентами на любой работе надо отношения строить, а не о своем "Я" беспокоиться.

Тут хотя бы деньги мотивируют а вот как бесплатно друг друг терпеть- не всегда это легко