Перворазик на Эльбрусе

Пишет Питерский перворазик, 10.07.2017 15:57

Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Рассказ с фотографиями о восхождении на Эльбрус в июне этого года. Может кому из перворазиков пригодится.

Начитавшись рассказов про перво и прочие восхождения на Риске, меня тоже пробило на творчество. Прошу учесть, что «чукча не писатель, чукча читатель», снизойти, всяким мусором не кидаться. Пишу как получается.
Катался я в очередной раз в феврале на Эльбрусе, любовался видами. И в один прекрасный день понял, что ХОЧУ подняться на вершину. Торкает меня от Горы. Стал рыть в инете, общаться с местными, с восходителями. Понял, что лень мне идти в группе, хотца персонального гида. Тут местные посоветовали мне с кем поговорить про восхождение. Переговоры прошли успешно и мы запланировали сиё деяние в начале июня на западную вершину с юга.
По возвращении до дома, вместо того что бы забить на спорт до следующей зимы, пришлось продолжить тренировки с акцентом на ноги, как то приседания, прогулки по лестнице на 10 этаж, и даже добавить пробежки пару раз в неделю. И само собой на другие группы мышц тоже делал. Заказал пропуск на всякие ущелья и Чегет, вдруг забреду случаем.
В мае созвонились. Окончательно определились со сроками. Оказалось, что можем пересечься на 8 дней. Взял себе билеты туды-сюды, с 10 днями на погулять.
Настал июнь. Минводы встретили мокрым асфальтом и тучами. Когда вышел на парковку, уже пробивалось солнце. И всю дорогу я грелся в машине под ясным небом.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
И вот я в Терсколе. Заселился в гостиницу. Было еще часа 2 дня. Сидеть в кафе рано, в гостинице скучно. Собрался и поперся гулять. Решил гулять по ущелью Терскол. Любуясь видами, цветочками, водопадом, фоткая все это добрел до конца или начала ущелья. Посидел на камнях на 2654 м, попил чайку с финиками и пошел обратно. По словам пастуха в 70-е ледник лежал почти до кошары.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Вечером встретился с гидом. Порешали, что радиалки на аклимуху я топаю сам, получив советы где что и как. По вечерам буду докладывать об успехах и самочувствии. Запланировали на 6-7 день штурм.
В первый день по графику пошел к водопаду Девичьи косы. Погода была солнце, ветер и облака на Горе. По маленьку, с остановками на фотографии дошел до водопада.
Решил подняться выше только до снега, так как был в дышащих кроссовках, лень мочить. К обсерватории тропа была по снегу. Поэтому вылез на склон до 2921 м, спрятался в камнях от ветра, пол часика отдохнул с чаепитием, и пошел обратно на базу.
На второй день утречком прогулялся до Азау. Поднялся на канатке до Мира. Пошел в трекинговых кроссовках. Снегу было на много больше, чем зимой. Любимое место отдыха, сломаный ратрак, занесен по самую крышу. В феврале сидел в нем на скамейке в кузове с видом на Главный Кавказский хребет. Тяжко вздохнул и побрел в гору. По температуре был маленький минус, снег жесткий, идти приятно. По снегоходовой трассе было влом идти, крутовато. И как человек ленивый, шел по краю лыжного склона, вспоминая собственные зимние покатушки. По дороге устроил себе отдых с фотосессией у бочек.
После снова пополз вверх. Дополз до перегиба выше Гарабаши, 3963 м по нафигатору. И потопал к LeapRus. Где меня пожалели, пустили в столовую погреться. Все сделано красиво и удобно. Шикарный вид из огромного окна. Как обычно набулькался чаю с финиками. Пофотографировал виды.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Отдышался и отправился обратно к Миру. Спустившись вниз, вспомнил про водопад Азау. Дошел до него. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Местные говорят, что лет 30-40 назад ледник по ущелью доходил почти до водопада.
Малехо пофотил и пошел до отеля в Терскол.
На третий день задание было подняться на приют 11 или чутка выше по самочувствию. Как обычно разминка на своих двоих до Азау, трамвайчик до Мира. Солнце с легкой облачностью. И снова пешедралом в гору. Снова по трассе покатушек. Был +5, снег мокрый, но еще не проваливался. Смотрел на тренировку спортсменов.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Так шел и шел до приюта. Стал замерзать на ветру. Нацепил маску, перчатки и махнул ветровку на куртку. Стало теплее. Силы еще были. Решил ползти выше. Нацепил гамаши на трекинговые кроссовки. Так за 4,5 часа с добрался до верха скал Пастухова, 4693 м. Выше без кошек стало страшновато идти. Отдохнул на камешке, отдышался, почаевничал.
И за час десять докатился обратно до Мира. Доехал вниз в вагончике, и потопал в отель. Вечером получил по черепушке от гида, задание отдохнуть завтра и если так нравится активный отдых, то погулять на Чегет.
Утром назавтракавшись, пошел на Чегет. До первой станции канатки дорога была почти сухая. Маленькие ручьи по дороге и поперек. Попался явно доисторический дольмен, сложенный первыми Чегетовосходителями. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Всего один язык снега на пару метров шириной. Выше станции пришлось надеть гамаши и переть по камням и рыхлому снегу. Дошел до второй станции. Небо стало затягивать облаками. Эльбрус надел шапочку. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Постоял, пофоткал, почесал репу, и ломанулся выше по снегу и камням. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Добрался почти до гребня Чегета, проваливаясь местами почти на длину ноги. Залез на скалу на 3393 м. полюбовался на обрыв внизу, на гребень Чегета. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Очканул идти дальше один, в кроссовках без страховки, и отправился вниз, на нижнюю станцию в пирожковую, лопать вкуснейшие на Чегете пирожки. Успешно справился с этим нелёгким делом, в смысле с пирожками. Набрался сил и решил прогуляться посмотреть поближе на семерку и озеро Донгуз-Орунбаши. К сожалению оказалось, что озеро еще не оттаяло. И его разноцветность была не видна. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Небо стало темнеть, поползли тучи. На обратном пути встретил пограничников, пообщались и я отправился вниз. Там где утром по дороге тек маленький ручеек, текли бурные потоки воды. День был длинный, запасы воды неожиданно иссякли. Пришлось зайти на нарзан на битву с жаждой. Через десять минут после прихода в отель хлынул ливень. Но легендарному аппетиту он был не помеха. Вечером как обычно получил выговор на тему: все нормальные люди поднимаются до 3100 м на Чегете, а тебе делать нечего. В обчем порешали с утра взять недостающую снарягу для меня в прокате и отправляться на бочки с ночевкой. Страховку и ледоруб по мнению гида брать было не нужно.
С утра погода была облачная, но без осадков. Этим утром все вышедшие на Гору группы вернулись с пол дороги. Добрались на бочки, заселились. Присоседились к смешанной франко-немецкой группе, под руководством самого красивого и одного из опытнейших гидов Приэльбрусья (несколько сотен восхождений) Лизой Паль. Небо стало проясняться. Облачность ушла вниз.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Погулял до Гарабашей. К вечеру ветер стих. На 3500 повисла облачность. Стало холодать. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Решили идти в ночь. На 3 утра назначили совместный выезд на ратраке.
Ночью периодичечки просыпался от храпа соседей. Поднялись пол второго. Мимо Пастухова уже топали фонарики двух самых нетерпеливых групп, ниже ползли еще несколько и ратрак. Позавтракали, залили термосы. Снарядились. Нацепили кошки. Расселись в ратраке. Сказали бисмиляхи. И поехали в гору. Довезли нас до низа Пастухова. Одна из ранее вышедших групп подбиралась к ратраку. Наша пара сразу пошла в гору, в отрыв. Гид повел партизанскими тропами, в хорошем темпе. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) По температуре маленький минус, безветрие, снег плотный, кошки еле оставляли следы. Встретили рассвет. Обалденно красиво. Шикарная тень Эльбруса на десятки километров длиной. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Одели очки.
Огородами вышли на середину косой полки. Догнали и обогнали предыдущую группу. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
Мне стало не хватать дыхалки. Появилось желание поспать. Понял, что забыл взять самое главное, второе дыхание. При ходьбе останавливался иногда после нескольких шагов на продышку с прозёвыванием, то после нескольких десятков. Гид пер как ратрак в гору. Добрались до седла. Несколько минут отдохнули. Попили чаю. Сняли по флиске в рюкзаки. Жевнули фиников. Продышались. Оставили рюкзаки и пошли дальше. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перед нами остались всего две группы вышедшие на два часа раньше. При выходе на финишную прямую встретили сначала одну, затем вторую группы спускающихся с вершины. Отыграли по скорости у них часа полтора. На середине подъёма от седла к вершине меня наконец-то догнало второе дыхание. Идти стало легче. Гид пропустил меня вперёд подняться первым. И вот я на вершине. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Подъем от низа скал Пастухова до вершины занял почти шесть часов. Особо ярких эмоций уже не было. Скорее ощущение выполненной тяжёлой работы. Сделали коллекцию снимков. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Повезло с погодой. Солнце. Слабый ветер, для Эльбруса просто штиль. Облачность на 4500. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Выше облачности торчат Ушба, Безенгийцы, и еще чуток местами. Захотелось помолиться. Говорил своими словами, что лезло в голову. Пробило до слез. Может действительно на горе ближе к богу.
Пошли обратно. Вниз у меня сначала шлось хреновато. Не правильно ставил ногу. Гид подстраховывал меня под руку. Постепенно разошелся. Привык. И пошли нормально. На пол дороге к седлу встретили ребят которых обогнали на косой, затем команду с которой выходили вместе. Спускавшиеся ранее две группы за чем-то перед спуском к седлу ушли левее через камни. На встречке прошло еще пара групп. На седло мы спустились первыми. Несколько минут отдохнули.Чай, финики, убрали все лишнее, включая фотоаппарат. Рюкзаки на плечи. Пошли вниз. Самое тяжелое было спускаться с косой полки мимо ратрака до скал. Спуск с хорошим уклоном и большой нагрузкой на колени. Добрались до бочек нормально, первыми из взошедших на Эльбрус. Пообедали. Получил поздравления от гида с восхождением. Собрали вещи и через креселку спустились на Мир. У гида на завтра были дела. Затем трамвайчиком на Азау. Там машина и отель. Принял душ. Поужинал. Прогулялся за нарзаном. И часов в восемь вечера упал спать.
Утром встал полный сил и энергии, позавтракал, собрался и около 10 меня подвезли до поворота на Адыл-Су. Очень красивое ущелье. Перепад снизу до верху по ущелью метров 500 с лишком. Так любуясь и фотографируя виды добрался до Джан-Тугана.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Так и не могу понять за счет чего держаться ледники таким карнизом и не падают. Может в низ встроен антиграв? Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Почесал репу и пошел дальше до Зеленой гостиницы. Дошел до домиков глянциологов, где и встретил первых на прогулке людей в ущелье, не считая пограничников. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Почаевничал, перекусил. Поболтал со студентками. Сделал набор фото с Эльбрусом и окрестностями. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм)
И отправился обратно. Шел по тропе и пытался понять, почему в таком красивом месте нет туристов, альпинистов и прочего люда. Стоят пустые базы. Не понятно. Дошел до трассы на Терскол. Встретил скалолаза из Москвы и художника из Питера. Нагулял по ущелью 20 с хвостиком км. Попуткой доехал до отеля через поляну нарзанов. Выяснил неприятную вещь, не работал банкомат в Терсколе и Чегет. Пришлось прогуляться за наличкой до банкомата на Азау и обратно. Отужинал. Получил сертификат о восхождении от президента федерации альпинизма КБР. Поблагодарил за восхождение. Получил приглашение подняться на восточную вершину.
Следующий день у меня был банным. С утра в перерыве между дождями успел добраться до нарзана и залить бутылки. В следующий перерыв в дождях дошел до бани, даже малехо под солнцем. Пока был в бане, прошел ливень с градом. Но мне это не мешало. Выдул литр чаю с перцем и 1,5 нарзана. День удался. Отдохнул чудненько.
Утром предпоследнего дошел до Чегета. Закупился травяным чаем и прочими сувенирами. Вернулся в отель. Собрался решив пройтись снова к водопаду на Терсколе. Виды стали более зеленые.
Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Тут я понял, что похоже акклиматизация она всё же есть. Не напрягаясь, прогулочным шагом, с остановками на фото за час 15 дошел от отеля до водопада. В этот раз косы стали гуще. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Всего неделя разницы во времени. На обратном пути понял, что не нагулялся. И отправился смотреть на другой водопад в ущелье Терскол. Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Перворазик на Эльбрусе (Альпинизм) Чудесно нагулялся. Сделал интересные фото.
Настал крайний день. Собрался, попрощался и поехал до дому. Небо затягивало тучами. Наверное к дождю.
Провел чудесные 10 дней в Приэльбрусье. В очередной раз понял, что хочу возвращаться сюда снова. Горы зовут.
Проблем с акклиматизацией не было. На радиалки брал литр с небольшим регидрона, 0,5 травяного чая и 0,5 нарзана. В принципе хватало. Пуль был в пределах 100-120. Спал нормально. Может из-за ежедневных прогулок от 18 до 28 км. Каждый вечер после ужина ходил кругом моцион, через нарзан и поляну Чегет. В горах растерял 3 кило весу. Местами нашел загар.