Прохладный «Гольфстрим»

Пишет Aglob, 05.05.2017 15:57

Прохладный «Гольфстрим» или немного послевкусия от «ЧСЗФО-2017» в Хибинах
Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)
Прошло чуть больше месяца с окончания Чемпионата СЗФО по альпинизму в ледово-снежном классе 2017; Апатиты накрыла традиционная весенняя метель – подходящее время, чтобы набросать текстом немного воспоминаний с одного из маршрутов и приправить их фотками.

Одним из маршрутов, который наша команда решила пройти в рамках Чемпионата стал маршрут «Гольфстрим», 4Б (А. Юркин, 2013, № 8.6.1.18 по Классификатору). «Чемпионат и всего лишь 4Б*?» – спросите вы, «Зима, Хибины*», - отвечу Вам.

*Из-за малых максимальных высот (всего ~ 1206 м.), маршруты 5A к. сл. на текущий момент – это передел для Хибин; плюс все прелести зимнего полярного горовосхождения.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)
Панорама цирка и классифицированные маршруты

Линия (условно)

В планах было пройти маршрут «fast & light» в течение одних суток, но погода и недостаток запасов нашей мощи внесли свои коррективы и наше приключение растянулось на несколько дней.

День 1 и северное сияние

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Стартуем по темноте в 3:00, в планах уложиться к концу светового дня.

К рассвету добираемся в Цирк поясов. За последние несколько дней выпало большое количество снега, который не успел зафирноваться и на подходах изрядно вымотал. «Одеваемся» на подушке. Справа и слева, со всех кулуаров посходили лавины, подход под начало скал по свежему лавинному выносу – лавинная опасность близкая к максимальной – очень тревожно и неуютно. Вверх под скалы почти бежим, под первой стенкой выдыхаем.

До R2 все засыпано. Начинаем работать. Показавшееся по рассвету солнце куда-то уходит, всё затягивает, начинает сыпать и подметать. Но вроде не холодно. Работаю вторым, стою страхую, никуда не спешу… Спереди на каске нарастает сосулька – определённо к скорой весне.

Участок R3 – R5 (условно). Получается чуть подспрямить и пройти одной верёвкой. Выходит шикарный прямой участок микстового лазания.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Станция под внутренним углом, но этот угол не идём, даем еще один траверс вправо, под нависающий внутренний угол, чтобы было интереснее.

Тут немного не рассчитали, поставили неудобную станцию слева от ключа (на фото по центру вглубь) под нависанием, чтобы было безопаснее, но по зиме вполне можно ставить и справа (по фото) – будет и удобнее, и виднее, как и рекомендуют в описании.

Неудобная станция под «одну ногу», за спиной кулуар «Акваланг» во всю глубину, но работает древний «инстинкт страуса»: невидно, значит не страшно.

Ключ № 1. Немного нависает. 100°

Немного позирую на ключе, всё не получается поэффектнее вытянуть ноги.

Твоё выражение лица, когда бодро пролез первый ключ, не пьёшь, не куришь, спортсмен и вообще по жизни молодец.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Начало отщепа, сразу справа от R7.
Дальше снова траверс вправо, по большому отщепу, внутренними углами и косыми полками и мы на террасе!

Погода проясняется. Работаем уже 10 часов, чуть опережаем график. До конца маршрута второй ключ - одна верёвка.

Достаю фотик, клац-клац объектив замер, до этого всё время носил его под мембранкой, перепаковываю под флиску поближе к телу и перехожу на телефон.

Первый десятиминутный отдых; раскупориваем термос, кушаем сникерсы. Всё идёт отлично.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Пока мы расслаблялись и восполняли запасы углеводов, снова затянуло «в ноль».

Подходим под Ключ № 2 – большой внутренний угол, в щель между этим внутренним углом и отколом из этого угла. По центру видна цепочка наших следов.

Щель наглядно.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Слева под прямым углом от первой щели вторая, только существенно пошире. Очень интересное геологическое образование большой прямоугольный откол, типа «палец», который можно обойти кругом, прямо рядом с родным ему прямоугольным внутренним углом.

«Ага!», - кричу под внутренним углом, теперь-то понятно, что значит таинственный термин «объёмное 3D-лазание». Участок R10 - R12.

Стенка справа.

И тут мы забуксовали до самой темноты. За три часа чуть больше двадцати метров. Много «копания и чистки», на обильном, казалось бы, рельефе сложно организовать надежную страховку. Каждый метр даётся с большим трудом. Смеркается. Серьезно подкатывает усталость. В 20:00 сеанс связи с базой. Принимаем болезненное и волевое решение спускаться, «холодная» нам не к чему. Оставляем перила.

Ночью в темноте под северным сиянием выходим к «Снежной деревне», итого от и до – 21 час.

Штурма не вышло, но мы полны решимости доработать на следующий день!

День 2 и «штормовое»

Но на следующий день погода совершенно не располагала к лазанию, отдыхаем, ждём благоприятного прогноза.

И вот! Облачно, ветрено, но обещают просвет.

Делаем ставку на этот просвет, и стартуем так же рано в 03:00. Подходить решаем через верх по плато, с расчетом на то, что весь свежий снег должно было сдуть.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)
И вот к шести мы на Тахтарвумчорре, почти полный штиль, густая облачность, дальше идём по приборам.

С рассветом начинает задувать.

Ждём обещанного синоптиками просвета. Вкапываемся в плато. Продолжаем ждать под тёплый чай с халвой. В следующие пару часов погода значительно ухудшается, свежий бриз перерос в штормовые порывы. Надежды на просвет тают. Так и не продолжив работать, снимаемся…

И это было правильное решение, на спуске ветер всё усиливался. В Кировске узнаём, что передали «штормовое».

День 3, заключительный

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

И снова стартуем в три и к шести на Тахтарвумчорре - бодрый режимчик. Погода идеальна! Прямо от «креста» видно конец «Гольфстрима».

Зрелищный рассвет. Включаем максимальную скорость – это наш день!

Под Ключ № 2 заходим с плато по полке слева. По центру фото тот самый «откол – палец».

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Продолжаем работать. Отсюда мы снимались в полутьме. Со свежими силами дело идёт бодрее. На солнце правая стена и камин начинают течь, промокаем почти насквозь. Как только солнце меняет угол, попадаю в тень и начинаю сильно мёрзнуть, согреваюсь мыслями о том, что Гольфстрим – это, всё таки, тёплое течение и берёт своё начало где-то у берегов знойной Флориды...

На выходе небольшой карниз, который нет вариантов обойти. Идём чуть левее, на расчистку последних пары метров уходит более часа.

На «крыше». Счастливые и довольные поджариваем носы.

Итоги

Итого «Гольфстрим» у нас занял 16 часов (13 + 3), считаем всё время на маршруте от «подушки» цирка до выхода второго на плато без спусков и подходов.

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Схема маршрута из отчёта о п/п (серым - оригинал, цветным – наша линия и поправки на зиму).

Вечером на базе узнаём, что связка северодвинцев (Дима - Миша) прошла «Гольфстрим» за 12 часов! Даже с учётом, того, что после нас им пришлось меньше «копать», результат более чем крутой!

О печальном

Прохладный «Гольфстрим» (Альпинизм, хибины, Чемпионат СЗФО, ЧСЗФО)

Где-то на участке "Тахтарвумчорр – Снежная деревня – Кировск" потеряли Petzl Quark с крутым крюноговским клювом - оторвалось крепление на рюкзаке. Если кто найдёт – это наш, верните, его «братик» один сильно тоскует.