Свободные Ергаки – трэд-линия Отличный День (~380м, fr 6b max)

Пишет Slaydoc, 21.04.2017 15:25

В преддверии нового сезона скальных восхождений, написал отчет о трэд-линии в Ергаках «Отличный день» (~380м, fr 6b max), первопройденной мной в двойке с Анной Мальковой (Новокузнецк) в августе прошлого 2016 года на юго-восточной стене пика Птица.

Свободные Ергаки – трэд-линия Отличный День (~380м, fr 6b max, Альпинизм, тред, trad, скальный класс, первопроход, красноярск, новокузнецк, krukonogi, Splav)

Хребет Ергаки находится в Западном Саяне, в 650 километрах от г. Красноярска, в месте с достаточно развитой инфраструктурой. Добраться туда можно на автобусе (из г. Красноярска, или г. Абакана) или на автомобиле по федеральной трассе в сторону г. Кызыл. В зависимости от района посещения вы можете безопасно оставить машину на нескольких туристических базах и по набитым тропам подняться к горам. Все стены Ергак сложены гранитами, горы молодые, достаточно монолитные, диапазон альпинистских маршрутов от самых простых до самых сложных, огромное поле для первопроходов, можно отлично лазить трэд, есть пробитые мультипитчи, в районе «Каменный город» несколько спортивных секторов с десятками пробитых трасс для самого разного уровня. Погода летом в Ергаках капризная, нужно ловить погодное окно чтобы не попасть в затяжные дожди. Обычно мы пользуемся прогнозом сайта rp5.ru на населенный пункт Оленья речка (Ермаковский район, Красноярский край).

Изначальной идеей короткой вылазки летом 2016 было восстановление после перерыва в лазании и попытка повторения трэд-маршрута «Free Pussy Riot» (~390м, UIAA 7-) пройденного немецкой командой Daniel Widmann-Andi Dornacher в 2012 году по юго-восточной стене пика Птица. Выехал я один, напарника решил найти на сборах Красноярской городской федерации которые уже традиционно шли в Ергаках, в надежде что найдется лазающий человек, чтобы сходить выглядящую несложной линию. Из описания у меня была только такая фотография с ниткой и сложностью участков (зеленым пунктиром обозначена линия нашей команды).

В процессе лазания я выбрал свой вариант и получился на удивление интересный самостоятельный маршрут. Мы не брали с собой фототехники, поэтому я воспользовался фотографиями своих друзей и снимками из интернета, чтобы нарисовать нитку маршрута. Фотографий с маршрута нет, и я не подаю эту линию на классификацию, это не принципиально. Кому хочется пролезть достаточно длинную линию по граниту, доступную и с отличным лазанием, можно воспользоваться этим описанием.

«Отличный День» несложная, приятная линия, с хорошей страховкой, состоит она из 11 питчей (возможно некоторые питчи можно объединить). Трудность примерно до французской 6b, а также требуются навыки прохождения оффвидов (offwidth – негабаритная широкая трещина). Если бы линию классифицировали я думаю ей бы дали не больше 4б. Лучшая подготовка для таких маршрутов – лазание на Красноярских Столбах.
С собой на маршрут мы брали личное снаряжение (обвязки, самостраховки, скальники, каски, страховочные устройства, кроссовки), одну динамику 60м, набор камалотов BD до №3 включительно (но требуется №4 обязательно!), 5 якорей, один молоток, 5 стопперов, оттяжки, пару петель с карабинами для станций, литровую бутылку воды на веревочке и сникерсы. Рюкзаки и треккинговые палки спрятали под камнями (потом долго искали).
Это самое крупное фото стены которое мне удалось достать, но здесь не видно первый питч.

Выход был примерно в 7-8 утра, погода отличная солнечная. Подход осуществляется по стандартной туристической тропе от лагеря на озере Светлом в сторону видовки на перевале Птица. Приближаясь к горе необходимо спуститься с гребня, по которому идет тропа, направо к юго-восточной стене, по направлению к черным потекам и явно выраженному нависающему «серпу» - это и есть начало маршрута, там же по пути можно набрать воды.
Участки описываю по памяти, протяженность и сложность примерные, оценку сложности старался давать на основании категорий подобного лазания на Красноярских Столбах, но конечно все субъективно.

R0-R1 Старт по трещинам на стене правее черных потеков, лезем вверх под нависание, страховка френдами и якорями (все крючья ставили и снимали руками), подходим под «серп», лезем по стенке под ним через через небольшое нависание, страховка френдами в трещине справа, вылазим на травянистые полки, здесь нужно сделать станцию, это осложнено бедным рельефом на заросших травой плитах. Этот первый питч один из ключевых, его сложность можно оценить примерно как 6а/6b, 50м.
R1-R2 Далее следует простое лазание по плитам вверх, и гигантская «катушка» пересекающая по диагонали всю стену. По этой «катушке» мы идем направо метров 70 и подходим к сложенным друг на друга огромным камням, следует заранее сориентироваться по фотографии где находится это место. На этом участке возможно одновременное движение.
R2-R3 Лезем влево вверх через сложенные друг на друга огромные камни, страховка средними френдами, затем начинаем траверсировать влево в сторону большого белого пятна на стене, подойдя под пятно вы увидите ровную трещину под пальцы, лезем по ней вверх, а затем по углам и щелям до полки слева, где и делаем станцию. Страховка везде доступная и надежная. Сложность участка примерно 5с/6а, 50м.
R3-R4-R5 По заросшим углам и щелям вверх по направлению контрофорса две веревки, хорошая страховка френдами. Лазание простое, 5а, 70м.
R5-R6 По стенке со щелями вылазим на полку, и по ней идем немного вправо, приспускаемся и траверсируем на полку под начало выраженной расщелины в виде внутреннего угла. Простое лазание 5а, 30м.
R6-R7 Вверх по расщелине вылазим на полку, страховка хорошая. С этой полки надо перелезть на полку выше, для этого придется преодолеть несложную но классную хитрушку – стенку метра 3 с полочкой посередине, со страховкой в этом месте кажется не очень, будьте аккуратны. На следующей большой полке под началом ровной широкой трещины делаем станцию. Сложность примерно 5с/6а, 40м.
R7-R8 Второй ключ маршрута – оффвид (широкая трещина). Для его прохождения обязательно нужен камалот №4, у нас его не было и пришлось, заложив раскрытый №3, лезть высоко над ним и полкой, так точно лучше не делать, дальше встретилась каменная пробка за которую удалось застраховаться. Участок несложный но требует навыков лазания такого типа щелей, и без опыта может представлять трудность. Эта щель выводит на полку где удобно сделать станцию и принять напарника. Лазание специфическое, пусть будет 6b, 15м.
R8-R9 Уходим вправо вверх наискосок по плитам, там был забит хороший шлямбур, затем по щелям вылазим влево на скальный выступ, сидя на котором можно принять напарника. Лазание несложное, 5b/5с, 15-20м.
R9-R10 С выступа лезем вверх по крупным рельефам-пассивами похожим на позвонки, этот питч короткий но с бедной страховкой, он выводит на гребень. 5с, 15-20м.
R10-R11 По гребню идем пешком под вершинную башню, там стандартный и простой подъем на вершину Птицы.
Спуск по классическому маршруту 2а, там можно сделать дюльфер или спуститься лазанием прямо к тропе.

Маршрут монолитный, на солнечной стене, интересный, с разнообразным и доступным рельефом, с хорошей страховкой. Все участки пройдены трэдом, онсайт, без использования ИТО и перил, оба участника двигались лазанием. В спокойном темпе все мероприятие заняло у нас примерно часов 7 из лагеря в лагерь. С погодой нам очень повезло, с утра и почти до самой вершины светило солнце, но потом стали набегать тучи, и как только мы спустились со скалы грянула страшная гроза, с проливным дождем, градом и разрядами молний – классика Ергак. Мы бежали по открытой тропе, поэтому опасаясь молний сбросили железо и спрятались под камни, переждав основной потоп уже пошли в лагерь.

Я попросил Анну написать свои впечатления от маршрута:
“Прошлым летом мне довелось пройти трэдовую линию на Птицу (хребет Ергаки в Западных Саянах) с Андреем Исламовым (Красноярск). Недавно он обратился ко мне с просьбой поделиться своими впечатлениями о ней, так как решил выложить отчёт.
Техническое описание оставляю ему, как лидеру на маршруте, сама расскажу о своих эмоциях и прочих «очучениях».
Действительно запоминающийся маршрут. Лазание очень интересное! Местами напоминает ход «Мужские призы», что на Красноярских Столбах. Первая верёвка, довольно сложная, очень взбодрила. Возможно, поэтому весь маршрут запомнился динамичным и спортивным. Согласна с категорированием 6a/6b, но оффвид мне показался сложнее. Хотя, это может быть связано с тем, что раньше подобного лазить мне не доводилось. Отсутствие больших камалотов, конечно, усложнило жизнь. В верхней части оффвида есть небольшая каменная пробка, за которую Андрей застраховался, «четвёрка» не помешала бы точно, а лучше две. Для меня эта трещина и была «ключом» маршрута. Остальные более-менее сложные участки или места с бедной страховкой в сухую погоду проходятся спокойно, скалы хорошо держат и мха на них нет.
С погодой нам действительно сказочно повезло! Я это поняла, когда мы, спрятавшись под камнем, куда порывами ветра периодически задувало струи воды (в полном смысле этого слова, как из водопроводного крана!) наблюдали за ударяющими в пик Звёздный молниями и побелевшими от выпавшего града полками на его стенах.
Маршрут остался в памяти ярким впечатлением и до сих пор воспоминания о нём вызывают в пальцах шершавое ощущение нагретой солнцем скальной стенки.”

В Ергаках есть большой потенциал для лазания по граниту в стиле трэд, и некоторые уже имеющиеся альпинистские маршруты так же очень интересно проходятся свободным лазанием. Верно выбранная линия, подходящая по уровню свободного лазания вашей команде, легкий набор снаряжения и окно хорошей погоды, и такое восхождение станет действительно ярким впечатлением и классным опытом традиционного скалолазания для вас, однозначно запомнится надолго! Удачи всем и здоровья!

P.S. Очень важный момент, в Ергаках, будте осторожны, не оставляйте пищу на столах рядом с палатками, и не кладите ее в палатки, даже в большом лагере на Светлом, это привлекает медведей, лучше подвесьте свои припасы повыше на дерево в стороне. Обычно медведь не любит металлического стука, так что на ночь лучше что-то такое под рукой иметь, чтобы позвенеть если вдруг придет, а такие случаи нередки. В базовом лагере на Светлом, и других озерах нам не стоит пользоваться химическими моющими средствами и мыть посуду в самом озере, надо постараться максимально беречь природу в этих местах, потому что сейчас на них ложится огромная туристическая нагрузка, групп много. Лучше брать с собой газ для приготовления пищи на горелках, чтобы не жечь костры. И конечно обязательно уносить весь мусор с собой, внизу у дороги есть баки где его можно оставить. Удачи всем и здоровья!

Спасибо за поддержку: компании Krukonogi.com и компании Splav

Фотографии: Рамиль Сайфутдинов, http://cheynelempe.blogspot.ru/2010/06/salathe-wall-el-capitan.html, http://bylkov.ru/_ph/35/2/403063302.jpg, mountain.ru

У кого есть крупное фото этой стены полностью, если можно выложите пожалуйста

Фас и профиль

Большое спасибо! С вашего позволения вставлю в отчет первое фото. Кстати на стене которая выше фото (она наверное восточная или северо- восточная) тоже есть немецкий трэдовый маршрут, никем не повторенный, судя по заявленной категории (кажется они используют шкалу UIAA) может иметь достаточно сложные участки.

да, немцы UIAA используют, но часто пишут арабскими цифрами а не римскими. 8- это примерно 6с+Fr.

Хорошее описание Птица немаленькая стенка, нужно в начале маршрутов всегда ставить метку-тур-стрелку. крюк с бутылкой. через год- два забудется а потом и знать никто не вспомнит где этот маршрут стартует, в местах где маршрут виляет тоже нужна метка. Гости кто из других районов они на подходе к стене могут проблудить часа 4. для примера гости из Челябинска несколько лет тому ненашли маршрут Висячий..день бродили в курумах, поэтому если делаете описание нужно рисовать правильную тропу от озера с ориентирами обязательно....Это не придирка это ПРАВИЛЬНОЕ/ГРАМОТНОЕ оформление... почти никто этим не занимается просто рисуют полоску на скале, а описание хорошее даже расклад по снаряге не поленились нарисовать.

Спасибо, в целом замечание верное, всегда есть шанс заблудиться, особенно на стене. Просто я посчитал что тропа на перевал Птица очень популярная и сложно ее не найти, а в начале маршрута есть очень заметные приметы (черные потеки на светлой стене и нависающий "серп"). Сам я в горах стараюсь придерживаться принципа не оставлять после себя следов, насколько это возможно, поэтому не стал бы оставлять метки на маршруте, может кому-то это покажется неправильным.

Если сделаешь описание и пошлешь на классификацию, многие тебе спасибо скажут.
На данный момент в классификаторе на Ергаках есть только две 4Б: на Зуб (далекая) и на Голову Саяна. Тоже порядком удалена от места основных сборов.
4Б Вовы Гунько отсутствует в классификаторе, как класс. Увы.

Мы в 2012-м делали связку Звездный, Восточный с пер. Пикантный 3Б + с перевала между Звездными Звездный основной и подавали этот маршрут как 4А. Почему-то в комиссии "ничего-не-поняли" и не стали плодить сущности...

Иван, кстати 4Б Вовы Гунько проходит на этой же стене, но левее насколько я понял. Я нигде фото с ниткой не видел, только описание читал. Ты забыл самую красивую 4б Ергак, но она тоже далеко) это зимняя 4б Шалякина, директ по центру стены на Брата, на Параболе. По линии падения воды. В середине нависающая щель широкая, тоже вроде оффвид, я не знаю чтобы кто-то ее ходил после первопрохода абаканцев) они эту 4б несколько дней первопроходили зимой.

точнее 4Бз Сорокина, рук. Шолякин

Вовина 4Б правее - по огромному внутреннему углу до стены и вверх.
Описание здесь

А Брат 4Б зимняя, кому она такая нужна на разряд? Только в удовольствие, а тут уже не важно, какой она категории.

На картинке видно большой угол слева направо и стенку вверх.