1959 г. Первое сольное восхождение туриста на пик Сталина (7495 м.)

Пишет Никита Степанов, 09.04.2017 15:43

ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ КАССИН (11.11.1923 - ??. 09.1959 г.). Фото 1950г.

Впервые я услышал о нём в 1988 году от Валентина Михайловича Божукова. Он шёл тогда в составе нашей туристской группы МАИ на пик Коммунизма. Как-то, сидя в палатке, он рассказал о человеке, который в 1959 в одиночку поднялся на пик Сталина и не вернулся. Тогда я не запомнил ни его имени, ни фамилии. Спустя 27 лет, когда начал заниматься сбором информации о туристах, поднявшихся на семитысячники, наткнулся на историю о сольном восхождении туриста на высшую точку СССР, и вспомнил рассказ Валентина. Мне стало интересно - кто же он был, Юрий Кассин? Информацию собирал по крупицам (все-таки 56 лет прошло с тех пор!). Хочу поделиться тем, что удалось найти.

Родился Юрий Петрович Кассин в 1923 году. Характер и личные качества проявились рано. Ещё в детстве он с приятелем сделал плот, и они поплыли через озеро. По каким-то причинам плот перевернулся. Юра, рискуя собственной жизнью, не дал утонуть, не умеющему плавать приятелю, отбуксировав его на берег. В уличных драках бился только с теми, кто старше и крупнее его, но никогда с младшими или более слабыми, и был верховодой среди своих друзей. Когда в 1936 году вспыхнула гражданская война в Испании, он подговорил двух приятелей, которые были на два года взрослее его, поехать бороться с режимом Франко. Нашли их уже в трюме корабля, отходящего в Испанию.

Его отца, Петра Семёновича Кассина, по ложному доносу арестовали и подвергли пыткам. Но он не подписал никаких "признательных показаний", и через два года был выпущен на свободу. Юрию пришлось уйти из школы, где его дразнили сыном «врага народа», и поступить в ремесленное училище. Чтобы материально поддержать мать и младших брата и сестру, он совмещал учёбу с работой.

В 1939 году, в 16 лет, он попал в экспедицию, исследовавшую Колхидскую низменность. Глядя на его счастливое лицо на фото внизу, можно предположить, что он уже тогда заразился страстью к путешествиям.
В начале Великой Отечественной войны Юрий оказался в оккупации под Минском. Был в подполье. Поддерживал связь с партизанами и помогал им организовывать побеги наших военнопленных из лагерей. Однажды, для того чтобы подкормить своих товарищей, украл у фашистов барана. На обратном пути, проходя мимо овчарни, увидел, как немцы пытают сторожа. Чтобы спасти сторожа, он признался в краже барана и принёс его тушу обратно. Сторожа отпустили, а пытать начали его…

В 1944 году, когда 3-ий Белорусский фронт под командованием Черняховского освободил город Борисов, Юрия нашли в тифозном бараке гестапо. Он выжил и стал артиллерийским разведчиком-корректировщиком. В одном из боев пришлось вызвать огонь на себя, и при этом он получил контузию и ранение. Во время взятия Кенигсберга Юрий уже командовал огневым взводом и участвовал в уличных боях. В конце войны был командиром батареи. Побывал в Берлине и расписался на стене Рейхстага. Награждён боевыми орденами и медалями.

После войны окончил артиллерийское училище и в 1947 году поступил на физфак МГУ. В 1948-ом, после окончании первого курса, вместе со своим товарищем-сокурсником Игорем Алексахиным, все лето проработал за Полярным кругом, в экспедиции Института Мерзлотоведения Академии Наук. Юрий был очень весёлым и жизнерадостным человеком.
Учась в университете, он подрабатывал сторожем на химфаке. Однажды в одной из лабораторий начался пожар. Юрий вызвал пожарных, и пока те ехали, он сам боролся с огнём. В итоге, потушил пожар сам ещё до их приезда.

В университете занимался гимнастикой и боксом, что помогало ему в сложных жизненных ситуациях. Как-то двое приблатнённых парней потребовали у Юрия отдать им "котлы" (часы), но уже через пару минут запросили пощады. Был и такой случай: выступая в эстафете, он сразу после старта сломал лыжу. Чтобы не подвести команду, он снял вторую, и бежал с лыжами под мышкой до конца этапа, несмотря на насмешки окружающих.

Тогда же он увлёкся и туризмом. По словам Евгения Соломоновича Арциса (члена президиума МФСТ), Юрий очень активно участвовал в работе Московского городского турклуба - был председателем московской водной секции. Дружил со многими, но особенно с Евгением Аполлинариевичем Косаревым - известным туристом-водником и Александром Оскаровичем Кемерихом- гляциологом, гидрографом и географом. Ходил в лыжные походы по Карелии, Северному, Приполярному и Полярному Уралу.

Однажды зимой в Карелии в группе Игоря Солиенко произошёл несчастный случай - парень сломал ногу, к тому же у них не осталось продуктов, из-за того сильно заплутали. На их счастье им повстречалась группа Кассина, которая не только поделилась продуктами, но и помогла дотащить пострадавшего до людей.
Карелия 1956 г.
Юрий сам конструировал и изготавливал палатки для походов по Заполярью.
Приполярный Урал.

Пластиковых санок тогда и в помине не было. Для транспортировки рюкзаков, сколачивали из подручных материалов вот такие деревянные сани.
О его умении сохранять спокойствие в самых сложных ситуациях вспоминал Владимир Дмитриевич Тихомиров (с 1956 по 1961 гг. - председатель Московской маршрутно-квалификационной комиссии). В одном совместном походе их застала сильная пурга. На поиски послали вездеход, мало уже надеясь на благополучный исход. Ребят все-таки нашли. Они сидели в палатке и спокойно пили чай, нисколько не паникуя, хотя на улице погода разгулялась вовсю.

Юрий увлекался фотографией, но, к сожалению, уцелели немногие.
У каждого человека есть своя мечта. У Юрия Кассина, после прочтения книги Тенсинга Норгея «Тигр снегов», мечтой стал Эверест. В это время организовывалась совместная Советско-Китайская альпинистская экспедиция, цель которой было восхождение на Эверест. Но после резко обострившихся в 1959 году отношений СССР и Китая, про Эверест пришлось забыть, и вся экспедиция переориентировалась на пик Сталина.
Юрий попадает в её состав в качестве завхоза. Шанс попасть в такую экспедицию «со стороны» сам по себе редкий, а тут ещё появилась надежда в составе одной из штурмовых групп подняться на вершину. Очевидно, вариант участия Юрия в восхождении обговаривался с начальником экспедиции Иваном Иосифовичем Антоновичем, и, вероятно, что в устной беседе были даны какие-то обещания. Во всяком случае, для Юрия конечная цель была определена - вершина!

Юрий, будучи человеком ответственным и целеустремленным, совмещал на общественных началах подготовку экспедиции в качестве завхоза со своей основной работой в секретном НИИ.
Итак, в середине июля 1959 года, Юрий в составе альпинистской экспедиции ДСО “Буревестник” приезжает на Памир. Уже в самом начале он проявил себя как самоотверженный человек. Когда при переправе через Киргизоб лошадь понесло, он бросился за ней, пытаясь удержать её и экспедиционный груз. От верной смерти его спасли руки Ивана Богачёва (И. Богачёв хорошо помнит этот случай) и его товарища, схватившие Юрия за штормовку.
1959 г. Первое сольное восхождение туриста на пик Сталина (7495 м., Горный туризм) Переправа в экспедиции 1959 года.

Может быть, это его последняя фотография из сохранившихся.
К этому времени Юрий уже был мастером спорта по туризму, и теперь, в свободное от основных обязанностей время, он осваивал новую для него альпинистскую технику, участвуя в тренировочных выходах, в забросках, в спасработах.

Так прошел месяц. Начало восхождения на пик Сталина было запланировано на 24 августа. Юрий обратился к Антоновичу, очевидно напомнив ему о данных обещаниях. Он хотел присоединиться к группе Иванова, идущей по грузинскому маршруту. Но в ответ получил прилюдную брань, чему была свидетельницей повариха экспедиции, которая, в свою очередь, поделилась этим с женой Кассина – Белой, прилетевшей на поисковые работы.

Антонович поставил Юрия в безвыходное положение. Ему оставалось только идти одному.
Свой рюкзак с вещами Юрий спрятал заранее выше лагеря, и рано утром 28 августа повариха даже не обратила на него внимания, когда Юрий прошёл мимо налегке. Чуть позже Антонович нашел в его пустой палатке очень вежливую записку, следующего содержания:

«Иван Иосифович!

Я добросовестно выполнил Ваше указание – собрать и привести в порядок все имущество. Больше никаких особых дел в базовом лагере до возвращения Кузьмина и Иванова нет.
Абсолютно безо всякого ущерба для дел экспедиции я могу теперь немного “поохотиться с фотоаппаратом".

Уверяю Вас, что я буду крайне осторожен и вернусь здоровым и невредимым.
Если смогу, то дойду до наблюдательной группы в цирке Беляева и тогда вернусь вместе со всеми. Если не смогу пройти – вернусь раньше.

С уважением Кассин. 27/ VIII

P.S. Не забудьте дать радиограмму в Ладжирку о сдаче группой Кавыркова поролона и покупке 5-6 кг сахара. Слова насчет “охоты” – чепуха. Я не могу сидеть здесь… Я должен, я обязан видеть Кир. Конст. и всех его друзей”.

Антонович, несколько раз перечитав записку, пришёл в ярость от того, что теперь нужно спасать Кассина. Если предположить, что он организовал поисковые работы в тот же день, то искать начала команда, не пошедшая на восхождение (30 участников -19 восходителей - 5 наблюдателей за командой Кузьмина = 6 человек). Через несколько дней к поискам подключились наблюдатели, а затем и отряды Кузьмина и Иванова, вернувшиеся после успешного восхождения на пик Сталина. Они несколько дней прочесывали ледовые закоулки и тупики ледника Беляева, кричали, звали. Нашли лишь консервную банку, вскрытую охотничьим ножом (такой был только у Юрия) и окурок его сигареты. Самого Юрия так и не нашли.

Ещё через несколько дней после этого, в базовый лагерь приехала жена Кассина - Бела, добившаяся разрешения через ЦК партии Таджикистана. Несмотря на свою внешнюю хрупкость, она была очень волевой и целеустремлённой женщиной. У неё состоялся разговор с Антоновичем, в ходе которого она сказала, что Юрия не там ищут - искать его нужно на вершине, а не на леднике. Когда Беле показали ледопад Беляева, у неё тоже возникли сомнения, что его можно пройти в одиночку. Начались повторные поиски опять же на леднике, которые были прекращены 8-го сентября. Забегая вперёд, скажу, что сердце любящей женщины не обманешь - Юрий тогда был жив, и находился где-то в районе вершины.

Эта история получила продолжение через два года, когда в августе 1961-го, на пик Сталина поднялась группа альпинистов под руководством Евгения Игоревича Тамма. Первым делом стали искать тур, в котором должна была лежать записка.

Нашел! – воскликнул Евгений Тамм. Он достал из мешочка половинку плитки шоколада, завёрнутую в фольгу и плотный листок бумаги, исписанный карандашом. Пробежав глазами первые строчки, недоуменно нахмурился. На листе было написано довольно ровным почерком.
Вот текст этой записки:
«Благодарю Бога детей своих и Кирилла Константиновича давших мне силы закончить этот путь. Я уже три дня ничего не ел и хочу взять 1,5 плитки шоколада которых мне хватит для спуска.
тетрадь
фотография
Кассин5 IX - 59 г
P . S . Погода без облаков»

После внимательного прочтения дневника Кирилла Кузьмина, оригинал которого сейчас хранится у его жены - Наталии Николаевны Кузьминой, я кратко набросал хронологию событий:

24.08. команда Кузьмина (5 чел.) и наблюдатели вышла из базового лагеря.

25.08. они подошли под контрфорс и оставили наблюдателей (5 чел.).

27.08. очевидно, команда Иванова вышла на восхождение (14 чел.), чтобы за 2 дня пройти ледопад Беляева и 29.08. подняться на плато Правды (6100 м.).

29.08. группа Кузьмина совершила восхождение и спустилась на 6350 м, где к вечеру, в 300 м. ниже, увидели палатки команды Иванова.

30.08. команда Кузьмина в 10-30 встретилась с группой Иванова, и на плато Правды решили для подстраховки заночевать.

31.08. группа Кузьмина сделала восхождение на пик Молотова (Россия) и в 15-00 увидела группу Иванова, совершившую восхождение и идущую на спуск. Они посчитали, что группа Иванова к вечеру придёт к ним.

На этом дневник обрывается. Возможно, что 01.09. обе команды (19 чел.) спустились в базовый лагерь и на следующий день подключились к поискам.

Из этого можно предположить следующее:

1. Пройти ледопад Беляева, подняться по грузинскому кулуару и далее на пик Сталина по натоптанной 19-ю парами ног "слоновьей" тропе можно было и в одиночку. Я не отрицаю, что это риск, но это возможно.

2. Юрий Кассин, начав подъём на следующий день после Иванова, и пройдя ледопад Беляева, понял, что он не останется незамеченным. На снежных полях чёрная движущаяся точка тут же привлекла бы внимание, и его местоположение сразу бы определили.

3. Поняв, что он будет обнаружен, Юрий вернулся обратно и находился в моренах, может быть, на "грузинских ночёвках", ожидая возвращения групп. Может быть, сходил на пик Патриот (6446 м.) для акклиматизации. Сейчас об этом можно только гадать.

4. Когда 01.09. группы спустились по грузинскому кулуару и пошли в базовый лагерь, он начал свой подъём. Тогда дата 05.09. его восхождения становится вполне реальной. То, что он ничего не ел три дня перед вершиной, тоже объяснимо вынужденной отсидкой из-за незнания маршрута - ведь вернуться в лагерь для пополнения запасов он не мог. Его наверняка там давно хватились.

В моих беседах с Валентином Божуковым, который участвовал в обеих экспедициях (59-го и 61-го годов), выяснились некоторые подробности. По его словам, скорее всего Юрий для экономии веса пошёл без палатки, а только со спальником. Да и погода в те дни этому способствовала.

Божуков рассказал ещё об одной мечте Юрия Кассина - найти "снежного человека". Ею он поделился с Валентином, когда они вместе ночевали на одном из перевалов. Тема "йети" активно обсуждалась в то время. За год до описываемых событий, на Памире даже работала научная экспедиция, занимавшаяся в том числе и вопросами "снежного человека".

Ну и в заключение Валентин, сказал: «Что можно сказать о человеческих качествах Юрия, если он оставил пол плитки шоколада в туре для следующих восходителей, хотя сам уже три дня не ел»
Вот такая история. История сильного, решительного, самоотверженного, принадлежащего к поколению романтиков, человека.

Я не зря поставил знаки вопроса в дате его гибели, потому что горы умеют хранить свои тайны. До сих пор неизвестно, где его настигла смерть. Может быть рядом с вершиной, а может быть уже в самом низу. Известно лишь одно, что 5-го сентября он был жив и находился на пике Сталина…

В октябре 61-го в газете «Комсомольская Правда» появилась статья Н.А. Колесниковой и А.Н.Полякова «Путь без возвращения», в которой Юрий был выставлен если не сумасшедшим, то самоубийцей. Время тогда было такое. За «железным занавесом» всеми силами культивировался коллективизм. Но правы ли были они, даже не попытавшись узнать, что он был за человек?

"Человек, не знающий гор, не мог выдержать такого колоссального напряжения сил" - и это пишут о фронтовике, прошедшем через гестапо, мастере спорта по туризму, имевшем большой опыт походов по Заполярью. Кроме того, по словам Божукова, он имел хорошую акклиматизацию и прекрасную спортивную форму.

Но кроме навешивания ярлыков, по моему мнению, в этой статье есть и откровенная ложь:
"За два дня до этого, когда ЗМС Кирилл Константинович Кузьмин повёл группу на пик Сталина, Юрий Кассин умолял взять и его на штурм. Но Кузьмин был неумолим".

Во-первых, в силу своего характера, Юрий НИКОГДА и НИКОГО не стал бы умолять, если это касалось только его интересов. Это могли бы подтвердить его друзья и родственники.

Во-вторых, будучи человеком образованным, умным и опытным, он прекрасно понимал, что об участии новичка в первопрохождении сложнейшего маршрута на семитысячник в группе Кузьмина, не могло быть и речи.

В третьих, участники той экспедиции: Валентин Божуков, Николай Алхутов, Иван Богачёв, с которыми я беседовал, категорически отрицают факт «умаливания». А такой инцидент в условиях ограниченного количества лиц, скрыть невозможно.

В четвёртых, в дневнике Кирилла Константиновича, который он очень пунктуально вёл, Юрий Кассин дважды эпизодически упоминается, но ни слова нет о просьбе взять его на восхождение.
И в пятых, Наталия Николаевна Кузьмина ни разу не слышала от мужа о каких-либо просьбах или мольбах Кассина.

"– Всем, Всем... – забило тревогу радио".
Если бы 28.08., в день обнаружения записки, "забило тревогу радио", то группа Иванова (14 человек) должна была на следующий день после выхода на восхождение, прекратить его и спускаться вниз на поисковые работы. А группа Кузьмина не сидела бы на плато Правды и не делала восхождение на Молотова, а тоже бы пошла вниз. Так что этот художественный приём авторов статьи не что иное как "езда по мозгам обывателей".

"Через три дня к ней присоединился отряд Кузьмина, вернувшийся после успешного штурма пика."
Отряд Кузьмина спустился вниз не раньше 01.09. То есть присоединиться мог не раньше, чем на шестой день, после обнаружения пропажи Кассина. Но авторам, наверное, некогда было выяснять такие "мелочи". Видно, что статья писалась впопыхах - наверное, заказчик просил написать срочно.

Как писал Игорь Алексахин: "Подвиг Юрия не был оценён ни общественностью, ни печатью. Официальные руководители альпинистского спорта в России и сегодня считают его только нарушителем дисциплины. Ни тетрадь, ни фотография, до сих пор не переданы в руки родственников погибшего, и не опубликованы".

И это ещё одна загадка: ни Валентин Божуков, ни Вильям Смит - наверное, единственные из оставшихся в живых восходителей 61-го года, не подтвердили, что в туре была тетрадь и фотография. Можно предположить, что Юрий положил их в отдельный пакет и его просто не нашли. Тем более, что содержание записки наверняка шокировало всех, кто там был. А записка с вершины также не попала к родственникам, а хранится в частной коллекции.

От себя добавлю, что вряд ли есть хоть один человек, альпинист он или турист - неважно, который поднимаясь на вершину, не надеялся бы на благополучное возвращение. Но Гора внесла свои коррективы. Кассина она не отпустила.

Юрий очень любил свою семью, и поэтому тем более трудно поверить, что он, таким образом, решил взять себе билет только в один конец.
Сейчас одиночными восхождениями трудно кого-либо удивить, но в то время это был подвиг, и Юрий просто намного опередил свою эпоху.

В 1965 году группа московских туристов под руководством Игоря Скворцова прошла на Памире новую седловину в южных отрогах хребта Петра Первого и назвала этот перевал именем Юрия Петровича Кассина.
В 1986 году на знаковом месте -поляне Сулоева была установлена памятная доска с его портретом.
Там же выбито стихотворение его сына - Владислава Кассина, посвящённое отцу и подаренное матери, Бэле Гласко-Кассиной.

Годы, годы бегут вперёд...
Их уже не вернуть никогда,
И всё дальше жизни полёт,
От тех, кто ушёл в никуда...

Я навек попрощаюсь с тобой,
Я зелёною стану травой,
Стану чёрною я землёй
И осеннею жёлтой листвой.

И однажды весенним днём
Под своим голубым окном
Вдруг мой шёпот услышишь ты
В шелестеньи зелёной листвы.

Ты тогда вокруг оглянись,
Посмотри: солнца луч на стене.
Ты рукою его коснись,
Это я улыбаюсь тебе.

И, как прежде, согрею тебя
Я теплом своих глаз и рук,
Защищу от невзгод и зла,
Унесу в детства светлый луг…

Годы, годы бегут вперёд...
Их уже не вернуть никогда,
И всё дальше жизни полёт,
От тех, кто ушёл в никуда...

Впоследствии под ней установили ещё одну памятную доску Юрию.
Кто будет на поляне Сулоева и увидит эти доски, склоните головы и вспомните о нём…

P.S. Восходителям этого и следующих годов: если будут силы и время, разворошите хорошенько тур, или поищите рядом. Ведь не зря Юрий Кассин в своей записке упомянул о тетради и фотографии. Возьму на себя смелость предположить, что тетрадь - это дневник, а фотография именно та, где он снят со своей женой. Зная эту историю раньше, наверняка поковырялся бы там, когда ходил на эту вершину.

При написании поста использовались материалы из статей:
Н.А. Колесниковой и А.Н. Полякова в «Комсомольской правде» от 3.10.1961 «Путь без возвращения» http://www.alpklubspb.ru/ass/a345.htm

Г. А. Старикова «Записка с пика Коммунизма» http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2031

Г.А.Сарданашвили "Между рассветом и закатом. Советская физика в 1950–1979 гг." http://www.phys.msu.ru/upload/iblock/39a/sard14.pdf

Ю.С. Ицковича "АЛЬПИНИЗМ "UNDERGRAUND"" http://www.alpklubspb.ru/ass/a342.htm

Ю.С. Ицковича "ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ И ВЫЖИВАНИЕ ШКОЛЫ"

биографии И.В. Алексахина http://samlib.ru/p/ppppjapjapp_ppepjaja_ppjappjapppja/strdoc.shtml

книги "К.К. КУЗЬМИН гидроэнергетик-альпинист" 2-ое изд. http://static.turclubmai.ru/papers/2320/

книги В.А.Смита «Мои друзья и горы. История одной команды»

Отчёта И.М. Скворцова № 1335 http://tlib.ru/doc.aspx?id=30175&page=4

а также воспоминания родных, друзей и участников экспедиций: Валентина Михайловича Божукова, Ивана Дмитриевича Богачёва, Николая Александровича Алхутова, Вильяма Артуровича Смита.

Фотографии из личных архивов Владислава Юрьевича Кассина, Валентина Михайловича Божукова и Артёма Анатольевича Фатеева.

Отличная статья! Очень интересно вообще узнать о таком событии, а тем более прочитать подробности биографии такого яркого человека. Удивительно совпадение фамилий с Рикардо Кассином (Riccardo Cassin).

Спасибо Никита! Очень интересное сообщение. Многие факты узнал впервые. Мелькнула мысль, откуда такая редкая фамилия Кассин? Ведь, был великий итальянский альпинист Риккардо Кассин. Есть классические «маршруты Кассина» на Пиц-Бадиле и Денали, Пуэнт-Уолкер, на Гранд-Жорас. Были Гималаи, Гашербрум, и еще много чего... Риккардо умер 7 лет назад на 101-м году жизни. Посмотрел на его фото, так они буквально 1:1 с Юрием. И оба все время улыбаются...

Вадим, так опубликуй здесь в комментариях фотки Рикардо.

Спасибо Никита, теперь всё стало на свои места. А то раньше мелькали какие-то противоречивые заметки о судьбе Кассина...ещё в прошлые годы, может даже на Риске, читал предположения, что он погиб на спуске где-то на Шини-Бини?! Я ещё подумал, как он мог туда попасть? Даже если он спустился по Буревестнику (а его прошли только в 67г.!), его путь лежал бы вниз по Фортамбеку и т.д.

Володя, это был не Кассин. В 1968 году московский турист Юрий Назаров совершил сольное восхождение на пик Коммунизма, поднявшись на плато по ребру Буревестника и далее, наверное, через пик Душанбе. Погиб он уже после спуска с плато где-то на перевале или на леднике Шини-Бини. Об этом напоминает небольшое мемориальное сооружение на поляне Сулоева.

Слышал в 80-е про этот случай, а позднее где-то читал, но без подробностей.
Спасибо Никита!
Не помню, осуждал или нет...вероятнее что был удивлен и поражен...
Кто бы мог подумать что не пройдет и 10 лет, и сам начнешь пробовать соло-восхождения...и получать от этого удовольствие...

Сергей, про какой случай: про Кассина или про Назарова?

Про Кассина.

Автору спасибо за материал. Очень интересно знать такие подробности.

Спасибо за статью,честно говоря не знал. Мужество и честность не каждому дано!

Ещё одна малоизвестная страница в истории наших горовосхождений. Не такая уж и большая, но встаёт из неё человек - глыба, самоотверженность и целеустремлённость которого заслуживает самого глубокого уважения. Будем теперь знать о Юрии Кассине и помнить о нём.
Автору и откликнувшимся спасибо за эту статью и дополнительную информацию.

59г. Маршрут К.Кузьмина?

Да, это маршрут Кузьмина. А Иванов вёл команду по грузинскому кулуару и далее напрямки на вершину.

Верхняя часть маршрута изображена принципиально неверно из-за наложения 6900 на С.гр. п.Коммунизма. Так пройти невозможно.

Спасибо, Никита! Как всегда, очень здорово, хотя и грустно. В последнем бумажном "перечне" перевал Касина, с одной "с". Причем, возможно, это я исправил. Т.к. если смотреть отчеты, то встречаются два написания фамилии. Исправлю...

2016ый год, таблички на месте.

Знаю. Это же фото вашей группы, а конкретно Артёма Фатеева, как я и написал в конце поста.

Суровая история, да

Никита, благодарю вас! Отличная статья. Большая работа проделана.
Потрясающая история. О таких людях нужно как можно больше рассказывать!

Спасибо, очень интересно!

Только есть один отрицательный персонаж в рассказе - это Иван Антонович.
Мне представляется крайне маловероятно, что у Кассина с ним была какая-то договоренность. Антонович - человек исключительно правильный, ни о каких авантюрах с ним просто невозможно было говорить. Может был какой-то разговор с Кузьминым?

И еще. Брань со стороны Антоновича... Как-то трудно представить. Наверное, это был строгий разговор. Но брань, ругань - как-то не вяжется с ним.

обычно лагерных работников таскали на окружающие вершинки, была такая практика. но чтоб обещать человеку со стороны основную для экспедиции гору... т.е. поставить вровень тех, кто тренировался, слаживался, выбивал финансы и неизвестного команде человека? типо - вы ребята пыхтите, пашите про медальное будущее - а я одной левой к вам присоседюсь, - я же ой блин какой выдающийся весь из себя...

плюс вопрос - с лагерными работниками обычно заключали договора, т.е. у начальства возникала ответственность за подчиненных - а что такое чп на производстве и кто за это отвечал, думаю, рассказывать не надо. и поведение - идите вы нах, а я погулять на заглавную гору пойду прогуляюсь, спасибо что подбросили - это, по мне, чистая подстава. Так что не хотелось бы мне быть на месте Антоновича, ё. (хоть записку что погулять пошел, однако, оставил, сджентельменил, а то бы или Антоновича под разборки, или, вариант, если бы написал про 7495 - мог мужиков без горы оставить. а потом все удивляются что в экспедиционное время все всех чужих в округе из шмайсеров отстреливают)

Как по мне - то Женя Завьялов куда порядочней с той же Победой поступил. Сильно хочешь на гору - так сам соберись, сам доберись, сам за себя отвечая карабкайся. А то нынче тож тенденция - я попрусь туда моя левая нога захочет, а если вы меня плохо спасать будете - то я вас по судам затаскаю. центропупный эгоизм, мля.

но для истории - интересная история. Спасибо, Никита

И что в этой истории непорядочного? Человек сделал всё чтобы его не спасали. И чтобы никто за него не пострадал
Какая была договоренность - вопрос, конечно, спорный.
От Антоновича ответ уже не получить.
Остаётся принимать всё так как есть.
Люди несовершенны, да

Ну, а что ж ты не вспомнил про Коммунизма в 73-ем (про Завьялова), когда он был готов убить ледорубом любого приблизившегося, кто помешает ему сходить на Коммунизма? Забыл?

Никита, спасибо, что не позволили нашему великому предшественнику-собрату по горным походам Юрию Петровичу Кассину уйти в несправедливое забвение! Очень по мужски! Жму руку.

Показать комментарий

"Исполин", а вы в курсе кто такой Антонович и вообще что такое альпинизм?

Никита, большое спасибо за статью, ещё кое что нового узнал.
Безумству храбрых поём мы песню!!!
В те года и соло, это здорово.

Спасибо за интереснейший рассказ, Никита. Геройский человек. Удивительная судьба. Жаль что ушел рано.

Держи, Никита. Дополнишь.

Кассин Юрий Петрович 1923 г.р. Звание: гвардии красноармеец. В РККА с 1944 года. Место призыва: Борисовский РВК, Белорусская ССР, Минская обл., Борисовский р-н
Место службы: 44 гвардии артиллерийский полк 16 гвардейской стрелковой дивизии , разведчик штабной батареи.
Место рождения: Кировская обл., Юлинский р-н, дер. Марьино.
Член ВЛКСМ.
Участник Великой Отечественной войны с 1944 г, 3-й Белорусский фронт.

Награжден орденом Красной звезды (приказ №: 9/н от: 04.02.1945) .
13.01.1945 в районе Швыргаллен-Уждегген, Вост. Пруссия, находясь в боевых порядках пехоты, обнаружил и засек 2 пулеметные точки, 1 орудие прямой наводки, минометную батарею, которые были подавлены огнем нашей артиллерии.
Представление подписано:
Командир 44 полка гвардии майор Романенко.
Командующий артиллерией 16 дивизии гвардии полковник Семенов.
Командующий 16 дивизии гвардии генерал-майор Пронин

Других наград не имел.

Спасибо, Сергей, учту.

Вот долго сидел и думал. А стоит ли влезать? С риском навлечь на себя волну осуждения, либо брани. Да с каким риском? Стопроцентно будет. И тем не менее. Все же решился, ибо правда безлична, и не должна зависеть от мнения большинства, либо изначальной волны эмоций "геройства". С одной стороны-безусловно, неординарная, харизматичная личность (Кассин). С другой стороны банальная, скучная, вонючая и негеройская правда. А она проста, как веник. Он (Кассин), согласившись на участие в экспедиции в роли завхоза (или повара, или радиста, или грузчика, неважно), принял условия игры, предложенные организаторами, и, не предполагающими участие в восхождениии. Дальше, он совершил действие, которые все тут на сайте расценили как геройство. Ушел один и, естественно, погиб. Герой? Ну конечно! Борец за справедливость, или борец с режимом, или еще с чем то? А как же иначе? Конечно герой! Да не герой он, а мудак. Несколько десятков человек "героя" искали неделю, харкая кровью, и бегая бегом на высоте, надеясь успеть его спасти. Несколько человек, руководивших экспедицией, наверняка получили серьезные проблемы при разборе полетов потом. Да еще и в те времена! Хорошо еще, что Антоновича не посадили! А могли, запросто. Поехал бы Кассин с "нуля", от Москвы, один, сделал бы ту же попытку и погиб- был бы героем. Поехав с экспедицией, подставив под свое личное геройство множество других людей-называется совсем другим словом. Да простит меня Аллах! Что сейчас начнется! Ну, ничего, перетерплю, правда-важнее.

Василий, прежде, чем брызгать слюной, попытайтесь рассудить здраво. С какого бодуна МС по туризму будет терять сезон из-за того чтобы просто позавхозить в экспедиции? А то что он пахал на эту экспедицию, как папа Карло, совмещая основную работу, с подготовкой снаряжения для экспедиции в своём НИИ, Вас не на какие мысли не наводит? Мне лично кажется, что Антонович предложил ему какой-то "леденец" в виде возможности, при благоприятных обстоятельствах, варианта восхождения. Ну а дальше, думайте всё, что вздумается. Это Ваше право. А Аллах всех правоверных прощает, кто с неверными расправляется.

а разве просто попасть в тот район для человека, судя по всему, никогда в горах не бывавшего, в то время не являлось достаточным "леденцом"? Гипотетически. Может быть, на горы сходить, но, конечно, не на Коммунизма, в составе, по существу, сборной Союза. Не вполне подходящая цель для первой горы. А так-то человек-глыба, конечно. Спасибо за рассказ.

в 82м году, (с выполненным МС и не имея даже значка), работал типа в хозвзводе МАла. за первый же сезон сходил кучу двоек-троек плюс 5а траверс, а вот на первопроход стены отказали (до сих пор жалею страшно - ну и что с моих-то хотелок, (рассуждая здраво какие-то рамки и соотв опыта тож должны быть. есть команда, есть тренер,есть выпускающий - анархию к чему устраивать) мужики и так давали много походить при этом вешая ответственность на себя (спасибо Грише Петрашко и Иосифу Добкину). через год присоединились еще трое туриков по 1му разряду и тоже между делом побегали (двое позже так и остались в горах) и тоже отработали сезонов по 5-6.
Причем если учесть что МАЛ вначале 80х это не начало 90х.

Показать комментарий

"Значит, Никита еще не потерян для туризма."
Феноменально.
Даже "секта техники безопасности" меркнет.

Не скрывал это восхождение Кассина никто, еще и Настенко привидите в пример. Причем тут борьба с системой все было гораздо проще "хочу и иду". Последствия "солисты" не рассматривают вообще. На самом деле "солисты " были всегда. В каждом горном районе не по одному. Но одни ходят, как настоящие "солисты" без помпы, объявы на каждом углу, а другие якобы сами, но всенеприменно рядом с каким-то сбором, с рассказами и т.д. Правильно они поступают не буду обсуждать. На Ахмади Дониша встретили на спуске "солиста" жаль забыл откуда и как зовут сейчас бы поздравил со статусом -ИСПОЛИН.

Да простит меня Никита, но поддержу vasilijivanishin 10.04.2017 22:25.
Совершая что-либо, даже совершенно замечательное, человек не должен никого подставлять. А МС по туризму последствия своих действий должен был чётко представлять. И если б кто угробился на ПСР, то был бы на его совести.
Вот только зря: «банальная, скучная, вонючая и негеройская правда».

надо всё-таки разделять. спасы для ни в чём не повинных людей это плохо. а то что за это пострадал кто-нибудь из начальства... не 70е 80е с их бюрократией

фильма Горы зовут или Путешествие в молодость насмотрелись вот и вытворяли чего вздумается...

Не буду ни с кем спорить или доказывать что либо, оправдывать или обвинять. Что было, то было...
Вспомним слова нашего предка - "Мертвые срама не имут."

Я на стороне Василия Ивановича, только без резких и оскорбительных слов. В этой истории мне интересно чью записку с вершины снял Кассин. О его соло я упомянул в своей книге "Белые вершины..." В промежутке между москвичами на вершину поднялась команда Узбекистана 8 чел ., а затем еще трое. Могу добавить про Назарова, которого мы и донецкие альпинисты всретили на л.Мушкетова. Встретив такую толпу, он быстро ретировался и как оказалось попер на Коммунизма. Это был 1968 год. О нем (Назарове) и других солистах того времени можно прочесть в книге Владимира Машкова "Вершины моей республики" Назаров погиб на плато, на вершине он не был. Лично у меня однажды была возможность и - оправданная, - свалить из экспедиции на леднике Бивачном. Но я выбрал путь терпения и не сделал этого, представив последствия для команды. А так хотелось насолить!

А как Назаров с ледника Мушкетова мог попасть на Фортамбек и ребро Буревесника? Он что, прошёл через пер. Четырёх 3Б или Мушкетова 3Б?

Замечу интересную деталь из предыдущего комментария: "насолить" -это от корня "соло". Здорово подмечено!
А вообще судить о поступках далёких времён мерками бытующих сегодня морально-нравственных стереотипов -это неправильно. Если пробовать давать оценочную характеристику( специально глагол "судить" не употребил)то руководствоваться надо теми стереотипами, какие были распостранены в то время. То есть исходя из взглядов, морали и нравственности человека того общества, того социально-политического строя. В то время я бы тоже безусловно с осуждением отнёсся к такому поступку. А сегодня я просто промолчу-и не осужу и не поддержу...Сегодня -это не далёкое "вчера".

Нечаянный дубль комментария оказывается удалить нельзя. Приходится для редактирования что-то написать. Извиняюсь дико за свой комп.

Всё верно. Одни контекста времени не знают и не понимают - рубят про подвиги, другим никак не понять, что они не на партийном собраниии в качестве штатного парторга, и мнение, высказанное корректно и с обоснованием своего взгляда - это мнение, на которое имеет право любой индивид.
Отличать надо "судить" и "осуждение" от "суждения".

Все в этой истории сложно и не однозначно. Промолчу.

А про психологию - нам послевоенным уже не понять психологию фронтовика!

Спасибо большое за статью.

Статья интересная, спасибо. Но мне непонятна героизация произошедшего. Человек пошёл в одиночку, что тогда запрещалось (потому что опасно) и погиб лишний раз подтвердив это. Хороший альпинист это старый альпинист. К туристам это не относится?

интересно вспомнить Петлицкого, который писал про Николаева:
"Андрей, спасибо за интересную и подробную подборку о выдающемся "маёвском" туристе!
Замечательно, что современные возможности интернета позволяют сохранять и аккумулировать истории таких личностей.
Их достижения, служат вдохновляющим примером, а их, к сжалению, трагические ошибки - глубже прочих учебников научают поведению в горах.
Тем более важно развивать эту тему - "Люди и Горы", используя в т.ч. и этот ресурс, пока живы свидетели и очевидцы.
В этой аудитории, наверняка есть кому рассказать и о Юрии Кассине, в одиночку поднявшемся с лед.Гармо на пик Коммунизма..."

и вот спустя два года Петлицкий ушел один на Победу...

Maloy, у меня уже в перспективе задуманы посты о них. И про Витю Николаева, с которым мы прошли вместе четыре семитысячника, и о Володе Петлицком, с которым, к сожалению, я был заочно знаком только через Риск. Но следующим постом скорее всего станет рассказ о Владимире Безносове, который руководил туристской группой, прошедшей вчетвером в 1973-ем году траверс: пик Патриот - пик Россия - пик Правды - пик Коммунизма. Пост уже был готов в прошлом году, но некоторые невыясненные нюансы не позволяют мне его опубликовать.

Володя не шел на Победу один.

да ладно
нормальный эгоизм
попытался сходить для себя, не утерпел
Было бы интересно, если бы вернулся, что бы было?
А народ все таки пошел его искать, матерился но искал, или это тоже га(о)вно вопрос
Это просто НАША история, какая есть. Я ее уважаю.
Герман Буль, Меснер
Сравним?

Одержимость-обратная сторона эгоизма?

Просто сторона. Почему обратная.

Может кто знает. Июль 1988 года. Аркаша (Парусников Аркадий) шел на Ленина один?

На Ленина в те времена уже паравозы ходили и мы в том числе!

Да он мог идти один, но в это время на горе находились десятки людей!

Очень сложная для моего личного восприятия история.
Мне кажется, что Юрию Кассину, человеку с такой биографией нельзя бросать обвинение "Подставил кого-то". Но и предпологать, что И.И. Антонович, мог обещать возможность восхождения Юрию Кассину и не выполнил, это наверное неправильно, некорректно, потому что на весах -мораль, а по сути -Человек! Возможность-невозможность.
И в этом смысле ситуация не совсем ясная.
Что-то есть странное и печальное и очень Героическое в этом событии, в этом восхождении, абсолютно неординарном.
Может быть я что-то пропустил, перечитав не раз и рассказ и коменты, но есть какой-то мне кажется тайный смысл в этих строках из записки..."-Благодарю.. и Кирилла Константиновича, давших мне силы закончить этот путь."
Может ли быть так, что он всё-таки получил какое-то тайное "добро" на самостоятельное восхождение, на свой страх и риск...?
И конечно в ней уже есть понимание, читается между строк- -"возможно не смогу вернуться." Он понимал цену всему, что прошёл.
Светлая память Юрию Кассину.
Никите Степанову, спасибо за эту повесть о Человеке- о Юрии Кассине.

Я думаю, что Кузьмина он просто боготворил, а в "добро" на самостоятельное восхождение не верю ни на йоту. Он по жизни привык решать и делать всё сам.

Спасибо Никите Степанову за рассказ. За рассказ о неординарном человеке и неординарном случае. Нужно постоянно возвращаться в мыслях к таким неоднозначным историям и думать, думать, думать!

Вечная память

Помню, в начале 60-х мы с Валерой Путриным (старшее поколение помнит этого Снежного Барса) обсуждали статью в "Комсомолке" про этот случай. Валера утверждал (по памяти), что статья была в рубрике "Пусть больше будет одержимых" . Кончно, он ошибался - не могло такого быть в тогдашней советской прессе - воспевать поступок одиночки в то время как "мы все как один".
У меня нет морального права судить Юрия, но вот мое мнение: безумно смелый человек, но этот поступок - честолюбие и эгоизм. Идти без подготовки, почти без снаряжения и продуктов на сложнейшее восхождение с почти нулевыми шансами на возврат, подставляя команду и руководителя... А о семье думал? "Благодарю Бога и детей..." Отблагодарил...
Протест против тогдашней супер-коллективистской системы ? Да о чем вы?! "Я так хочу!" - и точка.

То, что "безумно смелый человек" - согласен. А вот с остальным - категорически нет!

"честолюбие и эгоизм" - он из-за этого помогал партизанам и был артиллерийским наводчиком во время войны? Из-за честолюбия?

"Идти без подготовки, почти без снаряжения и продуктов" - кто Вам об этом сказал? Только вчера был у Валентина Божукова (участником того восхождения и ходившим с ним на заброску. Ночевали они вместе в одной палатке), и ещё раз беседовал о Кассине. Подготовка у него была отличная, акклиматизация хорошая, снаряжение было, а продукты кончились, потому что не рассчитал, что придётся прятаться. А это только подтверждает, что была какая-то договорённость о его участии в группе, которая шла по грузинскому варианту.

"на сложнейшее восхождение" С какого бодуна Вы взяли, что это сложнейший маршрут? В прошлом году прочёл пару интересных отчётов про подъём с юга на Коммунизма по ребру Абалакова: ТУРКВО 1976 г. и СКА СВАО 1975 г. Так они такого понаписали, что если бы знал раньше, то ни за что бы не повёл группу на спуск по этому маршруту. 28 скальных крючьев, 277 метров перил - кошмарики! Верёвки там нужны постольку-поскольку (https://www.risk.ru/blog/206607). А понаписали, для того чтобы маршрут был 5Б, а не 4А (про высоту отдельный разговор). А уж пройтись по натоптанной тропе через грузинский кулуар и выше - где там сложность?

"с почти нулевыми шансами на возврат" Это Вы сами так решили? А если бы он не поднялся и нашли бы его тело где-то по пути к пику Коммунизма, Вы бы написали с нулевыми шансами на подъём? Так что ли?

"Протест против тогдашней супер-коллективистской системы" Давайте тогда уж до кучи и про Галича, Высоцкого, Солженицына и Сахарова поговорим.

Он не безумец. Имея следы, шансы упасть в трещину минимальны.
И технические сложности тоже не такие страшные, хотя это с современным снаряжением.
Но все вместе с сочетанием непогоды, недостаток продуктов и воды сыграло против него.
Но на секунду представьте, что сидите перед много километровым полем с скрытыми трещинами и еще бесконечные склоны горы в конце него. Ваши шансы пройти все это, без следов

Марат, Вы хоть раз перечитывали то, что пишите? Вначале"Имея следы, шансы упасть в трещину минимальны". и тут же "Но на секунду представьте, что сидите перед много километровым полем с скрытыми трещинами...". Так что правильно: первое или второе? Вы ставите в тупик читателей стилем изложения своей мысли. Народ теряется и начинает дуреть от прочитанного...

шансы со следами и без следов, только и всего

не люблю запятые

у меня был выбор там же
сидел и думал идти по следам сейчас или когда все улетят на Иссык Куль, пойти по свежачку

Марат, только по свежачку, по следам как-то не спортивно, да и как без "живца" обходится?

Комментирую только утверждение "Марат"а. "Имея следы, шансов упасть в трещину минимальны." НЕ ВЕРНО! И никто мне этого не говорил. Это я сам утверждаю из своегo скромного(но печального) опыта. Читающие это, пожалуйста, поверьте, что на закрытом леднике следы, даже свежие, (5-10 минут) не гарантируют безопасности. И шансы упасть в трещину не минимальны.(особенно на Памире). Ну, можно же иногда учится на ошибках других.

ну да, даже тысячный след на закрытом леднике не дает гарантий
но все же, все так ходят
можно встать на тропе под Ленина и читать лекции проходящим

но если идешь без веревки, то пойдете по свежаку или по чужим следам?
Ваш выбор?

но если прицепился к веревке то не халяв, держи дистанцию, натяжение, организуй страховку, а не провожай напарника взглядом легко перебирая веревку пальцами

Материал очень интересный, особенно с учетом того, что собирать его пришлось по крохам. Учитывая давность события, допускаю, что могут вкрасться какие-то неточности и многое приходиться домысливать, что, неизбежно, вызывает дополнительные споры. Но сам факт такой публикации - это уже ЧТО-ТО!
Думаю, весь смысл поступка Ю. Кассина кроется в последних трех предложениях его записки, оставленной в лагере:
"Слова насчет “охоты” – чепуха. Я не могу сидеть здесь… Я должен, я обязан видеть Кир. Конст. и всех его друзей”.
Похоже, когда все надежды хоть каким-нибудь путем попасть в состав основной группы рухнули окончательно, он использовал последний шанс (единственный, с его точки зрения) совершить то, что было его целью и мечтой. И это решение не было спонтанным: он приложил, думаю, невероятные усилия, чтобы попасть в эту экспедицию на любых условиях, пусть даже завхозом (странно пренебрежительное отношение некоторых к этой должности), совмещал подготовку к экспедиции со своей, тоже очень ответственной основной работой, об этом знала его жена, а это уже говорит о многом. Представляю его состояние, когда группы ушли на восхождение, а он остался в лагере...
Чтобы оценить действия человека, нужно поставить себя на его место. Не каждому дано решиться на тот шаг, который предпринял Юрий, потому-то таких людей - единицы. К сожалению, приходится только строить предположения по некоторым деталям происшедшего. Тем более, невозможно "влезть в шкуру" Ю.Кассина полностью, понять на тот момент его состояние и оценить степень мотивации его действий. Вкрадывается крамольная мысль: а как бы поступили вы, окажись в той же ситуации и в том же состоянии духа? А не оказались ли бы и вы в числе таких смельчаков?
Относительно ответственности перед участниками и организаторами экспедиции, а также его семьей: на мой взгляд, ответ довольно простой - он не готовился погибнуть! Думаю, у всех тех, кто совершает высотные восхождения, эта мысль уходит на второй план, иначе никто бы в эти самые горы не ходил.
Упоминание о К.Кузьмине в записке, думаю, - это знак глубокого уважения и преданности к нему.
И еще: у меня сжимается сердце, когда вспоминаю о "половинке шоколадки", оставленной вместе с запиской на вершине.

Я никогда ни с кем не спорю, но попытаюсь аргументировать свою позицию.
Война. Это было совсем другое время. "Когда страна быть прикажет героем - у нас героем становится любой" - пелось в песне того времени. У меня самого на войне погиб отец, простой школьный учитель. Там выбора не было - или мы победим - или перестанем существовать. Но война кончилась. И в данной ситуации на одной чаше весов - "я хочу доказать себе (никому другому, потому что официально это восхождение и при благоприятном исходе не было бы засчитано), что я это могу!" - а на другой, в случае неудачи - горе семье, бесконечные разборы для команды и руководителя - и сама собственная жизнь. Во имя чего ? Как Матросов - грудью на амбразуру ?
Насчет подготовленности и шансов. Я не из тех замшелых дураков, что почесывая живот, чревовещают: "умный в гору не пойдет". Имею небольшой горный опыт, максимум - пер. Джеты-Огуз в Тянь-Шане, 2Б, кажется. Но я отчетливо сознаю, что мастер спорта (когда еще туризм был спортом), сделанный на Хибинах и Припол. Урале - это не опыт для семитысячника. У него даже не было аклиматизационных выходов, если он честно (именно это подтверждают) исполнял обязанности завхоза, не было бы времени.
Нехватило продуктов, потому что прятался. Ну знаете... Я понимаю - продукты кончились из- за долгого пережидания непогоды или из-за транспортировки травмированного. Прятался - потому что понимал - делает не то, что следует.
По человечески жаль неординарного человека. Но он сам сделал свой выбор, и этот выбор оказался неправильным. Я остался при своем мнении.
Насчет Галича, Высоцкого, Солженицына и Сахарова - они-то здесь при чем? Они критиковали советскую систему, но ледоруба в руках я ни у одного из них не видел.

Честно говоря, даже не хочется Вам отвечать после "Я никогда ни с кем не спорю, но попытаюсь аргументировать свою позицию. Но всё таки придётся. Для Вас главное высказаться самому, типа - "я не читатель, я писатель", а что там остальные понаписали, мне наплевать.

Отвечая на мой коммент, Вы даже не удосужились прочесть: "Только вчера был у Валентина Божукова (участником того восхождения и ходившим с ним на заброску. Ночевали они вместе в одной палатке), и ещё раз беседовал о Кассине. Подготовка у него была отличная, акклиматизация хорошая, снаряжение было..."

"Но я отчетливо сознаю, что мастер спорта ..., сделанный на Хибинах и Припол. Урале - это не опыт для семитысячника". В прошлом мае водил группу на Западный Эльбрус. Был у меня участник: 67 лет, выше 300 м. от уровня моря не поднимался, но всю жизнь бегал на лыжах. Так ему удилА натягивали, на плато перед вершиной, чтобы вперёд "батек" не поднялся!

Так что Ваше осознание не из опыта (Джеты-Огуз 2Б), а из книг и интернета.

Рассказ хороший - это урок и в то же время история тех лет,конечно, не обычная ,я вспоминаю когда под пиком Душанбе мы попали в лавину,было землетрясение,пришлось спускаться в низ, и в низу уже в базовом лагере,Рутам Раджапов собирался идти соло на пик.Корженевской-я тогда очень переживал за него,но он сходил- это был конец августа 1992год,сейчас соло ни кого не удивишь,в то время Кассин чисто психологически,совершил конечно не обычное восхождение,но мужики его искали,переживали,по себе знаю как тяжело терять друзей.