ПРЕКРАСНАЯ ДИГОРИЯ И ЗНАКИ СУДЬБЫ
Лето 2016 г. Подошёл очередной отпуск по основному месту работы у создателей и фотографов проекта mt360.ru. К нам присоединился внештатный летописец, у которого тоже был «отпуск» между получением двух пенсий. Встал вопрос, куда ехать. Вариантов была куча. В последний момент перст судьбы указал на мочевой пузырь Северной Осетии, т.е. Дигорию, как окрестили этот район альпинисты. Этим пальцем оказался национальный парк «Алания», выдавший бесплатное разрешение на фотосъёмку.
Мы тронулись в путь. И уже на этой стадии фотоэкспедиции как из рога изобилия посыпались знаки предупреждения Вселенной о неблагоприятном исходе затеянной нами кампании. Въезжая в Дигорское ущелье, таксист, до этого хранивший гробовое молчание, вдруг заговорил про многочисленные похороны, случившиеся на этой неделе в небольшом с.Чикола. Двое из нашего трио пропустили этот рассказ мимо ушей, а третий, особо впечатлительный, записал его в глубине черепной коробки, но промолчал.
И вот ворота «Комы-Арт».
Пошли оформляться. Тут нас ждали сюрпризы, не очень приятные. Примерно за неделю до приезда созванивались с администрацией на предмет проживания в своей палатке на территории альплагеря, а также о наличии камеры хранения. На том конце провода ответ был таким: «Жить в палатке можно. Камеры хранения нет, но при необходимости место для хранения ваших вещей мы найдём». Теперь же в администрации заявляют, что проживание в палатках возможно только в том случае, когда нет свободных комнат в домиках. А сейчас их навалом (холодных, сырых и с мышами!). Пришлось им напомнить про телефонные переговоры, и нам разрешили жить в палатке. Поскольку выявились расхождения между телефонными переговорами и реальностью, решили уточнить насчёт хранения вещей во время многодневных выходов в горы (а то может нам нужно не заселяться, а разворачиваться и ехать домой). Здесь нам ещё раз озвучили, что камеры хранения нет, но есть возможность поставить сумку в пустующий номер под ключ. И эта услуга обойдётся нам в 50 руб/сутки за одно место размером с чемодан. Одним словом, мы заселились в свою «пятизвёздочную» палатку.
В первый же выход в горы на 3 дня чуть не унесло кастрюльку вздувшейся от осадков рекой. Утром, когда вода спала, её обнаружили застрявшей в прибрежных валунах. Радости не было предела. Но лучше бы её унесло! Тогда бы нам пришлось уехать домой (какой уж тут поход по высокогорью без горячей пищи и чая) и на этом наши неприятности и кончились бы. И тут наш мнительный товарищ вспомнил недельной давности рассказ таксиста о трупах, связал его с приключениями нашей кастрюльки и заявил, что нужно обратить пристальное внимание на знаки, которые нам посылает судьба. Мы только улыбнулись, но червячок сомнений уже в душе завёлся...
Солнце, красивая природа, хорошее настроение – о плохом не хотелось думать.
И только наш впечатлительно-мнительный штурман-ходячий навигатор, следуя своему шестому чувству и интуиции, решил перестроить план фотоэкспедиции, отложив предстоящее восхождение на Айхву на более поздний период, мотивировав, что к тому времени и погода должна наладиться. Ну, а пока у нас была короткая передышка с пробежками по близлежащим водопадам.
Водопадов много, разбросаны они по всему ущелью и только 3 водопада находятся кучно – Таймазинские (они же «Три сестры»). К ним и рванули. Не успели разогнаться, как нас тормознули.
Оказывается, попасть к водопадам не так-то и просто. «Порог неба» перегородил заборищем вход в ущелье и к единственному мосту через бурный Танадон. Строгий охранник, хмуря брови, долго сверял наши фейсы с фотокарточками в паспорте, сличал данные прописки с данными в погранпропуске по буквам, потом взялся за разрешения на нахождение на территории нацпарка «Алания» и проведение профессиональной съёмки. Отняв таким образом 30 минут ценного для съёмки времени и не найдя к чему придраться, он, вздохнув, сообщил «радостную» весть: «Я не могу пропустить вас через территорию базы отдыха без разрешения администрации».
Мы чуть не взвыли от такого издевательства: время уходит, а до водопадов нужно ещё дойти. Раздражённый нашим тупым упрямством администратор в лице пожилой девушки долго посылал нас в прямом и переносном смысле по тропе, которой ходят все смертные к водопадам (а точнее, любуются ими с поляны Хумеси с километрового расстояния). Вот там, мол, и фотографируйте. Хотите прямо к водопадам подойти, а там моста нет? Мало ли чего вам хочется! Мост на территории «Порога неба» для отдыхающих «Порога неба». Охранник одобрительно ей поддакивал, и, видимо, страшно сожалел, что не догадался сам привести нам эти убийственные аргументы. На разрешение съёмок от нацпарка администраторша реагировала как бык на красную тряпку. Когда красноречие «буйной» дамы иссякло, она позвонила местному богу – всесильному директору «Порога неба», жалуясь на фотографов, желающих воспользоваться их мостом и имеющих кипу бумажек для этого. Слово «нацпарк», видимо, возымело своё действие на директора, который что-то нечленораздельное до этого мычал. Даже нам, рядом стоящим, было слышно: «Пусть заплатят и идут!». По нашим недовольно-возмущённым лицам крепкая как кремень администраторша поняла, что такой расклад нас не устраивает и что если нас сейчас же не пропустят, то звонить уже будем мы по всем имеющимся у нас телефонам нацпарка, комитета по туризму РСО-Алания, ФСБ и, наконец, просто участковому, чей телефон указан тут же, на проходной базы отдыха. Для дальнейших переговоров с «богом» администраторша отошла от нас в сторонку и еще 10 минут что-то лепетала, бурно жестикулируя руками. «Ладно, проведу вас по территории». Чтобы услышать эти заветные слова, у нас ушло больше часа! Утренняя прохлада успела смениться дневным зноем. Теперь уже она взвалила на себя функции погранконтроля: так же усердно и внимательно (а так же весьма неспешно), как и охранник, сверяла данные паспортов и пропусков. «Никуда не сворачивайте, ни с кем не разговаривайте и ничего тут не фотографируйте!» Нужны нам были их избушки!
Администратор на каблуках неслась по брусчатке так, что мы не успевали за ней в треккинговых ботинках. Вот и вожделенный мост через Танадон. Можно расслабиться и достать фотоаппараты. Одна только мысль не давала спокойно любоваться Таймазинскими водопадами: за что хотел денег директор «Порога неба»? Но вскоре и этот «ларчик просто открылся».
В тени одного из кустов по дороге к водопадам, где мы отдыхали совместно с группой женщин, выяснилось, что это постояльцы «Порога неба». База отдыха имеет штатных гидов, которые организуют походы по окрестным достопримечательностям не только «своим», но и пришлым – всем желающим, готовым оплатить услуги гида. И тогда не нужно никаких пропусков, разрешений и проч. Экскурсии, бесспорно, увлекательные и гиды, мы уверены, расскажут много интересного, но цены такие, что даже постояльцы недешёвой базы отдыха отказываются от их услуг и ходят самостоятельно, благо водопады видны отовсюду, и заблудиться невозможно, даже если захочешь. Вот такой бизнес по-осетински – хочешь к водопадам, плати.
Кстати, заборы с воротами и без на входах в ущелья – это модное веяние в Дигории. «Комы-Арт» тоже грешит этим, но пока что пропускает через свою территорию идущих по маршруту вокруг Кубуса или к леднику Танацете. Это сегодня, а что будет завтра? Не придёт ли в голову руководству «Комы-Арт» пойти по пути администрации «Порога неба» и «прихватизировать» к своей территории всё ущелье?
Ещё один забор нам пришлось преодолевать (в буквальном смысле этого слова) на пути к водопаду Харесский.
Он позиционируется как недавно открытый. С дороги по Дигорскому ущелью как многие водопады района, он не виден. Указателей к нему нет, и он не нанесён на карту. Зато на входе в ущелье с Харесским водопадом, как водится, стоит забор и строится чья-то вилла. Здесь и заканчивается хорошая дорога. Обходную тропу по склону в густом травостое почти в рост человека найти не так-то просто, поэтому водопад Харесский до сих пор - «терра инкогнито».
Находившись по водопадам в окрестностях многочисленных баз отдыха курортной части Дигории, насмотревшись на разного рода заборы к природным красотам, решили отправиться куда-нибудь подальше от цивилизации - в верховья реки Геби.
Было решено идти «налегке», оставив все «лишнее» в Комы-Арт. Цивильная одежда, запасной фотоаппарат, каски, запас туристической еды, дополнительные медикаменты и другие предметы роскоши были сложены во вместительную Ашановскую сумку и сданы на ответственное хранение Комы-Арт за денежное вознаграждение в российской валюте. На хранении газа, места которому в сумке уже не осталось, решили сэкономить и запрятали его в кустах россыпью.
Сходили на разведку к мосту возле с.Куссу, который, по сведениям из отчётов, позволял пройти в ущелье Геби, минуя территорию «Порога неба». Увы, от моста остались только «рожки да ножки». Так что путь только один – через «Порог Неба» с препятствиями и нервотрёпкой.
Помолясь осетинскому божеству, охраняющему путников – Святому Георгию, двинулись в путь. Не столько пугала сложная дорога, сколько новая встреча со свирепым охранником Цербером на воротах «Порога неба». Он нам снился 2 ночи подряд, как страшный сон.
Было раннее утро. Заспанный «Цербер» вгляделся в наши скорбные физиономии и глубокомысленно изрёк: «Что-то мне очень знакомы ваши лица!» Уже это заявление нас напугало чуть ли не до смерти. Началась та же тягомотина с проверкой всего и вся. Пришлось снять тяжёлые рюкзаки и даже очки, чтобы доказать, мы не прячем глаза и свои мысли за тёмными стёклами, а просто бережём роговицу глаза от яркого горного солнышка. Выслушали терпеливо речь охранника о том, что стоит тут он не просто так, а охраняет границу, ведь до Грузии отсюда всего ничего – 10 км, и поди узнай, с какими целями вы в сторону Грузии идёте. С него и будет спрос, если пропустит подозрительных хоть в чём личностей. И прочая лабуда в том же духе. Вопрос о знакомых ваххабитах поверг нас в шоковое состояние – не пропустит. «Это я так шучу», - наконец изрёк охранник и начал звонить по начальникам, чтобы испросить разрешения о нашем прохождении по вверенной ему в охрану территории. В этот раз всё прошло гораздо быстрее под девизом: «Это те фотографы». Выслушав инструкции идти быстро, никуда не сворачивать, ничего на территории не фотографировать (секретный объект, твою мать!), мы устремились в ущелье Геби.
А там… никаких тебе рьяных охранников, нелепых инструкций и даже пограничников! Свобода! Гуляй – не хочу. Впрочем, пограничники потом появились, но они никак нам не мешали претворять наши планы в жизнь.
Складывалось такое впечатление, что они единственные в Дигории, кто заинтересован, чтобы её посещало как можно больше людей, причём бескорыстно. И пропуска в погранзону выдают, и с охранниками, препятствующими свободному проходу путешествующему люду с пропусками на руках, борются посредством развешивания объявлений с номерами телефонов, куда и кому жаловаться.
Жаль мы такой информации не заметили. Возможно, Церберы срывают, хотя всяких объявлений на проходной масса. Ещё и безбожно врут. Порогонебовский Цербер гордо поведал, что пограничники выгружаются из грузовика перед воротами базы отдыха и мухой летят за мост, чтобы как можно меньше доставлять неудобств «высоким» гостям «Порога неба».
Старший наряда пограничников аж поперхнулся, слушая нас. Он рассказал такую историю. В свой выходной от службы день он решил показать своим родственникам с детьми Гебидонские водопады. Цербер «Порога неба» заявил, что его он не знает и не пропустит. Какими уж методами он «убеждал» Цербера, пограничник нам не сообщил. Только с тех пор, как только охранник услышит «рычание» мотора пограничного грузовика, не дожидаясь сигнала, бежит к воротам и чуть ли честь не отдаёт проезжающему грузовику. А руководству базы отдыха было сообщено, что если они будут препятствовать проходу людям с погранпропусками в пограничную зону, то пограничники выставят охрану у 3-го столба опоры бугельной дороги, где начинается погранзона, и будут у каждого отдыхающего «Порога неба» требовать погранпропуск.
Кстати, бугельную дорогу протянули прямо ко входу в красный каньон, перерыв всё вокруг так, что живописная поляна Таймази практически исчезла. Беспредел, да и только!
К сожалению, все эти мытарства в нашей экспедиции оказались только цветочками. Горькие «плоды», созревающие в курортной части Дигории, мы отведали по полной, когда вернулись из кольцевого маршрута в «Комы-Арт» и захотели получить сданные на хранение вещи. Но не тут-то было!
Перед нами работники «Комы-Арт» разыграли настоящий спектакль, достойный артистов какого-нибудь «погорелова театра». Вещи, а с ними и каски, пропали (эту криминальную историю мы расскажем позднее). Восхождение отменяется. Айхва нас к себе не пустила. Тут-то и вспомнились все «знаки судьбы»: рассказ таксиста о многочисленных похоронах, утонувшая кастрюлька, преграды на пути в ущелья и прочее. Но мы, тупые, не внемли этим знакам, и судьба решилась на радикальные меры – лишить нас касок и продуктов, без которых на восхождение решится только самоубийца. Кто его знает, что там с нами могло случиться. Всё может быть.
Дальнейшая экспедиция сорвалась. И следуя поговорке, что ни делается - всё к лучшему, мы отправились не в горы фотографировать, а в полицию подавать заявление о краже. Оставшуюся часть испорченного отпуска группа провела на одном из кавказских курортов, залечивая подпорченные нервы йодно-бромными ваннами.
UPDATE
С нами на связь вышел Давид - коммерческий директор «Порога неба». Сначала спросил чем мы не довольны, а вникнув в суть проблемы, изрек – «Это частная территория. Мы ничего никому не обязаны. Тем более вам». Цитируем фразу с сайта "Порог неба": "А гость на Кавказе — это святое". Имейте это ввиду при планировании своего похода.
Продолжение.
"Порога неба" еще и не было тогда, только Комы-Арт и турбаза "Ростсельмаш".
Но они ничего не перегораживали.
Грустно! :(
Выкладывайте, с удовольствием посмотрю и сравню.
Ребята, ну что вы как дети в самом деле? Вся горная шваль (иного слова не подберу!) что наша, местная, что в иных частях Кавказа будет выделываться и куражиться пока с ними разговариваешь вежливо. Потому что ***ели в дымину. Плавали-знаем. Зато начинаешь общаться на понятном им языке-и тем более привлекать, реально, полицию и погранцов-становятся шелковыми. Давить и стращать, желательно изучив предварительно соответствующие разделы законодательства. Чуть что-писать бумаги. Да, потратите полдня, зато те кто приедут после вас избегнут подобных вещей.
Более сурово надо, вы не "в гостях" а по своей земле ходите. Которая одна на всех-от Камчатки до Севастополя.
А раз вы с проектом, тем более судя по всему бесплатным-надо было писать официальное письмо в комитет РСО-А по туризму, заручаться поддержкой, и если что решать вопросы через них. Иначе нахрена они там сидят, проедая бюджетные деньги?
Если будем спускать-дальше еще хуже будет.
А Комитет по туризму ведет себя как минимум странно.
1 - мост через половину реки Харес. В брод перейти нереально.
2 - мост через Танадон на территории Порога Неба.
3 - переправа через Гебидон, выше по течению есть стационарный мост (на карте не отмечен).
Как мы поняли, Вы говорите о мосте под номером 3. Но чтобы войти в ущелье Гебидон нужно перейти либо в районе отметки 1, либо каким-то образом переходить Танадон (мост на территории Порога Неба или в брод в районе поляны Хумеси, что тоже весьма проблематично).
А просто бревна переброшенные регулярно сносит, обычное дело.
Будут они на месте или нет - это как кому повезет.
И не только на фотографиях :)
Вот и фоточка с Лехой от туда нашлась: (даже в бумажный риск она попадала)
1.Нет возможности проживать в палатке, только в домике. И связано это, опять таки, с кражами. А наша девушка – существо тепличное, любит комфорт и не терпит холодных сырых помещений.
2.В стоимость проживания включено 3-х разовое питание (кормят, кстати, вкусно). Сделано это для того, чтоб народ в комнатах горелками не пользовался. Но время «кормежки» самым подлым образом совпадает с тем временем, когда природа позволяет производить съемку, поэтому в это время группа находиться «на объекте», а не в столовой.
Зато, когда я там бывал то завсегда с Леной и Олей можно было договориться оставить обед на послеприхода.