Восьмое марта на Ирбисту

Пишет nas-real, 03.04.2017 12:37

На восьмое марта, уже по сложившейся за последние годы традиции, опять удалось выбраться в горы, как обычно, на Алтай. На сей раз в качестве цели короткой вылазки была выбрана вершина Ирбисту, высшая точка Южно-Чуйского хребта, а точнее, её юго-восточное плечо. При этом, мы решили пройти по незнакомому нам ущелью Турой и подняться по малохоженому пути.
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Снега на Южно-Чуйском хребте никогда много не бывает, и даже в эту обильную осадками зиму его в Чуйской степи было мало, так что на подъезде ко входу в ущелье проблем у нас не возникло. Дальше уже пешком. При этом оказалось, что идти по наледям, заполнившим дно долины, как ни странно, удобнее в снегоступах. Яркое солнце, чистое небо, безветрие, так что, несмотря на вполне зимнюю температуру воздуха, идти было тепло. Но до поры до времени, пока солнце не скрылось за гребнем. К моменту выхода на ледник, вдобавок, начал чувствоваться лёгкий ветерок. Хотелось побыстрее поставить палатку, но оказалось, однако, что не так просто это сделать. Наст, утрамбованный обычными для этих мест сильными ветрами, был настолько плотен, что ледорубы для закрепления оттяжек даже воткнуть не получалось. Пришлось вбивать их с весьма приличным усилием. Стало ясно, что нас ожидает на следующий день при подъёме на плечо вершины. В принципе, мы были готовы и к тому, что придётся вешать перила по льду, и к возможной лавинной опасности, в случае которой пришлось бы воспользоваться одним из запасных вариантов.

Вид вниз по наледи, в сторону входа в долину Турой

Родник посреди наледи
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Вид вверх по долине Турой. Видна замыкающая ледник стенка. Справа - северная вершина Ирбисту

Выход на ледник по боковым моренам

Вид вниз по долине. Озеро
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Ночью ветер постепенно стихает. С утра по-прежнему светит яркое солнце, но идти, естественно, не жарко. На склоне наст не такой жёсткий, как на горизонтальной плоскости ледника, что позволяет нам по-простому делать вполне нормальные ступени и, не торопясь, выйти к трещине, рассекающей весь восточный край вершинного плеча. Только в одном месте мы натыкаемся на неширокую линзу по-зимнему порошкообразного снега. Приходится потратить немного энергии, чтобы побарахтавшись в нём, снова выйти на более надёжный склон. В верхней его части мы натыкаемся на ещё один интересный феномен: периодическую структуру из коротких заструг, образовавшихся на поверхности снега под воздействием ветра. Несмотря на другое происхождение, по своей форме эта структура сильно напоминает кальгаспоры.

Восточная стена Ирбисту на восходе

Путь подъёма на плечо Ирбисту

Гребень, разделяющий ледник Турой. Вершина Тесьтой

Преградившая нам путь трещина при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж и маленькой. Перебравшись не без приключений через неё, выходим на широкое плечо и, поняв, что до темноты мы спуститься не успеваем, решаем остаться на ночлег.

Трещина вдоль восточного края плеча Ирбисту
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Вершинный гребень Ирбисту и его восточный склон

Вид от вершины на плечо

И мы не прогадали. Чистое небо, красочный закат и не менее замечательный восход, окрестности, прекрасно видимые в прозрачном воздухе на расстоянии более чем сто километров. По-прежнему штиль и тепло (относительно, конечно: если в прошлом году в это время в Кош-Агаче было -36, то в этом - всего -24).

Хребет Чихачёва в закатных лучах. Расстояние - 120 километров
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Белуха на закате (108 километров)

Хребет Чихачёва на восходе

Вершина Джагыртау (97 километров)

Пик Ильяс

Пик Чуйский и вершина Сестра на фоне Белухи

Купол горы Джаникту
Восьмое марта на Ирбисту (Горный туризм)

Налюбовавшись с утра на окружающую действительность, начинаем спуск. По присыпанной снегом осыпи на ледник, а далее - вниз, прямо по его центру, с выходом на разделяющий долину скальный гребень. Ниже него, на моренных холмах - сухой зимний снег, а дальше, над озёрами и на льду - снова наст. Идётся вполне комфортно, порой под лучами уже по-весеннему яркого солнца даже жарко становится. Машина должна ожидать нас ниже водопадов. Не обнаружив её, пользуясь старой приметой, ставим чай. Попить его мы уже не успеваем.

Путь спуска с ледника на разделяющий его скальный гребень

Взгляд назад. Ирбисту и ледник под ней, путь нашего спуска

Спуск к озеру Атаккёль

Спасибо, красиво

Одно из преимуществ проживания рядом с горами во всей своей очевидности.

Ну как рядом. Часов 12 ехать только до Кош-Агача, а потом на местном транспорте ещё пару часов.

Это гораздо лучше, чем двое-трое суток в поезде, плюс всё что вы перечислили.

Фотографии потрясающие. Хотя разумом и понимаешь расстояния, но глаза всё равно отказываются верить

Спасибо за рассказ и фотографии, создающие удивительный настрой. Любимый Алтай. Уже очень хочется в горы.
А этой приметой и мы иногда пользуемся, и всегда срабатывает.

Очень красивый район! А можно подробней узнать пути подьезда и нитку маршрута.

Кратчайший путь заезда из Чуйской степи в долину Елангаш начинается от села Ортолык на Чуйском тракте.
Карта с отмеченными точками есть здесь:

Спасибо. А на майские есть резон туда зайти ?

Вполне. Только учтите, что в долине Елангаша в это время наверняка будет много народу. Там в последние годы проводят альпсборы, и просто погулять народ приезжает.
Важная деталь: заехать туда можно только на подготовленной машине.

Вы случаем не знаете в каком состоянии дорога по Талдуре? Далеко можно заехать на паркетнике? 6 лет там не был. Есть мысль заехать максимально далеко, оставить кого-нибудь с машиной и сбегать по быстрому куда-нибудь.

В мае как раз многие и ходят там. Относительно безопасно и транспортно-доступно. Из Новосиба 12-14 часов до Курая. Там можно авто оставить и на Шишиге или уазе через Бельтир заехать по Елангашу или по Талдуре. Или до Кош-Агача, а там с местными договориться о заброске.

По заброске на Южно-Чуйский хребет, и по состоянию дорог можно обратиться ко мне 89139587731