Одиночное восхождение. Тянь-Шаньский, альпинистско-скалолазный этюд. Прошлый век...Записки скалолаза.

Пишет Nikolai is Taсhkenta, 18.03.2017 11:04

Одиночное восхождение.  Тянь-Шаньский, альпинистско-скалолазный этюд. Прошлый век...Записки скалолаза. (Скалолазание, Для всех.)

Фото А.Киршина.

Психология трёх восхождений на Бастион-1.в отрогах Западного Тянь-Шаня.
Иногда в жизни происходят события, которые
оказывают гораздо более сильное влияние на характер
и судьбу, чем это можно предположить в тот момент,
когда они происходят!

Первая рецензия:- 23 февраля 2015года.
-Хочешь что нибудь почитать…?
-Ну давай…- Мы так иногда приглашаем друг-друга на страничку в интернет. Открыл рассказ и ушёл..
-Зашёл в комнату минут через 5 и попытался, что-то спросить…
-Уйди… не мешай…!!! – В голосе были нотки, которые всегда заставляли меня ретироваться молча…
Через 10 минут я подошёл, она уже «сидела» в Однокласниках.
- ...Блин… я так волновалась… !
- Что случилось…?
- Ждала, когда же ты залезешь…
-Успокойся! -Давно ведь это было.

1.Первая попытка.
Конец августа 1973 года. Небольшая группа молодых ребят и девчёнок с рюкзаками толпились у передней двери автобуса Ташкент - Бричмулла. Они весело, ведя перекличку, толпились в переполненный автобус, подталкивая или помогая друг-другу протиснуть огромные зелёные рюкзаки ребят в узковатые двери или передавая над головами более лёгкие, принадлежавшие девчёнкам. Обычный, в любое время года, пятничный день автостанции Шастри. Сложный для билетёров и водителей, и радостно-оживлённый для нас, едущих в горы. Сколько бы ни собиралось людей, город-то милионник, как ни странно, всегда, все уезжали! И даже в самые трудные дни, когда контролёры запрещали брать сверх нормы, мы с водителями всегда находили общий язык. Отъехав метров сто, он выходил «осматривать колесо», а автобус на миг становясь добычей «сверхнормативщиков», и уже через минуту наш «резиновый» автобус, натужно чадя, чёрными выхлопами уносил нас в тот мир, где мы каждый раз начинали новую жизнь.
В этот раз основной целью выезда было восхождение на вершинку Бастион-1,- хребта ниспадающего прямо к слиянию реки Кок-су и более крупной , полноводной и мощной реки Чаткал. Здесь же, у слияния, на небольшом возвышенном предгорьи, расположен горный кишлак -Бурчмулла, воспетый в знаменитой туристической песне Татьяны и Сергея Никитиных -Бричмулла. И хотя правильное название этого горного кишлака – Бурчмулла, даже на табличке автобуса пишется Бричмулла. Кстати за все выезды сюда, мы практически не видим местных жителей в самом кишлаке. В автобусе никогда нет у нас споров с местными о тесноте и неудобствах, а ведь часто забиваем проход в автобусе своими рюкзаками. Зато почти всегда в группе есть гитара и песни. Может быть им интересно наблюдать за нами? Три часа пролетают назаметно!

От минеатюрной Бричмуллинской автостанции – окошко, лавка и навес, - сотни три метров по узкой и извилистой, просёлочной дороге, зажатой между двумя высокими глинянными дувалами -заборами. Далее, вдоль небольшой изгороди из редких досок или не очень ровных жердей, которая, чисто символически окаймляет сады. И вот мы на тропе, которая по плавной восходящей, ведёт нас вдоль реки Кок-су. Река, слева, далеко внизу ущелья и её шум начинаем слышать отойдя только на пару сотен метров от кишлака . Справа, склон, всё более круто и резко уходит к отрогам гор, ниспадающих к окраинам орешников и садов.
Далее совсем короткий, примерно получасовый переход к началу скального массива-гребня и мы на небольшой, довольно ровной площадке на 5-6 палаток. Ставим наскоро лагерь и у небольшого костра, пьём чай с выложенной състными припасами. Выезд на два дня - кому-то, что-то, положили мамы или бабушки или собрали сами. Я после работы, забросил в рюкзак что–то из продуктового магазинчика, прямо перед выездом. Всё на общем столе, всё общее. Это не предмет для наших мыслей!
Завтра, с утра пораньше, - восхождение! Восхождение, о котором было решено и объявлено тренером ещё две недели ранее. И мы готовимся, перебираем снаряжение. Идут практически все, кроме двух девчёнок и парня, которые совсем недавно появились в группе тренера, Виктора Александровича Смолина. Они и будут ждать нас внизу.
Я то-же в группе недавно, месяца четыре, приехал из России в Ташкент, за спиной армия, 5- восхождений на майских альпиниадах и в альплагерях на Кавказе. Правда есть ещё призовое место по скалолазанию в первенстве города, где я жил до призыва Армию. Попал я в секцию тренера и организатора секции и этих походов, практически случайно, но «прижился!». Виктор Александрович -наверное лет 35, крупный, обаятельный, очень властный и, как сейчас говорят, харизматичный мужчина. Очень интересный собеседник умеющий всегда быть на острие беседы, практически в любой теме. О его спортивном прошлом, я ничего не знаю. У меня есть какие-то, небольшие, психологические трения с ним. Почему-то они возникли, может из-за того, что я повзрослее всех ребят и наверное самостоятельнее. Но это точно и наверняка, совсем не влияет на наши сегодняшние, рабочие отношения.

Остальные ребята, в основном школьники 8-9-10 классов, кто-то около года, кто чуть больше уже походили с ним в походы и тренировались на скалах в разных местах Западного Тянь-Шаня.Ходжикент, Ак-Таш, Газалкент, Чимганские скалы. Туда, едва-ли не еженедельно, мы и выезжали из Ташкента.Ребята боготворят Виктора Александровича. В принципе, все ребята были новички, не имеющие реального опыта даже простых квалификационных восхождений. Правда, с месяц назад, мы совершили выход на довольно крутую часть гребня в верховьях реки Кок-су. Но это был скорее туристический поход, чем восхождение. Просто небольшой участок похода, с выходом на гребень, по очень сыпучему и крутому кулуару, был пройден в связках. Тот поход, а скорее пролезание участка с верёками и проявил, что наверное, я был опытнее всех в группе. Собирайтесь, коротко сказал-приказал Виктор Александрович – завтра выход в 6-00. Так, или даже раньше, выходят практически всегда группы на восхождения, что - бы как можно раньше подойти к началу маршрута.
Вершину и я, и никто из ребят не видели. К месту бивака, вчера, мы пришли уже почти к темноте, да и довольно крутой склон предгорья закрывал её. Виден был только верх массива, который уходил круто вверх, как бы переходя сразу в ночное небо и звёзды. Собрали всё, что было - три верёвки, примерно по 40м, несколько скальных крючьев, пара скальных молотков. В.А назвал поимённо состав, нас набралось семеро, две связки - двойки и тройка, в которой и тренер.
Вышли почти в намеченное время. Подход по каменистой осыпи был недолгим и несложным, хотя и довольно крутым. Раннее утро встретило нас уже через час у подножия скальной стены, которую мы и должны были пройти. Что-бы выйти на вершину, нужно было преодолеть примерно 400, может 500 метров, довольно крутого, скального массива.
… Если взглянуть на весь этот поход со спортивной точки зрения то, в принципе, всё это смахивало на авантюризм. Ни квалификации, ни определённого специфического навыка скальных восхождений у нас не было.У меня максимально- 3-б на Кирпич (на Кавказе). Идти группой на маршрут примерно 3-4 категории и имеющий в середине стеночку и карниз близкий точно к «5-б или 6» категории сложности, из возможных «6», было конечно неправильно и наверное даже опасно.Конечно высота небольшая. И не говорю уж о формальных нарушениях правил горовосхождения.

Но мы были юны, безгранично доверяли тренеру. Не скрою, в моей голове мелькали какие-то неясные сомнения, но когда мы вышли связками на маршрут, для этих лёгких сомнений и тревог не осталось времени.
Наше восхождение начиналось с первого заслона крупных камней, которые вдруг соеденились, выросли, набрали крутизну и превратились в массив скал. С последней площадки, где стоим ещё на травке и земле, и где перед тобой уже только скала и начинается собственно «маршрут». Мы начинаем движение друг за другом, тремя связками, потихоньку растягиваясь на стене в ниточку, иногда забивая крючья и определяя места наиболее удобные для организации пунктов страховки. Наша связка двигалась первой, и первым, практически всегда, шёл я. Двигались вверх, и всё шло неплохо, ровно. Правда не быстро, но и без особых задержек. Тренер – Виктор Александрович, шёл во второй более слабой связке, что было стратегически конечно правильно. Он видел, как идёт вся группа. Мы пока не навешивали «перила», по которым следующие за нами могли продвигаться уже более уверенно, подстраховываясь за оставленную для них верёвку.
Маршрут становился всё круче и вот мы уже у небольшого «жандарма»! Обойти его нельзя. Справа и слева стеночки уходящие вниз вертикальным обрывом. Вниз, - это уже примерно 250-270м крутизны. Предо мной стеночка-плита, небольшая, метров 5-6, над ней карниз.Слева он нависает примерно на 2 метра, и сужающийся к правой части, до вполне приемлевого преодоления, - шириной около метра.
Забив крюк для страховки, прошу тёзку, своего напарника по связке, Колю Ахметова, быть повнимательней и делаю первый шаг на скальную стеночку -«зеркало». Ого! Мизерные зацепки для пальцев рук, крутизна наверное 85градусов, два шага вверх-вправо и забиваю ещё крюк, и ещё шаг вправо, вверх и ещё крюк. И всё, это последний! Крючьев больше нет! До карниза ещё метра три, скальная плита, на ней нет трещин, далее подкарнизная щель и нависающая часть. Выше отсюда ничего не видно– нависающий карниз!
Всё, «приехали», крючьев больше нет.Но самое главное нет верёвки для навешивания перил. А без них не девчёнокам вряд-ли пройти.
Если пойду по плите к карнизу, что дальше? Навес, над карнизом, очень крутой, необходимо на нём навесить надёжные перила, и организовать страховку, что– бы прошли все! Но девчёнки!? Их придётся, наверное, затаскивать! Значит нужны ещё крючья и ещё верёвка! Да вон они и так уже с трудом, на более лёгком участке закопошились… Из песни слов не выкинешь, все знали и подпевали песням Владимира Высоцкого- « Вперёд и вверх, а там… - ведь это наши горы, они помогут нам! Они, - помогут нам!!!» . Но здесь, именно на стене, мы должны сделать всё сами!
Что же делать мне, я впереди и пока, пожалуй, только мне полностью видна проблема…! Даже если я без крючьев пройду карниз, я не смогу организовать наверху надёжную страховку…! Если бы была подготовка ребят повыше, то можно бы было выбить несколько крючьев внизу и всё-таки рвануть вверх. Но вдруг там, выше, ещё нужны будут!?Да и скорость движения очень медленно идём! И мы зависнем между небом и почти 300 метровым спуском вниз…
Сомнений у меня уже нет! Нам явно нельзя идти всем наверх, я так думаю - нельзя! А вдруг расценят мою остановку и сомнения за слабость, или, что ещё хуже, за страх перед сложностью скалы…!? Но ведь я сомневаюсь не за себя, и страха то нет! Вот в этом главная причина моих раздумий. Я решаю спуститься вниз к тренеру. Метров 30 вниз, посоветоваться, а вернее доложить ситуацию. Короткий разговор. Плохо подготовились, как-то немного отстранённо, сказал он. Верёвки не хватает, крючьев то же. Но согласился со мной сразу, - вниз!
Вниз! Да почти никто особенно и не переживал, девчёнки явно уже побаивались маршрута. И в принципе, практически никто, кроме наверное тренера и меня не знали ещё, что такое вступить на саму вершину и видеть –выше только небо! Вниз, не достигнув вершины, такое и в моём пусть и небольшом опыте было впервые! Смурно на душе! Но я не чувствовал себя виноватым. Ну никаким образом! Коля, мой напарник по связке, видел и стенку и карниз и конечно оценил её сложность! Будь мы вдвоём, возможно, очень возможно, наверняка, мы бы пошли вперёд, выше! Есть такое у нас мужчин, склонность где-то рискнуть…!
Спустились не быстро, но без проишествий. Уже внизу оживлённо обсуждали, кто и что увидел и что почувствовал. Мне кажется, многие ребята до конца так и не поняли, что не дошли.

И вот обратный отсчёт, мы вновь на автостанции. Усталые, с чуток загоревшими лицами, покидаем автобус. Обязательное «спасибо» и «большое спасибо!» водителю автобуса. Короткий сбор. Виктор Александрович, объявляет- через неделю в пятницу идём снова! Конечно, доберём снаряжение - верёвки , крючья и повторим! Всё, мы спешим в разные концы огромного города, привычные заботы захватывают каждого из нас.

2.Одиночное восхождение.

Пролог -"Двигаясь по скале необходимо мягко и плавно тянуть зацеки вниз, ставить ноги туда где были руки. Нужно, как кошка, плавно использовать инерцию безостановочного движения, тогда ты будешь двигаться вверх, вверх..." примерно так, сквозь шум в ушах на первом старте, запомнилось из коментария Анатолия Владимировича Непомнящего на первенстве г.Таганрога по скалолазанию.

На тренировку, я поехал вечером в среду, единственный день недели, когда я мог себе позволить, остальные дни недели днём работа, и после сразу на учёбу, вечерний факультет Университета. Немного полазил по кирпичной стеночке, ребят было немного. Тренера тоже не было.Пока, всем до встечи.
В пятницу, я приехал на Шастри к последнему, примерно 18 часовому автобусу на Бричмуллу и еле успел. В автобусе из «наших» - никого! Да и вообще с рюкзаками - никого. Наверное уехали раньше, и совершенно не беспокоясь, я принялся в который раз рассматривать мелькающие за стеклом пейзажи. Мысли текут плавно и немного умиротворённо. Проезжаем городок Чирчик, посёлок Газалкент. Далее по извилистой горной дороге упрямо и натужно автобус медленно тащит людей всё выше и вперёд. И здесь открываются взорам самые красивые, пожалуй места! Внизу бурный, полноводный Чаткал - вобравший в себя все ручьи и притоки, в том числе и реки Кок-Су, заполняет ущелье , заполняет и заливает долину! И вода понимается всё выше, и скоро, совсем скоро, она поднимется до уровня отметок недавно построенной плотины Чарвакской ГРЭС.
Мои мысли о восхождении. Ладно, на месте разберёмся. Путь от автостанции вновь занял у меня не более часа. Но на месте нашего прошлого бивака пусто. Никого и в пределах видимости! Вот так сюрприз! Что-то непонятное, почему никого нет?
Тишина. Цикады звенят и сумерки медленно укрывают горы. Я расстилаю спальник в небольшом укрытии меж двух каменных глыб, которые как будто для меня одного, составлены природой в лодочку. В прошлый раз мы складывали там и продукты и снаряжения. Тесно, но место укрывает от вечернего, прохладного ветерка который тянет в долинку с гор.Без палатки он довольно свеж.
Впервые я один в горах, и хотя это ещё только предгорье, но всё очень непривычно. Все шорохи ветра, усиливаются обострёнными чувствами. И почему-то вспомнились рассказы о каракуртах и скорпионах. Непонятные шумы и шорохи. И ещё порой, мне даже хочется вылезти из моего укрытия, от страха, что вот камни сдвинутся и многотонно оставят меня под собой. Только усилием воли внушаю себе, -это невозможно! Шум Кок-су, практически неслышный днём, проявляется глухими звуками, настораживая и предостерегая…

Утро приятное и безоблачное. Первая неделя сентября, прекрасное время в горах. Всё дышит осеней красотой и всё ещё согрето летним теплом. Я собираюсь идти под маршрут. Собираюсь не спеша, у меня в наличии репшнур метров 6 и кусок верёвки метров 8, десяток крючьев и молоток. Если они подъедут- порядок, пойдём. Если нет, пролезу сколько смогу один, к той стеночке точно дойду! Хоть осмотрю спокойно всё ещё раз. Но какое-то восьмое чувство, во мне уже говорит, я полезу, я буду на этой стеночке не ниже чем в тот раз! А дальше даже не загадываю…! Но что-то зреет во мне. Что-то щёлкает во мне независимо от моего сознания. Нарастает какое-то лёгкое предчуствие и возбуждение, которое я сдерживаю.
В те времена об одиночных восхождениях, пусть даже небольших, не только не говорили, не думали и даже не могли думать. Все знали, альпинизм, горовосхождения, это коллективный вид спорта. И это уже было заложено системой подготовки на всех уровнях. Это воспитание товарищества, взаимовыручка, и это основа безопастности любых походов, простых и сложных.Это было и во мне!
Но есть ведь в человеке и что-то, что движет им вперёд. И возможно именно это «что-то!» звенит во мне сегодня.
Я сгусток хладнокровия, расчёта и в очень приличной физической и технической форме. Конечно, так конкретно я не думаю об этом, это внутреннее состояние. Подойдя к началу маршрута, как можно медленнее, я внимательно осмотрел тропу, убегающую в сторону аула –видны сады,крыши домов. Никого! Ни души! Тропа просматривается практически до самого посёлка. И я уже знаю, никто не приехал. И теперь я точно знаю, что щёлкнуло во мне, я иду на восхождение один. Словно так и было запланировано.
Первое прикосновение к скале, и вот уже всё внимание здесь. Мои глаза, руки, ноги, а главное мозг, сразу же захвачены движением. Острожные вначале шаги обретают всё большую уверенность. Внимание только к скале, к своим движениям и действиям. Опробовать камень, за который берёшься, есть ли возможность его отрыва или падения. Взгляд вверх, что там, куда следующий шаг. Нога, желательно, на место где была рука…, если нет, опробовать новую полочку для постановки ноги. Всегда выполнять принцип -три точки опоры…! И плавно нагружаем камни и зацепки. Это всё -азы лазания по скалам.

Я лезу один. В одиночном лазании ещё добавляется интуиция и даже что-то сверх интуиции! Ведь страховка -ты сам! Ты знаешь, ни кто и ничто не удержит от падения, если соскользнёт рука или нога. Обдумывание и расчёт…, а что будет, если камень всё-таки вылетит из под руки! Как наклонится моё тело, и выдержат ли пальцы другой руки возросшую нагрузку.
К жандарму, что тормознул нас в прошлый раз, я добрался быстрее, чем тогда. Встал на самостраховку, на крюк забитый мною ещё в прошлый раз. Со стены панорама: -видна долина, посёлок, ленты реки и уже почти заполненной долины Чарвакского водохранилища. Сюда и впадают вода грозного и бурного Чаткала, впитавшего все большие и малые притоки. Вид просто завораживает. И начинаешь видеть землю и небо до горизонта! Тишина, ничто не отвлекает мысли и внимание… и кажется весь мир на ладони. Мир и я один! Здесь, на скале между небом и Землёй. Никогда, до этого, я не видел и не ошущал ничего подобного. Но вот и задача стоит передо мной. Нужно ведь вниз! Ведь я и так нарушил всё, что можно в правилах горовосхождений написанных сотнями восхождений!
Один я здесь и никто не знает где я. В общежитии Эльмир, с которым живу в одной комнате, знает, что поехал в горы. И всё! Куда, с кем, да и зачем он толком не вникает. И если, что-то случится и я не приеду, даже искать никто не будет. Тренер, но ведь он то-же не знает, что я здесь! Но всё это мельком. Как-бы не о себе. И уже стоит другая задача –попробовать пройти. Нет, не любой ценой, но возможно ли мне пройти одному!?
Сейчас внимание и стремление на стенку. Как пройти эту скальную гладкую, вертикальную плиту! Возможно ли это одному, с минимум снаряжения? Есть ли на карнизике хорошие зацепки и что там за карнизом?! Вопросы требующие ответов, ответы, без размышлений, невозможны.

И я начинаю детально, и пристально до сантиметра визуально изучать эти 6 метров вертикали. Плита метра 4-5 и далее нависающий, но справа , сужающийся и похоже доступный, карниз. Делаю две самостраховки -1.5 метра и 2.5метров это для перехода между крючьями. Далее по стенке, вправо-вверх к карнизу и что? Если не смогу пройти карниз? Возможно-ли вниз спуститься? С трудом, но наверное смогу спуститься. На сложных участках ведь, вниз, без подстраховки, бывает спуститься гораздо сложнее, чем идти вверх! А если сорвусь? Значит повисну на самостраховке, на одном крюке… и подо мной будет 250метров обрыва и скал. А вдруг крюк не выдержит, а подо мной стена-обрыв…! Нет, нужно делать шаги не думая о бездне!
Осторожно и расчётливо, но вверх! Шаг, ещё шаг, и надо мной всего в двух метрах карниз! Там, под карниз войдёт хорошо, со звоном титановый крюк. Хорошо, выдержит всё что возможно. Далее петля из основной верёвки. Получается ещё 4 метра надёжной страховки. Это последние, видимые мною, реальные точки страховки и подстраховки для безопастности. Далее всё зависит от сотни -«А, если!?» А если, не дотянусь до подкарнизной щели!? А если, карниз окажется сложнее и выше…? А если срыв и повисну на всю длинну верёвки!? А вдруг верёвка не выдержит! И что с того, что я подтягиваюсь 20- 25раз, внизу бездна! Я всё ещё раздумываю, и в памяти всплывает одна из тренировок на скальных занятиях.
Это было ещё перед армией, на Кавказе, на выездной Альпиниаде в Узунколе. Тогда, мы отрабатывали просто движение и работу с верёвкой в связках, на каменистом склоне. Всё было просто, но когда я, после смены, пошёл первым, у меня на пути возник огромный, покатый и немного мшистый валун высотой метра три. И конечно нужно было просто,сделав шаг вправо, обойти его и продолжать отрабатывать страховку. Но я решил лезть в «лоб!»Нет я не решил, я просто не знал можно ли хоть на метр отклониться от мысленной линии вверх.
Шаг вверх, хват наверх руками, подтягиваюсь… и вот уже вижу куда перехватить правой рукой, тянусь…, рука уже практически на зацепке и я…, и я лечу вниз! Ноги на мхе соскочили и ушли под камень, руки тоже соскользнули. Не знаю, что или какие инстинкты сработали во мне за эту секунду полёта, но упал я на ладони рук. Как умудрился я, начав падать спиной вниз, совершенно неожиданно, инстиктивно , не думая, в течение милисекунды, перевернуться в воздухе лицом вниз? Так, на лапы, всегда приземляются кошки, когда их подбрасывают с перекрутом вверх. Да, я приземлился на ладони, носки ног и колени. Что было-бы упади я спиной и затылком на камни. Кто знает!? Просто мелькнуло секундой это, давнее, но я спокоен!

Я спокоен. Скала чистая, мха нет, и я вижу себя на скале. Странно я как-бы вижу и чувствую себя на скале. Вперёд. Пора вперёд! Я делаю шаг, ещё шаг, -каждый шаг вверх, почти шпагат. Вот они шаги по вертикали. Каждое движение на тончайшем равновесии, иначе возможен срыв с мизерных зацепок! Плита и всего три метра вверх. Левая ладонь плотно, на весь захват в подкарнизной щели, спокойно, и вправо ещё вправо , там где щель сужается до предела , забиваю крюк. Уже ничто не изменить и не сменить положения ни одной их частей своего тела! И всё делаю на тонком пределе всех мышечных усилий, распластавшись неровным крестом на тёплой скальной плите.
Всё тело расслабленно и я наблюдаю восьмым чувством своих нервов только за уставшими от напряжения пальцами ног и рук.Я ошущаю все свои мышцы изнутри. Есть крюк, есть точка надёжной страховки! Я практически вишу под карнизом на короткой самостраховке и полностью расслабляюсь, отдыхаю и восстанавливаю дыхание и свои силы. Через минуту, мельком взглянув на панораму внизу, я вновь начинаю мыслями прорабатывать видимую часть карниза. Расслабляется только моё тело!
Я весь в работе. Мой мозг просчитывает всё. Я смотрю на карниз и понимаю, этот нависший участок и есть самое сложное место. И плита, что я прошёл, всё-таки только прелюдия. Я просматриваю полтора метра отвеса над головой, отмечая мельчайшие детали и расстояния между зацепками. Выше, только выше, просматривается убывание крутизны. Скорее всего там полочка. Но это будет уже потом! Здесь карниз! И уже нельзя ничего изменить. Забить крюк на карнизе, некуда. Карниз предельно опасный тем, что на нём нельзя зависнуть. Зависнешь в поисках зацепки, быстро устанут пальцы под весом всего тела и будет полёт вниз. И даже если на страховке - дугой или «маятником!» вниз и неминуемый удар о скалу! Ведь страховка, только крюк под карнизом…! Значит карниз нужно пройти наверх быстрым, свободным лазанием, предельно сжав до секунды любую возможную задержку на зацепках…!
Сколько же это чуть более двух метров? Четыре-пять – движений, коротких, но на пределе сил и точности движений. Значит 5-6 секунд предела, любое неверное движение и там уже ни руку, ни зацепку не сменить! Нужно только вверх, расчётливо и плавно и без секунды задержки. Ещё раз смотрю вниз, уже неслышно бурной Кок-су. Голубая вода течёт, как сотни, тысячи лет назад направляя свои воды людям. Вода это жизнь. Над моей головой небо и стена на которой я, как маленькая букашка и меня вряд-ли кто даже увидит снизу!
Солнце близится к полудню и скоро оно повиснет надо мной и начнёт греть, затем нещадно палить. Я уже третий час на этом бастионе. И вот чувствую готовность идти наверх. Пишу короткую записку карандашом, сворачиваю её трубочкой и привязываю на крюк под карниз. Там её не достанут дожди! Я пишу, что забил крюк и поднимаюсь на карниз, наверх, иду один. Кто-то ведь будет ещё здесь!Я не пишу своё имя.Я подписываюсь-Паровозник. Бытовало такое в понятии, что когда идут по навешенным перилам или все в одной связке,- паровозом.

Я отщёлкиваю самостраховку и плавно начинаю тянуть зацепки карниза на себя, я двигаюсь вверх. Эмоций нет, расчёт и нацеленность. Должны быть только точные движения по времени и по зацепкам, увиденным и намеченным при просмотре. Несколько движений, восемь точных движений на карнизе, на пределе над 250 метровым скальной вертикалью… - несколько секунд – и я на площадочке.Ещё полчаса простого лазания и я наверху. С вершины я спускался по лёгкому пути.
Что-то изменилось во мне. Какое-то новое видение на возможности человеческие. На сущность принятия решений в жизни. И, наверное, более обострённое восприятие простых или очень важных и сложных событий в жизни.Решений на грани.

3.Титановый крюк.

В октябре я перешёл в «Спартак». На следующий год, весной года, первое Мая! пригласил друзей,и мы сходили на эту Вершинку. Пять парней. Все, кроме меня впервые. Сходили довольно быстро и пожалуй как-то вдохновлённо. Это были ребята со «Спартака», почти все мои ровесники. Так сложилось. И в этот раз, со страховкой, всё было гораздо проще. Описывать практически нечего. Просто хорошее небольшое восхождение!
Но моих записок, ни на крюке, ни на вершине не было! Я удивился этому. Ведь сезон восхождений обычно начинается с Майской Альпиниады! И только через 2-3 года, однажды у костра, в разговоре с одним из более старших и опытных альпинистов «Спартаковцев» - Юрой В, неожиданно всё прояснилось. В апреле, дней за десять до нас, они побывали на Бастионе-1. Юра, рассказал, что они использовали при восхождении мой титановый крюк, который я оставил под карнизом, и нашли мою записку. И вторую, на вершине, нашли в консервной банке! Тогда они долго расспрашивали всех своих друзей, но так не смогли вычислить, кто же был на вершине. Кто забил и оставил на маршруте титановый крюк. Кто оставил записку о восхождении на вершинке, подписанную странным псевдонимом – «Н.Демон».

Короткий эпилог.
Гораздо позже рассказали мне,- Смолин В. А. с ребятами, в тот раз, изменил своё решение о поездке в Бричмуллу. Они поехали на скалки Ходжикента.
А сам я всегда буду благодарен ему за те полгода в его в группе. По сути, он водил нас в горы совершенно из любви к горам. Сам он никогда не получал за это зарплату, но очень много ребят прошли какой-то этап горной жизни в его группе. Многие выросли как спортсмены.
И ещё, во время третьего выезда на эту замечательную вершину, 30 апреля я познакомился с голубоглазой девчонкой, весёлой и прекрасной. Она "варила" нам чай внизу и ей было немного пофиг было то наше восхождение. Она толком и не знала куда и зачем мы пошли. Но вот, уже много, много лет мы вместе с улыбкой вспоминаем тот Первомай. Вспоминаем ярко-красные, горные тюльпаны далёкого прекрасного времени. Мы не рвали их, оставляли расти на склонах, что-бы кто-то ещё смог полюбоваться ими!

Иногда я думаю, как же значительно меняют наши судьбы простые мгновения. И как события, совершенно разные, переплетаются и складываются в нить судьбы. И всему есть время и предназначенное место в нашей жизни.