Не хлебом единым: сублиматы и походная раскладка

Пишет Brodilka, 28.11.2016 15:01

Не хлебом единым: сублиматы и походная раскладка (Горный туризм, блогер под рюкзаком, вкусно поесть, горный туризм)
Фото из архива Дмитровского клуба горного туризма

Тяжела и незавидна жизнь завпита в походе – задолго до маршрута нужно рассчитать раскладку, продумать меню, учесть пожелания и предпочтения, но самое главное, соблюсти баланс между обжорством и жизнью впроголодь, а также общим весом и питательностью. В этом году в двух разных походах для новичков мне удалось оценить преимущества и недостатки обычной и сублимированной раскладки.

Мы набьём картошкой старый рюкзак...

Летом в горную единичку по Архызу мы брали стандартную раскладку, исходя в среднем из 600 г на человека, включающую:
• завтрак (каша, бутерброд);
• горячий обед (суп, бутерброд)
• ужин (гарнир с мясом/рыбой)
+ чай с печеньем, конфетами или зефиром (2-3 раза в день);
+ колбаса, сушеное мясо, сыр;
+ "вкусовые добавки" (лимон, соль-сахар, специи и т.д.);
+ карманное питание, или карпит (рассчитывался по 60 г в день).
+ по традиции клуба каждый бережно нес вкусный «сюрприз» на всю команду (наш негласный конкурс на самый неожиданный продукт в походе).

Таким образом, общий вес раскладки на 11 человек на 12 дней составил 78,66 кг. Поскольку поход планировался с одной заброской, нельзя сказать, что ребята были перегружены едой, но, по признанию некоторых, кушали в походе много и совсем не похудели! :)

«Неучтенка» – лучший способ поднять настроение себе и другу, фото из архива Дмитровского клуба горного туризма

А вот осенью в адыгейском походе по 30-му маршруту в рамках проекта «Блогер под рюкзаком» в широкое использование сублимированных продуктов для меня стало открытием и любопытным опытом: в основе раскладки лежали сушеные продукты и сублиматы всех мастей от компании «Каша из топора»: супы, комбинированное второе, мясо, каши, яичный порошок, сухое молоко, сублимированное сливочное масло, овощи и т.д. Для всеобщей радости в рюкзаки с горкой было подкинуто около 10 кг колбасных изделий Ремит, а также конфеты-печенья, и хлебцы в большом количестве. В качестве карпита использовали сушеные бананы, козинак и фруктовые батончики.

Общий вес только сублиматов составил 28 кг на 9 человек на 7 дней.

Отличным решением является использование разных видов колбасы и мяса (карпаччо), фото Ирины Брестер

В чем сила, брат?

Для справки, сушеная и сублимированная еда – не совсем одно и то же, хоть и имеет в своей основе полное выпаривание воды из продукта. Однако технология сублимации включает в себя два основных этапа: замораживание и сушку, причем во время вакуумно-сублимационной сушки из продукта удаляется влага путем испарения льда. Вот и получается из авоськи помидоров красненький порошок, а из килограмма сливочного масла или десятка яиц – белый.
Основными преимуществами сублиматов в походе являются:

Экономия веса. Без лишней воды сублиматы весят намного меньше исходного продукта. Словно в каком-то фантастическом фильме небольшой брикетик непонятного цвета превращается в полноценный ужин на троих!
Практичность упаковки. Если фасовка продуктов при обычной раскладке превращается в грандиозный, но весьма утомительный процесс, сродни ритуалу (это ж надо все поделить, проклеить, подписать!), то производители сублиматов позаботились о туристах, одарив свои продукты прочной упаковкой и распределением на полноценные порции.
Быстрота приготовления. Как нередко шутят, просто добавь воды! Действительно, на радость дежурным все сублиматы развариваются в кипящей воде за считанные минуты. Кроме того, это еще и существенно экономит газ.
Натуральность. Вопреки распространенному мнению, сублиматы – это не «химия какая-то», которой полны прилавки магазинов, обещающие ресторанные блюда за 10 рублей. Сублиматы такие дорогие, потому что на те же 100 г порошка уйдет минимум в два-три раза больше сырья. Вот и считайте.
Разнообразие меню. В походе мы часто скучаем по картошечке и яичнице, на которые буквально набрасываемся, спустившись с гор. А вот сублиматы могут предложить в походных условиях и не такое!

Уроки суповарения под горой Фишт, фото Ирины Брестер

Едим, для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть

Главным кулинарным открытием «сублимированного» похода стал томатный концентрат, который быстро был взят на вооружение не только при приготовлении томатного супа, но и в купе с сушеным чесноком элегантно превращался в томатную пасту. В Адыгее полностью натуральный и очень вкусный кетчуп каждый мог в любой консистенции развести сам, а вот в поход в Архыз мы брали две пачки кетчупа, который был ужасно востребован и к всеобщему огорчению быстро кончился.

По части мяса я уже была избалована сушеной говядиной от нашего друга Алексея Гусева, который сам варил, сушил и фасовал кулечки исходя из заказа архызской группы – мясо в походе не просто быстро разваривалось, но и сохраняло свою структуру (даже попадались кусочки с жирком!), жевалось, и в целом выглядело ну очень аппетитно. Чего нельзя сказать о гала-гала мясе – эдаких комочках, разбухших в воде, без вкуса и запаха (но с хлебным послевкусием).

Зато сублимированный фарш в вакуумной упаковке оказался достойной альтернативой самостоятельно засушенному мясу – варить его не пришлось (просто залили кипятком и накрыли крышкой), а по вкусу походило на обычный вареный фарш (если вы такой любите). С картофельным пюре – вне конкуренции!

Супы «Леовит» меня не впечатлили (разве что более натуральным составом), а вот «Макароны по-флотски» – разочаровали! К всеобщему удивлению, вместо макарон в брикете спряталась дошираковская лапша с крупинками мяса и крошкой сушеных овощей. Незачет!

Кстати, баночки эти не просто удобны в использовании, но еще и экологически безопасны при сжигании! Фото Любови Мориц

Так потопаешь, как полопаешь

Вопреки ожиданиям, сублиматы в походе для меня не стали панацеей – за рядом безусловных преимуществ стоят свои недостатки, от которых никуда не деться:

- Первым для меня в этом отношении минусом стало специфическое послевкусие и консистенция, которые приедаются уже на пятый день похода. В сочетании с бесвкусными хлебцами, эффект усиливается, а тоска по наваристой гречневой каше с ломтями тушенки растет с каждым днем.

- Второй минус – стресс для организма, непривычного к такой пище: пищеварительная система городского человека и так будет «переживать» по поводу нового, более скромного меню, но с сублиматами, считаю, точно нужно помогать ей дополнительными средствами вроде Панкреатина, Фестала, Линекса или подобных (во время и после похода).

- Наконец, порой не может не смущать ценовой вопрос, в котором сублиматы наводят на крамольную мысль – а не проще ли купить в той же «Пятерочке» что-то подешевле, или засушить самому?

Мое личное убеждение – чтобы не отбить желание новичков ходить в походы и радоваться жизни вдали от цивилизации, раскладка должна быть сытной, но не перенасыщенной, разнообразной, но привычной, и, наконец, максимально натуральной. И я бы взяла на вооружение пару баночек, но в качестве дополнения и удобного решения на полевой кухне, но никак не в качестве основного принципа формирования раскладки. Хотя, может, в более сложных походах к сублиматам другое отношение – было бы интересно узнать!

А пока оставлю вам эту сочную фотографию свежеиспеченного кабардино-балкарского хычина!
Фото из архива Дмитровского клуба горного туризма

За проектом "Блогер под рюкзаком" можно следить во всех социальных сетях по хэштегу #блогерподрюкзаком
Генеральный спонсор проекта: компания NovaTour.
Кормили блогеров:
Экспедиционное и туристическое продовольствие Каша из топора
Колбасные изделия Ремит

не знаю, на сублиматах не пробовали, нам хватило вместо круп брать хлопья, не вкускно. сейчас купили скороварку и ходит с обыкновенными крупами и сами делаем тушенку(пемякан), у берем сушеные овощи. это в походы 4-5 к.т. готовим на бензине. только горох берем в хлопьях.

так а какой вес продуктов получился во втором случаи вмести с колбасами и все прочем всего и на человека в день?

К сожалению, завпит теряется в догадках и чеках, и на пока есть только приблизительные данные по весу - 28 кг сублиматов + 10 кг колбасы + сладкое, хлебцы и прочее (сложно сказать даже примерно, так как ребята брали с запасом и без фасовки на порции) - но даже если на всякую хрустящую мелочевку должно было уйти 10 кг, то на выходе раскладка уложилась бы в 50 кг (можно было бы и еще легче!). А на человека в день примерно так же и выходит, граммов 600-700, для простого похода оптимальный вариант.

Не хочу обижать автора, но, честно говоря, полученные выводы известны много лет.
1) большинство промышленных концентратов и сублиматов (да почти все, кроме приправ, ягод и отдельных конкретных блюд у отдельных конкретных фирм) не слишком вкусны и быстро приедаются. Их основная фишка не во вкусе, а в весе и скорости и простоте готовки. Поэтому в простые походы их стоит брать только когда уж совсем проблемы с весом. Если нет, то, скажем, нормальная тушенка обыграет стандартное сублимясо с разгромным счетом. Идя же в сложные походы, люди обычно заранее знают, что еда будет средством пополнения запаса энергии, а не получения удовольствия. "Лишь бы оно жевалось, лишь бы оно глоталось, лишь бы оно в желудке после не возмущалось!"
2) У самодельных сублиматов этой проблемы обычно нет. Но они требуют существенных трудов при подготовке, что устраивает далеко не всех. Особенно в простых походах.
3) Еще есть коллективно-индивидуальное питание, когда общее - только то, что варится. А все остальное каждый подбирает сам по своему вкусу. Это помогает существенно смягчить проблему ежедневной невкусной еды. Но опыт давно показал, что обычно для того, чтобы правильно подобрать себе индивидуальную часть по ассортименту и весу, надо иметь опыт хотя бы 4-ки. И даже в этом случае "молодые дикорастущие организмы" часто получают проблемы. Да и у остальных изредка они случаются.
4) Существует еще подход, когда намеренно берут сытную, эффективную, но заведомо невкусную еду. Чтобы не было аппетита при мысли о еде. Это смягчает голод. Но, ИМХО, это уже махохизм.

Так что универсального решения нет. Каждый раз надо подбирать раскладку под конкретный маршрут и конкретную группу. И обсуждать ее заранее.

Сублиматы - продукт нишевый, лично у меня раскладку на них построить не получалось. А вот там где каждый грамм на счету - очень даже.

На риске есть статья по сублиматам http://www.risk.ru/blog/201109 а вообще, спасибо что честно о минусах, а не как это обычно бывает, оголтелое расхваливание партнера (спонсора).

Это обзор на основе рекламных материалов. Сомневаюсь, что автор всё это попробовал. Там есть такие, что голодные собаки есть не будут, но об этом в обзоре ни слова.

Зря вы так, по-моему, в тексте очевидно, что автор только тем и занимался, что ел :) А если серьезно, то все вышесказанное основано на личном опыте и мнении: вкусы и предпочтения, конечно, разные, как и способность и желание нести пару лишних килограммов. Я хожу в горы для удовольствия (поэтому немаловажно вкусно поесть), а спортивные походы требуют еще и адекватного восполнения сил (на голодный желудок перевалы плохо штурмуются). Минимумом тоже можно наесться, и при этом обойтись без сублиматов. Так что я с вами тут более чем солидарна.

В принципе всё это опробовано давным давно- в 80-е, правда в альпинизме, основными сублиматами у нас были гречка, овсяные хлопья, сухое молоко и бульонные кубики, ну и конечно автоклав. Утром овсянка на молоке, приготовленная вечером и переночевавшая в спальнике, утром гречка на кубиках, а на день по несколько штук кураги. Дней 5-7 вполне сносно, а изыски в Оше

Хорошо, когда спонсоры дают сублиматы бесплатно. А если покупать самим, то нет смысла в простейшие походы на неделю тратиться на сублиматы. Ведь на свои первые походы новичкам важнее потратить деньги на хорошие ботинки, например, или на рюкзак, спальник и т.д. И, как уже заметили выше, простая (обычная варимая) еда вкуснее и дешевле. Мы в последние годы применяем самопально сушённые продукты (мясо, овощи). Для уменьшения веса и экономии горючего берём в горные походы хлопья вместо круп и макароны с минимальным временем варки (2-4 минуты), не всякие дошираки, а обычные макароны (спиральки, например от отечественных производителей, типа "Макфа" и т.п.). Дёшево, полезно и вкусно.

Для походов сублиматы - очень дорого и трудной найти вкусный, а это важно при психологическом утомлении. Сублиматы как-то быстро "проходят" - вроде наелся, а через два часа чувствуешь звериный голод.
Для альпинизма я нашёл вкусные сублиматы - это Lyo Food:

Где-то здесь есть отчёт ребят, которые купили большущую коробку сублиматов, не очень хороших, и сходили с ними на Эльбрус или ещё куда.

Кайф - это сушёные продукты, тешёнка по-Лебедеву, каши и скороварка. Дёшево, вкусно, быстро, разнообразно.

Для меня пример - вот это:
Невероятно тщательный подход, прямо гурманский.

Ага, вот нашёл здесь в деталях описанную подготовку продуктов:

Вы использовали дешевую подделку под иностранные сублимы, образно говоря, отсюда столько минусов! В альпинистских экспедициях за пределами БЛ мы питаемся исключительно сублиматами и приедаются они гораздо меньше, чем тушенка с гречкой и колбаса. Попробуйте http://www.mountainhouse.com/ или https://www.trekneat.com/en/de и все встанет на свои места :) Более вкусной еды в горах трудно представить, если это конечно не БЛ Южный Иныльчек. Все эти каши из топора и прочие галы-галы ужу давно никто всерьез не воспринимает. Да, буржуйская еда дорогая, но и все остальное в альпинизме (да и в туризме теперь наверняка) не дешевое.