Хрустальный пик-2016. Лучший поход. Шахдаринский хребет
Сборная команда под руководством Вячеслава Литвинова совершила поход по Шахдаринскому хребту. Рассказываем о следующем номинанте в категории "Лучший поход".
Информация о походе:
Горный поход шестой категории трудности, протяженность активной части – 179,5 км, общая продолжительность – 32 дня, ходовых дней – 27.
Сроки: с 25 июля по 24 августа 2016 года.
Район: Республика Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область Юго-Западный Памир, Шахдаринский хребет.
Нитка маршрута: г. Душанбе – г. Хорог – р. Шахдара – к. Сежд – оз. Зардив (заброска) – р. Шахдара – р. Баджомдара – пер. Остона (М.Мусина, 2А, 5280 м) – пер. Олимпиады (2Б, 5753 м), первопрохождение – р. Сарышитхарв – лед. Сарышитхарв – пер. Узбекских туристов (3А, 5768 м) – лед. Чахлозар – пер. Ольга (5146 м) + пер. Джарх (5220 м) (связка 2Б) – лед. Джарх – пер. Казачий дозор (3А, 5218 м) – лед. Чанджур – пер. Рацека (3А, 5765 м) – лед. Чибуд – оз. Зардив – р. Сежддара – пер. Дардендак (н/к, 3647 м) – р. Юбен – р. Ходаш – пер. Ходаш (1А, 5003 м) – р. Внукут – лед. Внукут – пер. Хацак (2А, 5317 м) – лед.Хацак – пер. Даугава (3Б, 5582 м) – лед. Зап. Нишгар – пер. Нишгар Центр. + вер. К.Маркса (3А, 6723 м) – лед.Нишгар – р. Нишгар – к. Инив – г. Душанбе.
Команда:
Вячеслав Литвинов (руководитель)
Михаил Ворожищев
Виталий Дворецкий
Николай Балковой
Никита Калиновский
Константин Кудояров
Район был выбран как наиболее доступный и безопасный для первой шестерки, причём дающий высотный опыт. Характерная особенность Юго-Западного Памира – большой перепад высот, преодолеваемый в течение ходового дня. Большинство перевалов основного хребта имеет высоту более 5000 м. В районе был только руководитель и то 30 лет назад, участником.
Район последнее время очень редко посещают спортивные группы.
Группа успешно, без аварий и ЧП прошла горный маршрут 6 к.с. в удаленном, редко посещаемом районе Памира, с восхождением на высшую точку района – п.К. Маркса, 6723 м. Маршрут имеет элементы первопрохождений. Все участники получили соответствующий технический и высотный опыт, позволяющий в дальнейшем совершать маршруты с первопрохождениями любой сложности. А также максимальными высотами более 7000 метров. Наличие в группе людей с многолетним туристским опытом (в том числе памирским), безусловно, повысило запас прочности для надежного прохождения маршрута. Сложные участки преодолевались продуманно, в частности, удалось избежать таких нежелательных приключений, как ночные хождения или сидячие ночевки.
Хорошая физическая и техническая подготовка участников, продуманный план похода, правильно подобранные снаряжение и рацион, гибкая тактика – всё это позволило преодолеть заявленный маршрут без нарушений требований безопасности. Изучены пути отъезда и заезда, условия заброски и пребывания в районе. Следует отметить, что за все время проведения путешествия нами не было встречено в горах ни одной спортивной или прочей туристко-альпиниской группы. Встречали только местных жителей в низовьях ущелий.
По нашим данным в течении последних пяти лет район не посещался спортивными группами.
Следует отметить, что пройти что-то более серьезное в плане сложности и первопрохождений не позволили объективные и субъективные обстоятельства:
1. Минимально допустимый количественно состав группы. Причем из 6 человек, для четырех это была первая шестерка. У руководителя также это первое руководство походом 6 к.с.
2. Ограниченный временной промежуток для проведения похода – у большинства участников и руководителя особенности работы не позволяли потратить на путешествие более 30 календарных дней (включая дорогу к месту проведения похода и обратно). Соответственно было ограничение по протяженности (24-25 дней), количеству препятствий и количеству запасных дней (3 дня). Большая часть из которых была истрачена в начальный период похода. Один день был потерян из-за неправильного захода в ущелье р. Баджомдара (по совету местных жителей), один день из-за недомогания участника похода. Третий запасной день был использован перед прохождением пер. Даугава.
3. Плохие погодные условия на протяжении практически всего маршрута (что не характерно для данного района, славящегося устойчивой, хорошей погодой).
4. Значительные изменения горного рельефа в сравнении с условиями описанными в отчетах 80-90х годов 20 века.
5. Недомогания части участников в начальный период путешествия.
Общие выводы и рекомендации по району путешествия:
Сведения по условиям пребывания, транспорту и ценам указанные в отчетах 2009-2011 года (а тем более 2003 года) частично или полностью устарели.
Команда настоятельно рекомендует район Юго-Западного Памира для проведения горных путешествий как один из самых безопасных и доступных районов Памира. Автодороги находятся в приемлемом состоянии. Очень легко нанять автотранспорт, не пользуясь услугами посредников.
Практически не осталось раздолбанных УАЗов, которые постоянно ломаются. Район позволяет практически из любой точки маршрута спуститься на север или юг, к автодороге, в течении одного дня. Все населенные пункты (включая самые дальние кишлаки) обеспечены сотовой связью. Хорог и прочие населенные пункты безопасны в плане пребывания в любое время дня и ночи. Нигде (в том числе и всеми упоминаемом Душанбинском аэропорту) мы не заметили попыток выдавить из нас деньги на ровном месте. Обстоятельства которые вынуждали на с давать взятки были только на КПП по дороге в Хорог, и возникли из-за невнимательности (нашей и сотрудников турфирмы) при оформлении пропусков в погранзону. Местное население благожелательно и не навязывает свое общество.
Все основные ущелья, несмотря на то что имеют в большинстве своем представляют из себя каньоны в низовьях, имеют хорошие тропы, по которым обходятся все эти участки. Надо только знать, где они находятся.
На вопросы Риск.ру отвечает Михаил Ворожищев
- Расскажите немного о районе проведения похода. Насколько исхоженные это места?
Район Шахдаринского хребта, Юго-Западного Памира был достаточно хорошо освоен в XX веке. В основном в 80е годы. Но после 90х годов, в связи с напряженной политической обстановкой, освоение прекратилось. Сейчас отдельные мероприятия проходят, но очень редко. Возможно, по инерции народ опасается близости афганской границы. Последние волнения в ГБАО были в 2012г., в связи с наркотрафиком через границу. Соответственно, последние 5 лет спортивных групп в районе не было. Но сейчас там все спокойно. Наш маршрут проходил, в общем-то, по ранее хоженым местам, но элементы новизны присутствовали.
- А основные цели и препятствия вашего похода – всё ли удалось реализовать по намеченному плану?
Не все получилось, что намечали, но один перевал по новому пути все же пройти удалось. Все остальное ранее уже было пройдено.
Наиболее известные вершины района пики К.Маркса (высшая точка, 6723 м), Ф. Энгельса (6507 м), достаточно много вершин-шеститысячников с серьезными стенами, пройденными также в основном в 80е годы. Наиболее известные перевалы – Зугванд, Рацека, Узбекских туристов, Медыр…
Собственно целью было посмотреть данный район, т.к. практически 90% группы там не было (Слава Литвинов ходил там участником в походе 5 к.с. 30 лет назад). Для участников важно было получить высотный опыт, все определяющие препятствия похода выли выше 5000 м н.у.м. Ну и хотелось подняться на высшую точку района – п.К. Маркса. Запланировано было восхождение на ещё один шеститысячник – вер. Пойджелах (6105 м). В первоначальном плане маршрута было и первопрохождение перевала 3А к.с., но от него отказались еще до похода в связи с уменьшением состава участников до минимального (из первоначальных 10 человек осталось 6). К сожалению, плохие погодные условия и отсутствие запаса времени, не позволили нам это сделать. Основные же препятствия необходимые для горного похода 6.к.с. (один перевал 3Б к.с. и 4 препятствия 3А к.с.) были пройдены.
Собственно район всегда славился стабильно хорошей погодой, но текущее лето было исключением, большая часть маршрута проходила в условиях снегопадов и туманов. Хотя если сравнивать с другими районами Памира, непогода все же проявлялась в меньшей мере, более сглажено.
- Расскажите о походе. Запомнившиеся моменты, самые сложные препятствия, пережидание непогоды, быт?
Честно говоря, поход дался тяжеловато, причем не только ветеранам (мне и Славе), но и молодежи), почему – сложно сказать, наверно сочетание многих факторов, погоды, недомогания части участников вначале похода, отставания от графика… Собственно, если сравнивать с другими районами погода не была совсем уж отвратительной, но на фоне описаний предыдущих групп, когда люди по нескольку недель даже тучек на небе не видели и без палаток ночевали до 4000 м…это напрягало. Потом привыкли, конечно.
Запомнились перевалы Казачий дозор и Даугава, как наиболее насыщенные технические препятствия. Восхождение на пик К. Маркса запомнилось в основном холодом (пришлось отмахивать и оттирать конечности, некоторым участникам) и прекрасными видами на Гиндукуш. Дневка на озере Зардив тоже запомнилась. Выход к р. Пянж на финише…
С бытом все было неплохо. Нам удалось провезти в Душанбе нормальный газ, поэтому готовили на газовых горелках, а не на местном вонючем бензине. Хорошо себя оказала палатка RED FOX FOX CAVE 4 с гортексовым верхом. С личным снаряжением у участников были проблемы, сломались кошки «Салева» у Кости Кудоярова, лопнули плтформы причем на обеих кошках сразу. Масса времени уходила на их ремонт и привязывание. Использовали репшнур как в старые времена.
- А ваша группа, вы давно друг друга знаете? Схоженная команда? Почему вы ходите вместе?
Команда была смешанная, из разных городов (Усть-Каменогоск, Алматы,Томск,Северск), мало того из разных государств. Собственно сейчас мы шли под флагом Казахстана. Соответственно схоженной её назвать нельзя, хотя совсем незнакомых людей в команде не было. Все участники ходили в разных сочетаниях вместе. Мы со Славой в одной связке вместе уже 10 лет, несмотря на принадлежность к разным государствам. Четверо участников Литвинов Слава(руководитель), Ворожищев Михаил, Дворецкий Виталий и Калиновский Никита в 2014г. прошли в месте поход 5 к.с. в южной части Джунгарского Алатау. Балковой Коля в прошлом, 2015г. ходил маршрут на Киргизском Алатоо вместе с Ворожищевым. Костя Кудояров вместе с нами не ходил, но был нам хорошо знаком. Первоначально в группе было 10 человек, и планы намечались посерьезнее, но 4ро сильных участников отпало в процессе подготовки. В основном из-за травм…какое-то фатальное невезение.
- Насколько субъективно и объективно интересным оказался этот район? Что упускают люди, которые там не были?
Собственно в районе не было групп 5 лет, произошли изменения, особенно в части заездов и общей общественно-политической ситуации в районе.
Район оправдал ожидания всех участников, особенно молодежи, которая была в полном восторге от всего, начиная от дороги и Хорога, заканчивая собственно горами. Насчет упущений предшественников – затрудняюсь сказать, скорее это нам не удалось посмотреть всё, о чем читали в отчетах. Значит, есть повод вернуться…
Спасибо, кстати, всем, кто делился с нами информацией о районе, Олегу Мешкову, Петру Рыкалову, Юрию Шишорину.
- Вообще, как часто маршруты повторяются досконально? Мне кажется, в туризме как нигде развит дух первооткрывательства, и каждый руководитель хочет провести своих участников так, как до них никто не ходил.
Первооткрывательство в туризме – это да, всегда присутствует, собственно когда ты приезжаешь в новый район, ты его открываешь для себя, но, естественно, хочется внести и что-то новое в освоение района, продвинутся вперед. Но в тоже время часто нитки маршрутов прокладываемые предшественниками бывают настолько удачными и логичными, что волей не волей повторяешь многие ключевые участки. Проходишь препятствия являющиеся «визитными карточками» района. Особенно при первом посещении. И особенно если команда не супер-сильная. Только схоженные, сильные команды и руководители могут себе позволить приехать первый раз в район и сразу заявить массу новых элементов и вещей, на которые предшественники не замахивались. Как правило они и становятся чемпионами.
- Горы Азии – многообразны. Чем выделяется среди других регионов Шахдаринский хребет? В чём его особенности?
Ну об этом уже писали не раз, основные особенности связаны с его расположением. Район сухой, с относительно слабым по Памирским меркам оледенением. Но рельеф очень разнообразный, как говорят альпийский, не заглаженный. Не даром здесь было пройдено столько чемпионских стен и походов. Теплый, со стабильной погодой. Низкая лавиноопасность. Прекрасная транспортная доступность и севера и с юга проходят автодороги. Ущелья хоть и каньонного типа, но есть хорошие тропы на подходах. И в тоже время громадные перепады высот, все перевалы как правило выше 5000 м. Собственно по многим параметрам это район мечты и идеала для горных походов.
- На карте Западного Памира осталось ещё много белых пятен? Насколько это перспективный район в современной ситуации?
Конечно «пятна» есть, в основном на востоке района, но каких-то простых препятствий там, наверное, не осталась. Основной вопрос, я думаю, это прохождение пика Энгельса в рамках горного похода.
Фото из архива команды
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»