Хрустальный пик-2016. Outdoor-проект года. От Кубы до Перу за 5 месяцев
Сергей и Юлия Голубевы провели почти полгода в незабываемой Южной Америке. За свои приключения они удостоились номинации на премию Риск.ру. А теперь, наконец, подробности!
Сергей Голубев о проекте
Наша поездка началась в середине февраля 2016 г. Мы вылетели на Кубу, не имея обратного билета, с огромным желанием увидеть больше и никуда не спешить.
Путешествие началось на острове Свободы и закончилось в первых числах августа за тысячи километров от места старта. Мы проехали через 11 стран Центральной и Южной Америки и домой вылетали из столицы Перу, города Лима.
Формат нашего путешествия не позволял нам шиковать и тратить много денег. Мы быстро освоились и поняли, как сделать так, чтобы растянуть наши приключения как можно на больший срок. Передвигаясь на автобусах и автостопом, живя в хостелах, кемпингах, в палатке и по каучсерфингу, мы многое увидели изнутри и хватили свою дозу настоящего латиноамериканского колорита.
Мы оба – фанаты активного образа жизни и активного отдыха, поэтому приезжая в очередной регион или страну, старались кроме городов обязательно бывать в сельской местности, на природе, ходить во всевозможные треккинги и походы, участвовать в любых авантюрных проектах.
На Кубе мы лазали по скалам в закрытом для этого занятия районе, ходили в красивейшие треккинги. Катались на серфинге на тихоокеанском побережье Мексики и в Карибском море. Топтали ногами лаву вулканов в Гватемале и Коста-Рике. Гуляли по джунглям в Гондурасе и Никарагуа. Переплывали через Панамский канал и попали в затерянный мир на вершине Рораймы в Венесуэле. В Колумбии мы лазали мультипитчи и альпинистские маршруты с местными скалолазами. Перешагнули через экватор в Эквадоре и взобрались на вершины Анд в Перу. Мы старались избегать популярных туристических мест и частенько сворачивали с тропы или выбирали неизвестное направление.
2 человека, 2 небольших рюкзака и дорога впереди. Это было самое продолжительное и самое грандиозное путешествие для каждого из нас…
Немного статистики:
5 месяцев;
Около 20 000 километров;
11 стран (Куба, Мексика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу);
Сотня интересных городов и мест;
Около 300 часов проведено в автобусах;
Стоптано 5 пар обуви.
На вопросы Риск.ру отвечают Сергей и Юлия Голубевы
- Как вообще стало возможно это путешествие? Это ведь тайная грёза многих – бросить всё, и уехать в края мечты! Но обычно в этих грёзах есть выигрыш в лотерею и прочее. Реальность как правило несколько прозаичнее.
Сергей: На самом деле эта мечта осуществилась довольно быстро – спустя год-полтора после задумки. Мы остановили ремонт, насобирали n-ное количество денег и решили, что поедем настолько времени, насколько хватит сил и средств. При этом реализация поначалу казалась нам очень сложной – мы боялись, что не сможем экономить, устанем и рано сойдем с дистанции.
Юлия: Однако с первого дня на месте начинаешь понимать, насколько все просто. Латинская Америка – это уникальный регион, невероятно разнообразный и колоритный, и при этом какой-то родной и понятный. К тому же, там есть множество возможностей подзаработать: преподавать английский язык, помогать в хостелах или даже продавать самодельные пирожки.
- Почему именно Карибский бассейн и почему именно Кубу вы выбрали местом старта? Какое впечатление произвела эта страна?
Юлия: Латинская Америка нам обоим очень полюбилась, мы несколько раз были в Аргентине, нам очень нравится музыка, литература, искусство этого региона, поэтому вопроса о том, куда ехать в наше большое путешествие, не стояло.
Сергей: А почему Куба? Нас многие пугали, что на Кубе все меняется, и туда надо отправляться немедленно. И действительно, на сегодняшний момент Куба – неповторимый уголок, где ещё встречаются белоснежные дикие пляжи, не застроенные отелями, а в окнах колониальных зданий вместо помпезных витрин сверкает выстиранное белье. Возможно, через лет десять всего этого уже не будет. И всё же кубинский режим оставил неизгладимый след на местных жителях. В отличие от остальных стран Латинской Америки, здесь ты чувствуешь себя туристом, чужаком и источником хоть какой-нибудь наживы. Из-за этого нам не удавалось много общаться с местными и жить по их правилам, как мы собирались делать во всем нашем путешествии.
- Понятно, что это путешествие трудно было представить без альпинизма, скалолазания, треккинга. Удалось ли открыть для себя какие-то экзотические по нашим меркам скалолазные районы? Неизвестные широкой публике. Поделитесь информацией?
Сергей: Да, нам очень хотелось, чтобы скалолазание стало частью путешествия. Я заранее искал в интернете потенциальные скалолазные районы и маршрут мы прокладывали с их учетом.
С целью экономии веса наших рюкзаков, мы не брали веревку. С собой был только минимум скалолазной снаряги: туфли, беседка, страховочное устройство и пара карабинов. Поэтому для полноценного лазания нам нужна была помощь местных. И так получалось, что мы всегда без особого труда находили кого-то, с кем можно было полазать.
На Кубе в национальном парке Виньялес мы познакомились с главным скалолазным энтузиастом всего острова Йоробисом. Он пробивает новые маршруты в Виньялесе и по всему острову, организует соревнования, ведет сайт http://escaladaencuba.com/ . К нему в гости приезжают многие мировые звезды и потом делают вот такие вот ролики.
Юлия: Очень интересно получилось полазать в Колумбии. Недалеко от города Медельин есть удивительной красоты место: причудливой формы озеро, с тысячами островов и мысов, на одном из берегов которого на 200 метров возвышается скала Эль Пеньон.
На ней пробито около 20 спортивных дорожек, есть пара линий для трэда и несколько мультипитчей на вершину скалы. Мы залезли один из них – необычное лазание по микрозацепкам и потрясающий вид с вершины.
- Какая из стран, где вам удалось побывать, произвела на вас самое сильное впечатление?
Сергей: Пожалуй, самое приятное впечатление на нас произвели две страны: Мексика и Колумбия. Пока мы все живем стереотипами о наркобаронах и терроризме, эти две страны превратились в современные государства с огромным списком невероятных достопримечательностей. Что касается негативного впечатления, то было немного грустно въезжать в страны с действующим социалистическим режимом – Кубу, Никарагуа, Венесуэлу. Буквально переезжая границу, начинаешь замечать глубокий дефицит самых необходимых вещей, а люди вокруг тебя становятся хмурыми и закрытыми.
- Как собирались в дорогу? Расскажите, что было у вас в рюкзаках? Модные фото для инстаграма с содержимым делали?:)
Юлия: Собирались 2 дня. Хотелось максимально облегчить рюкзаки, но и не сильно ограничивать себя. Основной вес нашего багажа пришелся на кемпинговое и скалолазное снаряжение. Но все равно на старте нашего путешествия мы были очень даже налегке. Чего не скажешь про последний месяц поездки: мы обросли всевозможными сувенирами, красивыми вещицами для дома и прочим.
Модные фоточки!
Что к чему, описано тут.
- Какие организационные трудности есть при поездке в Южную Америку? (банковская система, мобильная связь и прочее) А также вопросы организации выходов и восхождений в местах, населенных коренными народами, знаю, что там бывают трудности и определенные ограничения.
Сергей: В плане организации путешествия в Латинскую Америку всё очень просто – благодаря развитию туризма в странах, в регионе прекрасно налажена координация. В большинстве мест, куда уже ступала нога туриста, есть мобильная связь, даже на Кубе и в Венесуэле. Очень полезно выучить испанский язык. Чем лучше ты его знаешь, тем проще будет стать «своим» в этом регионе и ориентироваться в ситуациях.
Что касается общения с коренными народами, то все трудности с ними решаются или с помощью денег, или с помощью споров. Вообще, благодаря документальной и художественной литературе, у меня перед поездкой сложился некий романтический стереотип о коренных народах Америки, который, к сожалению, рухнул при первом общении с ними. В настоящий момент они очень похожи на современных цыган, которые пытаются получить из тебя максимум выгоды, не зная ни границ, ни рамок приличия.
- Рорайма – насколько это «затерянный мир» в наши дни?
Юлия: Рорайма – действительно потрясающее место удивительной красоты. Место, которое мы бы посоветовали каждому путешественнику, планирующему поездку через Венесуэлу.
Обычно в день на Рорайму поднимается около 10 человек: интенсивность экспедиции, удаленность от дорог и криминогенная обстановка в Венесуэле пока препятствуют вереницам рядовых туристов и помогают сохранить это место в более-менее первозданном виде. Затерянным миром из романа Конан-Дойля это, конечно, уже трудно назвать, но нетронутым уголком природы с уникальной экосистемой – вполне.
- Какие события из этого почти полугодового путешествия вспоминаются в первую очередь?
Сергей: Это может показаться забавным, но чаще всего мы почему-то вспоминаем две недели, проведенные в Каракасе. Мы застряли там из-за оформления колумбийской визы и вдоволь насмотрелись на настоящую жизнь этой сумасшедшей столицы. Царящую там обстановку никак нельзя назвать безопасной. Постоянные стычки полиции с оппозицией, криминальные разборки, наркоманы и проститутки, голые маргиналы, вылезающие из канализационной трубы в центральном сквере, необходимость сдавать отпечатки пальцев в супермаркете при покупке еды: всё это, несмотря на беспокойство и абсурд, дарит городу ощущение динамичной жизни, бьющей ключом. В Каракасе не соскучишся! :)
- Что было самым трудным в пути? Организация логистики? Постоянно быть в движении? Или что-то ещё?
Юлия: Интересный вопрос. В пути всё было легко и на одном дыхании. Всё было так, как нам бы и хотелось. А самое трудное было до начала пути. Трудно было решиться бросить успешную офисную работу, трудно было побороть стереотипы о неблагополучности всех этих стран и т.д. А когда в середине февраля шасси самолета оторвались от взлётной полосы, всё вдруг стало легко и просто.
- Пять пар обуви стоптано на двоих?:))
Сергей: Да. Кроссовки, сандалии, даже наши любимые кроксы. Климат в тех краях в основном жаркий и кроксы были нашей основной обувью. В результате и они протерлись у меня до дыр. К приезду в прохладные горные регионы Перу, кроксы остались моей единственной парой обуви и их пришлось надевать на толстые носки. Мне было довольно удобно, но однажды меня в таком виде высмеял очень грязный бомж, и я впервые задумался о покупке новой пары обуви.
- Между странами перемещались на автобусах? Какой был самый долгий переезд? А переход пешком? Не считали, какой километраж преодолели пешком?
Юлия: Переходили границы по-разному. Иногда, когда расстояние составляло более 1000 км, было дешевле сесть на международный автобус и ехать до пункта назначения. Но в большинстве случаев мы доезжали до границы, проходили ее пешком и садились на местные автобусы. Для небольших переездов пользовались автостопом. Расстояния в Южной Америке по сравнению с Центральной действительно огромные, к тому же там Анды. Поэтому дорога из одного города в другой иногда занимала 30 часов без остановок и пересадок. После этого 15-часовой трансатлантический перелет домой для нас прошел практически незаметно.
Сергей: Пешком мы шли, если расстояние дневного перехода не превышало 30 км. Обычно больше не удавалось из-за жары. Сколько километров было пройдено подсчитать сложно, но эта цифра будет явно с тремя нулями.
- Это было в какой-то мере приключение? В какой мере?
Юлия: Планируя поездку, мы наметили линию путешествия. Мы примерно знали, в каких странах в какое время будем. Всё остальное было вариациями. Куда поедем на следующий день и чем будем заняты, решалось по ходу действия. Порой мы могли на несколько недель «зависнуть» в каком-то понравившемся месте, а потом проехать тысячу-другую километров за один присест. Мы встречали интересных людей, которые тоже вносили коррективы в наше путешествие. Если это называть приключениями, то наша поездка – на 100% приключение.
- Чему научила вас эта «большая дорога»?
Юлия: Мне это путешествие в первую очередь подарило понимание того, какой огромный и разнообразный наш мир. Даже в двух маленьких соседних странах уклад жизни может тотально различаться. Также я поняла, что нет ничего невозможного, и самое страшное в таком путешествии – это начать.
- Это не последнее такое ваше путешествие? Вы инфицированы странничеством?:) Или пока нет?
Сергей: Мы были инфицированы им ещё задолго до этого путешествия и вообще до нашего знакомства. Каждый, приезжая из очередной поездки, уже планировал следующую. Так что и сейчас у нас уже много планов...
Фото из архива номинантов
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»