Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Пик Звёздный. «Трэд»

Пишет robinsya, 15.11.2016 17:19

Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Пик Звёздный. «Трэд» (Альпинизм, мы в обществе, восхождения, риск.ру, события, горы, звездный, жигалов, пачуев)

Красноярская двойка прошла новую линию на своей «домашней» горе. Удивительно, что до сих пор на западной стене Звёздного был всего один маршрут.

Западная стена

Информация о маршруте

Звездный (2265 м) по правой части западной стены, маршрут «Трэд», 5А, первопрохождение;
Район – Западный Саян, Хребет Ергаки;
Характер маршрута – скальный;
Перепад высот – 315 м, протяженность всего маршрута – 328 м, протяженность участков 6 к. сл. – 170 м, 5 к.сл. – 75 м, средняя крутизна всего маршрута – 65,4°;
Использовано на маршруте: якорных крючьев – 41/35, оставлен 1 сломанный, на серединной полке, камолотов – 51/32, около 35 ИТО на «фифах», около 9 ИТО на скайхуках, 1 ИТО на шлямбурном крюке.
Количество ходовых часов – 8 ч. 45 мин.;
Спуск по м-ту В. Лебедева «Кант», 5А;
Дата выхода на маршрут – в 7:15, 12 августа 2016 года;
На вершину – в 16:00, 12 августа 2016 года;
Возвращение в БЛ на оз. Светлое – в 19:20, 12 августа 2016 г.

Команда
Александр Жигалов
Илья Пачуев

Тактические действия команды (из отчёта)

12 августа 2016 г, в 4:00 вышли из Базового лагеря, находящегося на оз. Светлое. Подошли под южную стену пика Звездный, далее под маршрут Кант – 5А к.т., обошли его слева, по большой полке, вышли за ребро, и оказались на западной стороне Звездного. Не доходя до маршрута Балезина (1998 г.) примерно 100 м, вверх вправо уходят большие щели, камины, сильно заросшие кочками травы. Здесь начало маршрута. Судя по фотографиям, рельеф этот уходит вверх, не кончаясь, на 2/3 стены. Оставалось лишь одно неясное место, верхняя часть. Но на этот случай у нас был шлямбурный набор.

Быстро надели на себя всё железо, оставили один из рюкзаков с частью ненужных на стене вещей, и полезли. Начало работы на маршруте зафиксировали в 7:15.

В нижней части рельеф сильно заткнут травяными кочками, лезть можно свободно, если стоит сухая тёплая погода. У нас же была холодная и сырая, поэтому приходилось прихватываться за точки, и местами подИТОшивать по несколько метров. Затем стена начинает вставать. На четвертом, пятом питче есть участок с большими гудящим плитами. Они достаточно надежны, но их толщина и глухой звук вызывают недоверие.

Выход на серединную полку. Достаточно большую, чтобы можно было переночевать на ней в случае небыстрого прохождения маршрута. По пути подъёма случайно сломали один якорь, его забили на станции, на серединной полке, повесили на него капсулу с запиской в качестве контрольного тура.

Далее следует участок лазания, а затем большой наклонный серпообразный камин-бровь проходящий справа налево с всевозможными щелями и трещинами. Переход в вертикальный внутренний угол, и - вертикальный камин с двойной стенкой. Можно лезть в широком распоре, можно в узком. Внутри имеются щели и расщелины под камалоты любой величины, от 0,25 до 5-ки, также можно страховаться якорями.

Выход из камина на большую удобную полку, там сложили тур из камней, чтобы следующим группам было удобней ориентироваться на маршруте. С полки видно ключевой участок маршрута Кант-5А. Если пролезть метров 8 вправо верх, то как раз попадаешь под шлямбура ключа Канта. Это на всякий случай, если вдруг кто не захочет работать маршрут до конца, есть возможность уйти на Кант, сделав комбинацию двух маршрутов, либо с целью закончить восхождение, дюльфернув по подготовленным спусковым станциям Канта.

В верхней части R10-R11

А наш же маршрут продолжается от контрольного тура из камней прямо вверх. Вверх по расщелинам около 30 метров. Выход на полочку. На ней обнаружили два старых титановых швеллера с истлевшей замшелой петлей из веревки. Судя по всему чей-то дюльфер. Возможно, первопроходцев Канта, а может и не туда ушедших групп.
Далее нависающая стенка с тонкой щелью, а затем по расщелинам с заклиненными внутри нашлепками и гудящими тонкими плитами. Подходим к основанию большого нависающего полу-камина/полу-расщелины/ OFF-вида. В нижней части забит ещё один титановый швеллер и на правой стенке забит старый ржавый клиновой шлямбур. Тоже всё очень похоже на дюльфер.

За неумением лазать такой рельеф, ещё и без точек страховки, пришлось немного подырявить правую стенку расщелины. Около 9-ти дырок 6 мм под скайхуки, по нависанию, и затем, страхуясь двумя скайхуками, небольшими подлазами в горизонтальную щель, и выход по маленькой полочке вправо, а далее влево на большую полку, куда и выходит предпоследняя веревка Канта.

Отсюда уже по несложным скалам верх вправо около 15-ти метров на предвершинную полку Звездного. Справа видна первая спусковая станция Канта.
Еще около 50 метров простого лазания до вершины.

Сделав несколько фотографий, поменяли записку в контрольном туре, зафиксировали время на вершине 16:00, вышли на связь с базовым лагерем. После отправились чуть пониже от вершины, там площадка больше, организовали обед.

Затем не спеша дюльфернули до самого низа по Канту и вернулись под начало нашего нового маршрута, забрали оставленные вещи и сложили у самого основания стены, в начале первой щели маршрута большой тур из камней, чтобы следующие группы с легкостью могли найти новый маршрут.

Весь маршрут первым проработал Александр Жигалов. Использовали одновременную схему движения. Маршрут пройден без обработки.

Описание по участкам
Под начало маршрута легко подойти с Южной стороны. Обходя южную стену Звездного слева, от начала маршрута «Кант» – по ЮЗ канту, 5А (Лебедев, 96г), идти влево, за ребро. Далее по широкой полке, обрывающейся стеной к оз. Горных духов, двигаться под Западной стеной около 150-200м. Под началом маршрута сложен тур из камней. Начало маршрута именно по той щели, в основании которой сложен контрольный тур №1.

R0-R1 – Стенка с разнообразными щелями под все виды закладных элементов и крючьев. Щели, сильно заросшие травой, забиты земляными кочками. В плохую погоду прохождение лазанием будет осложнено. Местами применимо ИТО.
R1-R2 – По щели вверх, затем вправо, по наклонным расщелинам лазанием, местами ИТО. К основанию вертикального внутреннего угла.
R2-R3 – Широкий вертикальный внутренний угол. По внутренней щели вверх около 10-ти м. Выход на маленькую травяную полочку.
R3-R4 – Далее наклонный внутренний угол. По нему вверх, через небольшое нависание. В этом месте влево по стене уходит хорошая щель, туда не нужно (другое направление). По углу, забирая немного вправо, вверх. Выход на земляную полочку.
R4-R5 – Крутая, вертикальная стена. Щели образованны тонкими гудящими плитами. Напряженное ИТО. Затем через карниз, выход на следующую стену. По ней в направлении влево вверх, выход к серединной полке на узкий «балкон».
R5-R6 – По полочке простой траверс вправо, около 8-ми м.
R6-R7 – В правой части полки по простой щели влево вверх около 2-х м, выход на серединную полку. По ней влево около 20-ти м. Станция слева от больших нависающих блоков. Контрольный тур №2, капсула с запиской на сломанном якорном крюке.
R7-R8 – От станции вверх, и влево по серии хороших щелей, местами сильно заросших травой, под основание серпообразного карниза.
R8-R9 – Под серпообразным карнизом, по серии трещин и щелей влево вверх. Напряженное ИТО, отбрасывает в сторону. Выход на травяную полку. По ней около 3-х м вправо.
R9-R10 – Через короткую, мокрую, заросшую стеночку заход в широкий внутренний угол. Внутри угла большой камин. По камину сначала по внутренней части, по дну, затем в любом из удобных распоров вверх. Внутри камина двойная стенка, поэтому проходить этот участок можно хоть в широком, хоть в узком распоре. В верхней части камин сужается. Выход на большую полку. Тут, в основании следующего участка маршрута, сложен Контрольный тур №3. Справа и выше около 7-ми м, находится полка подлючевого участка маршрута «Кант».
R10-R11 – От контрольного тура однозначная щель вверх и вправо, затем влево. Выход на маленькую полочку. Местами встречаются стальные и титановые крючья. На полке ими возможно был оборудован один из дюльферов с вершины. Далее по хорошей трещине вверх, слегка влево. Выход под нависающий полу-камин, полу-расщелину – OFF-вид. Тут, на павой стенке забит старый шлямбур, торчащий из стены. Вероятнее всего тоже дюльфер. По расщелине вверх. Для прохождения понадобятся камолоты №6. Либо по правой стенке ИТО на дырочных скайхуках, около 10-ти шагов, без точек страховки, (так прошли мы). Выход на узенькую полочку, по ней траверс вправо, затем простое лазание по стенке около 2-х м. Выход на общую полку с «Кантом».
R11-R12 – С полки вверх вправо, лазанием, в направлении выступающей плиты, на которой оборудована первая спусковая станция по «Канту». Выход на предвершинную широкую полку.
R12-R13 – По полке влево под стеночку, простое лазание вверх, и далее вправо, через «катушки» выход на вершину, прямо к контрольному туру.
Самый быстрый спуск – по «Канту». Прямо вниз около 5-7 дюльферов (по 25-50 м).

На вопросы Риск.ру отвечают Александр Жигалов и Илья Пачуев

- На западной стене Звездного до сих пор был всего один маршрут. Почему так?

Саша: Для меня самого это удивительно. Могу только предположить, что те маршруты, которые были пройдены во время чемпионатов, выделялись определенными характеристиками: они должны были быть сложными, протяженными, прямыми. И с другой стороны, те, кто совершал восхождения на разряды, обходились большим количеством маршрутов на прекрасной южной стене, а за угол, на западную стену, никто и не заглядывал.

- Название маршрута, я так понимаю, отражает стиль прохождения? В этом была цель? Найти трэдовый маршрут на этой горе?

Илья: Целью было пройти логичный и красивый маршрут.

Саша: Не было пройти именно трэдовый маршрут, целью было пройти логичную линию на почти чистой западной стене. Но рельеф позволиял лезть большую часть маршрута трэдом.

- Насколько часто на Звёздный ходят свободным лазаньем? Каково соотношение трэдовых и итошных линий на горе?

Илья: Я не слышал, чтобы на пик Звёздный ходили свободным лазанием. По соотношению затрудняюсь ответить.

Саша: Довольно часто ходят свободным лазаньем по южной стене. Но итошных линий на порядок больше. Как правило, в Ергаки приезжают спортсмены-разрядники для выполнения нормативов 3,2,1 разрядов, поскольку спортивная подготовка не высокая, маршруты лазают с применением всех техник, в том числе ИТО.

- Для вас Ергаки – домашний район. Как часто удаётся сходить там что-то действительно удачное? Этот маршрут для вас вошёл в список таких?

Илья: Сколько раз был в Ергаках, всегда удаётся сходить удачно, было бы желание.

Саша: Да, Ергаки – действительно домашний район. Ежегодно у меня удается сходить в Ергаках новый удачный первопроход, и этот не стал исключением

- В чём заключается ключ маршрута? Это просто рабочая «пятёрка», или там есть где нервы пощекотать? А при ухудшении погоды как там?

Саша: Я бы не сказал, что это штатная рабочая пятерка. Там есть несколько мест, заставляющих напрячься, в нижней части стены щели с гудящими плитами, в верхней части – вертикальный офф-вид. На маршруте очень много травы кочками, в непогоду прохождение его будет проблематично.

На участке R3-R4

Илья: При ухудшении погоды, как и везде, мало приятного.
Ключ верхней части маршрута — пришлось сделать несколько шагов на скайхуках по вертикальной стене.

- Как вы думаете, этот маршрут будут ходить? Вам бы этого хотелось?

Саша: Думаю, будут ходить. Хотелось бы. Мне приятно, когда новые линии ходят неоднократно.

Илья: Да будут ходить, потому что это логичная и интересная в техническом плане линия.

Участок R8-R9

- Чем принципиально отличаются между собой «учебные» «пятёрки» и маршруты, получившие эту категорию, может, и оправданно, но которые в силу разных обстоятельств повторены не будут?

Илья: В преодолении.

Саша: Люди хотят предсказуемых захоженных маршрутов с удобным рельефом и логичной ниткой, а свежепройденные линии, как правило, не отвечают этим требованиям.

- Стиль восхождения – насколько принципиален для вас? И меняется ли это мнение с течением лет? Что для вас стоит во главе угла?

Илья: Для меня стиль восхождения не принципиален. Эйфория присутствует везде.

Саша: Раньше для меня стиль восхождения не имел никакой разницы. Главное – чтобы было быстро. А сейчас, с течением времени, мировоззрение в этом плане поменялось. Мне стало интересно ходить в свободном стиле.

- Что бы вы посоветовали тем, кто захочет пройти следом за вами «Трэд»?

Саша: Взять камалоты 6-го номера, 2 шт. и по возможности почистить щели от грядок.

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»