Хрустальный пик-2016. Outdoor-проект года. В поисках мудрости. Путешествие в Уэлен и на мыс Дежнёва!
Тимур Ахметов – номинант нашей премии в категории «Outdoor-проект года» за своё необычное путешествие по Чукотке!
Нитка маршрута
Лаврентия – оз. Коолен – Уэлен – примерно 120 км.
Радиалка Уэлен – мыс Дежнёва – Уэлен – примерно 25 км.
Уэлен – Лаврентия – примерно 100 км.
"Поход в Уэлен и на мыс Дежнёва" на Риске
Тимур Ахметов о проекте
Я живу на Чукотке с 1989 года, люблю этот край, поэтому не измеряю путешествия по нему километрами. Для меня путешествия – это просто естественное нахождение в комфортной для меня среде: в окружении сопок, гор, озёр. Общение с природой. По этой же причине на мыс Дежнёва я добрался только в прошлом году: до этого момента просто внутренне чувствовал, что не готов или не заслужил ещё попасть на такое необычное место: это и край нашей страны, и начало древней чукотской арктической цивилизации. Для меня, в общем, сакральное место. Ну и, конечно, Мыс Дежнёва – уникальная географическая точка для любого путешественника.
Добраться до Уэлена можно традиционным авиасообщением из столицы Чукотки – Анадыря. Для путешественника с рюкзаком путь будет пролегать из Лаврентия по тундре. 4-5 дней простой пешки по кочкарнику меня не устраивали: я люблю разнообразие, и даже ради двух дней сплава по реке Кооленваам протащил пакрафт всё время похода.
Первичный план с прохождением на пакрафте всего озера Коолен с юга на север не удался: погода, как часто бывает на Чукотке, внесла коррективы: на заливе сильная волна, морзверобои на лодке могли доставить только до точки, откуда на озеро мне пришлось бы идти 2-3 дня. Был риск не успеть на обратный самолёт, поэтому пришлось корректировать маршрут без прохождения озера.
10 дней, отведённых на путешествие, всё равно не хватило: график жёстко завязан под вылеты самолёта, а также лодку, которая переправит через залив Лаврентия. Сильно задерживало передвижение состояние тундры: кочка выматывает, в день много не пройдёшь, особенно поначалу, когда рюкзак загружен, а организм ещё не втянулся.
За время похода была одна днёвка в Уэлене, но этого крайне мало для знакомства с посёлком и культурой. Обратный путь частично прошёл по побережью Тихого океана, с посещением древнейшего поселения Эквен.
В целом, энергетика и природа вокруг – совершенно другой мир. Жёсткое, холодное, неприветливое место, открытое всем ветрам. В голове не укладывается, как на протяжении тысяч лет здесь могла существовать своя уникальная цивилизация морских береговых жителей. В сознании, после посещения края Земли, правда, что-то меняется. Рекомендую всем и сам, по возможности, ещё раз отправлюсь. Эту землю надо прочувствовать: надо сидеть и никуда не бежать. И да, я всё-таки постоял на мысе Дежнёва, видел океан, и остров Ратманова.
На вопросы Риск.ру отвечает Тимур Ахметов
- Тимур, судя по вашему опыту, даже поход не самой высокой сложности можно проложить по практически нехоженым и легендарным местам. И всё-таки, почему вы выбрали Уэлен и мыс Дежнева? Чем вас привлекли эти места?
Думаю, что любой путешественник в первую очередь отталкивается от географических точек на карте, поэтому посетить самый восточный мыс России и всей Евразии – цель вполне себе очевидная для любых странствующих. Я живу и путешествую по Чукотке долго, и Уэлен всегда оставался местом, посещение которого надо заслужить. Для меня это не только отметка в джипиэс, но и колыбель обособленной эскимосской культуры. Неприветливые места, с холодных продуваемых берегах которых раздавались голоса древних людей, горели сигнальные костры для байдар, отправившихся в море, и звучали ярары после возвращения охотников. Эти места обладают своей душой, энергетикой, поэтому я чувствовал, что нужно созреть самому, прежде чем попасть сюда. Намотав по Чукотке 7 тысяч километров, решил, что в Уэлен можно отправляться.
- Расскажите об истории их освоения и посещения путешественниками? Что интересное для себя вы там нашли?
Мыс назван в честь его первооткрывателя. Интересно, что сам Семён Дежнёв не придал значение проходу через Берингов пролив и обход Большого Чукотского Носа, как тогда называли эти места. Великое русское географическое открытие был осознано гораздо позже, и даже приоритет первооткрывателя мыса, и пролива, изначально достался Витусу Берингу. Дежнёв в своём походе преследовал только одну цель – поиск выхода к реке Онандырь (Анадырь), в устье которой много ценного «рыбьего зуба», то есть лежбищ моржей.
В путешествии я нашёл всё, что хотел: тишину, рассветы-закаты, усталость от тундры, радость от того, что на мысу всё-таки постоял, увидел океан, остров Ратманова, китов в зелёной воде. Ведь в тот день, когда у меня была радиалка на мыс, с утра стоял туман.
Северный Ледовитый океан меня встретил парой белых лебедей, взлетевших с берега. Это было очень неожиданно и вдохновенно, конечно.
Вообще я не хожу в походы за прямо-таки конкретными целями или рекордами. Я не спортсмен, мне просто приятно проводить свободное время на природе, снимать. Для меня выход в тундру даже на одну ночевку – увлекательное путешествие – долго находиться в квартире я не могу.
- Почему выбрали именно такой формат путешествия?
Ну, тут всё просто: не очень хотелось 4-5 дней просто мять тундру. Маршрут от села Лаврентия до села Уэлен довольно нуден, да и под ногами не твёрдая поверхность, а кочка и болотина, которая ещё и морально выматывает. А хочется и посмотреть побольше, и экшена какого-то, и фотографии разнообразить, поэтому часть маршрута прошёл на пакрафте.
У иностранцев есть свой термин для подобных пеше-водных походов: portage. В России комбинированные походы пока редкость, у нас все конкретные: ты или водник или пеший. Всё!
- Весь ли маршрут удалось пройти по задуманной схеме? Или не всё получилось?
К сожалению, как оно часто бывает на Чукотке, удалось не всё. Меня задержали и промурыжили долгое время пограничники: кто, куда, зачем, а мы возьмём тебя и не пустим, и всё в таком роде. В итоге прошляпили хорошую погоду, в заливе Лаврентия началась волна и морзверобои не смогли меня доставить до желаемой точки старта, а я хотел пройти озеро Коолен полностью с запада на восток. Получилось, что вместо 2-х дней, мне пришлось бы добираться до озера 4 дня, увеличивался риск опоздать на обратный самолёт, поэтому, маршрут пришлось корректировать.
Озеро Коолен я зацепил только краешком, в том месте, где из него вытекает река Кооленваам, по которой я начал свой сплав. В Наукан – уникальное заброшенное эскимосское поселение, тоже не успел. Вроде и шёл быстро, и времени было много, а не всё получилось.
- Расскажите об основных проблемных местах и препятствиях?
Я к путешествиям по Чукотке физически и морально подготовлен. Многие проблемы, как, например, с пограничниками, я воспринимаю не как препятствие, хотя, конечно, досадно, а как факт: это Чукотка, расслабься. Все трудности, вроде отвратительной погоды, или состояния тундры, тоже считаю частью путешествия. У природы конкретного места есть свой характер, с чего она должна под тебя подстраиваться? Ты гость, поэтому подружись с ней, и уживётесь. Физически, конечно, ты можешь быть вымотан, но внутри тебе хорошо от увиденного, от пройденного, от того, в каком необычном месте стоит твоя маленькая палатка, поэтому на лице улыбка.
Стресс у меня случился, когда я, уставший под ураганным ветром с дождём, вышел на косу Уэлен, увидел воняющие трупы моржей, нерп, и берег, усыпанный медвежьими следами. Вот тогда сложно было сделать шаг вперёд на эту 14 километровую песчаную косу, впереди затянутую туманом, шириной всего несколько десятков метров, окружённую водой с обеих сторон.
- Что было самым трудным при прохождении маршрута?
Наверное, принять факт, что не успеваешь ты, Тимур, сюда, сюда и сюда. Трудно было, стоя на мысе Дежнёва, осознавать, что через час тебе надо уходить назад. Это потрясающее место, сильное, настоящее, оно наполнено невероятными звуками, которые я раньше никогда не слышал: птичьими базарами, вздохами крошечных китов двумястами метрами ниже. Там надо остаться, сесть, никуда не идти. А у тебя тайминг, жёсткий. Месту тысячи лет и оно спокойно, а тебе 34 и ты носишься по расписанию. Ну и кто из нас мудрее?
- Чукотка вдруг стала более популярна – как среди иностранцев, так и среди наших соотечественников. У кого, если не у вас спрашивать, откуда такой рост интереса?
Ну, я бы не сказал, что она популярна. Иностранцы к нам всегда ездили, сидя в уютных рубках своих лайнеров. Чаще стали ездить ребята, путешествующие на 4-х колёсах, а простой турист, как не ходил, так и не ходит. Если бы не мой друг Женя Басов, который устраивает молодёжные outdoor-слёты, народу было бы ещё меньше. Самому организовать путешествие по Чукотке крайне сложно: у нас отвратительная транспортная система внутри округа, хватает бюрократических препонов. Ну и, конечно, прилететь на Чукотку – это как 2 раза на Камчатку слетать, где, в общем-то, красивее. На Чукотку надо ехать за состоянием, зрелым путешественником ехать, иначе можно не понять, что в ней такого особенного.
- Эти места известны довольно слабой инфраструктурой. Значит, это не миф?
Если говорить о туристической инфраструктуре, то её просто нет. Круизный туризм мы не рассматриваем. Да и что говорить о туризме, если даже внутри Чукотки меняется отношение к природе: охотничьи балки разрушаются. На Чукотке стало много людей, которые не росли на Севере, не воспитывались его традициями. Взял кредит, купил квадроцикл, добрался куда хочешь. Энергии после такого путешествия ещё очень много, её надо куда-то деть: пострелять вокруг всё что движется, выпить, бросить мусор, уехать. Кайф, отдохнул. Сейчас любая ночёвка в балке, если стены до сих пор не сожгли и в нём вообще можно ночевать, как правило, начинается с уборки.
О развитии туризма на Чукотке иногда говорят СМИ, но, по факту, ничего такого нет, хотя готовый туристический продукт – вот он, вокруг. Если оленеводов, например, можно найти на Ямале, то китобоев (имеется в виду традиционная охота) в России больше нигде нет!
С Уэлена я возвращался с группой туристов, мы шли мимо уникального эскимосского могильника Эквен. Место, где дрожь пробирает тело, когда глядишь на древние постройки на берегу штурмующего моря. Но землянки, сложенные из китовых позвонков, просто размываются солёной водой. Там лежат наконечники гарпунов, какие-то другие орудия. Это никому не надо. Это вторая трагедия Эквена. Трагедия нашего сознания.
- Как вы считаете, ваши публикации будут полезны последующим путешественникам? Захотят ли они туда поехать? Что упускают люди, которые там не были?
Моя информация – это не путеводитель. Это мои чувства, которые я постарался изложить на бумаге и в фотографиях. Мне очень приятно, что редакцию портала риск.ру это зацепило. Спасибо всем, кто читал и оставлял комментарии, я рад, что интерес к Чукотке, к этому потрясающему кусочку нашей большой страны хотя бы немножечко вырос на какое-то время.
Да, есть люди, которые после моих «отчётов» или фотографий пишут, что хотят поехать. Пишут, что представляли Чукотку совсем другой, пишут, что не знали вообще, что есть такое место, и оно настолько удивительно. Не все имеют возможность путешествовать, и я рад, что у меня получается дать им такую возможность хотя бы виртуально.
Лично мне надо туда ещё раз попасть. Даже просто прилететь на рейсовом вертолёте, но ещё раз побыть в Уэлене, на мысу, посетить Наукан.
Я не могу говорить о том, что кто-то что-то упустил, не постояв на мысу. Я себя там нашёл, я нашёл другие чувства, другие ощущения, нереальную картинку. Но это всё очень субъективно. Мы все разные, каждый сам должен найти свой путь, кого-то он на вершину приведёт, кого-то на Край Земли, но ведь счастливы мы будем одинаково.
- Что бы вы посоветовали тем, кто отправляется в путешествие в эти края?
Самое главное – это время. Оно тут даже не измеряется часами. Местные жители, водители, не ответят вам конкретно: ехать 4 часа. Скорее, как то неопределённо: тут недалеко, или ну это вон там, или ну день-два. Стрелки на часах тут крутит небо. Лучше их вообще выкинуть, раствориться в природе, в жизни отдалённых посёлков, и никуда не торопиться. Три недели – это самый минимум для путешествия по Чукотке.
Думаю, что лучше вообще не начинать с Чукотки, посмотреть для начала другой Север. Хотя, я уверен, кто собрался к нам, и готов заплатить неимоверные деньги за билет, этакий первый отсеивающий фактор, точно знает, зачем едет и без моих советов.
Фото из архива Тимура Ахметова
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»