Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Пирамидальный

Пишет robinsya, 14.11.2016 11:15

Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Пирамидальный (мы в обществе, восхождения, риск.ру, события, горы)

Казахская двойка – Кирилл Белоцерковский и Максим Тен – нарисовали новую линию на склоне самой высокой вершины Каравшина и тем самым заслужили место в списке номинантов на «Восхождение года».
Говорят, такие маршруты доставляют им странное удовольствие!

Информация о маршруте
Пирамидальный по контрфорсу северо-восточной стены, первопрохождение, 6А, ориентировочно;
Район – Памир, Турскестанский хребет;
Характер маршрута: комбинированный;
Перепад высот маршрута: 1325 м, протяжённость маршрута: 1835 м, крутизна основной части маршрута: 70°, всего маршрута: 55°;
Использовано на маршруте: крючьев — ~50, закладных элементов — ~100, ледобуров — ~30,
шлямбурных стационарных — 0, оставлено крючьев на маршруте — 0;
Ходовых часов команды: 32 часа, 2 дня;
Выход на маршрут: 27 июля 2016 года в 6:00
Выход на вершину: 29 июля в 11:30
Возвращение в базовый лагерь: 29 июля в 23:50

Команда
Кирилл Белоцерковский
Максим Тен

Информация о районе и вершине (из отчёта)

Пирамидальный находится в Туркестанском хребте Памиро-Алая, а именно в Каравшине — районе, объединяющем реки Ак-Суу и Кара-Суу, которые сливаются и дают начало реке Каравшин.
Каравшин известен своими стенами: 4810, Асан, Слесова, 1000-летия крещения Руси. Это большие монолитные гранитные массивы, они привлекают в район большую часть альпинистов. В то же время «альпийские» вершины — ЛОМО, Достоевского, Кара-Суу и Пирамидальный — остаются в тени, не смотря на внушительные размеры.
Высота Кара-Суу — 5300 метров, а Пирамидального — 5509. В Туркестанском хребте выше него только пик Скалистый, высотой 5621 метр. В отличие от знаковых вершин района Пирамидальный покрыт льдом. Все маршруты, проложенные на вершину, – комбинированные.

1. Северо-восточный гребень: французы в 1993-м
Л. Журжон, Ж-Б. Журжон, Р. Люксенберг и Д. Жонле (2×Jourjon, Luksenberg, Jonglez) пролезли восточный гребень. Они приехали большим табором. Сходили первопроходы на 1000-летия крещения Руси и Ортотюбек, чисто залезли Перестройку на Слесова. За эти восхождения им вручили Piolet d’Or.

2. Жандарм в восточном гребне: Ирена Мрак и Гарт Уиллис в 2003-м (не до вершины)
В октябре 2003-го Ирена Мрак и Гарт Уиллис (Irena Mrak и Garth Willis) пролезли Русскую Рулетку (Russian Roulette 1100 m M5 WI4 85°). Они не собирались лезть на вершину, а планировали добраться до жандарма на восточном гребне. Летом ледопад в нижней части валит так, что смотреть жутко. Как они лезли — не представляю. Возможно, в октябре не так страшно, однако название маршрута и комментарий Ирены говорят об обратном: «Мы сомневаемся, что выжили бы там во второй раз».
Они стартовали из лагеря на 4100 и заночевали на снежном поле на 4600. Весь следующий день лезли по твёрдому чёрному льду, сверху ссыпались пылевые лавины. На гребень вылезли в 7 вечера. Спускаться начали на закате и вешали верёвки до утра.

3. Восточный контрфорс: Олег Назаров в 1987-м, 5Б
В июле 1987 года питерская команда прошла восточный контрфорс. Вот состав участников: О. Назаров, В. Марченко, И. Кирилловский, Г. Макаров, М. Фильков, Д. Усевич. Это было первое восхождение на вершину. Маршрут лезли пять дней. По паспорту перепад высот — 1890 метров, средняя крутизна — 49°. Лезли без обработки. Маршрут повторила в 88-м команда под руководством О. Фомина.

4. Кулуары восточного контрфорса: французы в 2015-м, ED− M5 WI5 (не до вершины)
В 2015-м французы Р. Колле, Т. Дюперье, Д. Исар и К. Мулин (Robin Coullet, Tiphaine Duperier, Jonathan Isoard and Christophe Moulin) пролезли справа от маршрута Назарова. В средней части наткнулись на местные закладки. Вылезли на восточный гребень, но началась непогода. Попытались её пересидеть, но непогода победила: в первое окно они ушли вниз по восточному гребню. Маршрут назвали Банан (La Banane) ED− M5 WI5.

5. Восточный контрфорс: К.Белоцерковский — М. Тен в 2016-м, 1835 м AI5 M5
Я (Кирилл Белоцерковский) и Макс Тен пролезли по контрфорсу справа от Назарова и Банана. Чтобы попасть под начало маршрута, пришлось перебраться через перевал в восточном гребне пика 5000. На маршруте много натёчного льда, четыре верёвки рыжей разрухи. Мы один раз ночевали на контрфорсе и ещё раз — на восточном гребне. С этой ночёвки дошли до вершины. Через перевал Вадиф Западный к полуночи вернулись в базовый лагерь в Кара-Суу.

6. Центральный контрфорс: Александр Воронов в 1989-м, 6А
В июле 89-го А. Воронов, М. Баньковский, В. Иванов, В. Набоков и М. Фильков пролезли центральный контрфорс за пять дней. Команда как-то нашла проход через ледопад под стеной. Мы в 2016-м даже не пытались.

7. Центр стены по кулуарам: Паоло Тамангини, соло в 1991-м
Итальянец Паоло Тамангини (Paolo Tamangini) пролез соло по льду справа от центрального контрфорса (Воронова). Он лез в октябре.

8. Кулуары справа от центра: Б. Хибль — М. Шидловски — К. Рудольф в 2016-м
Молодые немцы Бини Хибль, Мартин Шидловски и Крис Рудольф (Martin Schidlowski, Chris Rudolph, Bene Hiebl) в середине августа проложили свою линию справа от Тамангини. По их словам перед этим две недели стояла плохая погода: шёл снег и висели облака. На стене намёрз лёд, по которому они и лезли. До вершины добрались за полтора дня.

9. Западный гребень: Тревор Мартин и другие бритты в 1991-м, 4Б
В августе 1991-го Тревор Мартин (Trevor Martin) сотоварищи поднялись на вершину по западному гребню. В первый день они вылезли на Западный гребень — на перевал Вадиф Западный или Челябинцев. За следующий день добрались до перемычки между Пирамидальным и пиком 5000. На восхождение потратили ещё день. Ключ маршрута — четыре верёвки льда.

На стене ещё осталось место:
• Контрфорс слева от Воронова. К нему длинный подлаз по льду. Нужно лезть очень быстро, пока не включится солнце. Летом оно освещает стену с 6:30.
• По льду справа от нашего контрфорса. Может, соло и очень быстро, а может, осенью. Чем выше успеешь залезть до 6:30, тем больше вероятность выжить.

Описание маршрута

Чтобы подойти под стену, нужно перебраться через перевал в восточном гребне пика 5000. На перевал ведёт ледовый склон протяжённостью 200 метров. Подъём камнеопасен во второй половине дня. На перевале удобно ночевать и наблюдать за стеной.
Спуск с перевала проходит по разрушенным кулуарам: три верёвки и 100 метров с попеременной страховкой.

R1—R2 В связке 100 метров по снежно-ледовому склону. По пути перелезли через две трещины по мостам.
R2—R3 Одновременно 150 метров по фирновому гребню до начала рыжих скал.
R3—R4 Влево вверх по полочке в рыжей скале. Много живых камней. Плохая станция на френдах.
R4—R5 По разрушенному кулуару вверх до выхода на удобную полку. В кулуаре бил инструменты в рыхлую породу, как в лёд.
R5—R6 По льду под крутой внутренний угол.
R6—R7 Внутренний угол с натёчным льдом. Круто и сложно.
R7—R8 По внутреннему углу, потом по стенке справа. Станция на удобной полке.
R8—R9 По стенке вправо-вверх, затем по огромным острым блокам. Лазанье сложное, блоки ничем не скреплены, но не шевелятся.
R9—R10 Внутренний угол до снежного кулуара. По нему вверх до снежного карниза.
R10—R11 По плите с коркой льда и ручьём вверх, к началу ледового поля.
R11—R12 По льду вправо вверх.
R12—R13 По льду к снежному карнизу. Тут можно ночевать.
R13—R14 Внутренний угол со льдом приводит к камину с натёчным льдом. Выше камина крутой лёд выводит на маленький гребешок. Ночёвка.
R14—R15 Влево вверх по стенкам-полкам.
R15—R16 Спуск налево в кулуар, 20 метров.
R16—R17 По кулуару вверх до выхода на гребень. В кулуар ссыпаются все камни: со стены и из-под лидера.
R17—R18 Сильно разрушенные рыжие скалы. Не очень сложно, но страховка номинальная: ни одна точка не выдержала бы рывка. Станция надёжная, на выступе.
R18—R19 Сильно разрушенные скалы и очень ненадёжная страховка.
R19—R20 Пологий ледовый склон переходит в крутой внутренний угол. В средней части пришлось уйти на скалы, так как лёд согрелся и начал отваливаться.
R20—R21 Траверс влево по льду и скалам, затем по внутреннему углу вверх до выхода на ледовый склон. Это конец скальной части маршрута.
R21—R22 Ледовый склон крутизной до 65°.
R22—R23 Продолжение склона. В верхней части рассыпчатый снег.
R23—R24 Гребень с большим снежным карнизом, свисающим на восток.
R24—R25 Снежный гребень с выходами скал. X-образные карнизы.
R25—R26 По левой стороне гребня в обход карнизов. В безопасном месте есть полка, можно ночевать. Но нам дальше.
R26—R27 Снежно-ледовый склон.
R27—R28 От гребня налево под большим карнизом. По снежно-ледовому склону до выхода на восточный гребень. Ночёвка.
R28—R29 По гребню с попеременной или одновременной страховкой до вершины.

Тактические действия команды

23 июля в 13:00 вышли из базового лагеря в ущелье Кара-Суу. К 17 часам пересекли ледник Кара-Суу в верхней части и свернули направо по ходу на морену, покрытую травой. Лужайки привели нас к языку ледника, стекающего с перевала Вадиф Западный. В 18:30 подошли под перемычку в восточном гребне пика 5000, которую впоследствии окрестили перевалом Наблюдателей. Чтобы попасть в цирк СВ стены, нужно перебраться через перевал, поэтому мы по льду крутизной до 70° к 22 часам вылезли на перевал Наблюдателей. Там встали на ночёвку.

24 июля рассмотрели стену с гребня, окончательно определились с линией маршрута. В 11:00 начали спускаться с гребня на ледник под стеной. Сначала лазаньем по сильно разрушенным скалам, затем повесили три верёвки до снежного склона. Склон переходит в ледник. К полудню установили палатку посреди ледника. Так она стояла одинаково далеко от камней, летящих со стены и перевала, от ледопада слева и от сераков на гребне справа.

25 июля стартовали в 6 утра. Сначала с одновременной, потом с попеременной страховкой по снежно-ледовому склону выбрались на гребень, который постепенно выкручивается и переходит в контрфорс. В нижней части контрфорс разрушен, зато выше отличные скалы и лёд. Если бы полезли на день раньше, льда было бы больше. Если бы задержались на сутки, лёд растаял бы, и лазанье получилось менее приятным и более опасным. К 20 часам выбрались на небольшой гребешок в верхней трети контрфорса. Там срубили снежный гребень и сделали роскошную полку под палатку. Комфортная и безопасная ночёвка.

26 июля начали работать от полки в 7 утра. Повесили одну верёвку в сторону гребня, затем одну вниз в ледовый кулуар, чтобы обойти огромный снежный гриб. Пролезли две верёвки разрушенных скал, после чего начался крутой монолитный рельеф. В 17:30 вылезли на гребень, соединяющий наш контрфорс с восточным гребнем. На гребне много карнизов, свисающих на восток. По пути встретили полку под палатку, но решили лезть «до упора» — пока не выберемся на гребень. В 21:30 вылезли на восточный гребень на высоте 5200 метров. Ночевали между трещинами.

27 июля к 12:40 по гребню с одновременной или попеременной страховкой вышли на вершину. Полчаса ели батончики, фотографировались и приходили в себя. В 13:10 начали спускаться по западному гребню в сторону перемычки между Пирамидальным и пиком 5000. Повесили шесть верёвок по льду: две с гребня до подушки, четыре в обход нависающих сераков. К 16 часам спустились на перемычку. По гребню обошли вершину 5000 и спустились на перевал Вадиф Западный. С него повесили верёвку до сильно разорванного ледника. Лавируя между трещинами, прошли разрывы, после чего к 19:30 одновременно спустились на ледник, с которого три дня назад начали подъём на перевал Наблюдателей. Подъём на перевал стал чёрным от падающих камней.
К полуночи вернулись в базовый лагерь.

На вопросы Риск.ру отвечает Кирилл Белоцерковский

— Приезжая в Каравшин, большинство альпинистов смотрит на стены. Аксу, 4810, Слесова. Почему Пирамидальный?

Так получилось. Изначально мы планировали лезть на Горняк, но передумали. До Кара-Суу шли три дня, до Горняка оттуда батрачили бы ещё два-три. Заленились и решили лезть на Пирамидальный. На него планировали сходить два года назад, поэтому я зна, где лезть, куда спускаться.

— Расскажите, как выбирали маршрут? Чем приглянулся именно этот контрфорс?

Мы целый день смотрели на стену, выбирали, где меньше камней летит. Хотели поближе к центру стены, но там страшно сыпало. А по этому контрфорсу ничего не падало, объективно он безопасный. Его и выбрали.

— Где находится ключ маршрута? Линия оказалась для вас предсказуемой или были и сюрпризы?

Маршрут довольно ровный. Было два-три места, где пришлось напрячься, но всё лезлось. Ещё там два участка сильно разрушенных. Лазанье не очень сложное, но лучше не падать — страховка такая, воображаемая. Ночевали, как планировали, один раз на контрфорсе, второй на гребне.

— Насколько объективно и субъективно опасен или безопасен ваш маршрут?

Маршрут объективно безопасен. Безопаснее Воронова, с которого постоянно что-то большое падало. А все остальные маршруты, пока мы лезли, казались суицидальными.

— На Пирамидальный ходят нечасто. Вы просто любите ходить в дальние углы районов или считаете, что эту гору ещё ждёт ренессанс и возрождение интереса к ней публики? В каком она вообще состоянии? В какое время года на нее лучше ходить?

Через две недели после нас, справа от центра стены пролезла тройка немцев. В прошлом году рядом с контрфорсом Назарова лазали французы. То есть нельзя сказать, что на него не ходят. Редко, но бывает. По популярности он, конечно, не догонит Асан и Жёлтую стену. Ну и ладно.
Нам повезло — перед нашим приездом шли дожди, на стене намёрз лёд. Погода стояла тёплая, в некоторых местах лёд отваливался, но кое-где успели пролезть по нему. Безо льда было бы больше разрухи.
Когда ходить? Наверное, в начале сезона можно, пока лёд не растаял, и в конце, когда новый уже намерзает. Хотя мы вот, пролезли в начале августа и ничего.

— Из того, что я вижу в западной прессе, в хит-листах восхождений и сообщениях СМИ, стены нынче не то чтобы в моде. А вот ваше восхождение вполне вписывается в формат Piolets d'Or и прочих премий. Это сознательный выбор стиля или так складываются обстоятельства?

У нас такой период: интересно ходить микстовые маршруты. Работать по 20 часов, спать сидя на полочках в мокрых ботинках. Странное удовольствие.

— К слову о стиле – какие стили в альпинизме вас привлекают? Я знаю в России отдельные команды, для которых стиль восхождения принципиально важен. Но в общей массе цель все еще оправдывает средства, ИТО на коне и пока не особо сдает позиции. А к каким идеалам и ценностям стремитесь вы?

Стиль важен. Мы не хотим ходить в большой команде. Под большой я имею ввиду больше трёх человек. Не обрабатываем маршрут. Пробойник берём только на заведомо сложные скальные первопроходы. Зато на маршруте в течение дня мы менее принципиальны: вешаем перила на скалах, я лезу свободно, пока могу лезть. В сложных местах встаю в лесенки.

— Восхождение на Пирамидальный стало в ряд совершенных восхождений или в нём таки было что-то особенное, что выделяет его для вас из всех прочих?

Пирамидальный выдаётся. Очень красивая гора. Логичный длинный маршрут. Запас сил большой был. Эмоционально приятно получилось. Чиксентмихайи писал про поток, так вот на Пирамидальном я в нём буквально купался.

— За что вы любите комбинированные маршруты?

Совершенно иррациональное чувство.

— А за что не любите?

Холодно. Приходится в кошках лезть по сложному рельефу. В скальниках обычно лезешь и наслаждаешься, а в кошках скребёшься и высекаешь искры. Часто вокруг что-то падает, льётся, сыплется.

— Правда ли подход к Пирамидальному дальний и неприятный или тому, кто об этом написал, просто не повезло застать путь подхода в плохом состоянии?

Чтобы подойти под стену, нужно перебраться через перемычку в восточном гребне пика «5000». Со стороны базы на неё ведёт ледовый склон длиной 200 метров. Со стороны стены — крутые осыпные кулуары, разруха, стенки. Мы вышли из лагеря в Кара-Суу в полдень, а 8 вечера уже ставили палатку на перемычке.

— Вы ходите с Максом уже лет сто. Как вы нашли друг друга? Что делает вас идеальными напарниками друг для друга?

В Казахстане немного людей, кто может и хочет ходить сложные маршруты. Куда-то залезли вместе. А чтобы объяснить, почему продолжаем, я историю расскажу. Мы лезли первопроход в Туюк-Су. Я два часа лез верёвку жуткого ИТО. Добрался до полочки, забил крюк и захотел шлямбур. Макс, говорю, дай пробойник. Он у него был, внизу. Привязал, я вытянул мешок с железками, а там железки и половина плитки шоколада. И так во всём. Как его не любить?

Фото Кирилла Белоцерковского

Номинанты Хрустального пика!
Читайте отчеты, задавайте вопросы!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»