Китайцы осваивают Эверест. В глобальном смысле.
У Китая большие планы на Эверест. Несмотря на то, что южная сторона горы, находящаяся в Непале, вероятно, более известна, тибетская северная сторона также имеет богатую историю альпинизма, и Китай наметил амбициозный план ее коммерциализации. Такой подход может показаться неподходящим для самой высокой и самой неприступной вершины в мире. Но в конечном счете он может оказаться действительно удачным.
Ранее в этом году Китай открыл новую асфальтированную дорогу, которая вьется 14,000 футов вверх по склону и заканчивается у парковки спортивной базы. В планах построить международный альпинистский центр с гостиницами, ресторанами, залами для тренировок и поисково-спасательными службами. Там будет даже музей.
Такие удобства приводят в ужас суровых альпинистов, которые предпочитают неровный и почти не освоенный ландшафт Непала. Тем не менее, Китай надеется, что эти нововведения приведут к экономическому росту в политически нестабильном Тибете, будут способствовать развитию туризма и популяризации зимних видов спорта в преддверии зимней Олимпиады в Пекине 2022 года. (не случайно Китай также строит 800 новых горнолыжных курортов.)
Благоустройство территории вокруг Эвереста будет стимулировать достижение всех этих целей — при этом сделав гору безопаснее, чище и удобнее для растущего числа туристов, желающих ее посетить.
Ожидается, что это будет прибыльный бизнес. В 2014 году доля туризма составила 8,9 процентов от валового внутреннего продукта Непала, наиболее значимый вклад в эти 8,9 процентов внесли треккинг и альпинизм. Согласно одной из оценок, общая стоимость сектора составляет 340 миллионов долларов. Правительство Непала обычно собирает более 3 миллионов долларов сборов за выдачу разрешений на Эверест каждый год, 11000 долларов за каждое.
К сожалению, оно не использует эти сборы с умом — и это дает Китаю шанс. Наряду с другими проблемами, непальская сторона страдает от коррупции, бесхозяйственности и проблем с безопасностью. Например, альпинисты обязаны платить «офицерам связи» до 3000 долларов за, чтобы те их сопровождали, но недавнее правительственное расследование показало, что большинство офицеров просто берут деньги, даже не потрудившись покинуть Катманду. Это приводит к целому ряду хронических проблем, в том числе сложностям для новичков, слишком большому количеству народа и мусору.
Из всего этого складывается самая большая проблема: безопасность. Чуть выше лагеря на непальском склоне находится ледопад Кхумбу, находящийся в движении ледниковый лед, который стал причиной большинства смертей на Эвересте за эти годы, включая гибель 16 проводников-шерп, попавших под лавину в 2014 году. Большое количество народу и неопытные альпинисты усиливают эту опасность.
Все это способствует тому, чтобы альпинисты снова посмотрели в сторону Тибета. Именно трагедия 2014 года побудила Эдриана Бэлинджера из Альпийских экспедиций переместить свои маршруты по Эвересту из Непала в Тибет. Бэллинджер, который путешествует в Непале с 1997 года и поднялся на Эверест семь раз, заявил, что решение было не сложным. «Я видел очень явное движение со стороны китайского правительства к повышению безопасности и экологического менеджмента на горе», — сказал он мне.
Бэллинджер приводит несколько примеров, в том числе усилия правительства по обеспечению наличия надежных веревок и лестниц на маршруте восхождения (эта работа выполнена «действительно хорошо», — говорит он). В Непале, эти задачи выполняются командами Шерпов и альпинистов, и качество может быть разным. Китай также начал активно ограничивать неопытных альпинистов, что должно снизить риск опасных заторов движения. Самое главное, в Китае действует система связи, в которой работают компетентные чиновники, управляющие командами скалолазов и их отходами.
Появление конкурента – это плохая новостью для Непала, который и так пытается перестроить свою туристическую отрасль после разрушительного землетрясения в 2015 году. Учитывая, что многие культурные ценности уничтожены, некоторые горы и тропы по-прежнему недоступны, а политика нестабильна, в ближайшее время легче не станет. Есть еще и культурная проблема: освоение Эвереста Китаем означает, что гора, которую многие в Непале считают священной землей и восхождение на которую было запрещено в течение многих десятилетий, сейчас может осваиваться страной, имеющей другие приоритеты.
Но то, что плохо для Непала, вероятно, окажется благом для туристов. Вместо ограждения Эвереста как нетронутой дикой природы, как США сделали со своими национальными парками, Китай придерживается того же подхода к Гималаям, как европейцы к Альпам. Сегодня любой желающий может сесть на поезд до подножия Маттерхорна, потом подняться в безопасности по установленным маршрутам под надзором егерей. Потерянный натурализм компенсируется доступностью.
Это лучший подход к высокогорному туризму. И если Китай будет его придерживаться, он вполне может стать новыми воротами на Гималаи.
Вопрос вызвала фраза в тексте:"Китай также начал активно ограничивать неопытных альпинистов, что должно снизить риск опасных заторов движения".
Значит, на самом деле никак не начал?
по которой ходили вот такие автобусы
а от монастыря до ледника - вот такие
раньше там самым крутым был отель у монастыря
от этого отеля у меня самое мощное отельное воспоминание - вид из туалетного очка на 30ти метровый полёт. ну и дубак там в номерах был...
в паре-тройке км выше - отели-фанзочки
в них было куда теплее, - все же какое-никакое отопление там присутствовало