Владимир Михайлович Жуков. Художник. Альпинист. Тренер.

Пишет Alisher, 10.10.2016 21:54

В октябре прошлого года, в переписке с Геннадием Стариковым, ныне покойным, мы вспоминали наших ветеранов-альпинистов и решили, что в ближайшее время постараемся сделать с ним пост о картинах Владимира Михайловича Жукова, известного ташкентского художника, альпиниста и тренера.
Владимир Михайлович Жуков. Художник. Альпинист. Тренер. (Альпинизм, Жуков Владимир Михайлович, ташкент, альпинизм)

Слова Старикова о жуковских картинах: «у меня их - есть!». К сожалению, Стариков вскоре умер. Думаю, многие альпинисты, бывавшие в Фанах в Артуче, видели, знали и любили жуковские работы, ими были увешаны стены в учебной части.
Я помню, как в 1983 году с Мирали, в левой части висячего ледника, сошел ледовый обвал. Этот момент был запечатлен им на нескольких картинах, виденных мной позже.
Мне довелось общаться с Владимиром Михайловичем в качестве участника на различных альпмероприятиях , где он был выпускающим или начспасом (альпиниады, альплагеря, КГМ), также, по его просьбе, я принимал участие в работе инструктором с участниками возглавляемой им секции.

Жуков долго работал в альплагере Артуч инструктором и начучем. На Куликалонах его часто можно было застать у мольберта с кистью в руке, воспроизводящим захватывающие фанские пейзажи. Есть его маршруты в Дугобе (Мехнат) и на Чимган («жуковские» двойка и единичка).

Секция альпинистов в мехнатовском «Текстильщике» была одной из самых многочисленных в Ташкенте, его ученики прошли много хороших маршрутов, были на Эвересте.
Участники его секции говорили мне, что Владимир Михайлович - участник Отечественной войны, воевал с фашистами на фронте.

Обращаюсь ко всем, у кого есть картины Владимира Михайловича: давайте выставим фото работ Жукова здесь, на сайте, чтобы их могли увидеть все желающие.

Фото Жукова В.М. прислано мне Геннадием Стариковым.
Картины: "Гроза над вершиной Че Гевары" работы Жукова подарена мне на свадьбу, а следующую картину - с палаткой на ночной стене, я купил, будучи у него дома на выпуске на восхождение в рамках КГМ.

Действительно, смотришь, даже, на фото - и, словно, оказываешься там...и возвращаешься в те времена, палатки домиком...

Люди, было бы здорово посмотреть и на фотографии других картин...

Надеюсь, их (картин) - "еще будет".

Первый раз увидел картины в Артуче в 84, висели в столовой.
Изумительные виды Фанских вершин.
Так как из лагеря не особо все это видно, не верилось что там наверху есть такая красота.
Безумные льды Мирали, снежные взлеты Чимтарги, скальные стены Чапдары и т.д...
Все эти необычные названия Вершин, и прекрасные горные озера, замечательные люди, всё это открылось нам позже, там наверху...
И спустившись вниз, уже другими глазами любовались этими замечательными картинами....

Признаюсь, несколько удивлен, и даже обескуражен, что пока никто из имеющих эти картины, или их фото, не откликнулся на призыв: Жуков и его картины - весьма известны среди альпинистов.
Тогда постараюсь сам опросить ташкентских знакомых, набрать таких фото и выставить здесь отдельным постом.

Когда работал на Чимгане,спасателем,в домике в каминном зале, там была роспись большая на всю стену,написанная Жуковым В.М.(не знаю она там еще есть или нет),но она меня завораживала,я это говорю как жудожник профессионал ,закончивший художественное училище в Ташкенте и как человек походивший много в горах.Хорошо что вспомнили,картины великолепные.Святая память......

Привет, Жора! Буду в Чимгане - спрошу обязательно про эту роспись.

И мне довелось общаться, правда совсем немного Владимиром Михайловичем. Картины гор у него просто изумительные, завораживающие реализмом, но очень художественные .Таких работ по уровню я не видел нигде. Правда видел я их совсем немного, на КСП в Чимгане и одна или две в вагончике Мехнатовском. Светлая и очень добрая память о нём у меня.

С В.М.Жуковым был связан следующий эпизод, рассказанный мне непосредственным участником описываемых ниже событий - альпинистом Анатолием Григорьевым:

Во время проведения в период с 1957 по 1959 гг. Международного Геофизического Года (МГГ), Академия Наук УзССР по заданию Союзного Комитете МГГ, выполняла работы по комплексному исследованию крупнейшего в северном полушарии ледника Федченко на Памире. Среди нескольких узкопрофильных исследовательских отрядов, работы по геодезии выполнял отряд известного геодезиста-топографа И.Г. Дорофеева, первооткрывателя в 1928г. пика Коммунизма как высшей точки бывшего СССР (ранее п.Сталина, теперь п.Самони).
В отряде И.Дорофеева работала группа из нескольких Ташкентских альпинистов в количестве примерно пяти-шести человек среди которых был и В.М.Жуков.
Также к отряду Дорофеева (как в свое время и в 1928г.), была приписана группа немецких топографов - фотограмметристов из ГДР в составе: Г.Диттрих (руководитель группы), В.Гедике, К.Регенсбургер и Р.Миттшке.

Фото из книги И.Г.Дорофеева - "В сердце Памирских гор"

В данной группе старшим по возрасту был Вольдемар Гедике, который во время II Мировой войны воевал на Восточном фронте против СССР,а потом был плену и неплохо говорил по русски.
В процессе совместного знакомства и дальнейшего общения ташкентских альпинистов и немецких геодезистов выяснилось, что В.Гедике и В.Жуков воевали непосредственно друг против друга (в составе противоборствующих воинских подразделений) при взятии советскими войсками одного из населенных пунктов оборонявшегося немецкой стороной. В частности, В.Гедике находился на наблюдательном посту расположенном на церковной колокольне, который и обстреливал В.Жуков. Кода это было в подробностях выяснено, их взаимному удивлению не было конца. Они хлопали друг друга по плечам и говорили:- "Надо, же ведь мы могли ненароком убить друг друга!". После этого выяснения между ними установились вполне дружеские отношения.

Фото Анатолия Григорьева - (урочище Топтал, Памир, сентябрь 1959г).
В.Гедике в очках, в шапочке и с бородкой - полулежит на фото справа в первом ряду.

В отношении картин В.М.Жукова:
Действительно, Владимир Михайлович в значительном количестве дарил их своим друзьям и знакомым и сейчас многие его картины и гравюры оказалось "рассеянными" по частным коллекциям.

Линогравюра В.Жукова - "На леднике" из моей коллекции.

Собрать сведения обо всех имеющиеся в Узбекистане картинах В.Жукова для проведения их "инвентаризации" - задача безусловна трудновыполнимая, но некоторая часть картин путем опроса альпинисткого сообщества конечно может быть обнаружена и учтена.

1958 год. Памир. ледник Федченко. Группа ташкентских альпинистов из геодезического отряда И.Дорофеева.
В. Жуков - в центре в первом ряду.