Разбор НС, произошедшего в ущелью Ак-Суу, Терскей Ала-Тоо 12.12.2015

Пишет Pablo, 04.10.2016 18:06

Сезон уже не за горами, а прямо в горах. Начало сезона - один из самых опасных периодов . Будьте бдительны !

Разбор НС, произошедшего в ущелью Ак-Суу, Терскей Ала-Тоо 12.12.2015 (Ски-тур)

Спортивная группа 4 человека. У всех бипер , лопата, щуп , навыки работы с лавинным снаряжением. В разное время все участники посещали занятия по лавинной безопасности. У двоих лавинные рюкзаки: Участник 4 – ABS, Участник 3 – BCA. Руководитель группы – Участник 1. Участники 1 и 3 на ски-туре, участники 2 и 4 на сплитбордах. Уровень катания экспертный и продвинутый. Все участники проживали в Бишкеке на момент НС.
Изначально планировалось покататься выходные 12 и 13 декабря, базируясь в бэккантри лагере «Аксу». Лагерь расположен в 16 км от села Теплоключенка Аксуйского района Иссык-Кульской области на высоте 2650 м, координаты лагеря: 42°25'48.5"N 78°39'52.8"E .
В лагерь группа прибыла в лагерь около 10 утра 12.12.15. На термометре -20 С. По словам работника лагеря на рассвете было -36С. Примерно час отогревались и пили чай.
В 11 утра рядом с лагерем провели лавинные занятия: тактика поиска группой, поиск и откапывание пострадавшего группой. Выкопали шурф : глубина 50 см, 3 слоя, верхний слой из свежевыпавшего снега 30 см кулак, средний слой 10 см кулак-4пальца, нижний слой – 10 см глубинной изморози .
Результаты наблюдений: На ближайших к лагерю склонах было 2 небольших естественных лавины, сошедших из точки. Одна из-под скал, вторая в кулуаре крутизной до 40 градусов. Обе лавины сошли по северо-восточной экспозиции. Также была еще одна крупная лавина в боковом ущелье на склоне с южной и юго-восточной экспозицией, и крутизной до 40-45 градусов. Все эти лавины были присыпаны свежим снегом (2-3 см). Т.е. скорей всего сошли примерно за сутки до приезда группы в район или ранее, т.к. снег прекратился в ночь с 11 на 12 декабря. Карнизов, застругов и других признаков ветрового переноса не наблюдали.
По словам работников лагеря 10-11 декабря выпало порядка 30-35 см снега. Во время снегопада и после него был полный штиль или ветер порядка 1-2 м/c.
Уровень лавинной опасности был определен как значительный (considerable, 3 уровень). Тенденции лавинной опасности в ходе дня – без изменений. Погода ясная безветренная, температура днем -10-15 градусов.
Разбор НС, произошедшего в ущелью Ак-Суу, Терскей Ала-Тоо 12.12.2015 (Ски-тур)
После занятий группы пошла в ближайшее от лагеря боковое ущелье, расположенное практически напротив лагеря чуть ниже на левом (орографически) борту основного ущелья. Чтобы переправиться через реку пришлось подниматься около 300-400 м вверх по течению и потом возвращаться. Это небольшое боковое ущелье, спускающееся на север. Подход к ущелью безопасный, по большим плоским снежным полям. Несколько раз на плоских освещенных участках отмечалось проседания склона с распространением около 5-6 метров в диаметре. Перед входом в ущелье на коротких участках северной экспозиции крутизной до 30 градусов также отмечалось 2-3 раза необширные проседания. Эти участки группа проходила с дистанцией. Около 13-30 группа собралась на террасе северного склона шириной 30-50 метров примерно на 50 метров выше ручья, протекающего по дну ущелья. До широкого цирка в конце ущелья с большим выбором склонов оставалось около 2 часов ходу + 1,5-2 часа до вершин и гребней.
Было принято решение подняться к скальному останцу на северо-западном склоне ущелья, под которым и стояла группа в 13-30.
Перепад высоты от начала подъема до скалы – около 300м. Группа планировала затратить на подъем около часа.
Путь был выбран по неявно выраженному гребню, или правильней было бы назвать его изгибом склона. Он находился между участками склона большей крутизны и вел к скальному останцу. Средняя крутизна пути подъема – около 30 градусов. Левее подъема находился широкий кулуар крутизной до 35 градусов. Правее подъема - продолжение склона с более крутыми участками микрорельефа (непродолжительные изгибы склона крутизной до 30-35 градусов). Начало подъема также проходило по более крутому склону (до 35 градусов). На этом склоне находилась одна большая ель и несколько пеньков, кустарников и маленьких елочек. Было решено обойти этот участок левее. Таким образом, группа оказались на «лапе» (выступ гребня у его подножия) отделяющей крутой склон, находившийся слева от пути подъема. Впоследствии оказалось, что это был единственный безопасный участок на склоне (островок безопасности), т.к. лавина его не задела. На выходе с лапы на выбранный путь подъема замерили крутизну склона - 27 градусов. Визуально казалось, что это был один из наиболее крутых участков склона. На всем пути подъема, начиная от подножия склона, группа двигалась с дистанцией 30-40 метров.

Рассказ Участника1:
«После выхода с лапы мы растянулись траверсом вдоль склона, что бы перейти на невыраженный гребень (изгиб). В какой-то момент я поднял голову вверх и увидел летящие вниз комки снега. Они были еще далеко, примерно в ста метрах. Никакого шума и проседания склона перед этим не было. Остальные, похоже, тоже ничего не заметили, т.к. продолжали движение, когда я повернулся назад и крикнул : «Лавина!». Сначала я пытался уйти в сторону от лавины, но затем понял, что убежать не получится. Отбросил палки, времени отстегнуть лыжи не оставалось. Первый поток подошел справа (навстречу). Возле меня он начал останавливаться, т.к. на том месте, где я стоял, склон становился положе (небольшой участок длинной 10-15 метров). Я развернул лыжи вниз и попытался выйти на останавливающуюся лавину, думая, что остальные потоки пойдут в стороне. Но следующий поток перекрыл его и ударил меня в спину. Я поплыл вниз вместе с ним. Очки сразу запотели и забились снегом.
Разбор НС, произошедшего в ущелью Ак-Суу, Терскей Ала-Тоо 12.12.2015 (Ски-тур)
Так что вокруг ничего не было видно. Но я оставался на поверхности. Когда лавина достигла крутого участка у подножия склона (который мы обходили), она сделала прыжок, и меня развернуло головой вниз. Сопротивляться было очень тяжело, т.к. на ногах все еще были пристегнуты лыжи. Или, по крайней мере, так мне казалось. Еще несколько секунд падения и лавина начала останавливаться. Я все еще был почти на поверхности, но вниз головой по склону. Когда лавина остановилась, я попытался встать, но тут же меня догнал очередной поток снега и придавил сверху. Думаю сантиметров двадцать, не больше. Сразу стало темно. Я пытался пошевелиться, но ничего не получалась. Я был полностью в открытой позе. Руки и ноги в стороны. Лицо закрыто снегом. От всех этих усилий я начал очень глубоко дышать и снег начал забивать рот. Я начал задыхаться. Попытался успокоиться и дышать ровно. Затем почувствовал, что правая рука шевелится, значит на поверхности. Начал отбрасывать снег в сторону. Пальцы потеряли чувствительность. Перчатки лежали в кармане, т.к. на подъеме было жарко идти. Добрался до лица. Появился свет. Затем, насколько это было возможно, вытащил снег изо рта. Остатки пытался выплюнуть, но не получалось. Все падало обратно, и сверху все время еще немного подсыпало, когда отбрасывал снег рукой. Но дышать стало легче, и я стал спокойнее. На некоторое время остановился, что бы отдохнуть и отключился. Потом снился какой-то сон. А когда очнулся, то даже не сразу понял, где нахожусь. Подумал про остальных. Голосов не было слышно. Но рука свободна, и я дышу. Значит, шансы откопаться есть. Я начал снова отбрасывать снег, и в этот момент услышал голоса. Ребята начали меня откапывать. Спросил: «Что с другими?». Сказали, что Филипп погиб.
Даже, когда снега надо мной почти не осталось сам я встать не смог. Парни меня выдергивали. Оказывается, держал рюкзак, запрессованный в снегу подо мной. Пришлось его снять и вытаскивать отдельно. Лыж на ногах не оказалось. В снегу и поблизости тоже. Затем я минут 5-10 отогревался. Меня всего трясло от холода. Парни помогли мне вытряхнуть снег из одежды и застегнуть штаны-самосбросы. Они на половину были расстегнуты до попадания в лавину. Руки онемели, и я долго не мог надеть перчатки, что бы их быстрее отогреть. Рука, которой я откапывался, замерзла больше и пальцы на ней немного отморозились (без волдырей).

Когда я немного пришел в себя, то достал радиостанцию и связался с лагерем. Связь у нас была назначена на 14-00. Но мы на нее не вышли. Это примерно и было время попадания в лавину. Работники в лагеря (Леха и Ваня) прослушивали эфир. Я их вызвал и рассказал о случившемся. Попросил прийти на помощь. Ребята показали место гибели , и я начал подниматься к Филиппу. . Филипп лежал на пеньке от срубленной ели, лицом вверх. Спина была неестественно изогнута и в боку была большая рана. Было понятно, что ему уже ничем не поможешь. Мы собрали сплитборд Филиппа и начали спуск. По лавине тащить тело было не сложно. Но через 100 метров она закончилась. Еще через 50 метров силы у всех закончились. Через 10 минут подошли Ваня с Лешей из лагеря. Тело в тот день спустили до реки. Дальше нужно было тащить наверх к дороге, еще пару сотен метров. Ваня с Лешей вернулись в лагерь. И уже позже, ночью, вытащили тело Филиппа с помощью снегохода к дороге.»

На Google карте:
- голубая линия – путь подъема.
- участки обведенные коричневой линией – участки склона наибольшей крутизны (до 35 градусов) в месте схода лавины.
- красная линия – линия отрыва лавины
- разноцветными точками отмечены местоположения участников до и после схода лавины. Участник1 зеленая точка, участник2 - красная, участник3 - желтая , участник4 - черная.
Общая линия отрыва составила около 150 метров. Глубина отрыва 30-40 см. Тип – мягкая сухая доска. Протяженность транзита около 200 метров.
Разбор НС, произошедшего в ущелью Ак-Суу, Терскей Ала-Тоо 12.12.2015 (Ски-тур)
Участники 3 и 4 активировали лавинные рюкзаки. После остановки лавины участник1 оказался полностью под снегом, участник2 – лицо на поверхности, участник3 – закопан по пояс, участник4 – на поверхности. Участник3 откопался самостоятельно. Визуально обнаружил участника2 и помог откопаться . Переключив биперы в режим поиска, они подошли к участнику4. Проверили пульс (отсутствовал) и зрачки (расширены, не реагируют) (со слов участника3), и по характеру повреждений констатировали смерть. Далее с помощью биперов и визуальным поиском обнаружили участника1 и откопали его.

Выводы:
Нет оснований считать ,что уровень лавинной опасности был определен группой неправильно.
Менее опасных линий подъема на данном склоне не просматривается. Подъем осуществлялся с надлежащей дистанцией. Поисково-транспортировочные работы группой проведены на должном уровне.
Ошибки группы :
• недооценка крутизны верхней части склона в районе линии отрыва: порядка 33-35 градусов
• как следствие, главной ошибкой приведшей к НС, стало решение в таких условиях выходить на склон . Психологические факторы сыграли дополнительную негативную роль на принятие решения : в отсутствие «островков безопасности» на участке от лапы до скального останца подъем по одному занял бы у группы 2,5-3 часа, что неприемлемо. Развернуться назад – «потерять» 1 из 2 запланированных дней катания, т.к. у группы не было времени достичь других менее опасных склонов.

Возможным выходом из ситуации ограниченности времени и короткого светового дня могло быть одно из решений:
• отказаться от катания в этот день
• попросить забросить группу снегоходами на 6 км выше по ущелью, где есть возможность выбрать безопасный маршрут подъема и спуска полностью по ярко-выраженному гребню .

Также хочется отметить, что все ближайшие к бэккантри лагерю «Аксу» боковые ущелья представляют собой в нижней части ловушки рельефа. Чтобы достичь верхних цирков приходится проходить по узким террасам-полкам с крутыми склонами выше и руслом ручья внизу, и/или по участкам крутых склонов без возможности обхода таких участков по гребням. Относительно безопасные варианты подъемов находятся выше по основному ущелью.
Всё это требует высокой лавинной квалификации райдеров, собирающихся в район, предварительной проработки маршрута подъема-спуска и выработки запасных вариантов, постоянной оценки всех факторов в ходе тура, повышенной осторожности при принятии решений.

Воробьев П. , Мирошкин В., Комиссаров В., Шевцов А., Тураев О.

Особое одного из участников группы:
"« Вывод про возможную недооценку (собственный вывод участника, высказанный в ходе разбора - прим. топикстартера) лавинной опасности - это всего лишь догадка. Чтобы знать наверняка, нужно снова оказаться в нужном вместе в нужное время. А это невозможно (пока только в кино). Я просто назвал одну из возможных причин, которая более или менее могла повлиять на общую ситуацию, вкупе с недооценкой крутизны склона .
Типичных признаков высокой лавинной опасности не наблюдалось. Но мы были в районе всего несколько часов, и могли чего-либо не увидеть за это короткое время.
Либо возможна ситуация, когда лавинная обстановка развивается без типичных признаков на данный момент. Или типичные признаки более низкого уровня могут говорить о более высоком уровне опасности. Например, если опасность на границе между повышенным и высоким уровнем.»