Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом

Пишет Алексей Диденко, 15.09.2016 15:43

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

Отвага начинает, сила решает, дух завершает.
Генри Лайон Олди

Пик Ленина (с 2006 на территории Таджикистана — Пик имени Абу али ибн Сино; до 1928 года — пик Кауфмана) — горная вершина Чон-Алайского хребта, расположенная на границе Киргизии (Чон-Алайский район Ошской обл.) и Таджикистана (Мургабский район Горно-Бадахшанской авт. обл.). Один из «семитысячников» — высочайших вершин бывшего СССР, одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира (7134 м). Википедия.

Ещё пять лет назад я и подумать не мог о том, что решусь штурмовать семитысячник где-то в горах Киргизии. Высота 7134 метров казалась какой-то запредельной, недостижимой отметкой. Но со временем увлечение альпинизмом росло, я поднимался на новые вершины, встречал всё больше людей, которые побывали на Ленина, и вершина уже не казалась такой недоступной. Поэтому, когда весной после альпсборов в Дугобе, друг предложил поучаствовать в экспедиции Уральского Высокогорного Клуба (УВК) на пик Ленина, я согласился. Знакомые тренеры и проверенный товарищ по связке, что ещё нужно для счастья?

К сожалению, Алексей (мой приятель) за неделю до вылета в Киргизию заболел и остался дома. Изначально я был очень раздосадован таким поворотом событий. Помимо напарника я терял ещё и высотную палатку =) Но в ходе восхождения, убедился, что он поступил правильно. Участники выбывали по самым разным причинам, и ехать уже заболевшим, надеясь восстановиться на месте, было глупо. Кроме того, теперь я оставался один в компании двух прекрасных девушек =) Со Светой в составе УВК мы поднимались на Белуху, а с Яной познакомились на сборах в Дугобе.

Итак, ночью 29-го июля я прилетел в Новосибирск, переночевал. На следующий день закупил кое-что из снаряжения, забрал у Лёши горелку и кастрюлю, и вечером уже был в Оше. Так как провести в городе нужно было только одну ночь, выбор пал на веранды у стадиона. Условия спартанские, но зато дешёво и почти в центре города. Утром 31-го июля вся наша группа на двух автобусах выдвинулась в сторону базового лагеря на поляне Ачик-Таш (приблизительно 3600 – 3700 метров). Дорога заняла около 6 часов, и после обеда мы уже прибыли на место.

Ачик-Таш

На поляне расположено огромное количество лагерей разных фирм и клубов, есть вертолётная площадка. Палаточный лагерь УВК стоит недалеко от реки рядом с юртами местных жителей, которые специально приезжают сюда в сезон восхождений, чтобы заработать, оказывая услуги альпинистам. При желании в юрте можно снять место, что и сделала немецкая команда, которая прибыла в лагерь на день раньше нас. Мы же устроились в собственных палатках.

Лагерь УВК

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)
Вертолёт привез оборудование для гляциологов

Вид на поляну Ачик-Таш с гребня на пик Петровского

Упомянутая выше немецкая группа входила в состав нашей команды. Я с удивлением обнаружил, что большинство немцев являются по национальности русскими. Кто-то уехал в Германию после распада СССР, кто-то в настоящий момент работает в Германии. «Настоящих» немцев оказалось всего трое =)

Но самым большим сюрпризом для меня стали ещё двое сахалинцев в нашей команде. Артём и Вероника прилетели в Ош заранее, и были прикомандированы к немецкой группе. Девочки из нашей палатки шутили, что если мы все здесь, то кто же остался на Сахалине?

Сразу после обеда участники разбрелись кто куда. Я присоединился к большой группе, которая вышла прогуляться по хребту пика Петровского. Это место очень популярно для первого акклиматизационного выхода, т.к. находится рядом с лагерями, а до самой линии снега есть хорошая тропа. По пути на хребет мы заглянули на поляну эдельвейсов, где похоронены девушки из трагически погибшей команды Эльвиры Шатаевой. Недалеко от этого места находится памятник парашютистам, погибшим в 1968 при десантировании на вершину Ленина. А сколько памятных табличек и обелисков будет дальше по тропе…

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

Но не будем о грустном! Самочувствие у всех участников было отличное. Мы поднялись по хребту до линии снега (около 4200 метров), полюбовались видами и к ужину спустились в лагерь.

Гребень на пик Петровского

Немецкая группа

Ночное небо над Ленина. Фото Антонова Семёна

На следующий день по плану был акклиматизационный выход на перевал Путешественников (приблизительно 4200 метров). Погода стояла шикарная, поэтому по пути на перевал я никуда не спешил и развлекался фотоохотой на сурков. Местные сурки просто гигантские! Никогда в жизни не видел таких больших грызунов. Если не делать резких движений, то можно подобраться к ним почти вплотную.

Часовой

Молодняк резвится

Матерый сурок

Вторую половину дня я бездельничал, а вечером пошёл с ребятами на озёра. Кто-то из присутствующих в лагере говорил, что Ачик-Таш переводится как «Долина 60 озёр». Не знаю, правда это или нет, но озёр в округе действительно много. Самые отважные из нашей команды даже искупались в ледяной воде. Я не рискнул, т.к. завтра мы должны были выйти в Лагерь 1 (4400 метров)

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

Утром 2-го августа мы погрузили часть снаряжения на лошадей и выдвинулись в сторону Лагеря 1. За перевалом Путешественников местность поразительно меняется. Наверное, сказывается близость ледника. Время в пути я не засекал, но к обеду в числе первых уже был на месте и выбирал лучшее место под палатку. Место выбрал отличное, но не успел начать ставить палатку, как его «пометила» лошадь. «Отличная примета», - с улыбками сказали мне ребята: «Теперь точно взойдешь». Но я не настолько верю в приметы, поэтому выбрал для палатки другую площадку, а это место занял Арташес из Армении, который про лошадь ничего не знал. Кстати, Арташес взошёл, но по своей уникальной программе =)

Луковая поляна. Фото Асташонок Яны

Перевал Путешественников

Тропа в Лагерь 1. Фото Асташонок Яны

Лагерь 1 показался мне даже больше, чем базовый. Удивительно было видеть на высоте вершины Белухи палаточные городки с кухнями, банями, генераторами, шатрами-столовыми. И над всем этим нависал огромный пик Ленина.

К своей радости чувствовал я себя отлично. Даже не болела голова. Но не всем высота далась легко. Особенно досталось тем, кто решил для ускорения акклиматизации не сдавать вещи на лошадей. Я согласен с тем, что своё снаряжение надо носить самостоятельно. Но если ты набрал высоту 3600 на автобусе, а потом решил занести 25 кг. на 4400 своими ногами, то нужно быть готовым к последствиям.

Так или иначе, к вечеру все участники добрались до Лагеря 1. За ужином Юра Ермачек объявил, как мы будем действовать дальше. Немецкая команда опережала нас на один день и работала по своему графику. Дополнительно к ним прикомандировали самых здоровых и акклиматизировавшихся ребят из нашей группы: Вову, Алексея и Игоря. Юра занимался польской командой, а нас отдали в распоряжение Виталия Акимова.

Лагерь 1

На 3 августа была запланирована проверка снаряжения и тренировочный выход под маршрут на ледник. После завтрака все участники предоставили на проверку снаряжение: варежки и горные ботинки. Больше всего Виталя опасался за наши пальцы, и как показала практика, опасался не зря.

После осмотра снаряжения группа вышла на ледник. В начале тропа проходила по морене, на которой расположены лагери, а затем вывела непосредственно на ледник. До подъема можно безопасно пройти в одиночку. Дальше начинаются трещины. Их, конечно, маркируют, но ледник не стоит на месте, постоянно меняется. Поэтому лучше перестраховаться и с этого места идти до самого Лагеря 2 (5300 метров) в связках.

Высоко забираться в этот день не стали, поднялись до перил перед крутым взлётом на трещины. Цель была проверить снаряжение и немного поработать на высоте. Больше ничего примечательного в этот день не случилось.

Наша команда на леднике

Девчонки из моей связки. Яна и Света

Трещины перед первым взлётом. Фото Асташонок Яны

Вид на ледник Ленина

Весь следующий день мы были предоставлены сами себе. Я поднялся на небольшую гору недалеко от нашего лагеря, а по возвращению занялся подготовкой рюкзака к завтрашнему переходу на 5300 и далее на 6100. К моему огорчению, штурмовой рюкзак на 45+ литров оказался мал. Всё помещалось, но впритык. И если бы возникла необходимость взять дополнительный груз, то его пришлось бы навешивать снаружи, в дополнение к каремату, что я очень не люблю. В итоге решил идти со своим родимым Deuter Patagonia 90 + 15.

Ледник

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

5-го августа в 4:30 утра мы вышли к Лагерю 2. Вдали на леднике виднелись цепочки фонариков. Кто-то встал гораздо раньше нас. Преодолев первый подъем, мы уткнулись в конец очереди на перила. Я думал, что такое бывает только на Эвересте, но, видимо, в тот день звезды сложились так, что все команды решили выйти во второй лагерь. Очередь продвигалась очень медленно, и моя связка преодолела этот участок, когда уже совсем рассвело. Идея проскочить «сковородку» по холоду провалилась.

Девочки наносят «боевой макияж»

Фото Асташонок Яны

Уперлись в пробку

В целом, идти было не сложно: тропа ещё не раскисла, все трещины были открыты и помечены флажками. Единственную проблему, лично для меня, представляли связки, которые шли медленнее моей. Не люблю, когда упираешься в чью-то спину, сразу сбивается темп. Обгонять сбоку не вариант. Во-первых, трещины, во-вторых, это может оказаться паровоз из нескольких верёвок, обогнать который не хватит никакой дыхалки. Так мы и шли, время от времени обгоняя сидящие группы, и вынужденно отдыхая в хвосте у медленных связок.

Через несколько часов далеко справа показались палатки второго лагеря. Тропа в этом месте делала крутой подъем и выходила на «сковородку». «Сковородка» представляет собой пологий участок склона с небольшим взлётом перед вторым лагерем. И как же тяжело дается этот последний взлёт! Лагерь кажется таким близким, только руку протяни, но через каждые несколько десятков шагов приходится останавливаться, чтобы перевести дух. Ничего удивительного в этом нет, ведь мы забрались почти на высоту Эльбруса.

Выход на сковородку. Фото Асташонок Яны

Сковородка. Справа у камней, на заднем фоне второй лагерь. Фото Асташонок Яны

Сам лагерь выглядит очень оригинально. Палатки плотной группой прилепились к слону недалеко от первого взлета на Раздельную. Напоминает непальский городок, где крыша одного дома служит полом для другого. Раньше лагерь разбивали ниже, на самой «сковородке», но после трагедии 90-го, когда лавина снесла целый палаточный городок с 43 альпинистами, стоянку перенесли ближе к скалам. Сказать, что это место совсем безопасное у меня не поворачивается язык. Вокруг много трещин, некоторые палатки буквально стоят на них. Отходить далеко от лагеря тоже не стоит. Лёша из Нижнего Новгорода провалился по пояс в 7-10 метрах от своей палатки. Хорошо, что это было днём, и ему быстро помогли.

Лагерь 2. Вид со сковородки. Фото Асташонок Яны

Лагерь 2

Трещины возле палаток. Фото Асташонок Яны

Что в этом лагере хорошо, так это родник. Если днём не лениться и запастись бутылками с водой, то можно сэкономить массу сил и времени на приготовление пищи и чая. Так я и поступил, пока девочки обустраивались в палатке. Кстати о палатках, как вы помните, наша высотная палатка осталась в Новосибирске, и пришлось брать в аренду палатку УВК. Это оказалась «олдовая» Канченджанга – полубочка на трёх дугах с входом «глаз хамелеона». Классика, проверенная временем. От неё у меня остались смешанные чувства. С одной стороны , очень просторная, можно смело готовить еду внутри, по весу не сильно проигрывает современным аналогам, отлично выдерживает ветер и снегопады. С другой стороны, через «глаз» в палатку постоянно попадает снег, тента нет, поэтому к стенам лучше не прижиматься, после ночевки металлические дуги отказываются разбираться, и приходится отогревать их руками, спать удобнее поперёк палатки, поэтому если ночью крайнему от входа захочется в туалет, то просыпаться придется всем.

Канченджанга. Фас. Фото Асташонок Яны

Канченджанга. Профиль. Фото Асташонок Яны

Но мы не привередливые, поэтому, поужинав, все завалились спать. Спалось хорошо, и утром бодрые и отдохнувшие мы были готовы к выходу в Лагерь 3 (6100 метров). Погода слегка испортилась: Раздельную заволокло тучами, ветер усилился и пошёл снег.

Выходили из лагеря по готовности. Обычно отсюда связки уже не нужны, и верёвки оставляют во втором лагере. Но в этом году альпинист из Словении провалился недалеко от тропы на 28 метров (к счастью его спасли), поэтому некоторые группы всё же шли связанными.

После первого взлета на Раздельную начинается пологий подъем, который упирается в крутой склон. Забравшись по этому склону на 300 метров, оказываешься в третьем лагере. По пути подъема тоже есть трещины, но их гораздо меньше, чем на прошлом отрезке, и они также промаркированы флажками.

Идти было сложно. С каждым шагом я бил свои высотные рекорды. Вот я выше Эльбруса на 10 метров, вот я выше Эльбруса на 10 метров и 20 сантиметров… Психологически восхождение усложняло отсутствие видимости. Гораздо проще подниматься, когда видишь или хотя бы представляешь конечную цель. Ближе к вершине Раздельной мне повстречалась немецкая группа. Ребята налегке сходили на 6100 и возвращались обратно. «Десять минут осталось», - обрадовали они меня. И всё равно лагерь появился совершенно неожиданно. Ещё пару шагов назад перед глазами был только склон, и вот я уже стою на большой плоской площадке, заставленной палатками.

Тут меня впервые серьезно «накрыло» от высоты. Голова гудела, движения стали вялыми и заторможенными, есть не хотелось совсем. Кое-как впихнул в себя несколько конфет с чаем и завалился спать. Спалось не очень, каждый час-полтора просыпался, ворочался. К тому же ночью разыгралась нешуточная непогода, палатку трясло и шатало. Канченджанга стойко выдержала непогоду, а вот несколько чужих палаток порвало.

Утром установилась великолепная погода. Мы находились выше линии облаков, и из лагеря во все стороны открывался прекрасный вид. Оставив наверху одну палатку с продуктами, газом и тёплыми вещами для восхождения, участники стали спускаться в первый лагерь (4400). Все, кроме Арташеса. Арташес приехал в Киргизию уже акклиматизировавшимся на Эльбрусе и решил штурмовать вершину сразу. Знал бы он, сколько просидит в этом лагере =)

Лагерь 3. Вид на Ленина

Трещины между первым и вторым лагерями. Фото Денисюк Светланы

Трещины между первым и вторым лагерями. Фото Асташонок Яны

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

Следующие несколько дней мы провели, бездельничая в первом лагере. Ели, спали, гуляли по окрестным горам, строили душевую кабинку. К сожалению, в команде случилась первая потеря. Владимиру из-за абсцесса бедра пришлось покинуть экспедицию.

Снеговик-альпинист и его саблезубый кролик

Некоторые смельчаки даже побрились и помыли голову =) Фото Денисюк Светы

Обшиваем душ листами железа. Фото Асташонок Яны

Погода тем временем становилась очень нестабильной, по ночам шёл снег, утром всё таяло, но в обед снова мог пойти снег. Из-за этого не получалось назначить точную дату восхождения. Каждый день мы бегали через речку в лагерь Аксая, чтобы посмотреть сводки погоды. Прогноз ничего хорошего не обещал, но погода на Ленина очень переменчива, и все надеялись на окно.

Наконец на 11-ое августа был назначен выход на штурм. Лагерь оживился, все собирали рюкзаки. Выход нашей группы был назначен на 4 утра, немецкая выходила в 5. После завтрака Виталя собрал нас в общей палатке и сказал, что погода всё ещё нестабильная, и нужно остаться в первом лагере на один дополнительный день. Это известие меня очень огорчило. Я чувствовал, что просто перегорю, и на восхождение не хватит сил.

Спасение пришло неожиданно со стороны немецкой команды. Артём и Вероника предложили мне уйти с ними. У них уже была установлена палатка во втором лагере, и в ней было одно свободное место. Немного поколебавшись, я согласился. Света, Яна, простите, что я так неожиданно убежал от вас! Но я уже просто не мог «отдыхать». Кроме меня к немецкой группе присоединились Сергей, Олег и Зина.

Теперь на восхождение выходила целая сахалинская связка. Возможно, первая сахалинская связка за всю историю восхождений на Ленина =) Правда, уже перед первым взлетом у нас начались потери. Вероника чувствовала себя неважно и вернулась обратно в первый лагерь. Дальше мы шли с Артёмом вдвоём. Погода была прекрасная, всё тяжелое снаряжение лежало в забросках, потому до лагеря мы добежали меньше чем за пять часов. Лагерь был переполнен людьми. Большинство команд тоже решило попробовать поймать погодное окно, поэтому мы договорились выйти в третий лагерь часов в 10-11 утра, чтобы не стоять в пробке.

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)
Проходим с Артёмом трещины по пути ко второму лагерю

Следующим утром, как планировали, небольшими группами вышли в сторону Раздельной. Подъем в этот раз дался гораздо легче. На вершине нас встретил Арташес. Он пробыл на 6100 уже 6 дней, стал местной знаменитостью, но зайти на вершину пока не смог.

Штурм планировался в ночь с 12-го на 13-ое. Я с вечера надел большинство своей одежды, завёл все будильники на два ночи и лёг спать. Ночью началась метель, поэтому я проснулся даже раньше установленного времени. «Ну вот, восхождения не будет», - подумал я, и очень удивился, когда услышал крик Юры Ермачека: «Собираемся! Звёзды видно!»

Звёзды действительно было видно, правда временами и между порывами ветра. Но если руководитель сказал, что можно, значит можно. Через час возле палаток появились люди, которые решились выйти на восхождение. Снег усилился, но Юра разрешил выходить по готовности. Арташес повёл группу. Тропу уже занесло, поэтому мы усиленно искали в свете фонарей вешку, шли к ней и потом повторяли процедуру. Возле одной из вешек Арт провалился в трещину сразу по плечи, но смог задержаться руками, и мы вытащили его за палки. В это время нас догнал Юра и отправил обратно в лагерь. Первая попытка подняться не удалась.

13-го к нам должны были подняться оставшиеся ребята из группы Витали Акимова, но из-за плохой погоды они решили провести этот день в лагере на 5300. На Раздельной весь день дул сильный ветер, но уже без снега. Отчаянная команда из Санкт-Петербурга даже предприняла попытку штурма. Но они вышли слишком поздно и после ножа (здесь могу ошибаться) повернули обратно. Мы же планировали новый выход с 13-го на 14-ое.

Лагерь 3

Ночью снова задуло. Я проснулся по будильнику в 2 часа, с горечью посмотрел на шатающуюся палатку и решил продолжить спать. «Собираемся! Звёзды видно!», - раздалось от палатки Юры. С недоверием высунулся из палатки. Действительно, на небе ни тучки, просто очень сильный мороз, да ветер перегоняет снежное крошево. Надевать кошки в пуховых крагах то ещё развлечение. Мне кажется, что я потратил на эту процедуру минут 15. К четырём часам утра все желающие собрались у палатки Юры и двинули в сторону вершины. Чтобы хоть как-то лучше видеть, я снял горнолыжную маску. Это оказалось большой ошибкой. На высоте приблизительно 6400 я понял, что правая часть лица, которую не закрывает маска, так замерзла, что не получается нормально говорить. Я решил достать из рюкзака балаклаву, но в пуховых крагах захватить собачку на замке не получалось, и я их снял. Это оказалось моей второй большой ошибкой. На крагах не было резинок, и одна из них тут же улетела в сторону второго лагеря.

Я честно признался Юре, что у меня унесло рукавицу, и на правой руке осталась только шерстяная варежка, и он отправил меня обратно в лагерь. Как мне было обидно, и как я злился на свою нерасторопность, трудно передать словами. Я понимал, что, возможно, самым идиотским образом упустил единственный шанс на восхождение.

Обуреваемый невесёлыми мыслями я начал спуск на перемычку. И примерно через 100 метров увидел человека, который очень странно поднимался вверх по склону. Когда я поравнялся с ним, то с удивлением обнаружил, что это Владимир, руководитель немецкой команды. На нём не было очков, куртка была расстегнута, нос обморожен. Как он оказался позади своих ребят, которые вышли на восхождение с Юрой, почему был без очков, почему лез вверх, объяснить он не смог. Но самое плохое, что у него начались проблемы со зрением, видел он не далеко и только силуэты. Я надел на него горнолыжную маску, которая была у него в рюкзаке, и мы начали спуск. Верёвки на восхождение никто не берёт, поэтому я просто шёл впереди, а Владимир спускался по моим следам. Вскоре мы встретили Алексея из нашей команды, который предложил свою помощь. Дело сразу пошло быстрее. Где-то Владимир шёл самостоятельно, где-то мы вели его под руки или за трекинговую палку. На подъеме после перемычки Лёша забрал у Владимира рюкзак и пошёл вперёд в лагерь, чтобы предупредить его команду. Когда мы добрались до палаток, там уже был врач, который оказал ему первую помощь. Но нужно было спускать его вниз. И тут меня очень неприятно удивили немцы из его команды. Никто из них утром не вышел на восхождение, но когда их попросили спустить Владимира, то они отказались, сославшись на усталость. Я уже морально приготовился, что идти придётся мне или кому-то из наших ребят, не вышедших на штурм, но тут в лагерь вернулся Андрей. У него также как и у меня унесло варежку, и Юра развернул его обратно. В итоге он и спустил Владимира вниз.

Ближе к обеду в лагерь пришёл Виталя. Света и Дима из-за плохого самочувствия ушли вниз, поэтому Виталя поднимался в малиннике: Яна, Лена, Оля =) С пяти вечера с вершины начали возвращаться ребята. В тот день удалось подняться Юре Ермачеку, Семёну из немецкой команды, Олегу и моему земляку Артёму. Арт принял решение на следующий день перенести свой штурмовой лагерь на 6500.

Артём пришёл, когда мы с Сергеем уже попили чай и лежали в спальниках, размышляя о возможности завтрашнего восхождения. Я поздравил его с горой и попросил одолжить на штурм рукавицы. Артём согласился и сказал, что, кажется, обморозил пальцы. Я не специалист по обморожениям, но пальцы показались мне нормальными, хоть и немного синюшными. Мы выпили ещё чая и легли спать.

15-го по привычке проснулся в 2 утра, высунул голову из палатки и решил: «Собираемся! Звёзды видно!». Погода была лучше, чем прошлой ночью, не так холодно и почти нет ветра. По всей Раздельной светились фонарики, не только я решил, что погода для восхождения отличная. Виталя тоже проснулся и назначил выход с 3 до 4 по мере готовности. В четыре утра я, Сергей и Оля получили у руководителя благословление, и вышли на штурм. Тропу вчера протоптали прекрасно, поэтому через некоторое время я оторвался от ребят и начал догонять ранее вышедшие группы. На 6300 со мной поравнялась команда, которая шла вниз. «What happened? Why you returned?»,- заранее спросил я по-английски, чтобы не тратить время на выяснение понимают ли меня. «Wind»,- лаконично ответил мне первый в группе. « Вы wind не видели. Вот вчера был wind», - подумал я. Потом я встретил ещё несколько человек, которые возвращались обратно в лагерь.

А погода начинала портиться. Выше ножа висели тучи, которые изрядно меня нервировали. Встречный парень в пуховке с надписью «Ak-Sai Travel» сказал, что наверху есть вешки, но если не прояснится, то лучше повернуть назад.

Мне повезло, когда я подошел к ножу, тучи растянуло. Теперь облака были ниже хребта, а на небе сияло солнце. Подсознательно я переживал, как будут проходить нож, ведь не зря же на нём провесили перила. На деле всё оказалось не так страшно. Перила висят для подстраховки, и всё легко проходится с ледорубом (а некоторые, вообще, поднимаются с палками).

После ножа меня нагнал Игорь, и почти до самой вершины мы шли вместе. Подъем очень утомительный. За перегибом с одного плато начинается другое. И так несколько раз подряд. Об этой особенности горы пишут во всех отчётах,и я тоже не могу остаться в стороне. Альтиметр радостно сообщает, что высота 7034 метра. До вершины 100 метров по вертикали. Но за очередным подъёмом ты видишь не бюст Ленина, а новый пологий подъём, за которым ну точно должна быть вершина. Где-то на одном из таких плато нас догнал Виталя, сказал, что идём с хорошим запасом и умчался дальше. Вот у человека здоровье!

После очередного «облома» Игорь остановился отдохнуть, а я медленно пошёл дальше. Встречный иностранец, сияя, сообщил мне: «Ten minutes», поднял большой палец и поспешил вниз.

И вот она вершина! Шаг, ещё шаг, подышим, ещё шаг. Наконец-то! Вот он бюст Ленина, вот флажки. Облака не дают насладиться видами Памира, и всё равно здесь Космос!

Наконец-то достаю фотоаппарат и на всю оставшуюся пленку, простите, батарею делаю фото. Поднимается Игорь, через несколько минут Лёша. Делаем групповое фото. Погода начинает портиться. Где-то недалеко от вершины должны быть Ольга и Сергей, но я их уже не жду и убегаю вниз. Итак провел на вершине почти час.

На вершине

"Классическое фото"

С Виталей Акимовым

Виталя, Игорь, Лёша

Групповое фото

Через несколько минут встречаю Олю. «10 минут», - улыбаюсь ей и бегу дальше. Мою довольную физиономию, наверно, видно даже под горнолыжными очками и балаклавой, встречные тоже пытаются выдавить вымученную улыбку.

И всё бы было замечательно, но где-то на плато Парашютистов, что-то во мне сломалось. Скорость спуска упала, появилась одышка. Одышка на спуске! Первый раз со мной случилось такое, что на спуске я останавливался, чтобы отдышаться. После ножа присел отдохнуть и выпить чая. Там меня и догнала Оля. Лёша и Игорь задерживались, поэтому Виталя повернул обратно к вершине. А мы вдвоем продолжили спуск. Через некоторое время повстречали Сергея, который после 7007 повернул назад.

В лагере на 6500 встретили Арта. Он с настоящим восточным гостеприимство напоил нас теплым чаем с барбарисом. Я отдал ему рацию, потому что он собирался завтра выйти на штурм. В этот момент на связь вышел базовый лагерь: «Сахалин, ответь базовому лагерю». «Сахалина больше нет, есть Ереван», - ответил Арташес. Все дружно посмеялись, пожелали друг другу удачи, и мы пошли дальше.

Погода к тому времени совсем испортилась. Из лагеря на 6500 Раздельную уже не было видно. На перемычке догнали альпинистов, которые обогнали нас при спуске. Тропу замело, вешек не видно, а трещины никуда не делись. В итоге плотной группой двинулись примерно в сторону Раздельной. Нам повезло, через некоторое время наткнулись на вешку, сориентировались, потом нашли ещё одну вешку, и так дошли до лагеря.

Палатку к этому времени сильно замело. Мою лопату пару дней назад сломали чехи, поэтому пришлось идти клянчить. Попав в итоге в палатку, мы тут же принялись топить воду. Очень хотелось отдохнуть, но пить хотелось ещё больше. Только после того, как внутри потеплело от чая, я понял, что у нас всё получилось. А теперь отдыхать.

В итоге 15-го на вершину поднялось пять человек: Виталий Акимов – инструктор, Оля – единственная девушка из команды, Лёша из Нижнего Новгорода, Игорь из Германии и я.

Следующим утром все группы, как по команде, стали сворачивать палатки. Раздельная стремительно пустела. Во втором лагере к нам с Сергеем в связку попросилась девушка из Екатеринбургской федерации альпинизма. Втроем, без всяких происшествий мы спустились на ледник.

Какое удовольствие снимать кошки, понимая, что больше на этом восхождении они не пригодятся!
В первом лагере спустившихся ждал традиционный компот от Сергея. Все радовались, поздравляли с горой. Вечером на связь вышел Арташес и сообщил, что сходил на вершину и завтра спустится вниз. С 7-го по 14-ое августа он провел в лагере на 6100, 15-го перенёс лагерь на 6500, а 16-го сходил на вершину!

Вечером в нашей лагерной юрте был грандиозный сабантуй. Приходили гости со всех лагерей, умеющие и не умеющие играть на гитаре исполняли песни, из закромов доставались вкусняшки, отложенные про запас. Праздновали все. Ведь каждый в этой экспедиции взял какую-то свою высоту, преодолел себя, раскрылся с новой стороны.

18-го августа уже поздно вечером наша команда приехала в Ош. До самолёта в Новосибирск оставалось 5 часов, поэтому времени хватило только принять душ, перепаковать рюкзаки и что-нибудь съесть.

Спасибо всем участникам экспедиции! Надеюсь, что мы ещё встретимся!
Ходите в горы!

Экспедиция на пик Ленина с Уральским Высокогорным Клубом (Альпинизм)

P.S. Очень хотелось закончить рассказ на мажорной ноте, но, к сожалению, в экспедиции не обошлось без травм. Артем сильно обморозил пальцы на руках, а Андраник (второй участник из Армении) при попытке самостоятельно подняться на вершину 17-го августа обморозил ноги.

Пик Ленина считают одним из самых простых семитысячников, но от этого он не перестаёт быть семитысячником. Не забывайте об этом.