Привет из прошлого: ГМС им. Горбунова.
1985 год. Обращаю внимание - тогда она еще называлась ГМС лед. Федченко. Участники в перемешку с сотрудниками...
Решил я тут как-то поделиться своими историями по ГМС им. Горбунова на леднике Федченко. А заодно и что-то вспомнить/найти про ее строительство. И нашел ссылки на Риске, в том числе замечательные фотографии, которые можно посмотреть здесь: http://www.risk.ru/blog/199706, а историю строительства – здесь: http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm. Во всяком случае, мне это почитать/посмотреть было интересно, но решил вставить и свои «пять копеек» - хотя мои фото гораздо хуже качеством… Но может кому-то это прочесть будет интересно, заодно еще раз вспомнить замечательное место, такое уникальное и необычное…
Я был на Памире несколько раз – в 1985-м, 1988-м, 1990-м и 1992-м. Волею судеб сложилось так, что все эти мероприятия начинались и заканчивались через перевал Кашал-Аяк, а значит и проходили через ГМС. Некоторые мероприятия проходили через Кашал-Аяк несколько раз, так что в результате через этот родной перевал я ходил 6 раз.
Ну а первый раз на ГМС мы попали в 85-м. Правда не через перевал – на вертолете. Стечением обстоятельств…
400 килограмм…
Когда читаешь разные истории про вес рюкзака и прочие разные приключения, на фоне нашей Памирской истории это выглядит почти смешно… Итак, Одесса в 84-м году выиграла соревнования на всесоюзном слете туристов (по-моему, это в Дзинаге было), за что городской клуб в общем и горная секция в частности были здорово награждены: горная секция получила свое помещение в подвале на Утесова (если я все правильно помню, если нет – кто-то поправит) – то есть в дальнейшем горный клуб стал жить самостоятельной жизнью, а город получил еще и средства на проведение горной экспедиции – 3000 рублей. Денег там, возможно, было больше, но 3000 – это то, что было выделено «горникам». По тем временам этой суммы вполне хватало на организацию экспедиции из одной команды, но Одесские «горники» с 78-го года не были на Памире, и было решено использовать эти деньги туда. К тому времени в Одессе уже сформировались несколько молодых руководителей, и в результате было решено на Памир отправить 3 группы, а выделенные деньги использовать для вертолетной заброски – от Джиргиталя до ГМС стоимость борта как раз и составляла 3000 рублей. Руководили группами Киличенко (Лернер) Валентин Михайлович, Чередников Сергей и Саша Майоров – три пятерки (у Киличенко – 5у, т.к. шестерок тогда не было). Я был у Валентина Михайловича в группе, для «у» мы планировали пройти перевал, пройденный в 87-м году Харьковчанами – Калинина 3Б*. Где-то так все начиналось…
Понятно, что вертолетом нужно воспользоваться по полной – т.е. сделать заброски на 3 группы. А тем группам, что начинали через Кашал-Аяк (две из трех) была возможность заодно забросить на ГМС и большую часть снаряжения, ненужного на перевале 2А. Таким образом на три группы получилось примерно 400 кг груза. И так получилось, что с этим грузом выехали двое – я и один из участников группы С. Чередникова (по-моему, все же Слава Павленко). Да, как мы ехали до Душанбе – не помню… Возможно, все же летели, т.е. весь перегруз был оплачен. Т.к. помню хорошо, как трамбовались с нашим грузом в троллейбус в аэропорту… Но возможно мы все же ехали поездом, а в аэропорт потом добирались, пытаясь как-то перелететь в Джиргиталь, но когда случился облом – тогда и запомнился этот тролейбус… И так, у нас переброска груза в троллейбус… Там он от аэропорта по прямой и потом налево, в город, а нам – направо, где в 200-400-х метрах место подбора попутчиков на Памирский тракт. Водитель остановил нам на повороте, чтобы нам хотя бы улицу не переходить… Потом челночим груз до точки ловли попутки… Потом ловим машину на Джиргиталь… Грузим… Едем… В аэропорту Джиргиталя разгружаемся… Здесь мы производим захват грузовой тележки – размеры тележек вполне азиатские, что-то 2х1 м, и весь наш груз из кучи коробок и нескольких рюкзаков вполне помещается на одной. (Это теперь наша телега на ближайшую неделю…).
Естественно, отзваниваемся в Одессу, что там с вертолетом… А с вертолетом – полная неясность… Зато местный чайханщик поселил нас в чайхане – вечером перед закрытием мы перебазировались на достархан и там спали, утром, когда парень приходил, мы до открытия убирали свои вещи, а вечером все повторялось… Чайханщик нас и кормил за какие-то совершенно смешные деньги… …Пару раз в день я звонил Зое Александровне – диспетчеру Душанбинского аэропорта, которую знали, по-моему, все, так или иначе связанные с Таджикистаном и с Памиром в частности. Периодически она мне предлагала доплатить 9000 руб., чтобы отправить борт из Душанбе… Ответы стандартные: «Пока не планируется», «Ждите», «возможно, завтра» - и так каждый день… А нам же из Джиргиталя нужно перебираться в Ванч, на встречу с группой… Но группа скоро уже в Душанбе, а мы без вертолета… Наконец нам Зоя Александровна сообщает, что вертолета ближайшие 3 дня не будет. Стало ясно, что с группой мы не встретимся. Созваниваемся и принимаем решение – лететь с вертолетом на ГМС…
Должен сказать, что это наше первое посещение Азии вообще и высоких гор в частности. Поэтому вылет вертолетом на ГМС был в какой-то мере авантюрой. И она наверняка закончилась бы плохо, но нам тут дали 3 дня, и мы решили выйти на акклиматизацию – хоть какую-то. И пошли мы на плато Тупчек в р-не хребта Петра первого, а там на второй день залезли куда-то на морены ледника Буральмес – это где-то под 3500-4000 м – в общем, спасли мы себя, наверно, этим выходом…
Да… К этому стоит добавить, что вертолеты в общем-то летали… Каждый день, иногда по два раза… Как только мы слышали вертолет, шла лихорадочная загрузка наших 400 кг на тележку, и мы легким аллюром катили ее на аэродром, к вертолету… На 2-й или 3-й день нас уже хорошо знали и даже не притормаживали для досмотра. Выяснение отношений с пилотом, борт – не наш, катим обратно…
Вернулись мы через два дня – это, видно, внутренний голос подсказал. Возвращаемся, а нам говорят – ваш борт летит… Очередной забег с тележкой, и мы, наконец, на борту. Вез нас дядя Женя Малахов – бывший военный летчик (погиб через несколько лет на спасработах). Это МИ-8 – то есть простая бормашина… Это МТВ-шка летает, как машина по хорошему шоссе… А на МИ-8 ты сидишь всю дорогу в кресле стоматолога с непрерывно зудящей в зубе бормашиной… Но мы заняты – идем вдоль Муксу, вот он, Сугран, Фортамбек, Мушкетова, Федченко. По Федченко – вверх и на ГМС. Так что мы скачем по салону от иллюминатора к иллюминатору, щелкаем фотоаппаратами… Разгрузили – так закончилась наша эпопея про 400 килограмм.
ГМС-1985.
Ну, вот, мы ее, наконец, увидели воочию… Перезнакомились со всеми… Изучили конструкцию с помощью старожилов… Сооружение, конечно, впечатлило… Особенно под углом строительства – все это затащить, поставить, и никаких тебе вертолетов… Ну, халявщиками никто из нас не был, поэтому попросились в помощь на любом трудовом фронте. А для приезжих там, в основном, фронта два: таскать уголь с вертолетки в сарай, резать и колоть дрова. Ну и к вечеру мы «поплыли», так что, если бы не этот «трудовой фронт» - не знаю… Могли бы и «уплыть» совсем. Мы ведь до этого никогда не были на 4200, пускай и Памирских… На второй день мы из вялых лесорубов превратились в почти бодрых, а на третий – ожили совсем…
Для угля там, по-моему, была тачка, а для бревен бензопила Дружба (за все годы пару раз мне ее удавалось починить), дружба-2 – это которая с двумя ручками, и топор. Вот она, активная акклиматизация…
Бензопила "Дружба". Ремонт...
Что можно еще рассказать про станцию? Всегда – а встречались, как правило, каждый раз другие люди – полномасштабное гостеприимство… Если часть кают свободна – вас поселят в свободные каюты. Накормят, напоят. Поставят на довольствие – мы там не раз готовили еду на всех из продуктов станции. Книги почитать – пожалуйста… Вечера с гитарой… Фильмотека – несколько раз довелось там посмотреть какие-то фильмы по 16-мм проектору… Как же давно это было – какие фильмы, не помню.
Как уже рассказывали раньше (по ссылкам в начале), станция выполнена в виде «термоса» - внешняя утепленная оболочка, меж-оболочное пространство 1-1,5 м – это склад продовольствия, и внутренняя утепленная оболочка – жилой комплекс. В нем – кают-компания, кухня, баня и каюты. И радиорубка. Каюты – что-то вроде купе в поезде, с чуть ли не теми же полками. Не помню только, сколько их и на 4 места или на 2. У меня в голове – двухместные, но могу ошибаться, хотя столько раз в них ночевал… Если 2-х местные – то там их 5. Так как по штатному расписанию ГМС им. Горбунова рассчитана на 9 человек зимовщиков. Что это означает? Это означает, что каждый год туда завозилось снабжение на 9 человек. А зимовало там, во всяком случае по рассказам сотрудников, максимум 3 чел. Летний сезон бывало до 6 человек. А это значит, что излишков продовольствия там за несколько десятилетий скопилось… В общем, все складское пространство было забито доверху – а это очень много на самом деле… Естественно, деликатесы все съедались… Так что в этих «за кормах» большую часть, пожалуй, (по объему) составляли трехлитровые банки с различными соками, вареньем, повидлом, какие-то, по-моему, 10-20-летней выдержки. Неизмеримые запасы муки, сгущенки, тушенки… Поэтому все наши посещения ГМС начинались с блинов – это за все те годы стало практически традицией…
1988-й.
На том же месте... 1988-й. Вся группа -7 человек. 3-й слева - сотрудник метеостанции...
В этот год, соблюдая традиции, мы устроили дневку на ГМС после прохождения перевала Кашал-Аяк (что означает, что ночевали там две ночи). Соблюдая уже какие-то свои традиции, устроили блины, посиделки с гитарой… Дневка, естественно, «рабочая» - днем затащили заброску к леднику Наливкина. Полдня, дружным коллективом нашей команды, занимались любимым делом – резкой и колкой дров. Как всегда, старались помочь, чем могли. В том числе и в благодарность за гостеприимство.
ГМС - трудовые будни..
Пила "Дружба-2". На заднем плане - многострадальный ветряк. Его ломало каждую зиму, так ка выдержать Памирские ветра этого места у него никак не получалось... К осени его, как правило, ремонтировали... Чтобы с очередным зимним ураганом его сломало... Работающим его я не застал ни разу...
1990-й.
Для меня этот год был в чем-то знаменательным.
Во-первых, я вел свою вторую «пятерку», выполняя тем самым норматив МС по туризму. По нескольким причинам это для меня имело тогда определенное значение помимо просто желания (сильно подозреваю, что просто желания могло и не хватить, чтобы заставить меня самостоятельно бегать с кучей бумажек). Но – я в те годы подрабатывал тренером по туризму на физкафедре МИИГА и К. А если кто не знает, для работы на спортивной кафедре у вас должно быть либо профильное высшее образование (любой институт физкультуры), либо любое высшее образование+звание МС СССР. Поэтому с интервалом в 1 мес. (т.е. как правило при выдаче зарплаты) мне проедали очередную «плешь» на предмет как можно быстрее оформить МС и предоставить документы на кафедру. (Да, найти тренера по туризму, удовлетворяющему указанным требованиям, было практически не реально, поэтому и была возможность устроиться на подобную работу по совместительству, имея разряд не ниже 1-го – но с условием, что в ближайшем обозримом будущем вопрос все же закроется).
Во-вторых, мы шли маршрут на Памире на Чемпионат СССР, в связи с чем он включал ряд интересных первопрохождений, в т.ч. высотный траверс (п. Высокая стена, 6300) – про этот поход я не так давно на «Риске» рассказывал.
Это как раз и называется "активная акклиматизация".
Ну а сейчас речь все же о ГМС… Начинали мы традиционно через Кашал-Аяк – разносили заброски. В этот год познакомились с Романом – молодым студентом из Душанбе, который летом подрабатывал на ГМС. Фамилию я не помню, да мы скорей всего и не обменивались фамилиями. Просто Роман там был чуть ли не все последние годы жизни ГМС, мы уже в 92-м встречались, как близкие знакомые… Жалко, что потом потерялись… Мама его работала на метеостанции на Кара-Куле. Ну вот… А возглавлял в то лето метеостанцию Саша – вообще-то начальник метеостанции на Алтын-Мазаре, но на лето его «сослали» на ГМС им. Горбунова – за пристрастие к «зеленому змию»…
Традиционные блины на ГМС. А слайд с "Горбуновкой" я не нашел... То ли еще не сканировал... То ли у меня не слайд, а где-то дома этикетка от нее лежит...
«Горбуновка».
Вот тут-то и пришел конец стратегическим запасам… За лето Саша перегнал все… Все соки, все варенье, повидло… И не знаю, что еще… Брага там стояла, как я понимаю, все-время… Аппарат был сооружен из подручных средств (скорей всего, кастрюля-кирпич-тазик со снегом). Получаемый напиток получил гордое название «Горбуновка». Ребята изготовили этикетки, где надпись была сделана очень приличным стилизованным шрифтом, и снабжали этим продуктом всех гостей (как я понимаю, главным образом чтобы ограничить количество выпитого Сашей). Потрясающе, но за лето, верхняя часть чердака (ранее забитая этими банками) опустела. Видно, кто-то уже чувствовал приближение развала и консервации (скорее – бросанию) станции. Продукт этот я не пробовал, т.к. никогда к этому желания не имел, но из моих друзей, кто там был в то лето, говорили, что продукт вполне получился достойный. Особенно с учетом условий его производства. А вода-то – чистая…
Святая святых - метеоплощадка. Ребята рассказывали, что зимой сюда иногда можно было выйти только на веревке...
1992-й.
В 92-м у меня были сборы школы инструкторов, в рамках которой мы прошли тот же Кашал-Аяк, из старых знакомых на ГМС был Роман… Союза уже не было, и здесь уже было полное ощущение приближения конца… Рома с горечью рассказывал, что новый (таджикский) начальник каждым вертолетом вывозит с ГМС имущество – по принципу, все, что сгодится в домашнем хозяйстве… Еды практически нет – снабжение плохое… В 92-м, впервые за все годы, мы подкармливали сотрудников из своей раскладки… А на выходе через Кашал-Аяк в конце маршрута даже готовили на своих примусах – газа у ребят было мало… Я не знаю, как ГМС дотянула до 1995 – вроде бы по ссылке, которую я написал в начале, последние записи датированы 95-м. Увы, все когда-то разрушается и становится ненужным. Даже такие уникальные сооружения, как ГМС им. Горбунова на леднике Федченко, на высоте 4200 м. Трудно оценить уникальность этого сооружения… Сколько, интересно, сможет оно простоять без людей? Теперь это – как приют для путников… Но без людей, тепла и многого другого она мертва…
Радиорубка...
Вечер в кают-компании...
Да, жил там и кот какой-то из сезонов. Не помню, только на лето, или и зимовать оставался. Где-то тоже лежит неотсканированный слайд. За качество слайдов извиняюсь - уж какие есть... Качественные - по первой ссылке...
Кота я, все-таки, нашел... Похоже, это в 1990-м
И тоже очень гостеприимные хозяева.
А виноград - это не деликатес? :)
Мы там тоже в 85-м были, нам целый ящик выдали - уже начавшего гнить.
Хорошо приложились, выбирая еще нормальные. На следующий день наша связка еле двигалась - мне нормально было, а у напарника желудок конкретно прихватило.
Уж и не чаяли дойти до этого самого Кашал-Аяка, каждые несколько минут останавливались. :)
Но поели все равно хорошо, приятно вспомнить. Больше мне в горном походе винограда ешь сколько хочешь не доставалось.
Он же вывозил нашего тяжело заболевшего, с отеком легких...
Какой же год? Кажись, 86...