Как московские школьники на Куш-Кая боялись, но карабкались наверх

Пишет Алёна Мартынова, 09.07.2016 08:11

Как московские школьники на Куш-Кая боялись, но карабкались наверх (Скалолазание, кушкая, ильяская, крым, крымскиегоры, крымскийгорныйклуб, дети, скалолазание, слэклайн, трекинг, лагерь)

В первый раз держались за скалу, учились доверять верёвке и познавали ликование восходителей на вершинах Крымских гор московские школьники. С 4 по 8 июля под горой Куш-Кая в кемпинге Крымского Горного Клуба развернулся военно-патриотический лагерь «Содружество». Я расскажу вам о том, как ребята преодолевали свои страхи, открывали для себя свои новые возможности и учились жить другой жизнью — без гаджетов, в палатках и в лесу.

Когда облака становятся ближе

Пять часов утра. По лагерю пронеслась команда «Подьёёём!». Из палаток, потягиваясьи потирая глаза, начали выползать дети. Кемпинг Куш-Кая имеет южную ориентацию, поэтому солнечные лучи с востока светили мягко и ненавязчиво.
— Ребята, у меня лис ремень украл! — воскликнул Петя после тщательного обшаривания палатки и опроса соседей.
— Говорили тебе, не оставляй кожаные вещи снаружи, — ответил ему кто-то.
— А я только что из палатки жука-оленя прогнал! — торжествующе возликовал мальчик из соседней палатки.
— Ребята, собираемся шустрее, быстро перекусываем и строимся. Через полчаса нам надо выходить на восхождение, — внёс порядок в сонное царство помощник начальника лагеря Максим Шелковский.
— Есть, товарищ сержант, — отозвались ему в ответ дети. В военно-патриотическом лагере «Содружество» к командирам отделений было принято обращаться именно так: «товарищ сержант».
Всего участников, вместе со старшими ребятами, было 35. Самому маленькому участнику исполнилось 9 лет, а самым старшим был 20-летний Максим Шелковский. На четыре отделения была разбита группа детей, и в каждом был назначен командир.
На утреннем построении перед командиром, начальником военно-патриотического лагеря «Содружество», Алексеем Басовым каждый «сержант» отчитался о готовности отделения к восхождению. Кстати, дисциплина в лагере была приближена к армейской. Накосячил, простите, нарушил правила или в чём-то провинился — упал-отжался.
Чтобы ребята успели подняться на гору Ильяс-Кая до наступления жары, их от кемпинга до начала тропы комендант кемпинг-парка Куш-Кая Александр Фролов лично довёз на машине.
Тропа через лес то резко забирала вверх (и тогда все разговоры стихали, дети сосредоточенно дышали), то выполаживалась, предоставляя юным туристам возможность перевести дыхание. Лес хранил в себе утреннюю прохладу. Дети его с интересом разглядывали: большие валуны, укутанные в пушистый ковёр из мха, стелящиеся по стволам бука лианы и плющ — всё было в диковинку. Казалось, ты попал в волшебный лес.
Очень гармонично вписывался в образ хозяина этого волшебного леса со своей бородой-лопатой и хитрым прищуром Юрий Ляшенко, опытный альпинист (целый мастер спорта) из Крымского Горного Клуба, который вёл ребят на гору.
Наконец, через полтора часа тропинка вынырнула из леса прямо на каменистый склон. По нему тоже была протоптана тропа, а камни образовывали ступени. Но чем ближе была вершина, тем неудобнее была тропа. Некоторые камушки норовили выскочить из-под ног, но никто не падал. Солнце уже пригревало.
— Смотрите, ребята, облака над морем. Кажется, будто до них можно дотронуться рукой, правда? — обратился к запыхавшимся детям начальник сборов Алексей Басов. Те уже восторженно разглядывали открывшиеся просторы. С Ильяс-Кая открывался фантастический вид на скальные массивы Фороса, море…
— Ого, да это же Куш-Кая, под которой мы живём! — радостно воскликнул кто-то из мальчишек. — Какая она крохотная, а вблизи-то — огромная!
— Осторожно, к краю не подходите, — строго говорили командиры отделений.
По глазам ребят читалось главное: награда стоила приложенных во время подъёма усилий. Сфотографировались рядом с православным крестом на вершине и приспустились ниже — к скалам, образовавшим своеобразный цветок. Это место непростое — его называют Храм Солнца. Забрались на центральный камень, рядом с ним раскинула ветви липа, а вокруг неё порхали десятки бабочек.
Но настало время завтрака. Ушли с солнечной поляны в тень леса. Перед принятием пищи и после дружно читали молитву «Отче наш». На завтрак были лепёшки, конфет ы и яблоки. Лепёшки получились пышные — полночи их пекли повара кемпинга Куш-Кая Наталья Патрахина и Александра Наумова. К слову, именно благодаря им дети были всегда вкусно и сытно накормлены.
Вниз шли бодрее, тем более что сразу после восхождения утомлённых путников уже ждало с распростёртыми объятиями ласковое море.

Доверься верёвке

— Откинься на верёвку, не держись за неё руками, ноги выпрями и упри в скалу, — командовал инструктор, ЗМС по скалолазанию Андрей Веденмеер.
11-тилетний Ваня Фёдоров только что чудом вскарабкался на самый верх скалолазной трассы. О правильном спуске на верёвке, которому учил внизу инструктор, мальчик с перепугу позабыл. А ноги вместо того, чтобы выпрямиться, согнулись и стукались коленками об шершавую скалу. Вниз посмотреть было страшно — он ведь всегда боялся высоты.
Но это было на самом первом занятии. На следующий же день для Вани слова инструктора вдруг стали понятнее. А после третьей трассы лазание по скале и спуск на верёвке стали получаться почти идеально! Правда, от большого старания во время лазания треснули по швам штаны.
— Мне поначалу казалось, что вот нога соскользнёт со скалы, и я полечу вниз, до самой земли, — поделился Ваня. — Скалолазание — это страшно интересно! Я научился находить руками и ногами уступы. Почти перестал бояться высоты. Раньше очень сильно боялся. Больше всего мне понравилось лезть по той трассе, которая потруднее. Я сначала ушёл вправо, где почти не за что было держаться, и попросил меня спустить. Но мне сказали, чтобы я чуть-чуть приспустился и полез слева — до самого верха. Инструктор учил меня, что важно работать не только руками, но и ногами. Но мне удобнее иногда всё же подтянуть себя руками.
— Боязнь высоты — это естественно, — объяснял Андрей Веденмеер ученикам. — Мы все боимся высоты, так и должно быть. Плохо, когда ты совсем не боишься. Но в нашей власти сделать работу на высоте безопасной, при этом получать от неё пользу и удовольствие.
Я висела на перильной верёвке и фотографировала сверху, как лезут дети. 14-летняя Маша Симонова поравнялась со мной.
— У тебя отлично получается, будто всегда лазила! — говорю ей. — В Москве много скалодромов, ты можешь развивать свои навыки лазания с инструктором.
— На скалодроме не так интересно, как на скале, — выдохнула Маша, с лёгкостью переваливая через небольшой карниз.
— Так ты тренируйся, а потом приезжай в Крым и потихоньку — одну за другой — пролезешь здесь все трассы!
Маша широко улыбнулась.
В лагере было две девочки-красавицы: Маша Симонова и Настя Терехова. К ним сильная половина относилась трепетно и бережно. Как и положено, девушки в лагере выполняли важные функции: Маша — повара, Настя — медика.

Босиком по стропе

Пока одни учатся карабкаться по скале и преодолевать свои страхи, другие тоже не скучают. В кемпинге Куш-Кая между деревьев были натянуты два слэклайна. Скалолазы кемпинга Дмитрий Манаев, Константин Семёнов и Даниил Веденмеер учили детей балансировать на стропе.
— Когда скалолаз научится ходить по стропе, ему становится легче держать равновесие во время пролаза скалолазного маршрута, — рассказывали инструкторы детям. Последние уже сделали по несколько попыток пройти по стропе самостоятельно, но едва сделав шаг, падали на предусмотрительно постеленный мат. Когда инструкторы предложили подержаться за свои руки, дело пошло куда быстрее и слаженнее: от одного дерева до другого, и обратно.
Самая нудная, но самая нужная часть занятий по альпинистской и скалолазной подготовке: знакомство со снаряжением, изучение альпинистских узлов и освоение основных приёмов работы с верёвкой. В технические тонкости альпинизма и скалолазания ребят посвятил альпинист Юрий Ляшенко.
В заключительный день, после восхождения на гору Куш-Кая всё так же под руководством Юрия, ребят ожидало традиционное посвящение в скалолазы. Перед тем, как встретиться с Крымским скалолазно-альпинистским Властелином, им следовало пройти полосу препятствий.
Дружно помогая друг другу и демонстрируя сплочённость, они достигли цели. Властелин, уж очень похожий на инструктора Юрия Ляшенко, предстал перед ними во всей красе.
— А у вас каска не застёгнута! И узел неправильно завязан, — далеко за словом в карман не лезли запыхавшиеся и разгорячённые дети.
— Что у меня сейчас в руке, кто скажет? — повертел оттяжкой в воздухе Властелин.
— Это карабин, — уверено показывали пальцами дети.
— А между карабинами что?
Молчание.
— Оттяжка это, дети. Наверное, в носу ковырялись, когда вас знакомили со скалолазным снаряжением, — покачал головой Властелин.
После произнесённой клятвы, в том числе «отдавать инструктору тушёнку, сгущёнку и коньяк» Властелин объявил, чтобы принесли «шампанское». Праздник всё-таки. Праздник обернулся чем-то похожим на Иван-Купала. На детей со всех сторон полилась вода из вёдер.
В прощальный вечер дети делились со своим наставником Алексеем Павловичем Басовым впечатлениями. Каждый пожелал себе портативную машинку времени, чтобы повернуть его вспять и пережить испытанные ощущения снова.

Вместо эпилога, или Добро пожаловать на Куш-Кая

— В кемпинг-парке Куш-Кая, среди можжевелового леса и болдеринговых камней могут с комфортом разместиться 300 — 400 человек, — рассказывает Александр Фролов, соучредитель Крымского Горного Клуба. — Здесь созданы благоприятные условия для проживания и занятий спортом: проведена вода, электричество, есть WI-FI, оборудованы площадки под палатки, душевые и туалеты. Готовить можно на кухне, где есть плитки и посуда. В районе, где расположен кемпинг Куш-Кая, можно круглый год заниматься горной военной подготовкой, альпинизмом, скалолазанием, скайранингом, пешим туризмом, плаванием, кайтингом, сёрфингом, роупджампингом, бейсджампингом, парапланеризмом, велосипедным спортом. Но самое главное — до скалолазных секторов рукой подать. Подходы занимают 5-7 минут. Скалы достаточно высокие. Лазание — разнообразное. И этот объём собран в одном месте.
Особенно для детей и юношей пойдёт на пользу местный курортный климат. В этих мягких и безопасных условиях можно постепенно готовить подрастающее поколение к более серьёзным спортивным условиям. Например, как следует, науч ить технике альпинизма, и с приобретёнными знаниями уже отправляться в суровые условия гор. С детьми круглогодично готовы заниматься опытные инструктора.
— Все эти занятия воспитывают в детях, прежде всего, силу воли, духа, способность успешно работать в коллективе. При этом у них укрепляется здоровье, — сказал Алексей Басов, руководитель ВПЦ «СтражЪ» и военно-патриотического лагеря «Содружество». — Благодаря этим приобретённым качествам, в дальнейшей жизни они смогут успешно достигать поставленных целей.

Крымский Горный Клуб с распростёртыми объятиями ждёт новых маленьких и больших искателей приключений.