Три недели безмятежного счастья!

Пишет Leb, 24.01.2016 21:01

Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Работа над перечнем перевалов Кичик-Алая разбередила душу. Что-то уже и лета захотелось, и гор.

Энергию настальгии я решил использовать с пользой. В результате родился этот фото-отчет о нашем чудесном походе по Алаю летом 2015 года.

Рано утром 11.07 мы приземлились в Ошском аэропорту и к вечеру прибыли в долину реки Коксу на высоту 2794 м.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Выше ошская машина нас везти отказалась, дорога, дескать, плохая. Лагерь поставили в междуречье Коксу и её левого притока.

12.07 мы отнесли заброску вверх по дороге до юрты в устье р. Джюнгюр-Таш. Туда и обратно более 17 км. После обеда на местной машине отправились вниз по долине Коксу и высадились у реки Кичик-Кочкорчу. Поставиться негде: дорога, огороды... Площадку для стоянки искали почти час. Наконец, нашли уютное место на берегу реки, его координаты прописаны в свойствах соответствующей метки в kmz-файле.

13.07 вышли вверх по долине Кичик-Кочкорчу. На советской карте эта река называется Кызыл-Айрык. На высоте 2900 Кичик-Кочкорчу принимает крупный левый приток. Здесь долина расширяется.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
За мостиком через приток стоит около 10 юрт с преимущественно женским населением. Нас тут же затащили в одну из юрт пообщаться за чаем с лепешками и каймаком. Сразу за юртами начинается крутой подъём по долине Кичик-Кочкорчу.
Заночевали на высоте 3458 в зоне альпийских лугов.
14.07. Погода продолжает нас баловать. Сначала по лугам,
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
а потом по осыпям и снежникам
мы подошли к перевалу Кичик-Бель. Подъём на перевал проходит по осыпи.
Записки и тура на перевале не обнаружили. Первопроходцы присвоили перевалу наименование Кочкорчу и классифицировали его, как 1Б, см. /1/.

Перевал технически прост, его можно было бы оценить, как 1А, вот его северный склон.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Однако, ледник закрыт, трещины угадываются. Ледник лучше проходить в связках. Поэтому предлагаем классифицировать перевал, как 1А*.

Спустившись на ледник, мы сразу пересекли его к морене правого борта, пересекли её и спустились в карман между мореной и травянистым склоном. Дальше вниз вдоль ручья. Лагерь поставили на левом берегу реки Суук-Джайляу на высоте 3703.
15.07. До озера Теке-Кёль спускались по террасам левого берега Суук-Джайляу.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Повстречавшиеся два яка выглядели дикими, и, скорее всего, таковыми и являлись.
Позже мы убедились, что долина заброшена и давно не посещалась пастухами. В этой долине много цветов. Незабудки,
герань
и еще такие цветы.
Впереди показалось озеро Теке-Кёль.
Красивое озеро.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
На его берегу мы расположились на привал.
Постепенно участники похода начали раздеваться и погружаться в воду.
На перегибе долины река ускорялась и устремлялась в непроходимый (скорее всего) каньон. А тропа переходила на её правый берег и круто взмывала в осыпной кулуар между скалами правого борта долины. Здесь начинался подъём на перевал Обходной, который позволяет перевалить к правому притоку Суук-Джайляу, чтобы уже вдоль него спуститься к основной реке ниже каньона.
Вот так выглядит левый склон ущелья Суук-Джайляу перед входом в каньон.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Тропа на перевал Обходной очень крута, местами неразличима. Видно, что по ней давно никто не ходил. В одном месте тропа искусственно укреплена стволами деревьев.
Перед выходом на седловину тропа вообще теряется.
Напряженный четырехсотметровый подъём завершается выходом на перевал Обходной (3603).
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
С перевала открывается вид в долину правого притока Суук-Джайляу. Тропа с этой стороны перевала лучше. Около притока пасутся коровы, наверно, они любят ходить в радиалки на перевал Обходной.
Тропы здесь хорошие, и спуск вдоль реки не ознаменовался какими-либо трудностями,
и только в финале перед слиянием рек нас ожидал сюрприз. Тропа поднялась высоко над притоком Суук-Джайляу и после траверса осыпей правого борта долины вышла на скалы и по расщелине между скалами поднялась на плечо скалистого отрога.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
День подходил к концу и подобные технические трудности уже воспринимались, как некое испытание.
С вершины скального отрога открывалась мрачная панорама скал у слияния Суук-Джайляу и её правого притока. В центре панорамы угадывается узкий каньон основной реки, который мы успешно обошли через перевал Обходной. Справа - нижний участок долины Суук-Джайляу, который нам предстояло пройти на следующий день.
Спуск с плеча проходит по вырубленной в скалах тропе.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
В какой то момент открылся вид внутрь каньона Суук-Джайляу.
Вот этот отрог, оттуда мы спустились. Тропы по скалам на фото не видно, но она там есть.
Спустившись к реке, уже в сумерках, мы нашли приемлемое место среди камней, выровняли площадки под палатки и разбили лагерь. День удался!

16.07. Тропа уходила вброд на левый берег, но речка была глубокой, и бродить её не хотелось. Пока дежурный готовил завтрак, руководитель предпринял часовую разведку правого берега реки, которая показала, что пройти, скорее всего, нам удасться.

От места ночлега до мостика, по которому тропа с левого берега переходит на правый чуть более двух километров. На этом участке в трёх местах пришлось вдоль воды пролезать прижимы.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Наградой была великолепная поляна на правом берегу Сурметаша около моста через эту реку.
Здесь мы устроились на обед.
Стирались и купались вот в этой мелкой протоке.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
А после обеда перешли Сурметаш по этому мосту.
По левому берегу Сурметаша идет торная тропа. Мы планировали подняться к концу дня в урочище Ай-Терек. Но этому не суждено было сбыться. Уже несколько дней стояла жара. Сурметаш превратился в бешеный поток.
Стратегический мост в Ай-Терек был разрушен. Но мы об этом не знали и в благодушном расположении духа объедались ягодами тутовника
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Потом наслаждались удивительными видами ущелья Сурметаш.
А потом поднялись к броду через боковые рукава Сурметаша перед мостом, и поняли, что вечером их не перебродить. До моста оставалось около 100 метров, и мы его не видели. Тогда мы решили спуститься до первой удобной площадки, чтобы переночевать на ней и бродить уже утром, по малой воде.
17.07. Утром нам удалось перебродить рукава и подойти к мосту на расстояние в 20 метров. И
только тогда мы увидели, что мост снесен. Мы позвонили в МКК и согласовали маршрут возвращения к нашей заброске в долине Коксу. Этот маршрут предполагал спуск по Сурметашу к Исфайрамсаю, подъём по его долине и потом по долине его левого притока до перевала Каинды и далее перевалом Акташ (он же Артала) выйти в долину Коксу.

Спуск к домику в устье Сурметаша прошел без приключений, за исключением того, что по дороге нам встретилась главный редактор сайта Риск Лена Дмитренко, которая дежурила в маленьком лагере альпинистской группы из трёх человек. Еще понравилось, как Сурметаш бьётся в каньоне примерно в трёх километрах до своего устья.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Да, чуть не забыл. На участке между снесенным мостом и местом нашей ночевки Саша Жданов наступил на 50-сантиметрового змеёныша. Оба очень испугались и разбежались, змеёныш убежал в свою норку. Почему змеёныш? А потому, что взрослая змея, которую нам посчастливилось увидеть в долине Сурметаша в 2013 году была длиннее метра.
Ночевали у домика на веранде, палаток не ставили. В результате ночью меня покусала мошка.

18.07. Вверх по Исфайрамсаю ведет дорога. Понравилось урочище Лянгар. Такое типичное памирское название, и пейзаж там очень памирский.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Там, в этом ивняке, относительно спокойная река, в которой удавалось проплыть около 8 метров от дерева до дерева.
Потом загорали и обедали.
Сразу за Лянгаром в Исфайрамсай впадает его левый приток Каинды. Тропа вдоль Каинды круто поднимается по её правому берегу. Потом переходит на левый, пересекает каменные завалы, минует ручей. Набрав от Лянгара более 300 метров, мы решили встать на ночлег. Полянку нашли на правом берегу реки.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
19.07. Утром погода испортилась.
Но это не произвело на нас никакого впечатления.
Весь день мы поднимались по тропе левого берега р. Каинды. И если начинался дождь, то мы надевали защитные накидки и продолжали подъём под дождем. В результате мы поднялись за день более, чем на 1000 метров, пока не попали в плотный туман, который заставил нас разбить лагерь в первом попавшемся очевидно безопасном месте.

20.07. Утром, проснувшись, мы обнаружили, что стоим на гребне отрога перед узким проходом к верховьям р. Каинды.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
За три перехода поднялись к подножию взлёта на перевал Каинды.
Потом еще пол часа поднимались на перевал. С перевала открывался вид в долину реки Тенгизбай.
А с середины осыпного спуска в эту долину справа открылся вид на наш следующий перевал Артала, точнее, Акташ, именно это второе название употребляли пастухи.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Перед подъемом на этот перевал, мы пообедали на берегу реки Тенгизбай и как следует отдохнули, дабы погода пока позволяла, и дождь еще не собрался.
Дождь начался на перевале.
И полоскал нас на спуске, но прекратился к моменту установки лагеря.

21.07. В долине Кочкорчу, точнее, Чонг-Кочкорчу мы были восторженно встречены местным населением, которое, как обычно, состояло из женщин и детей.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Жили они здесь не в юртах, но в фундаментальных постройках.
На советских картах подобные места обзывают зимовками, однако в них не зимуют. Эти домики используются только летом вместо юрт. Зимуют эти киргизы в большом кишлаке Джаштелек, расположенном у слияния Коксу и Кызылсу. Впереди в красном платке Санавар - студентка-первокурсница Ошского университета.
На памяти этих людей, мы были первыми туристами, посетившими их долину. Ниже этого поселения долина Чонг-Кочкорчу стала очень живописной. Вот своеобразные ворота,
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
за которыми следует резкий спуск и выход в широкую долину Коксу.
Внизу в кишлаке Джаштелек мы нашли местный микрооавтобус, водитель которого согласился забросить нас вверх по долине Коксу не только до лагеря 2794, где мы слезли с ошской машины в начале похода, но даже до юрты в устье реки Джюнгюр-Таш, куда мы отнесли заброску. Но прежде, чем туда поехать, мы завернули в магазин, где закупились свежими овощами, рыбными консервами и куском говядины.

22.07. На верху у заброски у нас состоялась великолепная дневка,
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
омраченная лишь изобилием продуктов питания. Из-за разрушенного моста через Сурметаш наш выход к заброске оказался дольше запланированного. Продукты питания на выходе мы растягивали, и результате разбора заброски у нас оказался, как минимум, один лишний дневной комплект. Об этом можно было догадаться и раньше, и мы понимали, что будет именно так, но это не помешало нам закупиться в магазине говядиной, рыбными консервами и свеженькими овощами в изрядном количестве, дабы компенсировать недостаток витаминов, да и вообще для разнообразия. Кроме всего этого, в юрте нас постоянно угощали, и отказаться от угощений было невозможно. Наш лагерь стоял в 300 метрах от юрты около устья реки Джюнгюр-Таш, но что такое 300 метров для горных жителей?
Последней точкой стал праздник, который состоялся у хозяина юрты. На этот праздник из кишлака Джаштелек приехали серьёзные аксакалы. Более того, подтянулись и родственники из Бишкека. В результате был зарезан барашек. Всё это в совокупности не могло не сказаться на неокрепших организмах молодых участников нашего похода. Особенно пострадал Макс. Ночью перед выходом на вторую часть похода он несколько раз выбегал из палатки, а утром вышел к завтраку с синяками под глазами и с зеленоватым лицом. После моей неосторожной фразы: «А вот эти бычки в томате мы съедим на обеде!», Макс отбежал от лагеря на 20 метров, где его тут же и вырвало.

Но вернемся к дневке. Крупномасштабная карта родных просторов произвела на детвору неизгладимое впечатление.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
В итоге карту мы им подарили, дабы в группе имелся еще один экземпляр. Рядом с нашим лагерем на реке Джюнгюр-Таш был обалденный водопад
К нему мы бегали стираться и купаться.
А вечером, когда вода в Джюнгюр-Таш стала цвета топлёного молока,
состоялся праздничный ужин.
Гвоздем программы было блюдо из настоящего мяса с настоящей картошкой.
23.07. Утром Макс встал совсем плохим. Диагноз был правильным. В качестве основного лечения была прописана неторопливая ходьба натощак под рюкзаком в верх по долине Коксу. И плюс к этому кружка айрана после второго перехода для «очищения, закрепления и генерации полезной среды». Сразу заметим, что к ужину Макс полностью выздоровел.

Долина Коксу оказалась не столь красивой, как ожидалось. Была она излишне пустой, цветы особо и не росли, на дороге периодически попадался технологический мусор, да еще эти отвратительные китайские бытовки ядовито-голубого цвета. Но были и красивые места. В конце второго перехода мы увидели мраморные столбы.
Вот такие.
После брода через Караказык долина Коксу приняла первозданный вид.
Обедали у ручья с перевала Музыкантов. А к вечеру достигли реки Ю. Алаудин. Там вот такие скалы над тропой нависают.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
24.07. Вверх по долине Алаудина тропы нет. Лишь иногда мы попадали на некоторое подобие тропы, яки там, всё-таки, ходят. Шли левым берегом. В одном месте нам попался очень красивый мох.
А потом пошли камни, камни...
Однако и среди камней тоже попадалась жизнь.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
К вечеру в тумане вылезли на перевальное плато, но спускаться не стали и разбили лагерь почти на его высоте, в 400 метрах не доходя до его наивысшей точки.

25.07. Перевал Алаудин прописан в перечне, как 1А. Не знаю, возможно, какие то перспективы для 1А открываются в сентябре, но мы его прошли, как 1Б. Вот северный склон перевала.
Слева (на картинке справа) от нунатака крутой, подрезанный бергшрундом, ледовый склон. Веревки доставать не хотелось. Поэтому мы решили разбить спуск на два этапа. Сначала спуститься на нунатак, а потом обойти его и спуститься по кулуару справа. Но и здесь ниже нунатака склон пересекается трещиной, она заметна на фотографии. Спуск на первом этапе выглядит так.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Первые 15-20 метров крутой снежно-ледовый склон, причем снег не глубокий. Народ спускался без веревки, но в кошках, и весьма напряженно.
Зато на нунатаке можно расслабиться и даже кашу сварить.
На 2-м этапе не так круто, зато трещины есть. Вот так выглядит перевал издали.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Потом мы поспешили сойти с ледника на морены правого борта и уже по этим моренам спускались вниз.
Наконец, началась арча.
Время близилось к обеду, река уже изрядно припухла. Вон там, где стоят коровы, мы перебродили речку.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Брод был напряженный, поэтому фоток нет. После обеда двинулись вниз уже по левому берегу Эки-Дабана.
После коша свернули на тропу, которая круто набирала высоту, траверсируя левый склон долины. Тропа шла к перевалу Кумбель (так его называют пастухи) или Гаумыш Восточный (так он прописан в перечне). После 300-метрового набора тропа вышла на маленький перевальчик, соединяющий долину реки Эки-Дабан с долиной её левого притока. Здесь в коше жили отличные ребята.
Мы поставили лагерь
и весь вечер общались. Так,
так,
и так.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
26.07. Утром мы вышли к нашему последнему перевалу.
Вот такой ужасный перевал.
Ужасный, потому что перепад высоты на этой сыпухе почти 600 м, хорошо, что тропа есть. В этот день у Вики случился какой-то кризис, и она поднималась очень тяжело. Я тоже отстал от группы, чтобы морально ей помогать. Обессиленные (а я тоже совсем обессилился от тяжкой моральной помощи) мы, всё-таки, влезли на перевал, и увидели на седловине страшную картину.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Оказалось, что это Саша так шутит, дескать, решил нас тоже несколько подбодрить.
В километре за перевалом мы остановились пообедать у ручья.
С этим ручьём нам очень повезло, потому что к западу от перевала на многие километры простиралась высокогорная пустыня.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Следующая вода была лишь через 5 км, и мы достигли её к вечеру. На высоте 3060, уже в зоне арчевых лесов, из множества родников собирается река С. Алаудин. Чуть ниже этого места мы встали на ночлег.

27.07. Утром мы устремились вниз завершать поход.
За поворотом долины на лево мы спустились к реке и поднялись на дорогу, которая шла по террасе её правого берега. Здесь мы приняли участие в поимке коровы и её телёнка. Корову необходимо было отправить вниз, в Айдаркен, чтобы её хозяева могли пить молочко. Однако корова никак не ловилась. Она наихитрейшим образом вырывалась из всех окружений, даже самых коварных. Окружения создавали два киргиза с арканом и семь туристов. Через час все устали и пошли в кош. Здесь Вика помогла готовить обалденное блюдо из лука, картошки, муки и каймака.
Три недели безмятежного счастья! (Горный туризм)
Вики на этих фотках нет, она их снимала. После обеда мы пошли дальше.
Воды опять не было. А нам надо стать лагерем недалеко от Айдаркена, чтобы утром успеть к единственному 8-часовому автобусу в Ош, и чтобы радом с лагерем была чистая вода. Эту проблему удалось решить в 8 км от коша, где мы ловили корову. Оказывается из долины соседней реки Гавиан в Айдаркен проведен могучий арык. Этот арык течет по террасе левого берега сухого русла реки. Рядом с этим арыком в 5 км от автовокзала мы встали на ночлег.
Осторожно, тарантулы!

ПРОЙДЕН МАРШРУТ:
Ош - Алайская долина - р. Коксу - р. Кичик-Кочкорчу - пер. Кичик-Бель (1А*, 4121) - р. Суук-Джайляу - пер. Обходной (1А, 3603) - правый приток Суук-Джайляу - р. Суук-Джайляу - р. Сурметаш - р. Исфайрамсай - р. Каинды - пер. Каинды (1А, 3995) - р. Тенгизбай - пер. Акташ (Артала) (н.к., 3776) - р. Кочкорчу - р. Коксу - р. Алаудин - пер. Алаудин (1Б, 4295) - р. Эки-Дабан - пер. Кумбель (Гаумыш Вост.) (1А, 3946) - р. Алаудин - р. Гавиан - г. Айдаркен - Ош.

Параметры маршрута:
Длина маршрута без учета переездов и повторно пройденного пути - 198 км.
Всего пройдено - 218 км.
Набор высоты - 7461 м.
Максимальная высота - 4295 м.
Число дней, проведенных на маршруте - 16, в том числе 15 ходовых дней и одна дневка.

Список пройденных перевалов:
1. Кичик-Бель (Кочкорчу , 1А*, 4121).
2. Обходной (1А, 3603).
3. Каинды (1А, 3995).
4. Акташ (Артала, н.к., 3776).
5. Алаудин (1Б, 4295).
6. Кумбель (Гаумыш Вост., 1А, 3946).

В отчете /2/ вы найдете, также:

1) Состав группы,
2) Kmz-файл для просмотра маршрута с помощью Google Earth,
3) Календарный график движения,
4) Карту с маршрутом.

Для проведения похода в этом районе необходимо иметь пропуск в пограничную зону с указанием нитки маршрута. Пограничники здесь встречаются даже в северных долинах Алайского хребта.