Впечатления новичка о восхождении на Эльбрус с севера 30/08/2014-08/09/2014.

Пишет Rafael Zohar, 24.09.2015 14:23

День 1:

Встреча с группой в Кисловодске. Анатолий-инструктор, Владимир и Дмитрий- опытные альпинисты.

Из Кисловодска на газеле до аула Хурзук, Карачаево-Черкесия, доехали часа за 3. Останавливались на перевале Гумбаши, перекусили хычином с айраном, полюбовались чудесными видами и помчались дальше.

В Хурзуке, договорившись с местным жителем за 3000р.(тогда это было около 100$), продолжили путь на уазике. Ехали по сосновому лесу с многочисленными переправами через реку по мостикам из брёвен.
Каждый раз, когда подъезжали к речке, водитель заливал ведро воды в радиатор, чтобы охладить зверь-машину. За 2 часа мы преодолели около 20 км и добрались до последней точки цивилизации под названием Джилы-су, поставили палатки возле закрытой базы МЧС, покушали кашки и легли спать.
Впечатления новичка о восхождении на Эльбрус с севера 30/08/2014-08/09/2014. (Горный туризм)

День 2:
Проснулись, умылись водицей из колодца, покушали мюсли, попили чаёк и в путь. Шли по гребню, ужасно неудобно, из-за склона часто одна нога выше другой. Красота, дикая природа, кроме нас, ни души. Общаемся, из разговоров начинаю понимать, куда я попал smile emoticon . Эльбрус не для новичков, Эльбрус с севера, тем более. Страшные истории о несчастных случаях на горе оказываются правдой. Анатолий не драматизирует, но подтверждает достоверность всех аварий, о которых я слышал. С самого начала я решил для себя, что восхождение будет без фанатизма. Пока всё под контролем. Дмитрий и Владимир делятся прошлыми подвигами и переживают, смогут ли покорить вершину. Хватит ли сил на восхождение, а вдруг будет плохая погода, ведь предыдущая группа не поднялась из-за погоды?.. Вдруг гора не пустит? Забегая вперёд, скажу, что альпинисты дико суеверны. Дима отказывался идти "за водой", это вроде, как быть унесённым рекой, поэтому мы ходили "по воду". А я уже считал восхождение состоявшимся, море впечатлений со вчерашнего дня и свой высотный рекорд я уже поставил, когда кушал хычин).

Остановка на скромный обед, сникерсы с чаем. На полноценный обед нет времени, и плотно кушать нельзя потому, что будет тяжело идти дальше. Ещё засветло приходим на стоянку, перевал Балк-Баши, высота 3600, воздух свежайший, родниковочистая вода из ручья.

Чарующий вид на ледник Эльбруса, периодически слышен грохот отколовшихся глыб льда. Варим кашку с тушёнкой, ужин- это наш основной приём пищи. Пьём чаёк, обсуждаем завтрашний маршрут, готовимся морально к тому, что будет сложно. Ложимся спать.

День 3:
Сложный отрезок маршрута, спуск в долину к истоку реки Малка. Постоянные подъёмы и спуски. Спуск по сыпухе с холма величиной с небоскрёб был реальным приключением. Очень крутой склон, маленькие и не очень камни потоком движутся вместе с тобой. Спускались траверсом по двое, параллельно друг другу, чтобы камнепад не попал в того, кто ниже. Анатолий и Володя пошли первыми, выглядело это очень красиво и плавно, примерно, как спуск на лыжах, только вместо лыж- ботинки, вместо снега- камни. Я и Дима сидим и ждём, уже потеряли из виду первую связку. Анатолий кричит, что они уже внизу, пора спускаться. Я не могу встать, склон настолько крутой, что кажется, если встанешь прямо, то сразу покатишься вниз, тяжёлый рюкзак мешает поймать равновесие и выпрямиться. Палки, которые должны помогать, мешают из-за отсутствия опыта. После нескольких неудачных попыток получается встать и продвигаться вниз, периодически падаю и поднимаюсь с трудом. После 2/3 спуска я научился держать равновесие, дальше скольжу с удовольствием. Внизу высыпаем из ботинок камни, идём дальше.
Подошли к бурной и широкой реке, надо переправиться на другой берег. Около часа ищем удобное место. Балансировать и прыгать с камня на камень с 20-ю кг на спине совсем не легко. Страхуем друг друга и оказываемся на другом берегу, переобуваемся и продолжаем путь. Поскольку речка петляла, нам пришлось повторить этот трюк несколько раз.
Проходим мимо зубов дракона, начинается дождь с градом, увеличиваем темп. Дико хочется пить, и я сосу градинки. Сил уже давно нет. Анатолий говорит, что почти пришли, на холме наш лагерь,"Аэродром". Собрав всю силу воли в кулак, взбираемся на плато, проходим ещё 2 км и мы на месте.

День 4:
Сегодня предстоит добраться до базового лагеря, набор высоты 900м. Часть снаряжения и еду на обратный путь оставляем в заброске. За прошедшие дни я понял значение каждого грамма в рюкзаке, поэтому оставляю всё лишнее. Лишним, например, оказались вторая термофутболка и силиконовая кружка, ведь можно пить из колпачка термоса. Предлагаю взять одну зубную пасту на всех, а Толик удивляется, почему мы не сделали этого с самого начала.
Идти очень тяжело, крутой бесконечный подъём. Ландшафт меняется каждый год, поэтому нет постоянной тропы, приходится прокладывать путь методом проб и ошибок. Несколько раз останавливаемся на 15-20 минут перевести дыхание и снова вверх. Спускается группа альпинистов, здороваемся, Дима спрашивает: "Откуда вы? "- отвечают: "Сверху" smile emoticon .
К вечеру приходим в базовый лагерь. Находим лишь несколько палаток, альпинистов мало, уже конец сезона и последняя смена МЧС.
Когда снимаешь рюкзак, появляется второе дыхание, идём к леднику "по воду".
Умываюсь ледяной водой, на лице появляется улыбка, настроение прекрасное. Кажется, что до вершины рукой подать, но это только кажется...

День 5:
Акклиматизационный выход на скалы Ленца (4700 м), набор высоты 1000м. Наша генеральная репетиция перед восхождением, цель которой- проверка снаряжения и реакции организма на высоту, на которой никогда не был.
Страх любого альпиниста- это горная болезнь. "Горняшка" может развиться из-за кислородного голодания вместе с усугубляющими факторами, такими, как физическое утомление, охлаждение, обезвоживание, тяжёлые погодные условия, резкие перепады температур и т.д." Горняшка "- страшная штука, может привести к отёкам лёгких и мозга. Поэтому при возникновении симптомов лучшее лекарство- это вниз, вниз и ещё раз вниз.
В соседнем приюте беру на прокат ботинки на 2 размера больше, дико вонючие, повезло, что хоть такие нашёл. Первый раз в жизни надеваю кошки, острые шипы, чтобы не скользить по льду. На леднике много трещин, в которые можно провалиться, поэтому идём в связке. Контролирую каждый шаг, чтобы не зацепиться кошкой и не наступить на верёвку. У Толика наготове ледоруб, на случай, если кто-нибудь упадёт. Его задача быстро "зарубиться" , чтобы задержать нас от скольжения вниз. На скалах Ленца проводим снежно- ледовые занятия и возвращаемся в лагерь.
Несмотря на сильную усталость, самочувствие хорошее, организм отлично адаптируется к высоте и недостатку кислорода. Отдыхаем.

День 6:
У нас есть два дня на восхождение: сегодня и запасной день завтра.
Если всё будет хорошо, ночью выходим на штурм вершины.
Кушаем, отдыхаем, набираемся сил, наслаждаемся видами и гуляем по лагерю. Только в горах можно одновременно обгореть на солнце и обморозиться. Сидим возле палатки, яркое солнце обжигает лицо, но мёрзнет спина. За считанные минуты нас окутывают тучи, портится погода, и начинает идти снег. Прячемся в палатку, играем в карты, общаемся. Вероятность того, что сегодня будут подходящие условия для восхождения, очень маленькая, но надежда есть. Дикая холодина, видимость нулевая.
При таких условиях нет ни малейшего желания предпринимать попытку штурма, даже не хочется вылазить из спальника. Я решаю для себя, что если вдруг погода "улучшится", и Толик скажет "вперёд", останусь в лагере и буду ждать возвращение группы.
Валит снег, по очереди откапываем палатку, чтобы её полностью не накрыло снегом, и мы не задохнулись.

День 7-8:
Сегодня ночью последний шанс прогуляться по вершине Эльбруса. Не люблю выражение "покорить вершину", в горах понимаешь, насколько ты мал и безпомощен. Сильный порыв ветра может унести тебя в трещину, и тебя не найдут в ближайшие сотни лет, можно оступиться и погибнуть, можно отморозить что-нибудь или сломать...
Вечером погода на Эльбрусе ухудшается, поэтому восхождение начинают ночью, чтобы успеть благополучно вернуться до вечера. Просыпаемся около часа ночи, погода отличная, восхождению быть. Набор высоты 1900 метров. Скалы Ленца, куда мы ходили на акклиматизацию,- половина пути. Но математика в горах не работает, по времени и сложности скалы Ленца – это только 30% восхождения. Если бы я знал, на сколько сложно будет добраться до вершины, остался бы в палатке.
Выходим около двух ночи, идём с налобными фонариками. Красота неимоверная, звёзды не только над головой, но и с боку. Кажется, что ты с ними на одной высоте. Звёзды настолько близко, что их можно потрогать. Преодолеваем знакомый маршрут до скал Ленца, продолжаем набирать высоту.
К нам присоединилась большая группа во главе с МЧСовцем. Спасать людей- дело опасное и неблагодарное, поэтому МЧСовцы в рабочее время предпочитают быть инструкторами. Толика назначили тропящим, и он убежал далеко вперёд, спасатель- замыкающий.
На последнем участке альпинистов ждёт магический камень, а магия в том, что чем ближе к нему подходишь, тем дальше он кажется. Чтобы увеличить свои шансы на восхождение, я на него не смотрю. Дима сильно отстаёт. Я иду следом за Володей, так легче психологически.
На восхождении, когда уже очень тяжело идти вперёд, есть техника "считать шаги". Например, ставишь цель 50 шагов, достиг цели-остановился, наметил следующую цель ,и так далее. Толик заранее объяснил, что 50 шагов- это очень хорошо, 20- тоже очень хорошо, да и 5 шагов- это тоже очень хорошо. Я решаю делать по 200 шагов, чтобы быстрее добраться до магического камня, от которого вершина уже рядом. Но эта система не сработала, силы давно закончились, магический камень бесконечно далеко.
Обхожу Володю, он стоял слишком долго, а у меня уже начинают мёрзнуть ноги. Возле магического камня стоит Толик, подхожу к нему, а он говорит, что это ещё не вершина... Ждём остальных и вместе где-то за пол часа поднимаемся на восточную вершину Эльбруса, высота 5621 м.
Трудно описать чудесные виды, которые нам открылись. Но долго любоваться нет времени и особого желания. На вершине сильный ветер, очень холодно, хочется скорее оказаться в тёплом и безопастном спальнике. Фотографируемся и начинаем спуск вниз. Если уже на подъёме не было сил, как спускаться, непонятно.
Ощущение, что если закроешь глаза,- сразу вырубишься. Погода ухудшается, сильный ветер, идёт снег, видимость слабая. Больше всего пугает ледник, мы еле волочим ноги, а там надо быть очень аккуратным, чтобы не провалиться в трещину. Пьём снег с чаем, набираем колпачёк термоса снегом, сверху наливаем чай, так его получается больше.
Диме совсем плохо, Толик даёт ему витаминки и последний чай, разбираем между собой содержимое его рюкзака, идём дальше. Благополучно минуем ледник и около 3-х дня мы снова в тёплой палатке. Восхождение удалось!!!