Раскалывается голова. Рассажены коленки.
Язык прокушен в нескольких местах. Уши все еще немного заложены. Мысли - вразброд...

Это как в боулинге, когда все кегли сметает одним ударом...

(Эльбрус с Севера, я - гид, группа - 4 человека Италия/Люксембург, отличные парни)
Мы сегодня с ребятами пошли в верхний лагерь на 3800 на заброску, с тем, чтобы завтра уйти уже ночевать и с 26го на 27е пойти на гору. Мы хорошо зашли, была вменяемая погода. Даже периодически бывало солнце. Мы там в этот раз дислоцируемся в "Теплом стане", штурмовом лагере "Ослика", там очень уютно и повар в этот раз превосходный.

Мы пообедали, когда добрались. Мы решили полчасика подремать. Затем мы встали, собрались и двинули вниз, обратно в базовый лагерь, на ночевку.

Все кардинально изменилось в небе. Над поляной висела низкая облачность , и, что само забавное, она гремела. Дальше, по заднему плану, на расстоянии Бермамыта и Кинжала висела мрачная черная облачность, заряженная на всю катушку. (Как, кстати, потом выяснилось, в это время внизу палатки в нашем лагере рвались только в путь). Я рассчитывал успеть проскочить хотя бы самое опасное место в этих случаях, место, где ты - громоотвод. Промежуток "лунная поляна - седое плечо". В седое, если что, постоянно шарашит, когда прилетает подходящая хреновина. За лунной - особо не замечал.

Мы быстро спустились на лунную. Уже на сыпухе нас здорово трепал ветер. В начале движения по лунной мы тормознули - парни утеплились...

И тут... Откуда оно, мать его, так мгновенно прилетело.... Откуда-то слева.. Там через ледник высокая морена, оно вылезло из-за нее, как чудовище из-под земли... Долбанное черное облако со стеною града...

И так темно от этой тучи. Еще и темные очки, потому, что больше закрыть глаза нечем. Град молотит, как автомат, если бы из него можно было стрелять патронами с дробью. Закрываемся, как можем. И валим, валим отсюда. Это. Гребанный ровный промежуток между сыпухой, которая бы прикрыла, и "пирамидой", которая бы отвела, я думаю ..

Мы уже почти доскочили до пирамиды..

Она зашла сзади..

Нас было пятеро. Я шел впереди.

Я не видел вспышки. В наушниках играло что-то космически-умиротворяющее.

Вспышку видел Эмиль. Просто в этот момент он повернулся сказать что-то позади него идущему Ешуа.

Это не возможно объяснить словами, как это, когда в тебя попадает молния. Потому что это не с чем сравнить. Она положила нас всех. Все мы теперь в чем-то братья. У всех у нас это было примерно одинаково.

Ты шел по абсолютно ровной горизонтальной прямой дорожке. Затем из пленки, на которую записывается твоя жизнь в твоей памяти начисто вырезан момент, который привел тебя в состояние: ты лежишь лицом в камни, мокрые камни, в которые продолжает долбить град, с ощущением на животном уровне, что тебя туда не положили, а сбросили откуда-то с неба. В глазах все черно-синее, уши ничего не слышат, голова - пополам, как если бы ты в считанные минуты забежал на вершину, и мгновенно спустился с нее. Левая ладонь болит, как будто по ней хорошенько стеганули хлыстом ( мы шли с палками, и видимо именно левая и стояла в этот момент на земле).

Нет. Это не передать. Что случилось - не понятно. Я так подозреваю, что все это длилось очень быстро. Я понял, что в меня попала молния. В такие моменты мозг уступает животным инстинктам, которые работают быстрее и вернее. Первая странная, абсолютно тупая мысль (кстати, у ребят - схоже): "Блин, парни сзади идут, а я тут как-то странно грохнулся на ровном месте, и сам не понял как). Вторая: "В меня попала молния"
Третья: "Я вроде жив"
Четвертая: "Что будет дальше?"

Затем я где-то с земли обернулся - все полулежали. Мне подумалось, что они просто присели. Я, ничего толком не слыша, и позабыв о возможности выражать идеи словами, показал жестами, чтобы не вставали, чтобы к земле. Выбросить палки. Выбросить рюкзаки (в спинках зачастую металлический каркас).

Мы сползлись поближе друг к другу. Легли на животы. По спине и ногам долбит град. Мы лежим. Голова разламывается еще больше, не понятно, до какой степени она собралась это делать, и не выстегнусь ли я. Во рту вкус крови. Мы с Аской втупую показали друг другу языки - и у него и у меня - конкретно прокушены. Начали потихоньку перекидываться словами. Хотя я сейчас уже смутно это помню. Долбануло всех. Но все живы.

Лежим. Пережидаем. Не жарко, но жить можно. Вон кто-то идет справа-налево. Веселым голосом заявляя : "Хватит загорать, уже можно идти". Интересно, был бы он тут минут десять (или больше) назад, то так же был бы уверен в божественной непоколебимости своих слов?

Мы с парнями подумали - пусть идет, если его не грохнет, ну тогда и мы следом. Он прошел. Мы еще чуток полежали, поморосили, чуть реже стал град. Все взяли. Решили немного облегчиться по мелочи ( я это к тому, что в этот момент мне подумалось: "вот забавно будет, если прям ща опять шандарахнет"). Повалили.

Тут совсем чуть, и от пирамиды можно будет уйти в понижение, чтобы не маячить на седом абсолютно голом плече. Так и повел. Подгромыхивало, я решил оставить все палки. Оставили. Сложили тур. Упали в русло пересохшего ручья. Град стал дождем на этой высоте. Все мокрое, что не под дождевиком.

-Виктор, почему мы ушли с трассы?
-Здесь ложбина, она - вариант. На плече - не вариант, если бьет, то бьет туда. А нам на сегодня, думаю, хватит...

Похоже, мы с парнями не так уж неправильно жили до этого. Похоже, что мы теперь заряжены еще на девять жизней вперед. Может теперь даже будет получаться читать мысли...

Повезло, что туча была прямо совсем над нами и пробой был не длинным, и , соответственно, не самым оголтелым из возможных, как я понимаю. Повезло, что - палки, они сработали, как громоотводы, и все прошло, как я понимаю, через них. Повезло, что на руках были толстые перчатки. И вообще - нам крупно повезло, как я понимаю.

"Может я неправильно жи-и-ыл..."
Правильно, просто экзамены с каждым годом все жестче...

Вам все теперь нужно посмотреть фильм Век Адалин http://www.kinopoisk.ru/film/522876/ (бабский, правда, бабский, но по вашей теме :)

В грозу слушать музыку в наушниках, вы бы ещё попробовали по сотовому разговаривать. А вообще-то надо было на грибы сваливать, там и укрыться есть где и с молниями полегче.

Про наушники +100500. Давно пора завязывать с этой дурной привычкой слушать музыку вместо гор, тем более если вы гид и отвечаете не только за себя.

Молния била не в вас, а рядом
Главное доказательство - молнию видел лишь тот, кто обернулся назад
Если бы попало - был бы запах жареного :(

Я фигею от таких гидов... Видит впереди грозу, лезет в неё и ведёт туда за собой людей, идёт в наушниках с включенным плеером, с палками и кучей железа по ровному открытому участку.... А потом ещё удивляется, что молния в них ударила.... Да, наверняка рядом, а не точно в них, так как зона поражения и сила у молний слишком велика, чтобы так легко все отделались. Повезло, что живы остались. Надеюсь, урок будет учтён.

Не было грозы, погода нормальная была. Гроза позже догнала. От неё, не убежишь. А телефон, наушники это - домыслы, шансы одинаковы.
А пластиковых карабинов и палок не делают, тут уж ни куда.
Витя, хорошо написано, всегда рад почитать.

Не согласен. Если грозу видишь заранее, даже приближающуюся, нефига в неё соваться. Если сунулся, сделай всё для того, чтобы избежать попадание молнии в тебя: прекрати движение, найди любое понижение рельефа и засядь там, избавься от металлических предметов, оставив их выше своего местонахождения и в стороне (лучше метрах минимум в 50-60), не использовать во время грозы никаких электронных устройств. В этом нет ничего сложного, но спасёт не только здоровье, но и жизнь.
Про работающие телефоны и прочие электронные приборы - не домыслы, а физика.

А пластиковых карабинов и палок не делают, тут уж ни куда.
Витя, хорошо написано, всегда рад почитать.
ДУБЛЬ. НЕ МОГУ УДОЛИТЬ. ИЗВИНИТЕ.

А пластиковых карабинов и палок не делают

Палки делают карбоновые и прочие композитные. Но это так, придирки.

О-о! Как я Вас понимаю! Меня ж тоже стукнуло в начале 80-ых на Ташкентце (Артуч). Этот противно звенящий звук от ледоруба, рация потекла (название не помню - следующее поколение после Карата в а/л выдавали), правильно говорите про сотовые и наушники. И град, мы называли не град - крупа (хлесткая, острая, всегда перед грозой наверху, как основной признак (и плюс звук металла), что валить надо...). Уже немного убежали с вершины, присели, но сток воды со стенки нам под ноги. У меня вибрамы. Через шуруп в левом ботинке молния стрельнула в пятку и в правый локоть вышла. Это я ощутила. Локоть не порвало (я в музее потом видела ботинок, в носке разодранный от молнии). И вспышка в глазах, будто сама молния из глаз вышла. Сознание не потеряла. Видать слабый был удар через землю, тоже повалилась чуть, но не упала, на корточках сидели. Потом ходили на Марию через ТемирТау. Там на вершине баночка для записок вся дырявая была, вот тебе и Железная гора, всё притягивала. ...Талантов не открылось...

Палки, ледорубы это громопровод. Шли по гребню, правда на вершине. При касание ледорубом снега чувствовал разрядики. Потом долбануло через затылочную часть головы и руку с ледорубом. Присел, падать нельзя было. Дальше шли с ледорубами на темляке, уже не пробивало. Много лет после этого чувствовал как будто разогретым маслом капнули на голову. И откуда это взял что масло, вроде опыта такого небыло с маслом.
А рации и телефоны почему то больше притягивают молнии, уже опытным путем доказано.
Из большого скопления людей било в тех кто говорил по телефону.
Хотя, можно еще проверить
За рассказ спасибо. буду знать чего там еще боятся, все меняется, и Эльбрус тоже.

По поводу Эльбруса - пару лет назад попадал в сильную грозу на скалах чуть выше спасателей на 4100. Жесть, на человеке шерстяной свитер как вход в портал искрил :) Пришлось свалить к спасателям в крайние домики, часа на три.
(конечно логично, что там пробивало, на скалах - выступающий гребень и всё такое)

Каска была, когда в затылок вмазало? Про рации и телефоны - думаю, просто металл антенны виноват.

Теперь каждый может назвать себя гидом, и водить на Эльбрус. А хоть 1 разряд есть у гида? Или это не надо - пипл хавает?

Показать комментарий

Вас тоже никто не заставляет садится в автобус, водитель которого без прав.
И никто не заставляет лечиться у врача без диплома и образования.

И тех пассажиров автобуса под Подольском тоже никто не заставлял в этот автобус садиться, когда армянин без прав на неисправном Камазе разнес этот автобус в щепки.

Дубль, оладушкии...

В этом году на Кавказе шарахнуло. Прятались на стенке бастиона под камнем. Ударило в бастион нас достало по мокрым камням. Вспышка и ощущения быстро сокращающихся мышц, небольшие входные отверстия на пальцах правой руки. Товарища по связке тоже тряхонуло. Придало хорошенько нам ускорения для спуска с вершины.

Может стоит в рекомендациях указывать что нежелательно пользоваться палками на металлической основе.Печальный случай прошлого года-на вершине поднял палки и получил смертельный разряд.

Наушники да, зло. Интереснее природу слушать, как на подходах под маршрут/ночёвки, так и на лыжах, бордах и прочее. Плюс снижается внимательность и отключается один канал связи так сказать.

(ваш кэп :)

Перевал Игнатенко (2А, 3500 м.) расположен в Главном хребте между вершинами Гезетау и Лабода, восточнее перевала Мосота, соединяет долины Хареса и Риони, ведет с ледника Западный Цухбун на ледник Западный Зопхито. Назван в честь московского туриста Сергея Игнатенко, который погиб на нем 4 августа 1964 г., спасая во время грозы жизнь товарища.

Автор как обычно в своём репертуаре. Гордиться тем что вылезли в грозу на открытое место и получили остаточным зарядом...
ИМХО, это отнюдь не экзамены, а просто предупреждения от гор. Пока еще предупреждения...

– Везучий ты паpень. – Хиppо окинул Зеpбинаса с ног до головы выpазительным взглядом. – Бог пpидуpков хpанит тебя, не иначе.
– А такой есть?
– Ты ведь жив…
Они пеpеглянулись и дpужно захохотали.
– Впpочем, я и pаньше не сомневался, что он есть, – сообщил Хиppо между пpиступами хохота. – Я ведь жив…

Вадим Арчер
"Острова междумирья"

Ходил соло на Домбай Ульген в начале августа 15, ночью на высоте 4к попал тоже в сильную грозу. Громыхало так, что я глох после каждого выстрела. Сверкало так, что белой пеленой покрывались глаза. Потом пошел град, мокрый снег, дождь. Все в перемешку. Я промок. После очередного удара молнии, в метрах пяти от меня, лишившись рассудка и слуха я в панике вылетел из бивакзака, вещи в охапку и пулей искать укрытие...

А вот тут бы поподробнее, как дальше дело было - "без рассудка и слуха"
Больно художественно описано Начало.
- Виктору пожалуй Вы конкурент по теме "Дело было в грозе"

По теме:
- Гроза не видит кто там бегает внизу,
а Идущий обязан Грозу бояться и искать традиционные пути безопасности

P.S.
Автор поста - Художник
А художника обидеть может каждый

Сургут, там дальше ничего интересного, не считая того, что зуб на зуб не попадал до рассвета, тк промок до трусов) А про восхождение напишу чуть позже и поделюсь фотографиями.

Костя, ты то ещё тот художник!

Как всё до ужаса знакомо...
В этом году, 6 августа при восхождении на пик Маашей-Баши, на самой вершине, нас с сыном накрыло грозовым фронтом.
Сильнейший гул от тебя самого и от того, что на тебе, как в трансформаторной будке.
Проходящие ч-з голову электрические разряды по ощущениям напоминают удары от сильного града..(до того момента как понял, что на самом деле происходит, именно так и думал.., тем более сыпала крупная крупа-град).
Метрах в 5-10 долбанула молния..., это что-то..
Сыну прошёл разряд в спину и вышел ч-з ногу.., слава Богу без серьёзных последствий (розовое пятно от входа на спине и непродолжительное время боль в ноге)..
Мягко говоря жуткие ощущения от произошедшего.., таких приключений я бы даже врагу не пожелал.
По поводу того, "Не.., ну куда же вы прётесь, вы что, не видите что происходит с погодой?" имеет место быть, но с некоторыми оговорками.
Если на небе видно явное ай-яй-яй, то нечего рисковать..., но так, как часто бывает, что погода в Горах может измениться за считанные минуты (в нашем случае было именно так), надо быть готовым ко всему (на сколько это конечно возможно).

Вот таки эти Горы, вот такой у них фольклор..
Это @ля Горы... (с)

Рассказ ценен впечатлениями от первого лица, непридуманными. Так в принципе и делается все самое ценное в искусстве. Плохо только, что впечатления приходится добывать на грани смерти. Везение и удача пусть всегда сопутствуют! Без ВЕЗЕНИЯ нельзя, даже если есть солидная школа и опыт. Виктор сам поэт, но думаю он не обидится если я на его страничке приведу свой стих в тему:

МОЛНИЯ НА ВЕРШИНЕ

И вот, когда пик достигнут,
Тебя не достать лавине,

Вдруг выпустить коготочки.
Все наэлектризовалось,
В руках ледоруб гудит.
Когда ты на гребень вылез -
Сам стал наивысшей точкой,
Снаряга, как груз металла,
Звеня на тебе висит.

Ты видел в вершинных турах
Пробитые током банки,
Штыри арматур в проплавах
На пиках заместо вех.
Сюда били не однажды
Шнуры, копья молний ярких.
Как громоотвод на скалах
Ты сам стал, взойдя наверх!

Нам молния на вершине
Почетную смерть готовит
На максимуме подъема,
Где цепи всех гор видны!
Один на один с грозою -
Здесь друг тебя не прикроет,
Страховки любой приемы

Прошли в глубину горы!

Лежит восходитель в коме
На высшем зубце короны,
К нему спасотряд все ближе,
Спаситель с ним тет а тет!
А молния на вершине
Кто не был здесь, тех не тронет
Не бьет она в тех, кто ниже,
И в тех, в ком железа нет.

История поучительная. Спасибо.

У Виктора бывает без приключений?)))

Повезло так повезло. Наверное действительно мало грешили в этой жизни. Хорошо что все хорошо закончилось. За поучительную историю спасибо!

Гид - с группой на иаршруте - в наушниках?!

Это правильно.

А то еще будут орать "Эй, спасите, помогите!!! Я в трещину упал!!!", отвлекать от слушания замечательных композиций типа "Здесь вам, блин, не равнина, здесь ваааще климат иной, идут, блин, лавины, прям одна за одной..."

""Гид - с группой на маршруте - в наушниках?!""

""А то еще будут орать "Эй, спасите, помогите!!! Я в трещину упал!!!", отвлекать от слушания".

Класс.))) Еще забыли про "шоры", что лошадкам на глаза одевают, чтобы не видеть этой грозы проклятой.... :))
Черт))), представил себе лошадь в шорах и с наушниками от плеера идущую по тропе в Горах... :)))))))))))))))))))))))

А по теме - "Восток 2" в районе Гаумыша на Памире. Гроза застала на самой вершине. Навсегда запомнил торчащие дыбом волосы, шуршаще - шипящие разряды молнии, искры бегущие по клюву ледоруба, звон, меняющийся от изменения положения тела относительно ветра.... Как уцелели в этом кошмаре - до сих пор не ведаю.

Непогода в горах... непогода
Непогода в Горах, непогода....

Дело давнее. Западный Тянь-Шань. Ночёвка на гребне.Часа в три ночи разразилась гроза со всеми атрибутами.В памирке всё гудит и трещит.В темпе собрали всё железо до ложек, на верёвку и за борт...Осматриваемся в поисках железа...Взгляды всех внезапно останавливаются на лице одного из нас, у него во рту несколько металлических зубов...Дружное-рот закрой!!

=)))))))))) насмешили!!!

79-ый год. Катынское плато. Наши две палатки ("старичков" и "оголтелых") торчат на нём посередине как пирожные на блюде. Ничто не предвещало разразившейся вечером грозы. Сваливать было некуда, да и поздно - хоть в снег закапывайся. Но глубоко не зароешься - там лёд. Впечатление, что молнии шарашат в снег метрах в десяти от нашего убежища. Железо на всякий случай выбросили наружу, но от металлических стоек никуда не денешься. Чаёвничаем под хоровой гул примуса и железа. Гадаем: ёкнет не ёкнет, и размышляем о происхождении слова "авоська". Во входе появляется голова нашего доктора физ-мат наук. Начав издалека, что, мол, раньше в деревнях во время грозы закрывали все форточки и даже заслонки на русской печи, чтобы не влетела шаровая молния, минут через десять резюмирует: "Ребята, выключите примус на всякий случай!". Секунд 15 въезжали в эту ассоциацию третьей степени, связавшую примус с русской печкой. Лица ребят напряглись, скулы заходили желваками от едва сдерживаемого хохота. Воздуху уже не хватало, но наконец доктор вышел. Все дружно упали лицами на спальники и дали волю своим эмоциям. Немного успокоившись и вспомнив Станислава Лема, пришли к решению, что атмосфера паров этанола должна отпугивать не только смертоносных саргов, но и шаровую тоже. Утирая слёзы умиления, стали активно наполнять ими палатку, уничтожая НЗ. Вдруг не пригодится!

Цитата из классика тему:

– Отдрейфовал ты прилично, – продолжал Свешников, – скажем, на четверку. Можно было бы даже с плюсом, если бы не перерасход спиртного.

– Два ящика с коньяком при подвижках льда… – начал было Семёнов.

– Расскажешь своей бабушке, – усмехнулся Свешников. – Загадка природы! Почему-то на всех станциях в авралы страдают в первую очередь именно ящики с коньяком!

Владимир Санин
"За тех, кто в дрейфе"

атмосфера паров этанола должна отпугивать ... шаровую
***
Неверный вывод.

У Вас с утра плохо с чувством юмора?
Может, этилового принять пора уже?

Из всего многообразия прочитанного про попавших под разряды молний с последующими телодвижениями запомнились своей скрупулезностью деталей и описанных ощущений в рамках хорошей стилистики два рассказа.
Рекомендую к почитать:

С. Герман. Гроза на Шане. Побежденные вершины 1964.
Д. Бахматов. "Колотило прямо в нас!"

Да, Денис Бахматов попал в страшнейшую историю с молнией и высокохудожественно ее описал. А после этого он много лет безошибочно предсказывал грозу за несколько дней и в эти дни просто на соответствующие горы не ходил.

Поздравляю Витю, что легко отделался.

А шаровую кому-нибудь из читающих эту тему наблюдать приходилось?

Шаровой как раз убило Сергея Игнатенко, которая влетела в палатку и взорвалась.

Спасибо автору и комментирующим за напоминание о коварстве молнии.
Остался невыясненным вопрос: Витя, что ты слушал, когда в тебя попало?

Автор в своём репертуаре:
- как обычно залез в жопу, потом героически выжил сам и повезло что выжили клиенты
- Всё это с наушниками на ушах и практически шорами на глазах (очки так и не снял)
- Всё это теперь уже не в сольном раздолбайстве, а с клиентами на поводу
В общем, настоящий экшн в стиле пиндосовского вертикального беспредела.
Из этого вывод: раздолбайство - заразно и не лечится.

И, в предыдущей теме мне пришлось вспомнить про гидов на Килиманджаро. Так вот, там таки действительно, прежде чем попасть в Школу гидов, надо не меньше 3 лет портером поработать, а после окончания (как я понял, обучение год продолжается) - год стажером.
Так вот, после этого мне вспомнился анекдот с окончанием "... и кто тут негр" ?

И вот после этого, мне будут доказывать что на Эльбрус без гида - ни-ни ? Не смешите мои кошки! Чем с таким гидом - лучше без гидов :-)

Выбор гидов в России:

- Гид - инструктор по альпинизму +мастер спорта, КМС, перворазрядник
- Гид - спасатель МЧС + инструктор +мастер спорта, КМС, перворазрядник
- Гид - просто спасатель МЧС горного района РФ
- Гид* - международной сертификации,
- Гид - просто альпинист,
- Гид - самозванец, но с опытом работы,
- Гид - авантюрист, с водительским удостоверением категории В,
- Гид - художник, Виктор Чайка (Это горы детка!)

* Гид без кавычек

- Гид - просто альпинист,
- Гид - самозванец, но с опытом работы,
- Гид - авантюрист, с водительским удостоверением категории В,
художник, Виктор Чайка (Это горы детка!)

так не правильней будет ?

Выбора из данного списка - практически нет. Ибо, тех кто натурально есть - единицы, а всё остальное - эрзац-заменители. Просто, надо называть вещи своими именами. Поводырём может назваться каждый. Весь вопрос: куда этот поводырь заведёт и как будет действовать если что пошло не так. У реальных гидов - есть (или на крайняк должен быть) план на 2-3 хода вперёд, как у нормального руководителя и вдобавок - знакомые ему пути отхода. А у тех кто только назвался гидом - это как получится. Вот и получается, как у автора поста. Он конечно интересный художник и поэт, но ни разу не гид и не рук.

Если вы почитаете руководителей команд (гидов) в иных компаниях то Viktor4aika не самых худший в плане опыта. Возможно чуть больше пижонства, но мне кажется что это пройдет.
Мы все учимся на своих и чужих ошибках. Он все честно описал. Мог и соврать. Я имею мало опыта хождения с севера, мне было полезно.
surgut мне кажется не стоило такой список составлять на всеобщее обозрение, не корректно.
Вы например описали падение своего участника на западной. Особой вины за вами не чувствую, ну может группа растянулась. Но были Там где он упал веревку не повесишь. Скорее надо было обратить внимание или на самочувствие или на манеру хождения. Очень многие в кошках ходят шаркая о штанины, я обычно показываю что нога в кошке ходит немного дугой, касалапя. Может немного не красиво, но практично, На Эльбрусе главное самому не упасть.
Надо будет написать рассказ о своих красных труселях. Чего только не творили бывало

Ага, и я тоже согласен. Честно описал, и, полагаю, на грабли не наступит. Не худший вариант, имхо.

Девки так по подиуму ходят - немного косолапя.

согласен
был я как то за кулисами подиума
страшное зрелище

Марат, я согласен учиться на своих ошибках, но не согласен быть подопытным материалом для возможных ошибок самоназванных т.н. "гидов", котрым наплевать что с клиентами, потому что у них в ушах бананы

oldchainik2 я не могу не согласится с этим утверждением, это как всегда хочется быть и богатым и здоровым и умным. Но формально у нас нет Гидов, ну вернее есть два десятка разных официальных школ. И их так представляют западному клиенту на понятном им языке. Экскурсовод это тоже гид. В данном случае по Эльбрусу. В год ходят несколько сот групп, и вроде все живы. В основном НС происходит с "дикими восходителями". Поэтому можно сказать что ГИДЫ соответствуют уровню горы.
Бананы в ушах. Ну это внизу, трещин нет, нет опасности. Хотя не ПРОФЕССИОНАЛЬНО, если клиент до тебя должен докрикиваться или догонять, вдруг на ровном месте ногу подвернул. Но опять же, какие услуги он им должен был предоставить. Вдруг что то подобное оговарено.
У меня некоторое время назад был выбор, дать согласие на сложную операцию близкому человеку и была возможность выбирать хирурга. Между старой школой, но немного "пропитой" и новой в лице некоего доцента или типа такого, чисто побритого. Выбрал старую, и удачно. Мы все равно где то будем сталкиваться с новичками, стажерами, кто делает это в первый раз. Выбирая фирму читайте условия, кто их гиды. Сравнити подачу их регалий на разных сайтах.
Мы ВСЕ допускаем ошибки. Прочитал сейчас описание недавнего НС и подумал что я скорее всего сделал бы так же. И самое гланое что не подкопаешься, нужно имет третий глаз что бы предчувствовать. Хотя помню, что давно еще в аналогичной ситуации крутил на ровном месте бур со словами что буду лететь как пробка из шампанского, под неодобрительный взгляд клиентов. А потом много раз делал как быстрее. Очень уж маленькая вероятность что так случится. И не так часто клиент мудаком и сукой оказывается
Мне кажется что из Виктора получится нормальный гид для Эльбруса.
как то так

Пробовал бегать в наушниках, нифига путного из этого не вышло. Темп получается какой-то неудачный, итоговое время всегда хуже.

Может подобрать подходящее просто?) У меня совершенно обратный результат

Да? А может Электроннику 302 пора выкинуть, тяжелая больно. )))

Кстати, рядом с описанным Виктором облачком можно много рентген нахвататься, как мне думается.

Слабая сторона стратегии - стремление сбежать от непогоды. Это не всегда понятно вживую. Но нередко обнаруживаешь, что попытка избежать неприятностей вызывает бОльшие неприятности. По собственному опыту и по результатам наблюдений.

Получается, что если быстро-быстро не свалил, то лучше лечь и получать на себя осадки?

Насчет - бежать
Мое мнение, что в целом, в грозу работает принцип случайных событий (попаданий)
Те, чтобы попасть под молнию, надо определенно вылезти в места наибольшей вероятности:
- типа одинокого дерева - типа спрятаться от дождя :(
- верхней точки рельефа местности, горного района
- сырого места (ручей, болото, озеро)
- выхода горных пород железа, золота :)

Понимаю конечно, что в горах другая ситуация чем на земле, в городах и селах, и грозовые тучи в горах практически ползут по рельефу. Но тем не менее. Попадание молнии - большая случайность.

P.S.
Говорят у пострадавших от молний, но выживших - открывается третий глаз

А второй глаз?

Если это случится, то у Виктора ко всем его достоинствам прибавится ясновидение и он будет предвидеть любые "жопы"!

Про молнию интересно, спасибо, любая инфа полезна. А гору то потом сходили? Мне кажется тяжело будет, подняться на 3800, спустится, потом опять подняться, заночевать и сразу на вершину. Я бы не спускался, а сходил повыше, лучше до скал, спустился на 3800 и потом уж на верх. Или все были оклемавшиеся?

Нет, так там не водят. На след. день после "опять подняться, заночевать"
идут на акклем на Ленца, потом день отдыха, и только потом - наверх.
Походу у Вити - именно такой график. Все случилось 23-го, наверх должны были - 27-го.