Норвежский бомж-велотрип. Почти восьмитысячник или вело-Рай
О дорогах, еде, снаряжении и всем, всем, всем...
Я тут просчитала на Гугл-картах наш фактический маршрут, прорисовывая те объездные дороги в холмах и дороги через перевалы, по которым мы ехали, и он показал наш набор высоты – 7848 м. Почти как вкрутить на восьмитысячник, только кислорода в Норвегии побольше, а снега поменьше :) Жаль, что не удалось дотянуть до 8 тысяч, цифра 8 мне нравится – это бесконечность, которую поставили вертикально.
Но для нас "вело-чайников" это все равно стало "взятием" своей личной высоты, а бесконечность еще впереди.
В ЭТОЙ Части лирика, а по катом техническая информация.
Первый блин не всегда комом...
Карта 1. Набор высоты 6038 м
Карта 2. набор высоты - 1933 м
Когда меня спрашивают какой у нас опыт велопоходов, я честно отвечаю – никакого. До нынешнего норвежского велотура его не было, только радиальные велопоездки без багажников и с маленьким рюкзаком. В Финляндии мы жили в домиках, каждое утро выезжали и возвращались обратно. На гонке Red Fox Adventure Race после каждого велокруга так же возвращались в базовый лагерь. Норвегия – это первое автономное трехнедельное велопутешествие.
К сожалению, из-за дедлайна с обратными билетами на самолет мы не успели доехать до Стены Троллей, поэтому выбрали альтернативный, но тоже интересный вариант – горы Йотунхеймен, расположенные ближе к Осло. Основная причина по которой мы не уложились в запланированное время – приходилось объезжать по холмам большие трассы. До этого я была только на Лофотенах и в Северной Норвегии, где нет таких скоростных трасс, как в центральной части, поэтому данный фактор не удалось просчитать.
Тем не менее, основная цель достигнута. Ведь мы хотели показать, что незабываемые приключения доступны абсолютно любому человеку, для этого не нужно иметь много денег, быть суперменом, профессиональным спортсменом или путешественником. Главное – желание, воля, уверенность и психологический запас прочности.
Кроме того, мы получили первый самостоятельный опыт и сделали некоторые выводы.
Во-первых, в таких поездках нельзя покупать обратный билет, это сильно ограничивающий фактор.
Во-вторых, в таком путешествии когда "все в удовольствие" надо закладывать километраж с большим запасом. На заезды в различные городки в поисках магазинов, где отдадут еду, или чтобы посмотреть достопримечательности и возвращение обратно на нужную дорогу, а так же на съезды с дороги, чтобы найти красивые места ночевок и блуждания иногда кругами в поисках нужной дороги – мы за три недели намотали больше 200 километров. Я попыталась просчитать в Гугле наш фактический путь, с учетом тех объездных дорог, по которым мы ехали, и он выдал километраж около 800 км, а по велокомпу получилось около 1000 км (с учетом того, что мы не сразу запустили велокомп, т.к. был утерян магнитик)
Это второй вывод, который мы сделали – в следующий раз при планировании маршрута, если Гугл показывает 1000 км, надо рассчитывать, что в итоге получится 1200-1300 км и исходя из этого закладывать время.
И наконец, в третьих, так же, как есть альпинизм и горный туризм, так и тут – есть велопутешествия, а есть велоспорт. Велопутешествие – это то, что было у нас, т.е. автономка и "все свое везу с собой". Здесь много неизвестных составляющих, незапланированных неожиданностей, но в то же время присутствуют дух странствия и приключения. Велоспорт – это как на ТрансАльпе, когда у тебя есть группа поддержки и все барахло едет на машине, а ты с высоким канденсом крутишь педали налегке без велосумок, продуктов и вещей.
Бывает еще третий вариант – велоотдых, когда есть машина и даже иногда с джакузи, а ты крутишь педали налегке и в прогулочном режиме.
В следующий раз к Стене Троллей и Лестнице Троллей мне хочется отправиться в гибридном стиле – с кем-то из друзей альпинистов, едущих на машине (без джакузи), чтобы была возможность скидывать в нее весь багаж, а вкручивание в горы совместить с небольшими альпинистскими планами. Но и автономное странствие и велотуризм мне понравилось своей непредсказуемостью, самодостаточностью и независимостью.
А теперь информация для тех, кто хочет повторить наш бомж-тур.
В Норвегии ты – король
В Норвегии велосипедистов, как и прочих любителей активного отдыха, уважают, в отличие от России, где, в лучшем случае, всех туристов, альпинистов, велосипедистов считают чудиками и блаженными, в худшем – относятся, как к людям второго сорта. Вы хоть раз видели, чтобы в метро наорали на какую-нибудь тетку с огромными китайскими сумками или на человека, бьющего вас по ногам сумкой на колесиках? Зато если идешь с рюкзаком, то частенько слышишь комментарии по поводу того, куда тебе надо засунуть свой рюкзак.
Не успели мы прилететь в Пулково, как тут же поняли, что оказались в России. Доехав на велосипедах от аэропорта до Пулковского шоссе, стали садиться в автобус на Пушкин, так как дальше тротуара нет. И тут же тетка-кондукторша стала возмущаться: "Куда вы с велосипедами лезете? И без вас дышать нечем. Подождите другой автобус". Вот такая наша российская действительность.
Так что Норвегия не даром считается раем для велосипедистов. Правда, это очень крутой рай, но действительно – Рай, из которого приходится возвращаться на землю обетованную. Но если жить все время в Раю, то он перестанет быть Раем :)
Каких-то отдельных правил для велосипедистов нет. Можно ехать по велодорожке, если она есть, а можно по трассе. Как только ты выезжаешь на трассу, то становишься транспортным средством и едешь по тем же правилам, что и автомобили. Есть отдельные указатели, запрещающие въезд велосипедистов на мост или на хайвей, как и запрещающие знаки для машин.
Вот, например, этот знак означает «кирпич» для всех кроме велосипедистов, т.е. велосипедистам проезд по мосту разрешен.
Особенно нужно запомнить вот этот знак, так как там написано на норвежском языке, но эта надпись означает, что пешеходам и велосипедистам запрещено.
Правда, все водители нам говорили, что несмотря на этот знак, ехать на велосипеде можно. И были места по 300-500 метров и даже 10 км, где альтернативной дороги не существует и можно проехать только по хайвею до очередного съезда на объездную дорогу.
Велосветофоров на пешеходных переходах нет, но когда ты едешь по вело-пешеходной дорожке, то машины останавливаются еще когда ты за пять метров от зебры. Иногда притормаживают даже если ты не собираешься пересекать дорогу, приходится махать им рукой, чтобы проезжали.
Короче, к велосипедистам в Норвегии относятся с уважением. Даже если ты встанешь со своим велосипедом посреди дороги, как баран, чтобы сделать фото козлов или надеть куртку, никто не будет тебе сигналить или орать на тебя матом из окна, а просто объедут.
Вообще, у норвежцев очень интересный менталитет. Например, в Лиллехаммере мы гуляли рядом с королевской дачей, где нет никаких высоких заборов и сотен телохранителей в черном. Вице-президент Норвегии выглядит, как простая домохозяйка. Области у них называются коммуны. А когда ты говоришь, что проехал на велосипеде мимо гор Йотунхеймен через снежные перевалы, то к тебе относятся будто ты королевской крови.
Королевская конюшня в Лиллехаммере
Ориентирование и карты
За день до нашей поездки в Норвегию у Лики украли планшет, на который мы установили карты Навител. Переустановить их на мой планшет не было возможности, так как ключ активации действует только на одно устройство. Мы сразу же написали в службу поддержки, но ответ пришел только через полторы недели, когда мы уже были в Норвегии.
Ден Жилин посоветовал скачать бесплатное приложение Google Maps, которым мы, в итоге, и пользовались. Работает оно вполне нормально, только надо заранее, когда есть интернет, прогрузить в увеличенном размере всю карту и сохранить ее. Но есть один минус – без интернета приложение не показывает текущее местонахождение, поэтому привязываться к местности и определять где находишься нужно самостоятельно.
У нас была большая бумажная карта Норвегии. Масштаб у нее мелкий, но для общей ориентации в пространстве нам хватало. Карту на планшете загружали утром или вечером, чтобы посмотреть путь более детально. Еще иногда включали планшет на какой-нибудь развязке, когда не знали, где найти объезд. Но чаще всего просто останавливали кого-то из местных и спрашивали дорогу. Это всегда работало безотказно. Английский в Норвегии знают похоже все, поэтому дорогу нам показывали и на заправках – деловые мэны в дорогих костюмах, и в деревушках – дедушки с газонокосилкой.
Собственно, самые большие проблемы с ориентированием были только в первый день, тогда мы потратили на это очень много времени. Потом стало проще, только иногда случались такие промахи, как когда мы случайно попали на хайвей после Ёвика.
Ночевки
По норвежскому закону каждый человек имеет право доступа к природе.
Поэтому на одну ночь можно поставить палатку в любом месте не ближе 150 метров от частных домов. Исключением являются места, где есть табличка говорящая о том, что кемпинг запрещен.
Как показала практика, переночевать так же можно на любом газончике рядом с домом, если спросить разрешение хозяев. За три недели нам ни разу никто не отказал. При этом только один раз указали на какое-то сырое место в чистом поле, которое нам не понравилось, поэтому мы уехали искать другой дом и газончик. Во всех остальных случаях говорили: «Можете ставить палатку где хотите». - Даже на полянке перед домом можно? - Да, никаких проблем. - И под тем деревом можно? - Да, пожалуйста.
Ночевка на ферме рядом с хозяйским домом под березой. За заборчиком коровник, коровы периодически приходили на нас посмотреть.
Или вот тут рядом с домом мы ночевали около очень удобных столиков
Если ночуешь на газоне около дома, то хозяева всегда показывают кран, из которого можно набрать чистую воду – такой кран есть в стене каждого дома, к нему подсоединяется шланг для полива газонов. Но чаще всего нам предлагали брать воду в доме, а так же воспользоваться туалетом и душем. Мы старались не злоупотреблять гостеприимством, поэтому полноценно душем воспользовались только три раза. Иногда в доме есть гостевые ванные комнаты в задней или нижней части дома, которыми можно пользоваться не мешая хозяевам.
Сложнее с ночевками в горах, когда едешь через национальный парк по национальной туристической дороге. В таких местах много платных кемпингов и на протяжении очень большого расстояния во всех дорожных "карманах" стоят указатели, что кемпинг запрещен. Но можно свернуть на трекинговые тропинки и найти место бивуака.
Так что нет никаких проблем, где заночевать с маленькой палаткой для одного-двух человек, проблема только найти, где красиво заночевать :) Мы начинали присматривать место для ночевки как правило за час до времени планируемой остановки.
Дорога через болото к красивому месту для ночевки у озера
Умывашки и постирушки
На одном из велофорумов почитала ветку, где народ интересуется в каких странах разрешен дикий кемпинг, в каких – нет. И там проскакивали ответы: разве можно ночевать без кемпинга диким образом, а как же душ после целого дня пути, а как же стирка и сушка? Думаю, эти люди никогда не висели несколько суток на стене, не ходили многодневные маршруты в горах, где воду приходится топить из снега и льда, и уж тем более не ездили в горы зимой, когда две-три недели живешь в палатках или пещерах.
Если сравнивать со всеми вышеперечисленными условиями автономок, в которых оказываются многие спортсмены экстремальных видов спорта и отдыха, то в Скандинавии летом, можно сказать, целые джакузи на каждом шагу – множество рек и озер. Холодно? Ну тогда ищите заправки – на них бывает платный душ. Или в кемпингах часто эта опция за отдельную плату.
Что касается стирки, мы все три недели стирали без проблем в речках. А руль велосипеда или петельки велоштанов – отличная сушилка. Трусы или термофутболка иногда высыхают всего за один затяжной спуск, когда сильный ветер.
Еда и акция Waste food – no good
Вот мы и добрались до самого интересного. Хотя эта акция нами проводилась не для России, а для европейской аудитории, чтобы внести свой вклад в ситуацию с выбрасыванием еды. Например, во Франции приняли официальный закон, запрещающий магазинам выбрасывать еду и обязующий их ставить специальные холодильники и нанимать контейнеры для транспортировки этой еды в благотворительные организации. В других странах этого пока нет.
У нас в России подобная акция возможно пока не найдет большого понимания. Для нас это скорее перспектива классно халявно попутешествовать :)
По условиям акции во время всего велотура мы ели еду, которую магазины утилизируют, когда у нее заканчивается срок годности. Заодно брали интервью у самих норвежцев о том, что они думают по поводу выбрасывания такого количества мяса, рыбы, овощей и прочих продуктов. А также пытались донести мысль, что может быть поставить вместо мусорных контейнеров стелажи и холодильники, чтобы эту еду могли забирать, например, такие же как мы, путешественники.
Нидерландец Кунн и немка Инесс, с которыми мы вместе заночевали у озера. Они, как и мы, путешествовали по Норвегии, только на машине
Надо заметить, что выбрасываемая в Норвегии еда зачастую свежее и качественнее той, что продается в наших российских магазинах.
Такие вкусные ананасы я ела давно в детстве. Апельсин, который мы вытащили из мусорного контейнера, был сочнее тех сухих апельсинов, которые продают в наших супермаркетах, а такой настоящей клубники у нас давно нет – у нас она вся "пластиковая".
Мы ели в больших количествах мясо, котлеты, колбасы, сыр, мясную нарезку, йогурты, картофельные лепешки, фрукты, печенюшки и разные вкусняшки к чаю и даже готовую к употреблению овсяную кашу. Как правило, нам отдавали продукты, у которых оставался один-два, иногда три дня до конца реализации.
Единственная проблема – это то, что все эти огромные пакеты ананасов, персиков, бананов, сосисок, котлет и пр., которые нам отдавали в магазинах, приходилось тащить, что вступало в конфликт со второй идеей поездки – фаст & лайт. В итоге к нашим небольшим 50-литровым велоштанам приходилось привязывать еще сверху котомки с продуктами и велорюкзак Deuter, который Лика брала, чтобы положить туда документы и паншет, был все время загружен под завязку.
Зато все три недели в Норвегии мы ели огромное количество разной вкусной и натуральной еды, наращивая мышечную массу, а потратили всего 50 евро на двоих:
140 крон (около 1000 руб) на 2 газовых баллона по 450 гр.;
200 крон – мобильная связь
и 100 крон на еду в горах. Это был форс-мажор. Перед тем как свернуть в Йотунхеймен мы постарались не брать в магазинах еду, чтобы не вкручивать 50 км вверх с ананасами, котлетами, сосисками и прочей снедью. Рассчитывали, что поспрашиваем в городках после того, как подъем закончится. Но на всем пути в горах оказались не городки, как этот казалось по карте, а не то фермы, не то гостиничные постройки, не то какие-то летние деревушки, где не было ни одного нормального магазина. Первый попавшийся магазин в Скобу был единственным супермаркетом в радиусе 50 км, и там нам сказали, что они еду не выкидывают, т.к. ее всю раскупают. Так что нам пришлось купить по пачке мюсли и гороха, хлеб и масло. Конечно, можно было поголодать денек до крупного супермаркета, но уж очень хотелось вкусного свежего хлеба с маслом :)
Чай. Брали свои травы из дома, плюс на "диких" ночевках рвали и заваривали вместо чая брусничные, морошковые и березовые листья.
Еще у нас был с собой НЗ – три бумажных пакетика домашних сушеных грибов, поместившиеся в литровую кастрюльку. Сварили один раз (в тот самый форс-мажор), а остальное раздарили гостеприимным хозяевам, которые нас приглашали и угощали.
НО, Если кто-то захочет путешествовать так же как и мы, сэкономив на еде, то не все так просто, как кажется. Похоже, это такое же искусство, как и путешествие автостопом.
Во-первых, большой процент магазинов отказывается отдать еду, которую они выкидывают. Причины две. Либо у них договоренность с фермерами и они отдают все им. Либо, говорят, что им нельзя отдавать просроченные продукты, так как это не качественная еда и типа мы можем отравиться и у них будут проблемы.
Во-вторых, трудно подгадать момент, когда эту еду выкидывают. Часто нам говорили, что только что выкинули. Или мы подъезжали к магазину днем, а нам говорили: "Приходите перед закрытием или утром". Один раз пришлось в 4 часа поставить палатку в городском парке недалеко от магазина, чтобы дождаться закрытия. Зато именно там нам вывезли целую тележку мяса, котлет и прочей снеди и мы затарились так, что хватило чуть ли не на неделю.
Проще заранее звонить в магазины. Так как наша акция изначально была запланирована с подачи наших норвежских партнеров Лены и Хенрика Хенриксен из Red Fox Norge, то они нас поддерживали – искали телефоны магазинов через интернет и звонили. Но можно это делать и самостоятельно.
Без звонка нам отдали еду столько же раз сколько и по звонку, но для этого приходилось больше магазинов объезжать в пустую и тратить на это много времени, наматывая лишний километраж.
Легче брать еду в субботу перед закрытием магазина, так как в воскресенье они не работают, поэтому избавляются от продуктов, у которых закончится срок годности в понедельник или вторник.
Еще в магазинах, особенно в воскресенье, можно увидеть стелажи с хлебом, который можно забирать. Это хлеб, который пекут на один день и если его не раскупили, то утилизируют или выкладывают на специальные стелажи.
Говорят, такие же стелажи у дверей магазина с бананами и другими фруктами, но мы не видели. Зато заглянули в мусорные контейнеры, там можно тоже найти много интересного :)
Так что если вы спросите меня, можно ли путешествовать по Норвегии и не потратить деньги на еду, я скажу: "Да, можно". И вам – экономия, и смерть хрюшек и коров не будет напрасной, которых забивают на мясо, а потом выбрасывают.
Лиана спросила меня в одном из писем: "Если нет акции и банеров, то и ничего не получится?" Это не так. И даже наоборот. Когда в самом начале мы пытались в магазинах объяснять про нашу акцию и размахивать банером, то они тут же напрягались, говорили: "Нам надо поговорить с менеджером", менеджер в свою очередь говорил, что ему надо обсудить с директором, директор ссылался на то, что нужно одобрение руководства и так далее. А вот когда мы стали просто говорить, что путешествуем на велосипедах и знаем, что в магазинах выкидывают просроченную еду, и мы бы хотели ее забрать, то все оказалось гораздо легче и проще.
Ну а если вы не хотите спрашивать еду, которую выкидывают, то ищите желтые ценники. Очень часто продают с очень большими скидками, больше 50%. Срок годности таких уцененных продуктов: от трех дней до недели, а иногда и больше.
Экипировка – лайт или не лайт
Изначально мы планировали путешествовать в стиле фаст & лайт.
В отличие от альпинистских восхождений и экспедиций у меня нет опыта велопоходов, поэтому трудно сказать удалось нам это или нет. Мы не тащили 70-литровые и 100 литровые велосумки, как другие велотуристы. Но например, у баска, которого мы встретили по дороге, вещей было где-то столько же, как у нас, а у некоторых других – побольше.
Наша задача была уложиться в объем и вес ручной клади – 10 кг и это удалось. В багаж ничего не сдавали, только ручная кладь. И к велосипедам были примотаны стойки от палатки и сумочки с ножами и инструментом, которые не пропустили бы в ручную кладь. Но потом у нас постоянно добавлялось много тяжелых продуктов – издержки нашей акции. Если бы мы просто заходили в магазин и покупали на один день, то вес еды был бы не более 500 гр на человека.
Что касается остальной экипировки – вся она была максимально облегченная. По большей части – экипировка Red Fox, так как это мой основной экипировочный спонсор. В ее линейке сейчас много очень легкой технологичной одежды. Помимо моего любимого костюма Active Shell, появилось много других хороших моделей мультигоночной серии, из которой я и подбирала всю одежду для поездки.
Лика так же использовала одежду O3Ozone. У них тоже сейчас стали появляться легкие модели. Например, мембранные штаны Atom или легкие капри Keri, в которых удобно ехать на велосипеде.
Но тем не менее я постоянно думала на чем можно было еще отыграть вес.
Мне кажется можно было обойтись без гортексовой куртки. Комплекта Active Shell + новая куртка Treck Super Lighte 2 даже под сильным ливнем было достаточно. Хотя Treck Super Lighte 2 не держит сильный дождь, потому что это ветровка, но вместе с Active Shell они не давали полностью промокнуть.
К тому же большой плюс Treck Super Lighte 2 в том, что встряхнул и он практически сухой – можно даже спокойно кинуть в палатку, ведь палатка была однослойная, а значит без тамбура.
Еще можно было не брать запасные кроссовки. Хоть это всего лишние 300 гр, но они занимали большой объем в велоштанах и постоянно мешались. Я надела запасные кроссовки всего раза два, а Лика один, да и то, потому что они были, а значит можно было надеть, когда промокла основная пара кроссовок.
У нас у обеих с Ликой были кроссовки Inov8, которые достаточно быстро сохнут. К тому же когда едешь под ливнем, если промокли кроссовки, то нет смысла надевать другие, так как они тоже намокнут. А за ночь кроссовки в палатке по любому подсыхали. Так что хватило бы одной пары тапочек, чтобы по очереди вечером вылезти из палатки. У Лики вообще была гортексовая модель и она сказала, что ноги у нее оставались сухие даже если мы ехали весь день под дождем, промокли только, когда лезли к ночевке у озера через болото.
Зато очень крутая вещь редфоксовская юбка Alfa. Такие юбки я впервые увидела в Норвегии во время нашего фестиваля на Лофотенах. Норвежские ледолазы надевают их на страховке, так как надеть юбку удобнее и быстрее чем даже штаны-самосбросы. И вот, наконец, Red Fox тоже выпустил такую модель. Универсальный девайс. Хоть выглядит забавно, но кто на вас в горах или в диких местах смотрит?
Зато очень тепло. А ночью можно подстелить под себя – в развернутом виде она ровно по ширине коврика и по длине от шеи до тех мест, где заканчиваются почки и все жизненно-важные органы.
Более подробные тестовые отзывы всех используемых моделей сделаю в отдельном посте.
Еще у нас были велосумки Deuter, которые как и рюкзаки Deuter выше всяких похвал. Все продумано до мелочей, вплоть до влагозащитных кофров под карту, влагозащитных накидок, кармашков под телефон, мелочи и даже петельки, на которых очень удобно сушить мелкие вещи.
Но к сожалению, Deuter пе6рестал поставлять велоштаны на багажник. Поэтому пришлось купить другие. Выбирала долго, искала наиболее универсальные и чтобы были не большого размера. Почему-то больше выбор 70 и 100 литровых. Эти 50-литровые пришлось заказывать в веломагазине.
Я не знаю, что за питерская фирма их шьет, надпись на них UNIVERSAL. Продумано все достаточно грамотно кроме крепления на багажник – каждое утро матерились пока цепляли штаны к багажнику в попытках подлезть и защелкнуть под ним пряжки – надо обладать гуттаперчевыми пальцами, чтобы это без проблем сделать. И хоть конструкция продумана грамотно, но исполнения оставляет желать лучшего. Молния на одних штанах начала расходиться в первые же дни, хорошо, что она двусторонняя и когда застегивала змейку во вторую сторону, она держалась и не расходилась, но все три недели я боялась, что рано или поздно она по пути разойдется и придется намертво зашивать нитками и каждый раз потом распарывать. Накидки – это вообще нечто. Мало того, что они огромные, влезут на 120-литровые сумки, а не на 50-ти, но они еще и промокают, мы выливали из них каждый раз по литру воды. Ну и все остальное – тряпка, фурнитура такое же.
В общем, в следующий велопоход я планирую искать другие велоштаны.
И отдельная тема в экипировке, актуальная для тех, у кого проблемы со зрением – это очки Julbo Tracks с клипсой под стекла диоптрии.
Лика сказала, что она очень рада, что взяла такие очки, что с линзами намучалась бы. Надеюсь, она тоже потом напишет сама подробнее.
Место: Норвегия
37
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Цепь приходилось часто самзывать потому, что сильный ливень и дожди пож которым все время были велосипеды, смывал смазку
А по делу - поделюсь своим опытом. Прежде всего цепь, это подобие подшипника скольжения. Не качения - в ней нет ни шариков ни роликов ни иголок (бывают еще игольчатые). В ней множество втулок и пальцев соединенных между собой (механическая терминология) между которыми и должна быть смазка. Чтобы эта смазка попала куда нужно, я делаю так: Беру парафин триста грамм и сто грамм моторного (автомобильного) масла, помещаю в жестяную банку (можно железное ведро) достаточного размера, чтобы туда поместилась лежа на дно свернутая, снятая с велосипеда цепь. Нагреваю все это до сильно жидкого состояния 90 - 100 градусов, перемешиваю чем нибудь типа ложки и, наконец-то опускаю туда цепь, чистую промытую бензином или растворителем. Желательно чтобы она полностью утонула. Теперь пусть остывает. Нужно только изредка шевелить ее, чтобы смазка проникала во все места соприкосновения деталей. Далее - достать и протереть насухо. После такой процедуры она долго не будет вас беспокоить. Мне на активный сезон хватает. Пусть даже заржавеет снаружи - скрипеть не будет. В процессе передвижений можно смело ее мыть водой и протирать от грязи. В основном у меня скрипеть начинают педали, если вовремя не подтягиваю клинья крепления их с педальным валом (от нагрузки расслабляются). Парафин - обычные хозяйственные свечки. Вот и все.))) Удачи!
"" В багаж ничего не сдавали, только ручная кладь. И к велосипедам были примотаны стойки от палатки и сумочки с ножами и инструментом, которые не пропустили бы в ручную кладь.""
А в остальном - класс!!! Много нового узнал про Европу. Спасибо!!!
Не сравнимо с нашей глубинкой....
Так что багаж имелся ввиду, что мы не сдавали в багаж никаких баулов.
Вес велоштанов у нас был меньше 10 кг. Так что даже если учесть стойки от палкти и велосумочки, которые были на велосипедах, то все равно вписывалось в 10 кг. Прадв потом котлеты и ананасы уже превысили лимит и намного - сразу килограм по 10 еды нам отдавали в магазинах :)))))
Ну и обратно у нас было больше веса так как мы купили там вафельницу и 5 килограмм норвежского сыра для мамы :)
Это мы попытались примотать к великам. Но когда велики забирали, парень все это снял, так как они в ручную досматривают в Осло велосипеды. Засунул в мешок и отправил бесплатно отдельным местом багажа :))) Сказал, что это для них проще, чем засовывать наши велосипеды в эту хрень, где просвеивают багаж :)
Есть разные рыболовные кемп-места. Там есть кострища и даже решетки для гриля.
Но когда путешествешь как мы - куда доехали, там и встали, то не факт, что обязательно попадешь на место с таким кострищем.
В лесу в принципе тоже можно развести костерок, если это не нац.парк и нет специальных запрещающих табличек. такие таблички бывают в парках или если сезон пожароопасный.
Еще если останавливаться на чьих-то газонах, как мы, то там у всех есть места для барбекю. Ну только дрова лучше свои привезти, чтобы не пользоваться хозяйсикими, так как дрова в магазинах там не дешевые :)