К одиноким вершинам Дугобы

Пишет alexvit, 04.05.2015 14:57

К одиноким вершинам Дугобы (Альпинизм)

Летом 2015 года в альплагере Дугоба запланировано не совсем обычное альпинистское мероприятие. Мы хотим рассказать всем любителям гор о широчайших возможностях, которые предоставляет этот район для альпинистских восхождений и горных походов самых разных категорий трудности. Одной из наших задач является прохождение наиболее интересных заброшенных маршрутов. На некоторые из них не совершалось восхождений с конца восьмидесятых годов. Также предполагается прохождение новых линий в отдаленных ущельях. Описания будут составлены как по новым, так и по старым маршрутам. Рассматривается и возможность составления точных описаний по ближайшим, наиболее популярным учебным маршрутам.

Горный район Дугобы расположен на северных склонах Алайского хребта к югу от Ферганской долины (примерно на долготе г. Фергана) на территории Киргизии. Согласно общепринятому районированию горных районов Средней Азии он относится к Высокому Алаю и занимает его северо-восточную часть. Иногда, особенно в альпинистской среде, к району относят только горы и ущелья в бассейне реки Дугоба и соседние с ними (что неудивительно по причине нахождения там альплагеря) - в этом случае правильнее было бы сказать "горный район альплагеря Дугоба". С географической же точки зрения к району относятся все горные системы восточной части бассейна реки Аксу и западной Исфайрамсая, ограниченные с юга Алайским хребтом. Административно район относится к Кадамжайскому району Баткенской области.

Любопытно, что я совершенно точно могу вспомнить момент, когда идея подобного проекта пришла мне в голову. В августе 2013 года, на пятую или шестую инструкторскую смену в Дугобе, я сходил почти все учебные маршруты, по которым можно было получить консультации. В добавок, попалось хорошее отделение третьеразрядников, которых можно было без особых опасений вести на незнакомые маршруты. Решили осваивать ущелье Улитор и выпустились на две горы – пики Геологов Алайский (4300, маршрут Андреева) и Арзанова. Состояние описаний совершенно не внушало уверенности… понятное дело – фотографии начала восьмидесятых годов, отсканированные и распечатанные на плохоньком принтере – при таком качестве, нитку маршрута сложно найти не то что на стене, а даже на самой картинке:
К одиноким вершинам Дугобы (Альпинизм)А теперь представьте, если это еще и распечатать

Из ориентиров, можно было полагаться только на формы осыпей, которые наверняка уже не раз изменились – за такое-то время. Поднявшись по кулуару метров на 100, справа от основного массива, мы решили переходить на скалы. Поначалу, меня одолевали сомнения, на ту ли гору мы вообще лезем: на первых трех веревках не было замечено ни одного следа наших предшественников; лезли по стенкам между осыпными полками, всегда забирая немного в сторону – так, чтобы не сыпать камни на головы товарищам. И как-то внезапно, мы почувствовали, что работаем уже на маршруте - достаточно монолитном скальном гребешке. Последние сомнения развеялись, когда во время перекуса один из участников обнаружил остатки контрольного тура. Из ветхой записки получилось выяснить немногое – ясно было только, что последнее прохождение нашего маршрута состоялось в восьмидесятых годах.

Что тут скажешь, впечатляют такие находки, четверть века – не шутка. Тут же вспомнились пылящиеся в лагере пухлые папки со старыми описаниями маршрутов района, из которых я, за столько времени, прошел хорошо если десятую часть. Казалось, ничего с этим не поделаешь – на незнакомую гору можно вести далеко не всякое отделение. Дело тут не только в подготовке группы. Просто с такими описаниями всегда есть хорошие шансы залезть в какую-нибудь задницу, а ведь далеко не всякий участник простит инструктору столь бездарно потраченный день двухнедельных сборов.

И все же, мне тогда очень захотелось сделать так, чтоб хотя бы у завсегдатаев района появилось понимание, что Дугоба – на порядок обширнее, чем массивы Замков, Калькуша и Акташское ущелье.
Идея эта укреплялась всякий раз, при виде старого советского лагеря на другой стороне ущелья. Для тех, кто незнаком с этим районом, поясню, что после развала Союза альпинистам приходится довольствоваться возможностями бывшей базы отдыха Ферганской дивизии ВДВ – это всего пять домиков, которые могут принять от силы 45 человек. Сам же альплагерь остался за лесничеством. В свое время, это место могло с комфортом размещать человек, наверное, 200. Десятки домиков, хозяйственный корпус, огромная столовая… Просто дух захватывает, когда представляешь, с каким размахом было поставлено здесь дело. Теперь все эти постройки пустуют, или используются под коровьи стойла.

Честно говоря, просто хочется, чтобы когда-нибудь в это место вернулась хотя бы часть той жизни, которая была в восьмидесятые годы. Конечно, теперь это другая страна, альпинизм лишен государственной поддержки, так что осуществление этой «хотелки» зависит исключительно от того, будет ли район интересен для современных любителей гор.

Кажется, ничего не должно препятствовать популярности этого района. Билет на самолет из Москвы до Оша стоит, примерно, как перелет до Минвод, ехать до лагеря всего часа четыре, а продолжительность летнего сезона достигает пяти месяцев. Маршруты здесь самые разнообразные. Я, в последнее время, заглядываюсь на скальные массивы вблизи лагеря – на них остается куча мест для новых линий в крымском стиле. Есть и хорошо освоенные учебные двойки, тройки и четверки – как на ближайшие вершины высотой около четырех тысяч, так и на более высокие пики района – Акташ (4937), Сагу (4650) и другие. На пятитысячниках – пиках Узбекистан, Матерей, Саук –Джайлоо есть очень серьезные советские маршруты, достаточно места и для новых линий.

Кое что уже сделано для популяризации района. Весной 2014 года были оборудованы учебные альпинистские и скалолазные маршруты в окрестностях лагеря. Покупается снаряжение в прокатный фонд, строятся новые домики. Составляются описания на популярные альпинистские маршруты. Этой весной были пройдены две новые линии по скальному бастиону на Малый Замок – ближайшую к лагерю вершину. В этом году мы сделаем все возможное, чтобы рассказать о том, какие возможности для альпинизма имеются в этом незаслуженно забытом горном районе. Мы очень надеемся, что наши усилия приведут к росту посещаемости Дугобы.

Мы не хотели бы ограничиваться лишь статьями и описаниями по результатам похождений этого сезона. Планируются так же публикации по истории этого замечательного места. Если вы располагаете какой-либо информацией о славном прошлом альплагеря, фотографиями с туристических и альпинистских маршрутов, неопубликованными описаниями, можете присылать их на почту dugoba@dugoba.com, или оставлять в комментариях к статье, и мы постараемся использовать эти материалы для освещения истории и возможностей района Дугобы.

Дело хорошее, но трудное.
Это же учебный лагерь, поэтому и были популярными маршруты близлежащие.
Помню как нам в поощрение было разрешено сходить 2Б (на третий) на в. Акташ- 4970м
так это единственному отделению из 5 или 6 в 1982г. Нам было радости, почти пяти-тысячник посмотреть. Да и инструктору проветриться после троп на двойках....
Далекие 2-3-4 не ходили даже в 80-х...

Согласен. На далеких маршрутах ведешь отделение, и всю дорогу "на измене": а ну как отсюда пострадальца тащить. Но ведь никто не мешает стремиться))) К тому же, сейчас почти не ходят даже в Улитор (кроме Гандакуша по одному маршруту) и в Дугоба-Шигоу. А они не более дальние, чем ущелье Акташа, и даже более благоприятные в случае необходимости кого-то транспортировать.

В Дугоба-Шигоу есть Сурменташ. Он в отличии от всего вокруг выглядит очень монолитно и довольно сильно стоит (правда относительно короткий). Я его фоткал в 2013, но так и не дошел.
surmentash
А вообще надо признать, что в Дугобе за все интересным надо ходить относительно далеко.

Из близкого, но неизведанного, пожалуй, только пробить мультик на скалах кулуара Большого Замка

В целом да, не близко. А ты, случайно, массив Саук-Джайляу не рассматривал в качестве интересного? Кажется, на него можно выходить, не въезжая в лагерь и даже в анклав, и достаточно близко заброситься к стене на лошадках.

Про стенки в кулуаре Большого Замка думал, но далековато до них, и интерес они представляют только как скалолазные маршруты. А это можно и поближе к лагерю найти.

Нитка без масштаба Вот, например. 4-5 веревок, в 500 метрах над лагерем. И выводит к вершинному массиву Малого Замка.

Саук-Джайляу я рассматривал как интересное и Арчи-каныш рассматривал, но туда нужна большая туса заезжать. В двойке-тройке слегка стремно (хотя шансы быстро свалить малой группой из под Узбека или даже из-под Конструкторов тоже не сильно высокие). Если будет хорошая туса, я готов подорваться;)
Я смотрел линию правее с началом маршрута левее и выше скал, где старая шлямбурная дорожка была. Но мне кажется, что результат не стоит подвига. Скорее всего сильно ляжет, особенно если стараться лезть по самому простому пути. Но если жить в лагере все лето, а не пытаться в 2 недели уложить не укладываемое, то почему бы не сходить:)

На главном замке только скалолазанье, но если будет логично по лазанью, то не так он и далеко:)

Мне кажется, массив Саук-Джайляу остался недооцененным еще с первых лет его освоения. В 1977 г. туда заехала команда лучших питерских скалолазов во главе с В. Маркеловым, сделали несколько первовосхождений , но их маршруты не получили достойной оценки на чемпионатах. Казалось, должно было последовать активное продолжение в 80-90-е, но реально маршрутов появилось мало. Из Дугобы туда, конечно, далеко -это ведь боковое ущелье от Тополиной рощи в Арчи-Каныше, но как место для выездного лагеря или сбора очень перспективное.
Не знаю, куда сейчас доходит машина - в 80-е годы мы делали довольно далекие заброски на себе.