Норвежский велобомж-трип. Всем спасибо, все свободны!

Пишет liana, 08.08.2015 22:51

Как только девушки вошли во вкус, настало время возврата. Под финальный марш-бросок повело Лике Лебедь и Ире Морозововй у настоящих лордов постоловаться. О как! Дивитесь и собирайте ВАШИ вело-багажники. А уж банер с волшебной надписью Waste Food - no good! можно прямо перед выездом напечатать. Как вы понимаете, не помешает!
Норвежский велобомж-трип. Всем спасибо, все свободны! (норвегия, бомж трип, морозова, лебедь)

Мы уже на финишной прямой. А тролли все потешаются - то вымочат до нитки, то порадуют солнечной погодой. Короче, не скучаем.
Остановки, по-прежнему удивляют контрастами. Вчера ночевали на том самом озере посреди болота и ночью выскакивали из палатки, чтобы накрыть ее тентом, потому что пошел такой ливень, что в однослойной палатке начало моросить. Хорошо, что кроме нее мы взяли еще редфоксовский тент - он нас не раз спасал от погодных потех норвежских троллей.
Зато с утра мы полакомились за "лесным столом" морошкой и черникой. Правда, этот стол хозяева леса накрыли прямо в болоте, поэтому ноги промокли насквозь, но как говорится: "Любишь морошку - не бойся ноги замочить".
Королевская дача в Лилехаммере, мимо которой можно спокойно гулять. И никаких охранников, заборов и пр

А вот сегодняшняя ночь, наоборот, оказалась полной противоположностью: мы провели ее в гостях у пожилой четы - второго сына местного "лорда". Ужинали за большим столом - высокие стулья, столовые приборы, ножи и вилки, застольный этикет и светская беседа, - в общем, все по-лордски.
Ночевка у озера, где нам пришлось ночью выскакивать и накрываться тентом.
Да-да, оказывается, в Норвегии до сих пор сохраняется система "лордства". Есть владельцы земель, у которых более мелкие фермеры арендуют землю или работают на хозяйской ферме. Земля переходит по наследству к старшему сыну или дочери. Раньше было только к сыну, но теперь к старшему ребенку любого пола. Так что у нас тут состоялся светский раунд, изучение местной кухни и экскурсии в местную церковь и на овощные фермы. Заодно просушили вещи, которые полностью намокли в том ливне в болоте, перед тем, как двинуться дальше.
В петличке цветочек, который перед нашим отъездом мне подарил пожилой джентельмен - Тор, второй сын местного "лорда".

Едем мы теперь не спеша, лениво покручивая педали, так как дорога пошла уже знакомая - на развязках не плутаем, - поэтому времени выходит с запасом, чтобы не бояться опоздать на самолет. Можно спокойно останавливаться на очередной ферме, чтобы посмотреть процесс того, как норвежцы на своих маленьких холодных землях между холмов выращивают овощи и фрукты - картошку, капусту, лук, морковь и даже клубнику.
И много-много злаковых. Я раньше думала, что муку в Норвегию импортируют, так как тут слишком холодно для того, чтобы что-то росло. А оказывается, они сами все выращивают. В Норвегии, как нам сказали фермеры, примерно 40% собственных продуктов. На вопрос, как же здесь вызревают фрукты и овощи и даже клубника, нам ответили, что из-за длинного светового дня растения получают очень много солнца.
Три недели крутим педали, захотелось хотя бы подержаться за скалы :)

Ну и конечно, побывав на многих фермах, мы обратили внимание, что норвежцы очень тщательно и заботливо занимаются сельским хозяйством. Все очень ухоженное - и поля и стада. При этом многие сельскохозяйственные продукты выращивается без химикатов, а животных на фермах не пичкают гормонами и антибиотиками вообще - это запрещено законом!

Любопытно, что иногда (а может, и не иногда) норвежцы ездят в Швецию затариваться продуктами, где производство менее экологичное на крупных корпоративных фермах, зато продукты дешевле. Так что не только мы зачастили в «Финку» за дешевыми продуктами, но и норвежцы в Швецию. Интеграция)

А еще Лика за эту поездку собрала целый архив рецептов норвежских национальных вафель и прочей выпечки. Каждая из хозяек, с которыми мы познакомились, поделилась своими рецептами. А Кари, тетушка Хенрика, угостила тонкими хрустящими скрученными в трубочку вафлями, которые, как нам потом сказали, готовят для очень дорогих гостей. Она же показала старинную вафельницу, которую разогревали на открытом огне или на дровяной печке.
Лика собирает рецепты вафлей и кексов

Вообще приятно поражает радушие норвежцев и искреннее желание помочь. Стоит остановиться, чтобы посмотреть карту, или что там стучит или хрустит в велосипеде, как кто-нибудь обязательно спросит, не нужна ли помощь. А какой-то дядечка даже попытался в магазине дать 200 крон, когда мы в очередной раз спрашивали про просроченную еду. С трудом удалось объяснить ему, что нам деньги не нужны, что это у нас акция такая - забираем еду, чтобы ее не выкинули в мусорку :)
Кстати, выяснилось, что не только магазины выкидывают еду, у которой закончился срок годности. Фермы тоже тоннами выбрасывают свежие и качественные овощи – «не кондиция». Например, морковка не ровная и гладкая, а кривая, - идет на выброс. Только на одной той ферме, на которой мы были и, где нам показали весь процесс мытья и упаковки лука, очистки и упаковки чеснока, капусты и прочих овощей, за прошлый год было выкинуто 50 тонн такой вот некондиционной, но свежей и съедобной моркови.

Что касается нашей акции. Появились первые отклики - руководство сети магазинов KIWI, в которых нам чаще всего отдавали просроченные продукты, официально поддержало акцию Waste food - no good! Возможно, в дальнейшем это может стать подспорьем для других таких же, как мы, путешественников, которые решат помочь еде не оказаться выкинутой в мусорные баки.
А у нас появилась идея организовать такие же бомж-велотрипы в других европейских странах и посмотреть, как там обстоят дела с выкидыванием еды.

Акция Waste Food - no good! проходит при поддержке Red Fox Norge, Siglar Travel и Saga Voyages.

Спасибо нашим экипировочным спонсорам: Red Fox, Inov8, O3 Ozone, благодаря которым нам удается комфортно существовать в условиях норвежской переменчивой погоды; Julbo, благодаря которой мы видим дорогу даже в сплошной ливень, и Deuter, благодаря которому наши вещи не рассыпаны по норвежским дорогам, а техника надежно защищена. И я даже не утрирую.

Действительно в самый сильный ливень у нас не промокло только то, что ехало в сумках и у Лики в велорюкзачке Deuter, а велоштаны нашей питерской фирмы промокли даже сквозь специальные накидки от дождя - мы из них по литру воды вылили. Кроме того, одни из двух велоштанов уже начали разваливаться. Конструкция у них очень продуманная и хорошая, но исполнение полный отстой.
Но обо всех тонкостях велоснаряжения - после завершения поездки.

А пока спасибо Лене и Хенрику Хенриксен - они для нас как связь с Базой в альплагере. И Лиане Даренской, которая для нас как связь с "Большой землей", то есть с нашей родной Россией :)