Через Камчатку на лыжах. Фотоальбом.

Пишет SRomanenkov, 24.06.2015 16:24

Через Камчатку на лыжах. Фотоальбом. (Туризм, камчатка, лыжный туризм, ключевская сопка, Кроноцкое озеро, Налычево, вулканы)
В марте – апреле команда Турклуба МАИ прошла лыжный маршрут по Камчатке от поселка Ключи до Петропавловска – Камчатского. Ниже смотрите фотоотчет по итогам путешествия.

Весенняя Камчатка – край контрастов и потрясающего разнообразия природы и рельефа. Ледники полуострова соседствуют с вулканической пустыней. А застывшие реки ледопадов с реками лавы. Выбравшись из таежной долины заросшей непроходимыми кустами и лиственничными исполинами, попадаешь в настоящую полярную тундру, где гуляют ветра. Расслабиться и отогреться после бродов ледяных рек помогают горячие источники. Погода на Камчатке разнообразна как окружающие пейзажи. Пурги и снегопады – здесь норма. Колорита добавляют просыпающиеся после зимней спячки медведи. Одно здесь неизменно – дымящие вулканы и огромное количество снега.

Группа из 8 человек за 34 дня прошла 674 километра.
Получилась следующая нитка:

пос. Ключи – руч. Столбовой – лед. Средний – пер. Средний (2663) – плато лед. Эрмана – рад.восх. на влк. Плоская Ближняя (4057) – пер. Вулканологов (3274) – лед. Шмидта – р. Голубельная – р. Сухая Хапица – пер. Безымянный (1500) –– подъём на плато вулкана Плоский Толбачик (3057) – рад. восх. на влк. Острый Толбачик (3663) – спуск с плато на южный лавовый поток – р. Толуд – приют на р. Толбачик (заброска) – р. Лев. Толбачик – пер. Граничный (1019) – р. Андриановка – пер. Зуб Тумрока (1753) – р. Широкая – р. Сторож – Сторожевские источники – пер. на руч.Быстрый (855) – пер. на руч. Ключевой (848) – руч. Ключевой – р. Баранья – р. Лиственничная – Кроноцкое озеро – залив Узон – оз. Унана – р. Зелёная – пер. Узон (1016) – урочище Синий Дол – траверс хребта Борт (992) – руч. Широкий – брод р. Нов. Семячик – траверс СЗ склонов массива Мал.Семячик – рад. восх. к озеру на влк. Мал.Семячик (1400) – оз. Пересыхающее – р. Карымская – пер. на р. Крестьянская (756) – р. Крестьянская – брод р. Прав. Жупанова – брод р. Лев. Жупанова – вниз по р. Жупанова – р. Гаванка – брод р. Дзендзур – руч. к пер. Дзендзур – пер. Дзендзур (1490) – р. Шайбная – р. Порожистая – Таловские источники – р. Жёлтая – Налычевские источники – р. Горячая – р. Прав. Налычева – пер. Пиначевский (1162) – р. Пиначевская – пос. Пиначево

C климатическим разнообразием Камчатки мы столкнулись сразу по прилету. В то время как в Елизово (город, где расположен аэропорт) уже началась весна, о чем свидетельствовали лужи на улицах и бесснежные дороги, над Петропавловском, расположенном всего в 20 километрах прошел мощный циклон, заваливший город снегом.

За окнами машины, везущей нас к началу маршрута в Ключи, мы наблюдали то снежные склоны гор, залитые солнцем, то заиндевевший лес в облаках тумана, то почти бесснежные поля, покрытые свежим вулканическим пеплом.

По дороге мы тщетно пытались купить файеры для отпугивания медведей. Во время завоза заброски в поселок Лазо пообщались с местным старожилом – Юрием. Он сказал, что на большие группы людей медведи не нападают. Купили только детский пистолетик, стреляющий поролоновыми шарами.

Вид из поселка Лазо на вулкан Острый Толбачик
Ключи – это полувоенный поселок. Для его посещения иностранцам до сих пор нужно оформлять разрешение.
Перед походом, общаясь из Москвы с местными снегоходчиками по телефону, поразился, когда собеседник во время обсуждения направления пеплового шлейфа с Ключевской сказал: “Сейчас выйду на улицу, посмотрю”. Прямо из поселка открывается отличный вид на Ключевскую сопку. Впечатлявшись увиденным и решив поискать ракурс получше, полез с фотоаппаратом на крышу местного ДК. Но был остановлен бдительным полицейским тут же подъехавшим на УАЗике. Сошлись с ним на том, что Ключевскую увидеть случай еще представиться. И действительно, следующие десять дней мы провели среди вулканов Ключевской группы, обойдя сопку со всех сторон.
Вид из Ключей. Слева - Ключевская, правее - вулканы Средний и Крестовский.
Первоначально планируя заброситься к началу маршрута, в район плато Антарктида, на снегоходах, как делает большинство зимних туристов-альпинистов, поменяли планы. Вышли на лыжах прямо с окраины поселка, расположенного на высоте 15 метров над уровнем моря. Решили плавно втянуться в маршрут, набрать акклиматизацию и перестроиться на местное время.
За первые три дня маршрута мы запланировали выйти на плато ледника Эрмана, среди путешественников называемое Антарктида. Плато, расположенное на высоте 2650 метров, со всех сторон окружено вулканами. От Ключей до него около 44 километров, 2500 метров набора и один несложный перевал.
Еду на маршруте старались готовить на варочной печке, бензин взяв преимущественно только на высокогорную часть. В первые дни захватили с собой немного дровишек из леса. Все-таки с огнем уютней и теплей.

Прямо перевал Средний
На заднем плане вулкан Шивелуч
Обед
Учитывая приличное расстояние от Ключей до Петропавловска и нерезиновые сроки, решили, что первостепенно для нас пересечь центральную часть Камчатки. А будет время, постараемся куда-нибудь сходить, подняться. Запасных дней маршрут не подразумевал, погоду ждать было некогда. Всего запланировали несколько радиалок на вулканы.
Ключевская и Камень
Первый по плану выход на вулкан Крестовский (Плоская ближняя) (4057) по маршруту 2Б. Линию подъема наметили накануне по снежно-ледовому склону в обход ледопадов до плато и дальше по скально-фирновому гребню.

Вулкан Крестовский
Утром погоды нет. На улице дует и видимость 500-700 метров. Учитывая то, что Ключевская извергается и на нее сходить не получиться, а времени ждать нет, решили попробовать прогуляться к вершине, а там как условия позволят. Только начало маршрута – сил и энтузиазма еще много.
Подъем технически не сложен, но перепад высоты порядка 1500 метров. Перед выходом на предвершинное плато - настоящие бездонные трещины со снежными мостами. Для Камчатки это необычно. На гребне острые скалы из лавовой породы. Перед вершиной ветер усилился, сечет лицо, видимости нет, истратили несколько минут на поиск спускового гребня. В лагерь мы спустились довольные и нагулявшиеся.
Наутро по-прежнему низкая облачность – проступают только силуэты вулканов. Выбирая между вариантами спуска вниз и подъема на перевал Вулканологов, выбрали второй и не прогадали. Ближе к вечеру облака раздуло и нам открылись шикарные виды.

Подходя под взлет перевала, пересекли небольшие фумарольные поля. Земля кругом парит, под снегом образуются пустоты. Проход найти не так просто. В шутку для себя решили, что открыли новый вид препятствий в лыжном походе.

Плато Антарктида
К перевалу Вулканологов с плато Антарктида ведет ровный и длинный фирновый склон. На седловине – деревянный домик. Здесь впервые за маршрут у некоторых участников проявилась новая болезнь – избенка. Люди, неравнодушные к жилью, завидев домик издалека или зная о нем заранее, бегут со всех ног навстречу. На деле же ночевка в домике отнимает много сил затраченных на обустройство быта и слишком расслабляет. А зачастую ожидания и вовсе не оправдываются. Приют на перевале Вулканологов внутри был полностью забит плотным снегом.

Еще раз взглянув на Ключевскую, решаем окончательно отказаться от восхождения. Больших выбросов пепла нет, но дышать едким дымом, валящим из кратера желания никакого.

На восток с перевала Вулканологов круто стекает ледник Шмидта. На лыжах начинаем спуск левее, ближе к склонам Ключевской. Сначала едем осторожно, опасаясь жесткого фирна и большой крутизны. Но на склонах - шикарный пухляк. Начинается катуха. Антон – самый быстрый из нас. В телемарк креплениях и жестких ботинках он и с тяжелым рюкзаком нормально себя чувствует. Сбросив почти километр, останавливаемся ночевать в живописном месте с курящимися вулканами и морем облаков внизу.
Вулкан Овальная Зимина
Камень и Ключевская
Справа вулкан Безымянный
От лагеря съезжаем в каньон притока реки Сухая Хапица. Летом воды здесь немного, поэтому и ледопадов серьезных нет. Уперлись только в одну 5-7 метровую скальную ступеньку. Ниже долина расширяется и выходит на просторы вулканических полей – зимой открытой тундры.
Пройдя перевал Безымянный, выходим под склоны вулкана Толбачик, совсем недавно извергавшегося. Вокруг старые кратеры – прорывы и застывшая лава причудливой формы.
За спинами - вулкан Безымянный
Плоский и Острый Толбачики
Горка Звезда Толбачика и Острый Толбачик
В наших планах пройти траверсом вулкан Плоский Толбачик (3057) и сходить на Острый Толбачик (3663). Подъем на Плоский крутой и длинный. Пройдя нижнюю часть в лыжах, меняем их на кошки. Перед выходом на плато Толбачика глубокие трещины, которые хорошо читаются. Посреди плато огромный старый кратер – воронка с крутыми стенками.

На плато жесткий фирн, валяются огромные снежные глыбы и части наддувов, переброшенные ветром. Но нам с погодой везет – почти не дует и солнышко.
Дымят Ключевская, спрятавшаяся за Камнем, и Безымянный
Острый Толбачик с плато Плоского
Запомнилось восхождение на Острый Толбачик (3663). Великолепная погода и потрясающие виды на окрестные горы. Вокруг неземные пейзажи – дымящие вулканы, кратер Толбачика и лавовые поля.
Кратер Плоского Толбачика и вулкан Большая Удина
К вечеру этого же дня после спуска с Плоского Толбачик мы уперлись в лавовые поля. Огромное пространство черной и острой каменной породы, присыпанной местами снегом. Лава еще до конца не остыла и парила. Мы попытались было пересечь этот поток. Но снег покрывавший лаву даже под лыжами проваливался, обнажая ямы и колодцы. Острая порода царапала скользяк и саночки-волокуши. Приходилось долго искать проход в этом лабиринте. Засветло пересечь полосу лавы мы не успевали, а ночевать посреди нагромождения и дышать парами не хотелось. Решили возвращаться и обходить поля вокруг по руслу реки. На ночевку добежали к зоне леса и затопили печку.

Обеденная сушка
На краю лавовых полей. На заднем плане Толбачик
В лесу множество звериных следов. Снег проваливается, тропим лыжню. На реке Толуд прошли живописный каньончик.
В домиках на реке Правый Толбачик нас ждала заброска, завезенная снегоходчиками. Отсюда же уехал Антон. Ему на работу, а нам еще 24 дня приключений.

Дальнейшая нитка маршрута идет через два перевала в Восточном хребте – Граничный и Зуб Тумрока (название мы дали сами по названию соседних вершин, наверняка перевалы кто-то ходил летом, но с названиями путаница). Путь к перевалу Граничный идет вдоль русла реки Левый Толбачик. Река частично открыта, по берегам глубокая тропежка. Постоянно проходим и облезаем прижимы и каньончики, перебираясь через русло по снежным мостам. В верховьях долина расширяется и выполаживается.
Перевал Граничный – простой. Спускаемся быстро по снежному каньону – желобу.
Следующий наш перевал, расположенный в хребте Тумрок нам увидеть так и не удалось. Подойдя в верхний цирк под ледник с перевала – заночевали. Еще с вечера пошел снег. Всего за ночь выпало порядка 25 сантиметров. Утром ситуация не улучшилась, отсутствие видимости, ветер. Сидеть и ждать в такую погоду страшно, так как снега все больше и больше. Спускаться обратно по протяженным склонам и узким каньонам также рискованно. Решили, что безопаснее перевалить в широкую долину реки Сторож.
Не смотря на то, что в лавины мы стараемся не попадать, подстраховаться все же не лишне. У нас всегда с собой на лыжных маршрутах биперы, лопаты, щупы, лав. ленты.

Состояние склонов удовлетворительное. Досок нет, свежего снега пока не нападало в достаточном количестве. На перевальной седловине сильный встречный ветер почти сбивает с ног. На противоположную сторону карниз и фирновый склон. Основная проблема – сменить лыжи на кошки. Страшно даже положить рюкзак, ветер все уносит.

На седловине пер. Зуб Тумрока
Спускаемся пешком, отгоняя норовящие подрезать саночки. На выполаживании надеваем лыжи и скатываемся к реке.

Следующие три дня провели, поднимаясь по широкой долине реки Сторож. Здесь нас ждали первые за маршрут горячие источники. Поставив рядом палатку, устроили вечернее купание. Погода так и не наладилась – горы по-прежнему в дымке.
Долина реки Сторож. На заднем плане массив вулкана Конради

Перевалив пару локальных перевалов, спустились в долину реки Лиственничная. Следующие пять дней маршрута проходили по территории Кроноцкого заповедника. Руководство заповедника пошло нам на встречу и оформило группу как волонтеров. Мы получили поручение отслеживать следы разных животных. Зверья на Камчатке много, но человека все боятся. Видимо из-за того, что здесь много охотников. Лоси и козлы тут же убегают, лебеди – улетают, лисички вообще стараются не показываться.

Долина Лиственничной труднопроходима. Река вскрылась, а в лесу сыпучий и глубокий снег. Сначала перешли на тактику когда первыми тропят девушки, а более тяжелые парни дотрапливают. Затем первый начал тропить без рюкзака. Скорость не возросла, но стало легче и веселее. То и дело приходилось переправляться через небольшие притоки или облезать прижимы по стланику.
На берегу Кроноцкого озера нас встретили егеря заповедника. На следующий день пересекли озеро и начали подъем на перевал Унана. К вечеру погода наконец-то начала налаживаться, из-за облаков показались окружающие горы.

Кроноцкая сопка спряталась
Кроноцкий вулкан
Зима 2015 года была теплой, и реки вскрылись рано. Для того, чтобы выйти на отрог, ведущий к перевалу, нам обязательно нужно было бродить большую речку. Посовещавшись, решили заменить перевал Унана на соседний перевал Узон. Но избежать брода нам это не помогло. Склоны здесь рассечены глубокими оврагами и реками, идти вдоль которых сложно из-за постоянных прижимов. Мы старались двигаться по вершинам больших водораздельных отрогов. Чтобы выйти к нужному отрогу, перешли вброд речку. Зимой это удовольствие не из приятных. Девушкам повезло больше – их перенесли на плечах.

На заднем плане вулкан Тауншиц
На фоне вулкана Унана
Без этого постановку палатки не начинали
Перевал Узон расположен между одноименным вулканом и вулканом Тауншиц. Перевалив, из тайги попадаешь в тундру. На огромных открытых пространствах дуют ветра, метет поземка, видимость на десятки километров вокруг.
Слева массив вулкана Большой Семячик
Траверс хребта Борт
Вулканы Унана и Тауншиц
Траверсировав хребет Борт, вышли к реке Новый Семячик – первому серьезному водному препятствию на маршруте. Одна из главных сложностей камчатских бродов – найти выход на противоположный берег. На двух-трех метровую снежную стену из воды вылезти сложно, а копать долго и холодно.

Подойдя к Новому Семячику, с вечера занесли Настю на плечах на целевой берег с тем, чтобы она откопала место для выхода. А на утро всей группой перешли речку. Воды не много, чуть выше колена, но ширина русла порядка 40 метров.
Пройдя пару километров после брода, встретили медведя. Уже второго за последние дни. Если первый медведь, увидев нас, удрал, то этот уходить не стал. А отойдя чуть в сторону с нашего пути, гордо стоял и наблюдал. Тут уже нам пришлось скорректировать линию движения.

Если позволил себе испугаться медведя, то дальнейшего покоя не будет. Так как он и чует лучше и передвигается быстрее. Поэтому для себя решили, что мы если не сильнее зверя, то, по крайней мере, смелее.

В снегопадах, зачастивших последние дни, были и плюсы. Снег присыпал черный пепел в районе вулканов Карымский и Малый Семячик. Стало возможным нормально пройти на лыжах.
Из под Малого Семячика мы сходили в необычную радиалку не к вершине, а кислотному озеру, расположенному в кратере. Зеленого цвета озеро и зимой не замерзает.
Дымящийся Карымский вулкан правильной формы с черными от пепла склонами ассоциируется с фэнтезийным вулканом Орадруином. Местность перед ним прорезана оврагами и каньончиками.
К югу от вулкана расположен дом – база вулканологов. Здесь есть библиотека и мини бильярд. Система отопления и электростанция, к сожалению, уже не работают. Рядом с домом вулканологов расположены горячие источники, но зимой температура не очень высокая.
Перевалив через перевал на реку Крестьянская, начали спуск в долину реки Жупанова. Река течет по дну глубокой промоины – оврага. Снег вокруг черный от пепла. Здесь как бы проходит граница зимы и лета. Южные солнечные склоны практически бесснежные. Растаять снегу помог пепел.

Карымский плюется пеплом
Черные от пепла склоны
После обеда неожиданно для себя вышли к живописным пемзовым выходам. До похода мы слышали про них, но не знали точного местоположения.
Брод реки Жупанова – одно из основных препятствий всего маршрута. Мы бродили ее выше слияния правого и левого рукавов. Правая Жупанова поменьше, шириной порядка 50 метров. Ширина Левой Жупанова в месте брода – 104 метра. Еще во время подготовки в одном из отчетов о зимнем походе мы встретили фразу: «перебродили реку, слегка намочив трусы, предварительно положив их в нагрудный карман». Бродить зимой по грудь совсем не хотелось. Но к счастью, нам удалось найти место, где максимальная глубина была чуть ниже пояса. Чтобы справиться с течением, бродили парами, подстраховывая девушек. Первый участник шел в ледяной воде 4,5 минуты. После брода сразу поставили палатку, устроили горячий обед, растопили печку.

Внизу река Правая, маленькая, Жупанова
Брод, большой, Левой Жупанова
Долина реки Жупанова широкая и простая для движения. Кусты в основном засыпаны, а редкий березовый лес сложностей не создает. Под ногами весенний наст.
Чтобы не нервировать товарищей, друг другу говорили: "Лисичка прошла"
Прижимы на реке Жупанова
Реку Гаванка – первый крупный правый приток Жупанова нам удалось перейти по льду. А на втором притоке – Дзендзуре нас ждали приключения. Подойдя вечером к реке, решили сразу переправляться, так как утром температура ниже, да и не хотелось откладывать сложности. Я и Андрей три раза заходили в воду, но возвращались на исходный берег. Ширина потока была не большой (около 30 метров), но глубина по пояс при сильном течении не позволяла перейти реку. Пришлось ночевать, а с уже с утра искать более простое место для брода.
Из долины Жупанова мы через красивый обзорный перевал Дзендзур попали в Налычевскую долину. На южных склонах снега практически нет. Открылись кусты и стланик. Таяние ускорил пепел, выпавший в результате выбросов вулкана Жупановский. Медведи окончательно проснулись, повсюду много следов.
Внизу в долине следы снегоходов. Здесь расположены известные облагороженные человеком Таловские и Налычевские горячие источники. Местные спортсмены бегают сюда по выходным на лыжах через перевал (около 40 км в одну сторону).

Налычевская долина
Пиначевский перевал – последний на маршруте. Через него идет целая снегоходная дорога. Здесь довольно интенсивное движение.

На заднем плане вулкан Жупановский
На Пиначевском перевале

Небольшой ролик о походе от Насти Стаканкиной

Фотографии в посте мои, Андрея Жарова и Антона Лаврова. Видео съемка – Настя Стаканкина и Андрей Жаров.

Благодарим администрацию Кроноцкого заповедника за разрешение на посещение и поддержку.

Спасибо друзьям из компании Gabel за надежное и удобное снаряжение.

ОТличное повествование и фотографии, спасибо!

Сергей, невероятно вдохновляюще, спасибо!

Крутой поход! Наблюдая за вами, получше узнал Камчатку =)
Ну и фотки отличные. Повезло вам - было что поснимать ;)

Андрюха, спасибо тебе за освещение хода мероприятия. Сам, по возвращении, перечитывая материалы кое что новое по местам где ходили для себя узнал.

Круто, молодцы!

Камчатка - Район России Номер Один!

Красивые горы, отличные фото, замечательный отчет дружной команды.
Что еще нужно, чтобы хорошо провести вечер, сидя в интернете?

класс! и ни одного комара :)

Сергей, невероятно красиво!!!!
Спасибо за публикацию:)))

Отличная публикация, отличные фото! Спасибо!

Это что-то потрясающее!

КРУТО! Просмотрел (и прочитал) на одном дыхании. МОЛОДЦЫ!

Интересно читать!
Очумительные фотки!
Очень понравилось видео, песня в тему, - всё душевно!

Молодцы! Здорово!И написано хорошо - совсем не нудно, читается легко. А вот мы когда ходили по Камчатке, использовали старый добрый ОЗК. Учитывая, что каждый день было по десятку переправ, говнодавы, которые мы надевали прямо на ботинки, очень выручали. И ноги сухие, и труселя, и то, что в них :-) Highly recommended КАМЧАТКА 2009 083

Спасибо. ОЗК удобен когда много мелких речек. Но если воды по пояс, или река широкая, и товарищу его уже не передать? Каждому все-таки тяжеловато такой костюм таскать 35 дней.

Замечательный пост!!! Глаз точно не оторвать от фотографий!.И видеоролик прямо воодушевляет!!!

Щедрый подарок прекрасных снимков! Яркий текст. Стопроцентный материал для в группы "Творчество РИСКовчан".
По поводу длительных и частых бродов в талой воде по пояс и более... Брррр!!!... Всё-таки надо было бы продумать некое универсальное легко-собираемое плавсредство для лидера... Сейчас есть масса сверхлёгких надувных вещей, которые потом не жалко выбросить. С помощью верёвки, нескольких пар лыж, одного разборного весла (уж оно-то для группы в 8 человек не обуза!) и этих надувашек можно быстро соорудить приличный "поплавок" для челночной переправы... Мы для этого использовали надувные матрасики, на которых спали. (Тогда ещё не было карематов). Прекрасно выручали! Час возни стоил конечного результата.

Молодцы! Все бы такие группы к нам приезжали.

Середина лета, а я уже хочу в лыжный поход ))

Отлично и с юмором, фотки и короткий текст - отличная гармония. "Купили только детский пистолетик, стреляющий поролоновыми шарами. " :))))

Великолепно! И фотки, и рассказ, и видео - всё здорово!

СПАСИБО!

Завидую! Камчатку запоминаешь надолго...

Смотрел видео фильм ещё месяц назад и завидовал по-доброму этой великолепной восьмёрке!
Я не могу оторвать глаз от девчат.
Значит пришло время записываться в лыжный туризм!

СПАСИБО 2 !!!

Особенно ярко воспринимается этот отчет среди жаркого лета :-)
Спасибо! Шикарные фото, как и прошлые ваши :)

гвозди делать из этих людей)))
круто! и пройдено, и написано, и фото!

Большое спасибо за отчет. Супер! Фотки офигенные!
Если не сложно, напишите, что у вас за лыжи и ботинки? (про одного увидела - телемарки) Вернее даже, к чему из опыта пришли, что лучшее?

Специфика похода – великое разнообразие рельефа. Была глубокая тропёжка по лесу, был ледовый склон на пер.Вулканологов, крутые зафирнованные склоны на гребнях, случалась невероятная катуха по пухляку и долины, засыпанные пеплом. Конечно, к лыжам особые требования.

Тросиковых креплений и деревянных лыж не было ни у кого. У Антона были телемарки на широких лыжах, в ролике это он красиво пишет дуги. Были две пары скитурных лыж, у остальных обычные горные лыжи. Крепления – у всех силвретта разных версий.

Соответственно, у всех двух-рантованные двойные ботинки. Практически у всех – пластики. Очень полезной оказалась насечка под колодкой. На пологих подъёмах мазали мазью, на крутых – одевали камусы.

У Андрея Жарова был профессиональный камус, он его весть поход не снимал. Вот только сильно потёр его на пеплах и лавах.

Спасибо!
Пластики - скитурные или горные ботинки?
Насечка... ее вроде бы ни на одном типе упомянутых лыж сразу от производителя нет. Или была у кого-то?
Рассматриваю покупку лыж с насечкой, но отзывы разные, по каким-то моделям пишут, что лыжа совсем перестает скользить. Ну и с шириной никак ни на что не решиться :)

Смотрю на все это и заорать во все горло захотелось. Такая форма одобрения. Спасибо, авторы.

Прекрасный альбом ! Дух захватывает, когда представляешь себя на месте одного из участников ! МОЛОДЦЫ !

Это что-то невероятное!!!! Спасибо, что поделились красивым путешествием!!!!

Чем снимали?

Большая часть фото снята на зеркалку canon 650D, несколько фотографий на зеркалку Sony, еще несколько на хорошую мыльницу.

А признайтесь, как получили разрешение на проход заповедника? Денежку платили за сопровождение? В 2013-м нам его не выдавали ни под каким соусом - мы были готовы даже по-настоящему поработать волонтерами пару-тройку дней. Единственным вариантом было заплатить некую сумму, нам тогда непосильную...

Мы через заповедник прошли бесплатно. Изначально нам также предлагали сопровождение, естественно не бесплатно, но потом пустили так. На положительное решение могли повлиять следующие вещи:
- маршрут по территории заповедника запланировали скромный. Не пытались попасть в более строго охраняемые кальдеру Узона и долину Гейзеров. Так как понимали, что туда могут не пустить, тем более бесплатно. Пообещали пересечь территорию заповедника максимально быстро. Из-за того, что застряли в снегах на Лиственничной и вскрылись реки получилось 5 дней вместо 3х.
- Ходили зимой, когда все вокруг под глубоким слоем снега.
- Были на постоянной связи с дирекцией заповедника. Перед выходом на Кроноцкое озеро нас встретили егеря на снегоходах. В остальные дни созванивались по спутниковому телефону.
- Предоставили официальную бумагу от федерации туризма о том, что поход проводиться в рамках ЧР.

Необыкновенная красота!!!!!!!!!!!!!!

spasibo

Фантастика!! Спасибо!

Вот же ж красотища! Вам альбом надо издать по результатам такого похода. Фото просто супер!

Отличный поход. Фотографии-супер. Безмерно завидую))

Хороший поход и хороший маршрут. Все участники достойны на присвоение знака "Полярный Волк". знак Волка 01

очень интересно и красиво!!!

Красавцы!!!!

Молодцы отличный поход прошли! Завидуют вашей большой группе. Мы ходили этот маршрут вдвоем (фраза про трусы в нагрудном кармане - это моя). На Камчатке трудно найти много безумцев для такого похода. Очень удивили восхождения в начале маршрута! Круто! С палаткой, по моему, рискнули на высокогорную часть. Нас там накрыл очень сильный циклон и мы не смогли поставить полубочку и еле спустились живыми. А однажды на Камчатке я попадал в ветер при котором лежал на Фирне и держался руками за камень чтоб не унесло, иэто было у подножия одного из домашних вулканов.
Жаль что вас не пустили в Долину гейзеров, Узон, Нижне семячинские источники, это интереснейшие места на маршруте.
Пемзовые скалы про которые вы слышали находятся на юге Камчатки, на р.Крестьянской это не то.
Про лыжи с насечкой: отличный вариант Мэдщус эпох + камус . А вот мази с насечкам не совместимы. При выпадении свежего снега начинается подлип, а выковырять мазь из насечек уже не получится.
Удачных вам походов. Молодцы!

"...На берегу Кроноцкого озера вас встретили егеря заповедника. На следующий день пересекли озеро и начали подъем на перевал Унана. ..."

Как Вы пересекли озеро? В пересечении озера егеря оказывали помощь??

Пересекли по льду. Мы же зимой были :) Егеря помощь не оказывали.

zapа за что тогда спасибо?;-)

домик этот просто сказка, как из книжки Куваева вышел, как же мне было трудно заставить себя уйти дальше и не ночевать. На Лиственничной и Скале гораздо хуже