Памяти Сергея Калошина

Пишет Александр Дорофеев, 22.05.2015 19:54

Памяти Сергея Калошина (Скалолазание)

14 мая ушел из жизни один из лучших скалолазов СССР, многократный чемпион Союза, мастер спорта международного класса Сергей Калошин. Около 12 лет я пролазил с ним в одной команде, а зачастую и в одной связке, но свои воспоминания о нем я хотел бы представить не в виде списка его спортивных достижений ( а я считаю Сергея сильнйшим скалолазом СССР конца 70-х и начала 80-х, да простит меня за эту мысль Балезин), а как вроде бы свободный набор наиболее ярких моментов из собственной памяти, хотя и от достижений нельзя было не коснуться, а ребята из нашей федерации попросили вообще разместить дайджест его спортивных результатов. Но это в конце, а пока самое яркое из запомнившегося.
Итак в октябре 1970 года я, сооблазненный плакатом гласившим :- «кто хочет перезимовать летом – приходите в секцию альпинизма», на первое в том году собрание этой секции и пришел. Таких новичков как я оказалось человек 10. Как то так получилось, что с одним из новичков я пошел домой вместе и выяснилось что нам не только в одну сторону ехать, но и живем мы в соседних пятиэтажках – «брежневках». Мы жили по соседству, но не встречались просто так, дети урбанизации блин. Этого новичка звали Серега Калошин. Позже факт проживания по соседству стал поводом для шуток- что нам с ним первенство двора выиграть не легче чем скажем первенство города. Впрочем Алик Еремин (руководитель институтской секции) в основном увлекался альпинизмом, а развивать скалолазание его постоянно пытались чуть ли не принудить из крымской федерации – в Крыму тогда впереди были симферопольцы и ялтинцы, а из Севастополя никого в первых рядах не наблюдалось. Вот и скальные тренировки мы проводили на небольших скалах 17-го км, а летом ездили в альплагеря, причем новичком в Баксане и значкистом в Айламе я был вместе с Сергеем. В Баксане помнится у нас обоих было повышенное давление и Сергей предложил сбивать его поднявшись на Чегет и бегая там с утяжелениями. Это помогло и мы прошли курс. По Айламе запомнилось другое – после окончания смены мы пошли в село за аракой и несли обратно в лагерь 3 фляжки араки и 2 с нарзаном. У входа в лагерь стояла компания инструкторов, которая радостно поинтересовалась,- что мы несем в фляжках, а когда мы сказали что нарзан, возжелали попробовать. Сергей не сплоховал и протянул им именно флягу с нарзаном, а не с чем то иным. Почти по Швейку.
В 1973 мы ездили смотреть чемпионат СССР на скале Хергиани и после этого у нас еще более утвердилась мысль заниматься в первую очередь скалолазанием. Стали ездить на Хергиани, Ласпи и Батилиман на Кушкаю. С Батилиманом особая статья – когда в 1974 туда приехали проводить ЦС Буревестника, обратились в наш институт . Серега почему то не смог выбраться, а меня Пиратинский не допустил, потому что у нас даже первого разряда не было в тот момент. Я только готовил трассу индивидуального лазания, а потом тоже уехал и не видел как не попавший в финал Володя Лебедев подготовил маршрут, который пролезли только трое. Вот эта то стена , с нашей легкой руки названная Буревестником и стала нашим главным скальным полигоном. А на плите, на которой в основном и «линяли» финалисты ЦСа мы позже стали насчитывать более 30 «хитрушек», первопроходцем большинства из которых был конечно же Калошин. Такие тренировки не проходили даром и вскоре мы почуствовали что можем соперничать на более высоком уровне. Но увы далее был год военных сборов и диплома и спортивные результаты пришлось отодвинуть. Вспоминается например история, которую рассказал Миша Ситник. Проводилось очередное первенство Одессы, на финал первенства Мишу почему то не допустили и он придумал страшную месть – предложил в качестве показывающего Сергея Калошина, возможности которого уже хорошо знал, хотя он и не был знаком остальным одесситам. При этом Миша подговорил Сергея сделать трассу посложнее. Страшная месть состоялась – трассу, которую легко , без напряга продемонстрировал Калошин не смог преодолеть ни один из участников.
После окончания института мы перешли в «Спартак» и наконец то в 1976 году команду Севастополя допустили на ЦС «Спартака» Памяти Сергея Калошина (Скалолазание)
Севастопольцы в сборной укрсовета «Спартак» на мемориале Кустовского. Калошин- крайний слева
Меня правда ожидал облом – пришла повестка в армию и как я не пытался сбежать от нее – нашли меня и там, на скалах Довбуша. Для Сергея же это стало началом стремительного подъема. Никому не известный перворазрядник занял второе место на первой трассе и выиграл вторую, выступал за сборную ЦС на первенстве ВЦСПС, запомнился и там – шел в финале с лучшим временем, но вывалился с камнем. На следующий год – было звание чемпиона Украины и с ним и мастерский значок, неплохое выступление на чемпионате СССР. Так что когда я вернулся в 1978 из армии Сергей был уже одним из лидеров на Украине. Тем не менее на международные соревнования в Крыму в том же году его не включили ни в сборную СССР, ни в сборную Украины. Тогда слово взял начальник крымского КСС Владлен Гончаров. Он популярно объяснил организаторам соревнований, что если команду крымской КСС не допустят к участию в этих соревнованиях, то он просто их закроет (соревнования а не организаторов), как не соответствующие безопасности. Так Серега все таки попал на турнир, а прицепом к нему я и Юра Лишаев (Фантик). На длинной трассе Сергей показал второе время, в связке мы с ним были только третьими. Правда все это «вне конкурса». Еще Гончаров вспоминается тем что дал нам немного подзаработать – во время наших сборов рядом снимался «Экипаж» и Гончаров пристроил нас туда изображать афганцев, сыпавшихся со склона во время землятрясения. Запомнился оттуда «аэродром» размером с большой стол со стоящими на нем фигурками самолетов, за веревки тянули и стол разъежался – типа разлом при землетрясении, а также большие «камни» из папье – маше с которыми мы изображали суперсилачей. Памяти Сергея Калошина (Скалолазание)
«Афганцы» Фатчева, Калошин(присел) и Дорофеев.
Зато на следующие международные он уже был безусловным членом основного состава сборной СССР. Это было тем более важным, что именно тогда начало присуждаться в скалолазании звание мастера спорта международного класса. Вот первым мсмк и стал Сергей, выигравший первую же трассу. Балезин с Деминым немного позже и номера значков у них соответственно позже Серегиного. Я был на тех сборах, правда безусловным запасным, готовил трассы к прикидкам например и хорошо помню когда на второй день появилось несколько черных Волг из Севастополя, что тогда было безусловным признаком начальства. Эти ребята явно привыкли чувствовать себя важными персонами и приехали поздравить Калошина с высоким званием. Но пообщаться им удалось только со мной, Серега готовился ко второму старту и настоящей вип- персоной тогда оказался именно он. В перерывах между этими международными был чемпионат СССР-79 в Ласпи и на Кошке и Чемпионат ВЦСПС в Армении
1979. Памяти Сергея Калошина (Скалолазание) Чемпионат СССР. Изучаем маршрут на Кошке.
К сожалению не удалось найти хороших ссылок на чемпионаты ВЦСПС, но хорошо помню что в 1980 году в Армении Калошин не просто выиграл финал, но был фактически единственным, кто пролез маршрут чисто. На самый же триумфальный для Сергея чемпионат СССР 1981, где он выиграл все что проводилось, я не ездил, а писать обещал только личные воспоминания. Именно партнер Калошина по победе в связке в 1981 Коля Сулимовский и стал с тех пор постоянным партнером Сергея на соревнованиях высокого уровня. С 1983 года я ездил на соревнования уже либо представителем, либо просто наблюдателем. Так в 1983 году был тренером-представителем сборной города, которую впервые допустили к участию в первенстве Украины именно как сборную города. И мы с ходу стали чемпионами в командном зачете (это при том что сборная Крыма ни разу ранее в команде не побеждала). Лидером конечно был Серега. В 1984 связка Калошин- Темников выиграла на чемпионате Украины, а вторые и третьи места не присуждались – некому было присуждать, никто больше не пролез. Надо ли говорить что все места оказавшиеся непроходимыми для других первым лез именно Калошин?
Почему то вспомнилось еще как на одном из мемориалов Кустовского бывшие с нами в команде Рая Балалыкина и Галя (фамилии не помню) были недовольны тем, что при тренировки связок мы обращались друг к другу ну скажем ненормативной лексикой.. Ребята, просили они ,- ну называйте друг друга ласточками что ли. Слышавший все это симферополец Юра Черняев прокомментировал- какие ласточки, скорее птеродактили. Надолго не прижилось, но какое то время на лазание Калошина так и говорили - опять птеродактили разлетались. Вспоминается и один из видов тренировок, которые он придумал – в 9-этажке он нажимал кнопку последнего этажа в лифте, находясь на первом (тогда так можно было делать) и бежал так, чтобы к 9 –му этажу прибыть одновременно с лифтом. Спускался потом на лифте на первый и все начиналось сначала. Так несколько раз.
В те годы газета «Крымский комсомолец» проводила ежегодный опрос на лучшего спортсмена Крыма ( среди всех видов спорта). Так вот дважды таковым становился Сергей, хотя больше всего в те времена ценили «олимпийские» виды спорта, каковым скалолазание не было.
Об альпинистских подвигах Сергея могу рассказывать только с чужих слов. Так например читал в воспоминаниях Светы Недосековой о победе команды укрсовета в малых горах 1981 года. Лидером команды был конечно Сергей Калошин, что Свету несколько огорчило – ведь ей ни разу не удалось пройти первой Памяти Сергея Калошина (Скалолазание)
А поскольку я как акын – что видел, о том и пою, то предлагаю о других альпинистских свершениях рассказать кому то еще. Ну и под конец обещанный дайджест. Выписку предоставил мне Игорь Кавер, я ее лишь слегка отредактировал. Да, и там почему то нет вообще чемпионатов ВЦСПС, которые на мой взгляд выиграть было никак не легче чем чемпионаты СССР. А у Сереги там были победы и кроме упомянутого мной 1980 года. Итак:-
Историческая справка ФАиС Украины к 50-летию скалолазания в Украине
(спец/выпуск 2005 г.)

Сергей Калошин становился победителем сразу в двух, трех видах скалолазания (1977,1978,80, 83, 84, 85, 86, 87, 88 гг.) - всего 20 чемпионских титулов в чемпионатах Украины (тогда еще УССР)

Участие в международных соревнованиях на естественных скалах

1980 г. Третьи международные соревнования. В личном зачете поделили победу Сергей Калошин (Севастополь) и Валерий Балезин (Красноярск).
1981 г. X чемпионат СССР. Армения. Во всех видах у мужчин выиграл С.Калошин. Команда Украины - победитель. Чемпионами в связках стали Сергей Калошин и Николай Сулимовский (Киев). 1982 г. Четвертые международные соревнования в Ялте. На длинной трассе победил С.Калошин.
1885 г. Первый Кубок России в Кисловодске. В программу введены соревнования на трудность по коротким суперсложным трассам. В одном из видов победил С.Калошин.

Источник: личные воспоминания

Большое спасибо, очень интересные воспоминания!
Хочу добавить, что в 1983г. Сергей Калошин был основным забойщиком сборной Украины, совершившей первопрохождение маршрута Вербы на пик "Холодная стена" по центру С стены и получившей "золото" на чемпионате СССР по альпинизму в высотно-техническом классе.

Прочёл с большим интересом!
Да, были люди в наше время....

Интересно, но не могли бы Вы совершить небольшой экскурс в историю? Как тогда тренировались, какой сложности маршруты лазали, какие страны участвовали в международных соревнованиях?

Прощай, Сережа! Будем помнить, ты был лучшим!

Спасибо автору.
Саша, ты так душевно, искренне и ёмко передал свои воспоминания, что выдавливает и слезу, и улыбку сразу. (тем более, и ты, и я, и все наши - только что со вторых поминок по Сержу, девять дней...). Позволь, за тебя отвечу (хотя бы кратко) на просьбу Kostal об экскурсе в историю (из чьих-то прежних публикаций):

"В 1976 году в Гаграх в ущелье Юпшара состоялись первые международные соревнования по скалолазанию, проведенные по советским правилам Госкомспортом СССР. В соревнованиях приняли участие спортсмены из 8 стран. Среди них: Австрия, Япония, Франция, Румыния, Польша, ГДР, СССР, ФРГ. На этих соревнованиях впервые три советских спортсмена выполнили нормы мастера спорта международного класса: Демин А, Балезин В, Калошин С. Эти соревнования стали традиционными и проводились в 78, 80 и 82 годах на скалах Крыма. Это дало мощный толчок к развитию спортивного скалолазания в мире. В эти годы соревнования проходили на скалах крутизной 75–80 градусов по трассам длинной 60–90 метров в лазании на скорость. Преимущество советских скалолазов было подавляющим.
В 1982 году в страну приехала официальная делегация Федерации альпинизма Франции (ФАФ), в составе которой были вице-президент ФАФ Ренуа Бонар, Ив Болю и Ив Бланже. В эти годы женское скалолазание в мире не получило развития. На соревнования приезжают только мужчины. С 1982 года начинается развитие юношеского скалолазания. Соревнования проводятся по 4 возрастным группам: подростковая (до 12 лет), младшая (13–14 лет), средняя (15–16 лет) и старшая (17–18 лет).
В 1982 году была образована Федерация альпинизма России. В 1983 году в Красноярске был проведен первый Чемпионат России по скалолазанию. Абсолютными чемпионами стали красноярец Балезин В. и свердловчанка Шайгарданова.
В 1983 году ФАФ организовала международный сбор скалолазов "Праздник скал", на который приехали спортсмены из 15 стран мира. Очень интересно, при огромной зрительской аудитории, прошли показательные соревнования на скорость с участием наших альпинистов, покорителей Эвереста – Михаила Туркевича, Сергея Бершова, а также Александра Демина. Высший класс лазания на трудность показали французские спортсмены. И уже через год (в 1984-ом) на открытом Чемпионате СССР в Симеизе впервые в число призеров вошли зарубежные спортсмены – знаменитый француз Жак Годоф и немец Вольфганг Гюлих. К 1 января 1983 года было зарегистрировано 109 мастеров спорта СССР, из них 49 действующих. В мае 1984 года в Ялте состоялся последний 17 Чемпионат ВЦСПС. Командный Кубок навсегда остался у скалолазов спортобщества “Буревестник”. Абсолютными чемпионами стали Жирнова Ф. и Балезин В.
С 1985 года введены рейтинговые очки за выступления скалолазов на соревнованиях первого и второго класса. В феврале 1985 года в Кисловодске был проведен первый Кубок России. В октябре 1985 года в Ялте в рамках 13 Чемпионата СССР проходило первое юношеское Первенство страны по скалолазанию. С 1986 года начался пятый этап, характеризующийся развитием скалолазания как самостоятельного вида спорта. В 1986 году в состав руководящих органов Международной Ассоциации альпинизма был включен представитель СССР – Эдуард Мысловский.
В 1986 году наша страна – родоначальница скалолазания как мирового вида спорта – была удостоена чести организатора первого Кубка Европы по скалолазанию, который состоялся в Ялте с участием спортсменов из 14 стран. Обладателями Кубка стали Надежда Вершинина и Валерий Балезин из Красноярска, а чемпионом на короткой трассе стал Алексей Чертов, кото-рый до сих пор входит в состав сборной команды страны. В 1989 году за спортивные достижения, в том числе призовое место на Кубке мира, Алексей Чертов был награжден серебряной медалью Международного Союза Альпинистских Ассоциаций (UIAA). Вершинина и Чертов выполнили нормы мастера спорта международного класса, а Балезин подтвердил это высокое звание. Вершинина стала первой женщиной в Союзе, получившей это звание."

Игорь, не знаю где ты брал эту справку но там все верно кроме даты выполнения мсмк - это было в 1980-м, как я уже и писал здесь. Впрочем только сейчас заметил, что год в воспоминаниях я не указал - 1980 это точно

Летом 1981г. команда Укрсовета "Спартак" (рук. Эля Насонова) за день пролезла сев. стену Свободной Кореи по маршруту Беззубкина, заночевали рядом с вершиной. Первым лез Серёжа Калошин, и лез он в отриконеных ботинках (если кто помнит еще такие). В команде было 5 человек. Думаю, в двойке он бы и быстрее вылез...

Спасибо!

Большое спасибо! А почему Сергей так рано (практически в расцвете сил) ушёл из спорта?

Начались девяностые годы, развал СССР, развал экономики, развал спорта. Многие оказались на распутье,как и чем дальше жить. Многим стало не до спорта.

В 88-м Сергей участвовал в чемпионате Украины, стал 6-м в индивидуальном лазании

Поддерживаю Сашу Дорофеева и расскажу пару историй о том, что видел.
Чемпионат СССР, примерно 1983 год, в каком-то новом ущелье в Грузии, соревнования связок.
Мы с Вадимом Ивановым выступаем за команду Москвы.
За полтора часа до старта мы решили, что пора размяться. В поисках подходящей скалы продираемся по лесу, район новый, разминочных скал поблизости нет. Минут через двадцать находим подходящую стену с деревом в 25 метрах от земли, через которое можно потом продернуть веревку.
Я лезу с нижней до дерева, сажусь на него, собираю половину веревки в кольца и, забыв прощелкнуть её в карабин, бросаю вниз...
Ещё верёвка не успела отделиться от ладони, а злое волшебство уже начало свершаться, только что я был неустрашимым бойцом и вдруг, с неумолимой неизбежностью, я стал превращаться в анекдотичного отца Фёдора, сидящего посередине отвесной скалы.
Представляете ситуацию: все соперники с биноклями изучают маршрут по зацепкам (трассы были открытые, кто больше изучит, имеет больше преимущества), отстартовавшие уехали и спасать меня совершенно некому...
"Вадик",- говорю я грустно: "У нас есть только один шанс не попасть в спортивные новости и на ТВ (в то время про чемпионаты СССР ещё писали в прессе), беги к людям, найди там парня по имени Сергей Калошин и шепотом скажи ему, бросай свой бинокль, прекращай подготовку к старту, твоего друга заколдовала злая волшебница и требуется твоя помощь".
И что вы думаете?
Серёга проворчал, что-то короткое и неразборчивое, бросил все свои дела Республиканской важности (команда Украинской Советской Социалистической Республики), одел беседку и потащился с Вадиком в лес. И таки пришел и снял меня со стены...
Вот таким был Сергей Калошин.
Мало того, ещё и никому об этом не рассказал.

Спасибо Саша, отличная история в смысле характеристики готовности Сереги всегда прийти на помощь. Рад что ты еще в строю. Будешь в Крыму - звони может встретимся вспомним те годы и Серегу в том числе.
Митя

Вот, теперь в моей голове все встало на свои места. Митю то я хорошо помню, а вот насчет Саши были сомнения, может какой однофамилец, а может это "старость - не радость, здравствуй склероз", "все девушки уже на одно лицо" и т.п....
Нанёс, можно сказать, моральную травму.
А теперь вроде как опять помолодел, обязательно встретимся.

Сестра Сергея и ее муж опубликовали подборку фоток Калошина https://www.dropbox.com/sh/... Если кто нибудь вспомнит место и людей на этих фото просьба прокомментироватьN1Mcvzt5q8fTnY2EKRKbcHBR_d7QsFy08hOMBqrx6a0

Ссылка, к сожалению, не открывается.
А снимок замечательный, «завалили», буквально, на пару градусов. Да и то, скорее всего, случайно.
Слово «замечательно» относится в полной мере и ко всему посту со многими комментариями, которые часто не уступают основному тексту. Связь времён - 100%-ая.

Вот написал всё это, а потом вспомнил, что пост-то «памяти». Но уж больно всё живым выглядит. И наверное, это лучший вариант, когда человека так поминают.

Странно, действительно не открывается. Попробую еще раз https://www.dropbox.com/sh/g0rjqfq9zckk4t1/AADYI-o11TdB1G2z-6nNE2X3a?dl=0 Теперь открывается, проверял

C Серегой Калошиным было прикольно ездить на тренировки. У профессионального спортсмена не было выходных или будних дней. были тренировочные дни. И они были от первого до последнего числа каждого месяца. Сергей активно выискивал тех скалолазов, кто бы в будние дни ему компанию составил. В Выходные на скалах и так было многолюдно. Чаще его спутниками были отпускники из севастопольских секций или заезжие аскеты-одиночки. Довелось и мне несколько раз в компании с Калошиным лазать на Буревестнике в Батилимане. Это в студенческие годы 1977-1982. Серега говорил так: "Часик ты меня пострахуешь, часик - я тебя" Он за часик десять раз на Буревестник сбегает, а я 750 метров веревки в одну сторону выберу, и столько же в обратную выдам. Руки гудят. Когда Серега лез, только успевай выбирать. Спускали через пень строй фисташки заводя веревку. А веревка - капроновый рыбацкий фал 12-мм. На страховке не соскучишься. Серега лез быстро, казалось - на грани срыва. Интересно было наблюдать как он по разному обрабатывал зацепы. Приходил мой черед лезть. Хотелось те варианты попробовать что Серега лазал. За час успевал 3-4 раза подняться (старая привычка приврать в статье - 2-3 раза в лучшем случае). Не помню случая, что бы Сергей на моей страховке срывался не предупредив за ранее. Делали по три или четыре захода. Вот тогда просыпался настоящий интерес к спорту. Я не ставил высоких целей, лазал в удовольствие для себя. Но увидев упорство Сереги в достижении цели, начинал понимать, что вполне реально переходить на новый уровень. Концентрировать волю и внимание Сергей умел, как никто другой из скалолазов. Но и расслабляться умел на славу. Мною написаны в разные годы десятки статей о Калошине, сделаны и опубликованы сотни его фотографий. Все надеялся написать серьезную статью с воспоминаниями друзей. Увы, пока не собрался.

Владимир Илларионов. (Лохматый)

Спасибо! Суперпост!!!

Спасибо за статью! Спасибо за комментарии!

77-ой Новый год наша секция традиционно встречала на Мердвене, так сказать, выбирались "на снег". Сергей, зная это и, видимо для подстраховки, поздним вечером добрался до скалы Хергиани на тренировку. Вот только напарник его не приехал, ему пришлось ночевать под камнем у родника, а утром подняться к нам. Рассказал, как камнем и зубами, без ножа, сумел отрыть банку рыбных консерв ов себе на ужин.
"Страховщика" мы ему выделили. Целеустремленность его была на грани фанатизма.(. В хорошем смысле, понятное дело )

Вот нашел первые фотки Сереги Калошина.
Справа Саша Кучерявый, слева - Левин, в центре Калошин
Геннадий Василенко (Кеша) и Калошин
варится пунш
Калошин третий слева. Второй - Миша Бабич
Коля Сосновских (Калина) и Калошин
Слева Сергей,в центре Володя Дерябин, справа - Андрей Левин. Досыпали сахар, доливали вино, водку. Пробовали на вкус. спорили. Доливати и досыпали. Не беда что варщики пунша выпали в осадок первыми. Зато первыми и проснулись в новом году.

Придется еще поискать в альбомах и конвертах. Пока оцифрованных фоток нет. А сканеру моему кердык пришел.
Владимир Илларионов

Володя, а может лучше было бы разместить где нибудь отдельный альбом и дать на него ссылку?
И еще - хочу привести строки из замечательного стихотворения Константина Симонова. Мне кажется в тему:
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьёт.
....
Но всё, что между вами было,
Всё, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Сергею было тесно в рамках советской системы, его энергия и чувства били ключом.
Система в лице альпинистских чиновников пыталась его поставить на место, но судя по двум эпизодам, при которых я присутствовал, ей это удавалось с трудом.

На Чемпионате СССР в Ехекнадзоре в 1981 году, в Армении, я жил в одном корпусе с судьями.
И с первого же дня соревнований, на завтраке слышал постоянные пререкания между главным судьёй соревнований и представителем спорткомитета. Кто-то из них настойчиво убеждал другого, что Калошина надо дисквалифицировать и не допускать на соревнования, что он вчера ночью бродил по городу, на замечания начальства грубил и наверно был выпимши.
На параде-открытии всем спортсменам напомнили о моральном облике советского спортсмена и предупредили о суровых мерах к нарушителям спортивного режима.
После парада проводились парные гонки, и чемпионом в этом виде стал Сергей Калошин!
На следующее утро я снова услышал этот же разговор с добавлениями: "...ну и что, что чемпион, опять не ночевал в номере, правила для всех одинаковые, я этого не потерплю..."
В этот день Сергей выиграл индивидуальное лазание!
Тот же разговор, уже на повышенных тонах, состоялся и на третий день.
И то же самое произошло и на скалах - Сергей в паре с Колей Сулеймовским выиграли соревнования связок! И Сергей стал абсолютным Чемпионом СССР, выиграв золото во всех видах!
Не знаю уж, каждую ли ночь он не ночевал в номере, разминался ли красненьким в буфете или просто медитировал под звёздами, но то, что споры о его дисквалификации происходили каждый день, могу с уверенность подтвердить.

И ещё один эпизод из моих редких встреч с Сергеем.
На одном из наших трениовочных выездов в Крым мы жили в пансионате Изумруд.
В день отдыха я собрался поехать погулять в Севастополь и вышел на дорогу под скалы Ласпи, чтобы поймать попутку. Под рыжей скалой увидел Калошина с двумя большими бухтами верёвки.
"Привет,"- сказал он: "Поможешь мне навесить верёвку, скоро наши полазить приедут." При этом сбросил с плеча верёвку и стал её развязывать.
"Не вопрос,"- отвечаю: "Мне все равно делать нечего. Только зачем ты бухты разбираешь? Их же наверх надо тащить."
"Сейчас узнаешь," - говорит он. Потом привязывает к себе конец верёвки и говорит: "Я сейчас верёвку в трос продену, а ты привяжи пока вторую сотку и меня потом вниз опусти."
С этими словами подходит к скале и начинает неспешно лезть, напевая:
"Мой маленький плот, Свитый из песен и слов, Всем моим бедам назло, Вовсе не так уж плох..."
Так и залез до верха, примерно метров 90, без единой точки страховки!
Я стоял, глупо улыбаясь, не веря в реальность происходящего, разбирая барашки на жесткой верёвке. Увидеть это в нашей стране, и не в кино, а наяву, да ещё вот так между делом, экспромтом, да ещё со стометровым тяжелейшим хвостом 12-ти миллиметровой советской статики... Это было из области фантастики, эпизод из будущего, окошко в другой мир...
Вот таким, как сейчас бы сказали "не в формате", был Сергей Калошин.
Это было не его время...
Но и в то застойное время, он сумел проявить себя и остался в памяти всех, кто его хоть немного понимал.

Лазание без страховки было частью его тренировок.Но он особо это не афишировал. Как-то я похвастался ему, что сводил студентов на "Интеграл" (Куш кая ),он ответил, что ходил его с мешочком канифоли ( про магнезию тогда не знали, а в переводных статьях содержимое мешочков называли тальком )

Мой друг Александр Щербаков рассказывал, что Сергей выходил с работы, садился на форосский автобус, ехал до Батилимана, забегал на Куш-Каю по "Интегралу" и успевал на тот же автобус, возвращавшийся с Фороса. Говорил, что самое захватывающее было - бег вниз по тропе, успеет или нет. Потом возвращался на работу, как будто в коридор вышел. Они оба в 80-х годах в Морском Гидрофизическом институте работали.

Да уж, насчет "морального разложения" тогда блюли. Хотя были и официальные банкеты после окончания. На одном из таких после международных, кажется 80-го, один вежливый человек попросил нас не общаться особо со спортсменами "западных" стран. Мы конечно наплевали и продолжили неофициальную часть банкета в номере ФРГ-шников в гостинице "Ялта". Кроме нас с Серегой там еще Миша Туркевич разлагался помнится. А вот после ЦСа в Пятигорске ( ориентировочно 80-й тоже) бдительный представитель спорткомитета поймал за таким же "разложением" компанию во главе с Серегой, обещая послать "телеги" в наши местные спорткомитеты. Утром мы долго веселились, потому что я продолжал морально разлагаться в другом номере и оказался как бы "чист". Впрочем при тогдашней репутации Сергея даже если такая "телега" и пришла, она наверняка была бы выброшена в мусорную корзину.

"Володя, а может лучше было бы разместить где нибудь отдельный альбом и дать на него ссылку" - Наверное лучше так, как есть. Фото на виду, и рядом комментарии. Не запутаться.
Уточняющий вопрос: Имел ли Сергей какое-нибудь отношение к первой пробивке Красного Камня? Реально не знаю, но почему то кажется, что имел.

Насколько мне известно впервые там пробивались маршруты к соревнованиям связок ВЦСПС 1972 года в чем он участвовать естесственно не мог. Вообще отношение к пробивкам у него было неоднозначное. Так он долго возмущался когда пробили часть маршрута вверху форосского Паруса. Мы там и так лазили без всяких пробивок

Возмущался - мягко сказано, только не пробивкой, а долбленками на Парусе, Сергей верил, что скалолазы будущего будут лазить намного лучше.

Чудесный пост памяти получился! Спасибо Александру и комментаторам!

А ведь действительно пост памяти. И не только в смысле пост- как сообщение, а и в более известном смысле слова пост. Не пост№1, но все же. А все кто вспоминает - как бы часовые на посту, часовые охраняющие память. Может слишком высокопарно звучит, но так уж подумалось

Может слишком высокопарно звучит - Нормально звучит. Пока мы помним человека, он среди нас.

Светлая память!
Имел счастье общаться и тренироваться рядом в а/л "Артуч" в 1979 году.
Кстати,он,как и мы(бакинские второразрядники),был там без путевки и считался рабочим альплагеря.

Спасибо, очень интересно узнать о таком замечательном человеке

Видел однажды, как он лезет на соревнованиях.... до сих пор перед глазами - гармония его движений... Не сохранилось ли у кого-нибудь кинопленка (видео??) с его лазанием??? Увидеть бы еще раз...

Раз до сих пор нет ответа, наверное не сохранилось. Дело в том что в те времена практически не было ни у кого любительских кинокамер, а о профессиональных мне известен только один случай - снималась для телевидения передача экологической направленности. Что то вроде "человек и природа". Снимали там и Калошина. Сам так и не увидел ее, а те кто видел говорили что Сергей там несколько секунд в кадре, так что вряд ли можно технику рассмотреть.

...Что знаем о смерти,
в жизнь веруя истово?
Что каждый, однажды шагнув за порог,
Уносит с собою все то, что не высказал,
Все, что не успел,
что не уберег.
Смотрите. Смотрите! Смятенно и пристально!
Оттуда, куда эти люди ушли,
Спускаются белые хрупкие истины
На темные улочки грешной земли.

Эти стихи принадлежат днепропетровскому альпинисту, геологу, поэту, барду Михаилу Перлову, жизнь которого оборвалась на Ушбе в 1982 году. Возможно, постоянно рискуя, он понимал, что эти слова могут иметь отношение и к его биографии.
Михаил прожил короткую, но яркую жизнь, успев много сделать. Но еще больше сделать не успел. Как и его севастопольский ровесник Сергей Калошин, переживший Михаила на 33 года.
Доброй им встречи на небесах! А нам – доброй памяти о них …

Серега всегда был душой компании будь-то стоянки в Батилимане или на Парусе или сборы в горах или фороский автобус. С ним было интересно. Лазил он много и часто на неделе искал партнера для страховки. У меня был "свободный" график на работе, и одно время мы часто вместе выезжали полазить в Ласпи или на Буревесник. Не всегда, но довольно часто - по настроению, веревку он навешивал снизу - как здесь уже рассказывали. Было страшно на это смотреть, особенно, на Буревестнике.Slide (1)
Первопрохождение на Орлином залете
Slide (3)
Там-же. Серега терпеливо ждет наверху, когда я к нему доберусь.
Slide (2)
Сергей Калошин и Гена Василенко на п. Коммунизма. Снаружи серьезно дует и следующим утром всем придется спешно спускаться с п. Душанбе.
Светлая память им обоим.

Сергей действительно был впереди того времени. Смотреть его прохождение трассы было огромное удовольствие и "белую" зависть. Неоднократно встречались на соревнованиях. Помним тебя Сергей.

Помню как Он нам демонстрировал маршруты на ,,Крымской весне - 83,, ... В кроссовках. После таких демонстраций ну очень хотелось лезть быстро и без срывов ;)

Насчет его упорства и целеустремленности вспоминаю еще вот что. Когда мы первый раз были на красноярских Столбах, нашим проводником был "дядя Коля" Молтянский. Он показывал нам все самые интересные "хитрушки". Скалы на Столбах были для нас непривычны тогда - другая структура, другое трение. Тем не менее Серега не отходил ни от одной "хитрушки" пока не получалось ее пройти, хотя иногда приходилось делать довольно много попыток

А мне вспоминается потрясающее чувство юмора,
И Калошина и Мити Дорофеева.
Митя после своей армии ходил по Батилиману в шинели с отрезанными рукавами и юбилейной медалью "60 лет ВС СССР". Сергей освоил трюк- пользуясь только пальцами ног открывал коробку спичек, доставал сигарету и прикуривал от зажженной спички-шлифовал работу ног)))

Начав тренироваться в секции Севастопольского приборостроительного института под руководством моего близкого друга и соратника Алика Ерёмина (покинувшего нас осенью 2014. Вечная ему память!). Сергей в 1975 г. официально перешел в секцию Юрыбхолодфлота (Спартак), которая была мной создана в конце 1974. Он официально оставался членом нашей секции до конца своих выступлений.
Весной 1975 г. на первенстве Крыма Сергей выполнил 1 разряд, но, не помню почему, в сборную Крыма его не взяли на первенство Украины. Стремительный взлет его, как спортсмена, начался в 1976 г. на первенстве ЦС "Спартака" по скалолазанию (скалы Довбуша), где он стал чемпионом, поразив всех. Удивил всех своим уровнем тогда и Митя (А. Дорофеев), неплохо выступили девочки (Нина Масягина, Света Боженко, и, кажется, Рая Гафарова)....на ЦС могли выступать только сборные республиканских советов, но...я тогда был председателем городской федерации альпинизма и скалолазания и городской спартаковской секции, которую и тренировал на общественных началах. Незадолго до этого я подружился с Юрой Емельяненко, который тогда был гостренером СССР по скалолазанию. Он то и помог через В. Шатаева тому, что, в виде исключения, к соревнованиям допустили сборную Севастополя... Горсовет "Спартака" (А. Маркин), скрепя сердцем выделил на поездку деньги. Позднее А. Маркин нас всегда поддерживал и спокойно выделял деньги, зная что мы не подведем.
Когда мы туда приехали (я как тренер-представитель), помню, В. Шатаев, когда мы сидели за обедом за одним столом, только заехав, пренебрежительно спросил меня: "И что какой-то Севастополь будет конкурировать со сборными республик?" Уверенный в команде, я ему ответил: "Подождем выступлений...". Команда Севастополя заняла тогда 5 место, опередив сборные большинства республик. В конце соревнований В. Шатаев задал другой вопрос: "Откуда в Севастополе такая команда взялась?" После этого - участие Сергея и других наших на первенстве ВЦСПС, где Сергей опять победил...Всем стало ясно, что взошла новая звезда скалолазания.
В предыдущих комментария вкрались некоторые неточности, постараюсь их исправить. В одном из комментариев написано, что Сергей, как и Александр Щербаков, работал в Морском гидрофизическом институте. Это не так, Сергей там Никогда не работал. После побед на ЦС Спартака, я смог убедить руководство Югрыбхолодфлота, что необходимо дать Сергею возможность стать профессиональным спортсменом-скалолазом. Мы с Сергеем тогда обсудили его планы, и он этого захотел. В конце 1976 г. Сергей был официально принят инструктором физкультуры Югрыбхолодфлота без дополнительных нагрузок - только тренироваться и побеждать. В Югрыбхолодфлоте он и получал зарплату до середины-конца 1980х.
Написано "Сергею было тесно в рамках советской системы..." Сергею тесно было бы в любой социальной системе, он с определенного времени не признавал никаких ограничений для себя. Возможно, что это и было тем основным, что содействовало ухудшению его здоровья и смене, скажем так, приоритетов, что и привело к тому, что он рано "завязал" с активным спортом...
Сергей не был ангелом, он был очень неоднозначным человеком, но мы помним его, прежде всего, как выдающегося спортсмена-скалолаза. Пусть пухом ему будет земля....

Придется Коля и мне немного тебя уточнить. Первый разряд мы с ним выполнили не на первенстве Крыма, а на соревнованиях в Ласпи (не помню как уж они назывались) где заняли два первых места. Там действительно участвовали и самые сильные на тот момент крымские скалолазы. На Украину мы могли попасть и в 74-м и в 75-м, но как я уже и писал - военные сборы в первом случае и защита диплома во втором помешали

Митя, спасибо тебе! Вспомнили Серегу, вспомнили друзей старых, себя в те годы, и словно помолодели, вернувшись в прошлое!

Есть такое дело, Миша. И кстати вот еще что вспомнилось, связанное с одесситами. Году в 75-м мы с ним поехали тренироваться на скалу Хергиани и увидели ребят, которые там уже лазили. Это оказалась одесская команда - Сережа Сипкин, Руслан (фамилии не помню), Саша Рыбина и Марина Полина. Лазили там они уже не первый день и вскоре должны были уезжать, но поделились с нами наиболее интересными маршрутами и хитрушками, в том числе и теми которые они так и не смогли пролезть, но места казались им проходимыми. Сергей Калошин в итоге пролез все, в том числе и те которые пройти никому не удалось. В конце один из одесситов сказал - "да это Хергиани какой то ей богу"

Руслан- это Демьяненко. В 1975 г (могу немного ошибиться) после ВЦСПС он остался в Крыму бичевать, жил под Буревестником, ел чем угощали скалолазы, много лазал. Так прожил год, затем приехал к нему я, и мы еще год бродяжничали, скрываясь от ментов и законов О тунеядстве и О бродяжничестве. Часто к нам присоединялся Серега Калошин и мы лазали вместе. Тогда и произошел случай, о котором ты вспомнил выше, с постановкой трассы на чемпионате Одессы, когда нами подготовленную трассу Серега легко продемонстрировал, но никто из участников так и не прошел! Рыбина стала Старицкой, Полина - Феновой. Часто приезжают в Батилиман. Ну а скала Хергиани - стала сейчас местом базирования Нашей Школы.

Митя, у тебя одно на другое наложилось в памяти...в 1975 г. первенство города проходило в Ласпи без Сереги, он был на практике в Ленинграде. Тогда побеждали ты и Шура Гущин, я еле занял тогда на какой-то трассе 3 место и после этого, насколько помню, не выступал, решив, что очень тяжело совмещать реальное тренерство и выступления. Иногородних тогда тоже практически не было, тем более мастеров, они стали к нам приезжать на первенство города и выступать только в 1978 г. (скалы 40 км). Те соревнования в Ласпи, которые ты вспомнил, были "Приз Крымских партизан", году в 1978-1980. 1 разряд в 1975 г. Серега выполнил на первенстве Крыма, я его ему потом помогал его оформить.
Чтоб вспомнил лучше первенство города 1975 г., напомню: тогда ночью какой-то пьяный не наш хмырь пытался лезть на маршрут, а ты его пару раз пытался отговорить, а потом использовал какую-то физическую передачу ему этой мысли. На следующий день он инициировал поиски "пострадавшего" в дыре-расщелине под смотровой площадкой...
Вспоминаются другое открытое первенство города, я был главным судьей, в Батилимане (где-то 1979-1981, нет времени порыться в своих архивах и уточнить), где участвовало много приезжих мастеров, почти все крымские. Серега везде победил, да с таким отрывом, что по набранным баллам ни один мастер не показал результат, подтверждающий что-либо выше 3 разряда. Все трассы мы тогда подготовили совершенно новые, по которым и близко никто до этого не лазил....тогда это особенно никого и не удивило.

Ссылок на ВЦСПС так и не нашел, но зато нашел свою старую тетрадку в которую записывал результаты соревнований, в которых участвовал или хотя бы наблюдал их. Итак: - чемпионат СССР 1977. Парные гонки - Калошин -4,41, Туркевич -4,44. Но Калошин получает 6 баллов штрафа за спуск дюльфером и откатывается назад. 1978 чемпионат ВЦСПС - чемпион в индивидуальном лазании и в финале. 1980 ВЦСПС в Армении. Про победу в финале я уже писал, кроме того 2-е место в парных и первое в индивидуальном. В связках я его подвел- сорвался, но вот что интересно - несмотря на "баранку" в связках у Сергея 4-е место в многоборье

В начале 80х по 2-3 месяца жил в Крыму под Буревестником, лазил.
Сергей для меня был тогда сильнейшим скалолазом и альпинистом Союза.
Его свободный стиль хождения тогда был фантастический.
.....

f_3 Как еще одна иллюстрация к посту. 1980 Международные соревнования в Крыму. Сборная ССР и они же первые в стране мсмк по скалолазанию (слева направо) - Калошин, Балезин и Демин

Наткнулся на перепечатку этого поста на украинском спортивном сайте: -http://4sport.ua/media?id=22359
Ссылка на источник там имеется и текст без изменений (правда первый вариант, позже я редактировал). Но изменен заголовок - добавлено "выдающегося украинского скалолаза" Я не специалист по этике, но мне кажется что можно было делать свой такой заголовок, а дальше уже цитировать пост полностью как он есть

№20Мне прислали еще немного фоток. Это Калошин в 1975-м. На скалах 17-го км мыготовились к состязаниям спасотрядов

Только узнала, что Сергея не стало. Знала его лично, хоть и не близко. Пересекались на тренировках-сборах-соревнованиях в конце далеких 80-х... Ох и крут он был, во всех смыслах, и обладал очень узнаваемым стилем лазания. У меня была пленка, которую отсняли корреспонденты Симферопольского ТВ в самом начале 90-х, уж не помню, что там за сюжет, но Сергей там был точно. Не знаю, сохранилась ли, надо по коробкам посмотреть. Человек-легенда, очень жаль, что ушел.

Из ялтинцев Маргарита (бывшая Темникова) приезжала на прощание, странно что не знали. А пленку очень интересно было бы посмотреть, если найдете опубликуйте или перешлите мне, его сестра собирает фото и видеоматериалы о Сереге

Я с ней не общаюсь. Пленка была 8 мм, от кинокамеры, так что опубликовать не смогу, даже и снова просмотреть тоже. Если найду - дам знать. Материал вы опубликовали чудесный, почитала, посмотрела фото, как в юность вернулась. Спасибо.