Схватывающий узел при спуске
Схватывающие узлы вяжут из куска репшнура толщиной 6–7 мм. Они — предшественники жумаров. С появлением жумаров альпинисты стали значительно реже подниматься на узлах по верёвке, однако в остальных областях схватывающие узлы не уступили своего места.
О прочности схватывающих узлов есть статья на Риске — схватывающие узлы.
Кому-то тема схватывающих узлов набила оскомину. А мне нет. К нам иногда приезжают люди, которых совсем недавно научили вязать схватывающие выше спускового устройства. Сейчас я объясню, почему лучше вязать его ниже.
Опираясь на опыт, мы в альплагере Туюк-Су показываем два схватывающих узла — пруссик (с тремя оборотами) и обмоточный (французский). Пруссик удобно вязать одним концом репшнура (иногда приходится), и он остаётся там, где его завяжешь. Обмоточный быстро вяжется и легко снимается с верёвки.
Французский схватывающий:
Возьмите репик
И «тупо намотайте» на верёвку
В зависимости от диаметра верёвки и репшнура, сделайте от 3 до 6 оборотов и состегните карабином
Пруссик:
Возьмите репшнур
Обведите вокруг верёвки
Три раза
Затяните и узел готов
Для чего вязать схватывающий узел при спуске? Чтобы остаться на месте, когда отпустите верёвку.
— Я не отпускаю верёвку!
Экстремальный случай: на голову/руку упал камень. Более обыденная ситуация: при спуске вам понадобилось остановиться и распутать верёвку или сделать станцию. Можно заблокировать корзинку/восьмёрку, но это требует навыка и времени. В случае со схватывающим узлом не нужно дополнительных действий.
Существует два способа:
1. Схватывающий выше спускового устройства
2. Схватывающий ниже спускового устройства
Первый способ устарел. При расположении узла выше спускового устройства вы повисните на нём. Пруссик затянется и придётся потратить силы и время, чтобы его расслабить. Обмоточный вязать выше спусковухи неудобно — он получится слишком громоздким. Я не буду описывать этот способ.
Сверху нужно вязать только если предстоит проехать через узел. Об этом напишу в одной из следующих статей.
Второй способ (узел ниже корзинки) удобнее. При таком расположении на него приходится только та нагрузка, что остаётся после спускового устройства.
Поясню: если вы весите 70 кг и спускаетесь просто держась руками за верёвку, то на них придётся нагрузка в 0,7 кН. Если спускаетесь на корзинке, то, по данным исследований, руками нужно держать в 7 раз меньше, то есть 0,1 кН. Так и с узлами.
Схватывающий ниже корзинки можно завязать двумя способами:
Пристегнуть его к ножной петле обвязки:
Пристёгивайте узел ко внутренней стороне ножного обхвата. Так, чтобы карабин не ложился на пряжку. Большая часть обвязок оснащена быстро зятягивающимися пряжками, которые расслабляются от тряски.
— Погоди-погоди, петли на ногах ведь не для этого!
— Да. Однако на них приходится нагрузка, оставшаяся после корзинки.
Вынести корзинку на отдельную самостраховку, а схватывающий пристегнуть к центральному кольцу на обвязке:
Оба способа приемлемы, и имеют как плюсы, так и минусы.
Чтобы пристегнуть схватывающий к ножной петле не нужно дополнительных действий или снаряжения, кроме, собственно, куска репика, связанного кольцом. Зато если вынести корзинку на отдельную самостраховку, схватывающий узел будет пристёгнут к силовой петле.
Если у вас почему-то нет куска репшнура (что странно) или на худой конец петли из стропы, используйте для подстраховки жумар. Вот так:
Встегните зажим выше спускового устройства, и пальцем отодвиньте кулачок. Помните о разнице между отодвинутым и открытым кулачком. У этого способа есть пара больших минусов:
Если повисните на жумаре, будет очень неудобно возвращаться к спуску. Чтобы отодвинуть кулачок на жумаре, нужно его разгрузить. А вы на нём висите. Придётся либо подтянуться, либо достать второй жумар, если он есть.
Под большой нагрузкой жумар сорвёт оплётку с верёвки.
Постарайтесь не использовать механические зажимы в такой ситуации. И носите с собой кусок репшнура, он рано или поздно пригодится.
Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает. Его нужно держать между большим и указательным пальцами. Вот так:
Ниже речь об обмоточном, используйте его для самостраховки при спуске.
Чем толще верёвка, тем меньше оборотов репшнура. Чем толще репшнур, тем больше оборотов.
Если сделаете слишком много оборотов, вы не поедете вниз.
Итог: вяжите французский (обмоточный) схватывающий узел ниже спускового устройства: на ноге или центральном кольце. Оба способа просты и повышают безопасность при спуске.
— А сам-то ты так делаешь?
— Да, я всегда использую схватывающий при спуске. Это удобно.
2. "Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает." - это условие только для верхнего прусса! Нижний, зажатый в кулаке, будет тормозить спускавуху кулаком!
UPD: кто минусует, хоть поясните, в чём я неправ?
Кстати, в том случае восьмерка исчезла с веревкой перекинутой через шейку, или как?
Прусик под восьмеркой/шайбой использовал не для страховки, а для автоблокировки, для продолжительного зависания. Давно его прекратил крутить, так как научился свободные концы веревок наматывать на левую ляжку, прокинув их за спиной (типа ваще круто).
Для страховки, именно когда страшно, что что то отвалится или выщелкнется, ставлю карабин короткого уса над спусковухой/в большое кольцо восьмерки. Главное, что бы карабин был меньше спусковухи :)))
Вот-вот перейду на последние модификации шайб Штихта, которые и дешевы, и легки, и с функцией блокирования, и для двух веревок с большой вариацией толщин :)))
***
Это каких именно? Нубам такое можно? Я узел полубахмана вместо жумара использую. А тупую спусковуху себе не присмотрел. Восьмерка больно муторно, надо ее контролировать да и слабое местечко есть. Григри капризная и зависит от диаметра веревки. На учебном тупющем спуске для безруко-безногих и безголовых инвалидов все это получается, а не на учебном? Своя-то тупизна никуда не теряется. Не по вертикали на том же полубахмане и спускаюсь. А по вертикали наверное еще стремя можно сделать и прус.
Сам пользуюсь. Один минус - "слететь" стремительно как на стакане типа ATC на ней не получится.
Разрушение спускового устройства - это случай из ряда вон.
Не знаю как насчёт "сломаться спусковуха" у меня этого не разу не было, слава Богу. У меня лопнула спусковая верёвка выше спусковухи)))). Слава Богу, пролетая мимо, успел зацепиться за кусок другой верёвки... Так что вариантов использования схватывающего узла для обсуждения гораздо больше
Это актуально только при расположении узла выше спускового устройства т.к. при расположении ниже сжатие узла равносильно удержанию веревки (нагрузка 0.1kN). Или я не прав? Во всяком случае, всегда так делал ©
Нагрузка в .1 кН получится после корзинки. После неправильно встёгнутой восьмёрки (через карабин) нагрузка будет больше.
Тебе спасибо за дельные дополнения.
Кирилл, спасибо!
. Автору статьи steelinside : а зачем прусик в три оборота вязать? Так завязанный узел меньше схватывает, так у меня выходило.
. И может отметить, что соотношение основной веревки шнура должно быть 1-0,6:0,7. И если основная веревка жесткая, то шнур лучше брать мягкий и наоборот. ИХМО.
P.S. А можно показать как так компактно шнуры вяжите, что сзади на обвязке висят.
Так же как и прусик в три оборота всегда сильнее схватывает, чем в два оборота, на той же самой веревке.
. Пробовал в три оборота, может действительно сильнее схватывает, не помню, что-то действительно не понравилось, и отказался от такого завязывания.
Способ кажется хорошим. Я так не делал, но попробую.
А зазевался и узел затянуло в спусковуху и там заклинило. Такого быть не может?
Еще одно преимущество вязания прусса на карабине - в случае спассработ или просто когда что-то пошло не так, он легко разгружается простым выщелкиванием
И, кстати, на маятник с шайбой и со схватывающим ниже спускового - реально? Сам не пробовал такой вариант, все время схватывающий выше спускового.
То, что реально, сомнений нет. Сам все время на шайбе ходил. Но - схватывающий над шайбой. Смущает схватывающий под шайбой
Под шайбой на схватывающий приходится меньше нагрузки. То есть при прочих равных потом, чтобы ехать дальше, не нужно будет подтягиваться.
Вы вот тут обсуждаете как зависнуть на спусковухе, а у меня другая проблема)
Как бороться в реверсах с проблемой зажимания веревки при дюльфере между спусковухой и карабином,особенно когда веревки мокрые... или две...Может кто-нибудь нашел способ?Поделитесь плиз:) А то замучилась совсем.Хоть опять на старую спусковуху переходи:)))
Если кроме шуток, то не нужно ждать успешной работы современных спусковух на отечественном дубье 11-го диаметра.
У девушки маленький вес и веревка поосто не протравливается?
Как-то написала она непонятно.
Это, если кроме шуток, довольно частая проблема - на толстых, мокрых и обледенелых веревках трение в С/у резко возрастает... И иногда даже всегнуть спусковуху сложно.
Вспомнил, что у меня тоже была такая проблема на чьейто старой грязной дубовой статике.
Я тогда еще спусковуху для этого купил более "просторную".
http://krok.biz/info/images/29.jpg
то аккуратнее на некоторых одинарных десятках.
Усталая рука может держать с большим трудом, поскольку вы по привычке будете ставить карабин на среднее отверстие. Хорошо, если вовремя получится сообразить перегнуть веревку через неё же.
С рогами аккуратнее, слетает с них веревка при определенных обстоятельствах.
А прусик нужно вязать снизу, так он работает всегда. В случаях перехода узла, прусик сверху удобнее.
1) Веревку НЕЛЬЗЯ наматывать ТОЛЬКО на рога. Либо через отверстие "восьмерки" + карабин + (опционально) рога. Либо через отверстие "восьмерки" + "шейку восьмерки" + (опционально) рога.
2) Веревку при спуске нельзя отпускать. Она должна быть натянута.
3) Прыгать весьма не рекомендуется.
При выполнении этих правил веревка с рогов не слетает.
На случай ошибки или ЧП "восьмерка" должна быть подстрахована схватывающим. Либо должна быть обеспечена верхняя страховка (что надежнее!).
Подумайте, что из этих правил Вы нарушаете, что веревка слетает с рогов.
Да и кто сейчас ходит на веревках 11 мм. ??? Сплошь и рядом не более 9.7 - 10.2 ...
Два случая было, когда пришлось висеть на ATC XP и двух 11-х;
Первый на скальных занятиях, когда веревку крепил на станции, а затем спускался по её двум концам.
Второй, когда пришел в этом же экипе менять баннер.
1. Использовать только мягкие качественные веревки.
2. Вщелкивать шайбу вверх ногами(зубчиками к верху).
3. Выбрать шайбу с наиболее широкими прорезями(у разных производителей они разные).
4. В качестве спускового карабина использовать карабин HMS-формы, желательно полнопрофильный(круглый или овальный в сечении)(карабины с уголком - трапеции и треугольники - чаще подклинивают веревку).
5. Использовать два одинаковых карабина, вщелкнутых параллельно.
6. Если все эти действия не привели к должному результату - возвращаемся к пункту 1.
ЗЫ: И на мой взгляд, верхняя страховка всегда безопасней(нагруженная одинарная веревка легко перебивается камнем, хотя НС таких не помню) и неиспользование её(где возможно) объяснимо только ленью, т.к. её организация не занимает много времени.
Для первого верхняя страховка естественна, две верёвки для последнего, тоже.
Далеко не все спуски проходят по крепким скалам, так что на мой взгляд(со стажем инструкторства лет 25) для учебных отделений верхняя страховка нелишняя...а у спортивных групп уже своя голова...должна
Для каждого уровня подготовки она своя - значки с верхней, разрядники с прусом, в сп.группе решат сами от рельефа