Схватывающий узел при спуске

Пишет steelinside, 26.02.2015 13:23

Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Схватывающие узлы вяжут из куска репшнура толщиной 6–7 мм. Они — предшественники жумаров. С появлением жумаров альпинисты стали значительно реже подниматься на узлах по верёвке, однако в остальных областях схватывающие узлы не уступили своего места.

Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
О прочности схватывающих узлов есть статья на Риске — схватывающие узлы.

Кому-то тема схватывающих узлов набила оскомину. А мне нет. К нам иногда приезжают люди, которых совсем недавно научили вязать схватывающие выше спускового устройства. Сейчас я объясню, почему лучше вязать его ниже.

Опираясь на опыт, мы в альплагере Туюк-Су показываем два схватывающих узла — пруссик (с тремя оборотами) и обмоточный (французский). Пруссик удобно вязать одним концом репшнура (иногда приходится), и он остаётся там, где его завяжешь. Обмоточный быстро вяжется и легко снимается с верёвки.

Французский схватывающий:

Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Возьмите репик
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
И «тупо намотайте» на верёвку
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
В зависимости от диаметра верёвки и репшнура, сделайте от 3 до 6 оборотов и состегните карабином

Пруссик:

Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Возьмите репшнур
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Обведите вокруг верёвки
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Три раза
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)
Затяните и узел готов

Для чего вязать схватывающий узел при спуске? Чтобы остаться на месте, когда отпустите верёвку.

— Я не отпускаю верёвку!

Экстремальный случай: на голову/руку упал камень. Более обыденная ситуация: при спуске вам понадобилось остановиться и распутать верёвку или сделать станцию. Можно заблокировать корзинку/восьмёрку, но это требует навыка и времени. В случае со схватывающим узлом не нужно дополнительных действий.

Существует два способа:

1. Схватывающий выше спускового устройства
2. Схватывающий ниже спускового устройства

Первый способ устарел. При расположении узла выше спускового устройства вы повисните на нём. Пруссик затянется и придётся потратить силы и время, чтобы его расслабить. Обмоточный вязать выше спусковухи неудобно — он получится слишком громоздким. Я не буду описывать этот способ.
Сверху нужно вязать только если предстоит проехать через узел. Об этом напишу в одной из следующих статей.

Второй способ (узел ниже корзинки) удобнее. При таком расположении на него приходится только та нагрузка, что остаётся после спускового устройства.

Поясню: если вы весите 70 кг и спускаетесь просто держась руками за верёвку, то на них придётся нагрузка в 0,7 кН. Если спускаетесь на корзинке, то, по данным исследований, руками нужно держать в 7 раз меньше, то есть 0,1 кН. Так и с узлами.

Схватывающий ниже корзинки можно завязать двумя способами:

Пристегнуть его к ножной петле обвязки:
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)

Пристёгивайте узел ко внутренней стороне ножного обхвата. Так, чтобы карабин не ложился на пряжку. Большая часть обвязок оснащена быстро зятягивающимися пряжками, которые расслабляются от тряски.

— Погоди-погоди, петли на ногах ведь не для этого!
— Да. Однако на них приходится нагрузка, оставшаяся после корзинки.


Вынести корзинку на отдельную самостраховку, а схватывающий пристегнуть к центральному кольцу на обвязке:
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)

Оба способа приемлемы, и имеют как плюсы, так и минусы.

Чтобы пристегнуть схватывающий к ножной петле не нужно дополнительных действий или снаряжения, кроме, собственно, куска репика, связанного кольцом. Зато если вынести корзинку на отдельную самостраховку, схватывающий узел будет пристёгнут к силовой петле.

Если у вас почему-то нет куска репшнура (что странно) или на худой конец петли из стропы, используйте для подстраховки жумар. Вот так:
Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)

Встегните зажим выше спускового устройства, и пальцем отодвиньте кулачок. Помните о разнице между отодвинутым и открытым кулачком. У этого способа есть пара больших минусов:

Если повисните на жумаре, будет очень неудобно возвращаться к спуску. Чтобы отодвинуть кулачок на жумаре, нужно его разгрузить. А вы на нём висите. Придётся либо подтянуться, либо достать второй жумар, если он есть.
Под большой нагрузкой жумар сорвёт оплётку с верёвки.

Постарайтесь не использовать механические зажимы в такой ситуации. И носите с собой кусок репшнура, он рано или поздно пригодится.

Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает. Его нужно держать между большим и указательным пальцами. Вот так:

Схватывающий узел при спуске (Альпинизм, Альплагерь Туюк-Су, схватывающие узлы)

Ниже речь об обмоточном, используйте его для самостраховки при спуске.
Чем толще верёвка, тем меньше оборотов репшнура. Чем толще репшнур, тем больше оборотов.
Если сделаете слишком много оборотов, вы не поедете вниз.

Итог: вяжите французский (обмоточный) схватывающий узел ниже спускового устройства: на ноге или центральном кольце. Оба способа просты и повышают безопасность при спуске.

— А сам-то ты так делаешь?
— Да, я всегда использую схватывающий при спуске. Это удобно.

92


Комментарии:
6
Наглядно, спасибо. Но меня в свое время учили, что пруссик держат не так, как на фото, а перевернув руку ладонью вверх (между теми же пальцами), так как раз не остается шанса сжать узел в кулаке.

7
ДА БУДЕТ СРАЧ

0
В этом месте его можно жать, аж раздавить, если ехать никуда не хочется :))))

2
Всё же надеюсь на конструктивное обсуждение.

2
Теоретически это верно. Практически — неудобно. Никто в реальных условиях не будет делать то, что неудобно.

6
1. Где условие, что схватывающий ниже спускавухи должен быть короче уса, на котором вынесена спускавуха? Иначе, упершись в нее он не будет работать!
2. "Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает." - это условие только для верхнего прусса! Нижний, зажатый в кулаке, будет тормозить спускавуху кулаком!

0
спусковое устройство может исчезнуть: сломаться или выстегнуться. в таком случае с пруссиком в кулаке у вас есть шанс умчаться вниз.

0
С пруссиком на ножном обхвате при исчезнувшей спусковине шанс умчаться вниз стремится к 100%.

UPD: кто минусует, хоть поясните, в чём я неправ?


5
Можете привести реальный пример исчезновения сертифицированного спускового устройства?


2
Что же это за железки такие никчемные, что могут поломаться?
Разрушение спускового устройства - это случай из ряда вон.

2
Паша, привет!) Не о том что ты пишешь (всё пишешь правильно):
Не знаю как насчёт "сломаться спусковуха" у меня этого не разу не было, слава Богу. У меня лопнула спусковая верёвка выше спусковухи)))). Слава Богу, пролетая мимо, успел зацепиться за кусок другой верёвки... Так что вариантов использования схватывающего узла для обсуждения гораздо больше

0
Вы правы, спасибо за дополнение.

2
>> Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает. Его нужно держать между большим и указательным пальцами.

Это актуально только при расположении узла выше спускового устройства т.к. при расположении ниже сжатие узла равносильно удержанию веревки (нагрузка 0.1kN). Или я не прав? Во всяком случае, всегда так делал ©

0
Если на голову упадёт камень и человек выключится, тогда разницы нет. Если просто испугается, то важно всё делать правильно.
Нагрузка в .1 кН получится после корзинки. После неправильно встёгнутой восьмёрки (через карабин) нагрузка будет больше.

4
Кирилл,очередное спасибо ! но на пруссике покошерней использовать муфтованный карабин

3
Это единственное место, в котором я не был уверен:-)
Тебе спасибо за дельные дополнения.

3
Еще кошернее вовсе не использовать карабины в области паха. Для этого пруссик провязывается в страховочное кольцо, а спусковое устройство крепится на коротком усе самостраховки.
Кирилл, спасибо!

3
и чем вам там карабин мешает? наличие короткого уса самостраховки так же как и карабин добавляет еще одно звено в систему, которое может отказать, не говоря уже о том, что вам нужно иметь самостраховку с двумя усами - длинным для станции и коротким суто для дюльфера

0
В таком разе зело пользительна универсальная петля (самостраховки, стало быть)

0
. Sierra-leone Не удачный вариант. Пример: дюльферов несколько, концы верёвок ввязываются или встегиваются карабином в станцию, вы приезжаете вниз на станцию, а веревка в станции. И что теперь делать? Развязывать схватывающий держа веревку в спусковом (одной рукой) или отвязывать веревку от станции?
. Автору статьи steelinside : а зачем прусик в три оборота вязать? Так завязанный узел меньше схватывает, так у меня выходило.
. И может отметить, что соотношение основной веревки шнура должно быть 1-0,6:0,7. И если основная веревка жесткая, то шнур лучше брать мягкий и наоборот. ИХМО.
P.S. А можно показать как так компактно шнуры вяжите, что сзади на обвязке висят.

3
Володя, прости пожалуйста, и не принимай за наезд, но ты слишком категорично пишешь для своего опыта, имхо. Никаких особых проблем с ввязыванием прусика в страховочную петлю на многократных дюльферах не возникает. Я бы не назвал этот вариант единственно правильным, но и откровенно неудачным тоже, есть свои плюсы.
Так же как и прусик в три оборота всегда сильнее схватывает, чем в два оборота, на той же самой веревке.


0
И опять же на каскаде дюльферов, как и на всех перестежках, зело пользительна универсальная петля (самостраховки, стало быть)

0
Кошернее, но дольше, и так можно использовать только пруссик. Я предпочитаю обмоточный.

8
когда до фига дюльферов, я ввязывую один конец прусса полусхватом в ножную (или в в силовое ,неважно). мотаю французский (обмоточный) и второй конец прусса вщелкиваю в карабин. перестежка получается быстрее и нет опасности прусс уронить


0
+++ Второй способ (узел ниже корзинки) удобнее. +++

А зазевался и узел затянуло в спусковуху и там заклинило. Такого быть не может?

7
Не может, длина репшнура для дюльферного прусика 1 м, дополнительно вяжется регулирующий узел (проводник), так чтобы прусик был максимально близко к ноге. При такой схеме всегда будет достаточно запаса между пруссиком когда он схватит, и спусковухой.
Еще одно преимущество вязания прусса на карабине - в случае спассработ или просто когда что-то пошло не так, он легко разгружается простым выщелкиванием

0
Дюльферял как-то последним, с рюкзаком под 30 кг, на всю веревку, с маятником через бергшрунд. Мотануло, чтобы не завалиться, согнулся пополам. Точно помню - узел на беседке подтянуло к узлу грудной, на грудной - карабин с шайбой. При схватывающем ниже шайбы было бы сильно неприятно, наверное. А так - только повисел-отдышался-подтянулся.
И, кстати, на маятник с шайбой и со схватывающим ниже спускового - реально? Сам не пробовал такой вариант, все время схватывающий выше спускового.

0
Маятник с шайбой… — реально. А почему нет.


1
а не надо вязать куда ни попадя. при стандартной схеме с шайбой на петле/самостраховке и схватывающем на грузовой петле хоть голову между ног засуньте.


6
Наверное, стоит пояснить, что встегивать пруссик в ножную петлю допустимо не на всякой обвязке. И вообще, имхо, если регулярно пользоваться таким способом, то лучше иметь на корзинке специально обученную оттяжку и встегивать все в силовые петли.

0
Немного не по теме
Вы вот тут обсуждаете как зависнуть на спусковухе, а у меня другая проблема)
Как бороться в реверсах с проблемой зажимания веревки при дюльфере между спусковухой и карабином,особенно когда веревки мокрые... или две...Может кто-нибудь нашел способ?Поделитесь плиз:) А то замучилась совсем.Хоть опять на старую спусковуху переходи:)))

0
Это как?

5
=))) Использовать не слишком старые и не слишком толстые веревки. =)))
Если кроме шуток, то не нужно ждать успешной работы современных спусковух на отечественном дубье 11-го диаметра.

0
Уменьшить угол перегиба ненагруженного конца верёвки через край стаканоподобной спусковухи .

0
Саш, а как это получается?
У девушки маленький вес и веревка поосто не протравливается?
Как-то написала она непонятно.


1
Взять BD ATC Guide или другую спусковуху с широкими дырками. Она лучше, чем ревевсо, подходит под толстые (до 10 мм) веревки.

0
как раз таки гайд расчитан на мультипичи, т.е на веревку дабл... не надо вводить народ в заблуждение. На основной веревке (9.7 + ) он работает гораздо хуже чем ХР...


3
Для уменьшения трения в шайбе типа ATC на спуске можно порекомендовать комплекс действий:
1. Использовать только мягкие качественные веревки.
2. Вщелкивать шайбу вверх ногами(зубчиками к верху).
3. Выбрать шайбу с наиболее широкими прорезями(у разных производителей они разные).
4. В качестве спускового карабина использовать карабин HMS-формы, желательно полнопрофильный(круглый или овальный в сечении)(карабины с уголком - трапеции и треугольники - чаще подклинивают веревку).
5. Использовать два одинаковых карабина, вщелкнутых параллельно.
6. Если все эти действия не привели к должному результату - возвращаемся к пункту 1.

0
Надо будет два карабина попробовать.Спасибо.

0
А при спуске на двойной веревке что для подстраховки используете?

0
Французский схватывающий (как и многие другие) замечательно работает на двойной веревке.

0
Нравятся ваши фото, как вязать узлы. Очень наглядно! Только примеры как то вырваны из контекста. Чел спускается без верхней страховки по одинарной. Кто то решит что так и надо.

1
Я верхнюю страховку при спуске только на скальных занятиях новичков видел.

10
Жаль, полезная для здоровья штука, однако.

0
Вот об этом и речь, Burzum решил что так правильно. Надо хотя бы на двойной показывать. Тем более, что обсуждается куда что вщелкивать. надо бы тогда сказать и куда страховку цеплять.


0
Вот вам пример: отделение из 5 третьеразрядников спускается по перилам с 1Б. Если каждому организовывать верхнюю страховку, на спуск уйдёт очень много времени. Да и странно это.
Для первого верхняя страховка естественна, две верёвки для последнего, тоже.

3
Ну, если с 1Б, то это больше спортивный. А на дюльферах хватает людей(если обучены), чтобы верхняя не тормозила.
Далеко не все спуски проходят по крепким скалам, так что на мой взгляд(со стажем инструкторства лет 25) для учебных отделений верхняя страховка нелишняя...а у спортивных групп уже своя голова...должна

0
Можно и не организовывать верхнюю страховку каждому, но так как после спуска первого уже висят две верёвки. то что мешает остальным использовать вторую верёвку для самостраховки схватывающим? И время на это дополнительно не уходит - пока спускается предыдущий, следующий уже вяжет схватывающий. И даже встёгивает его и ждёт команды об освободившихся перилах, чтобы вщёлкнуть верёвку в спусковуху.


9
Автор, а можно попросить статью про достоинства/недостатки грудной обвзязки?

2
:-)

0
сейчас начнется...

0
понравился комент №2)) ну и в принципе хорошо изложено то что изложено)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru