История выживания: Репортаж из трещины
Эту историю Брендон Кампшур (Brandon Kampschuur) опубликовал на Snowbrains.com. А я решила перевести как интересный опыт и заодно предостережение, так как горнолыжный сезон пока что в самом разгаре!
17 февраля 2015 года был мой первый день в Шамони. Я приехал сюда, чтобы покататься на знаменитых склонах региона Монблан и походить на ски-туре в колыбели альпинизма. На первый день я присоединился к двум другим американцам, чтобы покататься вне трасс с местным гидом.
Наш утренний спуск был с Эгюй дю Миди по красивой Белой Долине. А после обеда мы отправились на Гран-Монте (Grands Montets) и оттуда на трамвае на самый верх.
Все катание от трамвая технически считается фрирайдом, но мы уехали направо, проехали предупреждающий знак на французском и выехали на ледник Glacier des Rognons. Там было еще несколько лыжников, человек 15. Я ехал следом за гидом и первым его клиентом вниз по леднику, в то время как третий из нашей группы ехал следом за мной. Я делал S-дуги примерно 10 метров шириной.
Glacier des Rognons, примерное место ЧП, фото Brandon Kampschuur
Внезапно я почувствовал, что лечу. Не помню, чтобы я паниковал или кричал, я только помню, как пробовал сноубордом замедлить свое падение вдоль стены трещины, касаясь льда весь путь донизу. Инстинкт сноубордиста, приобретенный за годы катания по крутым и обледенелым склонам.
Чудесное спасение, фото Brandon Kampschuur
Такой микс невезения и сначала и большого везения потом. Невезение заключалось в том, что я упал в глубокую трещину. В том месте, где я провалился, трещина была неочевидна. Иногда ты можешь увидеть узнаваемую борозду поперек склона или выступающие куски льда, но это не тот случай. После того как я выбрался, я увидел множество следов на снежном мосту. Будьте уверены: если вы спускаетесь по леднику, на нем есть трещины и вы, вероятно, пересекаете их, порой этого не замечая. Думаю, что причиной моего падения было то, что после обеда один из моих S-поворотов на момент пришелся вдоль трещины, так что снежный мост не выдержал.
Подъем с помощью спасательного оборудования, фото Brandon Kampschuur
Мне сильно повезло. Начнем с того, что падение не было свободным, а вдоль не совсем вертикальной стены. К тому же, так сложилось, что скользил я спиной стене и царапал сноубордом по льду, смягчая падение. Приди я на лед в каком-нибудь другом положении, например, головой или в первую очередь ногами, все закончилось бы намного хуже.
На глубине 15 метров падение прекратилось, и я остановился на верхушке снежного моста. В другой части трещина была намного глубже и без каких-либо снежных мостов. А шириной она была примерно 45-60 метров. Мне посчастливилось упасть в лучшем месте. Трещина была сюрреалистичная, абсолютно великолепная; я смог оценить ее красоту несмотря на свое рискованное положение. Но видео говорит само за себя.
Вид вниз, фото Brandon Kampschuur
Мне повезло остаться невредимым, к тому же при гиде. Я упал, не получив переломов, отделавшись несколькими синяками и легкой травмой лодыжки. Я был в целом в порядке и нормально стоял на снежном мосту. Я был относительно спокоен минут 20 или около того перед тем как меня нашли, потому что был уверен, что гид найдет дыру и меня в трещине после того как заметит мое исчезновение. Хотя пара темных мыслей в моей голове промелькнула, когда я вспомнил об Into the Void и о парне в Юте, который оказался в западне и отрезал собственную руку, чтобы спастись.
Дыра, в которую провалился автор, рядом с ней следы предыдущих райдеров, фото Brandon Kampschuur
Самое спасение было простым. Снежные якоря закопаны, веревка сброшена и меня вытащили за обвязку. Когда они достали спасательное оборудование, представитель лыжного патруля спустился ко мне в трещину и встал ко мне на мост, предварительно пристраховавшись к стене ледобуром. Он пристегнул меня к страховочной веревке, и меня вытащили. Спасатель вытащил также мой сноуборд и рюкзак, он также сделал несколько снимков и прислал потом мне. Я был спасен.
Фото Brandon Kampschuur
После этого случая я узнал многое о трещинах. Это те вещи, которые нужно знать и делать, если вы катаетесь по леднику:
• Всегда высматривайте трещины, потому что они там есть. Держите скорость, но не очень высокую: вы должны иметь возможность остановиться, если увидите впереди признаки приближающейся трещины.
• Чаще трещины встречаются на выгнутых участках ледника. Так что, как и в случае с лавинами, такие места нужно преодолевать с особой осторожностью.
• Каждый человек в вашей группе должен владеть техникой подъема из трещины. И все должны друг за другом следить.
Взгляд вверх, фото Brandon Kampschuur
• Снаряжение. У вас должны быть при себе обвязка, ледобур, отрезок веревки, блок и несколько карабинов. Если вы упали в трещину, вы можете пристраховать себя к стенке, чтобы не провалиться глубже. Блок и карабины нужны, чтобы вытаскивать других. Ледовые инструменты, кошки, веревка и несколько ледовых крючьев (ледолазное снаряжение) могут позволить вылезти самостоятельно. В моем случае я быстро понял, что сноубордических ботинок, лопаты и складных палок явно недостаточно для того, чтобы выбраться из трещины без посторонней помощи.
• Когда вы уже задержались где-то в трещине, не следует двигаться или отстегивать лыжи или сноуборд. Вот здесь я больше всего облажался, по своему невежеству, так как я никогда не интересовался вопросом спасения из трещин. Двигаться нельзя, чтобы не сломать под собой снежный мост и не упасть еще глубже. А лыжи и сноуборд помогают распределять давление на снежный мост. Я же отстегнул доску и повернулся вокруг себя, что было большой ошибкой. Повезло, что снежный мост оказался прочным.
• Самый надежный способ не попасть в трещину – не кататься по ледникам. Это единственный 100%-действенный способ избежать риска. Я понял, что падение в трещину – относительно редко случающееся происшествие, но и по большей части непредсказуемое. В этом году мой случай – третий, с которым обратились к патрулю курорта Grands Montets. У моего гида за 11 лет работы в Шамони до сих пор не было ни одного такого случая. Один из сотрудников патруля сказал, что с его клиентами за 15 лет это случалось дважды. Но это случается, и поскольку трещины могут быть полностью скрыты, вы должны быть готовы к неизбежному риску и последствиям, которые влечет за собой падение в трещину – ваше или ваших друзей, – когда вы катаетесь по леднику.
Brandon Kampschuur
Перевод Елены Дмитренко
По закрытым ледникам в Европе катают тысячи и тысячи и тысячи,проваливаются единицы. остаточный риск считают приемлемым
Если второй провалился, то наверно да. А если первый провалился, сколько секунд пройдет пока второй сообразит, инерция спуска вниз, те же 15-20 метров падения.
Из плюсов, тело обвязано уже.
умозрительно выглядит,что шансов всё равно больше спастись. едут не быстро + наличие снега
Я просто зная по практике что даже идя в связке трудно удержать провалившегося первого. Не успевают среагировать. А тут еще спуск на лыжах, сноубордах. Инерция спуска второго
И на фото никакого снега. Заструги и фирн
падение первого к счастью не было,
всегда ездил вторым, потому что катаюсь лучше, но не покидало ощущение что
если первый уйдет, то из положительного, что доставать быстрее
тем более если еще первый должен проехать уровень первого
то что улетит далеко не сомневаюсь
А на Эльбрусе такая ситуация возможна,кто скажет из бывалых? Я имею ваиду выше Приюта 11 с юга или выше скал Ленца с севера
прекрасный рассказ об этом:
Космический турист
Наверное все же участники должны быть в курсе что делать в таком случае, иначе на просьбу дать веревку могут и просто бухту скинуть, а не ее конец.
И еще дополнение. Сейчас очень многие имеют красивое и классное снаряжение. Один раз по доброте душевной попался на этом. Начав спускаться по этому же маршруту, в той же компании встретил группу в очень хорошем снаряжение, которая узнав что мы едем туда, напросилась. На вопрос как они катаются, показали на все эти красивости и сказали "будь спок". Закончилось тем, что спустились в Эльбрус уже в темноте. Хотя может и сами поехали бы по следам, и кончилось бы еще хуже.
У меня вот нет увы таких навыков и в случае провала не знаю в каком порядке и что делать
Хотя у упавшего они были на поясе.
К сожалению не будешь подходит к солидно одетому Мэну, с кучей железа на поясе с вопросом. А ты все это знаешь для чего у тебя весит? Его ответ очевиден
Я что-то не нашел наглядных картинок,как выбраться с помощью инструмента из тоещины самостоятельно. Видимо не внимательно искал
К чем это я, заметил что более чем в половине случаев все они попадали на мост, который был именно в таком месте, под самым слабым участком, скорее всего это место закрылось последним и сползающий снег в щел создал под этим местом еще один мост, как бы второй шанс для невезучих.
Страшилка для начинающих.
Идем мы втроем вниз, ранним утром,после снегопада с 5400 через Сковородку. Перед этим более опытный в этих краях друг говорит:
- Саня, зачем тебе выходить в 5 утра? Темно ж будет, трещин нихрена не видно. Выйди в 8 и всё успеешь.
- Ладно, говорю, согласен. Выйдем в 7 утра, засветло.
Стартовали правда почему-то в 6-20. Если на вершину, то точно вышли бы на час позже... Но тут причина уважительная - вниз, в базу, к мясу, пиву .....
В общем, вроде я еще иду, а тут уже лечу. Для не проснувшегося организма это даже немного приятно, но зачем-то пытаюсь притормозить конечностями и еще держащимися в них палками. Толку конечно никакого, но вроде что-то делаю.
Немного натягивается веревка, которая идет к другим двум участникам мероприятия, но это не останавливает падение, а только замедляет его. Понимаю, что их тащит за мной вниз и тут шлепаюсь на снег. После бликующего свежим снегом склона, здесь полная темнота. Включаю фонарик, который еще на башке и обнаруживаю, что стою на снежном мостике, довольно хлипком, меньше метра шириной. Трещина в поперечнике метра два и расширяется вниз, дна в темноте не видно. Вверху метрах в 5 светлеет круглое отверстие. Дальше уже конечно более скучно - репы, стремена и все было бы хорошо если не набежавший из лагеря народ, который с таким энтузиазмом тянул скопом веревку сильно врезавшуюся в склон, что мою начавшую седеть в этот момент голову спасло только наличие каски и скоростное прорубание ледорубом канала следования. Энергия у спасателей била просто фонтаном и несмотря на громогласные в тишине утра обращения к их разумам, мамам и папам меня, подсекая стременами при попытках подняться, протащили по склону еще метров 5 после выуживания из трещины.
Это было в августе 2014 на Ленина, а про сколько таких историй ничего не написано...
Из происшедшего просятся на волю как минимум два вывода:
- как это ни удивительно, но на закрытом леднике связываться веревкой иногда бывает полезно для жизни и здоровья;
- если напарник без предупреждения исчез со света божьего, не надо его сей же момент вызволять обратно.Лучше после закрепления веревки установить голосовую связь. Просто ему это будет приятно, а может у него еще и позвоночник сломан или "неожиданно" репы, буры, ледоруб и кошки оставил в лагере. На всякий случай - когда сидишь в трещине, то хорошо слышишь все что происходит наверху, НО!!! когда ты наверху, то чтобы что-то услышать надо подойти вплотную к провалу.
Тут не шахматы, чуть-чуть думать надо ...
Страх был?)
Но только первые мгновения, пока не начинаешь что-то делать.
А потом еще трещина внутри красивая очень оказалась - нависающие стены покрытые длинной и тонкой бахромой сосулек, ажурный мостик на котором стоял и все это в свете фонарика. Про фото почему-то не думал ))
Не ради трепа,а для возможно полезной информации для новичков и вообще "чайников":)
Спасибо!
по веревке: два пруссика. можно и на одном,но муторно и сильно здоровым надо быть.
слышал ,что некоторые солисты ,пересекая ледник носили типа шеста. сам ,когда страшновато, палочки хватаю посередине покрепче и держу их горизонтально - при этом я на веревочке. о практических результатах сообщить не могу за неимением данных.