Виды самостраховок

Пишет steelinside, 04.02.2015 11:33

Макс Тен примеряет самостраховки перед восхождением на Джигит

Запомните главное — самая безопасная и надёжная самостраховка — это кусок основной верёвки диаметром 9–10 мм, ввязанный в вашу страховочную систему. Запомнили? Теперь об остальных.

Я продолжаю рассуждать об азбучных истинах в блоге Альплагеря Туюк-Су. Ну и сюда переношу. Тут всё это увидит больше людей.

Самостраховка — это не только команда в альпинизме, но ещё и… самостраховка. Они разные, и чтобы вы не путались в том, как использовать ту или другую, мы разберём все.

— Я не хочу читать и думать, дай мне результат!
— Таблица со сравнением в конце статьи.

Самостраховка из конца связочной верёвки
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)

Самостраховка из своей верёвки вяжется за 7–8 секунд (я засекал) и не требует дополнительного снаряжения. Мы принимаем, что один конец верёвки вы привязали к себе (лидер всегда привязывается, верно?).

Выберите сколько нужно верёвки
Завяжите стремя
Вставьте в него карабин
Самостраховка готова!

Этот способ подходит для двоек, либо для лидеров, работающих на двух верёвках. Новая динамическая верёвка с сертификатом UIAA при факторе рывка 1,7 удлинится на 40% или меньше (стандарт UIAA-101), и поглотит часть энергии рывка.

Идейно верные безопасные самостраховки

За иллюстрацию спасибо imp13

Делаются из куска динамической верёвки. На такую самостраховку уйдёт 3–4 метра верёвки. Один ус сделайте коротким и используйте для зажима. Его длина должна быть такой, чтобы жумар, пристёгнутый к усу карабином, находился на уровне лица. Второй ус сделайте длинным, но не длиннее вытянутой руки. Он и есть самостраховка, а первый используйте для зажима.
Добавьте в основание усов узел пруссик, и самостраховка станет регулируемой. Завяжите схватывающий узел на самостраховочном усе и прикрепите к обвязке так же, как самостраховку. Чтобы укоротить самостраховку, выберите слабину между схватывающим узлом и карабином. Такая самостраховка гасит энергию рывка за счёт растяжения верёвки, затягивания узлов и протравливания в схватывающем узле.
Такие самостраховки мы рекомендуем участникам альплагеря.

Готовые верёвочные самостраховки
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)

Второй безопасный вариант. Хорошо если самостраховка крепится к обвязке полусхватывающим узлом, а не карабином. Карабин в этом случае лишнее звено в страховочной цепи. В готовой самостраховке нет узлов, а вместо них используется сшивка. При срыве на такую самостраховку часть энергии поглотится растяжением верёвки. Прошитые самостраховки нельзя укорачивать «из коробки», но ничего не мешает связать схватывающий узел, как в примере выше.

Парсел-пруссик (Purcell Prussik)
Вариант для любителей всего западного в общем, и кордалетов в частности. Вяжется из куска репшнура толщиной 7 мм. Если репшнур соответсвует стандарту EN 564, то он выдержит минимум 9,8 кН. Длину этой штуки легко регулировать. При срыве схватывающий узел протравит верёвку. В сочетании с растяжением репшнура рывок получится менее жёстким.

Metolius PAS, Sterling Chain Reactor и подобные штуки
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)
Самые безопасные из «неверёвочных» самостраховок. В противоположность дейзи чейнам (о них ниже) в подобных самостраховках каждое кольцо силовое. Если на самостраховке нет повреждений и она пристёгнута к вам двумя карабинами (С.Сальников, спасибо за подсказку), то она выдержит на разрыв столько, сколько производитель указал в паспорте. Полусхватывающий узел ослабит её на 30–60%. При рывке стропы хуже чем верёвка поглощают энергию. Стропа из нейлона погасит ~5% энергии рывка, а (Дайнима/Спектра) почти ничего.
И да, они выдержат паспортную нагрузку только если пристёгнуты карабинами.

Сам я пользуюсь такой в сочетании с самостраховкой из конца связочной верёвки.

Сшитые из стропы
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)
Эта штука придумана для спелеологов. Вот описание.
Мне такую как-то подарили. Для альпинизма она неудобна: длинный ус подходит для жумара, а короткий… ну, чтобы корзинку вынести при спуске. Может ещё для чего.
Доколе мы тут говорим о поглощении энергии рывка самостраховкой, то можно сказать, что она будет амортизировать хуже чем верёвка, но лучше чем Дайнима.
И пристёгивать её нужно двумя карабинами, о чём уже говорилось.

Короче удобств (для альпинистов) нет, зато минусы есть.

Самостраховки, связанные из стропы
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)
Сочетают в себе несколько минусов. Они хуже чем верёвка поглощают энергию рывка, их длину нельзя регулировать, по сравнению с верёвочными более чувствительны к перетиранию. Один плюс — они лёгкие.

Дейзи чейны (Daisy Chain) всех мастей
Не самостраховки. Вообще. Так говорят производители. Так показывают в роликах на Ютьюбе и в паспортах к дейзи чейнам. Они предназначены для ИТО. Но кого это интересует. Многие используют их как самостраховки. Это удобно и все так делают. Если укоротить дейзи чейн неправильно (что нетрудно), то он разорвётся при нагрузке 200–300 килограммов. Если укоротить его правильно, но завязать любой узел, то он потеряет 30–60% прочности.
Не используйте дейзи чейны для самостраховки! Если очень хочется — купите самостраховку из колечек (о них читайте выше).

18 мм Нейлон: отдельный «карман» 3 кН; от конца до конца 16 кН.
12 мм Дайникс: отдельный «карман» 3 кН; от конца до конца 16 кН.
Из паспорта к дейзи чейну от БД

Клифы
Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)
Как и дейзи чейны не являются самостраховками. Их делают для лазанья на ИТО. Разрывная нагрузка клиф колеблется в пределах от 120 кг у Петцеля до 300 кг у Метолиуса. И если дейзи чейн ещё можно приспособить в качестве самостраховки, то с клифой этого никак не получится. Дело в том, что стропа под нагрузкой порвётся на пряжке. Смотрите видео ниже. Только для ИТО.

Самостраховки для ледовых инструментов
Совсем хлипкие. Они не дают инструментам падать вниз и порвутся при нагрузке 200 кг (БД и Гривель). Используйте «резинки» только для ледовых инструментов.

Резинки никогда не должны быть использованы для страховки или самостраховки. Они порвутся при нагрузке 200 кг.
Из паспорта к резинкам Гривель.

Виды самостраховок (Альпинизм, самостраховки, Альплагерь Туюк-Су)

Смело используйте: из конца основной верёвки, из куска верёвки, сшитые из верёвки
Используйте с осторожностью: из сшитых колечек и парсел пруссики
Не используйте: дейзи чейны, клифы, связанные стропы и резинки для инструментов.

Исчерпывающе

Дейзи чейны (Daisy Chain) всех мастей

Кто нибудь даст вразумительный ответ почему их НЕЛЬЗЯ использовать в качестве самостраховки? при условии исключения фактора идиота (неправильного вщелкивания в 3кН)
При условии что вся петля выдерживает 16 кН - по факту как и большинство станционных петель - смотри маркировку самой стропы, а не шильдик в шве.

Думаю, потому, что инструктор в альплагере, который отвечает за участника, не может исключить фактор идиота, и отвечать за это, соответственно, не хочет. А если ходите сами, то под свою ответственность можно хоть шнурком из ботинка вязаться, никто слова не скажет.

Вдобавок к тому, что фактор неправильного вщелкивания в учебном процессе исключить сложновато, еще и потому что при рывке такая самостраховка с высокой вероятностью разрушит или человека, или точку станции, или еще что-то ценное. Дейзи чейн - для позиционирования, а не для самостраховки.

Я всем рисую одну и ту же ситуацию: вы 20-й час на маршруте, ночь, зима, снег с ветром. Думать о том, сделан ли у вас оборот стропы на карабине, вы, скорее всего не будете.
А укорачивать так, как советует производитель — уж больно громоздко. Вся аккуратность и лёгкость теряется.
Короче в дейзи чейне есть простор для ошибок.

"Думать о том, сделан ли у вас оборот стропы на карабине, вы, скорее всего не будете."

И не надо думать, если петля дейзика, предназначенная для станции, перед восхождением закреплена стремечком в карабине, который в процессе восхождения не вынимается из стремечка дейзика.

Сшитые из веревки так, как показано на рисунке, не держат нагрузку между усами. Вообще.

Ну как не держат, если рекомендуются как самостраховки, значит положенные 2 тонны держат, в том числе и сшивка.

Если потянуть за концы усов место центральной сшивки начинает разрываться ниточка за ниточкой... Нужно не две тонны, а два человека просто тянущие в разные стороны... :-)

Если я правильно помню стандарт, то три черных полоски означают 1,5кН. Такого вида изделие да еще с завязанными узлами не может служить самостраховкой как Клифы

15 кН, а не 1,5.

да, конечно 15. 1 полоска - 5кН

Я говорю о том, что видел сам. Собственно эту штуку я связал лет 7–8 назад, и считал свою самостраховку самой лёгкой и удобной. Скоро я благоразумно повесил её шкаф, но я не один такой изобретательный.
Много чего не может служить самостраховкой, ан нет, служит.

Так всё таки, почему нельзя самостраховку из стропы использовать ? Даже с узлами запас получается более чем.... И видел подобные самостраховки у различных МС (они же и советовали, ее использование)

Идейно верные безопасные самостраховки

У меня нет такой под рукой:-( Выложите кто-нибудь нормальную фотографию, а я в пост вставлю.

Тут не все полностью идейно верно, но уже близко. Другой под рукой не оказалось. Я их делаю по мере надобности.

20150204_165921

Наглядный пример несоответствия теоретических убеждений практическим навыкам

Гы. Интересный термин "теоретические убеждения". Прикольно звучит, таит в себе не открытый никем мир :)))

По хорошему, веревка должна быть все таки 10мм и помягче коломенской. Это позволило бы связать второй проводник и оставить петельку между ними. Австрийский проводник здорово гасит рывки, поскольку этот узел вообще никогда не затянут туго, а средняя петелька может использоваться как самый короткий ус.
Если подобное связать на данной коломенской 11-миллиметровой веревке, то получится конструкция, которой совсем неудобно было бы пользоваться.

Данные усы использовались для страховки при лазании по стальной конструкции. Эти карабины легко ставятся на 40-й уголок. Обвязка полная Petzl Navaho. Это не скалолазная система, там спереди два штампованных металлических силовых пункта-проушины. Нижний для крепления спусковых устройств, к примеру, а верхний для страховочного железа, типа ASAP и пр.. Есть ещё спинной страховочный пункт, но я бы его не использовал на этой системе, ввиду некоторых причин.
Рапиды не ставил, сразу ввязал карабины в усы, поскольку проушины карабинов практически ничем не отличаются от рапидов, а снимать/одевать их я могу развязав узлы, по этому не стал утяжелять рапидами эту и без того тяжеленную экипировку.
Но, это промальп. Все громоздкое, тяжелое, стальное, толстое...

ЗЫ Кстати, картинка на счет карабинов, может пригодится кому

На мой взгляд, опасная конструкция.
Радиус кривизны проушины у этих монтажных карабинов значительно меньше 5 мм, я работал с ними. А основную веревку нельзя перегибать через кромки такого малого радиуса кривизны - она критично теряет прочность.
При рывке на такой ус рискуете оторвать карабин.

С тонкими веревками вроде так и происходит. Толстая 11-я пока ещё нигде не засветилась, в обрывах при сильных изгибаниях. Оно и понятно, запас то огромный.
Не удобно по причине тяжести. Так то на железки их цеплять очень весело, на фермах из уголка, на длинных лестницах. Ставятся без дополнительной петли даже на оттяжки стрелы башенных кранов, там я их впервые и применил.

##Один ус сделайте используйте для зажима. Его длина должна быть такой, чтобы жумар, пристёгнутый к усу карабином, находился на уровне лица. Второй ус сделайте длинным, но не длиннее вытянутой руки. Он и есть самостраховка, а первый используйте для зажима.##
Вы страхуете на снежно-фирновом склоне,через ледоруб,самостраховка на нем,Вы на нем стоите,грузите его своим весом,вопрос:Вы раком предпочитаете стоять-страховать,в неудобном положениии?Сомневаюсь,что у альпинистов руки длиннее,чем ноги))))

Я для этого на ледорубе заменил штатный темляк на темляк из закольцованной стропы.
В этом случае длинный ус не нужен и под ногами не болтается и на ледорубе можно стоять ровно.

А если на следующем этапе будет ледобур?

Лично я перекручиваю усы часто, по мере надобности.

На снежно-ледовом склоне длинный ус реально длинный, что бы можно было стоять нормально. Они ещё из тонких шнурков, на таких маршрутах.
Когда я слез со стенки и пошел с людьми на единичку, со своими усами, на меня смотрели как на маньяка какого то, а я на них, как на маньяков каких то. Сейчас все стало понятно, что к чему :)))

У меня на ледорубе есть отдельная силовая самостраховка (из стропы). Её длины всегда хватает.

А почему парсел пруссики пользовать с осторожностью? Кроме неудобства пользования(по мне), какие претензии?

Они не так просты, как кусок верёвки. То есть вероятность (для новичка) сделать что-то неверно выше, чем в случае с верёвкой.
В остальном всё хорошо.

Мне такая самостраховка(парсел пруссик) мешает своей многопрядностью/некомпактностью, особо на станциях со скоплением народа и этот недостаток перевешивает.

Самостроховку из основной векревки как рекомендуете присоединять к беседке?
Видел многие завязывают восьмерку и цепляют карабином в кольцо беседки.
Я считаю лучше в нижнее и верхнее отверстие беседки ввязать, но это геморно каждый раз делать.

Вы правильно делаете. Про карабины недавно упоминали, что они могут встать «поперёк» и сломаться при нагрузке 10 кН.
Развязывая вашу самостраховку вы лишний раз вертите её в руках, рассматриваете. Такой экспресс осмотр.
Ну и свежие узлы будут лучше поглощать энергию рывка, если вдруг что.

Защелку карабина можно и руками выломать, есть и такие варианты.

Я совсем недавно начал ставить усы на карабины. Случилось это летом, когда я притащил на работу новую скалолазную обвязку, попробовать. Новые не сделал, но развязал старые и поставил на пару карабинов. Эту схему пришлось использовать ещё долгое время.
В сложных местах был случай, когда один из карабинов расщелкивался и усы оставались на втором.

Вообще, карабины - это отдельная потенциальная опасность и тема. По ним нужно быть хоть каким нибудь специалистом, что бы не вляпываться. Нужно знать их формы, от этого зависит их поведение. Вообще, все эти состыкованные нагромождения приходится держать в поле зрения, это минимум.

Помнится, уже почти вывалившись за край, смотришь на карабины, что на усах, проверяешь взглядом, а видишь другой, что на восьмерке, а восьмерка на нем сидит на защелке и нужно на край закидывать ногу, что бы расслабить это все и поправить. Сразу вспоминаешь правила начала спуска, что делать это нужно стоя на ногах, на спусковухе должен быть овал а не трапеция, а весь процесс должен быть в поле зрения.

Что то я расписался...

Статья хорошая !
Самостраховка - для поддержания веса вашего тельца. хотите убиться - вылезите выше: жумара,станции и прыгните вниз. на дейзике будет более гарантировано,на основной веревке тоже убьетесь.
"дейзик низзя для самостраховки!"... очень напоминает запрет пользования горелкой в палатке...и сушку кошек в микроволновке.
З.Ы. современные дейзики укоротить ,как показано в ролике,(а зачем их ТАК укорачивать?) - трудно .петля перевернута изначально.

Pablo +100!!!

По-моему отчет нельзя назвать исчерпывающим без упоминания о вот таких штуках
C44-SPELEGYCA_LowRes

Олег, ты прав. Про неё забыл, как и про экзотику для ферраты.
Добавил в пост.

Стремя вяжется одной рукой на карабине. Секунды за 3-4. Я, правда, не засекал)

Хорошая статья, большое спасибо! Среди альпинистов Ташкента тема про самостраховки тоже часто обсуждается. Некоторые так и ходят с дейзиками и жумар прямо без карабина через отверстие цепляют репом 5-миллиметровым.

Много где экзотика встречается. У нас тоже та ещё кунсткамера.
Может кто-нибудь прочитает и задумается.

ну вообще-то ,,реп пять мм,, выдерживает нагрузки больше чем жумар...

продетый в штампованное отверстие в не очень толстом металле ?

Я нашел эту статью

Разрывы страховочных веревок

Реп 5мм с узлами? Больше 500кг?
Не сбивайте с толку людей.

Жумар гарантировано держит нагрузку в районе 500кг.
5мм реп, в реальной ситуации, с узлами, при этой нагрузке гарантированно порвется.

Спасибо за очередную статью. Хотя в последнее время и пользуюсь куском основной веревки, есть над чем задуматься и пересмотреть свое отношение к самостраховке.

Друзья, хочу напомнить один нюанс по самостраховке из основной веревки. Цвет самостраховки должен разительно отличаться от цвета используемой в работе основной веревки. Так безопаснее.

т.е. бэлый? ;)))

Коломенская статическая веревка - белая. Другой белой веревки я по близости не вижу.
Импортная скалолазная динамика вся яркая какая ни будь. Коломенская динамика в основном красная, что встречалась, особенно ей я не интересовался, что есть то и есть.

Господа альпинисты,скалолазы и прочие знающие! :)
А подскажите какую лучше самостраховку использовать сноубордисту? Да-да,Вы не ослышались!)
Чтобы доска при отстегивании не улетела по склону/кулуару/etc. Между креплениями и ботинком?Или иные варианты можно? И самое главное чем?!

А что, лиш (leash) больше не продают в комплекте с креплениями?
Зачем еще какие-то варианты?

Честно говоря,я и не слышать не слышал про такую вещь!)
Почитал и понял,что это чисто кайтерская приблуда. С креплениями для сноуборда никогда не встречал.Но за подсказку спасибо!)

Вы еще забыли про такую приблуду как KONG SLYDE. С ее помощью можно укорачивать самостраховку из основной веревки. Лучше всего для этого подходит беаль бустер, или любая другая веревка диаметром 9,1-9,2. Правда неизвестно как будет себя вести эта приблуда на замерзшей или мокрой веревке, этот вопрос неплохо бы протестировать и осветить.

А кстати еще меня напрягло испытание Петцелевого клифа. В нем же такая же пряжка и стропа как и в петцелевых системах. Так вот вопрос, а почему система не рвется, а клифа рвется?
Так и вспоминается кадр из фильма Скалолаз когда лопается пряжка системы и Сара улетает в пропасть

Приблуда, конечно, интересная, но, кмк, вполне замещается «обычным» стременем.

Это нечто клифапряжки под круглый шнурок, как её заменишь обычным стременем?

Тут ведь вариант не отрегулировать и закрепить, а подтянуть под некоторой нагрузкой и что бы оно осталось закрепленным.
(Движение под сильным нависанием с двумя лесенками и клифа-усами)

Да, верно, про эту штуку не знал.
Есть подобная у Петзл. В горах ни одной из них не видел.

Стропы на клифе и на обвязках Петзл разные.

Показать комментарий

Такое было?

А подробнее? типа аммортизатор?

Честно сказать я не разбирался. Накручивают ребята хитро амортизаторы рывка, как на фото, но я на это время не нашел, пока что.

ЗЫ Уже несколько месяцев обхожусь без усов, а сейчас и работы нет опять.

А как идейно верно укорачивающий ус прусик привязать к основанию усов (восьмёрке)? Из фотографии непонятно.

В статье не сказано про усы, связанные из кевларовой (и подобных) веревки. Почему? И не слышал, чтобы их хоть кто-то рекомендовал для самостраховки. На мой взгляд, это хороший вариант, т.к. дает выигрыш в массе (по сравнению с усами из обычной веревки 10мм), при этом нет минуса готовых (сшитых нитками, а не связанных в узлы) самостраховок. Сшитые (что из дайнемных строп, что из веревок) имеют минус в том, что при порче нити петли расшиваются и не важно насколько толстая и прочная стропа/веревка. В то же время кевларовая веревка имеет круглое сечение, значит можно регулировать длину самосхватами.
Так почему никто не рекомендует?

но зачем? если вес экономить, то отдельная самостраховка вообще не нужна, а если не экономить то из верёвки лучше.

Потому что кевларовая веревка не амортизирует, не гасит рывок при падении.

И никто не сказал за всё обсуждение того. что я выяснил буквально вчера6 кевларовая веревка боится узлов.