История одного страхового случая
На спуске с последнего в маршруте перпевала, Карагайлы, сорвался с ледового склона участник моей группы С., получил сотрясение мозга и перелом запястья правой руки (сначала мы думали, что это растяжение, но рентген показал перелом).
С. с большим трудом передвигался и не мог осуществялть самостраховку. Большой удачей было то, что за нами с перевала спускалась группа турклуба "Гадкий утенок" под руководством Щербины А.В. Их бравые ребята помогли нам спустить С. с перевала.
К ночи мы все вместе дошли до травы и встали на стоянку. Теперь настало время узнать, а чем может помочь нам страховая компания.
Я позвонил в сервисную компанию по телефону, указанному в полисе и сообщил о страховом случае. Нашей сервисной компанией оказалась Савитар-групп. Оператор долго записывал номер полиса, данные пострадавшего и обстоятельства случившегося. Я указал, что С. получил травму головы и, вероятно, сострясение мозга. У него нарушена координация, и передвигаться самостоятельно он не может, и вообще ему надо срочно в больницу. После чего оператор попросил позвонить через час. Так как в спутниковом телефоне батарейка не вечная, и к концу похода она уже порядком разрядилась, мы договрились с оператором, что я включу телефон в определенное время, и он на него перезвонит. Чтобы каждый раз не объяснять кто мы и по какому поводу звоним, я узнал у оператора номер нашего случая. В дальнейшем, называя этот номер, я сразу попадаю к нужному человеку.
Как я и ожидал, через час никто не позвонил. Пришлось позвонить самому. Оператор сообщил, что они там все охренеть как работают над нашим случаем и ищут все возможные варианты нас вытащить. Оператор еще раз уточнил наше местоположение и спросил как же до нас можно добраться. На что получил честный ответ, что в пяти километрах от нас есть грунтовая дорога, а по этой дороге часов за 8-10 на ГАЗ-66 можно доехаь до поселка Рудничный-Коксу, ну а там и до Талдыкоргана недалеко. Мы договорились на связь еще через пол-часа, пока они там думают чем нам помочь.
Через пол-часа сервисная компания все еще ничего не придумала. Мне говорили, что их партнеры в Казахстане думают, работают, делают и т.п.
Следует отметить, что каждый раз мне приходилось званисть в сервисную самому. Все наши договоренности о сеансе связи они игнорировали.
Время уже было за полночь. При очередном звонке мне сообщили, что они нашли машину, и она приедет за нами завтра. Что ж, неплохой вариант, - подумал я. Мы в очередной раз договорились о сеансе связи утром. Удивило, что оператор не стала досконально узнавать по какой дороге к нам ехать. Ну, да ладно. Утром разберемся.
Утром нам сообщили, что их "партнеры" машину не нашли, и предложили нам еще подождать, а вообще сервисная компания только помогает организовать поиски и ничего нам не должна. За ночь я подготовился к такому повороту и начал на них давить, приводя пункты из договора страхования.
К примеру:
"Сервисная компания - специализированная организация, указанная в договоре страхования, которая по поручению Страховщика круглосуточно обеспечивает организацию услуг, предусмотренными настоящими правилами"
В результате раговор уперся в тупик. Оператор - молодой парень, начал пытаться отвязаться от меня следующим образом: "Я делаю все что могу, если вам не нравится, то я могу передать дело другому оператору." Перспектива объяснять всю ситуацию другому человеку заново мне не понравилась, поэтому мы договорились связаться еще через час.
Как я уже говорил, в пяти километрах находится грунтовая дорога. В этот день на дороге нас должна встретить машина от турфирмы и вывезти из района. Поэтому мы собираемся и двумя группами, начинаем потихоньку спускаться из долины к дороге. С. идет без рюкзака.
Время от времени я все же позваниваю с Савитар, чтобы узнать что они там придумали.
В следующий раз меня переключили на женщину. То ли у того парня сдали нервы то ли кончилась смена. Женщина сообщила, что не смогла найти никого, кто смог бы нас вывезти, но зато нашла в интернете телефон МЧС в г. Текели. И нам надо позвонить туда и дальше дейстоввать по их указанию. Только вот сама она позвонить в МЧС не смогла, потому что не знает как звонить в Казахстан. Ладно, думаю, хрен с тобой. Спасибо, дорогая, буду звонить в МЧС.
Замечу, что перед походом мы зарегистрировлаись в МЧС, и все необходимые телефоны у нас были. Но, звонить по собственной инициативе в МЧС я не хотел, тогда пришлось бы платить за транспорт из самому или как-то согласовывать это со страховой.
В МЧС узнали, где мы находимся, но не захотели поднимать ради нас вертолет. Зато сказали, чтобы мы ждали, потому что за нами вышлют спасотряд из десяти человек с носилками и лодкой! Лодка, типа нужна, чтобы переправлять нас через реки. Я поспешил успокоить начальника, что спасотряд нам не нужен и лодка не нужна, что С. идет сам и что тут по дороге примерно 70 километров и есть мосты. Нам нужен вего лишь УАЗ с доктором. Продолжение разговора было отложено на час.
В следующий раз МЧСный начальник сообщил, что машины нихт и начал расправшивать, а может, кто-то еще нас отсюда заберет. Пришлось ему рассказать, что таки да, тут скоро за нами приедет машина от турфирмы, чему начальник очень обрадовался. Вобщем, он обещал подогнать машину скорой помощи, которая отвезет нас в больницу. На этом мы и остановились. Я обещеал звонить ему когда мы встретим машину и по мере нашего продвижения по дороге к поселку.
Машину мы благополучно встретили и с горем пополам она довезла нас до п. Рудничный-Коксу. К слову, это не машина, а зверь - ЗИЛ 1957 года выпуска. Ехали мы со скоростью 3-5 км в час. Занял этот путь часов десять в пылной машине. За пару километров до поселка у машины сел аккумулятор на подъеме. Это уже было где-то в полнось. На последнем издыхании спутникового телефона мы позвонили, чтобы нам привезли аккумулятор. Вместе с аккумулятором приехал добрый доктор и отвез меня и С. в поселок. Сделал пару укольчиков и пересадил в сельскую скорую помощь - уаз буханку.
Дальше мы куда-то поехали. Потом нас пересадили в новенькую оборудлованную машину скорой помощи и отвезли в больницу.
В больнице нас отвели на второй этаж. Там длинный коридор, а по сторонам двери в палаты. В конце корридора стоит лавка и рентген-аппарат. Нас встретил врач с медсестрой. С. усадили на лавку, под руку положили фотопластину. Врач сказал: "прячемся", и мы спрятались за дверью одной из палат, а медсестра в корридоре делала снимки руки. Потом его быстро загипсовали и перевязали.
Затем нас отвели в палату. С. уложили, поставили капельницу. Я уже начал морально готовиться к тому, что придется ночью искать где бы переночевать, но медестра любезно предложила и мне располагаться на соседней койке, чему я был несказнно рад. Совсем обнаглев, я спросил: "А нельзя ли здесь где-нибудь помыться?" Меня отвели в душевую, дали кусок хозяственног омыла и пододеяльник вместо полотенца. В душе оказалась только холодная вода, но после 20 дней похода это не имело большого значения.
Утром С. опять поставили капельницу и взяли у него анализы. Оказалось, что нас отвезли не в Талдыкурган, а в Текели. Остальные больные с любопытством на нас поглядывали и спрашивали, откуда мы упали. Мы внесли большое оживление и разнообразие в спокойную и размеренную жизнь провинциальной больницы.
С. посмотрел невропатолог, ничего серьезного, кроме сотрясения мозга не обнаружил, но все же рекомендовал пройти МРТ, а на МРТ нам пришлось ехать в Талдыурган. Нас быстро выписали зи больницы из отвезли на скорой помощи в Талдыкурганкую больницу. Я очень благодарен всем сотрудниам больницы г. Текели за теплый и радушный прием. Везде мы встречали понимание и сочуствие. Даже на завтрак мы съели по две порции каши, бутербродов и вдоволь напились чаем.
МРТ оказалось платным. Не очень большие деньги, но я решил опять позвонить в Савитар - пусть отрабатывают. Надо отдать должное, оператор долго уламывал врача, что Савитр заплатит за МРТ, но врач ни в каую не хотел соглашаться, ссылаясь на то, что у больницы нет с Савитар или с какой-то там другой конторой договора.
Я получил от Савитар гарантии, что они нам возместят затраты на МРТ и внес в кассу больницы необходимую сумму. Взамен получил чек и счет-фактуру. МРТ показало, что с головой у С. все впорядке.
А теперь про то, как мы со старховой получили деьги.
По договору надо написать заявление на страховую выплату в течение 30 календарных дней. Заявление мы написали и приложили множество документов. В том числе и детализации разговоров по спутниковому и сотовому телефонам, потому что договором предусмотрено возмещение расходов на переговоры со страховой.
При подаче заявления нам было сказано, что рассматривать его будут 30 рабочих дней. Первый раз я позвонил в страховую узнать как дела, и почему никто нам не звонит о принятом решении через 45 рабочих дней. Мне сказали, что они вообще никому сами не звонят, а наше дело на экспертизе, и надо позвонить завтра.
Еще раз покурив договор, я позвонил через два дня, готовясь прессовать сотрудника страховой, но ответившая тетка сообщила, что мы можем придти за возмещением уже на следующий день.
Если внимательно читать договор, то можно увидеть, что страховая обязана дать письменный отказ в течение 20 дней со дня обращения, либо выплатить возмещение в течение 30 дней. Оба этих срока давно прошли.
Наше заявление было удовлетворено в полном объеме и расходы на МРТ и расходы на телефон.
Ниже привожу скан нашего заявления.
Так, например, рекомендует делать наша МКК. Честно говоря, Леша, плохо, что тебя без этого выпустили. На будущее всем урок. А вдруг счет бы шел на часы? Чем бы все кончилось. Может быть, пора делать это обязательным, а не рекомендацией?
А "Согласию" - минус в моем личном рейтинге СК. Конечно, до "Альянса" или "Ренессанса" ему еще далеко, поскольку заплатило все же. Но время потянуло изрядно. Причина очевидна. Рассчитывало, что сами все решат. Что с успехом и произошло. Ясно, что несмертельноопасные случаи "Согласие" и дальше точно будет динамить.
И спасибо, что протестировал "Согласие"!
А вот если идут игры с их стороны, то с каждой новой персоной можно уже начинать с жесткого "Здравствуйте, скажите с кем я разговариваю? А фамилия? А должность?"
Вот как-то так. Естественно эти все тонкости важны, если человек или батарейка, или счет не помирают прямо на глазах!
Как раз недавно дописывал отчет по старому походу и вспоминал, как нас "Цюрих" в Таджикистане вывозил вертолетом. Чудо, что тогда получилось улететь :)
И очень похоже: долгие разговоры, перезвоны, перенос сроков, отсутствие звонков от страховой.
5253р выплаты - шерсти клок, полис-то окупили?..
В страховании с 2002, после спортивного туризма и страхового случая.
Будем честны - большинство покупает полис, как свечку ставят: расход копеечный, а на душе спокойнее. При таком подходе и эффект аналогичный: надеемся в принципе, но, главноедело, самим не плошать.. И чего тут, спрошу, рейтинг?
Однако, при других вводных, механизм вполне действующий, не без местной специфики, конечно. Только не надо ждать чудес, если не святой. В смысле, нет родни в руководстве.
И если все-таки может понадобиться страховка, то вот примерный сценарий.
1. Определяемся, сколько всего денег готовы потратить на страховку.
Всем ли в группе нужны одинаковые страховки(сроки, само собой, ну и задачи).
2. Гуглим "Страхование путешественников, альпинизм" с телефонами.
3. Звоним(сайты не меняются годами, а жизнь идет!) в страховые компании, и спрашиваем специалиста(с именем, см. пост entv):
-А страхуете ли альпинистов? -А поиски-спасание? -А если вертолет надо?
Это пункты и подпункты правил, а также "практика работы", у всех страховщиков заметно отличаются, самим копаться - надо знать, где и что искать(даем ссылку координатору).
При всеобщей нелюбви страховщиков к спортивным рискам, вряд ли будет много вариантов, но они есть.
Не пытаемся лукавить - подарочный сертификат разочарует, см. начало поста.
4. Выясняем, что не укладываемся в смету.
Тут самое интересное, творческое:
5а. Покупаем "свечки" на всех.
5б. Увеличиваем смету до потребного уровня.
5в. Выбираем и страхуем по-честному многодетных и т.п. незаменимых, остальным, авось, и "свечка" сгодится. Зависит от самооценки и достатка, но хоть что-то должно быть, я считаю.
Про родную специфику: страхование наше с каждым годом всё больше похоже на бизнес.. Чего прямо нет в договоре, того всё меньше шансов получить, это я о затратных вещах типа вертолета, внимательно прочитайте договор, переспросите!
Как раз мелкую выплату, да по счетам и актам, получить довольно просто. Лучше, чем ничего, но самое сложное в описанной ситуации, это трансфер, а он проведен своими силами, хотя и "в соответствии с указаниями" ассистанс.
Тут Цюрих поминали, так страна у нас такая, тем и живы ещё, "зона рискованного земледелия", никаким, блин, аршином не измерить возможные расклады.. Жаль, всё неуклонно формализуется, таких чудесников все меньше.
5в мне симпатичен тем, что шанс прилета к кому-то повышает безопасность всей группы, не так ли?
И наконец:
6. Да, обязательно оставьте дома координатора - дозвониться, а то и съездить куда-кому.
7. Имейте в виду, что сбои возможны везде, и в МЧС звонить не стесняйтесь: если страховая должна платить за спасработы, то кому, как не МЧС? А если не должна, то только на МЧС и надежда.
8. Все ходы, по возможности, документируйте - если страховщик пожадничает, можно и в суд зайти.
Всё. Простите за многословие - ужимался, как мог - есть, что сказать.)
- и от желания страховой честно работать, в том числе от квалификации и добросовестности отдельных сотрудников, их желания или нежелания отказать (сам работаю в страховой компании, причины для отказа, или как минимум задержки,найти можно почти всегда),
- и от посредников в Киргизии/Таджикистане, которые тоже не всегда готовы впрягаться, часто норовят выгадать себе кусок получше и побольше, чтобы не просто в ноль отработать спасы, а еще и маржу получить.
Опять же, вспоминая наш случай. Мы ждали вертолет рано утром, в 5 или в 6. Он прилетел в 3 часа дня. Мы звонили, нам рассказывали то про отсутствие керосина, то про то, что пилоты только прилетели и обедают, то про то, что две известные фирмы спорят за право нас спасти, в смысле - выступить посредником между страховой и физически единственным вертолетом/экипажем и что-нибудь с этого получить...
Суммарно, увы, сочетание менталитета российских страховщиков и местных посредников, помноженное на плохую связь по спутнику, дает очень и очень неутешительный прогноз.
За 8 дней занятий альпинизмом в Крыму запросили 1800 рублей.
Ввиду того что страховое покрытие $50000 включая $10000 за верт.
И это - только ПСР, медицина до дома и репатриация.
Отказался, т.к. в страховом случае ПСР всё равно будет силами группы (не ждать же спасателей, тем более страховая им всё равно ничего не заплатит), вертак там не актуален (но вычёркивать его и сумму за него нельзя), вывоз на дороге до больнички ... в этом посте описан, чудес не будет, лечение в Крыму и дорога до Москвы - в лучшем случае $1000 и то если лететь бизнесом и на 2 местах сразу.
ФАР вашу мать, нахрена ж такую хрень им насоветовали?
Никто ж теперь её не купит !!!
2а - выясняем по интернету и у знакомых, не кинули ли кого-то данные компании. Если кинули - не учитываем или в хвост списка с особым вниманием.
5а и 5в - извините, это бред. Какие "свечки"? Зачем и кому они нужны? Страховки берут под конкретные задачи. Нужен вертолет - ищем с покрытием, позволяющим его оплатить. Не нужен - совсем другое дело. А страховать одних участников за счет других - верный способ развалить команду еще до выезда в горы. Типа, Вася нам еще понадобится - его страхуем дорого, а ты, Петя - смертничек? Так что объявляем команде, как предлагаем страховаться. Обсуждаем. Если кто-то хочет большего - это его дело. Страхуется сам. Ответственный за страховку в команде только помогает ему.
7 - МЧС - это в России. В других странах его аналог, если и есть, то занимается совсем другим. Это надо учитывать. В России с ними связаться заранее - очень полезно. Но! Они официально никогда не скажут, откуда за какое время и какими усилиями они смогут вывезти. Это только через знакомых из конкретного подразделения можно выяснить. И то этой информации доверять нельзя. Отправят вертолет на неделю еще куда-то и что?
Кстати, в России как раз наличие МЧС сильно снижает активность страховых по поводу ПСР. Они, как правило, спокойно ждут, пока МЧС вывезет пострадавшего. И вертолет обычно не оплачивают. Потому как МЧС летает бесплатно.
Но в главном Вы правы! Главное - самим не плошать.