Хрустальный пик-2014: Лобуче Восточная, "Два полета стрелы"
Третий претендент на "Хрустальный пик" - сборная команда клуба "Одесса" за восхождение на Лобуче Восточную.
На РИСКе о восхождении:
Лобуче Восточная. Два полёта стрелы. Фотовернисаж.
Команда:
Юрий Киличенко,
Максим Перевалов,
Юрий Васенков,
Петр Побережный
Юрий Киличенко и Максим Перевалов
На вопросы Риск.ру отвечает Юрий Киличенко
- Юрий, Лобуче Восточная - вершина регулярно посещаемая. Как получилось, что бастион Восточной стены был нетронут. Или на нем есть другие маршруты?
Сказать, что Восточная стена была совсем нетронута - нельзя. Конечно, там не такое изобилие маршрутов, как на стенах Кавказа или Альп, но несколько линий там всё-же пройдено. Cтранно, конечно, что на такой доступной стене было проложено только две линии (не считая кулуара слева и гребня справа). Это чешский маршрут 1990 года (примерно 6А) и корейский маршрут 1992 года (6А-6Б). А вот правая часть стены, действительно, оказалась непройденной. Возможно, очень близкое расположение стены к популярному треку в БЛ Эвереста давало ищущим новые варианты ложную
уверенность, что уж тут-то всё хожено-перехожено...
Кстати, уже на горе оказалось, что наше восхождение не было первой попыткой в правой части
стены. В нижней части маршрута мы нашли несколько старых шлямбуров. Часть из них были с карабинами. часть - со спусковыми петлями. Мы оценили их возраст не менее чем в 15-20 лет - значит, в 90-е годы кто-то предпринимал неуспешную попытку штурма в этой части стены.
- А что вам в целом известно об истории восхождений на эту вершину?
Я видел в разных источниках разные данные о первовосхождении. Самое раннее упоминание - это об японской команде в 1979 году, поднявшейся по юго-восточнному гребню. Это тот маршрут, который теперь "классика".
По другим данным, первое восхождение было сделано в 1984 году, европейцем в связке с шерпой.
Совершенно точно, что северо-восточный гребень был пройден осенью 84 года, Тоддом Библером и Катериной Фрир, и повторен через 6 лет. По разным оценкам сложность этого гребня - 5А-5Б по нашей шкале трудности. В 86-м году Генри Кендаль и Джефф Лоу прошли ледовый кулуар в левой части
восточной стены, с выходом на "классику". Там, в разные годы, от 2 до 3 веревок крутого льда, и метров 200 скал средней сложности.
Чисто стенных же на горе было два маршрута - "Аве Мария", чуть левее центра стены, чешский, который два брата за 5 дней прошли в чисто альпийском стиле, и еще корейский маршрут 92 года. Лезли корейцы его 15 дней, и часть веревок там даже нависала, по их описаниям.
- Почему именно эта команда? Вы часто ездите вместе в экспедиции?
Именно этим составом мы собрались вместе первый раз. Но с двумя участниками меня связывает многолетняя дружба - с Максом Переваловым, например, мы ходили вместе еще с 2002-го года, и стояли рядом не на одной вершине, в том числе и в Гималаях. С Петром Побережным ходили, начиная с экспедиции в Фаны и на Памир в 2005 году. С Юрой Васенковым я познакомился лишь в 2013-м году. В экспедиции на Памир тогда у нас было полное взаимопонимание, и теперь я тоже надеюсь, что экспедиция в Гималаи этого года - не последнее наше совместное мероприятие.
- Лобуче Восточная - это было частью бОльшего плана. Но вышло несколько не так, как вы задумали, да?
Если вкратце, это восхождение планировалась, как акклиматизация - перед маршрутом Башкирова на Ама-Даблам. И до выезда в горы стена Лобуче представлялась, как сложная 5Б. Но уже на третьей-четвертой веревке стало ясно, что маршрут "шестерочный".
Стена, с учетом подходов-отходов и "отсидки", заняла более недели, после чего еще почти неделю мы пережидали в Дебоче сплошную непогоду, прежде чем выйти под южную стену Амы. Там, под маршрутом Башкирова мы провели чуть менее трёх дней, и этого хватило, чтобы понять - маршрут идти нельзя. Это маршрут по крутому ледовому "галстуку", с выходом на восточный гребень. В этом году он был объективно опасен - по нему постоянно сыпало то снегом, то льдом, то камнями. Поэтому, получив по телефону от нашей "офицерши связи" добро на восхождение по классике, мы его и сделали :) Всё же лучше, чем просто вернуться из-под Ама-Даблама...
- Ваш маршрут на Лобуче - объективно безопасный? Как вы выбирали линию?
Вначале, при планировании линии, мы примеривались к слабовыраженному внутреннему углу в правой части стены. Потом, именно из соображений безопасности, решили идти чуть левее его. И в принципе, это себя оправдало - во-первых, мимо нас за всё время восхождения не пролетало ничего серьезнее совсем мелких камешков. Во-вторых, внутренний угол оказался отполирован до блеска потокам воды - именно по нему течет вода, когда там снег тает после непогоды. Я бы сказал, что камни на Лобуче, как "ёж - птица гордая, не пнёшь - не полетит...".
- Технические трудности этой горы - расскажите о них. А заодно о тактике работы на маршруте.
Сначала, когда думали о маршруте, как о 5Б, планировали идти чисто в альпийском стиле. После первых верёвок убедились в "зубастости" стены.
Тактику пришлось скорректировать. Ночевки без платформы возможны на стене только в средней части, в районе большой косой полки. Решили в первый день обработать нижнюю четверть стены, затем, оторвавшись, перебраться на полку в средней части - а там повторить этот двухдневный цикл. Такой вот квази-капсульный стиль...
В принципе, от этой тактики нас отклонило только два дня непогоды - а в остальном именно так и получилось. День обработки, день подъема на середину стены, затем - опять день обработки и потом день выхода на вершинный гребень. Далее понятно...
Технические трудности - пожалуй, стандартные для высоких скальных маршрутов. Очень многое тут зависит от погоды. Если будет недели две ясно - то будут приятные, сухие, и достаточно крепкие скалы, почти до самого верха. Ну, а при плохой погоде, сам понимаете - и трещины снегом забиты, и сосульки висят, там где их не очень хочешь видеть... По ним, большей частью, не полезешь - слишком мелкие.
Были такие ледовые "сопли" двухметровые в средней части - отваливались при попытке лезть по ним, и пришлось их облазить по нависанию... Нижняя часть маршрута, хотя и всего одна веревка - вообще ледовая. Вершинный гребень - отдельная песня. При хорошей погоде он может быть приятной прогулкой, а вот в тумане там двигаться достаточно напряжённо, всё время нужно начеку быть, чтоб на карниз не выскочить.
- Жизнь в экспедиции - это определенный специфический микрокосм. За что вы любите экспедиции? Поделитесь, пожалуйста:)
Именно за то, что это - другая жизнь. До того, как начать движение по маршруту - на подходах, отходах - мы живём совсем не той жизнью, которой привыкли жить в городе, в привычной цивилизации. Иногда эти подходы составляют бОльшую по времени часть экспедиции, чем сам маршрут. И такие периоды - это соприкосновение с другой цивилизацией, с другой культурой. Другие нормы отношений между людьми, другая еда, другие растения и животные... Это всегда потрясает - какой бы раз ты не ехал в горы и в какую страну...
- Вообще насколько это трудно - подготовить экспедицию? Расскажите для тех, кто не знает, с чего в таких случаях начинают и чем заканчивают:))
Хм... Если в двух словах - то подготовка экспедиции занимает раз в пять больше времени, чем сама экспедиция. И количество вопросов, которые при этом нужно решить, исчисляется сотнями, а в некоторых случаях - тысячами.
Начиная от вопроса финансирования (который каждый раз решается по-новому), и заканчивая такими "мелочами", как правила взаимодействия с местным населением или органами правопорядка. Или мерах гигиены в гостиницах юго-восточной Азии...
Насчет того, с чего начинать - то думаю, начинают все по разному - кто с поиска денег, кто с выбора объекта для восхождения, кто с подбора команды... Но в каждом конкретном случае должен быть какой-то волевой импульс, толчок, исходящий от человека или группы людей. И если этот импульс есть и он достаточно мощный - то и экспедиция обязательно состоится.
Ну, а заканчивают все, обычно, одним и тем же - отчётом, фильмом, отмечанием - то есть, какой-то логической "точкой", после которой можно сказать себе - "Всё! Пора двигаться дальше!"
- Были в экспедиции моменты сомнений, слабости?
Были, конечно. Самый большие сомнения и колебания у нас были, когда мы сидели под южной стеной Ама-Даблама, и смотрели на маршрут Башкирова, на который изначально нацелились. По нему периодически сыпало и летело, а времени оставалось всего 12 дней (на маршрут и отходы), и нужно было решать, как быть. Были в какой-то момент мысли попробовать проскочить ночью вверх по кулуару, а потом - как получится. Были и мысли вообще свалить... Но здравый смысл взял верх, и мы решили отказаться от маршрута, но не отказываться от горы. И всё сложилось.
- Есть ли универсальный рецепт для успешного восхождения, как думаете?
Универсального, наверное, нет.
Но, думаю, в большинстве случаев сработает формула: успех = общая мотивация + тщательная подготовка + хороший психологический климат в команде.
Ну, а кто что вложит в каждый из этих компонентов - тут простор для фантазии :)
- Какие впечатления оставила после себя гора?
Насчет впечатлений - то они разные у участников. Для кого-то это было очередной "шестеркой", а для кого-то - первой. Поэтому и впечатления, конечно, разные.
Но в целом - много позитива. Захотелось продолжения...
А теперь обратимся к техническим деталям!:))
Информация о маршруте
Гималаи, национальный парк Сагарматха, р-н Соло Кхумбу
Лобуче (Lobuje, Lobuche ) Восточная, 6119 м, маршрут по правой части восточной стены, «Два полёта стрелы», предположительно 6А
Характер маршрута: комбинированный, перепад высот: 949 м, стенной части: 705 м, протяженность: 1320 м
Протяженность участков: V к. с. – 165 м, VI к. с. – 485 м
Средняя крутизна: стенной части – 68°, всего маршрута – 46°.
Использовано: скальных крючьев – 58, закладных элементов – 39, камалотов – 50, ледобуров – 7, шлямбурных крючьев – 11, оставлено скальных крючьев – 0, дырок под ИТО – 18.
Выход на маршрут: 6 утра 24 апреля 2014 г.
Пережидание непогоды 25-26 апреля
Вершина: 13:30 30 апреля
Возвращение в пос. Лобуче: 21:30 30 апреля.
Команда: Юрий Киличенко, Максим Перевалов, Юрий Васенков, Петр Побережный
Общее описание маршрута и тактические действия команды (далее информация из отчета)
Вершина Лобуче Восточная, высотой 6119м, была выбрана командой в качестве акклиматизационного объекта, перед восхождением на Ама Даблам по м-ту Башкирова, 6А. Изучив несколько вершин в данном районе, мы пришли к выводу о возможности первопрохождения стенного маршрута на Лобуче, по правой части восточной стены. Еще в Одессе был намечен предполагаемый маршрут, по бастионам правой части. Спуск изначально предполагался по классическому маршруту, который проходит по Ю-В гребню, и технически несложен.
Базовый лагерь находился в селении Лобуче (4900), а под стеной 23-го апреля был установлен ABC (одна палатка), на высоте около 5100. Место для лагеря находится на удобных песчано-галечниковых площадках в 100 м ниже основания стены. Вода – из снега, который присутствует кое-где между камнями.
Тактический план восхождения предусматривал однодневную обработку нижней части стены, с возвращением на одну ночь в ABC.
В день подхода, после осмотра нижней части стены, был найден кулуар межу основной стеной и громадным отдельно стоящим массивом, около 80 м высотой. Внизу кулуара не было следов падения камней, начинать маршрут было решено именно по кулуару. В первый день связкой Киличенко – Васенков было провешено три верёвки по 60м. После обработки команда вернулась в лагерь, чтобы на следующий день «оторваться». Однако ночью начался сильный снегопад, который продолжался почти двое суток. Выход на стену был отложен.
С 26 на 27 апреля небо прояснилось, с утра вышли на стену. Пока лезли провешенные верёвки, снег со стены почти полностью сошёл, оставшись только на полках. Лидировала связка Киличенко – Перевалов, команда прошла три новых веревки, нашли удобную полку для лежачего бивака, где и заночевали.
На следующий день (28-го) вышли с биваком, до 16-ти часов прошли три веревки. Приемлемого места для бивака найти не удалось, большая косая полка для бивака не годится – она слишком наклонена наружу, и простреливается камнями с «крыши». Связка Киличенко – Васенков вернулась к месту предыдущей ночевки устанавливать бивак, а связка Перевалов – Побережный прошли еще одну веревку, и к 19-ти часам спустились к палатке.
29-го апреля к 10-ти утра прошли обработанные вчера веревки, а затем связка Перевалов – Побережный обработали наиболее сложную часть стены (R12 – R14). С наступлением темноты команда вышла на гребень, идущий от северо-восточного ребра к снежной «крыше». Полулежачий бивак был организован ниже последнего большого жандарма, на косой полке шириной около метра, поверх которой был натянут тент от палатки.
На следующий день (30 апреля) вышли около 9 утра, и без особых трудностей к 11 часам достигли снежного гребня, ведущего к вершине. Эта точка имеет название «ложной вершины», и иногда группы, идущие по «классике» завершают восхождение именно здесь. От этого места к вершине, с одновременной страховкой, мы вышли за полтора часа, при портящейся погоде. На вершине погода уже окончательно испортилась, пошел снег, видимость упала до 15-20 метров.
Возвращение в пос. Лобуче, со спуском по классическому маршруту, заняло восемь часов. При хорошей погоде этот срок может быть сокращен до 5-6 часов.
Восхождение было совершено в соответствии с тактическим планом, за исключением двухдневной отсидки в непогоду. Травм, обморожений не было.
Описание прохождения маршрута.
Подходы.
В качестве БЛ и отправной точки используем селение Лобуче, где останавливаемся в лоджии «Above the clouds». Непосредственно от селения начинается подъём вверх по пологому склону, в западном направлении. Выйдя наверх отрога, через 15-20 минут, начинаем забирать к северу, и через 10-15 минут начинаем спуск траверсом, по правой (по ходу) стороне цирка, в направлении к уже видимой отсюда «нашей» стене. В цирке воды нет – хотя, судя по её следам, в сезон дождей и осенью её тут более чем достаточно. Бараньи лбы в 400-500 метрах от стены мы обходим справа, но их можно обойти с любой стороны, если подниматься снизу из цирка, а не идти от селения. Путь подхода и место лагеря показаны на фото ниже.
Начало маршрута
День 1.
Выход из лагеря связки Киличенко – Васенков, в 7 утра. В 9 часов первый начинает движение по снежному кулуару, крутизной 40-45 градусов. Снег переходит в лёд, в середине верёвки кулуар становится крутым, крутизна в самом сложном месте около 75 градусов. Лёд натёчный, тонкий, непрочный. Первый идёт с двумя ледовыми инструментами. Страховка через короткие ледобуры, якорные крючья и камалоты, сначала на правой, а потом - на левой (здесь и далее - по ходу) стороне кулуара. Порода рыхлая, приходится изощряться, чтоб поставить надёжные точки. Через 45-50 метров от начала кулуар немного выполаживается, лёд становится более прочным. С правой стороны короткая стеночка (примерно 2 метра), выше которой – хорошая полка на двух человек. До этого места – около часа. На полке организуется станция, здесь смена ведущего, следующие две веревки первым лезет Васенков.
Юрий Васенков в начале R2
Вторая веревка лезется немного влево. Вправо путь тоже просматривается, но там, хоть и положе, всё зализано водой, и присутствует много ледяных «ручейков». Левее же рельеф достаточно крепкий, крупноблочный. Порода шершавая , вибрам держит нормально. Для страховки идут якорные крючья, весь диапазон закладок и младшие номера камалотов. Половина верёвки проходится за 30-35 минут, до полки. Полка шириной в метр наклонена наружу. Выше полки крутизна увеличивается до 75 градусов, тут – неявно выраженный внутренний угол, в нём есть щель, залитая льдом. Часть трещин забита снегом. Для страховки тут идут крупные закладки и средние камалоты, а также ледобур. Эти 30 метров проходятся за 40-45 минут. В конце – полка, на которой обнаруживается старый шлямбур с карабином, 10 или 15 лет давности. Здесь станция.
Прохождение первым камина в конце R3
От станции чуть влево, а потом вправо вверх, по стенке крутизной 70 градусов и длиной 20-25 метров, есть мелкие трещины для якорных крючьев и щели для камалотов 1-2 номера. Стенка выводит на маленькую полочку перед внутренним углом. Внутренний угол крутой, градусов 75. Вверху он превращается в вертикальный камин, длиной около 4 метров. Во внутреннем углу есть участки, залитые льдом. Станция чуть ниже камина, неудобная, висячая. Впоследствии была сделана другая станция, выше камина, за счет спрямления веревки на 5-6 метров.Прохождение этой веревки заняло около полутора часов. На полку ниже станции занесено около 20 кг снаряжения.
Погода портится, уже в 15 часов начинает лететь мелкий снег. Примерно в начале четвертого начинаем спуск к палатке, и 17 часов мы в лагере. На следующий день планируется «отрыв».
День 2,3
Всю ночь шел снег, выход на маршрут был отложен. К утру снег перестал, но в обед пошел снова. Только к ночи 26 апреля погода успокоилась. Всю ночь было ясно и безветренно.
День 4
Выход из лагеря в 6 утра, связка Киличенко - Перевалов. Задача первой связки – быстрый выход на верх перил, и начало обработки веревок до большой косой полки, где предполагается ночевка. Васенков и Побережный выходят в 8 утра. Им предстоит транспортировка бивачного снаряжения.
Пока дошли до конца перил, снег на стене растаял, остался только на полочках.
Крутые участки стены хорошо прогреваются солнцем, и быстро становятся сухими. По щелям и трещинам, в то же время, течёт вода от таяния снега. По белому потоку, правее линии маршрута, течёт настоящая река.
Перевалов проходит камин в конце R3 , широкий внутренний угол над ним, и стенку выше него (R4). Стенка проходится по левой части, здесь больше возможностей для страховки. После этого нижняя станция переносится на небольшую полочку над камином. Первый продолжает движение по внутреннему углу со щелью, для страховки идут якорные крючья и мелкие камалоты. Здесь из внутреннего угла выдаётся что-то типа большой полутораметровой пробки. Станция – прямо над ней. Сверху пробки – полочка 10 на 10 сантиметров, здесь можно стоять, переминаясь с ноги на ногу. Веревка пройдена за полтора часа.
Прохождение участка R5
Прохождение следующей веревки (R5) занимает около двух часов. Сначала Перевалов пробует пройти стену над внутренним углом слева, однако в левой части стена плавно выводит под нависание. Забив шлямбуг, Максим маятником уходит вправо, и пытается иди лазанием по правой части стены, где кажется немного положе. Здесь Максим забивает шлямбур, и проходит около 20 метров на ИТО, сложностью A3, используя лесенки и крюконоги.
Выше стена уводит чуть вправо, и по стенке с породой почти чёрного цвета Максим выходит на удобную наклонную полку. Здесь станция.
От станции вправо-вверх по 10-метровой полке (R6), в конце которой – замерзший водопад. Левее водопада– почти вертикальная 20-метровая стенка , которая заканчивается нависающим «лбом». Верхняя часть стенки проходится на ИТО, и завершается крутым внутренним углом (R7). Левее в 10 метрах просматривается полка с площадкой для ночёвки, на которую нужно полтора-два метра приспуститься. К 18-и часам здесь собирается вся группа. Погода сносная – пасмурно, но снега нет. На полке есть снег и лёд между камнями, для получения воды. Бивак.
День 5
Связка Побережный – Перевалов выходят в 7 утра, а Киличенко – Васенков, с биваком, на полтора часа позже.
Первая веревка идётся вверх от правого края площадки, вверху забирает немного влево. Станция на выступе. От этой точки вправо идёт гребешок, длиной в веревку, который выводит на большую наклонную полку, расекающую стену примерно пополам.
От полки вверх первым работает Побережный. От места, где гребень выводит на полку, движение влево-вверх. Линия движения довольно очевидна. Первые 20 метров рельеф сильно расчленён, двигаться нужно осторожно. Страховка через камалоты разных номеров. Далее рельеф становится монолитным. Стенка около 15 метров, проходится без ИТО, несмотря на наличие нескольких небольших карнизиков. В следующем затем неявно выраженном внутреннем углу идут в ход якорные и классические вертикальные крючья.
После прохождения всей группой этой веревки принимается решение вернуться для ночевки к предыдущему месту бивака, так как подходящей площадки для ночевки обнаружить к 16-ти часам не удалось. Часть снаряжения оставляется здесь, и Киличенко и Васенков спускаются ставить лагерь.
Следующая веревка, R11, одна из ключевых на маршруте. Ее идет первым Побережный. Эта веревка отнимает немногим более двух часов. Здесь стенка с монолитным рельефом, с бедными возможностями страховки, большим количеством дырочного ИТО и сложным лазанием, ориентировочно 6a-6b. Забито два шлямбура. Ориентироваться при движении нужно на хорошо различимый впереди большой карниз, точнее – его левую часть. После этой веревки станция на небольшой полочке. Здесь оставляется всё специальное снаряжение, и связка Перевалов-Побережный к 19-ти часам спускается к палатке.
Карниз в конце R12
День 6
На следующий день выход от бивака в 8 утра, и к 10 утра Побережный и Перевалов выходят наверх перил. Отсюда и до выхода на «крышу» лидирует Максим Перевалов. Веревки R12 и R13 – самые сложные на маршруте. Их прохождение занимает около семи часов. Ориентирование тут несложно – нужно пройти левее большого карниза, вплотную к нему. Однако на этом участке приходится преодолеть два карниза (ИТО A3), и несколько отвесных участков с бедным рельефом. Лазанье ориентировочно до 6b. Страховка – шлямбурные крючья, мелкие закладки и якоря мелкого размера. В дело идут скайхуки от Black Diamond, как дырочный так и рельефный. К 17 часам самая сложная часть стены пройдена.
Участок R13 с большим карнизом справа
Последний участок перед гребнем (R14) представляет собой крутой внутренний угол, ведущий сначала влево, а затем вправо-вверх. Его левая часть сильно заснежена, а середина местами залита льдом. Страховка – большие камалоты и различные крючья. К 19 часам вся команды выходит на гребень, левее большого жандарма. По гребню еще одна несложная веревка влево, и к 20 часам обустраиваем бивак на небольшой полочке перед следующим большим жандармом, под прикрытием нависающей плиты.
Жандарм выше ночевки лагеря С2
День 7
30 апреля выходим в 9 утра, быстро проходим стенку большого жандарма (зацепки крупные, страховка надежная), затем около 60 метров разрушенного скального гребня с небольшими выступами, по 3-4 метра размером. К 11 утра выходим на снежный гребень, ведущий к вершине. Через 60-70 метров – т.н. «ложная вершина». С самого утра было час или полтора солнца, однако погода быстро портится. К вершине идём в тумане. Движение с одновременной страховкой, в основном по правой стороне гребня, иногда переходя на левую. Перед самой вершиной (примерно за 40-50 метров) для страховки закручиваем два ледобура, здесь небольшой участок с крутизной до 45-50 градусов. На самой вершине видны следы (как потом оказалось, позавчерашнего) восхождения большой группы, по классическому маршруту. Тура на вершине нет, однако видны следы пребывания человека. На вершине вся группа была в 13:30.
Спуск с вершины по классическому маршруту, ориентировочно 2б категории сложности.
В начале десятого вечера спустились в селение Лобуче, где и были торжественно встречены персоналом и постояльцами лоджии «Above the clouds».
Фотографии из архива команды
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
107
Комментарии:
rupshov, 08.12.2017 17:50
Странно, что ни одного комментария под такой статьей!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий